Сейчас на борту: 
krysa
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 5 6 7 8 9 … 34

#151 10.12.2012 22:07:06

Flintt
Участник форума
Откуда: Одесса
Украина
Сообщений: 159




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #636082
но так и не вышел.

Может это поможет:
http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=261825782
или тут: http://podvignaroda.ru/
номер записи в базе данных: 2002505

#152 11.12.2012 11:45:52

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Большое спасибо, попробую обязательно

#153 14.12.2012 12:09:37

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

На следующий день, после прихода крейсеров Новороссийск, 6 июля  Военный Совет Северо-Кавказского военного округа направил директиву Краснодарскому крайкому ВКП(б) о создании народного ополчения из «проверенного контингента рабочих, служащих и интеллигентов, не зависимо от возраста, могущего носить оружие». Приступили к формированию полка народного ополчения и в Новороссийске.     Для его штаба отвели помещение в здании на углу улиц Советов и Парижской коммуны (ныне Новороссийской республики), занимаемое комитетом физкультуры и спорта, от которого потребовали освободить его до 15 часов 9 июля. Перевели Комитет  физкультуры и спорта в помещение Красного уголка Новоросторга.
В дополнение к этому решению, краевые власти 16 июля принимают решение о проведении до 30 июля дополнительного набора курсантов, с отрывом от производства, по аэроклубам Краснодарскому, Армавирскому и Кропоткинскому, который был перевыполнен «с резервной надбавкой».
А 19 июля   Краснодарский крайком ВКП(б) и крайисполком принял решение об организации из добровольцев 45 казачьих сотен 4-х взводного состава «для подготовки отрядов самообороны и оказания помощи истребительным батальонам с возможными парашютными десантами...». 29 июля было разъяснено, в эти сотни могут зачисляться колхозники «без ограничения возраста, но умеющие управлять конём и владеть огнестрельный и холодным оружием». Конский состав, снаряжение, форму предлагалось изыскать за счет местных ресурсов.
Впрочем, это распоряжение Новороссийска не касалось. Казачья станица Новороссийская была упразднена ещё в 1867 году по указу императора Александра II. И все казаки перечислены в сословие мещан города Новороссийска.
Формирование частей народного ополчения было встречено с пониманием жителями края  и проходило успешно. Уже 6 августа был утвержден краевой штаб народного ополчения. Обязанности штаба  заключались в общем руководстве и формированием и обучением  подразделений народного ополчения в крае. Фактически  истребительные батальоны и части народного ополчения являлись подразделениями допризывной подготовки трудящихся, но не за счёт наркомата обороны, а за счёт местных органов власти.
16 августа истребительные батальоны края были переведены на казарменное положение ежедневно с 20 часов вечера до 6 часов утра. Они должны были в ночное время охранять особо важные объекты, выставлять наблюдателей за воздухом и заслоны на дорогах. Основой вооружения батальонов составляли винтовки «Маузер».  Но постановление крайкома ВКП(б) о форсировании занятий по подготовке истребительных батальонов, в том числе и за счёт рабочего времени, было обжаловано краевой прокуратурой, усмотревшей в этом постановлении противоречие с Указом Президиума Верховного Совета СССП от 26 тюля 1941 года о режиме рабочего времени и указаниям ЦК ВКП(б) «о запрещении заниматься общественной работой в рабочее время».

#154 15.12.2012 11:18:05

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #637586
Военный Совет Северо-Кавказского военного округа направил директиву Краснодарскому крайкому ВКП(б)

ВС округа не мог командовать крайкомом ВКП(б) - скорее наоборот.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#155 17.12.2012 12:23:27

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

В Северо-Кавказский округ входили Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края и ещё что-то, что я уже и не упомню. И командующий округом был по "табелю о рангах" выше первого секретаря крайкома. Тем более, что командующий не отдавал приказы напрямую секретарю Крайкома, а либо просил, либо давал директиву, которая, формально, носила рекомендательный характер для секретаря. А для крайвоенкома - все постановления округа обязательны. Но без санкции секретаря он не мог оторвать людей от основной работы. Вот и получалось, что директивы для крайвоенкома были обязательны и для первого секретаря. Всё равно он принимал решение по краю. Вот такая картина получается, так как первый секретарь был в ответе перед правительством за всё, что происходит в его крае (области). И, соответственно, то же самое - для города, района.

#156 17.12.2012 13:37:14

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

На счет табеля о рангах не буду спорить, ибо вопрос этот совершенно ясен - военное руководство ни по каким табелям СССР не могло командовать партийным, точно так же, как не могло командовать и формально подчиненными ему политорганами, особыми отделами НКВД, стратегической разведкой и т.д.
Про то, что директивы носят рекомендательный характер слышу впервые.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #638800
Но без санкции секретаря он не мог оторвать людей от основной работы.

А у секретаря крайкома не было указаний по партийной линии?

Директива Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 года

Совнарком Союза ССР и ЦК ВКП(б) требуют от вас:
...
2) Организовать всестороннюю помощь Действующей армии, обеспечить организованное проведение мобилизации запасных, обеспечить снабжение армии всем необходимым, быстрое продвижение транспортов с войсками и военными грузами, широкую помощь раненым предоставлением под госпитали больниц, школ, клубов, учреждений.
3) Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение, организовать охрану заводов, электростанций, мостов, телефонной и телеграфной связи, организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов, оказывая во всем этом быстрое содействие истребительным батальонам. Все коммунисты должны знать, что враг коварен, хитер, опытен в обмане и распространении ложных слухов, учитывать все это в своей работе и не поддаваться на провокации.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#157 18.12.2012 12:12:01

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Большое спасибо, Мирослав Эдуардович!
Очень интересный документ, который сразу же прекращает всю дискуссию. Как-то я на него раньше не обращал внимание.

Разумеется все необходимые указания были, так как руководители, в первую очередь, обращались в партийные органы. Но новороссйиские секретари мемуаров не оставили, а рукопись П. Васёва так и осталось у его дочек в Одессе. Может кто-то сумел её получить?

#158 21.12.2012 11:44:48

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

3 июля были отданы приказы наркомов ВМФ и ММФ об установке на 59 черноморских транспортных судах зенитного вооружения. Командование флотом обязывалось выдать судовладельцам вооружение, боезапас из расчета по 100 снарядов на орудие, обеспечить соответствующие консультации по установке орудий и временно выделить по одному комендору на каждое судно для обучения команд. Всего Черноморских флот выделял 149 45-мм орудий и два 76-мм орудия.
В Новороссийске работы по вооружению судов выполнялись в судоремонтных мастерских.
Однако, выделенного вооружения не хватало и 21 августа Краснодарский крайком ВКП(б) направил в ЦК ВКП(б) ходатайство о дополнительном вооружении команд танкеров Черноморского нефтеналивного флота «Совтанкер» пулеметами и винтовками, в дополнение к установленным 45-мм пушкам. Между Новороссийским горкомом, крайкомом и наркоматом обороны завязалась переписка. В итоге пришёл ответ за подписью заместителя наркома ВМФ по кораблестроению и вооружению адмирала Л.М. Галлера:
«... В настоящее время Наркомат морского флота распоряжением правительства получил в достаточном количестве винтовки и пулемёты, поэтому обязан обеспечить в первую очередь суда нефтеналивного флота...»
Несмотря на это, многие суда, особенно мелкие, остались без вооружения. И продолжали перевозки.
Надо отметить, что когда на малых судах стали возить боеприпасы, особенно снаряды, то капитаны даже запрещали не только открывать огонь, но и расчехлять оружие. С одной стороны, что бы самолёты противника принимали их за мирных рыбачков, а с другой стороны – боялись осколков, которые могли бы вызвать взрыв снарядов. И тогда от судна и экипажа ничего бы не осталось, а в сводках бы отметили: «В порт не пришёл. Пропал без вести. Причина гибели не известна».

#159 28.12.2012 11:40:52

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Ещё в Новороссийске были подводные лодки. Лодки уходили в дозор поодиночке, тихо и незаметно. По фарватерам Цемесской бухты их вели за собой катера ОВРа, а дальше уже никто не сопровождал и не охранял. Задания были охрана Керченского пролива, выход на позиции на границу с Турцией напротив Новороссийска – Туапсе. Лодки возвращались со стандартным отчётом, что противника не обнаружено.
Когда смотришь на выход лодок в районы, далекие от румынского побережья, Одессы и Севастополя, возникают мысли – а надо было их туда посылать? Может лучше было послать под Одессу? Но трезво поразмыслив, приходишь к выводу – надо было.
Ни кто не знал, как поведет себя Турция, выступит на стороне противника или останется в стороне, нейтральной? Пропустит она через проливы итальянский флот или нет? Опыт Первой мировой войны подсказывал, что турецкие военные могут самостоятельно принять решение, не поставив в известность правительство.
Умерший два года назад, на 92 втором году жизни, Михаил Родионович Гирявый в 1941 году служил на границе в Закавказье. Он вспоминал, что, несмотря на нейтралитет, с началом войны, особенно после того, как сняли с  границы часть пограничников, направив их на фронт, прорывы границы резко участились, да ещё крупными бандами. Цель банд была простая – угон скота на свою сторону. Но кто мог гарантировать, что под их прикрытием не проникали в страну шпионы и диверсанты? Дело доходило до того, что жены офицеров заставы наравне в солдатами несли службу. На границу, правда, не выходил, но на заставе днём на вышке с пулемётом сидели. Михаил Родионович не утверждал, что банды прорывались по приказу правительства. Башибузков у турок всегда хватало.
М.Р. Гирявого, как участника освободительного похода в Западную Белоруссию и Прибалтику на фронт не отпустили. А в 1943 году направили на учебу в училище в Ташкент. Он вспоминал об этой учебе, как о погонях за бандами. Но не рассказывал. Привычка старых пограничников: «Рано сынок ещё об этом рассказывать».
Кто в таких условиях мог хоть за что-то поручиться.
А подводные лодки, время от времени всплывающие на границе, всё же остужали горячие головы.
Пользуясь случаем, благодарю Мирослава Эдуардовича Морозова за его книги по боевой деятельности подводных лодок, которыми постоянно пользуюсь при подготовке статей, в том числе и этой.

#160 28.12.2012 17:27:13

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #644066
Пользуясь случаем, благодарю Мирослава Эдуардовича Морозова за его книги по боевой деятельности подводных лодок, которыми постоянно пользуюсь при подготовке статей, в том числе и этой.

Спасибо.
В таком случае замечу, что подлодки базировавшегося на Новороссийск ОУДПЛ (с мая 1942 г. - 10-го ДПЛ - Щ-201 - Щ-203, М-51, 52, 54, 55) на границу с Турции не плавали. Их задачей было несение дозоров перед входом в Керченский пролив и юго-западнее Новороссийска (позиции №8 - №10), кроме того, "малютки" несколько раз ходили в Азовское море с целью разведки. При высадке в Феодосии 28.12.1941 м-51, Щ-201, Щ-203, как известно, работали маячными створами. С января 1942 г. все дозоры ПЛ на ЧМ были сняты и с этого момента ПЛ ОУДПЛ ходили к берегам Керченского полуострова для выполнения задач разведки.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#161 29.12.2012 12:02:13

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

<Большое спасибо, Мирсолав Эдуардович!

Господа!
Поздравляю всех с новым годом!
Успехов Вам во всех Ваших начинаниях!

#162 11.01.2013 11:59:14

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Приход крейсеров в Новороссийск совпал с указанием ЦК КП(б) Украины об эвакуации из Одессы ценного промышленного оборудования, научных и культурных учреждения и населения города, отданного 8 июля.
Новороссийск стал одним из портов приёма эвакуированных грузов и населения.
Одним из первых судов, вывозивший население из Одессы был теплоход «Ленин». Живший в Новороссийске мой знакомый, имя не важно, рассказывал мне, как его семья, он был ещё дошкольником, получила документы на эвакуацию из Одессы на теплоходе «Ленин». И не сумели попасть на судно. Как он говорил, посадка шла по головам, стоящих на причале. И как родители были расстроены, что не попали именно на это судно.
Из Одессы «Ленин» зашёл в Севастополь и 27 июля вышел в Новороссийск. И погиб южнее мыса Сарыч. Мой знакомый и через полвека не мог без дрожи в руках об этом вспоминать.
Первые эвакуированные из западных областей СССР прибыли в Новороссийск 19 июля. Перед городскими властями встали вопросы об их размещении и дальнейшей отправки по железной дороге. При этом выяснилось, что зарплаты в Одессе были выше, чем в Новороссийске, а цены на рынке, наоборот, в Новороссийске ниже. И эвакуированные стали скупать продукты. И цены на рынке в городе стали расти.
Оказалось, что плановые нормативы снабжения продовольствием Краснодарского края не предусматривали такой наплыв эвакуированных. Начались перебои с хлебом. В очереди за хлебом выстраивались с раннего утра. А то и с ночи. Во все инстанции со всех городов края полетели жалобы от возмущённых жителей. Особенно много жалоб было лот многодетных семей, у которых отцы были призваны в РККА.
25 августа Крайисполкомом было принято решение о введении карточек на хлеб, сахар и кондитерские изделия в городах и рабочих посёлках края, в том числе и в Новороссийске.

#163 18.01.2013 13:14:53

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

5 августа официально началась героическая оборона Одессы.
         За период обороны из Новороссийска в Одессу было доставлено более 63 тысяч солдат,  десятки тысяч тонн боеприпасов, сотни орудий и танков. Обратными рейсами на судах вывозились эвакогрузы предприятий, гражданское население, раненые.
         Начались и сложности работы в порту. Порт не был приспособлен для перевалки такого объёма грузов. Этот вопрос рассматривался как в горкоме, так и крайкоме ВКП(б). С 21 августа в порту установили постоянный контроль за хранением, отгрузкой и использованию по назначению оборудования эвакуированных заводов уполномоченными комиссии партийного контроля (КПК) при ЦК ВКП(б) по Краснодарскому краю. Были приняты меры по рационализации разгрузочных работ, разгрузку стали производить с судна в железнодорожные вагоны, минуя перевалку, была увеличена подача вагонов, введен порядок приёма и сдачи смен в порту, устранивший обезличку. В итоге с 27 августа по 7 октября из порта было отгружено по назначению 56 эвакуированных заводов, а остаток грузов, несмотря на их постоянное прибытие, уменьшен с 35 тысяч тонн до 16 тысяч тонн.
26 августа   Военный совет Черноморского флота принял решение оказать огневую поддержку сражающейся Одессе и направить туда группу кораблей, в том числе и крейсера, базировавшиеся на Новороссийск.
    Двое суток отводилось на подготовку к походу. Но 28 августа в море вышел только крейсер «Червона Украiна» с командором бригады крейсеров капитаном 1 ранга С.Г. Горшковым.  Четверо суток крейсер производил огневую поддержку сухопутных частей Одесского оборонительного района, было израсходовано 832 снаряда. Вечером 1 сентября  крейсер ушел из Одессы в Севастополь. Но об этом лучше расскажут сами Одесситы
    3 сентября начались перевозки войск и военной техники из Новороссийска в осажденную Одессу. Всего с  3 по 12 сентября из Новороссийска  и  Севастополя было перевезено на транспортах и боевых кораблях 25 батальонов пехоты, более 25 тысяч человек. Все боевые корабли оказывали огневую поддержку сухопутным войскам.
    Но положение ухудшалось с каждым днём.
15 сентября Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин направил телеграмму командованию Одесского оборонительного района:
           " Передайте просьбу Ставки Верховного Командования бойцам и командирам, защищающим Одессу, продержаться 6-7 дней, в течении которых они получат подмогу в виде авиации и пополнения. И. Сталин "
        Маршала Советского Союза Н.И. Крылов, тогда начальника штаб Одесского оборонительного района, вспоминал:
      " Верховное Главнокомандование нашло верный способ поддержать защитников Одессы. Такая просьба значила больше, чем любой приказ. И хотя положение на фронте стало еще более трудным, чувствовалось: люди как-то приободрились, воодушевились..."
(  Н.И. Крылов " Не померкнет ни когда " М. Воениздат 1969 г. стр. 216-217)
    Пользуясь случаем, хочу отметить, что Николай Иванович Крылов, наверное, единственный во всех Красной Армии был награжден медалями «За оборону Одессы»,  «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда».
Для подготовки перевозки дивизии часть судов сняли с линии по перевозки марганца из Поти в Новороссийск.
16 сентября  в Новороссийске на пассажирские суда т/х "Абхазия", "Грузия" и учебного корабля ЧФ т/х "Днепр" началась погрузка первого эшелона 157-й стрелковой дивизии: 384-го стрелкового полка, разведбата и оперативной группы штаба дивизии. В 15 часов под охраной крейсера "Червона Украiна", эсминцев "Бойкий", "Безупречный" и "Незаможник" конвой вышел в море. Головным в ордере шел крейсер, прикрывая конвой с наиболее опасного направления – носовых курсовых углов. Эсминцы "Бойкий" и "Безупречный" прикрывали с бортов, следуя на расстоянии 5 - 6 кабельтовых на зигзаге. Замыкал строй "Незаможник". На рассвете 17 сентября конвой был атакован двумя торпедоносцами и 9 бомбардировщиками противника. Плотным зенитным огнем корабли охранения не допустили их к транспортам. Вечером того же дня конвой без потерь прибыл в Одессу и доставил более пяти  тысяч человек со стрелковым оружием, 32 полевых орудия, 40 автомобилей, 600 тонн боеприпасов.
        Перевозка остальных частей дивизии: 716-го и 633-го стрелковых полков, артиллерийского полка, средств усиления, всего 12600 чел, 70 орудий, 15 танков, выполнялась на судах "Армения", "Украина", "Белосток", "Восток", "Курск". Высадка частей производилась в Куяльнике.  Охранение транспортов обеспечивали крейсера "Червона Украiна", "Красный Крым", "Коминтерн", эсминцы "Бодрый", "Бойкий", "Беспощадный", " Безупречный", "Способный","Сообразительный" и "Фрунзе". Все транспорты были разбиты на пять групп, по два-три в каждом. Группу эскортировали крейсер или два эсминца, один-два тральщика и три-четыре сторожевых катера. К 21 сентября дивизия без потерь была переброшена в Одессу.
         Начальником гарнизона г. Новороссийска вместо убывшего со 157-й стрелковой дивизией полковника Д.И. Томилина, командир дивизии,  17 сентября  назначен командир   Новороссийской военно-морской базы капитан 1 ранга Н.Г. Холостяков.
         18 сентября началась выгрузка в Одессе частей 157-й стрелковой дивизии.
Члена Военного Совета Одесского оборонительного района И.И. Азаров вспоминал:
  " Наконец в Одессу начали прибывать части 157-й стрелковой дивизии. Вместе с нею на пополнение  поредевших частей переднего края прибывали маршевые роты.
    Первые батальоны 633-го стрелкового полка произвели на нас хорошее впечатление. Уже при выгрузке на причал  красноармейцы  показали отменную выправку, организованность и дисциплину. Хорошее впечатление производил командир полка майор Гамилагдашвили.
    Комиссар полка Николай Платонович Карасев доложил, что полк в первые дни войны пополнился в Новороссийске мобилизованными рабочими с цементных заводов, которые прошли уже хорошую подготовку и мало отличаются от кадровых красноармейцев.
    Вслед за 633-м корабли доставили в Одессу 716-й и 384-й стрелковые полки, артиллерийский полк ( двадцать четыре 76-мм пушки на конной тяге ) и тылы дивизии."
(  И.И. Азаров " Опаленная Одесса " М. Воениздат 1966 г. стр. 140-141 )
    В ночь на 23 сентября из Новороссийска в Одессу пришел транспорт "Чапаев", доставивший в Одессу новейшее секретное оружие - отдельный гвардейский минометный дивизион под командованием старшего лейтенанта П.С. Небоженко. В последствии это оружие получило солдатское имя «Катюша».
        А 1 октября   Началась эвакуация Одессы.

#164 25.01.2013 12:13:05

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Приход бригады крейсеров привлёк внимание вражеской авиации.
29 августа в 5 часов 30 минут утра над бухтой пролетел вражеский бомбардировщик, опознанный как Ju-88. Самолёт был обнаружен своевременно и обстрелян с крейсеров. Развернувшись над городом, самолёт повернул обратно.
А на следующую ночь, 30 июля, четыре звена по три самолёта в каждом заходили  на город со стороны Верхнее-Баканской: в 21 час 31 минуту, в 21 час 47 минут, в 21 час 59 минут и в 22 часа 17 минут. По другим источникам – 8 бомбардировщиков. Хотя самолёты интенсивно обстреливались с кораблей и береговой артиллерией, но все же они провели бомбометание и постановку мин, как выяснилось позднее. Две бомбы упали около крейсера «Красный Крым», одна – на перевале Маркхот. И зафиксировано пять – семь мин, сброшенных в бухту. А в 23 часа 50 минут на большой высоте со стороны горы Колдун в сторону Гайдука пролетели три самолёта, определённые как Ju-88. Но огня по ним ни кто не открывал.
По немецким данным установили 10 донных мин.
Николай Тимофеевич Турчин был очевидцем первого налёта на город. Он вспоминал:
« В городском парке проходили танцы. Многие из ребят танцевали свой последний танец перед уходом в армию. Освещалась танцплощадка лампочками си него цвета. Вдруг выключился свет по всему городу и раздались сигналы воздушной тревоги: завыли сирены, раздавались губки пароходов, заводов. Все из парка побежали по домам, так как боялись, что милиция задержит и отведет в бомбоубежище до утра, а дома родные будут волноваться. Вдруг раздался звук мотора самолетов, которые кружили над городом и стали бомбить стоящий в порту пассажирский теплоход «Грузия», на котором перевозили войска в Одессу. Зенитные орудия сразу же открыли огонь. Одна батарея 85-мм орудий стояла на скотным рынке, за городским рынком. В воздухе сразу же запахло порохом и взрывчаткой, а на улицы и крыши домов посыпались осколки снарядов…»
И этот запах: сгоревшего пороха и взрывчатки, сгоревшего дерева и пыли от разрушенных домов на долго установился в городе.
Утром в 4 часа 45 минут прошёл второй налёт на город. В 5 часов 5 минут был зафиксирован первый взрыв бомбы весом в  500 кг. Второй заход был в 5 часов 40 минут. Было зафиксировано два взрыва бомб в море, на траверзе Рыбзавод – Цемзавод «Октябрь», то есть за молами, за территорией порта. Видимо, враг испугался интенсивного зенитного огня, открытого как береговыми батареями, так и кораблями. Но в этот раз зенитный огонь подбил истребитель И-15 (так в документе), взлетевший с аэродрома в Мысхако. Всего был зафиксирован сброс шести мин.
До середины сентября налётов не было, но  одиночные самолёты на  большой высоте, видимо с целью разведки над городом пролетали.

#165 27.01.2013 16:47:27

Flintt
Участник форума
Откуда: Одесса
Украина
Сообщений: 159




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #653363
За период обороны из Новороссийска в Одессу было доставлено более 63 тысяч солдат,  десятки тысяч тонн боеприпасов, сотни орудий и танков. Обратными рейсами на судах вывозились эвакогрузы предприятий, гражданское население, раненые.

Платонов - Борьба за господство на черном море (Москва, 2010):
Bceгo за время обороны Одессы для усиления частей ООР перевезли 46 368 человек. Первую партию войск  десять маршевых батальонов численностью в 10 000 человек  доставили в Одессу в период с 30 авгycтa по 1 сентябри на транспортах «Чапаев», Грузия», «Украина», «Белосток, «Днепр», «Армения. Вторую партию  пятнадцать маршевых
батальонов численностью 15 000 человек  доставили с 5 по 10 сентября на транспортах <<Крым», «Чехов», «Ураллес», Грузия», «Apмения», «Украина», «Белосток. Однако это усиление едва успевало восполнять убыль в личном составе войск ООР. Третью партю войск в составе 157-й стрелковой дивизии перевезли из Новороссийска в Одессу в период с 15 по 19 сентября. Bceгo на транспортах «Днепр», «Абхазия», «Армения», «Украина», «Белосток», «Крым» перебросили 12 612 человек, 70 орудий, 15 танков и
81 автомашину. Четвертая партия состояла из 15 маршевых рот, перевезенных в Одессу 20 сентября на транспортах «Курск», «Чехов» и «Ташкент». Пятую партию составили 18 маршевых рот и три роты специалистов.
Кроме тoгo, в Одессу доставили 188000 снарядов, 46000 мин,85 000 гpaнaт, 6010400 винтовочных пaтpонов, 8252 винтовки, 368 пулеметов, 300 ППШ. из Одессы до начала эвакуации войск ООР вывезли 30 000 раненых.
За вpeмя обороны в Одессу привезли 25 214 т воинских rpузов, а обратно вывезли 65 086 т, то есть вceгo в обоих направлениях  90 300 т воинских гpузов. Народнохозmственные перевозки из Одессы составили 327 316 т, то есть воинские rpузы (90,3 тыс. т) составили лишь 22 % от общеro rpузооборота. Таким образом, Bcero в северо-западном районе за период обороны Одессы транспортным флотом в обоих направлениях перевезено 417 616 т. И все это практически без потерь непосредственно на самой коммуникации, так как rpуженые транспорта в основном rибли в порту Одессы или па ero рейде. Приведенные данные roворят о том, что Черноморский флот справился с задачей обеспечения функционирования Одесскоro оборонительноro района.

#166 28.01.2013 12:31:16

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Платонов не указал, что часть войск доставлялась из Севастополя, часть - из Новороссийска, а часть - из остальных портов Кавказа.

И тут возникает интересный вопрос. "Украина", "Грузия" числились санитарными транспортами ЧФ. На сколько было правомочно использовать их для перевозки войск в соответствии с международными законами?

#167 28.01.2013 13:00:01

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Мне кажется, вполне себе правомочно, т.к. это не госпитальные суда. На тех нельзя возить здоровых солдат, вооружение, им нельзя в конвой, их надо красить и давать списки в Красный крест.
Для санитарных транспортов этих требований нет, но за это их вполне законно может атаковать противник.

#168 28.01.2013 16:52:04

Flintt
Участник форума
Откуда: Одесса
Украина
Сообщений: 159




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

ГРУЗИЯ
Вооружение: 3 х 45-мм, 2 х 12.7-мм пулемета (с 1942 г. 5 х 45-мм, 2 х 12.7-мм и 6 х 7.62-мм пулеметов).
Грузо-почтово-пассажирский теплоход. Построен в 1928 г. ("Deutsche Werft", Киль, Германия). С началом Великой Отечественной войны использовался как транспорт. 14.10.1941 г. тяжело поврежден германской бомбардировочной авиацией в Одессе, однако 17.10.1941 г. прибыл в Севастополь, часть пути двигаясь на буксире. Отремонтирован с использованием механизмов однотипного теплохода "Крым". 20.04.1942 г. вошел в состав ЧФ в качестве санитарного транспорта. Потоплен 13.06.1942 г. германской бомбардировочной авиацией в Севастополе. Поднят по частям в 1947 г. и затоплен на небольшой глубине. После обследования боеприпасов, находившихся на борту, окончательно поднят в 1960 г. и затоплен на глубине 1 км.
УКРАИНА
Грузо-почтово-пассажирский теплоход. Заложен в декабре 1927 г. (Балтийский з-д, Ленинград), вст. в строй в 1930 - 1931 гг. 27.07.1941 г. включен в состав ЧФ в качестве транспорта. Потоплен 2.07.1942 г. германской бомбардировочной авиацией в Новороссийске.
Водоизмещение 6050 т. Размерения 115.85 х 15.55 х 5.74 м. ГЭУ дизельная двухвальная, 2 х 1900 л.с. Скорость 15.5 узла (на испытаниях). Дальность 6540 миль.


При наличии вооружения и конвоя даже официальные госпитальные суда выпадали из Конвенции. А название Санитарный транспорт просто подразумевает наличие медперсонала и кое-какого оборудования.

#169 28.01.2013 19:00:38

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Там на ЧФ кажется чуть ли не все суда, особенно пассажирские/грузо-пассажирский числятся санитарными транспортами, т.к. имели мед. команду и перевозили раненых временами.

#170 29.01.2013 11:58:47

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

igor написал:

Оригинальное сообщение #658065
Там на ЧФ кажется чуть ли не все суда, особенно пассажирские/грузо-пассажирский числятся санитарными транспортами, т.к. имели мед. команду и перевозили раненых временами.

Ну, не все. По крайней мере три пассажирских судна были переоборудованы в минные заградители: "Чайка", "Заря", Дооб".

#171 29.01.2013 13:15:39

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Это разве пассажиры? Грузо-пассажирские, по крайней мере ЧАЙКА-ОСТРОВСКИЙ.
Возможно вы будете смеяться, но ЗАРЯ и О. тоже побывали санитарными транспортами - вывозили раненых и имели приписанный мед. персонал.

#172 30.01.2013 11:54:31

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

igor написал:

Оригинальное сообщение #658337
ЗАРЯ и О. тоже побывали санитарными транспортами - вывозили раненых и имели приписанный мед. персонал.

А вот этого я не знал, господин Игорь. И смеяться не буду.
Нельзя ли поподробнее: когда были санитарными транспортами, откуда раненых вывозили, когда их сделали минзагами?

#173 30.01.2013 12:39:10

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

ЗАРЮ переделали в МЗ в 1941 г., но по назначению использовали недолго. Для раненых на корабль выделялись 2 фельдшера и 2 санитара, совершил 21 рейс в 1942-43 гг, перевез порядка 1600 раненых.
ОСТРОВСКИЙ стал МЗ 8.7.40. Его использовали для вывоза раненых в 1941-42, но подробностей нет.  Выделялся медперсонал, но сколько? Рейсы неизвестны. Перевез 800+ раненых.

#174 31.01.2013 11:58:46

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Спасибо, Игорь.
В Туапсе есть памятная доска о минном заградителе "Никоалй Островский". Но что-то не могу найти фотографию.

#175 03.02.2013 15:20:52

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13970




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #659161
Но что-то не могу найти фотографию.

августа 1928 года по заказу Совторгфлота на Севастопольском морском заводе был заложен товаропассажирский теплоход для Азовско-Черноморской линии, получивший наименование «ЧАЙКА» (строительный № 80/36). Судно имело водоизмещение 2625 т (2121,5 брт), грузоподъемность 742 т, длину наибольшую 79,9 м, ширину наибольшую 12,04 м и осадку в полном грузу 4,0 м. Оно принимало на борт 24 человека в 1-м классе, 76 – во 2-м, 242 – в 3-м, а также 50-100 туристов на палубу. Экипаж составлял 62 человека. Четыре трюма были рассчитаны на 964 куб. м груза. Главные двигатели (2х715 л.с.) Харьковского паровозостроительного завода, построенные по системе Зульцера, обеспечивали теплоходу скорость хода в 12,4 узла.
15 апреля 1930 года «ЧАЙКА» была спущена на воду и 2 декабря 1931 года передана заказчику – Наркомводу СССР. Портом приписки судна стал Ростов на Дону (№ 202). В апреле 1932 года, после соответствующего освидетельствования, «ЧАЙКА» получила высший класс регистра СССР. С 15 марта 1934 года теплоход вошел в состав вновь образованного Азовского государственного морского пароходства. В этом же 1934 году экипаж теплохода показал образцы ударной работы. 7 января 1937 года в соответствии с директивой НКВТ «ЧАЙКА» получила новое имя, став теплоходом «НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ». До конца 1939 года судно в паре с теплоходом «ДЕЛЬФИН», получившем в 1936 году название «АНТОН ЧЕХОВ», эксплуатировалось на экспрессной линии Ростов – Батуми. Совершались также единичные рейсы в Турцию.
По просьбе командования Черноморским флотом 29 октября 1939 года теплоход «НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ» из АГМП был передан военным морякам, переименован в «ОСТРОВСКИЙ» и поставлен на переоборудование в минный заградитель. До 8 июля 1940 года, когда теплоход вошел в состав боевых кораблей Черноморского флота, на нем установили два 76,2 мм и четыре 45 мм орудия, оборудовали минные погреба на 200 мин «КБ-3», а также смонтировали необходимую аппаратуру связи, химической защиты, управления огнем и т.д.
После начала Отечественной войны минный заградитель «ОСТРОВСКИЙ» в конце июня и июле 1941 года активно использовался в постановке минных заграждений на подходах к базам и побережью. Так в период с 17 по 19 июля 1941 года в районе озера Устричное минный заградитель совместно с БТЩ «ЯКОРЬ» и «ИСКАТЕЛЬ» выставили 510 мин образца 1926 года и 160 минных защитников. Всего за два месяца войны корабль произвел одиннадцать оборонительных постановок. Однако, в связи с изменившейся обстановкой, с конца июля ЗМ «ОСТРОВСКИЙ» был полностью переключен на военно-транспортные перевозки в Севастополь, Феодосию, Керчь и порты Кавказа.
http://www.kruiznik.ru/forum/viewtopic. … &t=760


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

Страниц: 1 … 5 6 7 8 9 … 34


Board footer