Сейчас на борту: 
jurdenis
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 15 16 17 18 19 … 34

#401 27.02.2015 11:27:07

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

21 апреля решением Ставки Верховного Главного командования было создано Северо-Кавказское направление в составе Южного и Крымского фронтов, Северо-Кавказского военного округа, Черноморского флота, Азовской флотилии и Севастопольского Оборонительного района. Командующим направлением назначен маршал Советского Союза С.М. Буденный, его заместителем по морской части и членом Военного Совета вице-адмирал И.С. Исаков, членом Военного совета П.И. Селезнёв, первый секретарь Краснодарского крайкома ВКП(б), с сохранением за ним и это должности, начальником штаба генерал Г.Ф. Захаров. Штаб располагался в Краснодаре. Старшим помощником начальника оперативного управления штаба был назначен майор Д.А. Драгунский, впоследствии Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник танковых войск. В июне он часто бывал в Крыму с различными заданиями, проезжая через  Новороссийск.
    Из войск Северо-Кавказского военного округа в непосредственное подчинение главкома Северо-Кавказского направления перешли 17-й казачий кавалерийский корпус, в составе четырёх казачьих дивизий, который получил приказ занять оборону по восточному побережью Черного моря от левого берега реки Дон до Темрюка, 1-й отдельный стрелковый корпус, командир полковник М.М. Шаповалов, в составе 417-й стрелковой дивизии, 138-й, 142-й, 113-й и 139-й стрелковых бригад, со штабом в станице Крымской, оборонявший побережье Черного моря от Темрюка до Лазаревской, Майкоп, Краснодар и далее по рекам Кубань до Темрюка, а так же 103-я курсантская стрелковая бригада и 91-я стрелковая дивизия.
На эти соединения была возложена задача построить противодесантные укрепление по побережью. Строили они, конечно, на свой лад, сообразуясь с удобством строительства, а не с какими-то там стратегическими соображениями. Поэтому между военно-морскими  инженерами и строителями постоянно возникали непонимания и споры, особенно при приемке готовых объектов. А в это время военно-морские строительные части вели возведение линии сухопутной обороны вокруг Новороссийска. Такая вот неразбериха и непонимание возложенных задач была даже в такой части. Потому что были не только разные рода войск, но и наркоматы Обороны и Военно-морского флота.

#402 06.03.2015 11:37:47

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Весной 1942 года моряками Новороссийской военно-морской базы был создан новый класс кораблей – ракетные катера. Инициатором создания стал флагманский артиллерист базы капитан-лейтенант Г.В.Терновский.
Находясь в служебной командировке на аэродроме в Анапе, он познакомился с  авиационными реактивными снарядами РС-82 и их установкой на самолётах, присутствовал на испытаниях новой партии РС. Г.В. Терновский доложил командиру Охраны водного района Новороссийской ВМБ капитану 2 ранга П.П.Давыдову свою идею  вооружать малые боевые корабли авиационными реактивными снарядами для борьбы с немецкими самолетами. Предложение было доложено командиру Новороссийской военно-морской базы капитану 1 ранга Г.Н.Холостякову, который обратился к командующему авиацией Черноморского флота генерал-майору В.В. Ермаченкову с просьбой выдать морякам несколько комплектов боевых ракет с самолетными приспособлениями для запуска.
Получив в Анапе РС-82 и все необходимое для них приспособление, Г.В.Терновский вместе со старшим техником-лейтенантом Н.С.Поповым пришли на борт МО-084, где вместе с офицерами команды рассмотрели варианты расположения пусковых установок реактивных снарядов на катере. Командир «охотника» лейтенант А.Кривоносов предложил ставить их на треноге - как крупнокалиберный пулемет. Механик дивизиона инженер капитан-лейтенант Н.Попов - свой способ. После долгих споров приняли решение Терновского - крепить по две ракетные пусковые установки штурмовика Ил-2 на откатнике 45-мм пушки катера. Наводка на цель производилась механизмами пушки, стрельба из которой велась как обычно, независимо от пуска эрэсов. При этом можно было вести огонь из пушки и использовать механизмы ее наведения для стрельбы ракетами. Попов быстро сделал все эскизы крепления ракетной установки, за ночь ее изготовили в мастерских НВМБ. В последних числах апреля 1942 года реактивная установка была смонтирована на катере МО-084. В тот же день под руководством капитан-лейтенанта Г.Терновского был произведен первый, опытный выстрел из самодельных корабельных реактивных установок. Испытания прошли успешно.
Минут через тридцать на борт МО-084, прибыли Н.Г. Холостяков и В.В. Ермаченков, катер вышел в море.
Первые две ракеты направили в воздух. Повторили стрельбу из пушки в воздух. Потом пустили с короткими интервалами четыре реактивных снаряда.
Затем стреляли по буксируемому щиту, который появился в кабельтовых пяти-шести. Стрельбой руководил капитан-лейтенант Г.В.Терновский. Первые ракеты разорвались около щита. Повторный залп из четырех ракет в щепки разнес мишень. Командир Новороссийской военно-морской базы капитан 1 ранга Г.Н.Холостяков и командующий авиацией Черноморского флота генерал-майор авиации В.В. Ермаченков поздравили флагманского артиллериста бригады ОВРа Новороссийской ВМБ с удачей, приказав как можно скорее вооружить ракетами побольше «охотников».
Так катер МО-084 стал первым ракетным катером Черноморского флота, а лейтенант А. Кривоносов первым командиром первого ракетного катера.
Так в Новороссийске был создан новый класс кораблей флота.
Уже в апреле, при сопровождении транспорта «Пестель» катер МО-084 двумя залпами реактивных снарядов пресек атаки фашистского торпедоносца, напавшего на транспорт на переходе между  Новороссийском и Анапой.
Поскольку снабжение реактивными снарядами шло только в авиацию, оснастить большее количество катеров в то время база не смогла. Реактивных снарядов не хватало и самим авиаторам.
Но к концу года вопрос по поставках РС-82 флоту был решен и НВМБ оборудовало реактивными установками  к октябрю ещё два катера из дивизиона Н. И. Сипягина: СКА-044 и СКА-064, которыми командовали старший лейтенант С.Попов и старший лейтенант Н.Харченко.
Монтировались реактивные установки и на торпедных катерах Г-5. А на бывший рыболовный сейнер «Скумбрия», командир главный старшина В.Жолудов, установили 48 направляющих, что позволяло давать залп сразу 96 снарядами. К сожалению, ни каких фотографий, рисунков или чертежей этого уникального корабля до наших дней не сохранилось. Новороссийские судомоделисты изготовили несколько моделей «Скумбрии», но изготовлялись они по наитию и смутным описаниям из мемуарах.

#403 13.03.2015 11:52:38

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Вечером 18 апреля девять бомбардировщиков противника бомбили  район коса – Мысхако. В этом районе находилась Баратея Кане, построенная ещё в годы Первой мировой войны, реконструированная в Советское время, ставшая 130-мм батарея  № 687 береговой артиллерии.  Этот район был засыпан зажигательными бомбами, которых насчитали  около 500 и 30 фугасными. Из которых только 7 взорвались на суше, а остальные -  море. Но рядом с батареей находился аэродром, на котором базировались истребители Черноморского флота. Они отогнали германских ассов в море, поэтому нанести повреждений батарее они не смогли. Но была повреждена телефонная связь города с Мысхако.
19 апреля враг совершил два налета. Первый произошел в обед, в 13 часов 15 минут. Два бомбардировщика Ju-88 бомбили порт. Были повреждены обшивка галерее цемпирса, портальный кран № 5, амбр № 24, в котором  погибло до 20 т цемента, 5 м железных дорог, 2 судна и 1 изотермический вагон. И, хотя  документах, утверждается, что семь из восьми бомб попало в воду и только одна на причал, но указывается повреждении 20 домов. Было тяжело ранено 4, средние ранения получили 8 и легкие – 4 человека.
Второй налёт произошёл в 19 часов 40 минут, когда на город налётело до 30 бомбардировщиков, которые бомбили за пять заходов. Возможно самолётов было меньше, но они сделали по два – три захода на город. Был разрушено 11 жилых домов и свыше 20 повреждено, разрушено 250 м электросети, убито 6 человек, тяжело ранен один и легко – семеро.
На следующий день,  20 апреля, налёт 6 бомбардировщиков Ju-88 так же прошёл в обед, в 12 часов 25 минут. За один заход они сбросили 18 фугасных и 3 зажигательных бомбы, от которых были разрушены два больших дома (надо понимать многоэтажных) и 19 домов, повреждено до 25 домов. Попадание было в мехамбар порта, поврежден один вагон, 200 м железнодорожных путей, электросвязь, водопровод, теплотрассы. Погибло 16 и ранены 99 человек, 35 из которых – тяжело. Убито 2 лошади и 2 ранены.
Налеты 21 апреля начались с утра в 7 часов 49 минут, когда 12 бомбардировщиков Ju-88 зашли на город от солнца на высоте 2000 м. От солнца – значит с востока, со стороны Геленджика Зенитная артиллерия  работала интенсивно. И отчиталась, совместно с лётчиками, о  трех сбитых  бомбардировщиках Было сброшено 43 бомбы: десять пятисоток, 24 по 250 кг и 9 по 100 кг. Большие повреждения получил Новорэс: разрушена нефтекачка, кузница, водопровод, электросети, различное электрооборудование. На цемзаводе «Пролетарий» разрушен гараж и уничтожены 5 автомобилей, сгорело полтонны бензина, разрушены кузница, столовая, 4 больших и 6 средних домов. В порту поврежден очередной мехамабар, 170 м железнодорожных путей. Затонули два сейнера и от полученных пробоин сел на грунт т\х «Калинин», капитан П.Л. Безайс. стоящий у причала. На судне погибших не было и Через семь дней судно было поднято, а через сорок дней введено в строй. Но при налёте авиации погибло двое, тяжело ранено 9, получили средние ранения 3 и легкие -8.
В обед над городом пролетел один Ju-88, наверное, разведчик. Его обстреляли зенитчики, а морские летчики отогнали в море.
Вечером в 16 часов 50 минут вновь был налёт 7 бомбардировщиков. Огнем зенитной артиллерии и авиации было сбито 2 самолёта. Но они сумели разбить нефтекачку и вызвать пожар на ней повредить нефтепровод, железнодорожное полотно. ,Одна бомба попала в щель, в которой было 5 военнослужащих, все они погибли. Еще 13 человек были тяжел ранены, 2 – средне и 12 получили лёгкие ранения.
В 20 часов 07 минут произошёл еще одни налет, в котором участвовало до 15 бомбардировщиков. Зенитчики и лётчики отчитались о 3 подбитых самолётах противника. Тяжелые повреждения получила железнодорожная станция был разрушен её узел телеграфной связи, загорелись вагоны, была разрушена поликлиника № 2. Повреждения получили вагоноремонтный завод городской холодильник, Новорэс, разрушено 4 дома. Погибло 19 человек, тяжелые ранения поучили 15, средние – 14 и легкие 17 человек.

#404 20.03.2015 12:25:38

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

22 апреля вражеские самолёты над городом не пролетали, но их видели над Анапой. Поэтому из Новороссийска на буксире эсминца "Незаможник" вывели искалеченный эсминец «Способный» и повели его в Туапсе, куда              был эвакуирован Севастопольский Морской завод № 201. В августе, когда немцы прорвались на Туапсинское направление,  эсминец перевели в Поти. Полностью ремонт был закончен только в мае 1943 г.
Налет 23 апреля начался в 13 часов 05 минут, когда налетели 21 самолёт Ju-88 двумя эшелонами, сбросившие 76 фугасных бомб. Из них – до 30 в море, по кораблям, 9 – попали на пустыри, остальные – по жилым района города. Было разрушено 20 жилых  домов и два производственных помещения, получили сильные повреждения 4 дома, 4 производственных помещения, до 200 м железнодорожного пути, 3 вагона, два автомобиля,   два судна, коммуникации, было повреждено одно судно 12 жилых домов, 2 портовых сооружения и два портальных крана. Название судов в документе не приводятся. Надо полагать, что это были гражданские суда, не мобилизованные флотом. Погибло 16 человек, тяжело ранено 26  с ранениями средней тяжести 2 и легкораненых – 17 человек.
Вечером в 20 часов 7 бомбардировщиков в четырех эшелонах повторили налёт, завалив город зажигательными бомбами и 57 фугасными. Погибло 9 человек, тяжело ранено 5, ранено 4 и 7 получили лёгкие ранения. Разрушен один жилой дом и три производственных помещения, до 1800 м  электросетей, 200 м линий связи, водопровод, 84 м железнодорожных путей  и 13 вагонов. Получили повреждения 4 жилых дома.
Загорелся гордость Новороссийска – театр. Построенный перед Первой мировой войной театр был одним из крупнейших на юге России деревянных театров. К сожалению, пожарные потушить его не смогли и  за ночь здание театра  сгорело.  Два директора театра и начальник дежурного караула пожарной охраны, ответственный за этот объект, были привлечены к уголовной ответственности, дело передано в военный трибунал.

А в книге « Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945. Краткая хроника» сказано, что 23 апреля одиночный вражеский бомбардировщик Ju-88 пытался подвергнуть бомбардировке огневую позицию 2-й батареи 454-го зенитно-артиллерийского полка. Воины батареи встретили самолет противника точным огнем и сбили его.

#405 20.03.2015 20:15:45

Фёдор 1979
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 180




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#933710
Налет 23 апреля начался в 13 часов 05 минут

Немецкие самолёты (девять Ju-88 и двенадцать He-111) с 13.05 до 13.40 бомбили город и порт Новороссийск (сброшено 65 бомб). Советский транспорт «Дмитров» (3689 брт.) получил прямое попадание бомбы, в результате чего был повреждён корпус и возник пожар. В районе цементного завода было разрушено три заводских склада, в городе было разрушено восемь и повреждено 25 домов. В 17.00 восемь немецких самолётов Dо-215 повторно бомбили порт Новороссийск (сброшено до 30 бомб). Были разрушены нефтебак и машинное отделение нефтеперегонного завода, убито семь и ранено два человека. С 20.00 до 20.45 28 немецких самолётов (Ju-88 и He-111) в третий раз бомбили Новороссийск (сброшено 68 фугасных и около 1500 зажигательных бомб). Прямыми попаданиями бомб были разрушены холодильник и армейский склад, на вокзале были повреждены и вагоны, были жертвы.

Это по "Хронике..."

С уважением, Фёдор.

#406 23.03.2015 11:57:12

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Большое спасибо, Федор.

#407 27.03.2015 11:53:44

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

24 апреля первый налёт четырех бомбардировщиков был в четыре часа утра. Было сброшено 13 фугасных и около 500 зажигательных бомб. Разрушено 9 домов, повреждено 6 домов, один человек убит и один тяжело ранен. Количество легкораненых не отмечено. Повреждено 190 м железнодорожного пути и одна стрелка, 350 м проводов.
После налёта из Новороссийска в Севастополь вышел транспорт "Серов" в   охранении эсминца "Железняков", тральщиков "Взрыв", "Щит", катеров МО-081, МО-092, МО-0141. Конвой в Севастополь вошел без потерь. Было доставлено 143 т боезапаса, 1224,5 т продовольствия. 392 т фуража, 280 т угля, 48 противотанковых ружей, 152-мм гаубицы.
В 13 часов 55 минут одиночный бомбардировщик сбросил 4 бомбы на гору Черепашка, на которой стояла мелкокалиберная зенитная батарея. На батарею не попал, но разрушил один жилой дом ниже этой горы. Пострадавших не было.
В 15 часов 57 минут звено из трех бомбардировщиков снова бомбила город. Сброшено до 30 фугасных бомб, из них 14 на пустырь, одна  в море,  остальные - на железнодорожные пути. Поскольку железнодорожные пути идут мимо вокзала в порт, то в данном случае трудно сказать, что бомбили станцию, порт или пути на подходе к станции, то есть район города Мефоидевка. Судя по разрушением бомбили станцию и подъездные пути к порту.  В результате бомбежки погибло 6 человек, 1 ранен и 1 легкоранен. Разрушено  два жилых дома и 3 строения мебельной (стульной) фабрики, повреждено три амбара, 3 железнодорожных вагона, 2 км рельсовых путей,, до 150 м электрокабеля и перебит кабель ЦТС. Так же отмечено, что погибло до 40 военнослужащих и ранено до 60 военнослужащих.
В восемь часов вечера был налёт 21 бомбардировщика, продолжавшийся более получаса. Было сброшено 85 фугасных бомб и до 2 тысяч зажигательных. Из них 38 фаб на жилые дома, а 18 в море. Погибло 32 человека, 6 тяжел ранено, 7 получили ранения средней тяжести, а 11 – легкие. Разрушено 2 дома, повреждено 4, а так же 10 производственных строения, разрушено 280 м железнодорожного полотна, вагоны, более 600 м электрокабеля и повреждено одно судно. Название судна не приведено.
В ночь на 25 апреля    из Новороссийска в Севастополь вышли крейсера "Красный Крым" эсминцы "Бойкий" и "Бдительный", на которых было доставлено в героический город 3187 бойцов и 300  командиров и боезапас. 
Через сутки, 25 апреля то же в 8 часов вечера налет повторили 27 бомбардировщиков Ю-88. Сброшено 87 фугасных и около одной тысячи зажигательных бомб. Правда, половина из них за городской чертой. Видимо лётчики испугались интенсивной зенитной стрельбы и атак истребителей, как 628-го полка ПВО, так и морских лётчиков. Но всё же 23 фугасные бомбы были сброшены в море. При налёте погибло 3 мирных жителя и 79 военнослужащих, получили тяжелые ранении 3 и 35 человек, ранения средней тяжести 2 и 1, легкие ранения один житель, а о военнослужащих данных нет. По-видимому, солдаты и моряки с легкими ранениями в госпиталь не обращались и остались в строю. Разрушено 8 домов, 15 вагонов почти полкилометра железнодорожного полотна, один водоем, для Новороссийска, страдающего от нехватки воды, это серьезное повреждение. А так же одна бомба попала в щель.
Этот налёт наблюдали нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов, командующий Черноморским флотом Ф.И. Октябрьский, командующий авиацией ВМФ С.Ф. Жаворонков, командующий ВВС ЧФ В.В. Ермаченков, контр-адмирал С.П. Ставицкий и другие сопровождающие лица, которые прибыли в Новороссийск из Краснодара, где встречались с командованием Северо-Кавказского направления.
Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов вспоминал:
"... Мы видели как два фашистских самолета рухнули в Цемесскую бухту. Но в город вражеские самолеты все же прорвались и сбросили бомбы, вызвавшие пожары и разрушения.  Этот налёт был характерен для тех трёх дней (26, 27 и 28 апреля). Действуя с Крымских аэродромов, немецкая авиация свершала их всё чаще и чаще..."
Запись весьма интересная, так как по данным МПВО Новороссийска ни 26, ни 27 апреля бомбардировок  не было. И за 25 апреля записей о сбитых немецких самолётах нет.
После налёта Н.Г. Кузнецов заслушал командира НВМБ капитана 1 ранга Г.Н. Холостякова и начальника ПВО Новороссийска. Изучив расположение зенитных батарей, Николай Герасимович сказал: «Немцы хорошо изучили дислокацию батарей и умело обходят опасные зоны зенитного огня. Нужно срочно переместить батареи на новые позиции» – и показал места на плане города. – «В течении ночи незаметно для немцев переместите батареи к рассвету, до налёта фашистов». Начальник ПВО стал доказывать, что к рассвету эту работу выполнить не в силах. Тогда Н.Г. Кузнецов сказал начальнику ПВО:  «Если к рассвету зенитные батареи не будут перемещены в указанные мной места, вы будете расстреляны» – и ушёл с командного пункта.
К рассвету начальник ПВО доложил, что все батареи передислоцированы в указанные ему места. Впрочем, Н.Г. Кузнецов оказался пророком… 
Фамилия начальника ПВО Новороссийска ни в каких воспоминаниях не приводиться.

#408 03.04.2015 12:26:30

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

И хотя в журнале МПВО отмечено, что 27 апреля самолёты противника над городом не пролетали, но в мемуарной литературе приводится следующий рассказ.
В понедельник, 27 апреля около 9 утра начался налет вражеской авиации на Новороссийск. Зенитные батареи с новых мест дислокации стали сбивать вражеские самолёты. Группа бомбардировщиков расстроилась и стала отходить в море. Но их перехватили наши истребители. Всего враг потерял 8 самолётов. Николай Г6расимович обратил внимание на три истребителя, которые умело маневрировали и сбили несколько самолётов. Он вместе с командующим ВВС ЧФ  В.В. Ермаченковым прибыл в полк, объявил летчикам благодарность, и спросил, какую награду они желают. Летчики-сержанты вместо орденов и медалей попросили им присвоить офицерские звания. Нарком наградил трех летчиков именными часами и присвоил им звание лейтенантов. Одновременно объявил благодарность начальнику ПВО «за точное выполнение приказа в тяжёлых условиях обстановки».
  А истории войск ПВО страны сказано:   
«В течении десяти суток бомбардировщики противника большими группами совершали налеты на Новороссийск. И каждый  раз их встречал прицельный огонь зенитной артиллерии. Только в течение 27 апреля подразделения 454-го зенитно-артиллерийского полка уничтожили 10 вражеских самолетов. Благодаря воинам ПВО порт был сохранен и продолжал работать на полную мощность».
Все же моряки более объективны, так как указали на 8 сбитых самолётов, а воины ПВО на 10. Итого 18 или одни и те же самолёты приписали себе и летчики и моряки?
В этот день, 27 апреля, из Севастополя вернулись крейсер "Красный Крым", эсминцы "Бдительный" и "Сообразительный" и сразу же приступили к погрузке. Они приняли 1780 бойцов, 61 моряка, 25 т боезапаса, 16 торпед и 265 глубинных бомб и вышли обратно. В след за ними вышел лидер «Ташкент» с морской пехотой. В ночь на 29 апреля они прибыли в Севастополь. Из Севастополя все корабли ушли в Поти.
И в это же день по мобилизации принят от Народного Комиссариата рыбной             промышленности рыболовный сейнер № 6 Новороссийского рыбзавода. Построенный в 1932 г., он имел водоизмещение 51,7 т,  длину 23,0 м, ширину 4,1 м, осадку 1,6 м, скорость аж целых 7 узлов и экипаж 12 чел. Вооруженный пулеметом стал гордо называться сторожевой катер № 118, а с 3 июля 1942 г. - № 0811. Усиление флота было такое сильное, что 27 августа этот катер был поставлен в ремонт до 6 ноября. После ремонта сторожевой катер №0811 участвовал в охране рейдов, гаваней в Керченском пролив и у берегов Кавказа, в высадке десанта в Станичку 3 февраля 1943 г., в Новороссийской 9 - 16 сентября 1943 г. и Керченско-Эльтигенской 31 октября - 11 декабря 1943 г. десантных операциях, как пишет С.С. Бережной. Хотя в списке кораблей, участвовавших высадке десанта в Станичку 3 февраля, я упоминание о сторожевом катере № 0811 не встречал. Буд рад, если кто-то меня поправит.

#409 10.04.2015 11:48:34

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

28 апреля первый налёт на город состоялся после обеда, в 13 часов 30 минут. 8 бомбардировщиков Ju-88 с двух направлений сбросила 40 фугасных бомб. Было разрушено 3 жилых дома, 8 производственных строений, повреждено 8 домов и 8 производственных строений, а так же железнодорожное полотно, линии связи и освещения. Одна бомба попала в щель, но щель была пустая. Погибло 5 человек, тяжело ранено 1, ранено 5 и легкораненых 3. А в мемуарах пишут, что в 13 часов большая группа бомбардировщиков была рассеяна нашими истребителями на подступах к городу.
Налёт повторился через два часа. 21 бомбардировщик  Ju-88 сбросили 35 фугасных бомб, которые упали в море и на окраину города. Но это был весьма результативный налёт, так как широкий пирс дал трещину, был потоплен плавучий кран № 2, поврежден один транспорт, название не приводиться, повреждены железнодорожные пути.  Истребители 628-го ИАП младший лейтенант В.Н. Абрамов, старший лейтенант А.Н. Мукомол, капитан Ф.Л. Чередниченко, летчики М.А. Румянцев, М.А. Косяков,  Т.И. Шуваев и Г.Г. Архипов сбили 7 бомбардировщиков Ю-88.
    Летчик 7-го ИАП ВВС ЧФ сержант Л.И. Севрюков в воздушном бою над городом таранил фашистский бомбардировщик и сам погиб. Это был его 151-й боевой вылет.  Указом Президиума Верховного Совета от 23 октября 1942 г. ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
    Именем Л.И. Севрюкова в 197/ году была названа ул. Вышинского. В конце 80-х годов при строительстве новых домов была произведена перепланировка района и ул. Севрюкова исчезла. Но остался один дом, в котором расположился один из корпусов частной гимназии № 1. Силами учащихся гимназии в ней создан музей летчика Леонида Севрюкова.
В журнале МПВО сказано о шести сбитых самолётах противника и 5 повреждённых.
В 18 часов 30 минут 5 самолётов бомбили район Мысхако, которых истребительная авиация и зенитная артиллерия сбила с боевого курса. Было слышно 8 взрывов фугасных бомб, но, ни каких потерь и повреждений не отмечено.
И уже в сумерках, в половине девятого вечера 22 бомбардировщика Ju-88 в течении часа сделали около ста заходов на город с разных направлений. Было сброшено 72 фугасных бомбы, из которых 5 не взорвалось, 15 попали на пустыри и 13 в море, две серии зажигательных бомб. Были нанесены тяжелые повреждения заводам «Красный Двигатель», шиферному заводу, разрушен один склад в порту, 10 жилых домов, 10 жилых домов повреждено. Убитых при этом налёте не было, ранено 2, обожжен 1.
О работе истребительной авиации при отражении этого налёта не упоминается.
В этот де день в Новороссийск из похода вернулась подводная лодка Щ-203. И поставлена на ремонт с заменой аккумуляторной батареи . Где производился ремонт – не знаю.
       19 мая командованием ПВО страны издан приказ, в котором говорилось о воздушном бое над Новороссийском 28 апреля:
"...Отважные летчики 628-го авиаполка, выполнившие боевое задание по уничтожению самолетов противника, своей высокой выучкой, дисциплиной и настойчивостью сорвали план противника бомбардировать город... Летчики полка в совершенстве овладели боевым оружием, которое им доверила Родина для полного разгрома кровавого фашизма, и тактическими формами воздушного боя. В результате отражения налета на город Новороссийск проведено 11 воздушных боев, в которых уничтожено 7 самолетов противника Ю-88. Полк потерь не имел."

#410 11.04.2015 23:31:10

бугелёк-612
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#940747
Летчик 7-го ИАП ВВС ЧФ сержант Л.И. Севрюков в воздушном бою над городом таранил фашистский бомбардировщик и сам погиб. Это был его 151-й боевой вылет.  Указом Президиума Верховного Совета от 23 октября 1942 г. ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
    Именем Л.И. Севрюкова в 197/ году была названа ул. Вышинского. В конце 80-х годов при строительстве новых домов была произведена перепланировка района и ул. Севрюкова исчезла. Но остался один дом, в котором расположился один из корпусов частной гимназии № 1. Силами учащихся гимназии в ней создан музей летчика Леонида Севрюкова.

Имя Севрюкова носит СШ №3 г.Ставрополя, в которой он учился. Возле школы бюст Героя. Так же его именем названа одна из улиц города.

#411 17.04.2015 11:56:58

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Точной даты нет, сказано в апреле месяце 1942 года, похоже, что именно при этом бомбежке вражеским самолетам удалось зажигательными бомбами поджечь один из механических цехов завода «Красный двигатель».
По правилам МПВО по сигналу «Воздушная тревога» нужно было прекращать работу завода. Но коллектив завода решил, что если прекращать  работу по каждому сигналу «Воздушная тревога», тогда не обеспечить выполнение плана. И работали до последней возможности, не обращая внимание на бомбежку. Но всё же, были случаи, когда  отдельные группы рабочих работу и шли в укрытие. Это становилось предметом разбирательства общественности.
Первая фугасная авиабомба разорвалась у железнодорожного переезда. Одновременно были сброшены фугасные и зажигательные бомбы, которые рассыпались по всей территории завода. Вспыхнуло 12 крупных пожаров на заводской территории. Зажигательная бомба попала в кладовую смазочных материалов. Горели механический цех, склады, бытовые помещения литейного цеха, котельная, был разрушен водопровод. Приехавшие бойцы противопожарной службы МПВО города перекинули пожарный рукав прямо из бухты и тушили завод морской водой. Несмотря на повторную бомбардировку, работа пожарных не прекращалась. Ближе к полуночи прибыли дополнительные пожарные расчеты и с наступлением светового дня пожары были ликвидированы. Во время тушения пожаров на заводе присутствовал секретарь горкома партии – председатель комитета обороны города Николай Васильевич Шурыгин, он поблагодарил бойцов и командиров за мужество и отвагу.
Необходимо было срочно восстановить цех и продолжить в нём работу. Коллектив завода решил восстановить сгоревший цех всего за один месяц. Для восстановления нужны были различные материалы и оборудование: кровельный материал, электромоторы, электропровода. Комитет обороны города под руководством Шурыгина, первого секретаря горкома ВКП(б), а так командующего НВМБ Г.Н. Холостякова, который то же был членом комитета обороны города, как начальник гарнизона,  за несколько дней нашли в пределах города все необходимые материалы и оборудование. Коллектив завода над восстановлением цеха работал круглые сутки, не обращая внимание на бомбежки. И цех был восстановлен раньше месячного срока.

#412 24.04.2015 11:53:56

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Во время одного из налетов, не того ли самого, пострадала городская библиотека. Засыпанное зажигательными бомбами здание библиотеки загорелось. На третьем, жилом, этаже находились женщины и дети. Работники военной комендатуры младший политрук Иван Никитин и Касаткин стали  выносить детей, выводить женщин. Но сами выйти не успели и погибли под рухнувшими перекрытиями. Для спасения здания пожарные выбрасывали книги из окон. Часть книг унесли жители по домам, но после освобождения города от фашистов вернули их в библиотеку. Разрушенное и обгоревшее здание библиотеки, прекратившей свою работу, восстановили только после войны.
В библиотеке погибли подшивки довоенных городских газет… О некоторых газетах Новороссийска известно только то, что они выходили, но сами не сохранились…
Отличившихся в эти дни бойцов МПВО отметил председатель горисполкома – начальник МПВО города Н.Е. Попов. «За самоотверженную и мужественную работу по ликвидации очагов поражения от вражеской бомбардировки…» приказом начальника МПВО города №28 от 30 апреля 1942 года они были поощрены месячным окладом содержания и представлены к правительственным наградам.
29 апреля налёт состоялся в восемь часов вечера. До 30 самолётов Ju-88 сначала сбросили в первый заход до 90 фугасных бомб, а во второй – до 2 тысяч зажигательных, в четыре серии. Из них 5 фугасных бомб не разорвалось. Погибло 15 человек. Тяжело ранено 43, легко – 70 человек. Разрушено 24 жилых дома, 25 производственных зданий, повреждено  17 жилых домов, 5 производственных зданий, до 1 км железнодорожных путей, вагоны, один пирс, один нефтебак, линии освещения, связи, водопровод, опять бомба попала в щель. Повреждено одно судно, но название не приведено.
30 апреля налёт бы в половину девятого вечера, но всего 10 самолётами, выполнившим звёздный налёт тремя волнами много заходами. Сброшено 46 фугасных бомб и около одной тысячи зажигательных. Одна бомба не взорвалась, 21 попали на пустыри и в море. Разрушено три цеха стульной фабрики, 5 других производственных строений, 5 жилых домов, повреждено 20 жилых домов и 3 прочих строения, железнодорожные пути, линии связи, возникло 3 пожара и 5 возгораний. Погибло 4 человека и трое тяжело ранено.
1 мая бомбардировки не было, только где-то под полночь три бомбардировщика сбросили серию бом в море в районе Шесхариса, то есть где то на рейде.
Завершился месяц налетом в пол девятого вечером 30 апреля десятью бомбардировщиками, которые тремя волнами сделали много заходов на город по 1 – 2 самолётов. Всего было сброшено 46 фугасных авиабомб по 250 кг , из них 21 на пустыри и в море, одна не сработала, и до тысячи зажигательных бомб двумя сериями. Разрушено три цеха стульной фабрики, и 5 других производственных строения, 5 жилых домов, повреждено 15 жилых домов, пожаров 3, возгораний 5, разрушено 315 м железнодорожных путей,  500 м линий связи.
А 1 и 2 мая бомбардировок не было. Только в полночь было сброшено тремя Ju-88 серия из 8 бомб в мое в районе Шесхариса.

#413 24.04.2015 21:55:30

АСВ46
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Интересно, а немцы во время всех этих налетов, понесли хоть какие-то реальные потери?

#414 27.04.2015 11:24:22

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

В журнале МПВО о потерях немцев в данных налетах отметок нет.
Немецких данный у мена нет.

#415 30.04.2015 11:37:36

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

С получением приказа наркома ВМФ от 20 апреля о перевозках в Севастополь из Кавказских портов осуществлять только на боевых кораблях и подводных лодках, командующий Черноморским флотом адмирал Ф.И. Октябрьский прибыл в Новороссийск, где обсуждал с командиром НВМБ капитаном 1 ранга Г.Н. Холостяковым вопрос о возможности снабжения Севастополя с помощью подводных лодок. Георгий Никитович, командовавший в 30-е годы дивизионом и бригадой подводных лодок на Тихом океане, а в 1940 г. - 3-й бригадой подводных лодок Черноморского флота, служил в отделе подводного плавания штаба Черноморского флота, подтвердил такую возможность. . Техническая комиссия под руководством командира 1-й бригады подводных лодок контр-адмирала П.И. Болтунова рассматривала загрузку подводных лодок в различных вариантах, вплоть до удаления всех боеприпасов и торпед и части аккумуляторных батарей. Вариант со снятием одной аккумуляторной батареи давал возможность принимать наибольшее  количество грузов. Но при этом уменьшалась остойчивость лодки, что могло вызвать переворачивание ее в подводном положении, поэтому был принят вариант по удалению с лодки торпед и всех боеприпасов, а так же других грузов, по усмотрению команды, с минимальным количеством всех запасов.
Бензин принимался в цистерны, сальниковая набивка клапанов которых пропитывали смазкой «зеленое мыло». Но бензин и эту смазку разъедал и его пары попадали внутрь лодки.
Хозяйственная комиссия под руководством командира Новороссийской военно-морской базы капитана 1 ранга  Г.Н. Холостякова разработала рекомендации по габариту, весу и упаковке грузов и возможностям их размещения на лодках. Приказом от 29 апреля командующего Черноморского флота вице-адмирала Ф.С. Октябрьского для перевозки грузов в Севастополь были выделены пять подводных лодок Д-4, Д-5, Л-4, Л-5 и Л-23
Для руководства перевозками был создан штаб, располагавшийся на плавбазе «Очаков» в Новороссийске. В него вошли начальник отдела подводного плавания штаба флота капитан 1 ранга А.В. Крестовский и командиры бригад подлодок П.И. Болтунов и М.Г. Соловьев. Однако, планирование перевозок производил штаб флота. Время выхода и возвращения лодок, маршруты переходов назначались таким образом, чтобы избежать встреч со своими кораблями. Подводные лодки должны были входить в Севастополь с наступлением вечерних сумерек, а покидать его до наступления рассвета. Портами погрузки назначались Новороссийск и Туапсе.
Первой лодкой, переоборудованной для перевозок грузов в Севастополь стала подводная лодка Д-4, командир капитан-лейтенант Е.П. Поляков. Ее встречал на Лесной пристани Г.Н. Холостяков. С нее сняли все торпеды, кроме двух в носовых аппаратах, оставили минимальные запасы боеприпасов, топлива, воды, продовольствия из расчета 6 суток рейса. Второй - подводная лодка Л-4, командир В.Ф. Тамман.
Грузы размещались и укладывались в отсеки личным составом подводных  лодок под строгим контролем помощника командира лодки и командира БЧ-5. Перед погрузкой командиру лодки вручалась карта загрузки, в которой подробно расписывалось где и в каком порядке располагать грузы. После получения данных о фактическом размещении грузов по отсекам командир  БЧ-5 делал расчет дифферентовки. Затем лодка погружалась в бухте для проверки расчетов. Только после этого она могла выходить в море.
Л-4 и Д-4 доставили в Севастополь 112,8 т продовольствия. Личный состав лодки выгружал продовольствие на пирсы через штатные люки, не привлекая дополнительных грузчиков. Обратно лодки вывезли раненных. 9 мая 1942 лодки вернулись в Новороссийск.
Остальные подводные лодки продолжали выходить в море к побережью Болгарии, Румынии, Турции для срыва контрабандных перевозок турецкой хромовой руды в болгарские порты.

#416 08.05.2015 11:45:24

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

В конце апреля в станице Неберджаевской происходило формирование 322-го  батальона морской пехоты, командир батальона майор Ф.В. Шитов, начальник штаба батальона старший лейтенант Савицкий. В этот батальон, по окончании курсов переподготовки командиров запаса, прибыл лейтенант В.Г. Миловатский, будущий Герой Советского Союза, назначенный командиром взвода ПВО. 3 мая 322-й батальон морской пехоты прибыл в Новороссийский порт для отправки в Севастополь. В батальоне ни кто не имел оружия, кроме начальника штаба Савицкого. Со своим пистолетом ТТ он воевал ещё под Одессой. Отправлять безоружный батальон в Севастополь не решились. Но и оружия взять было не где. Пока вопрос решался, обстановка на Крымском фронте резко изменилась и вместо Севастополя батальон был направлен на Тамань, своим ходом, пройдя пешком более 150 км. 7 мая он прибыл в Тамань, но оружие получил только 11 мая.
Этот безоружный батальон должен был держать оборону Тамани на случай немецкого десанта. А оружия не было, потому что все оружие, которое был она Новороссийской военно-морской базе, к тому времени, было отправлено в Севастополь, а нового не присылали. Впрочем, стрелкового орудия не было и на Черноморском флоте. Все его запасы были направлены в Одессу и Севастополь, как вооружение подразделений морской пехоты, так и в срочном порядке, по запросам командования оборонительных районов. И потом, в августе – сентябре в Новороссийск будут присылать пополнение с кораблей фота, но без оружия. И Новороссийская военно-морская база тоже не будет возможности их вооружить. Потому что 30 мая суббота Военный Совет Черноморского флота дал указание И.Д. Елисееву собрать во всех базах и частях флота на Кавказе оружие и выслать его в Севастополь. НВМБ осталась без стрелкового оружия.

#417 15.05.2015 11:47:08

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

6 мая из Новороссийска в Камыш-Бурун в охранении  двух тральщиков вышел              грузовой т/х "Восток", 2787 брт, капитан Д.С. Сариев, с грузами  для Крымского фронта.  При входе в Керченский пролив теплоход подорвался на донной мине, выставленной авиацией противника, переломился и затонул через несколько минут в точке с координатами 45° 10' с.ш. 36° 30' в.д. Погибло 10 человек, остальные 47 человек экипажа подобраны кораблями эскорта. 12 мая от ударов авиации погиб грузо-пассажирский пароход «Красный флот»,  712 брт, капитан Л.С. Горсков. Судно шло из Керчи в Темрюк с          ранеными на борту. Экипаж спасен, сведений о погибших пассажиров нет.
Гибли суда морского транспортного флота, портофлота, рыболовецкие гослова,  многочисленные суда рыболовецких колхозов, а так же разных предприятий, которые не числились ни в каких списках. О многих мы ничего так и не узнаем, как и когда они встретили свой последний час.
А тех моряков, кто выжил, долгое время не считали участниками боевых действий. Почему – не знаю. Вместе с военными моряками они ходили в одних конвоях, вместе подвергались вражеским налётам и обстрелам, не могли сами себя защитить, так как не были вооружены… Ходили моряки в одиночку, без конвоев и защиты, надеясь только на удачу… «Аллея бомб»  - так называли они дорогу от Новороссийска до Керчи…
А после войны, бюрократы разного уровня всё затягивали решение вопроса… Многие моряки гражданского и рыболовного флота так и не дождались справедливости…

3 мая в 01 час 40 минут одиночный Юнкерс сбросил три бомбы. Две попало в холодильник, где было разрушено часть здания, поврежден кран, одна - в море. Жертв не было.
И 4 мая в 00 часов 24 минуты одиночный Ju-88 сбросил свой груз – три фугасные бомбы а пустыре за цемзаводом «Октябрь». Сейчас нет пустыря за заводом, все застроено жилыми домами. А тогда, в 1942 году это была рабочая окраина города, за которой уже не было жилых домов.
5 мая одни «Юнкерс» сбросил в полдевятого вечера свои бомбы в районе поселка Мысхако. Жертв не было.
6 мая 10 Ju-88 нанесли бомбовый удар в 01 час 36 минут, сбросив 39 фугасных бомб. И на этот раз бомбы попали на пустыри и склоны хребта Маркхот. Но четыре серии зажигательных бомб в районе посёлка Чеховка вызвали пожар двух домов и сгорела деревянная церковь на Мефодиевском кладбище. Кстати, это была единственная действующая в городе церковь. Остальные были закрыты и здания использовали под различные хозяйственные нужды.
7 мая налет был в 2 часа 28 минут. Сброшено 7 фугасных бомб, разрушено 9 домов, три повреждено, ранено 3 человека, один из них мер, убита одна корова.
В 7 часов утре единичный самолет сбросил 2 фугасные бомбы на дом по улице Ленина 4, контору Стройконторы, которую повредили, разрушил склад конторы, повредили до 100 метров осветительной сети Был ранен один военнослужащий и одна лошадь.
Выполнение ночных налетов на город дает основание предположить, что их совершала какая-то эскадрилья ночных бомбардировщиков.
В 16 часов 53 минуты был ещё одни налёт двух бомбардировщиков. Три бомбы упали на пустыре, но остальные разрушили амбара № 6, вызвали пожар в амбаре № 4, разрушили 25 м железнодорожного пути, убили трех, тяжело ранили двух и легко – пять человек.
8 мая был один налёт в 6 часов 25 минут. Единичный самолет сбросил бомбы в районе цемзавода «Пролетарий».  Был полуразрушен один жилой дом и два повреждено, разбиты 25 м тролей (как это понять – не знаю) , повреждено 250 м электросвязи, 100 м освещения, перебит питающий кабель на заводе. Погибло 3, тяжело ранен 1 и легко – 5 человек, убито две лошади.
И после этого весь месяц налётов фашистской авиации не было.

#418 22.05.2015 11:56:19

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

21 мая  были приняты по мобилизации от Народного Комиссариата рыбной промышленности рыболовные сейнера "Циклон", «Ураган» и "Туапсе" Новороссийской морской рыболовецкой станции. Они были построены в 1937 и 1938 гг., водоизмещение 60 т и 63 т, длина 17,0 м, ширина 5,0 м, осадка 1,2 м, мощность двигателя 55 л.с., скорость 7 узлов). После  переоборудования в катерные тральщики КАТЩ-577, КАТЩ-579 и  КАТЩ-581,  4 июня 1942 года они были включены в состав Азовской военной флотилии. Участвовали в боевых действиях на Азовском море.
25 мая был принят по мобилизации от Народного Комиссариата рыбной промышленности рыболовный сейнер " Адлер " Новороссийской МРС НКРП, построенный в 1939 г., водоизмещение 55 т, длина 19,3 м, ширина 5,0 м, осадка 1,9 м, мощность двигателя 65 л.с., скорость 7 узлов, экипаж 11 чел. Переоборудованный в катерный тральщик был вооружен одним 45 мм орудием, одним счетверенный и еще одним 7,62 мм пулеметами, тралами, Получил обозначение КАТЩ-575. 4 июня 1942 года включен в состав Азовской военной флотилии. 30 августа исключен из списков флота, но 6 ноября после капитального ремонта включен в состав Черноморского флота. 21 июня 1944 года переформирован в КЭМТЩ. Учавствовал в Керченско-Феодосийской 25 декабря 1941 г. - 2 января 1942 г. десантной операции, в боевых действиях на Азовском море, обороне Кавказа, защите коммуникаций и баз, проводил боевое траление в районе Новороссийска.
21 мая на базе Ейского Военно-Морского авиационного училища им. И.В. Сталина , эвакуированного в Моздок, был сформирован 46-й авиационный полк двух эскадрильного состава, вооруженный 21 учебно-тренировочным самолетом УТ-1. Вооружение самолетов выполнялось силами мастерских училища. На самолеты устанавливали на крылья два пулемета ШКАС с боезапасом 400 патронов и под крылом по четыре направляющих для реактивных снарядов РС-82. Командир полка майор М.П. Михайлов, заместитель командира полка капитан Степанов, командиры эскадрилий капитаны А.И. Каличев и Ф.Н. Макаров, их заместители старший лейтенант Ф.Е. Шеховцов и капитан Г.В. Павлов, командиры звеньев старшие лейтенанты П.А. Евдокимов, Ю.Д. Никольский, лейтенант Макаров, летчики - курсанты, выпускники училища: сержанты А.С. Фокин, А.Е. Реука, В.В. Прозор, В.И. Сацук, А.С. Катков, В.А. Соляник, И.Г. Соколов, А.П. Смирных, И.С. Тутов, Р.С. Азарнов, А.М. Косоротов и В.М. Куликов. Полк перелетел на аэродром Семеновка и Кухаревка, недалеко от Ейска и вошел в состав ВВС ЧФ.
(С. Кузнецов " Утята " в бою " в журнале " Мир Авиации " № 1 за 1998 г. стр.19)
В мае на Новороссийском вагоноремонтном заводе закончено строительство бронепоезда "Народный мститель",  первый командир М.Т. Еременко.  Первоначально  бронепоезд был вооружен мелкокалиберной зенитной артиллерией и использовался в системе  ПВО НВМБ и города. Позже его перевооружили 76-мм орудиями, а зенитными орудиями вооружили батарею на Мысхако. Под командованием старшего лейтенанта Забельского, машинист И.Н. Чернис, бронепоезд " Народный мститель " участвовал в Новороссийской оборонительной операции.
Боевой путь КАТЩ-577, КАТЩ-579 и  КАТЩ-581, КАТЩ-575 мне установить не удалось, похоже, чт овсе они погибли на Азовском море в июле - августе  1942 года.
А 46-й авиаполк и бронепоезд "Народный мститель" принимали участие в боях при обороне Новороссийска, но так и остались в тени истории.

#419 22.05.2015 12:36:57

Елкин А В
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Туапсе мы нашли, в районе Кучугур на Азовском море!!  Около берега лежит обгоревший..

#420 22.05.2015 16:23:12

Петрович
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Киев
Сообщений: 6857




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

http://i71.fastpic.ru/thumb/2015/0522/1b/24274dbbde577f986ef9cd4bd6b4cc1b.jpeg
На всякий случай, возможно, кому-то пригодится. Немецкое фото авианалета на Новороссийск,
подписано: Novorossiysk 19420421 Werft Ajpg.
http://i72.fastpic.ru/big/2015/0522/32/367cc90ec30f5577ea7048a6c948d932.jpg

Отредактированно Петрович (22.05.2015 16:25:43)

#421 28.05.2015 11:43:52

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

8 мая началось наступление немецко-румынских войск на Керченском полуострове против Крымского фронта.
Здесь не место разбирать причины поражения на Керченской полуострове, кто прав, кто виноват. Много исследований выложено в Интернете.
Но хотелось бы привести пару отрывков из мемуаров.
Член Военного Совета Черноморского флота Н.М. Кулаков, который в марте 1942 года был в штабе Крымского фронта:
«Член Военного Совета фронта дивизионный комиссар Ф.А.  Шаманин  встретивший по-товарищески тепло, признался в откровенной беседе, что завидует Военному совету Черноморского флота, имеющему, насколько ему известно, большие возможности самостоятельно вырабатывать и принимать решения без постоянной опеки над собой. Тут, по его словам, дело обстояло иначе.  Армейский комиссар 1 ранга Л.З. Мехлис, прибывший на Крымский фронт в качестве представителя Ставки, во многом помог командующему и Военному Совету, однако, постепенно стал подменять их, решая всё сам.
Что это, кажется, действительно так, подтвердила последовавшая затем встреча с командующим фронтом генерал-лейтенантом Д.Т. Козловым. Как-то не заинтересованно, будто мало его касающееся, выслушал он сообщение о положении СОР, о ходе морских перевозок, о том, какая помощь нужна Севастополю. А потом прямо сказал, что по вопросам,  которые я ставил, следует обратиться к товарищу Мехлису.
Вечером армейский комиссар пригласил меня вместе с Шаманиным. Здороваясь, Мехлис спросил, как я доехал и где оставил машину. Последнему он придавал большое значение. Мне было объяснено, что его приказание оставлять машины за пределами населённого пункта дало много – противник не бомбит Ленинское и, следовательно, не знает, что тут штаб фронта (как показали дальнейшие события, немцы, к сожалению, знали).
Мой доклад о севастопольских делах, об огневой поддержке фронта кораблями, о положении с перевозками Л.З. Мехлис слушал внимательно. Он детально интересовался работой командования Приморской армии и сообщил, что в нее направляется членом Военного совета кадровый политработник дивизионный комиссар И.Ф. Чухнов, а бригадный комиссар М.Г. Кузнецов остается в армии членом Военного Совета, ведающим вопросами армейского тыл.
Ободренный вниманием к севастопольцам, я изложил нужды СОР (мы с Ф.С. Октябрьским тщательно продумали, какой конкретно помощи нужно просить, что бы получить самое необходимое). Почти се просьбы, касавшиеся войсковых подкреплений, вооружения, поставок боеприпасов, представитель. Ставки пообещал удовлетворить, так же поручил дивизионному комиссару Шаманину взять под контроль исполнение.
Не был решен вопрос о танках – мы просили выделить для СОР 25  -30 машин, и я сказал, что они будут очень нужны, когда севастопольцы пойдут на соединение с войсками Крымского фронта. Мехлис спросил, как мы доставим танки в Севастополь, не крыв опасения, что для этого пришлось бы отвлечь суда, перевозящие танки на Керченский полуостров. Я ответил: перевезем на боевых кораблях, может быть на линкоре. Почему-то Мехлису это не понравилось. Подумав, он сказал:
- Севастопольцы достаточно навоевались. У Крымского фронта хватит сил разгромить врага, и от войск СОР большого напряжения в наступлении не потребуется. А пока держите крепко оборону.
Отвечая на мой вопрос  планах освобождения Крыма, армейский комиссар познакомил с тем .как развернуты войска фронта. Попутно рассказал, как он отклонил предложение командующего фронтом иметь две армии на Ак-Монайских высотах, а третью – в резерве и приказал расположить её непосредственно за теми двумя. Он показал по крае направление намечаемого удара на Симферополь и на Бахчисарай, где планировалось соединение с частями СОР.
- До скорой встрече в Бахчисарае! – сказал Л.З. Мехлис на прощение…»
Кулаков Н.М. Доверено флоту. – М.: Воениздат. 1985. – 320 с, 10 л.ил. – (Военные мемуары), стр. 250 - 251
Этот отрывок почему-то не встречается в исследованиях по биографии Л.З. Мехлиса.
У меня это эпизод вызвал ощущение, что Д.Т. Козлов самоустранился от командования армией, передав всю полноту власти в руки Л.З. Мехлиса, и тяготился своим положением. Уж предложение оставить 47-ю армию в резерве на тыловых позициях, готовить к обороне Турецкий вал, Д.Т. Козлов мог отстоять, обратившись в Генеральный штаб, к Верховному главнокомандующему на прямую, на что имел полное право… Мог, но не стал…
Военный корреспондент Константин Симонов встречался с Д.К. Козловым в Краснодаре 1 января 1942 года по заданию газеты «Красная звезда» «сделать так называемую авторскую статью генерала Козлова об этой операции, которую проводил его фронт»… То есть написать статью от имени Д.Т. Козлова.
«…Козлову было лет за пятьдесят. Это был человек с двумя орденами за Гражданскую, довольно плотный, седеющий, с обрюзгшим недовольным лицом. Был он чем-то не похож на многих других генералов, которых я уже видел на войне. Видимо, непохож тем, что для них война уже давно была в разгаре, а для него она была ещё в новинку и он психологически не до конца перешел с положения мирного времени на военное положение. Как мне кажется, Иранский поход был для Закавказского фронта своего рода психологическим несчастьем, потому что у людей, которые до начала этого похода не участвовали в нынешней войне, создалось совершенно превратное первое впечатление о том, что такое военные действия. И некоторые из них потом расплачивались за это в Крыму…»
Симонов К.М. Собрание сочинений: в 10-ти т. – М.: Худож. Лит. 1979. – т. 9. Разные дни войны: дневник писателя т. 2: 1942 – 1945 годы. 1983. – 688 с., стр. 12
Я не хочу обелить Льва Захаровича, но даже эти отрывки из воспоминаний говорят о многом.

#422 01.06.2015 16:02:33

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

29 и 30 мая в Новороссийске прошла Международная научно-практическая конференция "НАРОД. ВОЙНА. ПОБЕДА (К 70–ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945)"
Организатор конференции НГОО «Новороссийское городское историческое общество» при участии Администрации муниципального образования город-герой Новороссийск и Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

ПРОГРАММА
http://i71.fastpic.ru/thumb/2015/0601/3b/_2bda0402dd9f8f2109c0fef5e798983b.jpeg
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
(10.00-13.00 здание администрации г. Новороссийска, ул. Советов)
Доклады:
Регламент: доклад – 25 мин.
1. Сперанский Андрей Владимирович д.и.н., профессор (заместитель Председателя объединенного ученого совета по гуманитарным наукам Уральского отделения Российской академии наук, заведующий сектором политической и социокультурной истории Института истории и археологии УрО РАН)
Доклад «Великая Отечественная война в концептуальном осмыслении современной истории: проблемы и дискуссии»

2. Малышева Елена Михайловна д.и.н., профессор (Адыгейский государственный университет)
Доклад «Новейшая германская историография: эволюция исторической памяти о войне

3. Алексей Михайлович Литвин д.и.н., профессор (заведующий отделом военной истории и межгосударственных отношений Института истории Национальной Академии Наук Беларуси)
Доклад «Белорусы в битве за Новороссийск»

4. Юрина Тамара Ивановна к.и.н., доцент (заместитель председателя Новороссийского городского исторического общества)
Доклад «Новороссийское противостояние 1942-1943 гг. и его роль в борьбе за Черноморское побережье»

30 мая

СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ
Регламент: доклад – 20 мин., выступление в прениях – 3-5 мин.

СЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ
(Новороссийский филиал Финуниверситета. г. Новороссийск, ул. Видова, 56, ауд. 22)

Руководители:
Сперанский Андрей Владимирович д.и.н., профессор
Романько Олег Валентинович д.и.н., профессор

1. Сенявский Александр Спартакович, д.и.н., главный научный сотрудник, руководитель центра «Россия, СССР в истории ХХ века» Института российской истории РАН – «Историческая память о Великой Отечественной войне и освободительной миссии Красной Армии в современном сознании народов»

2. Савин Валерий Александрович, д.и.н., профессор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта – «Государственный архивный фонд Союза СССР в годы Великой Отечественной войны: потери и приобретения»

3. Земсков Виктор Николаевич д.и.н., главный научный сотрудник Института российской истории РАН – «Остаётся ли дискуссионным вопрос о масштабах людских потерь СССР в 1941-1945 гг.»

4. Киличенков Алексей Алексеевич, д.и.н., профессор РГГУ – «Накануне 22 июня 1941 года. Боялся ли Сталин неожиданного начала войны?»

5. Быстрова Ирина Владимировна, д.и.н. ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН – «СССР и англо-американские союзники в 1941-1945 гг.: роль личного фактора»

6. Романько Олег Валентинович, д.и.н., профессор Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского – «Восточные легионы в Польше и на Украине (1941-1943): к вопросу об организации и численности»

2. Петрова Нина Константиновна, д.и.н., ведущий научный сотрудник – консультант Института российской истории РАН – «Антифашистские комитеты в СССР в 1941-1945 гг.»

3. Голубев Александр Владимирович, к.и.н., ведущий научный сотрудник, руководитель Центра по изучению отечественной культуры Института российской истории РАН – «Сидят на острове и наблюдают»: проблема второго фронта в массовом сознании советского общества»

4. Напсо Нурета Темботовна, к.и.н., доцент филиала Ростовского государственного университета путей сообщения в г. Туапсе – «Восточные легионы вермахта в годы Великой Отечественной войны: мотивация, организация, фронтовая история»

5. Гаража Наталия Алексеевна, к.и.н., доцент Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ – «Пределы свободы и несвободы остарбайтеров в условиях трудовой эксплуатации нацистской Германией в период Великой Отечественной войны»

6. Vicky Davis, PhD, University College London, TIME AND TIDE. The Remembrance Ritual of "Beskozyrka" in Novorossiisk

Общая дискуссия

СЕКЦИЯ 2. ФРОНТ И ТЫЛ: ЛОКАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
(Новороссийский филиал Финуниверситета. г. Новороссийск, ул. Видова, 56, ауд. 31)

Руководители:
Редькина Ольга Юрьевна д.и.н., профессор
Барышников Владимир Николаевич д.и.н., профессор
Юрина Тамара Ивановна к.и.н., профессор

1. Зинич Маргарита Стефановна, к.и.н., ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН – «Государственная политика в социальной сфере СССР и реалии повседневности. 1941–1945 гг.»

2. Леонтьева Евгения Анатольевна, к.и.н., доцент Оренбургского государственного педагогического университета – «Социальная помощь инвалидам в военные и послевоенные годы (на материалах Южного Урала)»

3. Редькина Ольга Юрьевна, д.и.н., профессор, директор Института истории, международных отношений и социальных технологий Волгоградского государственного университета – «Влияние Великой Отечественной войны на религиозную ситуацию на юге РСФСР: на материалах Нижней Волги и Дона»

4. Красноженова Елена Евгеньевна, д.и.н., доцент Астраханского государственного университета – «Социальная поддержка населения Нижнего Поволжья в условиях военного времени (1941-1945 гг.)»

5. Нейман Светлана Юльевна, к.филол.н., доцент ОГИС – «Языковое образование во время войны»

6. Дальке Светлана Георгиевна, старший преподаватель ОГИС – «Из истории российских немцев в годы Великой Отечественной войны»

7. Сакович Наталья В., Бормотин В.А. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет – «Оказание медицинской помощи раненым и больным воинам в госпиталях Горьковской госпитальной базы: 1941-1945 гг.»

8. Барышников Владимир Николаевич, д.и.н., профессор СПбГУ, Институт истории – «Боевые действия финских частей в составе Ваффен-СС на Северном Кавказе летом-осенью 1942 г.»

9. Новиков Сергей Геннадьевич, председатель Новороссийского городского исторического общества – «К вопросу об оставлении Новороссийска в сентябре 1942 года»

10. Пилипенко Юрий Васильевич, к.и.н., преподаватель Анапского военного института – «Моряки-пограничники в составе Черноморского флота в годы войны»

11. Лютов Евгений Евгеньевич, аспирант Кубанского Государственного Университета (Филиал в г. Славянске-на-Кубани) – «Сводная стрелковая бригада подполковника Ивакина в боях северо-восточнее Новороссийска. 18 августа – 15 сентября 1942 г.»

12. Талдыкин Роман Валерьевич, член Новороссийского городского исторического общества – «Пропавший без вести батальон… (участие 563-го отдельного танкового батальона в Южно-Озерейской десантной операции)»

13. Соколова Раиса Михайловна, заведующая отделом истории Великой Отечественной войны Новороссийского исторического музея-заповедника – «Боевой путь 31-го парашютно-десантного полка»

14. Санеев Сергей Александрович, секретарь Новороссийского городского исторического общества – «Командующий 47-й армией Котов»

15. Сезин Сергей Юрьевич, Сезин Дмитрий Сергеевич, аспиранты Кременчугского Национального Университета имени Михаила Остроградского, Украина – «Новые сведения о танкере «Эльбрус» («Валериан Куйбышев»)»

Общая дискуссия

СЕКЦИЯ 3. ЭКОНОМИКА ВОЙНЫ КАК ФАКТОР ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
(Новороссийский филиал Финуниверситета. г. Новороссийск, ул. Видова, 56, ауд. 17)

Руководители:
Литвин Алексей Михайлович, д.и.н., профессор
Бугай Николай Федорович, д.и.н., профессор
Малышева Елена Михайловна, д.и.н., профессор

1. Бугай Николай Федорович, д.и.н., профессор, главный научный сотрудник Института российской истории РАН – «Этнические меньшинства в борьбе с фашизмом в период войны 1941-1945: самоотверженность и трудовой героизм»

2. Серебрянская Галина Владимировна, д.и.н., профессор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета – «Сохранение культурного наследия страны в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.»

3. Селюнина Наталья Владимировна, д.и.н., профессор РГЭУ (РИНХ) филиал ТГИ им. А. П. Чехова – «К вопросу о модернизации промышленности Юга России в начальный период войны»

4. Хисамутдинова Равиля Рахимяновна, д.и.н., профессор Оренбургского государственного педагогического университета – «Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны (на материалах Уральского региона)»

5. Лохова Татьяна Владимировна, к.и.н., доцент Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ – «Жертвенный подвиг крестьянства Краснодарского края в годы Великой Отечественной войны»

6. Панарина Елена Владимировна, д.и.н., профессор Армавирской государственной педагогической академии – «Роль подсобных хозяйств в обеспечении продовольствием населения Дона и Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны»

7. Серазетдинов Борис Уразбекович, к.и.н., ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, заведующий кафедрой социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин Евразийского открытого института – «Золотодобывающая промышленность в Западной Сибири в годы войны»

8. Братченко Татьяна Михайловна, к.и.н., доцент Российского госудрственного гуманитарного университета – «Освобождение от фашистской оккупации территорий РСФСР и восстановление ее экономики: исторический опыт и историческая память»

9. Курбанова Лидия Увайсовна, д.соц.н.. профессор Чеченского государственного университета – «Место и роль женщины в общественном производстве в годы Великой Отечественной войны (на примере Чечено-Ингушской автономной республики)»


Число секций было увеличено до 4, причем доклады по участию Новороссийска в Великой Отечественной войне были выделены в отдельную секцию.
Поэтому на ней были все свои, и для меня ничего нового не прозвучало.
После выступления докладчиков состоялась дискуссия. Но вместо обсуждения действительно серьезных вопросов, до сего дня нераскрытых,
опять началась старая песня: «был Новороссийск сдан или не был сдан врагу». При этом в расчет не принимались ни рапорт командующего 47-й армией генерала А.А. Гречко,
ни сводка Совинформбюро, на запись в дневнике Гальдера, ни работа Типельскирха, ни народный фольклор.
При этом как-то забывалось, что если город не был сдан, то, тогда его и не освобождали от немецко-фашистских захватчиков с вытекающими отсюда последствиями…
Эта очередная никому не нужная дискуссия съела все время, поэтому посетить заседания остальных секций мне не удалось.
На конференции должен был присутствовать 41 участник, из них 17 докторов наук и 12 кандидатов, половина из которых пишет докторские диссертации.
Приехало только 30 человек, причина  – сессия, госэкзамены и т.д., так как почти все они являются  работниками ВУЗов страны. Не приехали из Украины, но здесь и так всё понятно. Выяснилось, что часть приехавших докторов наук являются академиками, причем в таком количестве, что они могли организовать отделение Академии наук в Новороссийске… Но до этого дело не дошло, не хватило времени обсудить этот вопрос.
Надо сказать, что академики и доктора наук вполне адекватные и нормальные люди, которые общались со всеми на равных. Отмечу, что деятельность Мирослава Эдуардовича, даже без упоминания фамилии, им хорошо известна и оценивается весьма высоко. Но это было выражено в частных беседах.
Я заметил одну особенность: люди, выросшие на территориях, на которых в годы Великой Отечественной войны проходили бои, более трепетно относятся к истории войны. Это замечается на общем фоне выступлений…
Издан сборник докладов, но тираж всего 100 экземпляров. Они распределялись среди участников конференции и спонсоров, а также  библиотек города.

#423 01.06.2015 21:15:22

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Интересная конференция. Жаль организаторы не догадались пригласить представителей Института военной истории.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#424 02.06.2015 11:22:08

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Согласен.
Но я не был организатором. Я был только выступающим...

#425 05.06.2015 11:45:59

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

В связи с обострением положения на Керченском полуострове в Новороссийск из Поти прилетел нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов. Однако, дать ясность по обстановке ему ни кто не смог и он вылетел в Краснодар, а оттуда, по приказу Ставки, вернулся в Москву. Почти в полночь 11 мая Ставка ВГК директивой № 170375 приказала:
«…главкому СКН маршалу Буденному в срочном порядке выехать в район штаба Крымского фронта (г. Керчь), навести порядок в Военном совете фронта, заставить Мехлиса и Козлова прекратить свою работу по формированию в тылу, передав это дело тыловым работникам, заставить их выехать немедленно на Турецкий вал, принять отходящие войска и материальную часть, привести их в порядок и организовать устойчивую оборону на линии Турецкого вала, разбив оборонительную линию на участки во главе с ответственными командирами.
Главная задача — не пропускать противника к востоку от Турецкого вала, используя для этого все оборонительные средства, войсковые части, средства авиации и морского флота». [22]
С.М. Будённый, адмирал И.С. Исаков и сопровождавший их генерал П.П. Зеленый выехал на машине из Краснодара в Тамань на следующий день. В целях маскировки, Семен Михайлович надел флотскую фуражку. В одной станице, когда адъютант маршала вышел из машины с картой проверить правильность движения, местные мальчишки подошли к машине и один громко сказал, что моряк с большими усами «дюже похож на Буденного». На что Семен Михайлович заметил: «Может мне усы сбрить?» И тут же отверг эту мысль «Буденный с усами – это Буденный, которого все знают, а без усов – какой же я буду Буденный».
Из Тамани С.М. Буденный и И.С.Исаков переправились 13 мая на торпедном катере в Керчь. 
По другим данным, С.М. Буденный прилетел в Керчь на самолёте, но тогда невозможно объяснить задержку Семен  Михайловича на сутки в Краснодаре.
По распоряжению адмирала И.С. Исакова в Керчь были срочно переброшены все суда, находившиеся в этом районе, независимо от их ведомственной принадлежности.
Но командующий Черноморским флотом Ф.С. Октябрьский не спешил выполнять приказ командующего Северо-Кавказским направлением. Он на прямую обратился  к Верховному Главнокомандующему с телеграммой, в которой сообщал:
«...Главком приказал приступить к эвакуации Красной Армии из Керчи. …Прошу категорически запретить эвакуацию.  … Эвакуировать нечем. Средства исключительно скудные. Во время эвакуации все или почти все противник уничтожит... Общая эвакуация Керченского полуострова смерти подобна. Прошу немедленно вмешаться». Эту телеграмму приводит В. Абрамов в книге «Керченская катастрофа 1942» со ссылкой на Архив ИО ВМФ, ф. 10, д. 18505, лл. 80 - 82.
Черноморский флот пытался помочь Крымскому фронту. В ночь на 9 мая эсминцы "Сообразительный " и "Бдительный" обстреляли скопления вражеских войск у пунктов Дальне Камыши и Береговое под Феодосией, после обстрела отошли в Новороссийск, обеспечив переход транспорта "Серов" в Севастополь. В ночь на 10 мая крейсер "Ворошилов" и лидеры "Ташкент" и "Харьков" обстреляли цели под Феодосией. В ночь на 11 мая повторили обстрел. Стрельбы проводились в темное время суток по площадям без корректировки. Поэтому их эффективность была не высокой.
10 мая 10 самолетов И-16 Новороссийской группы 628-го ИАП под прикрытием 9 истребителей Як-1 Черноморского флота штурмовой удар по вражеским механизированным колоннам, наступавших на Керчь и аэродрому под Феодосией. За день было произведено 5 вылетов. Истребители, прикрывавшие И-16, понесли потери, но не позволили сорвать штурмовку. Ими было сбито несколько самолетов противника.

В боях на Керченском полуострове принимали участие 47-я армия, 77-я горнострелковая дивизия, 83 морская стрелковая бригада, 126-й отдельный танковый батальон, через три с половиной месяца вступившие в бой с врагом под Новороссийском. Начальником штаба 51-й армии был полковник Г.П. Котов. В ночь на 11 мая командующий армией генерал В. Н. Львов приказал штабу армии переместиться в район горы Кончи (в 3 км севернее села Кият). Взяв охрану, он направился в 77-ю горнострелковую дивизию, чтобы лично поставить ей задачу во взаимодействии с танковыми бригадами контратаковать противника в направлении Дальних Камышей. На рассвете он вернулся на командный пункт, принялся изучать обстановку. Часам к 11 группа пикирующих самолетов подвергла бомбардировке командный пункт. Генерал В. Н. Львов и находившиеся с ним командиры погибли. Заместитель командующего генерал К. И. Баранов получил ранение.  Обязанности командующего 51-й армией принял начальник штаба армии полковник Г. П. Котов. Под его командованием армия продолжала удерживать свои позиции. Только 13 мая до командующего 51-й армией дошёл приказ штаба фронта - отойти на внешний обвод Керченского оборонительного района и организовать прочную оборону его правого (северо-восточного) сектора. Армия стала отходить. Все, что нельзя было взять с собой – выводилось строя, сжигалось. Горели армейские и фронтовые склады с продовольствием, обмундированием, фуражом...
Полковник Г.П.  Котов перенес штаб армии в село Карталез, что севернее Керчи.
Прибывшие в Крым С.М. Будённый и И.С. Исаков увидели, что войска не в состоянии обороняться и отступают в беспорядке. Прорыв противником обороны на Турецком валу был настолько неожиданным, что вызвал растерянность не только у солдат, но и у многих командиров. Среди приказов и распоряжений, отданных маршалом: «Войскам драться везде... добиться перелома, восстановить положение на левом фланге 44-й армии... Паникеров и дезертиров расстреливать на месте...»
было «... 51-ю армию подчинить генералу Черевиченко…»  Но Я.Т. Черевиченко командование армией не принял. Ещё до отдачи приказа, он, заместитель командующего войсками фронта генерал-полковник Я.Т. Черевиченко, 13 мая, вместе с полевым управлением 47-й армии. Вслед за ним убыл на Тамань, в ночь на 15-е — помощник командующего фронтом по тылу генерал-майор А.М. Крупников. Контуженного Я.С. Колесова, второго члена Военного совета фронта, эвакуировали 16-го.
Вечером 14 мая командующий Крымским фронтом Д.Т. Козлов и Л.З. Мехлис подписали приказ, по которому общая оборона северо-восточнее Керчи возлагалась на командование 51-й армии, командный пункт которой назначался восточнее пос. Аджимушкая на горе Иванова. Отходящим частям приказывалось последовательно оборонять рубежи…
После этого, Л.З. Мехлис переправился через Керченский пролив, так как там была связь со Ставкой и дал Сталину свою знаменитую  телеграмму:
«…Бои идут на окраинах Керчи, с севера город обходится противником. Напрягаем последние усилия, чтобы задержать противника. Части стихийно отходят. Эвакуация техники и людей будет незначительной. Мы опозорили страну и должны быть прокляты…».
Лев Захарович возвратился на керченский берег в район крепости Еникале и там вместе с командованием 51-й армии проводил эвакуацию личного состава и организовывал многочисленные контратаки против наседающего противника.
Остальные командиры – в Крым не вернулись.
Глядя на генералов, потянулись к проливу и рядовые….
В ночь на 14 мая Верховное командование соглашается с С.М.Буденным. В 3 часа 40 минут Семен Михайлович приказывает: "Начать отвод войск Крымского фронта на Таманский полуостров".
Бои на Керченском полуострове продолжались до 19 мая, когда были эвакуированы Л.З. Мехлис и командование 51-й армией во главе с полковником Г.П. Котовым.
Эпизод  с Я.Т. Черевиченко, который не принял командование 51-й армией, впоследствии отразиться в обороне Новороссийска.

Страниц: 1 … 15 16 17 18 19 … 34


Board footer