Сейчас на борту: 
anton,
armour-clad,
John Smith,
kochevnik,
UBL,
Боярин,
ВладимирФ,
Заинька
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 13 14 15

#351 18.07.2011 16:23:40

vs18
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3b
Откуда: Харьков, Украина
Сообщений: 3745




Re: Гибель "Страшного".

Бубнов М. В. Порт-Артур. Воспоминания о деятельности Первой Тихоокеанской эскадры и морских команд на берегу во время осады Порт-Артура в 1904 г.

Наступило 30-е марта. В этот день после полудня я шел по набережной порта и проходя мимо «Петропавловска», хотел зайти к адмиралу, но не имея к нему никакого дела, прошел дальше.
Едва я сделал несколько шагов, как меня догнал унтер-офицер и доложил, что адмирал требует меня к себе. Когда я пришел в кабинет адмирала, то он в очень веселом настроении духа спросил меня: «А что не пройти ли вам сегодня к Эллиотам?»
– «Погода хорошая – пройти можно».
– «А сколько миноносцев, вы думаете взять с собою?»
– «По четыре с отряда, а всего восемь будет довольно».
– «Не мало ли?» – спросил адмирал.
– «Всех исправных у нас не более четырнадцати, и если взять их все, или даже двенадцать, то что же останется для эскадры? Ведь возможно, что ни один не вернется, если мы там встретим японский флот, да и в благоприятном случае, исправных вернется немного».
Адмирал согласился со мною и послал за начальником 1-го отряда. Когда этот последний прибыл, то он тоже спросил его, сколько, по его мнению, послать миноносцев. Капитан 2-го ранга Елисеев стоял за 12, но адмирал решил послать 8.
«Идите сегодня вечером, а утром я сам, может быть, выйду к вам навстречу и во всяком случае с рассветом пошлю какой-либо крейсер».
Я просил о высылке «Баяна» или «Аскольда», резко отличающихся издали, у первого 4, а у второго 5 труб, и добавил, что вся эскадра нам совсем не нужна.
Адмирал сначала было назначил к посылке утром «Аскольд», но потом переменил решение и сказал, что вышлет «Баян».
Вначале я предполагал взять из своего отряда на разведку миноносцы «Сторожевой», «Расторопный», «Стройный» и «Смелый», руководствуясь при этом, как исправностью в этот момент миноносцев, так и опытностью командиров, но прибыв на миноносцы узнал, что на «Стройном» обнаружилась какая-то неисправность (кажется, потекли трубки холодильника) – надо было избрать другой миноносец.
Пока я это обдумывал, ко мне подошел командир миноносца «Страшный» и спрашивает: «А что, М. В., мы идем куда-нибудь?»
Я ему сообщил о посылке миноносцев, и он начал приставать ко мне, чтобы я его взял с собою.
– «Вы плохо управляетесь, а тут дело серьезное».
– «Ей Богу, буду хорошо держаться, возьмите меня, пожалуйста, с собою».
«Стройный» был испорчен, а машина «Страшного» была в исправности, в виду этого, против воли, я должен был взять этот последний, да к тому же, очень меня упрашивал и командир его, только что произведенный во 2-й ранг.
Я объявил командирам этих четырех миноносцев порядок строя, а именно 1-я пара – «Сторожевой» и «Расторопный», а 2-я пара – «Страшный» и «Смелый», которые и пойдут с миноносцами 1-го отряда в строе двух кильватерных колонн, причем левую колонну составит 1-й отряд; сказал, что пойдем на рейд о-вов Эллиот для атаки неприятельских судов, если таковые там окажутся; остальные детали, добавил я, согласно выработанному на общем заседании обоих отрядов плану. Я приказал также, чтобы на миноносцах имелись лишь слабые кормовые огни, видимые прямо за корму. На одном миноносце не было в этот момент командира, за ним послали, все же вышеизложенное я передал старшему из его помощников. Приказав приготовиться к походу к 6½ час. вечера, я прошел к начальнику 1-го отряда миноносцев, чтобы узнать, какие идут миноносцы из его отряда, чтобы затем доложить в штаб эскадры, так как я, будучи старшим, принимал под свою команду всю экспедицию. Узнав, что требовалось, я пришел на «Петропавловск» и доложил адмиралу Моласу, что все готово, что пойдут такие-то миноносцы и что мы начнем, если не будет отмены, выходить как только стемнеет. Адмирал Молас, капитан 2-го ранга Васильев и другие чины штаба, пожали мне руку и пожелали счастливого пути и успеха в предприятии.
Прощаясь с ними, я предполагал возможность не увидеть их больше, но не в таком порядке вещей, как это случилось. Мне казалось, да и они были вероятно того же мнения, что могу погибнуть я, а никак не они, а вышло наоборот.
В 8-м часу вечера все 8 миноносцев вышли на рейд. Уже при выходе нас догнал паровой катер с командиром «Баяна», который крикнул мне, что завтра утром он сам выйдет нам навстречу.
Ночь должна была быть безлунная, но море было тихо и небо облачно. Построившись в две колонны, мы проложили курс на 3 мили южнее о-вов Саньшантао. Уже в самом начале пути выяснилось, что, вследствие недостатков главного компаса, миноносец «Сторожевой» (как вообще все миноносцы 2-го отряда) плохо держится на курсе, и колонны расходятся. Голосом я передал на «Боевой» (головной левой колонны), чтобы держали курс они, а правая колонна будет держаться по левой. На миноносце «Боевой» был начальник 2-го отряда, а на «Сторожевом» – я. Расстояние между колоннами я приказал держать самое малое, чтобы можно было переговариваться голосом, и за соблюдением этого все время следил сам.
Колонны держались друг от друга не более ¼ кабельт., а миноносцы друг за другом в пределе видимости; в силу этого каждый из средних миноносцев видел всегда три миноносца соседней колонны. При таких обстоятельствах я рассчитывал, что миноносцы не растеряются, даже если появится пасмурность, и по этой именно причине я избрал строй двух кильватерных колонн.
Когда мы обогнули о-ва Саньшантао, погода начала портиться; море оставалось спокойным, но небо сплошь покрылось облаками и вскоре стал накрапывать дождь.
При таких обстоятельствах, плавание между островами делалось трудным, почему начальник 1-го отряда запросил меня голосом: «продолжать нам идти вперед или вернуться назад?»
Так как лоцию этих мест я знал очень хорошо, то и рассчитывал, что как только откроется берег, то я его узнаю; кроме того я знал, что и начальник 1-го отряда тоже опытен в этом деле; поэтому, взглянув на карту и рассчитав, что в 10 час. вечера мы должны подойти к о-ву Хайлюндао, на который был проложен курс, ответил следующее: «уменьшим немного ход и пойдем; если в 10 час. берег не откроется, то повернем обратно и пойдем малым ходом в Артур».
Так и сделали, уменьшили ход на 2 узла и пошли. Погода совсем не улучшалась, по временам дождь делался столь частым, что соседние миноносцы совсем скрывались. Время подходило к 10 час. вечера, а берега все еще не было видно. Командир моего миноносца стал выказывать беспокойство, спрашивая, как же это мы пойдем дальше. Такое беспокойство сообщилось и мне, как вдруг сразу перед нами открылся высокий берег острова и в это время дождь стал слабее, почему можно было рассмотреть очертания берега, – очевидно это был о-в Хайлюндао. Курс изменили немного влево и пошли дальше.
В это время начальник 1-го отряда крикнул мне: «М. В., посмотрите, какой сильный стал огонь на третьем вашем миноносце». Я прошел на корму и увидел, что на миноносце «Страшный» кормовой огонь не только очень велик, а светит даже вперед. Через миноносец «Расторопный» передал приказание голосом, чтобы на «Страшном» поправили огонь и его бы уменьшили. Огонь действительно поправили, но яркости не уменьшили, что было легко сделать, стоило только накинуть на фонарь флаг; теперь же в изморози он светился шаром.
Еще раз я передал голосом, чтобы огонь уменьшили, но там не сумели этого сделать. Предполагая, что неприятельские суда уже близко, я приказал потушить огни, чтобы они нас не обнаружили и не помешали бы атаке. Вскоре после того, увидев, что расстояние между колоннами увеличивается, я приказал командиру миноносца «Сторожевой» взять немного левее. Командир миноносца громко меня переспросил об этом, а его рулевому послышалось вероятно «держать левее», почему он круто положил право руля, и миноносец моментально прошел под кормой у «Боевого» и очутился по другую его сторону.
Перепуганный командир «Сторожевого» хотел было броситься на другую сторону, но я, увидев, что и «Расторопный» перешел туда же, запретил это делать. Вторая пара миноносцев моего отряда в это время еще была видна.
Я забыл сказать, что когда мы, обогнув о-ва Саньшантао, проходили мимо г. Дальнего, то на левом траверзе увидели какие-то огни. Офицеры миноносца «Сторожевой» предположили, что это огни г. Дальнего, но я сказал, что в виду значительного расстояния от города этого быть не может, а это должно быть кормовые огни японских миноносцев. Японцы вероятно в то же время видели и наши огни, но предположили, что это их миноносцы.
Задача наша была совсем не бой с японскими миноносцами, почему я и продолжал идти дальше. Вопрос этот обсуждался раньше и адмирал Макаров и, согласившись с нашими доводами, решил, что группе наших миноносцев не следует ночью вступать в бой с неприятельскими миноносцами, а делать это только тогда, когда это вызывается необходимостью.
Следуя дальше между островами, мы вдруг услышали выстрел, что заставило нас быть начеку.
Бывший на корме миноносца «Сторожевой» сигнальщик в это время доложил мне, что он давно не видит задней пары нашего отряда; миноносец «Расторопный» скрывается по временам – сказал он: – а тех двух что-то давно не видно.
Я стал присматриваться и сосчитал только пять миноносцев – три 1-го и два 2-го отряда. Это меня обеспокоило; курсом мы последнее время шли одним и тем же; обогнать нас они не могли – это было маловероятно, возможно, что они немного отстали и скоро догонят, а поворачивать обратно для их отыскания было бы нелепо.
Наконец мы вошли на рейд о-вов Эллиот. Стояла полная тишина. Разглядеть что-либо можно было с расстояния не больше ½ кабельт. Мы прошли мимо больших камней в южной части рейда – ничего не видать. Возможно, что где-нибудь под берегом и ютилось одно, два небольшие неприятельские судна, но в этакую погоду все закоулки рейда не обойдешь и судов не обнаружишь, если они соблюдают полнейшую тишину. Не только у меня, но и у всех командиров миноносцев составилось убеждение, что рейд в эту ночь был пуст.
Когда мы достигли южного входа на рейд (туда же мы вошли западным), то начальник 1-го отряда спросил меня голосом: «куда теперь идти?»
Взглянув на часы и видя по времени, что только идя 18-узл. ходом, мы можем с рассветом подойти к о-вам Саньшантао, я приказал идти обратно и иметь 18 узл. хода. В это же время мы снова открыли кормовые огни.
Миноносец «Расторопный» в это время близко нагнал «Сторожевой» и спросил голосом: «какой это миноносец?»
На рассвете и почти вплоть до восхода солнца стояла легкая мгла; миноносцы временами терялись из виду, но все-таки задние должны были видеть передних, так как у всех были кормовые огни. В 6-м часу утра, с началом рассвета, через мглу начали выступать неясные очертания береговых гор. Немного позже выяснилось, что мы о о-вов Саньшантао. Туман стал редеть, горизонт увеличиваться, наконец он стал больше мили, и я увидел четыре наших миноносца – три 1-го и один 2-го отряда. Что за история, куда делся «Расторопный» и последний миноносец 1-го отряда? Если они отстали после Эллиотов, то они сейчас же нас нагонят, потому что мы стоим с застопоренными машинами. Во всяком случае, видя наши кормовые огни, они по правилам должны были сделать несколько красных миганий комендорскою лампочкой, если только они были вынуждены, по какой бы то ни было причине, уменьшить ход.
Ждем четверть часа, ждем полчаса, хотя это уже опасная вещь. Мог сразу обнаружиться неприятельский быстроходный крейсер и даже не один, а несколько. Они могли бы отрезать нас от Артура, загнать и расстрелять часть миноносцев, так как до Артура еще оставалось около 27 миль.
Небо было облачно и солнца не было видно. Когда совсем разъснило, то, присматриваясь по горизонту, я к северу увидел один дымок, под берегом о-ва Саньшантао тоже виднелся дымок, но этот последний шел к Артуру; на SO в утренней мгле виднелись еще три миноносца, как будто Невского завода.
Миноносец с севера быстро приближался, можно было различить, что он из 1-го отряда; а что же те трое, отчего он не приближаются к нам? Миноносец 1-го отряда, идущий с севера, сейчас же с нами соединился, но миноносцы на SO вдруг разошлись и их стало не три, а четыре; распознаем, что это враг. Даем полный ход и мчимся на врага; он тоже распознал нас, увидел, что на пять и удирает полным ходом; расстояние почти не меняется, но линия японских миноносцев немного удлиняется; они все еще вне наших выстрелов. Так мы идем четверть часа, полчаса, и вдруг, на SO показались дымы, один, другой, третий, четвертый; дымы не миноносцев, а больших судов и очевидно неприятельская эскадра, куда и стремились японские миноносцы. Наших судов там быть не могло, я знал, что выйдет лишь «Баян», да это уже было и очень далеко от Артура.
Делаю сигнал «идти на Артур!» Мы повернули, и сейчас же японские миноносцы скрылись из глаз – очень велик ход был у нас и у них.
Идем к Артуру, уже совсем светло и туман рассеялся. Слышим выстрелы – стреляют из больших орудий, видны мачты какого-то крейсера. При таком большом ходе все выясняется быстро и картины быстро меняются. Не враг ли это? Через минуту видим, что это «Баян», а еще через минуту левее его видим пять или шесть больших судов, которые с ним перестреливаются.
Они к нам ближе, чем «Баян»; им стоит только дать полный ход и идти к северу и они очутятся между нами и «Баяном». Придется идти тогда напролом, проскальзывая под сильным огнем. К счастью, они не обращают на нас внимания – заняты «Баяном». До Артура еще 16 миль, идем самым полным ходом; видим «Баян» повернул к Артуру, но через миг и мы уже в безопасности.
Я все посматривал назад, не видать ли «Страшного» и «Смелого»; относительно «Расторопного» я был убежден, что он проскользнул к Артуру; тот дым, что я видел под берегом Саньшантао, был очевидно его. Отставшие наши миноносцы были бы теперь в безопасности от японцев, так как тех мы далеко отогнали на юго-восток. Подходим к рейду, на рейде «Баян», «Аскольд», «Диана», выходит уже «Петропавловск», за ним другой броненосец – значит выходит вся эскадра. Я приказал «Сторожевому» подойти к «Аскольду» и спрашиваю начальника крейсеров, капитана 1-го ранга Рейценштейна «все ли мои миноносцы вернулись»?
– «Сколько вас было?»
– «Восемь» – отвечаю я.
– «Значит все вернулись». У меня отлегло от сердца.
Вдруг на «Петропавловске» взвивается сигнал «Баяну»: «сколько спасли людей с миноносца?»
Что это значит, у кого бы спросить?
Начали выходить из гавани миноносцы, остававшиеся в Артуре, между ними я увидел «Смелого», «Расторопного», но нет «Старшного». Спросил по семафору на «Смелом»: «где «Страшный»?», и получаю в ответ: «кажется расстрелян японцами».
Все на «Сторожевом» перекрестились.

#352 18.07.2011 16:35:10

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6280




Re: Гибель "Страшного".

Немного офф-топ, но о том же: "Бой и гибель «Стерегущего» были отчаянными. Но его можно было избежать, знай командир хорошо морской театр плавания. В похожей ситуации командир миноносца «Расторопный» лейтенант Лепко В.И., прекрасно знающий глубины, мели и фарватеры у Порт-Артура, возвращаясь с дозорной службы из Инкоу, уклонился от боя с более сильным противником и провел корабль под берегом по не оборудованному навигационными знаками мелководному фарватеру. Японцы тогда не решились приблизиться, боясь выскочить на мель. У командира «Стерегущего» лейтенанта Сергеева А.С., только что назначенного на миноносец, и не имевшего опыта плавания в морях Дальнего Востока, были ориентиры, схема с фарватером и зарисовки Лепко, которые могли помочь опознать берег и безопасно пройти, но видно не было командирской уверенности, что пройдет у мелководного берега и скал. Не способный побледнеть перед неприятелем, командир миноносца боялся берега, его камней и рифов. «Стерегущий» смело и героически сражался, но погиб. Такова цена незнания театра плавания".
Судьбы штурманов русско-японской войны 1904 – 1905 гг.
Сажаев М.И.
Владивосток
2005 г.


Sapienti sat

#353 18.07.2011 20:54:13

vs18
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3b
Откуда: Харьков, Украина
Сообщений: 3745




Re: Гибель "Страшного".

Сажаев М. И. написал:

Бой и гибель «Стерегущего» были отчаянными. Но его можно было избежать, знай командир хорошо морской театр плавания. В похожей ситуации командир миноносца «Расторопный» лейтенант Лепко В.И., прекрасно знающий глубины, мели и фарватеры у Порт-Артура, возвращаясь с дозорной службы из Инкоу, уклонился от боя с более сильным противником и провел корабль под берегом по не оборудованному навигационными знаками мелководному фарватеру. Японцы тогда не решились приблизиться, боясь выскочить на мель. У командира «Стерегущего» лейтенанта Сергеева А.С., только что назначенного на миноносец, и не имевшего опыта плавания в морях Дальнего Востока, были ориентиры, схема с фарватером и зарисовки Лепко, которые могли помочь опознать берег и безопасно пройти, но видно не было командирской уверенности, что пройдет у мелководного берега и скал. Не способный побледнеть перед неприятелем, командир миноносца боялся берега, его камней и рифов. «Стерегущий» смело и героически сражался, но погиб. Такова цена незнания театра плавания.

Амирханов Л. И. написал:

Когда миноносец "Стерегущий" собирался в свой последний поход, его командир Александр Семенович Сергеев заехал к Лепко посоветоваться о маршруте похода. Сергеев недавно был назначен на миноносец и на Востоке раньше не плавал. Лепко посоветовал ему перед рассветом, еще с темнотой идти под берег, так как на темном фоне он будет менее заметен для японских кораблей. Однако Сергеев, "неспособный побледнеть перед неприятелем", боялся берега, его рифов и камней. Он не послушал совета, данного ему Владимиром Ивановичем, и решил возвращаться в Порт-Артур открытым морем. Печальный итог известен <...>

Как говорится - найдите 10 отличий... Второй хоть не фантазировал о том, что Лепко ходил в Инкоу на "Расторопном".

Отредактированно vs18 (18.07.2011 20:59:24)

#354 19.07.2011 13:13:02

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6280




Re: Гибель "Страшного".

Если бы Елисеев с Бубновым  распределились на миноносцы, командиры которых нуждались в обеспечивающих, может, все повернулось бы по-другому. А, может, еще хуже - "переиграть" уже нельзя. IMHO, Бубнову следовало наплевать на гордое имя начальника отряда и идти на замыкающем миноносце.

Отредактированно сарычев (19.07.2011 13:27:05)


Sapienti sat

#355 19.07.2011 13:19:30

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6280




Re: Гибель "Страшного".

А вот Лилье, запись "31 марта

Рано утром, по приказанию адмирала Макарова, из порта отправились в море на разведки два отряда миноносцев. Вскоре они открыли местопребывание японской эскадры и завязали с ней перестрелку.

Это произошло около 6 часов утра.

Говорили, что наш миноносец «Страшный» атаковал японский крейсер и удачно пушенной миной нанес ему серьезное повреждение, но был сам совершенно расстрелян и начал тонуть. К нему на помощь пошел крейсер «Баян».

Но было уже слишком поздно: ему удалось спасти только 5 человек команды. Офицеры же все погибли"


Sapienti sat

#356 19.07.2011 15:06:40

vs18
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3b
Откуда: Харьков, Украина
Сообщений: 3745




Re: Гибель "Страшного".

Бубнов М. В. Порт-Артур. Воспоминания о деятельности Первой Тихоокеанской эскадры и морских команд на берегу во время осады Порт-Артура в 1904 г.

При следовании обоих отрядов миноносцев к о-вам Эллиот все они держались соединенно лишь до тех пор, пока у них горели кормовые огни. Как только же огни эти были потушены, командир миноносца «Страшный» счел себя потерявшимся. Отстав немного и не видя впереди себя миноносцев, он сразу застопорил машины, вместо того, чтобы немного увеличить ход, и уклоняясь в ту и другую сторону отыскать какой-либо из миноносцев. Застопорив машины, он он сразу отстал на большое расстояние и крикнув на идущий за ним миноносец «Смелый»: «мы потерялись, я пойду к Ушам», дал ход. Уши, это – камень по восточную сторону о-ва Хайлюндао, а отряды следовали по западную сторону этого острова.
Командир миноносца «Страшный» знал, что, возвращаясь в Артур, мы непременно пройдем мимо этого места, но не сообразил того, что в темноте он мог нас и не увидеть, а главное, мог японские миноносцы принять за свои.
Вскоре оба эти миноносца потеряли из виду друг друга; оба командира отменили затем  решение идти нам навстречу и повернули обратно. Отстав от отрядов столь рано, они имели полную возможность вернуться к Артуру с рассветом, как то и сделал «Смелый», но они забыли о состоявшемся на общем заседании постановлении после атаки на рейде Эллиот собраться у о-вов Саньшантао.
Миноносец «Смелый» ночью встретился с какими-то миноносцами; это были японские миноносцы, они ему даже сигналили, но он, распознав, что это враг, ничего не отвечая, поднял пары, и, дав сразу полный ход, увильнул в сторону. На рассвете он был уже под защитой своих батарей.
Совершенно иначе поступил «Страшный». Ночью он встретился с 8 какими-то судами, из которых два были побольше (по словам спасшейся команды, они приняли их за минные крейсеры). Командир «Страшного» почему-то решил, что это как раз и есть оба наших отряда. Такое его решение совершенно непонятно; если даже предположенные крейсеры считать за миноносцы, то и тогда число их к нашему отряду не подходило, так как «Страшный» мог встретиться с 7, а не с 8 миноносцами.
Имея такое заблуждение, командир «Страшного» начал делать встреченным судам опознательные сигналы, что тоже противоречит установленным тогда правилам. При встрече ночью в море двух групп миноносцев, для распознания, свои ли это или чужие, опознательный сигнал делает та сторона, которая сильнее. Следовательно он должен был ждать такого сигнала от этих 8 судов, и в том случае, когда их сигнал не соответствовал бы тому, который установлен нами на эти сутки, или когда сигнала от сильнейшей стороны вовсе не последовало бы, то он должен был признать, что это враг и от него скрыться.
Большинство команды миноносца убеждено было, что это враг, но командир упорно держался противного. Следуя всю ночь с этими судами, он на рассвете приказал поднять флаг и свои позывные, на что через некоторое время получил от неприятеля залп.
Спасенная с миноносца команда показывает, что с «Страшного» выпустили по одному из больших судов мину, но что взрыва они не слыхали, хотя судно ушло накренившись; за ним вскоре ушло и другое судно с двумя миноносцами. Оставшиеся четыре продолжали бой с «Страшным».
Такое показание нижних чинов является маловероятным.
Миноносец «Страшный», дав полный ход, начал уходить. Командир миноносца (капитан 2-го ранга Юрасовский) был убит в грудь одним из первых выстрелов; мичман Акинфиев сначала был ранен (потом убит); инженер-механик тоже был убит и только лейтенант Малеев оставался жив до потопления миноносца и даже, будучи ранен, продолжал стрелять из пулемета.
Пулемет этот был поставлен на миноносце незадолго перед этим; он был снят с японского заградителя. Таких пулеметов было снято с затопленных заградителей несколько штук, и некоторые из командиров миноносцев установили их посреди судна. Вместе с пулеметами сняли и достаточное количество к ним патронов.
Японские миноносцы не отставали от «Страшного» и, будучи с начала боя на близком от него расстоянии, усиленно его расстреливали.
Миноносец «Страшный» вел борьбу на смерть, но имея вчетверо сильнейшего врага, страдал значительнее его.
Машина все еще не была повреждена, и оставшиеся в живых с трепетным волнением измеряли расстояние глазами до наших ближайших батарей, авось силы выдержат и число оставшихся защитников будет достаточным, чтобы удержать противника на приличном расстоянии до подхода в сферу огня наших батарей. Разряди они зрящим выстрелом свой второй минный аппарат, и тогда может быть бы и удалось уйти от врага, но они этого не сделали, что и явилось гибельным.
Один из крупных снарядов противника попал в заряженный минный аппарат. Мина взорвалась и убила минера и мичмана Акинфиева, вырвала часть палубы миноносца и повредила машину настолько, что она стала. От взрыва мины пострадал и жидкий борт миноносца; последний начал быстро тонуть, но лейтенант Малеев все еще продолжал отстреливаться из пулемета.
Наконец он увидел, что миноносец сейчас потонет, тогда он крикнул команде «спасайся, кто может», и сам бросился в воду. Миноносец тотчас же потонул, а человек 12 здоровых и раненых очутилось в воде.
Миноносец «Смелый» на рассвете был на несколько миль впереди «Страшного». Услышав пальбу и увидев группу миноносцев, храбрый командир его, герой боя при Таку (лейтенант Бахирев) бросился к месту боя. Расстояние было значительное и пока он успел добраться, «Страшный» уже погружался на дно. Помочь ему он ничем не мог, надо было уходить от вчетверо сильнейшего врага, и он, повернувшись почти перед носом японцев, начал уходить полным ходом. Неприятель бросился за ним вдогонку; снаряды так и рвались в струе позади миноносца, некоторые перелетали, но миноносец уходил; он никогда не развивал такого хода, как в эту минуту.
Из гавани в это время вышел «Баян»; японцы прекратили погоню и сами уже искали спасения в бегстве.
Сравнительно поздний выход выход «Баяна» произошел по вине портовых катеров, которые поздно приступили к выводу его из гавани.
С «Баяном» вышел еще один миноносец – «Сердитый».
«Смелый» бросился к ним, но на «Баяне» вдруг подняли сигнал: «возвратиться из погони». Миноносцы поняли этот так – вернуться в Артур, и оба они туда пошли, а между тем этот сигнал был неясен – он относился лишь к «Смелому», и оба они должны были пойти с «Баяном» и были бы ему очень полезны при спасении команды «Страшного», хотя «Баян» и один лихо справился с этим делом. Он бросился к месту гибели миноносца, но японские крейсеры, как и всегда на рассвете, были поблизости, чтобы поддержать свои миноносцы. Их оказалось шестеро, но они не сразу набросились на один наш крейсер; они начали делать перестроения, а «Баян» тем временем, готовя правый борт к бою, с левого спускал шлюпки и торопился снять с воды погибающую команду. Их осталось немного, всего 5 челов., остальные раненые, потеряв силы в холодной воде, пошли ко дну, успокоившись на веки.
Японские крейсеры уже открыли огонь, снаряды так и сыпались вокруг «Баяна», командир которого торопил свои шлюпки, отстреливаясь правым бортом. Люди наконец были сняты с воды, шлюпки подняты и лихой командир «Баяна», не торопясь и не прекращая огня, повернул к Артуру. Неприятель за ним, но боясь как батарей, так и поставленных им же самим мин, близко к Артуру не подошел.
Благодаря «Баяну», как я уже раньше писал, удалось проскочить и нашим пяти миноносцам, возвращавшимся с рейда о-ва Эллиот. Заслуга «Баяна» в этот день была велика.
Миноносец «Расторопный» ушел с рейда о-вов Эллиот вместе со всеми миноносцами, но, как потом объяснил командир этого миноносца, у него случилось небольшое повреждение в машине, и он поэтому не мог держать 18-узл. ход.
По установленным правилам он должен был сделать несколько миганий красным фонарем (комендорскою лампочкой) на впереди идущий миноносец, чтобы об этом предупредить начальника отряда, но он сделал такое нарушение, по его словам, из боязни, чтобы тем самым не обнаружить себя неприятелю.
Отстав от отрядов, он подошел ближе к берегу и тем самым, сократив путь, пришел на рассвете к Артуру, где и доложил адмиралу Макарову, что он потерялся в пути.

Отредактированно vs18 (20.07.2011 09:36:14)

#357 19.07.2011 15:09:17

vs18
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3b
Откуда: Харьков, Украина
Сообщений: 3745




Re: Гибель "Страшного".

сарычев написал:

IMHO, Бубнову следовало наплевать на гордое имя начальника отряда и идти на замыкающем миноносце.

IMHO, Бубнову следовало идти с 7-ю миноносцами, коль скоро "Стройный" был неисправен. Но, Вы совершенно правы, "переиграть" уже нельзя.

#358 20.07.2011 10:10:59

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6280




Re: Гибель "Страшного".

Опять-таки, IMHO.
Вся эта операция смахивает на небольшую авантюру с очень печальными последствиями.
Началось все с недоработки штаба СОМ (ну и - получается - лично). Смысл операции в 8 миноносцев - разведка Эллиота? (По опыту Стерегущего 2 миноносцев мало - 8 в самый раз). Или предполагалось 26.01.04 наоборот - у Эллиота - японцы и "мы им..."
Сом знал возможности эскадренного хождения ТОЭ днем и не думаю, что он строил иллюзии относительно отрядного хождения отрядов миноносцев ночью. Отряды не были сплаваны внутри, не говоря о взаимодействии. Чудес не бывает.
Послали 2 отряда с начальниками, равными по чину. Вроде, Бубнов должен подчиняться Елисееву (хотя бы по старшинству производства). Но - не факт, начальники - оба.
Если все понятно относительно реальных возможностей отрядов и их все - таки послали, значит, нужно их обеспечение. Не знаю, как бы КЛ обеспечили, но, "за неимением гербовой..." Да и 4 крейсера "на ходу были. Клипера, опять же. Что - то типа как дальнего, так и  ближнего прикрытий организовать можно было. Правда , есть мемуар:
"НА «БАЯНЕ» 31 МАРТА 1904 ГОДА

    Вечером 30 марта 1904 года на крейсере «Баян» был получен приказ: «Иметь все котлы под парами и быть готовым к выходу в море для поддержки наших восьми миноносцев, посланных на разведку к островам Эллиот». Миноносцы должны были вернуться с рассветом. Около 4 часов 30 минут 31 марта, мы на «Баяне» получили приказание: «Немедленно выйти на помощь нашим миноносцам, так как в море слышна канонада».
    Внутренний бон не был разведен из-за поломки машин дежурного портового баркаса, и нам пришлось спустить паровой катер. При его помощи бон был разведен. Уже на ходу мы подняли катер и вышли на внешний рейд. Командир, капитан 1 ранга Г. Н. Вирен, прекрасно управлялся и, пройдя по заранее протраленному пути малым ходом, дал полный ход. И 21-узловым ходом мы помчались по направлению канонады. Погода была тихая, мглистая. Через некоторое время мы начали разбирать силуэты нескольких миноносцев. Шедший навстречу миноносец «Смелый» сообщил нам, что ему удалось вырваться из окружения неприятельских крейсеров и миноносцев, а подбитый «Страшный», по-видимому, погибает. Вскоре в бинокль можно было разобрать, что «Страшного» окружили четыре японских миноносца и расстреливают его на близкой дистанции, он же не отвечает на огонь и тонет. Когда мы приблизились к нему на 5 миль, неприятельские миноносцы отошли к показавшимся из мглы четырем крейсерам. На наших глазах «Страшный» потонул."
Контр-адмирал
К. В. Шевелев  http://militera.lib.ru/memo/russian/por … index.html
НО - ключевая фраза к выходу крейсера:«Немедленно выйти на помощь нашим миноносцам, так как в море слышна канонада». А если бы их "прижали" еще у Эллиота? Кто бы тогда что расслышал? Да и по факту. Вирен "мехом внутрь вывернулся", но Страшному это помогло не сильно.
И - сама дата похода. Это - разведданные такие о наличии японцев у Эллиота? Или - желание что-то свершить к Пасхе (вроде - взять Киев к 7 ноября)?
В сумме напоминает перевод Маршака "Не было гвоздя - подкова пропала". Сумма мелочей, "вылившаяся" в крупную трагедию.
Повторяю - это не критика - IMHO. Что называется: " Бей, но выслушай".

Отредактированно сарычев (20.07.2011 12:40:24)


Sapienti sat

#359 20.07.2011 10:13:21

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6280




Re: Гибель "Страшного".

Лутонин. "30 марта адмирал выслал на разведку отряд в восемь миноносцев под ночь; инструкция им была дана не подходить близко к входу во время темноты и держаться на рейде до рассвета. Миноносцы пошли, и так как практики ходить ночью в строю без огней не было, то вскоре все они рассыпались и “Страшный” остался один. Командир его Юрасовский берегов Артура не знал, не знал и японских миноносцев, он только что приехал из Петербурга. Отбившись от своих товарищей, он стал одиноко и, когда стало уже рассветать, увидел четыре миноносца, идущих из Артура. Юрасовский принял их за свои, не поднял давление пара, а шел себе 18-узловым ходом. Неприятель, подобравшись к “Страшному”, открыл по нему огонь, и с первых же выстрелов Юрасовскому оторвало голову. В командование вступил лейтенант Малеев. Пары быстро подняли, ход доведен до полного, попадания пока были самые ничтожные, и все шансы склонялись за благополучный исход. Но участь “Страшного”, видимо, была предопределена заранее. Почти одновременно японский снаряд попал в котлы, вывел половину их из действия, а другой угодил в минный аппарат, в который вложена была мина. Произошел страшный взрыв, прислуга вся была перебита, механику Дмитриеву оторвало голову. Миноносец сразу сбавил ход, японцы окружили его и начали избиение. Молодой мичман Акинфиев с вырванным боком употребляет последние усилия уничтожить секретные сигнальные книги, вблизи шлепается снаряд и разрывает его на части, вся палуба завалена убитыми и ранеными, всюду потоки крови. Лейтенант Малеев с окровавленной головой лично управляет Норденфельдом, сбивает трубу с одного японского миноносца, он ободряет команду, о спуске флага, о сдаче помыслов ни у кого нет. “Страшный” весь избит, отовсюду льется в пробоины вода, он медленно погружается, японцы сметают снарядами последнюю прислугу Норденфельда. На помощь из Артура несется “Баян”, но уже поздно, в воде лишь барахтаются оставшиеся в живых пять человек его команды. Шлюпка спущена, люди подобраны, это все, что осталось из 4 офицеров и 58 матросов"
Черкасов:"Сегодня ночью еще погиб миноносец «Страшный», которого под градом снарядов спасал «Баян». Он сражался с четырьмя броненосными крейсерами, в то время как гребной катер подбирал плавающих. Спасти ему удалось только четырех человек. На «Страшном» погибли капитан 2-го ранга Юрасовский, лейтенант Малеев и инженер-механик Дмитриев. Про Малеева матросы рассказывают чудеса храбрости. Его видели окровавленного, барахтающегося в воде, но спасти его не удалось".
«Страшный» вел бой с 4 японскими миноносцами примерно между 4.50 и 5.30 утра 31 марта. КР «Баян», вышедший с рассветом по приказанию командующего флотом на внешний рейд для поддержки возвращавшихся из похода кораблей, получил с миноносца «Смелый» сообщение о положении «Страшного» около 5.50 и прибыл к месту боя, когда тот уже затонул. Отогнав японские миноносцы, КР спас 5 человек и, ведя перестрелку с 6 КР противника, вернулся к Артуру. На «Страшном» погибло 4 офицера и 53 нижних чина (Русско-японская война 1904–1905 гг. Кн. 1. СПб., 1912. С. 532–538).
Ларенко:"31 марта (13 апреля)
Самый ужасный, самый тяжелый день для Порт-Артура! Самый ужасный день для нашего флота! Сегодня погиб адмирал Макаров. В его лице мы потеряли не менее чем половину всей нашей морской силы. Потеря невозместимая!

Один из возвращающихся из ночной разведки с островов Эллиот (предполагаемая японская морская база) миноносцев, «Страшный», был отрезан от других, проскочивших в гавань, бился богатырски и погиб от снаряда, попавшего в заряженный минный аппарат в тот момент, когда мина должна была быть выброшена в бок японскому миноносцу. Поспешивший на помощь крейсер «Баян» спас только 5 человек, удержавшихся еще на поверхности воды."

Отредактированно сарычев (20.07.2011 10:18:38)


Sapienti sat

#360 20.07.2011 10:15:04

vs18
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3b
Откуда: Харьков, Украина
Сообщений: 3745




Re: Гибель "Страшного".

сарычев написал:

Послали 2 отряда с начальниками, равными по чину. Вроде, Бубнов должен подчиняться Елисееву (хотя бы по старшинству производства). Но - не факт, начальники - оба.

М. В. Бубнов написал:

Приказав приготовиться к походу к 6½ час. вечера, я прошел к начальнику 1-го отряда миноносцев, чтобы узнать, какие идут миноносцы из его отряда, чтобы затем доложить в штаб эскадры, так как я, будучи старшим, принимал под свою команду всю экспедицию.

#361 20.07.2011 10:22:41

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6280




Re: Гибель "Страшного".

vs18 написал:

Оригинальное сообщение #408657
я, будучи старшим, принимал под свою команду всю экспедицию.

Точно, он же Ухтомскому объяснительные писал. А по старшинству производства, IMHO, Елисеев был "выше". Это я не намекаю, считайте - рассуждаю вслух. А вообще - жалко, что Матусевич был ранен. Но- повторюсь - было как было.

Отредактированно сарычев (20.07.2011 12:53:20)


Sapienti sat

#362 20.07.2011 12:27:46

vs18
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3b
Откуда: Харьков, Украина
Сообщений: 3745




Re: Гибель "Страшного".

сарычев написал:

А по старшинству производства, IMHO, Елисеев был "выше".

По данным с сайта ув. Ратера Бубнов произведен в капитаны 2-го ранга 6.12.1898. О Елисееве же Бубнов в своих воспоминаниях пишет (12 марта 1904 года?):

Заведывание 1-м отрядом миноносцев, до выздоровления капитана 1-го ранга Матусевича, было возложено на старшего из командиров миноносцев, лейтенанта Елисеева, вскоре произведенного во 2-й ранг.

#363 20.07.2011 12:30:35

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6280




Re: Гибель "Страшного".

2. ПОХОД НА ГРУППУ ОСТРОВОВ ЭЛЛИОТ

    30 марта 1904 года мы получили приказание адмирала Макарова приготовиться к походу. Цель похода была известна только командирам миноносцев; они собрались на совещание на «Боевой», т. к. командир его кап. 2 р. Елисеев был в это время начальником нашего отряда и должен был руководить предстоящим походом.
    Кроме «Боевого», в экспедицию были назначены: «Грозовой» (кап. 2 р. Шельтинга), «Выносливый» (лейт. Рихтер), а также наш миноносец.
    Около 6 ч. вечера, назначенные миноносцы стали выходить на внешний рейд. Уже начинало темнеть и наш выход на фоне берегов Квантуна не должен был быть замечен неприятельскими судами. К нашему отряду подошли четыре миноносца 2-го отряда под командой капитана 2-го ранга Бубнова («Сторожевой», «Смелый», «Расторопный» и «Страшный»).
    Около 7 час. вечера оба отряда выстроились в две кильватерные колонны и пошли по назначению, имея ход 18 узлов. Командир объявил нам, что мы идем на рейд островов Эллиота, где, по сведениям, находятся
суда неприятельского флота, а также транспорты для десанта. Наша цель атаковать и потопить эти суда.
    Ночь наступала быстро, и темнота ее, как и погода, благоприятствовала удаче нашего похода. Когда мы проходили траверз острова, совсем стемнело и ход пришлось уменьшить до 12 узлов, т. к. при более быстром ходе из дымовых труб миноносцев стали бы вылетать потоки искр, которые могли выдать нас неприятелю и таким образом помешать успеху экспедиции.
    Около 9 часов мы уже находились у островов Саншиндао, прикрывающих вход на Талиенванский рейд, где в глубине лежал гор. Дальний. Между тем, видимость становилась всё хуже и хуже из-за легкого тумана и, наконец, заморосил дождь. Трудно было идти соединенно, но наш отряд держался хорошо и испытывал лишь изредка затруднения, но благодаря нашей опытности, открыванию вспышек огня из особого, устроенного судовыми средствами деревянного фонаря (скворешница), мы не теряли друг друга в нашей колонне. Что касается миноносцев 2-го отряда, находящихся на нашем правом траверзе, то они начали теряться из вида, а сблизиться было рискованно.
    Я нес вахту на шканцах и на юте и должен был, главным образом, наблюдать сквозь мглу за пространством кругом.
    Прислуга орудий находилась при них и тут же стояли открытые ящики со снарядами. Два минных аппарата были заряжены минами и расположены один на правый борт, другой на левый. Мины были проверены и прокачены лейтенантом Тырковым перед походом и были теперь готовы к выстрелу в каждый момент. Время от времени я спускался в кают-компанию и вел прокладку по счислению на карте, лежащей на столе. Прокладку также вел сам командир вместе с лейт. Тырковым, на мостике.
При мне находился прапорщик Тейцит, а также боцман нашего миноносца — замечательный человек по своей серьезности, развитию и воспитанности. Он был только что назначен на миноносец. В Артур он прибыл с лейтенантом Колчаком.
Оба они возвращались из полярной экспедиции, имевшей целью найти  погибшего исследователя барона Толля, но узнав, кажется, в Иркутске, что объявлена война, незамедлительно прибыли в Артур в распоряжение адмирала Макарова, вместо того, чтобы возвратиться в Петербург и представить свой доклад об экспедиции в Академию наук, которая организовала эти поиски.
    Около 11 час. мы стали подходить к островам Эллиота, по счислению острова не открывались и видимость горизонта еще более уменьшилась. Около этого времени два миноносца, «Страшный» и «Смелый», не показывались больше в своей линии и кап. 2 р. Бубнов с двумя миноносцами «Расторопный» и «Сторожевой» сблизился с нами и дал сигнал застопорить всем миноносцам свои машины. Произошел обмен мнений посредством мегафона между капитанами 2-го ранга Елисеевым и Бубновым: продолжать ли поход или вернуться?
    Наш начальник отряда решил продолжать экспедицию и атаковать неприятеля в островах Эллиота; мы находились уже почти у цели нашего похода и должны были, несмотря на туман, войти в группу островов. Кап. 2 р. Бубнов согласился и последовал за нами. Сперва был дан малый ход и постепенно увеличен до 9 узлов. Через несколько минут произошел инцидент: миноносцы 2-го отряда «Сторожевой» и «Расторопный» пересекли нашу линию кильватера, и наш миноносец «Выносливый», лишь благодаря умелому маневру своего командира избежал столкновения.
    Два миноносца отряда перешли на левый траверз нашего кильватера, но миноносца нашего отряда «Выносливого» уже не оказалось с нами.
    С обоих сторон курса стали заметны темные полосы, что означало, что мы входим в пролив (кажется, Тунгуз), и цель нашего похода уже была близка. В полночь дождь усилился и слабая видимость берегов совершенно прекратилась.
    Вдруг слева показался какой-то огонь и через некоторый промежуток другой огонь, но справа от линии курса. Изучая характер этих огней, мы убедились, что таковые могут быть только на берегу. Таким образом стало очевидным, что мы находились в проливе и  входим на рейд. Всё же появление этих огней обеспокоило нас: не были ли это сигнальные огни береговых наблюдательных постов, дающие знать находящимся на рейде неприятельским судам о нашем появлении? Хотя на миноносце всё было готово к атаке, но мы всё-таки стали еще внимательнее следить за окружающим пространством.
    Наступило острое напряжение и нетерпеливое желание выпустить мину в неприятеля. Мне казалось, что как только откроется силуэт, надо стрелять по нем миной и не забыть перед выстрелом вытащить предохранительную чеку зарядного отделения, которую потом передать командиру, как полагалось по инструкции. Казалось пришел момент, что и мы можем потопить неприятельский корабль, и подравнять таким образом наши морские силы с японским флотом. Но во мгле ничего не открывалось, и мы, не теряя друг друга из вида, только втроем прошли к северной стороне рейда. Дождь шел всё время. «Выносливого» и двух миноносцев 2-го отряда с нами не было. Затем мы пересекли рейд поперек. Неприятельских судов не было обнаружено.
    Обойдя один остров группы, около двух часов ночи вышли в открытое море, считая, что наша миссия ограничилась только разведкой. Надо было возвращаться и спешить к островам Саншандао, где была назначена наша встреча, чтобы собраться всем миноносцам и идти затем в Артур или Дальний, смотря по обстоятельствам. Когда мы немного отошли от острова Эллиота, погода начала проясняться, и мы заметили миноносец. «Выносливый» нашего отряда, который шел сзади на довольно большом расстоянии, а в стороне от него оказался миноносец 2-го отряда «Сторожевой». Ход был дан 18 узлов. Начало светать; мы подошли к острову Саншандао, застопорили машины. Подошел «Выносливый» и наш 1-й отряд оказался в полном составе. «Сторожевой» подошел к «Боевому» и начались переговоры о дальнейших совместных действиях.
    Вдруг где-то в море, по направлению к Артуру послышалась канонада. Миноносцы построились в кильватер и взяли курс на Артур. Выстрелы становились реже и вскоре всё затихло. Восходящего солнца не было видно из-за тумана. Слева впереди сначала показались подозрительные дымки, а затем ясные силуэты четырех неприятельских миноносцев. Наш отряд повернул на пересечку их курса и сигналом нам было приказано атаковать их.
    В это время вправо от нас показался крейсер «Баян», который не шел к нам, а направлялся в море; он открыл сильный огонь. Из белого тумана ему ответили неприятельские выстрелы больших орудий. Неприятельские миноносцы находились от нашего отряда уже довольно близко, но неожиданно сделали поворот на 8 румбов и вошли в туман, из которого стали выходить неприятельские крейсера, числом шесть.
    Курс их направлялся между «Баяном» и нами. Мы тотчас повернули и взяли курс, чтобы пройти за «Баян» и находиться под его прикрытием.
    Потом, уже в Артуре, мы узнали, что «Баян» вышел на выручку геройски погибшего миноносца «Страшный» (под командой капитана 2 р. Юрасовского) и ему удалось даже подобрать несколько тонувших матросов.
    Другой миноносец «Смелый», под командой лейт. Бакирева, благополучно прорвался из окружения неприятелем наших потерявшихся миноносцев, когда мы достигли островов Эллиота. Миноносец «Расторопный» под командой лейт. Лепко, затерявшийся в группе островов Эллиота, благополучно прибыл в Артур, присоединившись перед этим к «Баяну». Крейсер «Баян», под командой кап. 1 р. Вирена, вел неравный бой и стал только тогда отступать, когда наш отряд прошел его траверз. Придерживаясь ближе к берегу, мы шли на рейд Порт-Артура.
    Из гавани выходил отряд под командой вице-адмирала Макарова, в составе броненосцев «Петропавловск» и «Победа» и крейсеров «Аскольд», «Диана» и «Новик». Крейсер «Баян» занял место головного корабля и повел этот отряд к месту гибели «Страшного», и снова «Баян» вступил в бой с неприятельскими крейсерами и был поддержан огнем этого отряда и затем вступил в его строй кильватера на свое место. Неприятельские крейсера  ретировались, но уже через несколько минут нашего преследования их, показались шесть неприятельских броненосцев и два крейсера «Ниссин» и «Кассуга». Они были приобретены японцами в Италии и первый раз участвовали в военных действиях.
    Наш отряд повернул обратно, а неприятельская эскадра остановилась на горизонте. В это время вышли и другие наши корабли и присоединились к отряду Командующего флотом".
Капитан 1 ранга
А. А. Воробьев
http://militera.lib.ru/memo/russian/por … index.html

Отредактированно сарычев (20.07.2011 12:33:35)


Sapienti sat

#364 20.07.2011 12:56:01

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6280




Re: Гибель "Страшного".

vs18 написал:

Оригинальное сообщение #408684
О Елисееве же Бубнов в своих воспоминаниях пишет (12 марта 1904 года?)

"МИНОНОСЕЦ «БЕСШУМНЫЙ» И 1-й ОТРЯД МИНОНОСЦЕВ

    В марте 1904 года в Порт-Артуре я плавал на эскадренном миноносце «Бесшумный», который состоял в первом отряде этого типа судов. Сперва отрядом командовал контр-адмирал Матусевич, но вследствие полученных ранений в ночной схватке с японскими миноносцами, должен был находиться в госпитале, а командование перешло к командиру миноносца «Боевой», капитану 2 р. Елисееву".
Капитан 1 ранга А.А. Воробьев (там же).

Отредактированно сарычев (20.07.2011 13:04:17)


Sapienti sat

#365 20.07.2011 14:12:31

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6280




Re: Гибель "Страшного".

1

vs18 написал:

Оригинальное сообщение #408703
Ничего страшного.

Благодарю.
Хочу повториться - гибель Страшного - итог не самым удачным образом спланированной операции (ответственные СОМ со штабом, хотя перед Богом они уже за все ответили - в тот же день). Некое "PR- прикрытие" ее итогов: бесспорно героический бой Страшного в лучших русских традициях: "Помирай, где стоишь" и трагедия Петропавловска. И все мы изучаем и обсуждаем следствие некоей штабной разработки. Позволю себе еще раз напомнить приказ Баяну: "«Немедленно выйти на помощь нашим миноносцам, так как в море слышна канонада». Напоминает задачу Бывалого из "Операции Ы" - "появиться под видом дружинника, ежели старушка засвистит".
И, судя по материалам расследования Ухтомского - изучали последствия (с начала похода), а не причины (не с его подготовки - в чем был замысел похода?). И вообще - была ли детальная разработка операции или то, что мы знаем - это и все? (Или все, возможно, с Петропавловском пропало?)

Отредактированно сарычев (21.07.2011 17:02:52)


Sapienti sat

#366 26.08.2011 19:16:16

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: Гибель "Страшного".

[color=red]Юр Саныч, вопрос про Колчака лучше было задать здесь:[/color] http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=5672&p=2

#367 16.11.2011 01:10:58

Аскольд
Мичманъ
michman
Сообщений: 7270




Re: Гибель "Страшного".

Здравствуйте!
В свое время на форуме разбиралась фотография из монографии про "Соколы" с тонущим якобы "Страшным". Рядом двухтрубный паровой катер.
http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazin … res/19.jpg
Так вот, высказывалось что фотография обрезана, а в полном формате виден еще один миноносец под российским флагом. Не располагает кто данной, не урезанной, фотографией?
Заранее спасибо!

Отредактированно Аскольд (16.11.2011 17:01:42)

Страниц: 1 … 13 14 15


Board footer