Сейчас на борту: 
charlie,
Cyr,
Kapral,
Prinz Eugen,
shuricos,
Заинька,
Мамай,
Сергей_1,
Эд
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#1 08.05.2012 08:38:41

aligvi
Гость




М-118 и Salzburg

-1

Гибель транспорта "Зальцбург" и пропажа без вести подводной лодки М-118 две совсем разные истории, чтобы не писали ... историки!
В районе гибели транспорта - лодки нет, во всех точках, указанных в документах тогдашнего противника - нет, в границах минного поля также нет. Проверено с помощью супер современного поискового оборудования...

У кого есть возражения готов выслушать.
С уважением,
Игорь Алексеев
Одесса

Отредактированно Prinz Eugen (08.05.2012 09:57:16)

#2 08.05.2012 12:24:54

aligvi
Гость




Re: М-118 и Salzburg

Чем больше ищем, тем меньше остается надежд найти. Последняя надежда была найти лодку в границах минного поля. Обследования этого участка моря, проведенные в 2009 и 2010 годах не дали результатов!

Сам раньше думал что гибель лодки и транспорта связана, т.к. являюсь автором приведенного ниже текста (http://wreck.ru/stat7.shtml).

КАТАСТРОФА НА ТРАНСПОРТЕ "SALZBURG" И ГИБЕЛЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ "М-118"
    Только в середине семидесятых годов в средствах массовой информации заговорили о трагедии, разыгравшейся в Черном море в далеком октябре 1942 года. Трагедия эта, по числу человеческих жертв, превысила трагедию всем известного судна под названием "TITANIK". На транспорте "SALZBURG" погибло более 2 тысяч советских военнопленных! И сегодня в истории гибели этих людей, как и в подробностях гибели экипажа советской подводной лодки "М-118" больше вопросительных знаков, чем ясности:
    Летом 1942 года немецкие армии, поддерживаемые союзными Германии соединениями после получения подкрепления и перегруппировавшись, наступали на всем южном участке советско-германского фронта. Только в Севастополе, практически брошенными на произвол судьбы было и попали в плен более 90 тысяч советских военнослужащих, а с берегов Керченского полуострова не удалось эвакуировать еще около 100 тысяч красноармейцев и командиров. Фронты Великой Отечественной войны приближались к Волге и вершинам Кавказских гор, когда в первые дни октября 1942 года на прибрежные пляжи сел Балабановка, Лебедевка и других, море выбросило почти 2 тысячи тел погибших военнослужащих. Лишь единицы из них (в основном, видимо, служившие в военно-морском флоте) смогли добраться до берега вплавь. Однако на них, обогретых и накормленных местными жителями, началась охота румынской полиции. Оккупационные румынские власти приказали местным жителям собирать выброшенные морем тела и доставлять их в специально отведенные места. На основной массе погибших была советская военная форма. Лишь у некоторых встречались документы, которые румыны сразу же изымали. Погибших хоронили, сбрасывая тела в ямы (многих захоронили во рву на кладбище у села Николаевка), а в одном из мест, над сложенными под обрывом телами, просто взорвали склон... Со временем море смыло обрушивший грунт и сейчас останки погибших вновь лижет морской прибой...
    Долгие годы советская пресса и историческая литература вообще не вспоминали о трагедии в маяка Будаки. Лишь в книге Дмитриева "Атакуют подводники" появилась информация, что это судно погибло от торпед советской подводной лодки.
    Официальные германские источники также были немногословны по поводу произошедшей на судне трагедии. Для примера приведу данные из справочнику "Deuthlands Handelsschiffe 1939-1945", изданного в 1974 году в Гамбурге: ":1942 год, рейс Очаков-Констанца. В тот день транспорт "SALZBURG" атакован и торпедирован у Будаки подводной лодкой "М-118". Эта лодка была уничтожена румынской канлодкой "GHICULESCU". Румынские корабли, сопровождающие конвой, не смогли предотвратить эту потерю...". И все:
    Как и другие, лежащие на небольшой глубине затопленные суда "SALZBURG" всегда будоражил воображение жителей береговых сел и поселков, в которых, как правило, располагались рыболовецкие колхозы. Рыба любит обитать и нереститься в лабиринтах и расщелинах, и ей все равно кто их создал: природа или руки человеческие. Рыбаки же ищут места, где рыба и, рискуя потерять тралы, "утюжат" места затопленных объектов. От рыбаков автору неоднократно доводилось слышать и о попавших в тралы мотоциклах (предел мечтаний послевоенного сельского труженика) и о сокровищах, и о сейфах, набитых драгоценностями, и о награбленном в музеях Крыма серебре и предметах древности, лежащих в трюмах затонувших кораблей.
    "SALZBURG" был и, по сей день остается одним из таких загадочных кораблей. По официальной версии он лежит в точке с координатами 45? 35,60' северной широты и 30? 19,61' восточной долготы - в районе поселка Будаки Одесской области. История подводных обследований судна началась еще в ходе Великой Отечественной войны, и начали эти обследования немцы... Поняв, что спасти его невозможно - они уничтожили выступавшие над поверхностью моря надстройки и мачты. После изгнания оккупантов с советской земли эти обследования продолжила Аварийно-спасательная служба Черноморского флота. Сохранились записи об обследовании судна в августе 1947 года. Затем были обследования 1972, 1980, 1988 годов и другие. Интересно, что в 1988 году в акте обследования пишется - ":судно сильно разрушено - искореженный металл, обломки корпуса и надстроек:".
    Практически все одесские аквалангисты (не любит автор - новомодный термин дайвер) посетили "SALZBURG". Техники, позволяющей судну или шлюпке точно выйти в обозначенный на карте объект, тогда еще была в большом дефиците, но над заветным судном, именуемым всеми "SALZBURG", покачивался на волнах буй (на морском жаргоне - "сигара"), привязавшись за который можно было практически без проблем попасть на затопленное судно. Одно время на судно это даже осуществлялись регулярные погружения члены юношеского клуба аквалангистов Одессы.
    Жестокий пограничный режим не позволял в советское время беспрепятственно осуществлять погружения. Да и компетентным органам следовало объяснить, чего это вдруг советских аквалангистов (как правило, все из которых были комсомольцами) заинтересовало погибшее судно противника (да еще то, о "грузе" которого не рекомендовалось говорить и писать на страницах средств массовой информации). Нужна была экспедиция, ставившая перед собой благородные цели. Вот и выкручивались тогда аквалангисты, действовавшие, как правило, под видом комсомольско-молодежных объединений и клубов. Мол, интересуемся мы совсем не бывшим вражеским судном "SALZBURG", а организуем поиск советской подводной лодки "М-118", торпедировавшей это судно и погибшей чуть позже от атак кораблей прикрытия конвоя противника.
    Одной их таких экспедиций была состоявшаяся в 1990 году советско-итальянская по поискам "М-118". В тот год в ряде изданий СССР появилась серия статей и публикаций об этой экспедиции. В первую очередь члены экспедиции ставили своей целью поиск подводной лодки "М-118" и обследование лежащего на небольшой глубине в районе поселка Будаки немецкого транспорта "SALZBURG". В заметках и статьях, было подробное описание героических действий советских подводников, но не слова о тысячах погибших на борту вражеского судна.
    Итак, обратимся к официальным данным тогдашнего противника, которые в конце войны попали в руки советских моряков и долгие годы были закрытыми для массового читателя.
    Подходил к концу сентябрь 1942 года. Объемы морских перевозок противника возрастали. Немцы срочно перебрасывали на Черное море небольшие суда с Балтики (по суше, а затем по Дунаю) и приводили через Босфор и Дарданеллы морские суда из Эгейского моря. В апреле 1942 года "SALZBURG" прошел через Босфор в Черное море, чтобы больше его воды никогда уже не покинуть, однако это прибытие на Черное море было для судна не первым - оно заходило в Черное море еще до войны - в 1939 году. "SALZBURG" был весьма ценным судном для противника на Черноморском театре военных действий, и его прибытие не могло остаться незамеченным для советской военно-морской разведки.
    Интересный материал автору довелось видеть в Севастополе у одного из ветеранов флота - это были перепечатки из журнала донесений флота (к сожалению, полное наименование документа тогда не было зафиксиксировано). В документе были приведены донесения в хронологическом порядке. Сперва шло донесение, что по сообщению средств массовой информации противника и нейтральных стран в районе маяка Будаки произошла катастрофа с немецким судном "SALZBURG", на котором погибло около 2000 человек. Через некоторый промежуток времени следовало донесение о том, что подводная лодка "М-118", которая, вероятно, уничтожила "SALZBURG" в базу не вернулась и считается погибшей.
    Зачем же могла возникнуть необходимость одновременной перевозки столь большого числа военнопленных на одном судне? Захватчики использовали попавших в плен на работах с первых же дней. В тыловые районы вывозился металлолом (разбитая в боях техника и вооружение), а грузить его на суда можно было только вручную. По официальным германским данным на борт судна "SALZBURG" было принято 810 тонн железной руды (по другим данным, угля) и 2300 советских военнопленных . Но и руду и уголь и грузят и выгружают, как правило, с помощью грейферов. Пленные, вероятнее всего, использовались для погрузки на борт судна опасного груза - получившего повреждения боезапаса и металлолома. Вот и объяснение происхождения большого количества поврежденного боезапаса в районе судна.
    Теперь постараемся восстановить примерную картину трагедии, произошедшей у маяка Будаки с использованием официальных данных тогдашнего противника, которые в конце войны попали в руки советских моряков и долгие годы были закрытыми для массового читателя. Это, так называемые "Дневники войны", в которых немецкое морское командование скрупулезно фиксировало все события и радиограммы, пришедшие с кораблей и судов, совершавших морские переходы и участвовавших в боевых действиях.
    1 октября 1942 года. В Северо-западном районе Черного моря дует норд-ост силой 5 - 7 баллов, поверхность моря неспокойна, чем и решаются воспользоваться немцы для перехода опасного участка пути. В 5 часов утра 1 октября 1942 года из Очакова вышел небольшой конвой, в состав которого входили немецкий транспорт "SALZBURG" ("ЗАЛЬЦБУРГ") валовой регистровой вместимостью 1742 брутто регистровых тонн и болгарский пароход "ZAR FERDINAND" ("ЦАРЬ ФЕРДИНАНД") - 1994 брутто регистровых тонн - временно находившегося в эксплуатации у немецкого командования. Конечный пункт следования - район устья Дуная. Переход до Бугаза обеспечивался охранением из четырех катерных тральщиков "FR-1", "FR-3", "FR-9" и "FR-10". Этот конвой получает неофициальное имя "Южный".
    Погода, тем временем ухудшается, из Одесского порта, вследствие изменения состояния погоды (норд-ост усиливается до 7 баллов) и высокой волны, отменен выход танкера "LE PROGRESS" в сопровождении сторожевика "F 170", но, несмотря на все в 9.00 приходит радиограмма: "Южный конвой Одессу прошел".
    Преодолевая волны и ветер, суда южного конвоя продолжали движение и в 12.40 проходят Бугаз, на траверзе которого происходит смена конвоиров. Маломореходные катерные тральщики "FR-1", "FR-3", "FR-9" и "FR-10" в 13.00 укрылись в Днестровском лимане - в порту Бугаз, а в 12.35 в охранение двух транспортов вступили румынские корабли. Это канонерские лодки "LOCOTENENT COMMANDOR STIHI EUGEN" ("ЛОКОТЕНЕНТ КОММАНДОР СТИХИ ЭУГЕН") - кратко именуемый в документах "STIHI" и "SUBLOCOTENENT GHIGULESCU KONSTANTIN" ("СУБЛОКОТЕНЕНТ ГИКУЛЕСКУ КОНСТАНТИН") - "GHICULESCU" а также катерного тральщика "MR-7". В дальнем прикрытии конвоя над морем кружится румынский самолет-разведчик. Море все также неспокойно, конвой следует довольно близко к берегу - мелководье хоть как-то гарантирует его от атак со стороны подводных лодок. В 13.55 поступает очередное сообщение: "Сопровождение происходит безупречно".
    И вдруг в 13.57 в точке с координатами 450 55' северной широты и 210 05' восточной долготы у борта следующего вторым судна "SALZBURG" раздается взрыв и ввысь, выше надстройки и мачт взметается столб воды. Судно торпедировано, но кем - это остается неизвестным на кораблях охранения - столь характерных для торпедных атак того времени следа торпеды, выпущенной подводной лодкой не видно - волнение и зыбь скрывает все. Корабли охранения бросаются в контратаку - но так как не замечена точка залпа и расстояние прошедшее торпедой - их бомбы глушат только рыбу и в 14.07 румынская канонерская лодка "STIHI", на борту которой находился командир конвоя, сообщила в штаб морских операций об атаке подводной лодки в точке с координатами 450 55'северной широты и 300 21' восточной долготы. Была объявлена противолодочная тревога.
    Интересно, что германский офицер связи, находившийся на борту одной из румынских канлодок и лично наблюдавший взрыв на транспорте, в рапорте говорил о том, что столб морской воды поднялся на полтора метра выше надстройки судна, но произошел со стороны правого борта. Это значит, что либо судно подорвалось на плавающей, сорванной с якоря мине, либо командир "М-118" капитан-лейтенант С.С. Савин шел на чудовищный риск и атаковал конвой со стороны берега, где мелководье не позволило бы ему уклоняться от преследования маневрированием. Все охранение конвоя прикрывало его со стороны моря и контратаковали румынские канлодки с морской стороны: Однако такая тактика уже использовалась советскими подводниками и вполне могла иметь место в ходе данной атаки.
    Тем временем капитан транспорта получает от командира конвоя приказ: "Продолжать движение и выброситься на берег". Это приказание легче отдать, чем исполнить, так как поврежденный взрывом немецкий пароход, быстро заполняется водой, садится носом и когда остается всего около полутора метров под клюзом якоря он касается грунта. Однако погружение судна в пучину при этом не останавливается.
    Что происходило в это время на подорванном судне представить страшно. Капитан повернул судно к берегу, за живучесть команда не боролась, и уже спустя примерно 13 минут после взрыва "SALZBURG" сел всем корпусом на грунт. Только мачты, дымовая труба и надстройка мостика погибшего судна после этого возвышались над бушующем морем. Вода быстро заполнила твиндеки, где заточенными оказались оставшиеся в живых после взрыва военнопленные. Однако далеко не всем, кому удалось вырваться из душных твиндеков на палубу, доведется остаться в живых:
    Тем временем, пока на обреченном судне шла борьба тысяч людей за жизнь, по "закону конвоев" противолодочным зигзагом уходит подальше от места атаки второе судно конвоя - "ZAR FERDINAND". Идет война, и законы моря о спасении попавших в бедствие заменены другими законами - уцелевший бросает погибающего: Канонерская лодка "GHICULESCU" и катер-тральщик "MR-7" уже ведут спасательные работы. Но звериное отношение к пленным проявилось и в этой трагической ситуации - в 14.15 корабли конвоя получают из штаба морских операций приказание, свойственное для фашистов: - "Спасать только немецких и румынских солдат".
    В 14.20 в штаб поступает сигнал об обнаружении подводной лодки патрульным самолетом, барражирующим над морской поверхностью, но происходит это в точке к SSW примерно в 2 милях в стороне от места катастрофы. Это сообщение заставляет немецкое командование свернуть спасательные действия и, опасаясь действия в районе нескольких советских подводных лодок, принять решение: "STIHI" - патрулирует место гибели судна и продолжает спасательные операции, а "МR 7" прекращает их, и следует вдогонку ушедшему на юг пароходу "ZAR FERDINAND" чтобы охранять его на переходе к Сулине. Вскоре туда же направились обе канонерские лодки.
    В 15.45 командир конвоя с канлодки "STIHI" послал очередную радиограмму в штаб, сообщая о том, что "SALZBURG" затонул на мелководье, над водой остались лишь мачты и надстройки, а плохая погода, сильный ветер и волнение на море, а также недостаток спасательных средств сильно затрудняют проведение спасательных работ. Только после этого сообщения - в 16.45 немецкие катерные тральщики "FR-1", "FR-3", "FR-9" и "FR-10" выходят из Бугаза к месту гибели судна, а в 17.32 приходит следующее сообщение, где есть такие строки: : ":70 русских висят на мачтах". Если немцы особо не беспокоились о судьбах погибавших на затопленном транспорте, то румынское командованием военно-морских сил все же решило прибегнуть к помощи местных рыбаков, которые были подняты по тревоге, и посланы в море. Точное число спасенных ими неизвестно, но, несомненно, часть военнопленных были спасены рыбаками прибрежных сел. Всего после румынских указаний до полудня 2 октября было поднято из воды еще 42 военнопленных.
    В 20.00 в порт Сулина вошел болгарский пароход "ZAR FERDINAND", доставивший часть спасенных, в числе которых было 13 членов экипажа "SALZBURG", 5 немцев артиллеристов-зенитчиков из расчета зенитной установки погибшего судна, 16 охранников и 133 военнопленных.
    В 23.00 спасательные работы завершены, катерными тральщиками "FR-1", "FR-3", "FR-9" и "FR-10" были доставлены в порт Бугаз еще 75 спасенных военнопленных.
    Всего же на транспорте "SALZBURG" погибло 6 немцев и 2080 советских военнопленных.
    Теперь вернемся к судьбе подводной лодки, экипажу которой "защитывается" удачная торпедная атака на транспорт. Советская подводная лодка "М-118" (командир капитан-лейтенант Савин Сергей Степанович) вышла на позицию № 42 (район мыса Бурнас) из Поти 22 сентября 1942 года. По плану, после прибытия на позицию (а это должно было произойти утром 25 сентября), она должна была сообщить об этом в базу по радио. Однако сообщения от лодки не поступило, и все дальнейшие предположения о возможных действиях ее экипажа основываются только на данных тогдашних противников и не имеют подтверждения в советских архивах. Поэтому оговоримся сразу - причиной гибели транспорта противника с советскими военнопленными или "хиви" на борту нельзя однозначно считать торпеду советской подводной лодки. А подлинными причинами гибели "М-118" могли стать:
    - подрыв на мине румынского минного заграждения S-32,
    - глубинные бомбы румынских канонерских лодок (днем 1 октября),
    - атака германского гидросамолета BV-138 (утром 2 октября),
    - подрыв на мине советского минного заграждения (выставленного в районе позиции еще в 1941 году или заграждения № 54 выставленного советской подводной лодкой - в случае навигационной ошибки),
    - подрыв на плавающей мине в ходе перехода на позицию или возвращения (при выходе из строя рации и невозможности связи с базой)
    - гибель лодки на переходе из-за отказа техники или ошибки личного состава.
    Официальная версия гибели советской подводной лодки "М-118" звучит так - спустя два с половиной часа после атаки у маяка Будаки подводная лодка была обнаружена обеспечивавшим противолодочное охранение конвоя немецким гидросамолетом BV-138 из состава 3-й эскадрильи 125-й разведывательной авиагруппы. Самолет сбросил на лодку несколько глубинных бомб, а также навел на нее румынские канонерские лодки "STIHI" и "GHICULESCU" из состава охранения конвоя. Эти корабли тоже атаковали лодку глубинными бомбами.

С уважением,
Игорь Алексеев

Отредактированно aligvi (08.05.2012 12:43:02)

#3 08.05.2012 14:44:30

aligvi
Гость




Re: М-118 и Salzburg

И еще.
Не забывайте, что подводную лодку М-118 до последнего времени действительно не искали.
В советские времена ее использовали, чтобы объяснить почему советской или совместной советско-итальянской, советско-польской и т.д. экспедиции нужно нырять на германский транспорт «Зальцбург» на котором погибли пленные (а вдруг они враги?).
Вот и придумывали изворотливые комсорги легенду по поиску М-118. А нужно было прийти в точку, зацепить шлюпку за буй, именуемый в наших местах «сигарой», и понырять на весьма доступный пароход.
В 80-е годы на "Зальцбург" водили даже детей, мечтающих стать аквалангистами. Палаточный городок на прекрасном пляже. Вышел на шлюпке в море, прицепился за "сигару", половил бычков, которых там водиться неимоверное количество, понырял. Ну чем не курорт.
А по справкам – искали М-118.
Только когда были опубликованы координаты минных полей, удалось убедить ряд одесских клубов пройти с ГБО по бывшему минному полю. Тем более что один из таких поисков привел к успеху – клуб «Посейдон» у острова Змеиный обнаружил в 2007 году носовую оконечность эсминца «Лейтенант Зацаренный».
На вопрос – а зачем, отвечал: - найдем лодку и по наличию торпед в торпедных аппаратах определим - была ли она «виновата» в гибели транспорта или нет.
К сожалению, на этом минном поле оказалось пусто. Я об этом писал многим исследователям еще несколько лет назад. Но они посчитали, что у нас было некачественное оборудование.
Хотя и обещал автору, что не буду сильно «выступать», но не выдержал, когда получил и прочитал последнюю исследовательскую работу на эту тему.   
Нет М-118 на минном поле!
А аквалангистам не стоит тратить деньги и время.
С уважением,
Игорь Алексеев

Отредактированно aligvi (08.05.2012 15:04:48)

#4 08.05.2012 15:59:58

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: М-118 и Salzburg

4

К сожалению, в вашей статье, Игорь, много существенных неточностей.

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #526556
Зачем же могла возникнуть необходимость одновременной перевозки столь большого числа военнопленных на одном судне? Захватчики использовали попавших в плен на работах с первых же дней. В тыловые районы вывозился металлолом (разбитая в боях техника и вооружение), а грузить его на суда можно было только вручную. По официальным германским данным на борт судна "SALZBURG" было принято 810 тонн железной руды (по другим данным, угля) и 2300 советских военнопленных . Но и руду и уголь и грузят и выгружают, как правило, с помощью грейферов. Пленные, вероятнее всего, использовались для погрузки на борт судна опасного груза - получившего повреждения боезапаса и металлолома.

Это все додумывание, ничем не подкрепленное. В официальных германских данных никаких разночтений нет – они точно знали, что грузят, уголь или руду. В данном случае на SALTZBURG совершенно определенно грузили Eisenerz – железную руду. Не металлолом, не боезапас. Пленные также однозначно не участвовали в погрузке, так как садились уже после окончания погрузки (или в самом ее конце).

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #526556
выход танкера "LE PROGRESS" в сопровождении сторожевика "F 170"

Сторожевика? Это БДБ F.170А.

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #526556
В 13.55 поступает очередное сообщение: "Сопровождение происходит безупречно".

Это мне очень напомнило фразу из перевода документов А. Скробачем. На самом деле это никакое не "очередное сообщение", просто запись в КТВ за 13.55. "Das Geleit wird einwandfrei ubersehen". На самом деле, это значит, что командир конвоя вследствие хорошей видимости отчетливо видит все принадлежащие ему корабли.

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #526556
И вдруг в 13.57 в точке с координатами 450 55' северной широты и 210 05' восточной долготы

Тот, кто переписывал данные у немцев/румын, допустил грубую ошибку. На самом деле записанные в КТВ координаты 45.55 – 30.21,5. "30" просто выпала!

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #526556
в 14.07 румынская канонерская лодка "STIHI", на борту которой находился командир конвоя, сообщила в штаб морских операций об атаке подводной лодки в точке с координатами 450 55'северной широты и 300 21' восточной долготы. Была объявлена противолодочная тревога

Радиограмма без координат и вообще с другим текстом была отправлена только в 14.30.

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #526556
Интересно, что германский офицер связи, находившийся на борту одной из румынских канлодок и лично наблюдавший взрыв на транспорте, в рапорте говорил о том, что столб морской воды поднялся на полтора метра выше надстройки судна, но произошел со стороны правого борта.

Нет, не говорил он такого – это опять неверный перевод. В рапорте на 14.00 есть запись, что дескать правого борта парохода все еще не видно, то есть он валится на пораженный борт медленно, отсюда Шай делает вывод, что торпеда была небольшого диаметра. К тому же канонерка выходит в атаку на ПЛ на левый борт – странное поведение, если взрыв с правого борта. Все остальные рассуждения про чудовищный риск, соответственно, ни к чему.

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #526556
Но звериное отношение к пленным проявилось и в этой трагической ситуации - в 14.15 корабли конвоя получают из штаба морских операций приказание, свойственное для фашистов: - "Спасать только немецких и румынских солдат".

Из приказа выкинуто только одно слово – однако какое! "Erst", или "сначала". Ну да, с ним зверство теряется. Жесткий, но логичный приказ – при дефиците спасательных средств и опасности новых торпедных атак следует сначала спасать своих, а уж потом чужих.

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #526556
В 14.20 в штаб поступает сигнал об обнаружении подводной лодки патрульным самолетом, барражирующим над морской поверхностью, но происходит это в точке к SSW примерно в 2 милях в стороне от места катастрофы

Во-первых, этот сигнал принят и на канлодках, не только в штабе. Во-вторых, почему SSW? В тексте четко "nordostwarts", то есть северо-восточнее. Вы даете совершенно противоположное направление.

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #526556
Вскоре туда же направились обе канонерские лодки.

Как сказать, вскоре. Через 3 часа.

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #526556
Всего же на транспорте "SALZBURG" погибло 6 немцев и 2080 советских военнопленных.

А в каком документе указаны данные цифры? Я видел в записи Адмирала Черного моря только цифры спасенных – 16 немцев, 47 румын, около 200 пленных (цифра не окончательная). Уже подсчет по ранее показанным в документах цифрам дает 208 человек. Сколько спасли рыбаки, сколько выплыло и попало к врагу, сколько выплыло и сумело скрыться – неизвестно, и вряд ли мы это узнаем. Скорее всего, цифру в 2000 погибших следует сократить, вопрос только насколько.

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #526556
- подрыв на мине румынского минного заграждения S-32,

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #526682
Нет М-118 на минном поле!

Какие использовались координаты? Учитывалась ли возможность ошибки определения места на румынских минзагах? Вернее даже спросить так: следы минного заграждения при этом были найдены?
Наконец, М-118 могла быть тяжело повреждена на мине, какое-то время двигалась дальше и только потом затонула. Т.е. район поисков должен быть довольно велик.

#5 08.05.2012 21:23:10

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: М-118 и Salzburg

Если по минному полю С-32 искали и ничего не нашли, то действительно надежд мало. А насколько мощным было оборудование? Не могло ли лодку частично замыть в грунт?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#6 08.05.2012 22:50:59

aligvi
Гость




Re: М-118 и Salzburg

igor и Мирослав!
Спасибо за ответ с правками.
Статью писал давно (еще до 2003 года) использую ксерокопию отчета подписанного gez. Schay (на немецком языке) и несколько книг на румынском языке. Переводил сам - ничегошеньки не понимая как в немецком так и в румынском. А координаты минного поля получил от американского историка Эриксона (давно это было). 

По поводу боезапаса. Это визуальное наблюдение аквалангистов. Битого металлолома там тьма, особенно искореженных гильз. В отчетах клуба "Садко" даже было написано, что им заполнено два трюма. Что перевозилось в трюмах сейчас не определить. У судна раскрылись борта. Одним словом - развалина.
О пробоине со стороны правого борта (обращенного к берегу) рассказывали ветераны, видевшие транспорт еще целым.

Экспедиция 2009 года клуба "Посейдон" прошла по линии поставленного 15.05.42 заграждения S 32 (из 280 мин UMD в трех линиях, поставленных на курсе 248,9 градус от точки с координатами: 45-50 N, 30-43,6 E до точки с координатами: 45-45,6 N, 30-38,9 E). Ширина захвата ГБО составляла метров 120 с каждого борта. Следов деятельности человека на дне обнаружить не удалось. Грунт - песок и ракушка.
На днях разговаривал с одним из аквалангистов, который с аналогичным ГБО в 2010 году прошел этим же маршрутом следуя на своей яхте через этот же район  с юга на север. И чуть "мористее". Пусто.

С уважением,
Игорь

Отредактированно aligvi (09.05.2012 00:02:20)

#7 09.05.2012 06:33:40

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: М-118 и Salzburg

Мин было только 200 UMА в два ряда. Погрешность при постановке - 5(!) кабельтовых. Так что два прохода в точных координатах - это ни о чем. Для верности нужно обыскать гораздо больший район.
Мне вот интересно - а реально через столько лет обнаружить какие-то следы самого минного поля, т.е. ряды якорей на дне?

#8 09.05.2012 08:05:49

han-solo
Гость




Re: М-118 и Salzburg

igor написал:

Оригинальное сообщение #527246
Мне вот интересно - а реально через столько лет обнаружить какие-то следы самого минного поля, т.е. ряды якорей на дне?

Нет.Они давно ушли в грунт,если было бы дно каменистым,так заросли бы давно,да и якорь мины не так велик.

#9 09.05.2012 09:51:31

aligvi
Гость




Re: М-118 и Salzburg

Всех с ПРАЗДНИКОМ!
C ДНЕМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!

По поводу минных якорей на грунте. Все зависит от грунта. В районе гибели Щ-212 они есть - там проходит каменистая гряда, кроме того там работал АСС ЧФ в 1975 году и, видимо, размывали грунт. В других местах ГБО никаких минных якорей на дне не обнаруживает. Скорость заноса илом и погружения предметов в песок и ракушку под действием силы тяжести уже скрыли их.

По поводу количества проходов. А кто оплачивать будет бесполезный поиск?
Мы имеем идеи, но не имеем денег. А человек при деньгах – хочет иметь золото или славу. И желательно сразу!

Почему считаю поиск бесполезным. Брал интервью у ветеранов моряков двух дивизионов тральщиков, очищавших от мин прибрежные воды Одессы после войны.
Вспоминали примерно следующее: - каждое минное поле многократно прочесывалось тральщиками. После этого между двух кораблей натягивался трос, который тянули по грунту вдоль дна на предмет обнаружения затопленных объектов. В границах минных полей в терводах СССР не поднятой и не нанесенной на карту оказалась лишь Щ-212, которую, по моей версии, нашли сразу, использовали для тренировки диверсантов с острова Майский, а потом, как бы случайно, нашли к юбилею Победы. Есть на то свидетельство человека служившего на острове Майский.
А районах рейдовых стоянок дно еще и прочесывали водолазы в тяжелом снаряжении, которые обходили весь участок стоянки и расписывались в специальном журнале, на которую был нанесен весь участок рейдовой стоянки.
Несмотря на столь тщательный подход к тралению, совсем недавно аквалангисты из Лаборатории подводных технологий нашли на рейдовой стоянке в Одессе «Юнкерс». Спросите почему? Да он лежал зарывшись глубоко с грунт еще с войны, и случайно накануне был вытащен из него тянущимся по дну якорем одного из отстаивавшихся на рейде судов.
Поверьте опыту. В Междуречье Днестра и Дуная много необнаруженных объектов времен первой мировой (эта акватория вместе с прибрежной территорией тогда отошла к Румынии и не была основательно прочесана ЭПРОН), но не времен Великой Отечественной, когда там провели работу корабли Краснознаменного Черноморского флота. Будьте уверены – районы минных полей «вылизаны» были ими до основанья. Могли, конечно, что-то засекретить. Не спорю.
С уважением,
Игорь Алексеев

Отредактированно aligvi (09.05.2012 09:54:54)

#10 09.05.2012 10:11:16

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 3985




Re: М-118 и Salzburg

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #527255
Нет.Они давно ушли в грунт,если было бы дно каменистым,так заросли бы давно,да и якорь мины не так велик.

Не утверждаю, но..  в фильме болгарских дайверов о спуске к Щ-210, ЕМНИП, показаны 2 якоря и лежащий на грунте минреп...


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

#11 12.05.2012 06:21:38

Елкин А В
Гость




Re: М-118 и Salzburg

Я немного добавлю. В районе гибели "Зальцбурга" , на лоции отмечено 4 четыре объекта . Из них Зальцбург, Теодорих, Неизвестный пароход. Так вот четвертого объекта, который лежит примерно в 3-х км от Зальбурга мы не нашли!! Там возвышение над грунтом должно быть не менее 4-х метров. Я был на Зальцбурге, и не видел использованного боезапаса. Только 37-мм снаряды. И много угля!! Руду тоже невидел, может щамыта в грунт!!

#12 12.05.2012 12:37:01

bell
Участник форума
Сообщений: 456




Re: М-118 и Salzburg

А мне вот, как дилетанту, интересен вопрос - насколько различаются чисто визуально подрыв судна/корабля на мине и взрыв торпеды?

#13 12.05.2012 12:47:06

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: М-118 и Salzburg

Думаю, что при сопоставимо качестве и количестве ВВ, а также глубине хода торпеды/углублении постановки мины - никак не различаются. Но все эти вещи редко совпадают.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#14 12.05.2012 13:11:41

han-solo
Гость




Re: М-118 и Salzburg

bell написал:

Оригинальное сообщение #529032
интересен вопрос - насколько различаются чисто визуально подрыв судна/корабля на мине и взрыв торпеды?

Отличаются сильно,у каждого боеприпаса свой "почерк" и при равном количестве ВВ в большинстве случаев отличимо:
"...при взрыве мины от соприкосновеннии с бортом в наружной обшивке получается чашкообразная впадина с порывом посредине и трещинами в листах обшивки по краям пробоины.Набор корпуса корабля сломан,скручен;бимсы,стрингеры и другие связи изогнуты,разорваны;листы палуб и платформ,если они затронуты взрывом,приподняты и погнуты.В стороны от пробоины борт вмят,деформирован,швы листов обшивки местами расходятся,заклёпки срезаны.
Взрыв торпеды даёт больше разрывов,вмятина образуется более крупная;но отношение площади повреждения борта к площади пробоины меньше,чем при минном взрыве.Взрыв торпеды даёт сильное местное повреждение,тогда как мина даёт большую площадь повреждения с пологими вмятинами при сравнительно небольших пробоинах."С.В.Иванов"Живучесть надводного корабля".1940.
И в более поздних учебниках по которым меня учили, всё примерно также.Кое-что можно посмотреть здесь;http://www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponB … age/05.htm

#15 12.05.2012 13:26:16

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: М-118 и Salzburg

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #529087
Отличаются сильно,у каждого боеприпаса свой "почерк" и при равном количестве ВВ в большинстве случаев отличимо:

Вопрос, как я понял, был не о характере повреждений корабля, а о визуальном отличии самого взрыва торпеды и мины при наблюдении за этим взрывом со стороны. Именно это является весьма важным аргументом в том, подорвался ли "Зальцбург" на плавающей мине или все-таки был торпедирован М-118. По мнению немецкого офицера связи лейтенанта Шая это был именно взрыв торпеды. Так вот вопрос в том насколько сложно или легко было Шаю ошибиться.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#16 12.05.2012 13:50:20

han-solo
Гость




Re: М-118 и Salzburg

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #529095
а о визуальном отличии самого взрыва торпеды и мины при наблюдении за этим взрывом со стороны.

Прошу извинить,не сразу понял суть.Визуально отличить практически невозможно даже опытному офицеру:всё очень похоже за исключением взрыва донной мины.В случае "Зальцбурга" последний вариант исключён,а стало быть:

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #529095
По мнению немецкого офицера связи лейтенанта Шая это был именно взрыв торпеды. Так вот вопрос в том насколько сложно или легко было Шаю ошибиться.

(выделено мной)можно уверенно сказать следующее:
1.Мнение офицера связи конечно ценно,но сколько он видел подрывов судов?Он видимо посчитал себя опытней флотских минёров,которые не были бы столь категоричны.
2.Поэтому Шаю было легко ошибиться и можно его гипотезу в расчёт не брать.
3.Возможно фото и схемы повреждений судна помогут понять причину гибели.

#17 12.05.2012 18:59:31

bell
Участник форума
Сообщений: 456




Re: М-118 и Salzburg

Botik Petra Velikogo
Спасибо, именно это я и имел ввиду - восприятие взрывов мины/торпеды на расстоянии....

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #529113
2.Поэтому Шаю было легко ошибиться и можно его гипотезу в расчёт не брать.

Прошу прощения за неточность формулировки вопроса,но Ваш ответ по характеру повреждений тоже очень интересен. Спасибо
Т.е. получается, что больших отличий нет и если кол-во ВВ не сильно различается, то определить мина или торпеда невозможно...
Мина М-26 - 230 кг ВВ, наша торпеда 53-38 - 300 кг, а вот мина UMA сколько? И были ли у UMA "рожки"?

#18 12.05.2012 19:22:31

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: М-118 и Salzburg

bell написал:

Оригинальное сообщение #529318
а вот мина UMA сколько? И были ли у UMA "рожки"?

УМА всего 30 кг ВВ, УМВ, ставившиеся на ЧМ имели 40 кг. Да, мины гальваноударные.

http://i38.fastpic.ru/thumb/2012/0512/68/_3cedeaca8a6dd748d1d2c967976efb68.jpeghttp://i38.fastpic.ru/thumb/2012/0512/1f/3bc6d54381842b2fc20043f4bd552a1f.jpeg
http://i38.fastpic.ru/thumb/2012/0512/a2/c0b3de7fa1d65bbbce4eacedcdb076a2.jpeg


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#19 12.05.2012 20:53:05

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: М-118 и Salzburg

Торпеда 53-38 применялась с малюток?
Шай делая вывод ссылается на "наш опыт применения торпед и конвойной службы". Я бы не стал его так просто отметать, хотя нельзя отрицать, что на этот вывод могло подействовать сообщение об обнаружении ПЛ.
К сожалению, в отчете не указано, где был взрыв - нос, корма, середина.

#20 12.05.2012 21:52:35

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: М-118 и Salzburg

igor написал:

Оригинальное сообщение #529384
Торпеда 53-38 применялась с малюток?

Только эти торпеды с "малюток" и применялись.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#21 12.05.2012 22:36:21

bell
Участник форума
Сообщений: 456




Re: М-118 и Salzburg

То есть спутать плавающую М-26/ПЛТ с UMA мало реально...

#22 12.05.2012 22:50:33

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: М-118 и Salzburg

Ну в общем да, ударно-механические и гальваноударные выглядят по-разному. А ПЛТ в тех краях вообще делать было нечего. Но все это не имеет отношения к теме, поскольку плавающей мины перед подрывом тоже никто не видел, хотя метеоусловия для наблюдения были очень даже неплохими.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#23 13.05.2012 00:12:58

bell
Участник форума
Сообщений: 456




Re: М-118 и Salzburg

Я про то, что на ПЛ М-31 не могли спутать мину М-26 или ПЛТ с UMA т.е. расстрелянная из "45-мм полуавтомата" (прости, Господи...) мина была именно единичной....

#24 13.05.2012 08:07:48

Елкин А В
Гость




Re: М-118 и Salzburg

Недалеко от Зальцбурга лежит шаланда Ангара. В носовой части классическая дыры диаметром приблизительно 4 метра от торпеды. У Теодориха ближе к корме с правой стороны есть разрушения и вспучина палуба. Зальбургом сложнее сильно замыт, мне кажется что повреждения основные с правого борта перед остатками надстройки. Там видны фрагменты  гнутого железа. Надо попросить одесситов сделать осмотр повреждении, а не сбор артефактов!

#25 13.05.2012 17:55:50

aligvi
Гость




Re: М-118 и Salzburg

А сбором артефактов нормальные одесские аквалангисты уже давно не занимаются. Если разворовывать затопленные объекты то через несколько лет нечего будет показывать. Даже предотвращают попытки сборов, которыми грешат, в основном, приезжие.
С уважением,
Игорь

Отредактированно aligvi (13.05.2012 17:58:52)

Страниц: 1 2


Board footer