Сейчас на борту: 
Elektrik,
Kapral
   [Подробнее...]

#1 19.02.2013 20:46:32

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 143




Мюльграбенская верфь в Риге

Занялся тут историей Рижского судоремонтного завода, которому в этом году - 100 лет. Поднял в местном архиве документы по Мюльграбенской верфи. В основном известные факты, но есть и новые данные. В частности наблюдающим за постройкой миноносцев в Риге в 1914 году был старший лейтенант ЮРИСОН, его виза есть на некоторых чертежах. Не подскажете как сложилась судьба инженера, может фото у кого есть?


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#2 19.02.2013 20:49:51

info1
Лейтенант
let
Откуда: ЕС
Сообщений: 2555




Вебсайт

Re: Мюльграбенская верфь в Риге

а списка построенного  на Рижском ССЗ у Вас нет случаем?

 

#3 20.02.2013 11:01:27

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 143




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

список есть, буду обрабатывать его до мая


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#4 20.02.2013 11:51:49

info1
Лейтенант
let
Откуда: ЕС
Сообщений: 2555




Вебсайт

Re: Мюльграбенская верфь в Риге

Irben написал:

Оригинальное сообщение #667188
список есть, буду обрабатывать его до мая

можно надеяться?

 

#5 20.02.2013 19:41:43

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 143




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

info1 написал:

Оригинальное сообщение #667204
можно надеяться?

Да конечно. Список, вернее списки, надо разобрать, систематизировать, там много фотографий и т.д.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#6 20.02.2013 19:47:54

info1
Лейтенант
let
Откуда: ЕС
Сообщений: 2555




Вебсайт

Re: Мюльграбенская верфь в Риге

Irben написал:

Оригинальное сообщение #667376
Да конечно. Список, вернее списки, надо разобрать, систематизировать, там много фотографий и т.д.

спасибо огромное заранее. буду ждать....  очень интересует  советский период

Отредактированно info1 (20.02.2013 19:52:10)

 

#7 20.02.2013 21:18:01

Гайдукъ
Сиятельнейший Князь Стугнинско-Рудкинский и иных лунных и инопланетных земель, почитатель творчества Р.Лапшина, Инженеръ Контр-Адмиралъ, лучший участник Форума 2010 и просто нормальный мужик
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: За окружной
Флагман флота их императорского величества вседержителя острова Бишоп- буксир "Ромуальд Лапшинъ" (с 2018 "Ранис Пенгё")
Сообщений: 4321




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

info1 написал:

Оригинальное сообщение #667386
очень интересует  советский период

А я бы к примеру с удовольствием заглянул бы в период начала функционирования верфи в Латвии периода первой республики.  Да  и  суда  там построенные в 1921-1940гг -  особый  интерес.

И раз 14.06.1923 пишут: Забастовка на судостроительной верфи Шихау въ Мюльграбене закончилась. Требованіе рабочихъ объ увеличеніи заработной платы на 40 проц. отклонена и вчера, 13 іюня, рабочіе возобновили работу на старыхъ условіяхъ. -  верфь работала.


"люди делятся на мертвых, живых и тех кто плывет по морю"(с) Гомер
Спасибо Р. Лапшину (Пенгё).  Обозвал меня прилюдно журналистом. Пришлось держать слово.  (с)А.А.Гайдук.
"Дайте и мне подержаться за его горло." "Описание запорожских граблей служит делу предупреждения попадания на них других" (с)В.А.Спичаков
https://fong1975.livejournal.com/

 

#8 20.02.2013 21:47:51

Гайдукъ
Сиятельнейший Князь Стугнинско-Рудкинский и иных лунных и инопланетных земель, почитатель творчества Р.Лапшина, Инженеръ Контр-Адмиралъ, лучший участник Форума 2010 и просто нормальный мужик
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: За окружной
Флагман флота их императорского величества вседержителя острова Бишоп- буксир "Ромуальд Лапшинъ" (с 2018 "Ранис Пенгё")
Сообщений: 4321




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

Ув. Юрий Юрьевич  раз уж затеяли здесь разговор об  верфи  есть один вопрос:
Ведомости Президиума Верхного Совета ЛССР  за 12.11.1940 года сообщают  что МЮЛЬГРАБЕНСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД бывш.N/U a/s "VAIROGS" впредь будет называться РИЖСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД.
Однако официально верфь Вайрогс   это верфь  влившегося  в акционерное общество в 1937 году Рижского биржевого комитета. А  насколько мне известно Мюльграбенская верфь (Верфь Цызе. верфь Шихау  и т.д.) это не есть верфь РБК?
Или  А.О. "Вайрогс"  приобрело  или  получило при организации в свой состав и обсуждаемую нами верфь?
http://i51.fastpic.ru/thumb/2013/0220/05/37b0f282f6e2a3edd26152570d311b05.jpeg


"люди делятся на мертвых, живых и тех кто плывет по морю"(с) Гомер
Спасибо Р. Лапшину (Пенгё).  Обозвал меня прилюдно журналистом. Пришлось держать слово.  (с)А.А.Гайдук.
"Дайте и мне подержаться за его горло." "Описание запорожских граблей служит делу предупреждения попадания на них других" (с)В.А.Спичаков
https://fong1975.livejournal.com/

 

#9 20.02.2013 21:54:24

s.reily
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Тюмень
Крейсер 2 ранга Бродяга
Сообщений: 1143




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

Irben написал:

Оригинальное сообщение #666988
В частности наблюдающим за постройкой миноносцев в Риге в 1914 году был старший лейтенант ЮРИСОН, его виза есть на некоторых чертежах. Не подскажете как сложилась судьба инженера, может фото у кого есть?

Самое простое - http://militera.lib.ru/db/pilkin_vk/23.html
ЮРИСОН ГЕОРГИЙ ЮРЬЕВИЧ (24.11.1882–?), инженер-механик капитан 2 ранга (10.04.1916). Окончил Морское инженерное училище имп. Николая I (1904). За участие в обороне Порт-Артура удостоен ордена Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (18.10.1904). Служил судовым механиком миноносцев № 202, 201 (1904), «Сильный» (1908–1913). Переведен из Сибирской флотилии в Балтийский флот и с 21.06.1913 являлся непосредственно наблюдающим по механической части за постройкой кораблей в Балтийском море.
А вот как потом... м-да
Только...
http://www.petergen.com/publ/omsn216.shtml
Произведён в инженер-механики капитаны 2-го ранга 10 апреля 1916 года.
А, да...
http://pkk.memo.ru/page%202/KNIGA/Yu_kn.html
В январе 1918 — бежал из Петрограда в армию Юденича, позднее вернулся в Петроград, работал инженером-механиком на предприятиях. В марте 1935 — выслан из Ленинграда в Казахстан на 5 лет.
О кончине, увы, не нашёл.

Вах! непосредственно о Г. Ю. Юрисоне в 1917 году (однако, занесло же в Барнаул!):
http://azsiito.com/otpor-kontrrevolyutsii-7.html
"...В своем нажиме на рабочих Крушель больше, чем прежний директор, опирался на кадетствующий союз инженеров и союз служащих, которые были организованы вскоре после Февральской революции. Заодно с директором был и такой орган, как «Совещание по обороне государства», появившийся на Алтайском заводе в начале июня на основе реорганизации «Совещания военных приемщиков». Оно было дополнено представителями администрации, соглашательских партий, союза инженеров и т. д. Возглавлял «Совещание» уполномоченный морского ведомства капитан 2-го ранга инженер Г. Ю. Юрисон, солдафон, наделенный широкими полномочиями. Он имел даже право закрыть завод пли уволить тех рабочих, которые, по его мнению, мешали выполнению в срок заказов правительства. Но одно дело иметь права, а другое — ими пользоваться. Ни Юрисону, ни даже Крушелю пе удавалось управлять большой массой рабочих, как им хотелось. Политическая атмосфера менялась не в их пользу..." и т.д.

Отредактированно s.reily (20.02.2013 22:15:29)


Mundo Nulla Fides

 

#10 20.02.2013 22:30:05

Гайдукъ
Сиятельнейший Князь Стугнинско-Рудкинский и иных лунных и инопланетных земель, почитатель творчества Р.Лапшина, Инженеръ Контр-Адмиралъ, лучший участник Форума 2010 и просто нормальный мужик
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: За окружной
Флагман флота их императорского величества вседержителя острова Бишоп- буксир "Ромуальд Лапшинъ" (с 2018 "Ранис Пенгё")
Сообщений: 4321




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

Irben написал:

Оригинальное сообщение #666988
Занялся тут историей Рижского судоремонтного завода, которому в этом году - 100 лет.

газета Cīņa 24 .08.1940г. Kuģu būvētava bez kuģiem
Kuģu būvētava bez kuģiem malā, kuplu koku ieslēgtas, pacelas «Vairoga» kuģu būvētavu celtnes. Kādreiz šeit pacēlās akc. saib.
Vecmīlgrāvja kuģu būvētavas un mašīnu fabrikas varenie korpusi.
Tagad pati lielākā fabrikas celtne jau vairākus gadus nojaukta un atlikušas tikai sīkākas celtnes.
Fabrikas vecākie strādnieki vēlatceras laikus, kad 1914. gadā uz būvēja vairākus karakuģus cariskās Krievijas imperiālistiem.
Šie kuģi tomēr bija pēdējie būvētie. Fabrika līdz pat pēdējam laikam piederēja gan valstij, gan arīvietējiem vāciešiem. Pēdējos gados fabrikas nozīme ievērojami sa mazinājās, pārvēršoties par vienkāršu remontu darbnīcu. Pēc vāciešu repatriēšanās fabriku no Kredīt bankas pārņēma «Vairogs».
"Vairogam" radās lielāki nodomi un visā drīzumā «Vairoga» kuģu būvētava pārvietosies no Bolderā jas uz Vecmllgrāvi.
Vecmīlgrāvi, Daugavas attekas mēram 80 proc. no visām mašl-Pēdējā laikā mūsu stāvoklis bija tiešam neapskaužams,» stāsta fabrikas komitejas sekretārs Raters, «gribējām ar visu sparu ķerties pie darba ražības celšanas,bet mums vienkārši trūka darba.
Bijām spiesti strādāt sīkus remonta darbus, kur parādīt savu labo gribu un domāt par darba ražībascelšanu diezgan grūti.»
Aina fabrikas galvenajā korpusā tiešām nav iepriecinoša, apnām stāv mierā. Bet tas tikai pa gaidām. Ar lielu nepacietību
strādnieki gaida to brīdi, kad uz šejieni galīgi pārcelsies Bolderā jas kuģu būvētava, kad fabrikā skanēs priecīgs darba troksnis un pilnā sparā griezīsies visu daudzo mašīnu rati. Blakus korpusā jau sākta daudzu lielu mašīnu montē šana, kas pārvestas no Bolderājas. Fabrikas strādnieki savā brīvajā laikā saved kārtībā būvēta vas ārējo izskatu, nolīdzinot dau dzās drupas un bedres, lai jaunie Bolnrājas biedri atnākot gūtu labu iespaidu.
Svarīga darbība norit fabrikas skābekļa izgatavošanas nodaļā, kur uzstādīta modernākā iekārta Padomju Latvijā. Nodaļas meistars Jurēvičs panācis, ka skābekļa ražošanā izdevies pacelt ražību. Pēdējos gados mašīna nespējusi ražot vairāk kā 16 kub. metru skābekļa, bet nupat pēdējā laikā mašīna dod 20 kulb. m, kasir arī ie spējamais maksims. To Jurēvičs panācis, uzmanīgi pētot mašīnas schēmu un būvi.
Visi strādnieki cer, ka šī kuģu būvētava atkal atgūs seno rosību, ka strādnieku skaits strauji augs un visi varēs piedalīties ražības kāpināšanā. Ar nepacietību gaida to brīdi, kad gandrīz pēc 30 gadu starplaika no Vecmīlgrāvja kuģu būvētavas Daugavas ūdeņos ieslīdēs pumads kuģis. V. P.

Практически сам ответил на свой вопрос. Но может будут дополнительные комментарии.


"люди делятся на мертвых, живых и тех кто плывет по морю"(с) Гомер
Спасибо Р. Лапшину (Пенгё).  Обозвал меня прилюдно журналистом. Пришлось держать слово.  (с)А.А.Гайдук.
"Дайте и мне подержаться за его горло." "Описание запорожских граблей служит делу предупреждения попадания на них других" (с)В.А.Спичаков
https://fong1975.livejournal.com/

 

#11 20.02.2013 22:47:45

Гайдукъ
Сиятельнейший Князь Стугнинско-Рудкинский и иных лунных и инопланетных земель, почитатель творчества Р.Лапшина, Инженеръ Контр-Адмиралъ, лучший участник Форума 2010 и просто нормальный мужик
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: За окружной
Флагман флота их императорского величества вседержителя острова Бишоп- буксир "Ромуальд Лапшинъ" (с 2018 "Ранис Пенгё")
Сообщений: 4321




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

Гайдукъ написал:

Оригинальное сообщение #667440
Однако официально верфь Вайрогс   это верфь  влившегося  в акционерное общество в 1937 году Рижского биржевого комитета.

Brīvā Zeme, Nr.68 (24.03.1937)
Bolderājas kuģu būvētava pārgājusi.
Vairoga īpašuma Akc. sab. «Vairogs" īpašumā pārgājusi Rīgas biržas komitejas kuģu būvētava Bolderājā, kā arī Rīgas biržas komitejas zemessmēleju flote. Kuģu būvētava akc. sab. „Vairoģs" vadībā ne tikai turpinās parasto darbību, bet balstoties uz akc. sab. „Vairogs" pārējiem uzņēmumierj, to vēl vairāk paplašinās, uzlabojot izpildā mo darbu un ražojumu kvalitāti.


"люди делятся на мертвых, живых и тех кто плывет по морю"(с) Гомер
Спасибо Р. Лапшину (Пенгё).  Обозвал меня прилюдно журналистом. Пришлось держать слово.  (с)А.А.Гайдук.
"Дайте и мне подержаться за его горло." "Описание запорожских граблей служит делу предупреждения попадания на них других" (с)В.А.Спичаков
https://fong1975.livejournal.com/

 

#12 20.02.2013 23:05:30

s.reily
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Тюмень
Крейсер 2 ранга Бродяга
Сообщений: 1143




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

Гайдукъ написал:

Оригинальное сообщение #667458
Практически сам ответил на свой вопрос. Но может будут дополнительные комментарии.

Желательно на арабском)))


Mundo Nulla Fides

 

#13 20.02.2013 23:19:45

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 143




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

Хм.
Юрисон на Алтайском заводе мог появиться после 15-16 года. После эвакуации Мюльгрбенской верфи могли его перебросить на другой завод где были размещены заказы Морского ведомства. Военпред всё-таки специальность редкая...
Текст из газеты Cina (Борьба, орган ЦК Компартии Латвии, кстати газета более старая чем Искра) переведём, покажу.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#14 20.02.2013 23:36:05

Гайдукъ
Сиятельнейший Князь Стугнинско-Рудкинский и иных лунных и инопланетных земель, почитатель творчества Р.Лапшина, Инженеръ Контр-Адмиралъ, лучший участник Форума 2010 и просто нормальный мужик
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: За окружной
Флагман флота их императорского величества вседержителя острова Бишоп- буксир "Ромуальд Лапшинъ" (с 2018 "Ранис Пенгё")
Сообщений: 4321




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

s.reily написал:

Оригинальное сообщение #667474
Желательно на арабском)))

Язык  оригинала.  А то вдруг обвинят в компиляции и  присвоении  себе чужих высказываний и текстов.


"люди делятся на мертвых, живых и тех кто плывет по морю"(с) Гомер
Спасибо Р. Лапшину (Пенгё).  Обозвал меня прилюдно журналистом. Пришлось держать слово.  (с)А.А.Гайдук.
"Дайте и мне подержаться за его горло." "Описание запорожских граблей служит делу предупреждения попадания на них других" (с)В.А.Спичаков
https://fong1975.livejournal.com/

 

#15 21.02.2013 00:18:08

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 143




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

Примерно такой текст газете на вскидку:
Верфь без кораблей
Окружённые раскидистыми деревьями возвышаются мощные корпуса верфи «Вайрогс».

Когда-то тут были корпуса Вецмилгравской верфи и машинной фабрики.
Теперь самое большое здание фабрики уже многие годы снесено и остались только меньшие строения. Ветераны фабрики ещё помнят то время, когда в 1914-ом году тут были построены несколько военных кораблей для империалистов Царской России.
Это были последние построенные здесь корабли. Фабрика до последнего момента принадлежала и государству, и местным немцам. В последние годы значение фабрики значительно уменьшилось – она превратилась в обычную ремонтную мастерскую. После репатриации немцев фабрику от Кредитного банка перенял «Вайрогс».
У «Вайрога» появились большие планы и в скором будущем верфь «Вайрога» переместится из Болдерая в Вецмилгравис.
«В последнее время наше положение было поистине не завидным», рассказывает секретарь комитета фабрики Ратер, «хотели всеми силами взяться за повышение производительности труда, но нам просто не хватало работы. Нам пришлось взяться за мелкие ремонтные работы, при которых трудно проявить свою добрую волю и думать о повышении производительности довольно.»
Вид в главном корпусе завода действительно не радостный. Но это только временно. С большим нетерпением рабочие ждут того момента, когда сюда переместится Болдерайская верфь, когда на фабрике зазвучит радостный шум работы и на полных оборотах будут вращаться роторы (колёса) многих машин. В соседнем корпусе уже начат монтаж многих больших агрегатов, перевезённых из Болдерая. Рабочие фабрики в своё свободное время приводят в порядок внешний вид верфи, разравнивая развалины и рытвины, чтобы товарищи из Болдерая по приходу получили хорошее впечатление.
Важная работа идёт в отделе получения кислорода, в котором установлена самое современное оборудование в Советской Латвии. Мастер отдела Юревичс добился повышение производства кислорода. В последние годы агрегат производил не более 16 куб.метров кислорода, а в последнее время он даёт 20 куб.м, что и является возможным максимумом. Этого Юревичс достиг, внимательно изучив схему и устройство агрегата.
Все рабочие надеются, что эта верфь снова заработает как раньше, что число рабочих возрастёт и появиться возможность наращивать производительность. Все с нетерпением ожидают момента, когда после почти 30-и летнего перерыва с Вецмилгравской верфи на воды Даугавы спустится новый корабль".

В целом речь идёт о том что верфь в 1940 году принадлежала обществу "Вайрогс" и они хотели перевести в Милгравис вторую рижскую верфь из Болдераи. Надо обратить внимание что инфа за 8-й месяц 1940 года то есть сентябрь, ещё копошаться капиталисты. Национализация завода будет объявлена 6 октября и буржуев разгонят, на завод поступят деньги от НКМФ СССР, заказы на буксиры и всеобщая радость.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#16 21.02.2013 01:00:12

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 143




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

в начале была Цизе, но не успела даже зарегистрироваться. Потом стала "Мюльграбенская верфь Рига К.Л. Иессен". Потом после 1917 не было единого хозяина. Потом году в 1939 появилось акционерное общество "Вайрогс" с гос капиталом. Потом национализация в 1940. При немцах данных нет. Потом Рижский судоремонтно-судостроительный завод и разными вариантами, то просто судоремонтный, то судостроительный. Сейчас Rigas kugu buvetava - то есть судостроительный завод.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#17 21.02.2013 15:18:41

сарычев
Капитанъ I ранга
k1r
Сообщений: 5754




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

Назрела необходимость спешной постройки дополнительного количества тральщиков или приспособления для этой цели кораблей других типов, в частности новых эсминцев Мюльграбенской верфи{197}.

    История создания этой верфи такова. Известная немецкая фирма «Шихау» решила открыть в России свое отделение и, понизив цены на эскадренные миноносцы, стала опасным конкурентом для русских заводчиков. За каждый миноносец фирме выплачивалось 1 млн. 935 тыс. руб. вместо 2,4—2,5 млн., запрошенных русскими заводчиками. Именно поэтому фирма «Шихау» сумела получить заказ на девять эскадренных миноносцев для России накануне войны.

    В начале 1912 г. владелец фирмы Карл Цизе обратился в Морское министерство с ходатайством о разрешении на постройку в Риге судостроительной верфи. Начальник ГУКа в ответ предложил построить верфь не в Риге, а в Нарве. Но постройка верфи в Нарве требовала больших капитальных затрат, и это предложение фирма «Шихау» отвергла. Одновременно было сообщено, что в состав правления верфи, администрации и рабочих иностранные подданые допущены не будут. Это условие ничуть не смутило учредителей новой верфи. Сразу же был подыскан «русский» владелец еще не существующей верфи Карл Иессен. Он происходил из прибалтийских немецких дворян, в русско-японскую войну командовал отрядом крейсеров и имел чин контр-адмирала. [112]

23 марта 1913 г. с К. Иессеном был заключен контракт на постройку девяти эскадренных миноносцев типа «Новик» для Балтийского моря: «Гогланд», «Гренгам», «Кульм», «Патрас», «Стирсудден», «Смоленск», «Тенедес», «Хиос», «Рымник»{198}. В соответствии с контрактом несуществующая верфь в качестве аванса получила первый платеж в сумме 3 млн. 375 тыс. руб. Тем временем К. Иессен приобрел в окрестности Риги на правом берегу р. Западной Двины у Мюльграбенского протока (Милгравский канал) обширный участок и получил разрешение на строительство верфи. Директор строительных работ К. Кинаппель и весь персонал инженеров и мастеров были полностью приглашены с верфи «Шихау» в Эльбинге.

На участке предполагалось разместить шесть стапелей для эскадренных миноносцев, судостроительную и машиностроительную мастерские, электростанцию, кузницу, плаз и поселок для рабочих. Достроечный бассейн планировалось соорудить в Мюльграбенском протоке, укрепив его берега сваями. Для доставки железнодорожных вагонов со станции Старый Мюльграбен через проток решено было использовать специальный ледокольный паром. Причальная стенка сооружалась на месте старой пароходной пристани вблизи стапелей. Сроки окончания всех строительных работ на верфи устанавливались на конец 1913 г. К середине августа 1913 г. намечалось начать сборку первых трех эсминцев. Закладка следующих трех кораблей на трех других предполагалась в начале октября 1913 г.

В соответствии с контрактом К. Иессен получил право заказать турбины с гребными валами и винтами, котлы и вспомогательные механизмы для первых трех эсминцев на заводах «Шихау».

Царицынский завод обязался поставлять черный прокат, Ижорский — цельнотянутые трубы, завод Лесснера — снарядные элеваторы, четыре германские фирмы приняли заказы на поковки для изготовления штевней и рулей, прокат для листов наружной обшивки.

Но фирма «Шихау» с самого начала не собиралась строить на территории России самостоятельное предприятие. Новой верфи отводилась роль сборочной площадки эсминцев, оборудование для которых вплоть до последнего винта должно было производиться на заводах в Германии{199}.

В апреле 1914 г. Лифляндское губернское правление выдало К. Иессену официальное разрешение и свидетельство на право открытия нового судостроительного предприятия — Мюльграбенской верфи.

Контрактное водоизмещение эсминца составляло 1340 т. На корабле планировалось установить две турбины типа «Шихау» [113] и пять котлов с двусторонним нефтяным отоплением. Состав вооружения, скорость и другие элементы соответствовали техническим условиям на проектирование эскадренных миноносцев для Балтийского моря. Мюльграбенская верфь должна была сдать в 1915 г. шесть миноносцев и в начале 1916 г. — еще три{200}.

Конструкторскую документацию для строительства эсминцев фирма «Шихау» разрабатывала небрежно, не выполняя требований технических условий на проектирование. По-видимому, если бы корабли Мюльграбенской верфи были построены, то «новики» не смогли бы удержать за собой звания лучших эскадренных миноносцев в мире.

Главным недостатком проекта были низкая продольная прочность корпуса, отсутствие второго дна в носовом котельном и турбинных отделениях, малый район плавания по сравнению с эсминцами других заводов{201}. Наиболее слабым местом корпуса был стык кормового котельного и носового турбинного отделений, где напряжения превышали допустимые. Это снижало мореходные качества миноносца и вызывало опасения в возможности излома корпуса на волне.

Морское министерство пошло на поводу у Мюльграбенской верфи и, вместо того чтобы потребовать принятия радикальных мер для увеличения продольной прочности корабля, согласилось на усиление горизонтального киля и стрингеров верхней палубы{202}. Но недостатки, обусловленные отсутствием второго дна, не исчерпывались малой продольной прочностью корпуса. Резко снижались важнейшие качества эсминца — непотопляемость и живучесть. Малейшее повреждение корпуса в районе расположения турбин приводило к затоплению машинных отделений, наиболее значительных по объему. Отсутствие второго дна ограничивало также запасы топлива, хранимого в междудонном пространстве, и сокращало дальность плавания. Фирма «Шихау» не утруждала себя и в разработке фундаментов под турбины и котлы, а использовала для этого непосредственно стрингеры и флоры. Причем высота флор под турбинами не превышала 250 мм, вследствие чего турбины находились слишком близко к обшивке корпуса.

ГУК указывал, что при такой конструкции «следует ожидать даже при небольших местных авариях сдвига механизмов с мест»{203}. Проект изобиловал и менее значительными недостатками: подкрепления под 102-миллиметровые орудия не были доведены до киля и заканчивались на жилой палубе, давление на баллер и ребра руля в два раза превышало нагрузки, принятые [114] на эсминцах русских заводов, и др.{204} Гребные винты выступали за линию киля, поэтому касание грунта корпусом неизбежно влекло за собой поломку винтов. Морское министерство разрешило и это отступление от технических условий, так как уменьшение диаметра винтов могло вызвать снижение скорости{205}.

Несмотря на все эти недостатки, в октябре 1913 г. все чертежи эсминцев типа «Гогланд» были утверждены Морским министерством. Такая сговорчивость Морского министерства объяснялась не только сравнительно низкой стоимостью эсминцев Мюльграбенской верфи и соблазном строительства на территории России нового современного завода. Дело в том, что фирма «Шихау» обязалась также в короткие сроки построить на своих верфях в Германии два легких крейсера типа «Адмирал Невельской»{206}.

Первые два эсминца — «Гогланд» и «Гренгам» — на Мюльграбенской верфи заложили с опозданием. Только 2 декабря 1913 г. на стапель были установлены горизонтальный и вертикальный кили, средний лист настила внутреннего дна под вторым котельным отделением, крепежные угольники этих деталей и др.{207} В декабре состоялась закладка эсминцев «Кульм» и «Патрас». В 1914 г. заводу Лесснера в Петербурге было заказано минно-торпедное вооружение для эсминцев типа «Гогланд»{208}.

Однако с началом войны с Германией строительство корпусов резко замедлилось{209}. Готовность первых четырех кораблей, заложенных на верфи, была низкой. Механизмы, изготовлявшиеся в Германии, не были перезаказаны. В январе 1916 г. вопрос о Мюльграбенской верфи рассматривался на Совещании по судостроению. В связи с угрозой захвата Риги немцами в 1916 г. Мюльграбенская верфь была реквизирована русским правительством, четыре корабля переданы на достройку Металлическому заводу. Их следовало перевооружить под быстроходные тральщики{210}.

Состав минно-артиллерийского вооружения на эсминцах типа «Гогланд» претерпевал в процессе их достройки те же изменения, что и на других эсминцах. Вначале два кормовых торпедных аппарата были заменены двумя 102-миллиметровыми орудиями{211}, а затем добавлена еще одна (пятая) кормовая [115] пушка. Окончательный состав вооружения эсминцев типа «Гогланд», переоборудованных под быстроходные тральщики, включал в себя два тройных торпедных аппарата, пять 102-миллиметровых орудий и 40-миллиметровую противоаэропланную (зенитную) пушку. Тральное оборудование эсминцев состояло из змейкового и щитового трала и трала-кринолина. Требование иметь скорость не менее 32—33 уз Морское министерство сохранило, но с условием, чтобы минимальный ход, допускавший работу с тралами, не превышал 8—12 уз{212}.

Заказ на строительство четырех таких кораблей был выдан Металлическому заводу в ноябре 1916 г.{213} Все недостатки проекта, указанные ранее, сохранялись. Остальные пять кораблей также предполагалось достраивать на Металлическом заводе, но по измененному проекту эсминца типа «Орфей». Окончание постройки эсминцев-тральщиков планировалось на 1918 г.

К 1 февраля 1917 г. готовность кораблей, заказанных Металлическому заводу, не превышала 18%, поэтому решением уже Временного правительства от 14 октября 1917 г. их постройка была приостановлена{214}.
http://militera.lib.ru/tw/stepanov_tsvetkov/03.html Степанов Ю. Г., Цветков И. Ф. Эскадренный миноносец «Новик». — Л.: Судостроение, 1981.


Sapienti sat

 

#18 21.02.2013 16:21:52

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 143




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

Спасибо за подборку, я ею пользовался. В архиве есть некоторые дополнительные данные, они будут в моей публикации.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#19 19.07.2013 11:48:05

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 143




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

Книга "Рижской судоверфи - 100 лет" вышла из печати. Книга выполнена в полный цвет, очень презентационное издание, 208 стр. Охватывает период от 1913 года до наших дней. Автор книги Юрий Мелконов. Презентация прошла 15 июля в Колонном зале Музея истории и мореходства города Риги. Статья и видео  http://www.melkon.lv/ru/ivents/rkb_book_100/ и фоторепортаж http://www.melkon.lv/ru/gal/rkb_book_100/ на сайте melkon.lv . Краткий обзор книги выложу через какое-то время. Все книги принадлежат заводу и попадут ли они в открытую продажу неизвестно, скорее всего нет. Книга на трёх языках - латышском, русском и английском.


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

#20 13.04.2014 23:17:48

Irben
Участник форума
Церельская батарея
Сообщений: 143




Re: Мюльграбенская верфь в Риге

В 26-м номере  журнала BALTFORT начал публиковать отрывки из книги "Рижской судоверфи-100 лет". Сейчас пошла первая часть "По высочайшему повелению" http://www.melkon.lv/ru/baltfort/bf_26/


В истории ничего не исчезает бесследно...

 

Board footer