Вы не зашли.
Как известно, вся или почти вся литература по малым охотникам сосредоточена на одном-единственном типе МО-4. Само собой, это самый многочисленный и очень удачный по нашим меркам катер. Но это лишь развитие ранних типов. Есть ли какая-нибудь информация по остальным катерам семейства МО (МО-1, -2, -3, -5, -6)? Иногда лишь упоминается, что МО-4 создан на базе МО-2. А как вырабатывалось само ТТЗ на малые охотники? Как проектировался МО-1? Какие изменения вносились в проект по пере накопления опыта эксплуатации? Наконец, чем отличались последние серии - МО-5 и МО-6? Встречал данные, что у них был металлический корпус...
В общем, ветка для обсуждения технической стороны наших "мошек"
В старых "Катерах и яхтах" была статья о проектировании первого варианта "МО-2" в 1933г КБ Ермаша
Отредактированно Dampir (18.01.2009 14:27:41)
Завтра отсканирую.Не уверен ,что полностью сохранилась
А это из "Судостроения" http://www.almaz-kb.ru/pub4.htm
Отредактированно Dampir (18.01.2009 14:54:35)
Dampir написал:
А это из "Судостроения" http://www.almaz-kb.ru/pub4.htm
Почитал. Честно говоря, двоякое впечатление. С одной стороны, узнал несколько для себя интересных моментов. С другой - появились некоторые вопросы. Разве "правительственная яхта" может носить обозначение МО-1 (морской охотник)? По вооружению тоже ИМХО бред пишут (про 37-мм и 25-мм АУ): по проекту изначально стояли 45-мм орудия и 12,7-мм пулемёты (причём, подозреваю, что сначала ставили ДК, ДШК шли на более поздних катерах). А 25-мм автоматы появились только в конце ВОВ (про наличие/отсутствие 37-мм 70-К врать не буду, но ни на одном известном мне фото "мошек" их не наблюдается).
Вованыч_1977 написал:
наличие/отсутствие 37-мм
Появились во время ВМВ на МО-Д3
http://militera.lib.ru/memo/russian/nikitin_bv/10.html
http://pvrf.narod.ru/woor/mor/od200b.htm
Отредактированно Dampir (18.01.2009 19:41:58)
Dampir написал:
Появились во время ВМВ на МО-Д3
Согласен. Но ведь мы про МО-IV и сотовaрищи ?
Отредактированно Вованыч_1977 (18.01.2009 16:42:16)
Вованыч_1977 написал:
сотовaрищ
БМО - сотоварищи или нет?
Dampir написал:
БМО - сотоварищи или нет?
Боюсь, я не совсем верно выразился - и, соответсвенно, ввёл Вас в заблуждение . Речь в данном топике, как я полагаю, о "сотоварищах" МО-IV: МО-I МО-II, МО-III, МО-V, МО-VI. Т.е. тех серий, о которых в начале темы говорил уважаемый Scharnhorst.
Scharnhorst
OCR статьи Ермаша из КиЯ лежит здесь: http://filebox.od.ua/?file=9328ac030c78 … 1717ec347f.
Всем заинтересованным
В свое время заграничный товарищ прислал страничку, как я понимаю, из американского справочника. На ней фигурирует МО-1 (правда, с 45-мм, тогда как Ермаш пишет о том, что катер был вооружен двумя пулеметами), довольно похож на себя МО-2, БМО обозван МО-3, а в качестве МО-5 фигурирует, то ли ОД-200, то ли МО-Д3. Ну и в том же духе... Размер оригинальный.
С уважением -
Отредактированно Б.Г.Мот (18.01.2009 20:44:07)
Б.Г.Мот написал:
OCR статьи Ермаша из КиЯ
Угу. ее и имел в виду
Лет шесть назад я ее отсканировал и распознал для польского приятеля. Честно говоря, рассчитывал на бОльшее, поскольку писал сам Ермаш. А так - упоминание о том, на что был похож МО-1, какие недостатки были у МО-2,Ю почему туда не "влезла" 76-мм пушка - вот и вся конкретика об истории развития проекта. А о МО-3 (серия, судя по всему, была небольшой - почему ?), МО-5 (он, похоже, так и остался единственным) и о МО-6 (судя по фотографиям на той же Авиабазе - практически тот же МО-4 со стальным корпусом и 21-КМ) ни слова. Недавно вышла книжка Старосельцева "Катера", но в ней о МО вообще ничего нет. Увы.
С уважением -
Отредактированно Б.Г.Мот (18.01.2009 22:47:08)
Scharnhorst написал:
пограничного катера на Чудском озере
Похож на посыльное судно типа "Пика" (1909) - бронекатер в 23.5т.
Но вроде бы в советском флоте их не было
Были, целых две единицы в Амурской флотилии. Но это не бронекатер - он явно деревянный. Скорее похож на кунгас, но без нахально задранного носа, характерного для "кавасаки". Или на сторожевой катер абосской постройки, но у них явно выражен полубак, да и, кажется, все они попали к финнам. А больше всего - на истребитель Ревенского
Но в то, что кто-то из них попал на Чудское озеро с Черного моря, верится с трудом. Хотя... НКВД, однако...
Я постил это фото на Авиабазе в надежде, что найдется знаток плавсредств МПО НКВД. Увы...
С неизменным уважением -
В принципе, фирма Ревенского вроде бы находилась в Одессе, т.е. по аналогии с верфью Золотова, вполне могла сохранить производственную базу.
В выпуске о сторожевиках типа "Ураган" обратил внимание вот на такую фотку (это где "Пурга" на параде на Неве, 1939 г.):
Катера явно имеют признаки быстроходных. На дальнем четко читаеся номер Ш-2, но по Бережному такой носил только катер типа "Рыбинец", а это всяко не они.
Dampir написал:
Похож на посыльное судно типа "Пика" (1909) - бронекатер в 23.5т.
Но вроде бы в советском флоте их не было
Два катера этого типа в 1945 году еще входили в состав Амурской флотилии. В принципе, при определенной фантазии можно найти сходство, но меня очень смущает покатость палубы в носовой части.
Scharnhorst написал:
очень смущает покатость палубы в носовой части
Собственно, это одна из особенностей, которые делают этот погранкатер похожим на истребитель Ревенского. Что-то наподобие карапасной конструкции в носу наблюдается и на фото, и на схеме. Если истребителю на схеме придать дифферент на нос, так вообще будут как родные братья (конечно, не считая количества и формы иллюминаторов рубки). Любопытно, есть ли какие-либо данные о судьбе фирмы Ревенского ?
Scharnhorst написал:
А как вырабатывалось само ТТЗ на малые охотники?
Кажись изначально они проектировались для Морпогранохраны НКВД - ведь к началу ВОВ не менее половины МО были в погранфлотилиях. Задачи ПЛО - условность для флота даже конца 30ых гг., минно-тральные и миннозаградительные варианты вообще самоделки-импровизации периода ВОВ
Нашел подтверждение насчет МО-6 - в гангутовской брошюрке Ермаша/Бирюка про МО-4 говорится, что на заводе №661 (Балаковская судоверфь) было построено четыре катера МО-4 со стальным корпусом.
В "М-Хобби" сегодня тоже посмотрел: ситуация аналогичная; говорится о "нескольких" катерах проекта МО-VI, которые за исключением стального корпуса, от МО-IV более "ничем не отличались"...
Новороссийский ?
Б.Г.Мот написал:
Новороссийский ?
Он самый. Правда, чего-то фото не припоминаю...