Сейчас на борту: 
Arriol,
Prinz Eugen,
Yosikava,
Заинька,
Сибирский Стрелок
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 6 7 8 9 10 … 12

#176 23.10.2012 22:42:43

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612660
Потому и задал его, что данная инструкция противоречит Морскому уставу, причем "свежему".

Согласен.
И это уже не первое свидетельство того, что устав это хоть номинально и действительно был недавно отредактирован, но явно не в достаточном обьеме. Во всяком случае некоторые его статьи требованиям времени уже не соответствовали.

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612660
Кроме того, основу "дальномерных станций" составляли "гальванические приборы стрельбы", заведовавший которыми офицер согласно ст. 546 того же Морского устава также подчинялся старшему артиллерийскому офицеру корабля, но не штурману. А согласно ст. 550 в бою именно ему надлежало руководить работой этих самых "приборов" и боевых указателей.

А с этим не согласен.
Основу дальномерных станций составляли дальномеры, а гальванические приборы стрельбы - эти по сути аналоги той же системы Гейслера. И ими разумеется заведовал именно стартарт - это его рабочее место в бою.

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612660
вот эта статья Морского устава:

Кстати, и эта статья требованиям времени уже не соответствовала. К 1901 году флотские офицеры являлись уже и штурманами, корпус флотских штурманов ЕМНИП лет 15 уже как был упразднен, а соответствующая статья устава изменена так и не была. Руки видать не дошли... :-(


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#177 24.10.2012 11:58:10

vov
Гость




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612498
С учетом того, что германские лодки входили в северное колено Кольского залива - не исключено.

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #612500
В глубине Кольского залива? Маловероятно, да и даже гипотетическая возможность наличия субмарины, обязательно была бы упомянуто, как смягчающее аварию обстоятельство. Враг то силен и коварен, пытались уклониться, да вот техника отказала, выскочили... Ан нет...

Вне зависимости от бОльшей или меньшей вероятности, теоретическая опасность была. Командир видимо соотнёс её с опасностью хождения достаточно большим ходом и... проиграл.
Насчёт "смягчения": а мы знаем точно "разбор полётов" для этого эпизода? Возможно, при расследовании скорость обосновывалась.

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #612500
Это действительно одно из возможных в бою последствий, при движении по довольно сложному фарватеру полным ходом. Но это ведь отнюдь не означает, что из-за каких либо "возможных в бою последствий" следовало однозначно отказываться от такого важнейшего боевого качества крейсера, как скорость.

Это означает, что все обстоятельства выхода надо взвесить. И принять решение. Оно на командире, и оно в данном случае весьма уязвимое для критики в любом случае. Вам представляется, Руднев "перезаложился". (Или хуже того.) Другим так не представляется.

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #612500
Ведь и "возможным в бою последствием" открывания артиллерийского огня всегда было и остается разрыв собственных орудий. Но это почему то никогда не приводило к отказу от использования такого важнейшего боевого качества корабля, как его артиллерийская мощь.

Не обессудьте, но это типичная провокационная натяжка, и не более. Когда таковых не наблюдается, дискуссия имеет куда более позитивный характер.

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #612500
Есть же немало описаний особенности управления огнем именно плутонговыми командирами, оставленых в их рапортах, донесениях, воспоминаниях, мемуарах. И в них конечно же упоминаются способы управления огнем, т.к. с их точки зрения этот вопрос незначительным не являлся. Даже скорее напротив, управление и корректирование огня являлось сутью их деятельности. И везде говорится, что когда переставала работать передача данных по системе Гейслера, каждый в дальнейшем управлял по собственному разумению. Кто то пытался определить дистанцию на глаз, кто то пытался измерить ее методом пристрелки, получалось у всех, как правило, не важно. Но никто не упоминает в столь важном вопросе применение собственного микрометра.

Это верно. Использование м-метра Л-М не видел. Одно из трёх: либо он у плутонговых командиров отсутствовал, либо не использовался в горячке боя, либо же его использование наоборот достаточно рутинно и специально не отмечается. (Третий вариант менее вероятен.)

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #612500
Официально вахтенных начальников на крейсере было двое. Но врядли они могли нести все вахты, вахты тогда неслись 4 часа через 8, или даже через 12. Т.е. фактически исполняющих обязанности вахтенных начальников могло быть трое-четверо офицеров. И вряли все прохождения Чемульпинского фарватера попадали на вахту только одного из них. Тоже касается и рулевых. И Нирода Вы не упомянули.

Да, скорее всего, вахтенных при этих считанных проходах было более одного. Но кто вёл корабль - вахтенный к-р, или командир, или штурман, остаётся вопросом. О рулевых уже отмечалось: они больше выполняют приказы, чем "сами рулят".
В общем, сильно зависит от... Теоретически могло быть и наоборот: при прохождении сложным фарватером на мостик вызывались все свободные офицеры, причастные к проводке корабля (оба штурмана, свободные вахтенные нач-ки и рулевые). И их внимание активно привлекалось к ориентирам и пр. Хотя никаких намёков на это нет.

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #612500
Впрочем, вопрос действительно второстепенный.

но довольно важный. Поскольку в бою надо предусмотреть передачу командования и управления кораблём. Но не похоже, что в те времена этим сильно заморачивались. Все, от ЗПР до Руднева.

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612533
На самом деле - это далеко не так. За кадром описателей БД РЯВ остались такие важные вопросы как навигационное обеспечение БД, вопросы подготовки артиллеристов к БД, конкретной организации конкретного корабля. За столетие с момента войны нет ни одного подробного описания действий, к примеру, старшего артиллерийского офицера "Адмирала Ушакова", кроме восхищений его храбростью... аналогично - по "Варягу", аналогично - по кораблям ВОК... Про описание работы штурманов я вообще умолкаю... К примеру, хорошая описательная работа Косинского по Моонзундской операции - даже общих фраз по организации штурманского обеспечения или артиллерийской подготовки кораблей - нет (а ведь все выжили, все писали отчеты...).Аналогичная ситуация в работе исторической комиссии по результатам РЯВ - общие вопросы, описания, а конкретного разбора - нет...

Увы, но Вы совершенно правы. Как ни странно, в зарубежных описаниях действий (своих) хоть иногда, но подробности такого рода проскальзывают. А ведь именно они создают полную картину боя/действий.

#178 24.10.2012 12:47:23

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

vov написал:

Оригинальное сообщение #612940
Это означает, что все обстоятельства выхода надо взвесить. И принять решение. Оно на командире, и оно в данном случае весьма уязвимое для критики в любом случае. Вам представляется, Руднев "перезаложился". (Или хуже того.) Другим так не представляется.

Не сомневаюсь, что Вам известна моя точка зрения по этому поводу, но все же уточню еще раз. Увы, никак не могу считать что Руднев "перезаложился", т.к. это предусматривало бы именно какой то расчет, анализ за и против. Руднев же очевидно при принятии решения на выход руководствовался иными соображениями, далекими от тактических. Какими именно - многократно озвучивалось ранее, и это не является темой данного обсуждения.

vov написал:

Оригинальное сообщение #612940
Использование м-метра Л-М не видел. Одно из трёх: либо он у плутонговых командиров отсутствовал, либо не использовался в горячке боя, либо же его использование наоборот достаточно рутинно и специально не отмечается. (Третий вариант менее вероятен.)

Все же настаиваю что "третий вариант" не просто менее вероятен, а исключен. Плутонговые командиры и командиры башен описывают события, следующие за выходом из строя приборов ЦУС, примерно в следующих словах: "В самом начале боя, все сообщения кормовой башни с боевой рубкой были испорчены или перебиты — не действовал ни циферблат, ни телефон, ни рупор. Я получил расстояние голосом с кормового дальномера и старался стрелять по концевому кораблю «Ивате». В начале 4 часа, был разбит кормовой дальномер и повреждено электрическое вращение башни. Башня была тотчас же переведена на ручное вращение а, с помощью немедленно явившегося гальванера, через 9 мин. повреждение было исправлено и башня была снова на электрическом вращении. Глазомерное определение расстояния было поручено мною одному комендору, лучше всех определявшему расстояние на частных учениях. Стрельба не прекращалась ни на минуту."
Очевидно, что при наличии собственного микрометра было бы указано на "довольно рутинное использование" именно его, а не глазомера лучшего комендора.


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#179 24.10.2012 13:27:21

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9172




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

Можно по крупицам восстановить организацию штурманской и артиллерийской службы на кораблях эскадры.
Вот, к примеру, "Аврора". Вроде, согласно инструкции по 2-й ТОЭ в БР должне находиться только старший штурманский офицер, а младший - командовать дальномерным постом. Что же было в реале?
"...В боевой рубке между тем шло энергичное управление огнем и ходом, передавались по телефону отклонение, целик, расстояние. Здесь находился командир и старшие специалисты: штурман Прохоров, артиллерист Лосев и минер Старк... После разрыва шестидюймового снаряда о коечную защиту переднего мостика рубку окутало дымом; всем страшно захотелось пить (тут уже стояли заранее приготовленные кувшины с водой). Следующий снаряд 75-мм калибра, прилетевший с правого борта, разорвался о железный ходовой трап переднего мостика рядом с рубкой. Трап разбило вдребезги, а осколки его через небольшое отверстие боевой рубки попали внутрь и отразились от купола по различным направлениям. Один из осколков пронизал навылет голову командира. В рубке свалились все. Крейсер, оставшийся без управления, рыскнул в сторону. Первым поднялся рулевой Цапков; он продолжал править штурвалом, решив, что все убиты. Вот поднялись, стали ощупывать себя лейтенант Прохоров, лейтенант Старк, выкарабкался из-под тела командира лейтенант Лосев. Все были переранены, у всех на белых кителях пятнами выступила кровь. Командир лежал ничком, хрипел, из головы его лила кровь. Старк и младший штурманский офицер Эймонт бросились к нему, окликали его, послали за носилками и перенесли ближе к выходу. Штурман Прохоров уже по-прежнему стоял на своем посту, следил за «Олегом», ни на минуту от него не отрываясь. Принесли носилки, уложили командира. Спустившийся с марса прапорщик Берг (командир дальномерного поста) своей тужуркой прикрыл его лицо.

Увидя, что крейсер выходит из строя, и решив, что в рубке все перебиты, лейтенант Дорн, оставив носовое орудие, взбежал на мостик, чтобы временно вступить в управление крейсером, но, увидав в прорези рубки невозмутимое лицо уже очнувшегося Прохорова, вернулся обратно, по пути успокаивая команду, говоря, что командир только ранен. Почти все находившиеся на переднем мостике были изранены осколками этого снаряда.

В командование кораблем вступил старший офицер капитан 2 ранга Небольсин. Обязанности старшего офицера по руководству борьбой с пожарами и боевыми повреждениями были возложены на старшего минного офицера лейтенанта Старка. Четко работал дальномерный пост прапорщика Берга(который не относился к штурманским офицерам корабля, а числился в списке вахтенных офицеров), пока дальномер не был разбит.

На значительной высоте над боевой рубкой находился открытый со всех сторон незащищенный марс. Не было на нем ни мелких пушчоночек, ни коечных прикрытий, зато находился дальномер Барра и Струда, наш единственный дальномер(а куда делись микрометры, которые были на всех кораблях эскадры???) . Во время длинного пути все по очереди практиковались на нем, приучаясь определять расстояние. Здесь было царство прапорщика Берга, долговязого невозмутимого немца, который, несмотря на железный вихрь кругом, с чисто немецкой педантичностью и аккуратностью брал расстояние за расстоянием и произносил цифры: «50, 45, 30, 25, 24 кабельтова», которые затем передавались по телефону и в рупор одним сигнальщиком, в то время как другой соответственно переводил стрелки циферблатов на электрической передаче. Занятый всецело своим делом, Берг не обращал внимание на то, что творится вокруг, и даже останавливал живого экспансивного сигнальщика Михайлова, считавшего своим долгом ежеминутно докладывать каким-то радостно возбужденным голосом: «Ваше благородие! А Ваше благородие! Вот славно попали в «Ослябю»! Вот знатно горит «Суворов»! А «Осляби» уже нет, Ваше благородие!» Берг приказал ему замолчать. Скоро от сильных сотрясений судна при выстрелах в дальномере испортилась передвижная планка. Берг достал отвертку и умудрился исправить повреждение. В то же время в верхушку фок-мачты ударил 120-мм снаряд: железная мачта дала трещину; осколки посыпались вниз, но счастливо никого не задели.

Когда после гибели «Осляби» крейсер попал под перекрестный огонь, следующий снаряд снес за борт всю правую половину фор-марса реи; левая осталась висеть. Целый дождь железных и деревянных осколков посыпался вниз и изрешетил марс. Обрывки стальных штагов с грозным свистом пронеслись и стали раскачиваться над головой Берга. Пробитый насквозь дальномер не годился никуда. Берг, раненный легко, но во многих местах, вытащил сам из своей шеи несколько торчавших осколков и, тщетно попытавшись сначала исправить дальномер, стал по телефону испрашивать из боевой рубки разрешение покинуть свой пост, теперь уже бесполезный. Ответа не было. Тогда Берг решил спуститься с марса и подоспел в рубку в тот момент, когда выносили на носилках командира. Затем упрямый немец, вспомнив, что дорогой инструмент может окончательно испортиться, снова полез на марс убирать его. Как раз в это время снаряд сбил стеньгу, и Берг, долезший до половины, сотрясением воздуха был сброшен, изрядно стукнулся головой о палубу и дальнейших попыток взобраться на марс уже не возобновлял
..."
А немного ниже мы встречаем такие строки: "... Разбиты марсовая дальномерная станция и два дальномерных ключа, а также единственный дальномер Барра и Струда; выведены из строя 3 микрометра Люжоля—Мякишева...."
Интересно - они выведены из строя потому как лежали в ящиках запертыми в каюте или все-таки использовались артиллеристами в бою??? Ответа на этот вопрос у меня нет...

Отредактированно shhturman (24.10.2012 13:27:58)

#180 24.10.2012 13:52:12

vov
Гость




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612960
Вот, к примеру, "Аврора". Вроде, согласно инструкции по 2-й ТОЭ в БР должне находиться только старший штурманский офицер, а младший - командовать дальномерным постом. Что же было в реале?

В реале они там все столпились. Картина странная и несколько удручающая:

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612960
Старк и младший штурманский офицер Эймонт бросились к нему, окликали его, послали за носилками и перенесли ближе к выходу.

Понятно, что событие чрезвычайное, но всё же выступать в роли вестовых?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612960
Штурман Прохоров уже по-прежнему стоял на своем посту, следил за «Олегом», ни на минуту от него не отрываясь.

Задача скорее для рулевого? Или имеется в виду. что Прохоров следил за сигналами?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612960
выведены из строя 3 микрометра Люжоля—Мякишева...."Интересно - они выведены из строя потому как лежали в ящиках запертыми в каюте или все-таки использовались артиллеристами в бою??? Ответа на этот вопрос у меня нет...

И ни у кого нет. Вряд ли всё-таки лежали в каюте. Скорее - на постах. Но вот не пользовались ими, скорее всего. Дистанции были великоваты?:

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612960
брал расстояние за расстоянием и произносил цифры: «50, 45, 30, 25, 24 кабельтова»,

Это в основном далековато для Л-М. Б-С явно давал значительно более точные данные. Вот его и использовали.

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #612951
Глазомерное определение расстояния было поручено мною одному комендору, лучше всех определявшему расстояние на частных учениях. Стрельба не прекращалась ни на минуту."Очевидно, что при наличии собственного микрометра было бы указано на "довольно рутинное использование" именно его, а не глазомера лучшего комендора.

Скорее всего, Вы правы.
Факт. скажем, практически налицо. А вот его причина? Глазоме даже лучшего комендора вроде недурно бы подтвердить инструментальными данными. Ан нет...

#181 24.10.2012 13:58:13

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9172




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

Интересный фрагмент в показаниях Артиллерийского Офицера Лейтенанта фон-Берендс с "Риона":
..."Дальномеры Барра и Струда, английской работы, начинали фатально врать, как только расстояние выходило за пределы средних боевых дистанций, то-есть, за 30 — 40 кабельт., именно на тех дистанциях 50 — 60 кабельт., на которых велся бой японцами; отпущенные на эскадру дальномеры Барра и Струда на расстояниях выше 40 кабельт. давали от 15 — 25% ошибок в своих показаниях.
Это подтвердилось отчасти и летом 1906 года на эскадре Черного моря при сверении дальномеров на «Ростиславе», хотя там были очень хорошие, выписанные еще давно Великим Князем Александром Михайловичем. Лучшим из всех дальномеров по простоте, легкости, является дальномер Мякишева, и будь у него шкала продолжена кабельтовов до 80 — 85, да, пожалуй, увеличение до 4 — 5, то он не имел бы себе соперников.
На «Рионе» был один прибор Мякишева, обмененный на простой Люжоль, полученный с оставшегося в Алжире миноносца «Резвый». Им работали не только по тревоге, но и все время в ходу он не выпускался из рук вахтенными начальниками, державшими только помощью его свое место и строю эскадры..."

#182 24.10.2012 13:59:28

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612960
выведены из строя 3 микрометра Люжоля—Мякишева...."
Интересно - они выведены из строя потому как лежали в ящиках запертыми в каюте или все-таки использовались артиллеристами в бою??? Ответа на этот вопрос у меня нет...

Может быть следовало обратить внимание на прямой ответ на этот вопрос, содержащийся в книге Кравченко:
"Нaш единственный дaльномер Бaррa и Струдa в сaмом нaчaле боя был рaзбит нa мaрсе; зaтем были перебиты и проводники, по которым передaвaлись прикaзaния из боевой рубки к циферблaтaм Гейслерa. Кaждому плутонговому офицеру пришлось определять рaсстояние нa глaз и стрелять, кaк Бог нa душу положит."
Если бы в распоряжении хоть кого нибудь был микрометр - на глаз определять расстояние бы не пришлось.


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#183 24.10.2012 14:04:08

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9172




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

vov написал:

Оригинальное сообщение #612970
Или имеется в виду. что Прохоров следил за сигналами?

Может именно это -

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612971
На «Рионе» был один прибор Мякишева, обмененный на простой Люжоль, полученный с оставшегося в Алжире миноносца «Резвый». Им работали не только по тревоге, но и все время в ходу он не выпускался из рук вахтенными начальниками, державшими только помощью его свое место и строю эскадры..."

vov написал:

Оригинальное сообщение #612970
В реале они там все столпились. Картина странная и несколько удручающая:[/quote]
Но все-таки - дальномерным постом командовал НЕ штурманский офицер. Может на "Авроре" придерживались именно требований указанной статьи Морского устава - поэтому оба штурманских офицера оказались в боевой рубке...

#184 24.10.2012 14:31:17

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9172




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #612972
Кaждому плутонговому офицеру пришлось определять рaсстояние нa глaз и стрелять, кaк Бог нa душу положит."

Это эмоциональное заявление корабельного доктора можно оставить на его совести по одной причине - как оказывается на корабле был не один дальномер Барра и Струда, но и как минимум - три дальномера Люжоля-Мякишева, которые по итогам боя вышли из строя...
Больше доверия вызывают слова Старшего Артиллерийского Офицера броненосца «Сисой Великий» Лейтенанта Малечкина :"...Стрельбы обставлялись так, как то требуется боевой обстановкой, каждый раз расстояние измерялось, как приборами Барра и Струда, так и дальномерами — микрометрами Люжоля, при чем, как те, так и другие служили для взаимного контроля. Расстояния, полученные таким образом, переводились в батарею и башни помощью приборов Гейслера, а, кроме того, действовала и голосовая передача..."
Обратите внимание на слова командира ББО капитана 1 ранга Лишина: ..."Как действовали наши дальномеры в бою, сказать трудно, но я сомневаюсь, что хорошо. Дальномер Барра и Струда вообще очень хорош, но он боится сильных сотрясений, а у нас это как раз и было; дальномеры были установлены на деревянных подушках без резиновых прокладок, так как, во время вооружения, резины в порту не оказалось; как они были установлены на судах 2-й эскадры, я не знаю, но, кажется, что также без резины, а, затем, у нас дальномеров было слишком мало; будучи установлены на открытых местах, они быстро, осколками снарядов, выводились из строя и приходилось стрелять по глазомеру. Кроме того, так как, дальномеров было мало, то пока расстояние, данное ими, доходило до орудия, оно успевало сильно изменяться и стрельба была неправильная. Сколько мне известно, на японских судах было очень много дальномеров, был один центральный в броневой рубке, в каждой башне, в каждом плутонге, При каждом, отдельно стоящем, орудии и кроме того, были еще малые ручные дальномеры для контроля постоянных дальномеров, которые, кроме того, контролировались главным центральным дальномером..."
Интересное сравнение, не правда ли? малые ручные дальномеры - не те же ручные дальномеры Люжоля, которыми пользовались многие страны мира?
Не кажется ли вам странным такой пассаж Старшего Артиллерийского Офицера броненосца "Апраксин" Лейтенанта барона Таубе: "...Дальномеров Барра и Струда было два; установлены были перед самым уходом из Либавы, один — на заднем мостике, другой — на боевом марсе; установка их сделана наскоро, во время стрельбы от сотрясений расстраивались до того, что при расстояниях в 30—35 кабельтовов, показания их до той же цели разнились на 14 кабельтовов..." На "Авроре" есть и Барр  и Струд и Люжоли, на Рионе - только Люжоли, на "Сисое Великом" - и Барр и Люжоли... Причем на последнем для измерения дальности и внесения поправок использовали оба... а на Рионе никто не жаловался что они (люжоли) плохи...
А вот полное выполение требований упомянутой ранее Инструкции 2-й ТОЭ на Мономахе: "...Был назначен младшим штурманским офицером на крейсер I ранга «Владимир Мономах» 28 декабря 1904 г. С самого начала кампании я был назначен заведывать на крейсере дальномерной станцией, состоящей из 2-х дальномеров Барра и Струда, установленных сперва по концам верхнего мостика; вследствие же порчи одного из них во время учебной стрельбы от близости 120 мм. орудия, оставшийся дальномер был перенесен на крышу боевой рубки. Тут я и провел весь бой у дальномера, давая по нем дистанции до судов и ясно помню..."
Кто-то где-то недоговаривает...

#185 24.10.2012 14:48:10

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612982
Это эмоциональное заявление корабельного доктора можно оставить на его совести по одной причине - как оказывается на корабле был не один дальномер Барра и Струда, но и как минимум - три дальномера Люжоля-Мякишева, которые по итогам боя вышли из строя...

Врядли это можно списать на эмицинальность доктора. Особенно с учетом того, что он просто озвучил общее, существовавшее на крейсере мнение. Вы и сами это же мнение привели чуть выше:

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612960
находился дальномер Барра и Струда, наш единственный дальномер

Микрометры же Л-М если и упоминались, то называли их именно микромерами, а не дальномерами.

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612982
Больше доверия вызывают слова Старшего Артиллерийского Офицера броненосца «Сисой Великий» Лейтенанта Малечкина :"...Стрельбы обставлялись так, как то требуется боевой обстановкой, каждый раз расстояние измерялось, как приборами Барра и Струда, так и дальномерами — микрометрами Люжоля, при чем, как те, так и другие служили для взаимного контроля. Расстояния, полученные таким образом, переводились в батарею и башни помощью приборов Гейслера, а, кроме того, действовала и голосовая передача..."

Эти слова вызывают ровно такое же доверие. Но при этом очевидно, что на Сисое Великом дальномерное дело было поставлено иначе, чем на Авроре. Там совмещали использование дальномеров и Б-С, и Л-М.

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612982
Сколько мне известно, на японских судах было очень много дальномеров, был один центральный в броневой рубке, в каждой башне, в каждом плутонге, При каждом, отдельно стоящем, орудии и кроме того, были еще малые ручные дальномеры для контроля постоянных дальномеров, которые, кроме того, контролировались главным центральным дальномером..."
Интересное сравнение, не правда ли?

Это мнение было широко распространено, но было ровно из той же серии, что и мнение о громадной скорострельности японского флота, 3-х выпущенных им боекомплектов в ходе учебных стрельб при подготовке к встрече со 2ТОЭ, и т.д. и т.п.
Сейчас уже вполне достоверно известно, что все эти мнения ровно ничего под собой не имели. Слухи, фантазии, и не более того.

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612982
Кто-то где-то недоговаривает...

Честно говоря, пока не увидел оснований для подобного вывода.


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#186 24.10.2012 15:32:49

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9172




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #612986
Честно говоря, пока не увидел оснований для подобного вывода.

Зря - оснований более чем достаточно. Перед РЯВ флот успешно использовал в качестве дальномеров сначала микрометр Люжоля, затем его модификацию - микрометр Люжоля-Мякишева, которые находились на штатном снабжении ВСЕХ кораблей РИФ. После появления на флоте дальномеров Барра и Струда микрометры Люжоля-Мякишева с табельного довольствия артиллерийских боевых частей не снимались вплоть до 30-х годов XX столетия и даже дальше, о чем нам красноречиво говорит табель снабжения крейсера "Аврора" - 2 дальномера Барра и Струда и 4 (четыре) микрометра Люжоля-Мякишева (кстати, если их было 4, и лежали они в одном месте не использованные в бою, то почему повреждены только 3 (три)?) Аналогично с "сисоем" - 2 дальномера Барра и Струда и  микрометры Люжоля-Мякишева... Как то сомнительно, что централизованное снабжение кораблей эскадры допустило, что на кораблях был разнобой со средствами измерения дистанции...

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #612986
Микрометры же Л-М если и упоминались, то называли их именно микромерами, а не дальномерами.

А старший артиллерийский офицер, а не корабельный доктор, называет его именно дальномером: "...Лучшим из всех дальномеров по простоте, легкости, является дальномер Мякишева..." Но это так, к слову, поскольку понятие дальномер объединяло приборы для измерения дистанции на разных принципах (оптических, акустических и т.д.)... "Дальномер (морской). Трудность определения расстояния в море сказывается непригодностью большей частью существующих Д. К числу наиболее удовлетворяющих своему назначению относится микрометр Люжоля, которым исключительно в настоящее время снабжаются суда русского флота."
К тому же в официальных документах еще XIX века существовало общее понятие дальномер, вполне применимое и к микрометру Люжоля: "...Расстояния на двух последних галсах определялись с помощью рейкового дальномера. Следует удивляться, что до сих пор прибор состоит штатным дальномером на судах, когда уже давно существуют оптические угломеры, как например микрометр Люжоля, который несмотря на все свои недостатки, определяет расстояние несравненно точнее. Надо полагать, что относительно выбора дальномера для судов флота существует какое-то недоразумение. Вопрос о дальномерах необходимо выяснить и безотлагательно ввести какой-либо из угломеров, Люжоля или Врангеля, для замены ими рейкового..."

#187 24.10.2012 16:20:03

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #613003
А старший артиллерийский офицер, а не корабельный доктор, называет его именно дальномером

Так он и был по сути дальномером. Тем не менее сильно разные конструкции и принцип действия сравниваемых приборов, приводил к тому, что их разделение (это дальномер, а это - микрометр) было довольно распространено.
Вот Поленов о той же Авроре:
"Дистанция до цели измерялась с помощью закупленного в Англии у фирмы «Армстронг» дальномера системы Барра и Струда. Дальномер имел базу 4,5 фута (1,38 м) и должен был обеспечивать измерение дистанции с ошибкой не более ± 1 % от измеряемой величины. На самом деле первые дальномеры имели гораздо большую погрешность, но все же они оказались точнее и удобнее применяемого для измерения дистанции микрометра Люжоля — Мякишева, который был на вооружении русского флота. Микрометр позволял решать вертикальный прямоугольный треугольник по известному катету (высоте предмета) и противоположному углу, измеряемому прибором. Таким образом, для определения дистанции до цели с помощью микрометра надо было точно знать высоту ее надводного борта, мачт и надстроек, что было не всегда известно. Тем не менее в снабжение «Авроры» наряду с одним из двух положенных по табелю дальномеров входили и четыре микрометра Люжоля — Мякишева."

"Разбиты марсовая даль-номерная станция и два дальномерных ключа, а также единственный дальномер Барра и Струда; выведены из строя 3 микрометра Люжоля—Мякишева."

И ключевой момент в сообщении "доктора" был не то, что он назвал дальномер Б-С единственным, а то, что после его выхода из строя "кaждому плутонговому офицеру пришлось определять рaсстояние нa глaз"

Отредактированно Grosse (24.10.2012 16:21:57)


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#188 24.10.2012 17:16:43

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9172




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #613032
после его выхода из строя "кaждому плутонговому офицеру пришлось определять рaсстояние нa глaз"

Вот вопрос и состоит в том, почему так произошло... почему забыли резервное средство...

#189 24.10.2012 19:15:55

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #613059
Вот вопрос и состоит в том, почему так произошло... почему забыли резервное средство...

Нравится нам это, или нет, но ответ на этот вопрос очевиден. Уж так была организована артиллерийская служба на Авроре. Поставили Б-С, а Л-М просто убрали, за ненадобностью, как устаревшие, архаичные приборы. И то что убрали то вообщем понять можно, а вот отсутствия проработки варианта использования этих дальномеров в качестве хотя бы резервного средства - явная недоработка.
На Сисое в этом плане поступили на пару порядков лучше - использовали Л-М не в качестве резервного средства, а в качестве основного-дублирующего. Б-С и Л-М использовали параллельно.
Видимо причиной этого был относительно долгий срок службы Сисоя. К микрометрам Л-М привыкли, они были надежны и отработаны, поэтому и не стали их снимать, а лишь усилили установкой Б-С.
На Авроре такого не было, там сразу же стали юзать Б-С.


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#190 24.10.2012 21:09:35

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9172




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #613075
Поставили Б-С, а Л-М просто убрали, за ненадобностью, как устаревшие, архаичные приборы. И то что убрали то вообщем понять можно, а вот отсутствия проработки варианта использования этих дальномеров в качестве хотя бы резервного средства - явная недоработка.

Эти "архаичные приборы" я использовал, правда, для тренировки, как резервное средство, для определения места по горным вершинам мурманского и норвежского побережья в конце 80-х... А списали на склад гидрографии - в 1996-м..:) Как то так...
Да, кстати -

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #613075
Видимо причиной этого был относительно долгий срок службы Сисоя. К микрометрам Л-М привыкли, они были надежны и отработаны, поэтому и не стали их снимать, а лишь усилили установкой Б-С. На Авроре такого не было, там сразу же стали юзать Б-С.

"Резвый", с которого получили микрометр, был не намного старше "Авроры", да и "Рион" не был ровесником "Сисоя"

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612971
На «Рионе» был один прибор Мякишева, обмененный на простой Люжоль, полученный с оставшегося в Алжире миноносца «Резвый». Им работали не только по тревоге, но и все время в ходу он не выпускался из рук вахтенными начальниками, державшими только помощью его свое место и строю эскадры..."

#191 24.10.2012 21:34:10

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #613118
Эти "архаичные приборы" я использовал, правда, для тренировки, как резервное средство, для определения места по горным вершинам мурманского и норвежского побережья в конце 80-х... А списали на склад гидрографии - в 1996-м.. Как то так...

Это Вы вообще к чему?
Станете всерьез спорить с тем, что по сравнению с оптическими горизонтально-базисными дальномерами, микрометры - угломеры представляли из себя уже вчерашний день?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #613118
"Резвый", с которого получили микрометр, был не намного старше "Авроры", да и "Рион" не был ровесником "Сисоя"

Так на Резвом вообще не заморачивались и отдали гораздо более ценный Люжоль-Мякишев в обмен на уже совсем допотопный Люжоль. "Артиллерийской мощи" Резвого ни тот, ни другой, сильно бы не помог, а для необходимых навигационых целей хватало и простого Люжоля.
Риону же конечно Л-М был гораздо более предпочтителен.
Но собственно в какой связи Вы в данном случае упоминули эти 2 корабля - не вполне уяснил.


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#192 24.10.2012 23:08:10

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9172




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #613130
Станете всерьез спорить с тем, что по сравнению с оптическими горизонтально-базисными дальномерами, микрометры - угломеры представляли из себя уже вчерашний день?

Не собираюсь. О недостатках и достоинствах тех и других лучше меня и Вас расскажет специальная литература. Было бы желание почитать.

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612971
..."Дальномеры Барра и Струда, английской работы, начинали фатально врать, как только расстояние выходило за пределы средних боевых дистанций, то-есть, за 30 — 40 кабельт., именно на тех дистанциях 50 — 60 кабельт., на которых велся бой японцами; отпущенные на эскадру дальномеры Барра и Струда на расстояниях выше 40 кабельт. давали от 15 — 25% ошибок в своих показаниях.
Это подтвердилось отчасти и летом 1906 года на эскадре Черного моря при сверении дальномеров на «Ростиславе», хотя там были очень хорошие, выписанные еще давно Великим Князем Александром Михайловичем. Лучшим из всех дальномеров по простоте, легкости, является дальномер Мякишева, и будь у него шкала продолжена кабельтовов до 80 — 85, да, пожалуй, увеличение до 4 — 5, то он не имел бы себе соперников.

Но читать, как я понимаю, Вы не хотите...
Спокойной ночи...

#193 25.10.2012 11:08:11

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #613174
Не собираюсь. О недостатках и достоинствах тех и других лучше меня и Вас расскажет специальная литература. Было бы желание почитать.

Так ведь спор и подразумевает применение в качестве доводов специальной литературы. И если Вы не собираетесь спорить, то наверное потому что уже ознакомились с ней и не нашли там доводов, подтверждающих Вашу точку зрения. Или есть какие то иные причины?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #613174
Но читать, как я понимаю, Вы не хотите...

Не в этом дело, ув.Штурман. Просто с некоторых пор я уже научился фильтровать информацию, и не на все даже обращать внимание. Как например, я даже внимание бы не обратил на те "сведения", что Вы привели, и которые касались русского мнения о наличии якобы огромного кол-ва дальномеров на кораблях японского флота. И действительно, если есть точная информация о том, как все обстояло на самом деле, то зачем на этот мусор и внимание то обращать.
Так и в этом случае.
Сведения о том, что микрометр в принципе может быть точнее оптического горизонтально-базисного дальномера - это нонсенс. Ну брякнул что то лейтенанта фон-Берендс с "Риона" походя, между делом, нельзя же все сразу на веру принимать.
Но если Вам все же так полюбилось его высказывание, то извольте, давайте разберем, о чем именно он говорил.

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #613174
..."Дальномеры Барра и Струда, английской работы, начинали фатально врать, как только расстояние выходило за пределы средних боевых дистанций, то-есть, за 30 — 40 кабельт., именно на тех дистанциях 50 — 60 кабельт., на которых велся бой японцами; отпущенные на эскадру дальномеры Барра и Струда на расстояниях выше 40 кабельт. давали от 15 — 25% ошибок в своих показаниях.
Это подтвердилось отчасти и летом 1906 года на эскадре Черного моря при сверении дальномеров на «Ростиславе», хотя там были очень хорошие, выписанные еще давно Великим Князем Александром Михайловичем. Лучшим из всех дальномеров по простоте, легкости, является дальномер Мякишева, и будь у него шкала продолжена кабельтовов до 80 — 85, да, пожалуй, увеличение до 4 — 5, то он не имел бы себе соперников.

Прежде всего обращает на себя внимание ошибка. Ведь цусимский бой японцы отнюдь не вели на дистанциях 50-60 кбт. Бой шел преимущественно в диапазоне дистанций 25-40 кбт.
Далее фон-Берендс пишет о испытаниях летом 1906 года на ЧМ, которые подтвердили относительно высокую погрешность Б-С на дистанциях свыше 40 кбт. И это соответствует действительности.
Но далее вне всякой связи: "Лучшим из всех дальномеров по простоте, легкости, является дальномер Мякишева". Обратите внимания - не являлся (на упомянутых испытаниях), а является. Где то вообще. И наконец на главное - нигде не упоминается про превосходство Л-М в точности, сказано лишь о том, что он лучше по простоте и легкости. И это тоже скорее всего так, но разве это главные качества дальномера?
И о чем же сказал тут фон-Берендс. Разве что о том, что Б-С не обладают высокой точностью на больших дистанциях, а Л-М легки и просты в использовании.
И что дает нам этот набор банальных истин?

Отредактированно Grosse (25.10.2012 11:09:52)


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#194 25.10.2012 11:55:41

alstep
Участник форума
Сообщений: 439




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #613075
Уж так была организована артиллерийская служба на Авроре. Поставили Б-С, а Л-М просто убрали, за ненадобностью, как устаревшие, архаичные приборы.

Дело наверное не столько в организации службы, сколько в том, что вы сами цитировали:

Grosse написал:

"...выведены из строя 3 микрометра Люжоля—Мякишева."

А возвращаясь к первоначальному вопросу, позволю себе процитировать учебник для морских ВУЗов:

Важнейшим достоинствами лоцманских методов контроля за местоположением и движением судна являются их высокая оперативность, возможность решении задач навигации и управления судном без отрыва судоводителя от наблюдения за навигационной обстановкой, возможность мгновенной oценки не только положения, но и тенденции движения судна.
Однако важнейшим ограничением лоцманских методов является их недостаточная надежность: вся текушая информация сосредоточивается, хранится, перерабатывается в голове человека, управляюшего судном (капитана, лоцмана), поэтому его ошибка, связанная с каким либо отвлечением, физической усталостью, пропуском важной информации и т.п., немедленно провоцирует ошибочное действие по управлению судном ...
Выбор оптимальных методов контроля за местоположением и движением судна определяется условиями плавания.
В открытом море, ... В прибрежном плавании ...
Ситуация принципиально изменяется в стесненных водах главным требованием становится оперативность контроля, местоположение судна оценивается не в географических, а в полярных или маршрутных кoopдинатах, поэтому судоводитель, управляющий судном (капитан, лоцман), использует только лоцманские методы.

Исходя из этого, можно сказать, что претензии к Беренсу и Рудневу, в данной ситуации, безосновательны. В противном случае требуются какие-либо доказательства, а не личное убеждение. :)

Отредактированно alstep (25.10.2012 11:58:42)

#195 25.10.2012 12:05:44

vov
Гость




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #612971
Интересный фрагмент в показаниях Артиллерийского Офицера Лейтенанта фон-Берендс с "Риона":..."Дальномеры Барра и Струда, английской работы, начинали фатально врать, как только расстояние выходило за пределы средних боевых дистанций, то-есть, за 30 — 40 кабельт., именно на тех дистанциях 50 — 60 кабельт., на которых велся бой японцами; отпущенные на эскадру дальномеры Барра и Струда на расстояниях выше 40 кабельт. давали от 15 — 25% ошибок в своих показаниях.Это подтвердилось отчасти и летом 1906 года на эскадре Черного моря при сверении дальномеров на «Ростиславе», хотя там были очень хорошие, выписанные еще давно Великим Князем Александром Михайловичем. Лучшим из всех дальномеров по простоте, легкости, является дальномер Мякишева, и будь у него шкала продолжена кабельтовов до 80 — 85, да, пожалуй, увеличение до 4 — 5, то он не имел бы себе соперников.

Действительно, весьма любопытно.
Попробуем разобраться. В горизонтально-базовом дальномере совмещения (Б-С) или стереоскопическом решающее значение имеет длина базы. Здесь всё понятно: первые Б-С имели недостаточную базу для, скажем, 5-6 миль. Умелый дальномерщик мог, наверное, пытаться определить дистанцию малыми движениями рукоятки перемещения призмы, но надёжность в среднем вполне могла быть низкой.

Теперь вертикально-базовый Л-М. Здесь многое действительно заивиси от увеличения, поскольку меряется угол (точнее, тангенс). Если исключить дрожание при большом увеличении, резерв вроде бы есть. На 80-85 каб уже и ватерлиния цели не всегда видна, а ведь желательно измерять полную высоту цели. Ну, и главное: нужно эту высоту точно засечи и точно знать. Поскольку в другом случае дальность будет совсем приблизительной. И ошибки в те же 15-20% вполне вероятны. Особенно в боевых условиях.

В целом же, на вертикально-базовых дальномерах, как на основном средстве для артиллерии, поставили точку. А для определений по объектам с хорошо известной высотой в спокойной обстановке, т.е. для навигации, наверное, такой прибор вполне применим.

Отредактированно vov (25.10.2012 20:28:58)

#196 25.10.2012 12:11:26

vov
Гость




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #613075
а вот отсутствия проработки варианта использования этих дальномеров в качестве хотя бы резервного средства - явная недоработка.

Это действительно странно. На мой взгляд, ответа два. Один: в горячке боя Л-М использовать "на местах" (в плутонгах) непросто: у соответствующего арт.командира хватает проблем. Второй: хрупкие приборы лежали себе спокойно в ящиках.

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #613118
Эти "архаичные приборы" я использовал, правда, для тренировки, как резервное средство, для определения места по горным вершинам мурманского и норвежского побережья в конце 80-х... А списали на склад гидрографии - в 1996-м..

И как Ваше впечатление? Горы там достаточно высокие, высоты известны, вроде должны получаться неплохие результаты.

#197 25.10.2012 13:08:19

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

alstep написал:

Оригинальное сообщение #613337
Ситуация принципиально изменяется в стесненных водах главным требованием становится оперативность контроля, местоположение судна оценивается не в географических, а в полярных или маршрутных кoopдинатах, поэтому судоводитель, управляющий судном (капитан, лоцман), использует только лоцманские методы.

Чтож, остается только пожалеть, что эту почти азбучную истину из учебника, Вы процитировали только сейчас. Сделали бы это раньше, и не пришлось бы мне столь долго доказывать и обосновывать не только желательность, но и необходимость в условиях Чемульпо использовать именно лоцманские методы.
И хоть, так или иначе, на данный момент это вроде бы уже никем не оспаривается, но все равно - за лишнее подтверждение спасибо.

alstep написал:

Оригинальное сообщение #613337
Исходя из этого, можно сказать, что претензии к Беренсу и Рудневу, в данной ситуации, безосновательны. В противном случае требуются какие-либо доказательства, а не личное убеждение.

А вот это уже не вполне понятно. Разве у кого то были претензии к Беренсу и Рудневу за использование этих методов?

vov написал:

Оригинальное сообщение #613345
В целом же, на горизонтально-базовых дальномерах, как на основном средстве для артиллерии, поставили точку. А для определений по объектам с хорошо известной высотой в спокойной обстановке, т.е. для навигации, наверное, такой прибор вполне применим.

Совершенно верно.


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#198 25.10.2012 13:12:14

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9172




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #613326
И о чем же сказал тут фон-Берендс. Разве что о том, что Б-С не обладают высокой точностью на больших дистанциях, а Л-М легки и просты в использовании.

А дочитать дальше что не позволяет?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #613326
Лучшим из всех дальномеров по простоте, легкости, является дальномер Мякишева, и будь у него шкала продолжена кабельтовов до 80 — 85, да, пожалуй, увеличение до 4 — 5, то он не имел бы себе соперников.

Или почитать учебники? основным полем погрешности микрометров при определении дистанции являлось знание точной величины вертикального размера ориентира. Т.е. если после начала БД противник срезал мачту (а рекомендовалось определять дистанцию по наиболее высоким известным предметам на корабле) на 5%, то и ошибка в определении  дистанции составит те же 5%... Альбомы с таковыми схемами имелись на всех кораблях РИФа и Советского флота до ВОВ, как минимум...

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #613326
Ну брякнул что то лейтенанта фон-Берендс с "Риона" походя, между делом, нельзя же все сразу на веру принимать.

Давайте принимать на веру слова корабельного доктора, как то не вспомнившего, что при отсутствии дальномеров, любых дальномеров по табелю снабжения, практически у каждого флотского офицера РИФ (даже соревновались в крутости приобретенных за свой счет биноклей) был еще один способ определения дистанции - морской бинокль. Способ, гораздо более надежный нежели так называемый "глазомерный" от лучшего комендора... Получается, в мирное время способ пользовали, а с началом войны поглупели резко и все сразу и позабыли?:D
А что касается - принимать на веру или не принимать - в 1929 году на вооружении Советского флота состояли как моно и стереоскопические дальномеры БиС и Цейса, так и четыре вида микрометров - от уже известных Люжоля и Люжоля-Мякишева, до Фуэсса и Веймонт-Кука, причем микрометры использовались не только для определения дальностей, но и для определения КУ корабля противника в паре с горизонтально-базисными дальномерами. Наверное, все были глупее корабельного доктора...

Отредактированно shhturman (25.10.2012 13:17:37)

#199 25.10.2012 13:33:26

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #613375
основным полем погрешности микрометров при определении дистанции являлось знание точной величины вертикального размера ориентира.

Это основное поле, критичное, но не единственное. Остальные погрешности - сходные с теми, что были и у горизонтально-базисных.

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #613375
Лучшим из всех дальномеров по простоте, легкости, является дальномер Мякишева, и будь у него шкала продолжена кабельтовов до 80 — 85, да, пожалуй, увеличение до 4 — 5, то он не имел бы себе соперников.

Вот об этом тезисе я и сказал выше - брякнул фон-Берендс, не подумав. На самом деле в качестве основного средства измерения дистанции для артиллерии, микрометры уже никак не могли (и не смогли) конкурировать с горизонтально-базисными дальномерами.

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #613375
Давайте принимать на веру слова корабельного доктора

Еще раз - дело отнюдь не в словах корабельного доктора, и даже не в том, что конкретно Кравченко был корабельным доктором. Дело - в фактах.

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #613375
при отсутствии дальномеров, любых дальномеров по табелю снабжения, практически у каждого флотского офицера РИФ (даже соревновались в крутости приобретенных за свой счет биноклей) был еще один способ определения дистанции - морской бинокль. Способ, гораздо более надежный нежели так называемый "глазомерный" от лучшего комендора... Получается, в мирное время способ пользовали, а с началом войны поглупели резко и все сразу и позабыли?

Ведь то что в бою реально использовали именно глазомерный способ определения дистанции, описал отнюдь не "корабельный доктор", а в частности конкретный командир башни мичман А.Рождественский. И нравится Вам это или не нравится, но так реально было.
Вы все пытаетесь увязать реальную жизнь с правилами, инструкциями и наставлениями. А меня интересует только то, как оно было на самом деле, и соответствовало ли это инструкциям, или нет - дело, на мой взгляд 49-ое.
А уж уяснив как все на самом деле было, можно при желании строить и разного рода предположения, на тему поглупели ли те конкретные офицеры, или действовали именно так по каким то иным причинам.

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #613375
А что касается - принимать на веру или не принимать - в 1929 году на вооружении Советского флота состояли как моно и стереоскопические дальномеры БиС и Цейса, так и четыре вида микрометров - от уже известных Люжоля и Люжоля-Мякишева, до Фуэсса и Веймонт-Кука, причем микрометры использовались не только для определения дальностей, но и для определения КУ корабля противника в паре с горизонтально-базисными дальномерами. Наверное, все были глупее корабельного доктора...

В огороде бузина, а в Киеве дядька.
Наверное потому и использовали еще в 29-ом году микрометры, что применяли их не в качестве средства измерения дистанции для артилерии, а для иных целей. А не потому что были глупее или умнее доктора, который впрочем и тут совсем не при чем.


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#200 25.10.2012 13:47:37

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Навигационное обеспечение выхода "Варяга". А был ли мальчик?

alstep написал:

Оригинальное сообщение #613337
Дело наверное не столько в организации службы, сколько в том, что вы сами цитировали:
Grosse написал:

"...выведены из строя 3 микрометра Люжоля—Мякишева."

Вкупе со всем вышесказанным, могу предположить, что дело все таки именно в организации службы на Авроре. Вполне вероятно, что выведя микрометры из употребления по артиллерийской части, их использовали только в интересах штурманской службы, и находились они на соответствующих постах - в штурманской и боевой рубке, и на ЗКП на кормовом мостике. Там они и были разбиты.


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

Страниц: 1 … 6 7 8 9 10 … 12


Board footer