Сейчас на борту: 
Elektrik,
KonstantinK,
Prinz Eugen
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 … 8

#1 05.01.2009 14:50:30

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Они были первыми

Про первые сражения  "пироскафов".


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#2 05.01.2009 15:08:05

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Они были первыми

1

А. П. Боголюбов. Бой пароходофрегата "Владимир" с турецко-египецким военным пароходом "Перваз-Бахри" 5 ноября 1853 года.

http://s46.radikal.ru/i114/0901/78/93a73a41dee0.jpg

Этот бой традиционно считается первым сражением паровых кораблей. Но были ли предшественники?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#3 05.01.2009 15:39:01

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Они были первыми

Ну и разные описания боя не помешают. Если он действительно был первым.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#4 05.01.2009 21:42:45

mister X
Мичманъ
michman
Сообщений: 641




Re: Они были первыми

1

Бой пароходо-фрегата "Владимир" с турецко-египетским "Перваз-Бахри" действительно был первым боем пароходов.  До этого был обмен выстрелами винтовой канонерки "Von der Tann" c датским пароходом "Hecla" (боем назвать нельзя) подробностей тоже найти пока не удалось.

#5 06.01.2009 08:31:12

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Они были первыми

Всем ОГРОМНОЕ СПАСИБО за отклики. Про "Колхиду" - завел ветку "Пароходы против берега" и перенес туда ваши сообщения.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#6 06.01.2009 17:55:40

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Они были первыми

Georg G-L написал:

винтовой канонерки "Von der Tann" c датским пароходом "Hecla"

А данные этих кораблей имеются?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#7 06.01.2009 18:31:02

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10342




Re: Они были первыми

В 1848 г. временное правительство Шлезвиг-Гольштейна создало свой флот для борьбы с датской блокадой. В частности, в него вошел колесный пакетбот "Бонин" с 4 пушками. В июне 1849 г. он заставил отступить датский "Гекла" в Кильской бухте.http://s52.radikal.ru/i138/0901/3b/2db2ea413685t.jpg

#8 06.01.2009 18:35:10

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10342




Re: Они были первыми

1

Канонерка "Фон дер Танн", 1-е немецкое винтовое судно. В бою с датскими "Валькириен" и "Гекла" у Нойстадта сел на мель и был подожжен экипажем, чтобы не попасть в плен.http://s57.radikal.ru/i158/0901/2c/c18cc5eddd72t.jpg

#9 06.01.2009 22:31:53

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Они были первыми

СПАСИБО! Если б еще подробности....


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#10 07.01.2009 00:11:09

mister X
Мичманъ
michman
Сообщений: 641




Re: Они были первыми

По бою "Владимира" и "Перваз-Бахри" хорошее описание есть в материалах для истории русского флота серия  "Русские флотоводцы" "Вице-адмирал Корнилов" Москва 1947 год.
О действиях на море в немецко-датской войне 1848-50гг. на русском языке практически ничего нет за исключением Штенцеля и Киргофа, но там подробно описан лишь бой у Экернфьорда 5 апреля 1849 года. В немецких и английских работах тоже подробного описания пока не попадалось.

#11 07.01.2009 10:08:04

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10342




Re: Они были первыми

Georg G-L написал:

данные этих кораблей имеются?

Датские корабли:
Пх Hekla (1842-79), 637 т, 159’4-27-11’4/10’6 (футы) 200 л.с. (номин.)=9 у.
Вооружение: 2-60ф (бомб.), 2-24ф, 2-4ф
Был вооружен в 1845, 1848, 1850-51, 1859
Командиры:
1848 – капитан C.B. Kobke
1849 – кап.-лейт. F.L.F. Sommer
1850 – капитан E. Suennon

Парусный корвет Valkyrien (1847-67), 125-31’10-14’8/13’4 (футы)
Экипаж – 147 вооружение – 20-18ф, 6-4ф

#12 07.01.2009 10:47:05

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10342




Re: Они были первыми

Georg G-L написал:

данные этих кораблей имеются?

http://s52.radikal.ru/i137/0901/39/fc3dffaf0793t.jpg

#13 07.01.2009 10:49:19

Михаил
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Липецк
ТАКР "Адмирал Кузнецов"
Сообщений: 561




Re: Они были первыми

Эд , а что это за книга ??

#14 07.01.2009 11:59:10

Kris
Гость




Re: Они были первыми

mister X написал:

Ну и разные описания боя не помешают. Если он действительно был первым.

5-го ноября пароход «Владимир» в 8 часов заметил неизвестный пароход и начал с ним бистро сближаться. Пароход противника начал активно менять направление, идя то к берегу, а то в открытое море. В 9:45 на «Владимир» поднял Андреевский флаг, противник же выкинул турецкий и направился на сближение с русским пароходом. «Владимир» выстрелил предупреждающий выстрел. Ядро упал перед носом турецкого парохода. Турки на это ответили бортовым залпом. Бой начался. Турецкие снаряди, пролетали через «Владимир», огонь же русского парохода бил более точным. Одним из первых же снарядов бил снесен турецкий флаг, который турки вскоре заменили. Русский пароход зашел в кильватер турку, у которого там не било орудий и стал безнаказанно стрелять по нему. Турки старались маневрировать, что бы выйти в положение залпа бортом, однако даже когда это удавалось, не смотря на маневры «Владимира», снаряди, делали, перелети. Русские же успешно вели огонь ядрами, бомбами и даже картечью. В 12 часов, командир турок стоявший на площадке бил снесен ядром, как и сама площадка. После этого пароход противника взял курс на берег. Что бы не дать ему уйти русский пароход подошел на самое близкое расстояние и дал залп картечью. Это било в 13 часов. Турки остановились и спустили флаг.
Потери русских: Лейтенант Железнов (адъютант командира корабля) и 1 матрос, 3 нижних чина ранении.
Потери турок: 3 офицера и 16 нижних чинов убиты и 21 нижний чин ранен.
Турецкий пароход бил сильно избит огнем. Практически не получила попаданий машина и труба. Уничтожении приборы управления, сбиты компасы, из обшивки вирвани целые доски.

Что интересного ой пароходов мог произойти на день раньше 4-го ноября. Близь мыса Керемпе пароход «Бессарабия» заметил турецкий пароход «Меджари – Таджарета», скрыл себя под парусами и подпустил турок поближе. И затем набросился на них после второго выстрела нашего парохода турки стали покидать судно, успели покинуть до половин экипажа ну и само собой капитан. Таким образом, взят второй пароход трофей! Интересно, а какие судьбы сих трофеев!???

Отредактированно Kris (07.01.2009 12:07:19)

#15 07.01.2009 13:24:58

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10342




Re: Они были первыми

Михаил написал:

что это за книга ??

E. Groner, German warships, 1815-1945, v. 1 - англ. перевод Гренера.

#16 07.01.2009 15:40:36

Михаил
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Липецк
ТАКР "Адмирал Кузнецов"
Сообщений: 561




Re: Они были первыми

Эд написал:

E. Groner, German warships, 1815-1945, v. 1 - англ. перевод Гренера.

Ест ли её сканы ?? , если есть то где её можно скачать ??

#17 08.01.2009 00:20:31

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Они были первыми

Михаил написал:

если есть то где её можно скачать ??

Присоединяюсь.

Kris написал:

Интересно, а какие судьбы сих трофеев!???

ЕМНИП "Перваз-Бахри" был отведен в Севастополь где исправлен и переименован в "Корнилов"; перед оставлением Севастополя сожжен на стапеле. Повоевать то под русским флагом успел?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#18 10.01.2009 15:53:45

Агриппа
Гость




Re: Они были первыми

Не бой, конечно, но тоже "он был первым" (монитором, пересекшим океан).

Боголюбов.
Заход американского монитора Миантономо.
http://i069.radikal.ru/0901/13/ecf66bec139ct.jpg

#19 10.01.2009 16:04:25

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Они были первыми

Агриппа написал:

Заход американского монитора Миантономо.

Я так понимаю в Кронштадт, лето 1866 года.

http://s56.radikal.ru/i151/0901/72/5b7f4a0dc97dt.jpg

Весной 1866 года стало известно, что помощник секретаря морского департамента Г. Фокс должен отправиться в Кронштадт на мониторе "Миантономо" и передать послание конгресса императору Александру II. Узнав об этом, противники мониторов ехидно писали в газетах, что наконец-то Фокс будет наказан - погребен на дне океана в одном из тех "плавучих гробов", постройке которых он так энергично содействовал во время войны.
5 июня 1866 года "Миантономо" с Фоксом на борту, сопровождаемый двумя колесными пароходами "Августа" и "Эшелот", вышел из порта Сент-Джонс на Ньюфаундленде в свой первый трансатлантический переход. Спустя десять дней - 16 июня - он вошел в ирландский порт Кингстаун (ныне Дан Лэре) близ Дублина.  В своем отчете морскому департаменту Фокс отзывался об океанском плавании на "Миантономо" не иначе как о "приятной прогулке". "Мы можем быть уверены, - писал он, - что броненосцы типа мониторов гораздо лучше бортовых судов как для боевых целей, так и для крейсерства. Хорошо построенный монитор, обладающий всеми качествами, требуемыми от крейсера, должен иметь только одну башню, вооруженную не менее как 20-дюймовыми (508-мм) орудиями, два отдельных винта и обыкновенную парусность. Удобства, предоставляемые монитором для офицеров и команды, значительно лучше тех, какие имеют прочие суда нашего флота, потому что он обладает остойчивостью, хорошей вентиляцией, ярким светом, проходящим не через бортовые иллюминаторы, а через палубные люки, и всеми другими приспособлениями". Однако Фокс не решился вторично испытать прелести "приятной прогулки" на мониторе, и обратно в США через Атлантику "Миантономо" шел на буксире за пароходом.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#20 10.01.2009 16:05:59

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Они были первыми

«Кронштадтский Вестник» № 67 (719) за 15 июня (27 июня) 1866 г.

В последнем номере английской «Army and Navy Gazette» от 16 июня напечатана весьма интересная кореспонденция о мониторе Мiантономо, о прибытии которого так много говорят у нас. По словам «Army and Navy Gazette» ниже напечатанная корреспонденция заслуживает полного доверия. Мы-же с своей стороны надеемся, что она будет не безынтересна для читателей нашей газеты. Вот, что пишет корреспондент английской военной газеты:

«Имя монитора Мiантономо (Miantonomoh) произносится американцами так: — ми-ен-то-ном-ай. Монитор этот имеет 1.225 тонн новой меры; 257 фут длины; 52 фута 10 дюймов ширины; сидит в воде в полном грузу 14 футов 10 дюймов и имеет в таком положении всего 30 дюймов высоты борта от грузовой ватерлинии. Мiантономо снабжён двумя винтами в 10 фут 6 дюймов каждый; машина его имеет 4 цилиндра в 30 дюймов с ходом поршня в 27 дюймов и работает при 45 фунтах пара с отсечкою на 6/10 хода поршня. Монитор этот может взять с собою 415 тонн антрациту и на тихой воде имеет наибольший ход в 10 узлов. Палуба монитора покрыта 2 1/4 дюймами железа, положенного на обыкновенную палубу. Борта блиндированны пятью однодюймовыми плитами, положенными на деревянную подкладку и сверх железных брусьев врезанных в дерево на 2 дюйма, и имеют 12 дюмов толщины. Башни монитора имеют 10 дюймов толщины и вооружены каждая двумя 15-ти дюймовыми орудиями, выбрасывающими ядра в 450 фунтов, при 55 фунтах дюпоновского пороху. Полное число команды и офицеров монитора 136 человек. Мiантономо построен для южных вод и предназначался для береговой защиты, и потому скорост не считалась на нём главным и непременным качеством. Те новые мониторы, которые строются теперь в 3.200 тонн водоизмещения, с 15 дюймовым блиндажем на башнях, — будут пересекать океан по всем направлениям и будут обладать замечательной скоростью, перенося свои 15-ти, а в случае надобности и 2-ти дюймовые пушки. Что же касается до Миантономо, то он принадлежит к числу тех судов, к системе которых мы тотчас же присоединились, несмотря на мнение наших офицеров, общественное мнение и печать, в начале весьма враждебные этого рода судам. В конгрессе также была сильная и многочисленная партия против этой системы мониторов. все называли их плотами (raft). Теперь после долгой и упорной борьбы система эта одержала верх и мы торжествуем победу, и к нам мало по малу пристают все наши соперники».

Из этой корреспонденции, написанной как кажется одним из самых заметных авторитетов во флоте Соединённых Штатов, быть может самим капитаном Фоксом, не трудно увидеть, что такое монитор, приход которого ожидают у нас и к выше изложенному нам остаётся только прибавить, что с монитором идёт колёсный пароход "Августа", обращённой из почтового, ходившего в Саванну. Сам капитан Фокс идёт на мониторе, английский капитан Байтеси (Bythesea) идёт пассажиром. Газета Army and Navy полагает, что оба судна вышли из Америки 6 июня нового стиля.

http://s48.radikal.ru/i122/0901/d2/556e2e85dc05t.jpg


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#21 10.01.2009 16:07:32

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Они были первыми

«Кронштадтский Вестник» № 85 (737) за 26 июля (8 августа) 1866 г.
Встреча в Кронштадте
Вчера, в особом прибавлении, напечатали мы известие о приходе монитора Миантономо и парохода Августа. Ниже читатели найдут это описание, повторённое нами для иногородных наших читателей. К этому описанию мы считаем долгом прибавить всё то, что происходило сегодня. В 9-м часу утра астроном кронштадтской морской обсерватории Л. Э. Гибнер посетил пароход Августа и монитор Миантономо. Г-н Гибнер привёз с собою письма на английском языке, в которых подробно изложены были правила показания среднего полдня в Кронштадте, с обозначением разности времени между меридианами Гринвича, Нью-Йорка и Кронштадта. В 10 часов господин главный командир порта генерал-адъютант адмирал Ф. М. Новосильский, с начальником штаба контр-адмиралом И. Н. Изыльметьевым, капитаном 1-го ранга Баженовым и адъютантом штаба, посетил американские суда, для отдачи визитов, сделанных накануне командирами. Во время пребывания Его Высокопревосходительства на пароходе Августа ему сделан был салют, при подъёме русского флага, 17-тью выстрелами. На это тотчас-же было отвечено равным числом выстрелов с близь стоящего винтового корвета Гридень, при подъёме американского флага. После Августы адмирал посетил монитор и весьма долго и подробно осматривал его. В присутствии Его высокопревосходительства ворочали башни, показывали действие 15-ти дюймовых орудий и вентилаторв, снабжающих воздухом каюты и жилое помещение этого почти подводного судна.
Монитор Миантономо представляет собой увеличенный тип наших мониторов, но по принципу и системе постройки весьма похож на наши. Во всяком случае, как судно перешедшее океан, и тем доказавшее, что мониторы могут быть хорошими мореходными судами, он вполне заслуживает полного и самого серьёзного внимания специалистов.
В 11 часов адмирал оставил монитор и на катере возвратился в гавань. На пути адмиральский катер встретился с двумя катерами: с депутациями от морского собрания в Кронштадте и от морской библиотеки. Депутации эти передали капитанам Муррей и Бомонт и всем офицерам обоих судов именные билеты на звание членов морского собрания и морской библиотеки.
В 12 часов на восточный рейд прибыла паровая яхта Нева, имея на фор-брам-стеньге флаг С.-Петербургского речного яхт-клуба; в тоже время появилась целая флотилия яхточек клуба под парусами. Всё это придавало необыкновенное оживление нашим рейдам, нашей эскадре и гаваням, как нарочно, переполненным купеческими кораблями. С паровой яхты Нева послана была депутация на американские суда с поздравлением с приходом наших заокеанских друзей.
В 1 час капитаны американских судов с американским вице-консулом г. А. Х. Вилькенсом делали визиты г. командиру вице-адмиралу А. В. Шулепникову и прочим начальствующим лицам в порту.
В исходе второго часа, американские офицеры, числом до 30 человек, съехали с своих судов на пароходе Ижора. Подходя к гавани офицеры и сопровождавший их лейтенант пересели на паровой барказ Колдунчик, и направились к рундукам средней гавани, откуда пешком через Господскую улиу направились в здание морского собрания и библиотеки. Здесь встретили их члены комиссии, избранной для приёма.
При осмотре библиотеки всем американским офицерам предложены были каталоги, изящно переплетённые и нарочно для них изготовленные. Тут-же показывали им свято-сохраняемые хартии города Нью-Iорка и штата Род-Эйланд, поднесённые в 1863 г. адмиралу С. С. Лесовскому и подаренные им в музеум библиотеки.
В 2 с половиной часа по полудни, при звуках американского народного гимна, всё общество село за стол в нашем роскошном зале морского собрания. Этот завтрак не имел официального характера и отличался дружеской беседой первого знакомства наших гостей с людьми, собравшимися для того, чтобы оказать им радушный приём и показать им всё достойное замечания в окрестностях нашей столицы.
Вечером, в 5 часов, капитаны американских судов и некоторые из начальствующих лиц в Кронштадте приглашены были к обеду к г-ну главному коменданту порта.
Заврашний день наши гости отправяться в Петергоф. Посланник Штатов г. Фокс, его секретари и капитаны Мюррей и Бомонт будут иметь честь представляться Его величеству Государю Императору, а прочие офицеры сделают прогулку в экипажах по великолепному парку и вечером отправятся на Елагин остров, где будет устроен фейерверк, по случаю дня рождения Ея Величества государыни Императрицы.
В четверг утром, в Кронштадте ожидают посещения Е. И. В., а вечером, в 5 часов, назначен большой обед для г-на Фокса и американских моряков, в зале морског собрания, от имени русского флота.
В пятницу, 29 июля, назначен обед в Кронштадтской городской Думе от граждан города Кронштадта.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#22 10.01.2009 16:09:44

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Они были первыми

10 августа гости из США по приглашению московского общества отправились по железной дороге в Первопрестольную. Ехали специальным поездом, в вагонах, задрапированных снаружи «флагами американских цветов». По пути – в Любани, Чудове, Новгороде, Tвери – проходило чествование путешественников. Торжественная встреча была устроена им и в старой российской столице. На банкете в честь американцев московский генерал-губернатор князь Владимир Долгоруков сказал: «Прием, оказанный вам в среде нашего флота, говорит о том, каким уважением пользуются граждане Соединенных Штатов в нашем отечестве. Поверьте, что такой же прием вы встретите и в Москве...» Из Белокаменной представителей Нового Света по их просьбе повезли на Нижегородскую ярмарку, и они были поражены ее размахом. И это неудивительно. Достаточно сказать, что во время работы волжского торжища, а продолжалась оно ровно два месяца в году, население Нижнего Новгорода возрастало в 6–8 раз, с 40 до 250–300 тыс. человек. Сумма сделок превышала 100 млн. руб. Одного только чая здесь продавалось более 6 тыс. тонн.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#23 10.01.2009 16:12:32

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Они были первыми

http://s39.radikal.ru/i085/0901/e7/84647eecc21dt.jpg

Монитор новейшего типа "Миантономо" и пароход "Августа", под флагом товарища государственного секретаря по морскому министерству Соединенных Штатов капитана Фокса, 19-го июля прибыли в Кронштадт в сопровождении вышедшей им навстречу русской эскадры адмирала Лесовского. Принятый в высочайшей аудиенции, капитан Фокс поднес государю адрес, вотированный конгрессом, в котором выражалась искренняя радость американцев по случаю избавления государя от опасности покушения и глубокая благодарность за поддержку, оказанную Россией Америке.

Американские офицеры и команда встретили в Кронштадте и Петербурге в морских кругах самый горячий прием, которым русские моряки желали отплатить американцам за широкое гостеприимство, оказанное нашим эскадрам в Америке. Желая выразить благодарность не только русскому правительству, но и народу капитан Фокс с депутацией отправился в Москву, чтобы в лице московского населения принести благодарность самому "сердцу России".

Прием, который депутация встретила в Москве, несмотря на всю его чисто московскую пышность, вышел довольно конфузным для русского общества, резко подчеркнув хроническое y нас невнимание к родному флоту и полное невежество в тех, даже мировых, вопросах политики, в которых флот наш играл выдающуюся роль. Тонкий юмор И. Ф. Горбунова тогда же подметил эту черту: "Господа Американе! как теперича мы друзья, коли будет приказание, при нашем капитале — мост через Антлантический океан в три дня! в лучшем виде! Господа Американе, ура!" — эта речь, будто бы сказанная Фоксу и, дальше, ответный ему же тост "за здоровье, за здоровье отца архимандрита! Ура!" — вот в художественной обработке Горбунова московская оценка мировых событий 1861—1866 годов.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#24 10.01.2009 17:13:49

Dampir
Гость




Re: Они были первыми

Georg G-L написал:

Присоединяюсь.

На старом форуме была ссылка - 8 томов на немецком

#25 10.01.2009 18:02:44

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10342




Re: Они были первыми

Dampir написал:

8 томов на немецком

Они были переведены на английский.

Страниц: 1 2 3 … 8


Board footer