Сейчас на борту: 
FOBOS.DEMOS,
vvy
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 11 12 13 14 15 … 34

#301 09.04.2014 12:04:39

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Ну почему тему переносить...
Л.З. Мехлис и в Новороссийске бывал, о чём ни кто не пишет... А ситуацию на Кавказе я буду рассматривать несколько позже, по хронологии...
Л.З. Мехлис комиссар и не вмешивался в дела командования, за что получил нагоняй от Сталина, телеграмму в которой Сталин пишет, что Мехлис обязан был вмешаться. Как комиссар Л.З. себя проявил хорошо, обеспечив фронт всем, чем можно. А всё остальное написано после смерти Льва Захаровича.
Почему я ратую за Мехлиса. Да за то, что он смог организовать производство Краснодарского края в интересах Крымского фронта. Именно он, а не кто другой. И дороги заставил строить от Крымска до пролива. Эти дороги до сих пор работают. Я же заводской...

#302 09.04.2014 12:07:11

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #821673
А со слухами, допустим, надо бороться

Уважаемый Мирослав Эдуардович!
Это я и делаю, пытаясь разобраться в биографии генерала Г.П. Котова. Кое в чем разобрался, во многом - нет.

#303 09.04.2014 13:13:26

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Я бы не стал идеализировать и оправдывать Мехлиса. Заслуги у него, безусловно, были - не было бы их, он бы и не выдвинулся и не вошел бы в доверие к ИВС. Но сколько своих командиров среднего и высшего звена пострадало из-за него безвинно по-моему еще никто не сосчитал. А будучи скорым на расправу Мехлис зачастую делал последующее расследование и оправдание во многом бессмысленным... Причем не раз бывало, что лично расстреливал и немецких пленных и своих провинившихся. А в военные вопросы, на самом деле, он вмешивался еще как.
ИМХО Мехлис был человеком своей эпохи, но в отличие от хозяина соотношение заслуг и преступлений у него гораздо хуже. А как человек, по мнению всех окружающих, он был просто дерьмо.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#304 09.04.2014 15:41:24

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6286




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #821886
Но сколько своих командиров среднего и высшего звена пострадало из-за него безвинно по-моему еще никто не сосчитал.

Как нач. Глав.ПУ РККА он был обязан визировать расстрельные списки. Причем, первая подпись там была Ворошилова. Но К.Е. - "сумеет кровь пролить за СССР". А Мехлис - "дерьмо. Но - и то, и другое  - "по отзывам людей".

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #821886
лично расстреливал и немецких пленных и своих провинившихся

Лично или без суда, просто отдавал приказание - мало отличается, согласен. Но - это ведь тоже - "по отзывам", не так ли? В этом случае можно и финских военнопленных присовокупить, марковцев, дроздовцев и пр. - воевал ведь.
Достоверно - на расправу был скор. Но это был общий стиль сталинских руководителей. Именно с их помощью Сталин, "приняв Россию с деревянной сохой, оставил ее с атомной бомбой".
А председателя Гсконтроля мало кто любил - должность такая.
Бытовое поведение многих сталинских руководителей - иногда не без основания - обсуждается вплоть до СМИ. Про Мехлиса я такого не читал. И - опять -таки "говорили" - но люди, которым я верю - личная скромность. После войны было разрешение - в зависимости от чина военнослужащим - начиная с генералов - воспользоваться трофеями. Лев Захарович не воспользовался.

Отредактированно сарычев (09.04.2014 15:53:06)


Sapienti sat

#305 10.04.2014 11:08:34

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #821886
Я бы не стал идеализировать и оправдывать Мехлиса

Я не идеализирую Льва Захаровича. Просто попытался определить его роль в обороне Крыма.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #821886
Но сколько своих командиров среднего и высшего звена пострадало из-за него безвинно по-моему еще никто не сосчитал.

О Мехлисе мы хоть что то знаем. А о других военачальниках, которые то же не очень утруждали себя предварительным следствием, мы много знаем?
Нам просто не с кем Л.З. сравнивать Ю. Мухин попытался это сделать. Ему верить можно?

#306 10.04.2014 11:52:05

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6286




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #822106
Ю. Мухин попытался это сделать. Ему верить можно?

IMHO, у него есть общее с Мехлисом - скор на расправу.


Sapienti sat

#307 10.04.2014 12:44:14

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #822106
Ю. Мухин попытался это сделать. Ему верить можно?

Я бы не стал. Он не историк, а политолог-конспиролог. Не идет за фактом, а пытается объяснить свои идеи при помощи удобных для него фактов.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#308 11.04.2014 11:39:26

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #822126
Я бы не стал. Он не историк, а политолог-конспиролог.

Спасибо, учту на будущее... В его работах оень мало ссылок на архивы.

#309 11.04.2014 11:42:40

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

С именем Л.З. Мехлиса связано создание первых танкодесантных кораблей Черноморского флота. Вспоминает командир Новороссийской военно-морской базы Г.Н. Холостяков:
Заместитель наркома обороны Л.З. Мехлис, находившийся в Керчи в качестве представителя Ставки, вызвал туда контр-адмирала И. Д. Елисеева.
Мехлис спросил, обеспечат ли моряки доставку в Крым тяжелых танков КВ. Елисеев ответил утвердительно. Мехлис при нем позвонил по ВЧ И. В. Сталину и доложил, что отправлять танки KB в Новороссийск можно. Нетрудно представить, какую ответственность почувствовали мы в базе за выполнение новой транспортной задачи, когда Иван Дмитриевич, излагая ее, сообщил и эти подробности.
Первая партия танков ожидалась через четыре дня. Надо было, прежде всего, решить, на какие суда мы их погрузим. Ведь ничего похожего на современные десантные корабли, которые с ходу принимают боевую технику и легко выгружают ее даже на необорудованный берег, флот тогда не имел.
Можно перевозить танки в трюмах больших транспортов-сухогрузов. Так и отправлялись танковые батальоны в Севастополь. Но, то были сравнительно легкие Т-26. Кранов, способных опустить в трюм, а потом извлечь оттуда такую махину, как KB, ни в Новороссийске, ни в Керчи не было. Сухогрузы с их вместительными трюмами отпадали...
Шахназаров, которому тут принадлежало решающее слово, предложил размещать KB на верхних палубах канонерских лодок. Пригодным он считал также транспорт «Земляк» — не очень крупный, но широкий и достаточно устойчивый.
Этот азовский грузовой теплоход был знаком мне с тех пор, когда он в числе других мобилизованных судов передавался в Новороссийске в ведение Военно-Морского Флота. На одной из пристаней порта еще лежал снятый тогда с «Земляка» последний мирный груз — марганцевая руда, предназначавшаяся заводу, который оказался уже за линией фронта. На теплоходе установили трал и две 45-миллиметровые пушки, и он стал называться вспомогательным тральщиком. А капитан Н. В. Хухаев, переведенный из запаса в кадры флота, был назначен на тот же корабль командиром в звании старшего лейтенанта.
При эвакуации Керчи в ноябре сорок первого «Земляк» пришел оттуда с сотнями раненых бойцов на борту и сам тяжело поврежденный. В корпусе насчитали до полусотни пробоин, была сбита грот-мачта, разрушена радиорубка, пострадал и гребной вал. У нас ждали ремонта другие суда, и «Земляка» отправили в Поти.
И вот он снова, как нельзя более вовремя, появился у нас в базе. Правда, еще не окончательно «вылеченный» — ремонт гребного вала и двигателей отложили до лучших времен... Прибыл и однотипный транспорт «Тракторист». Началось спешное превращение этих судов в танковозы: трюмы загружались балластом, палубы покрывались настилом из железнодорожных шпал. К приходу состава с танками все было готово. [163] Шахназаров не раз проверял свои расчеты. И все же пришлось поволноваться, когда первый KB пополз с пристани на пришвартованный к ней «Земляк». Судно резко накренилось. Казалось, еще немного — и лопнут швартовы, а танк рухнет в воду... Но все обошлось благополучно, а при погрузке следующего танка такого крена уже не было: танкисты сообразили, как надо маневрировать скоростями при въезде на корабельную палубу.
Перевозка тяжелых танков была освоена и продолжалась весь февраль и март. Конвоированию судов с этим драгоценным грузом, защите его от вражеских ударов, естественно, уделялось особое внимание. Очень дорожили мы и нашими импровизированными танковозами.
Их удавалось уберегать от боевых повреждений. Но «Земляк» постепенно сдавал — сказывались его недолеченные старые раны. Транспорт ходил с гребным винтом, имевшим всего полторы лопасти, задыхались нуждавшиеся в переборке машины. Однажды «Земляк», приняв на борт танки, не смог выбрать собственный якорь: «не тянул» движок... Собрату помог своим мотором стоявший рядом тральщик. Контр-адмирал Елисеев, видевший это, тут же объявил командиру корабля Хухаеву, что этот рейс будет последним и сразу после него — ремонт.
И все-таки пришлось отправлять «Земляка» в Камыш-Бурун с танками еще раз — обойтись без него мы не могли. В том, действительно последнем перед ремонтом, рейсе его взяла на буксир канонерская лодка: свои машины отказывали совсем...
Скромный азовский теплоход, мобилизованный на военную службу, остался в моей памяти самоотверженным тружеником, делавшим свое дело, пока не иссякнут все силы. Его экипаж не блистал выправкой, но отличался высокой морской выучкой, большой любовью к своему кораблю и с честью прошел через все испытания войны.
Холостяков Г.Н. Вечный огонь. — М.: Воениздат, 1976.

#310 14.04.2014 09:08:35

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6286




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.


Sapienti sat

#311 14.04.2014 11:22:06

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Спасибо, господин Сарычев.
Я пользуюсь белорусским изданием мемуаров Г.Н. Холостякова, оно более полное, но ссылаюсь на Воениздат...

#312 14.04.2014 16:46:24

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6286




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #823283
но ссылаюсь на Воениздат.

Может, я не прав, но -при всем моем пиетете перед Милитерой- "бумажные издания" более полные. Иногда пытаешься найти в электронном издании знакомый по памяти фрагмент - а его-то и нет. У меня первое издание - по памяти года 79-80го. Приобрел на "презентации" книги в ЦДРИ. Присутствовали автор с супругой и было выступление артиста-ветерана штурма Новороссийска. Он читал отрывки из книг Холостякова и Сажина (книга интересная, она у меня есть, но названия сразу не вспомню) и -наверное - Малой земли. Потом с недоумением узнал об убийстве адмирала и его супруги - из-за орденов, заработанных кровью.


Sapienti sat

#313 15.04.2014 11:35:32

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Господин Сарычев!
Вам повезло увидеть Георгия Никитовича.
Он говорил в узком кругу, что от его воспоминаний Воениздат оставил только треть. А полная рукопись была изъята редакцией газеты "Красная звезда", о чём сама газета писала, и дальнейшая судьба рукописи не известна.

#314 17.04.2014 11:00:00

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6286




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #822399
С именем Л.З. Мехлиса связано создание первых танкодесантных кораблей Черноморского флота.

А в развитие:
"В деталях продумана «операция» с болиндерами. Ведущие их за собой на переходе морем тральщики с приближением к мелководью отдают буксиры. Далее болиндеры толкают вперед ошвартованные у их бортов сейнеры или другие суда с малой осадкой, толкают до тех пор, пока эти своеобразные баржи не уткнутся носом в берег. Тогда опустится широкая и крепкая носовая сходня, сделанная наподобие аппарели, и танки своим ходом будут покидать судно, разворачиваясь в атакующий порядок.

Освобожденные от танков болиндеры останутся на месте и начнут выполнять роль причалов, к которым будут подходить канонерские лодки и тральщики для выгрузки техники и боеприпасов". Это из описания Басистого подготовки десанта в Южную Озерейку.
http://militera.lib.ru/memo/russian/basisty_ne/06.html
И далее оттуда же:
"Сложнее дело обстояло с канонерскими лодками, тральщиками и болиндерами. Они все еще продолжали перевозить части и соединения Черноморской группы войск. Иной раз удавалось «поймать» какой-нибудь болиндер, зашедший ненадолго в Геленджик. Тотчас же пригоняли к нему танки и начинали учение.

Не мешало бы, конечно, загруженный танками болиндер вывести в море, посмотреть, как он держится на буксире и переносит волну, как подходит к берегу со своим столь ценным для десанта грузом. Однако на такую роскошь у нас не было времени.

В Туапсе нам удалось провести учение — посадить на тральщики и высадить с них 83-ю отдельную бригаду морской пехоты со всей ее боевой техникой. При высадке бойцы устремлялись на берег по носовым сходням тральщиков, а боевая техника выгружалась через болиндеры, используемые в качестве причалов."
И сама высадка:
"Болиндеры — цель более крупная, чем катера. Да и маневренность не та. Поэтому им приходится еще хуже. Относительно повезло только одному из них. Несмотря на огонь, он удачно подошел к берегу, и танки, на которых были уже заведены моторы, стреляя из пушек, устремились вперед. Успели высадиться и морские пехотинцы. Правда, вслед за этим болиндер загорелся от попадания снаряда. Второй болиндер, пораженный снарядом еще на подходе к урезу воды, пристал к берегу не носом, а лагом, поэтому танки с него выйти не могли. На третьем пламя заполыхало тоже до подхода к берегу."
И это уже Станичка:
"У нас же получилось так, что десантные средства, поступившие в распоряжение штаба высадки, весьма затрудняли организацию взаимодействия и управления, не отвечали требованию мобильности, обладали диаметрально противоположными тактико-техническими характеристиками — быстроходные эсминцы и маломаневренные «эльпидифоры», тральщики и несамоходные громоздкие болиндеры, к которым десантный отряд попал в слишком большую зависимость. На них и десантники, и танки, им и причалами служить... Для такой важнейшей роли они в тех условиях явно не годились. Специальных же десантных средств у нас не было."

Отредактированно сарычев (17.04.2014 11:00:31)


Sapienti sat

#315 17.04.2014 11:39:53

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

К сожалению, господин Сарычев, это уже конец 1942 года, а не начало года.

#316 17.04.2014 14:29:59

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6286




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #824254
это уже конец 1942 года, а не начало года.

Да и задачи разные - перевозка или десантирование


Sapienti sat

#317 18.04.2014 11:47:55

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

В конце января через Новороссийск в Крым была направлена 39-я танковая бригада, командир подполковник ?.?. Вахрушев. Она насчитывали по 10 KB, 10 Т-34 и 25 Т-60. В этот бригаде служила старшина медицинской службы Ирина Левченко. Она оставила весьма интересные воспоминания, которые привожу:
В Новороссийске нас встретило солнышко и легкий, совсем весенний ветерок. Обрадовавшись нежданной весне, бойцы и командиры сняли о себя ватные костюмы и полушубки. Мы ехали в солнечный Крым и представляли себе горы, горячее солнце на ярко-голубом бездонном небе, темно-синее море с маленькими белыми барашками-гребешками, волны, которые набегают на берег, усыпанный ракушками или галькой. Волны с мягким рокотом и шипением разбрызгивают пену. Вспомнилось, как интересно было в детстве играть в прятки с волнами в Форосе или Ялте: зайдешь чуть-чуть в воду и отступаешь потихоньку к берегу, а волны настойчиво бегут следом; отойдешь уже далеко, и вдруг изловчится одна, самая отчаянная, и, захлестнув [107] далеко на берег, обнимает с шипением ноги, радуясь, что догнала.
Увы, уже к вечеру, когда подул сильнейший ветер, которым славится «город ветров» Новороссийск, вера в солнечный Крым, чудесный зеленый Крым, одно название которого, кажется, пахнет морем, горячим солнцем и виноградом, поколебалась. Один за другим танкисты вновь натянули полушубки и угрюмо смотрели на темное ревущее море.
Никогда не видела я так близко настоящих пароходов, и обычный грузовой транспорт «Димитров», возвышающийся над пристанью, показался мне огромным.
Пароход тесно прижался бортом к стенке пристани, с него спускался трап — обыкновенная веревочная лестница, конец которой на земле был не то привязан, не то просто придавлен чем-то тяжелым.
Конечно, было бы очень интересно взобраться на борт корабля по качающейся веревочной лестнице под завывание ветра, совсем как пишут в книгах. Но благоразумие все же взяло верх, и я с опаской посмотрела на это шаткое подъемное сооружение: при одной мысли, что надо взобраться так высоко, цепляясь за ненадежные на вид веревки, закружилась голова. Вопросительно взглянула на Марию Борисовну.
— По этому трапу мы поднимемся, как и все, — храбро заявила она, и я уже было устыдилась своей нерешительности, как она вдруг не менее решительно добавила:
— Но, наверное, у них есть еще какая-нибудь лестница. Когда кончится погрузка, ее спустят. Незачем ломать себе шею раньше времени, мы не готовимся в юнги.
Несмотря на непогоду, уходить с погрузки не хотелось. К берегу медленно, как бы высматривая жертву, подплывал большой плавучий кран, опускал свои тросы-щупальца над очередным танком; танк закрепляли, и через некоторое время тяжелая «тридцатьчетверка» повисала в воздухе, обнажая свое днище. Неторопливо плыл кран, огибая пароход, и, зайдя с нужной стороны, спокойно водворял танк на верхней палубе у борта.
Казалось, совсем без усилий поднимали маленькие «шестидесятки» и опускали их в самый нижний трюм. [108]
— Как котят грузят, — сказал один командир.
На пароходе огромный трюм, в кромешной тьме которого находились наши «шестидесятки» вместе с экипажами; над ним внутренняя палуба. Здесь на машинах расположилось все бригадное хозяйство; на верхней палубе вдоль бортов стояли «тридцатьчетверки», грузовые машины, бензоцистерны.
Погрузка продолжалась всю ночь. Утром пароход вывели на внешний рейд, и здесь, раскачиваемые ветром и волнующимся морем, мы простояли двое суток в ожидании, пока протралят путь от немецких мин.
В море вышли ночью. Утром, перекинув через плечо ремень санитарной сумки, выбралась на палубу — и тут же покатилась к борту парохода: очень качало; спасибо, на лету подхватил боцман. Матросы ходили удивительно твердо, а для нас, сухопутных людей, протянули через весь пароход веревки.
Не очень-то улыбалось подниматься по отвесной лестнице-трапу, и я с благодарностью ухватилась за предложение подняться из трюма вместе с танком. И вот в одиннадцать часов утра первого февраля 1942 года под крики «вира» и «майна» танк, в котором я сидела, был извлечен из трюма парохода «Димитров» и поставлен на крымскую землю. [111]
Солнечный Крым встретил дождем и непролазной грязью. Мы высадились неподалеку от Керчи, в Камыш-Буруне.
Бои шли в шестидесяти — семидесяти километрах; танковая бригада должна скрыто прибыть в пункт сосредоточения — местечко Астабань.
Ночью выгружали «КВ», которые шли вслед за нами на баржах. С барж танки сошли своим ходом. Это было замечательное зрелище: как бы из пены бурного моря с горящими фарами-глазами выходили на землю богатыри-мстители! Как только они касались земли, меркли фары, и в полной темноте танки с ревом устремлялись к шоссе. [112]

Левченко И. Н. Повесть о военных годах. — М.: Советская Россия, 1983. — 384 с. — (Подвиг). Тираж 100 000 экз.

#318 18.04.2014 13:43:41

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6286




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #824607
И вот в одиннадцать часов утра первого февраля 1942 года под крики «вира» и «майна» танк, в котором я сидела, был извлечен из трюма парохода «Димитров» и поставлен на крымскую землю.

"Шестидесятка". Она потом IMHO на них и воевала. Не очень силен в этом вопросе - IMHO, их выгружали грузовыми стрелами парохода. А вот как "тридцатьчетверки"? Не буду фантазировать. "Климы" разгружать было нечем - отсюда и баржи.
Вроде, как бы офф-топ, но форум-то цусимский:
Порт-Артур, 45-й год:
"В другой раз,
тот же полковник Волошин, по приказу командования
Приморского военного округа, занимался переброской 20
магистральных грузовых паровозов для войск КПК. Участник этой
операции вспоминал:
«Выполнить это распоряжение было крайне трудно:
механизмов для погрузки паровозов на корабли в Порт-Артуре не
было. Пришлось использовать старый единственный кран еще
времен обороны Порт-Артура 1 9 0 4 — 1 9 0 5 г г . , усилив его
швеллерными балками. По самой кромке причала наши солдаты
проложили железнодорожную ветку. Риск был большой, люди
отдавали все силы, работали днем и ночью, но и это задание мы
выполнили».
После погрузки паровозов, они были направлены морем
через Цусимский пролив в корейский порт Чхончжин"
Паршев А. П., Степаков В. Н.
П 18 Когда началась и закончилась Вторая мировая. — М.:
Яуза, Эксмо, 2 0 0 7 . — 5 7 6 с. — (Неизвестные войны XX века).

Отредактированно сарычев (18.04.2014 13:45:39)


Sapienti sat

#319 21.04.2014 11:38:21

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Тридцатьчетверки то же перевозили на баржах и они своим ходом сходили на берег. Береговые краны были грузоподъемностью максимум 15 т, а, в основном, 5 т и 10 т.
Об этом есть воспоминания пом. автобронетанкового управления Крымского фронта военинженера 2 ранга Ф.И. Галкина в книге "Самый памятный день войны" Издательство ДОСААФ М. 1970 г. стр. 171 - 192.

#320 21.04.2014 11:54:31

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6286




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #825373
Береговые краны были грузоподъемностью максимум 15 т, а, в основном, 5 т и 10 т.

Насколько я понимаю, погрузить - то их, скажем, в Новороссийске, - можно было, а вот разгрузить в Керчи, 2 раза переходившей из рук в руки - тут кран становился стратегическим объектом со всеми для него вытекающими.
Вот и грузили тридцатьчетверки и Климов на баржи - чтобы с них уже - самоходом.


Sapienti sat

#321 11.05.2014 08:07:31

Елкин А В
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Я как то писал о найденном под водой ТК типа Г-5. Посреди Геленджикской бухты. Прочитал я в мемуарах- Досталось и третьей группе капитан-лейтенанта Африканова. В довершение ко всему, благополучно вернувшийся было в Геленджик, катер Попова тоже перестал существовать. С желоба ТКА извлекали тело убитого десантника, в руках которого была зажата граната. Она и взорвалась. Огромным костром катер долго еще горел в бухте. - может это он?!

#322 23.05.2014 11:46:26

Ст. судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Господа!
Форум решил меня омолодить и больше не пускает под именем Старый судоременотник. Пришлось взять новое....
Но я продолжу.
Трудовые успехи новороссийцев отмечались наградами. 30 января 1942 года в городской газете «Новороссийский рабочий» на первой странице была опубликована передовая «К новыми успехам в производстве снаряжения для фронта. О награждении группы работников завода, где директором тов. Орлов, орденами и медалями СССР». Среди награждённых:
- Орденом Трудового Красного Знамени – директор Н.Н. Орлов и разметчик С.Е. Кучеренко;
- Орденом Красной Звезды -  главный инженер Н.Д. Фомин;
- Орденом Знак Почёта – мастер Н.М. Ковальков;
- Медалью «За трудовую доблесть» - кузнец Х.К. Саукум;
- Медалью «За трудовое отличие» - токари Н.А. Серебряков, Анна Д. Залозня, и другие.
Хотелось бы обратить момент на «секретность». Назвать завод «Красный двигатель» нельзя, но назвать завод, «где директором тов. …» можно. Впрочем, через несколько месяцев от этой секретности отказались и стали называть заводы своими полными именами.
Сохранились запись за 12 февраля в книге приказов по исполкому Новороссийского горсовета:
    «За добросовестную переработку шерсти для бойцов Красной Армии семьей красноармейца тов. Алексаньян, в которой две дочери Алексаньян Анна девяти лет и Клара шести лет, спряли сами 3 кг, выдать вознаграждение Анне и Кларе по 75 рублей».
    На 20 февраля от трудящихся города сдали в фонд обороны 2.017.594 рубля 96 копеек, в фонд постройки мощной танковой колонны 350.422 рубля 92 коп.
    К сожалению, документы о строительстве танковых колонн, на которые собирались деньги в Новороссийске, и их дальнейшей судьбе найти не удалось. Отсутствуют и материалы о передаче танков, построенных на эти деньги, воинам Красной армии и в городской газете. Не велось переписки горисполкома с этими танковыми частями и после освобождения Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков.
В январе на Новороссийском вагоноремонтном заводе было закончено строительство бронепоезда "За Родину". Команде бронепоезда, командир старший лейтенант М.Б. Чечельницкий, комиссар политрука П.М. Устинов, было вручено Боевое Знамя. К началу февраля, после прохождения боевой подготовки, бронепоезд прибыл в распоряжение штаба Азовской военной флотилии и встал на оборону участка железной дороги Батайск - Азов. Здесь он получил бортовой номер 6 и стал называться бронепоезд № 6 «За Родину» Азовской военной флотилии.
Но, кроме наград, вводились и, как это сказать по современному и модному, обременения. 3 февраля в Краснодарском были установлены ставки военного налога, введенного указом Президиума Верховного Совета от 29 декабря 1941 года. Налог снимался со всех граждан, достигших 18 лет, кроме военнослужащих и пенсионеров, не имеющих других источников дохода. Рабочие и служащие уплачивали налог, исходя из годового заработка, колхозники и единоличники – по установленным ставкам. Для Новороссийска и его окрестностей, отнесённых к первой группе районов, налог составил 320 рублей в год на каждого колхозника и единоличника. В районах второй группы – 300 рублей, и третьей – 280.

#323 11.06.2014 11:04:29

Ст. судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Ещё одна малоизвестная страница истории войны.
В пятницу 6 февраля 1942 года руководству Краснодарского края было доложено, что на территории  Краснодарского края обнаружили очаги сыпного тифа. Если в декабре 1941 года было отмечено 29 случаев заболевания, то в январе 133, а за первые дни февраля 553 в 53 районах края. Крайком ВКП(б) срочно постановление, которым Крайздравотделу поручалось провести массовую иммунизацию населения против дизентерии и брюшного тифа, а «для обслуживания эпидемических очагов, быстрой санитарной обработки людей, одежды и имущества, организовать восемь подвижных эпидотрядов в составе врача, среднего медработника и дезинфектора...» Один такой отряд был организован в Новороссийске. Все бани переводились на круглосуточную работу, оборудовались дополнительные бани с помещениями для термической обработки одежды (вошебойками). Всё необходимое для этого оборудование изготовлялась на местах. Медики обходили всех жителей города и прибывших в город, искали признаки заразы и принимали необходимые меры. В результате, ни каких вспышек инфекционных заболеваний в крае и на обслуживающих краем фронтах не было.
Достаточно вспомнить эпидемию тиф в Гражданскую, что бы понять значение этой мало кому известной работы. Мемуаров о ней ни кто не оставил.

#324 11.06.2014 14:13:14

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6286




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Ст. судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #835380
Достаточно вспомнить эпидемию тиф в Гражданскую, что бы понять значение этой мало кому известной работы.

Кстати, если в похоронке написано: "погиб" - отношение (в т.ч. пенсия) - однозначное. А если: "Умер", то, вроде, нужна была формулировка "находясь в действующей армии". Это, в том числе, и к пенсии, и формулировка "семья фронтовика", и пр.


Sapienti sat

#325 11.06.2014 14:43:32

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13972




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Ст. судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #835380
Достаточно вспомнить эпидемию тиф в Гражданскую, что бы понять значение этой мало кому известной работы. Мемуаров о ней ни кто не оставил.

Ну почему..
Есть мемуары по организации санитарной и гигиенической работе в войсках..
Знаменитые банно-прачечные отряды, осмотр по форме 21 в действующей армии
А вот так велась ветеринарная служба:
На полную мощность работали предприятия биологической промышленности НКЗ СССР. Они обеспечивали фронт и тыл необходимыми биопрепаратами, несмотря на то, что часть их (Орловская, Курская, Харьковская и др.) была эвакуирована на восток. Большое значение имело и то, что директор ГНКИ К.М. Лилин и научные сотрудники этого института сумели одновременно вывезти в Омск производственные штаммы микроорганизмов и вирусов, обеспечить их сохранение, поддержание и отправку биофабрикам для производства и контроля вакцин и других биопрепаратов. Омской группой института некоторое время руководил А.Г. Малявин. Большую работу со штаммами микроорганизмов проводили Н.М. Никифорова и А.О. Колесова. После разгрома фашистских войск под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге была освобождена значительная территория страны, находившаяся под временной оккупацией. В августе 1943 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Руководство Главветупра Наркомзема СССР организовало ветеринарную разведку на освобожденных территориях, разработало маршруты и определило порядок ветеринарного обслуживания скота, возвращаемого с востока на запад, а также приняло меры по восстановлению ветеринарных учреждений на указанных территориях. В 1944-1945 годах в страну из Германии стало поступать значительное количество репарационного скота. Ветеринарно-санитарное состояние этого скота было крайне неблагополучным (ящур, туберкулез, бруцеллез). Руководители Главветупра совместно с учеными определяли места размещения поголовья, меры по его обработке и карантинированию. Большая часть этого скота была вынужденно убита на мясо, ввиду поражения туберкулезом, бруцеллезом и ящуром. В период оккупации немецко-фашистские захватчики уничтожили и увезли в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 20 млн. свиней, 27 млн. овец и коз и 110 млн. голов птицы http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=559238


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

Страниц: 1 … 11 12 13 14 15 … 34


Board footer