Вы не зашли.
Не совсем по теме, но все-таки решил написать, поскольку случай сам по себе интересный.
У немцев в составе 1-й флотилии ТКА числился S-103. При возвращении с постановки МЗ "Корбетта" в ночь начала войны он при возвращении пропорол себе днище о камни так, что по оценке инженера флотилии мог быть отремонтирован только на немецкой верфи. В начале июля его собирались туда отправить, но прорыв через устье Финского залива несколько раз откладывался то из-за погоды, то из-за наших возд. минных постановок на подходах к Хельсинки. В конечном итоге с катера в начале июля сняли двигатель для установки взамен поломавшегося на S-102, 25 июля другой для установки на S-101. В конечном итоге 27 июля с катера сняли и экипаж - его отправили самолетом в Германию для приемки нового S-108. Оказывается, было легче построить новый катер, чем вывести из Финского залива на ремонт старый.
Нет, стрельбы не было, я ошибся - два слова пишутся одинаково, значат разное.
Вообще-то в этом эпизоде я мало что понял (об него и в прошлый раз запнулся), кроме того, что встретили идущие навстречу 4 ТКА, дистанция 1000-1500 м.
Дальше не ясно, но вроде как спокойно разошлись, обменявшись опознавательными. А 30 июля вдруг выяснили, что встретились с врагом, т.к. своих было только 3, ну и в общем прошу помощи зала.
С уважением,
Про эпизод с "Руотсинсалми" попробую уточнить у знакомого, знающего язык.
Продолжаем разговор. Что пишут в сообщении от 05.19
Дальше пропускаю несколько малозначительных записей и перехожу к реальному столкновению в ночь на 1 августа (запись за 07.30).
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #611404
потоплена ПМШ "Лямаа" (по ЖБД Лаяямая)
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #611404
Кто знает как на самом деле называлась шхуна и каков был ее тоннаж?
Может эта? Из тех что больше 100 брт созвучна по названию только эта. Но мне казалось она пережила войну и даже позже перестроена в теплоход.
Поищу еще созвучные.
Отредактированно Гайдукъ (23.10.2012 22:03:49)
С последним просто:
Во время патрульного выхода в квадрате 13935 ТКА встретили вражеские канлодку и эсминец. Из-за огня вражеских кораблей и береговой батареи катера не смогли атаковать. Видимость на море 20 км.
Остальное завтра.
С уважением,
Сначала отмотаю чуть назад - ночь на 1 августа, в ЖБД флотилии сказано только, что Винха и Нуоли вышли в разведку в 3.00, вернулись в 7.15. Больше никаких подробностей.
Сообщение от 6 августа:
Вчера переход вражеского транспорта, 2 эсминца или канлодки, 3 СКА под прикрытием 6 самолётов в квадрате 11080 между Ханко и Руссарё. Видимость 20 км. Наш отряд атаковать не смог.
В ЖБД от 5 августа сказано, что днём как ТКА, так и СКА выходили к Юссарё, потом вернулись, что делали неизвестно.
С уважением,
Спасибо.
Теперь вопрос по выходу в ночь на 13 августа. Как я понял, мины у Юминды финнам в тот раз выставить не удалось. Что пишут в ЖБД (сообщения от 01.55 и 04.00)?
savera написал:
Оригинальное сообщение #612586
Дальше не ясно, но вроде как спокойно разошлись, обменявшись опознавательными. А 30 июля вдруг выяснили, что встретились с врагом, т.к. своих было только 3, ну и в общем прошу помощи зала.
Получен вот такой перевод:
01.20
Встретили 4 ТКА, дис.1000-1500м. По правому борту, поравнявшись с нами, они повернули в сторону нас и остановились.
Не дав сигнал Wade (видимо пароль), ТКА просигналили ответ на пароль l (lansi ("länsi"?)).
Сноска.
Пароль и ответ на пароль известны противнику.
30.7.41 Выяснилось, что встреченные ТКА были противника. Так-как своих ТКА в море было только 3, в одной группе. Кап.лейт Carring, при общении с командирами своих ТКА, сказал им "Вы находились совсем не в том районе" (Видимо такой вывод Carring сделал после рапорта "Руотсинсами"). Однако выслушав рапорты командиров ТКА, выяснилось что свои ТКА вообще не находились в районе, где мы встретили 4 ТКА.
Видимые нами ТКА просигналили пароль, на который мы ответили правильным ответом на пароль.
Они что, правда наших встретили и все так спокойно разошлись, да ещё и опознавательные совпали, или на немцев наткнулись?
С уважением,
Пока не знаю, нужно разбираться. Вообще по нашим действиям именно до сентября 41-го много чудовещнийших лакун, да и я из архива успел почерпнуть далеко не все.
По 13 августа:
1.55 Энкио сообщил по телефону: наши корабли миновали Сёдершер в 1.30 Видимость 2-3 мили. На Сёдершер сейчас установлена (или устанавливается) радиостанция DR 38.
4.00 Энкио сообщил по телефону: Раумботы и минзаги вернулись. Операция не была проведена из-за вражеского движения.
Следующее сообщение после данного: немцы взяли 23 пленных с потопленного вражеского тральщика.
Также представляет интерес сообщение 12.08 в 19.20
Пеуранхеймо сообщил по телефону, что Карринг в 16.25 обнаружил в квадрате 13868 широкое нефтяное пятно. На месте в сохранности 3 спасательных пояса, 1 буксирный поплавок?, 1 русская телогрейка и 1 русский огнетушитель, каковые объекты предположительно на месте затопления вражеского надводного корабля.
Это видимо с ТЩ-41?
С уважением,
savera написал:
Оригинальное сообщение #613673
4.00 Энкио сообщил по телефону: Раумботы и минзаги вернулись. Операция не была проведена из-за вражеского движения.
Интересно. А в КТВ ФдТ написано, что постановка прервана из-за тумана. Правда, этот туман не помешал "раумботам" выставить заграждение Д.11. Фактически в море был обнаружен только наш дозорный ТЩ №41, он и сорвал (хотя, наверное, правильнее сказать отсрочил на сутки) постановку МЗ "Perkjärvi" ценой своей жизни. Немцы возились с ним почти час - тяжело потопить буксир из 20-мм. Интересно отметить два момента. Во-первых, что из 23 наших пленных 17 имели ранения. При допросе они неверно указали и номер ТЩ (у немцев фигурирует №101, который он носил в Зимнюю войну) и его задачу (вместо дозора указали переход из Таллина в Кронштадт). Во-вторых, в журнале надводного направления штаба КБФ отсутствует донесение с ТЩ о нападении. Фактически он пропал без вести. Почему за 50 минут боя он не дал радиограмму? Не хотелось бы думать, что в дозор послали корабль без передатчика.
savera написал:
Оригинальное сообщение #613673
Также представляет интерес сообщение 12.08 в 19.20
Пеуранхеймо сообщил по телефону, что Карринг в 16.25 обнаружил в квадрате 13868 широкое нефтяное пятно. На месте в сохранности 3 спасательных пояса, 1 буксирный поплавок?, 1 русская телогрейка и 1 русский огнетушитель, каковые объекты предположительно на месте затопления вражеского надводного корабля.
Это видимо с ТЩ-41?
Нет, он к тому времени еще не был потоплен. Скорее всего речь идет о предметах с БТЩ Т-213 Крамбол, который погиб на поле Д.10 11 августа. Кроме того, подрывался ТХ "В. Молотов", на котором была паника, народ прыгал за борт и ок. 40 человек утонуло. Финны в ночь на 12-е выходили ставить МЗ «Vuoksi», 4 ТКА были в составе сил сопровождения, вот они и наблюдали.
Хотя это лишь мое предположение, поскольку сетка финских квадратов 1941 года мне не известна - нигде не могу найти.
Финны тоже жаловались на туман, но в более ранних сообщениях, вечером отпишу точнее. У финнов по-моему было несколько сеток квадратов - одна цифры с буквами - эта пару раз попадалась, и вторая только цифры - этой я тоже ни разу не встречал.
С уважением,
savera написал:
Оригинальное сообщение #613885
одна цифры с буквами - эта пару раз попадалась,
Эта сетка была введена в начале 1942 года и использовалась до конца войны в т.ч. и немцами. Она есть. Кстати, в ней квадраты тоже можно было кодировать только цифрами, но там во всех случаях первой идет цифра "8". Возможно она имела ту же нарезку, что и сетка 1941 года, но нумерацию квадратов точно другую.
Сообщения за 12.08
20.55 (от группы минзагов)
Кап. лейт. Архо сообщил по телефону, что не в состоянии выйти из-за сильного тумана.
21.05 (флотилия ТКА)
Кап. лейт. Пеуранхеймо сообщил по телефону, что Энкио прошёл Сёдершер, который сообщил о наличии на море густого тумана.
21.20
Фенрих Холльминг сообщил по телефону, что немецкая авиаразведка была отменена из-за тумана.
24.00
Ком. капт. Саукконен сообщил, что корабли вышли в 23.20. Прохождение Сёдершера произойдёт примерно в 1.00. В операции принимают участие как немецкие, так и финские корабли.
Из ЖБД Риилахти:
13.08 02.50 Боевая тревога, интенсивная стрельба в направлении 220º. Были вынуждены вернуться назад.
С уважением,
Отредактированно savera (26.10.2012 20:46:13)
Спасибо. Некоторое время новых вопросов не будет - необходимо осмыслить собранный материал. А вообще напрасно никто из более ранних исследователей таллинского перехода не пытался собрать и обобщить действия противника по созданию заграждения "Юминда". Далеко не все у немецев и финнов получалось гладко, всплывают многочисленные не использованные нашей стороной возможности по срыву данного мероприятия. Хотя, конечно обстановка после выхода немцев в район Кунда - Юминда и увеличения продолжительности темного времени суток для нашей стороны усложнилась на порядок.
Попробовал по-лучше разобрать эпизод с атакой на Ханковский конвой 8 августа 1941 г. Похоже, в атаке участвовало вдвое больше финских катеров, чем думалось.
07.30 Вышли VMV-9 и -10 к Юссарё.
07.35 Вышли ТКА Райю и Винха к Юссарё.
09.48 Пришла телефонограмма: из порта Ханко вышли 5 торговых судов на юг, находятся за Руссарё.
09.55 Вышли Пеуранхеймо и Киллинен на Сюёксю и Райю (вместо Райю видимо следует считать Нуоли) к Юссарё.
11.00 Вышел капт. лейт. Карринг на VMV-11 и -17 в указанный в телефонограмме квадрат.
11.25 Самолёт VP-2 сбросил сообщение:
В 5 милях от порта Ханко 2 тральщика, которые проводят 1 транспорт и 2 сторожевых корабля. Курс отряда 110º.
13.30 Вернулись VMV-11 и -17, были обстреляны 6 (8) вражескими истребителями, на VMV-17 2 убитых (в том числе командир) и 1 раненый, на VMV-11 1 раненый. Повреждения катеров уточняются. На VMV-17 произошёл разрыв ствола.
14.15 Вернулись Сюёксю и Нуоли, ТКА обнаружили конвой, однако на дистанции около 4000 м они были вынуждены повернуть назад, преследуемые русскими СКА. Сильный огонь вражеских самолётов, в общей сложности 22 машины.
Заслуживающих внимания повреждений нет.
14.55 Вернулись VMV-9 и -10 от Юссарё. VMV-10 получил пулемётную очередь в борт. Повреждения небольшие.
16.35 Вернулись Райю и Винха от Юссарё.
Доклад самолёта:
В 10.55 в квадрате Н11015 обнаружен конвой, включая 2 тралящих тральщика, 1 транспорт и 2 сторожевых корабля, из которых один слева во фланговом охранении, второй в тыловом охранении. Курс 110º.
11.10 Обнаружен отряд Р.
Возможно кто-нибудь в курсе, не мог ли транспорт Хильда иметь № 24?
С уважением,
Отредактированно savera (28.10.2012 21:23:43)
Спасибо за перевод, очень интересно.
savera написал:
Оригинальное сообщение #615201
Возможно кто-нибудь в курсе, не мог ли транспорт Хильда иметь № 24
Нет, я думаю, что речь идет о ВТ-524 "Калпакс", который также регулярно ходил на Ханко и был в составе конвоя 8 августа.
Ясно, спасибо - значит, самолёт один из транспортов просто не заметил. Нашлись ещё доклады постов наблюдения за Ханко, но они не всегда друг с другом в согласии.
С уважением,
Уважаемый Александр! Помогите пожалуйста с переводом донесения о постановке МЗ "Валкярви" (за 07.00). Есть неясности с составом обеспечивающих финских сил.
Ночью 29/30.06 минзаги Риилахти и Руотсинсальми выставили Валкярви. Операцию прикрывали - дальнее охранение - с востока флотилия ТКА, с запада флотилия шнелльботов. В ближнем охранении были 3 ТКА, минное охранение? - флотилия раумботов, а также посыльные корабли Пуккио и Порккала.
С уважением,
Отредактированно savera (31.10.2012 23:10:14)
Спасибо!
Отредактировал предыдущее сообщение - забыл упомянуть раумботы.
С уважением,