Сейчас на борту: 
rytik32,
shuricos,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

  • Форум
  •  » Советский флот в ВОВ
  •  » Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

#1 04.08.2013 06:10:11

I77
Гость




Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

1

Подвиг начальника штаба Черноморского флота И. Д. Елисеева (послужной список,фото,наградные листы здесь:http://ru.wikipedia.org/?oldid=57374968)

(Примечание: текст приведенный ниже взят из трех книг.Официально о войне объявили 04.00 поэтому подвиг контр-адмирала Елисеева замалчивали т.к. не попадал в общепринятую хронологию войны.)

В 03 часа 06 минут 22 июня 1941 года начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал И . Д . Елисеев приказал открыть огонь по фашистским самолетам которые вторглись далеко в воздушное пространство СССР, чем и вошел в историю: это был самый первый боевой приказ дать отпор напавшим на нас фашистам в Великой Отечественной Войне. Этот приказ нарушал инструкции и приказы выше стоящего командования, что по законам того времени каралось расстрелом.

Георгий Константинович Жуков пишет: Первое сообщение о начале войны поступило в Генеральный штаб в 3 часа 07 минут 22 июня 1941 года. . "В 3 часа 07 минут мне позвонил по ВЧ командующий Черноморским флотом Ф.С. Октябрьский и сообщил: «Система ВНОС [воздушного наблюдения, оповещения и связи] флота докладывает о подходе со стороны моря большого количества неизвестных самолетов; флот находится в полной боевой готовности. Прошу указаний»

"Штабная война" началось раньше, около 01 часа 50 минут 22 июня 1941 года, когда народный комиссар ВМФ отправил военным советам флотов и командующим флотилиями шифрограмму следующего содержания: «В течение с 22.06 по 23.06.1941 года возможно внезапное нападение немцев. Нападение немцев может начаться с провокационных действий. Наша задача не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения. Одновременно флотам и флотилиям быть в полной боевой готовности встретить возможный удар немцев или их союзников. Приказываю, перейдя на оперативную готовность № 1, тщательно маскировать повышение боевой готовности. Ведение разведки в чужих территориальных водах категорически запрещаю. Никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить.»

"Константиновский пост СНиС донес оперативному дежурному штаба ЧФ, что он слышит шум самолетных моторов. Почти сразу вслед за этим на командный пункт позвонил начальник ПВО флота полковник Жилин. - Открывать ли огонь по неизвестным самолетам? - спросил он. Сам принять такое решение дежурный не имел права. Он продублировал вопрос начальнику штаба. - Доложите командующему, - ответил И.Д. Елисеев. Н.Т. Рыбалко доложил Октябрьскому. В голове последнего в этот момент, должно быть, пролетела тысяча противоречивых мыслей. А если это провокация и он поддастся на нее? А если это война и он не примет необходимых мер? И в том и в другом случае командующий не сохранил бы не только свой пост, но и голову! Риск был слишком велик. - Есть ли наши самолеты в воздухе? - немного подумав, спросил командующий флотом. - Наших самолетов нет, - ответил дежурный. - Имейте в виду, если в воздухе есть хоть один наш самолет, вы завтра будете расстреляны. - Товарищ командующий, как быть с открытием огня? - Действуйте по инструкции, - отрезал Октябрьский и положил трубку. Но инструкций за последние месяцы было столько, что ими можно было оклеить стены штаба, причем многие из них противоречили друг другу. Естественно, такой ответ не мог удовлетворить дежурного, и он вновь обратился к стоявшему рядом с ним начальнику штаба флота И. Д. Елисееву: - Что ответить полковнику Жилину? - Передайте приказание открыть огонь, - решительно сказал И.Д. Елисеев. - Открыть огонь! - скомандовал Н.Т. Рыбалко начальнику ПВО. Но и полковник Жилин хорошо понимал весь риск, связанный с этим. - Имейте в виду, вы несете полную ответственность за это приказание. -Я записываю его в журнал боевых действий, - ответил он, вместо того чтобы произнести короткое «Есть!». - Записывайте куда хотите, но открывайте огонь по самолетам! – уже почти кричал, начиная нервничать, Рыбалко."

Командующий Черноморским флотом доложил о налете авиации противника в Москву народному комиссару ВМФ, который, в свою очередь, сообщил об этом в Народный комиссариат обороны и канцелярию И.В. Сталина. Из НКО и НКВД в Севастополь позвонили, чтобы уточнить обстановку. О том, как происходило это "уточнение", Ф.С. Октябрьский впоследствии вспоминал:
" В трубке раздался властный голос потревоженного не вовремя человека.
— Говорит Берия. Что там у вас происходит?
Не дослушав моего доклада, Берия грубо прерывает меня:
— Какой там на вас налет! Вы с ума сошли!
— Я со всей ответственностью докладываю, что в Севастополе идет самый настоящий бой с авиацией противника, идет война.
Берия вновь раздраженно кричит:
— Какая война? Какой противник?
— Доложить точно какой противник я не могу, но что это враг, никакого сомнения быть не может.
Он вновь кричит: — Какой может быть враг! Вы провокатор! Вас свои бомбят! Вы не знаете, что у вас под носом делается! Это ваша авиация! Какое вы имеете право говорить о войне!
Тогда я докладываю: — Мы имеем уже полсотни раненых, десятки убитых, мы уже сбили несколько неизвестных самолетов. Берия бросает трубку... Я до конца дней своих не смогу забыть содержание этого разговора".

По поводу точного времени приказа ОШИБКИ НЕТ.С Елисеевым Иваном Дмитриевичем разговаривал на эту тему мой родственник военный моряк, т.к. я был тогда еще маленький.Датировка в мемуарах тоже правильная просто звонили Жукову когда Елисеев приказ уже отдал и он КРАЙНИЙ если начнется выяснение кто отдал приказ.По хронометражу он его отдал БЕЗ согласования с начальством.Звонок Жукову в 03.07 ЭТО АЛИБИ для начальников Елисеева.

До Елисеева огонь открывали еще 19 июня 1941 года, даже самолет сбили ТОЛЬКО ИХ К РАССТРЕЛУ ПРИГОВОРИЛИ пакт "О НЕНАПАДЕНИИ" никто не отменял....

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/25/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%95%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D1%83_%D0%98.%D0%94.JPG/360px-%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%95%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D1%83_%D0%98.%D0%94.JPG?uselang=ru

Собираю данные на 03.06 22 июня 1941 года.Если есть сведения давайте обменяемся информацией. Елисеев А.Д.


________________________________________________________________________________________________________________________________________

#2 04.08.2013 11:37:16

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

У Елисеева И.Д. вообще интересная биография. Интересует его пребывание в Испании.


С уважением.

#3 04.08.2013 15:28:56

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

I77 написал:

Оригинальное сообщение #723828
До Елисеева огонь открывали еще 19 июня 1941 года, даже самолет сбили ТОЛЬКО ИХ К РАССТРЕЛУ ПРИГОВОРИЛИ

подробнее можно ?
и откуда инфа ?


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#4 04.08.2013 15:29:27

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #723853
У Елисеева И.Д. вообще интересная биография. Интересует его пребывание в Испании.

что где можно почитать ?


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#5 04.08.2013 16:22:56

I77
Гость




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

Псевдоним не нашел,информации по родственникам не сохранилось все кто знал умерли.
Из рассказов "старших" родственников:
1.Учил испанский в спец группе с преподавателем.
2.Отрастил баки и бороду на манер иностранных моряков.
3.Пару раз в Испании "пришлось совсем туго".
В послужном списке за 1944 год с 05.1937 по 07.1938 написано "В распоряжении НКО", в Испании "добровольцем" но так сказать "без отрыва от производства".

Зимой поеду по архивам,выложу результаты на этом форуме обязательно.

По родословной письменное упоминание предка по прямой мужской линии 1610 год. Записи с этого года идут непрерывные географически точно привязанные к деревне - месту рождения Елисеева И.Д.
Почитать если интересно здесь:

*http://ru.wikipedia.org/?oldid=56999616
 
*http://ilschool-guslicy.ru/k-biografii-eliseeva.html

*http://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/4 … rtsov.html

Спасибо за огромный труд проделанный Огурцовым В.Д.


Есть идея присвоения улице в новой Москве,или улице стоящей в списке на переименование в Москве, имени вице-адмирала Елисеева И.Д.

Есть предложение создать коллективное письмо от имени форума с предложением о наименовании улицы или площади именем вице-адмирала Елисеева И.Д.

#6 04.08.2013 16:26:22

SeeMin
Мичманъ
michman
Сообщений: 1113




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

Анатолий написал:

Оригинальное сообщение #723916
и откуда инфа ?

Как в таких случаях подсказывает мне чутье - из пальца...

#7 04.08.2013 16:28:37

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4339




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

1

I77 написал:

Оригинальное сообщение #723828
Официально о войне объявили 04.00 поэтому подвиг контр-адмирала Елисеева замалчивали т.к. не попадал в общепринятую хронологию войны.)

Несколько ремарок:
1. Официально о войне объявили 04.00 - это Вы взяли из известной песни?
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили
Что началася война.

Или у Вас был какой-то иной смысл?

2. Что Вы понимаете под словом "замалчивали"?
Сам эпизод описан в книге Н.Г. Кузнецова "Накануне", изданной в Москве Военным издательством МО СССР в 1966 году.
Учась в военном училище я, как и другие курсанты,  прекрасно знал эту историю, ибо на её примере нас учили вопросам личной ответственности командира или лица дежурной службы за принятие решения в кризисной ситуации. Аналогичным образом я сам потом учил своих подчиненных, используя этот эпизод в качестве одного из поучительных примеров.

3. Действия НШ ЧФ заслуживают безусловно высокой оценки. Однако, не думаю, чтобы он сам стал бы использовать для описания этих событий термин подвиг.

#8 04.08.2013 16:34:01

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4339




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

Анатолий написал:

Оригинальное сообщение #723916
подробнее можно ?и откуда инфа ?

Наверное, это что-то "по мотивам" событий на СФ.
http://modernlib.ru/books/mihail_zhiroh … 1944/read/
"Фактически война в воздухе в Заполярье началась еще до официального начала боевых действий. 17 июня 1941 года над Кольским полуостровом, на подступах к Мурманску, был обнаружен одиночный Ju-88, по всей видимости выполнявший разведывательный полет. Его попытались преследовать две поднятые по тревоге группы И-153 и И-16. И только превосходство в скорости спасло немецкий экипаж.

Позже в тот же день еще несколько Ju-88 были обнаружены над Озерковской бухтой, между полуостровом Рыбачий и материком, северо-западнее Мурманска. Самолеты были обстреляны зенитной артиллерией. После этого нарушения границы самолетами люфтваффе происходили практически каждый день. Это не могло не привести к обоюдным потерям. Так, в один из дней над полуостровом Рыбачий был поражен зенитным огнем Ju-88 из состава 1.(F)/124, причем бортинженер – унтер-офицер Йозеф Хаузенблас – погиб. Наверное, это была первая потеря летного состава люфтваффе в еще не начавшейся войне с Советским Союзом.

А 19 июня 1941 года старший лейтенант Василий Воловиков из 72-го сводного авиаполка (далее – сап) авиации Северного флота (СФ) попытался на И-153 атаковать некие «двухмоторые самолеты». В ответ его атаковали четыре Bf-109 из группы прикрытия, после чего советский летчик благоразумно ушел от преследования в облака".

#9 04.08.2013 16:54:54

I77
Гость




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

Анатолий написал:

Оригинальное сообщение #723917
что где можно почитать ?

http://ru.wikipedia.org/?oldid=57374968Смотри список литературы в интернете выложено
в открытом доступе.

Лурье В. М. Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941—1945). — СПб.: Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. — 280 с. — ISBN 5-86789-102-Х

У Лурье есть сноска по событиям 22 июня 1941 года.(РГА ВМФ. Ф. 10, д. 39324, л. 2,3,4.)

Еще ссылки:
Очень подробное исследование по всем флотам что было 22 июня 1941 года -состав, хронология (прим. НО хронометраж на основании воспоминаний,сносок на документы нет.)
В 03 часа 20 мин. от постов СНиС и ВНОС поступили новые доклады о приближении к Севастополю неизвестных самолетов.
"Тотчас за этими докладами мне позвонил начальник ПВО флота полковник И.С. Жилин...  и   спросил ,  как  6ыть с открытием огня по неизвестным самолетам, — вспоминал Н.Т. Рыбалко. — Доложил И.Д. Елисееву. Тот потребовал доложить  командующему . Позвонил по прямому телефону командующему флотом Ф.С. Октябрьскому, находившемуся через комнату от меня".
При этом между Рыбалко и Октябрьским произошел следующий разговор:
" ОКТЯБРЬСКИЙ :  Есть   ли  наши самолеты в воздухе?
РЫБАЛКО: Наших самолетов в  воздухе   нет .
ОКТЯБРЬСКИЙ:  Имейте  в виду, что если в воздухе есть хоть один наш самолет, вы завтра будете расстреляны.
РЫБАЛКО: Как быть  с  открытием огня?
ОКТЯБРЬСКИЙ : Действуйте по инструкции".
Таким образом, командующий флотом  так   и  не взял на се6я ответственность отдать приказ об открытии огня.  В  результате в 03 часа 22 мин. начальник ПВО ЧФ смог лишь о6ъявить 6оевую готовность № 1 всем зенитным средствам кораблей, находившихся в главной базе.
Тем временем зенитными прожекторами 6ыл обнаружен второй самолет, идущий на Севастополь.  Нужно  6ыло что-то предпринимать. И тогда начальник штаба флота И. Д. Елисеев, приняв всю ответственность на себя, приказал оперативному дежурному передать начальнику ПВО приказ о немедленном открытии огня.
" Немедленно  звоню полковнику Жилину, передаю приказание: "Открыть огонь", — вспоминал Н.Т. Ры6алко. — Полковник Жилин  ответил : " Имейте  в  виду , что вы несете полную ответственность  за  это приказание. Я его  записываю   в   журнал  6оевых действий". Повторяю приказ тов. Жилину и говорю: "Записывайте куда хотите, свою ответственность я понимаю, но открывайте огонь по самолетам". На этом разговор с ним окончился".
http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode= … mp;keyno=0


Первым в 3 часа ночи принял удар врага Севастополь. Командующий Черноморским флотом  адмирал  Ф. Октябрьский медлил с решением,  и  тогда, не побоявшись ответственности, приказ об открытии огня отдал начальник штаба флота  И .  Елисеев . Авиационный налёт противника был отбит.

http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode= … mp;keyno=0

#10 04.08.2013 17:06:25

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4339




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

Не могу себя назвать почитателем творчества Марка Солонина, но в данном случае проще всего взять готовый текст у него:

Одним из самых распространенных и живучих является миф о немецких самолетах-разведчиках, которые накануне войны безнаказанно летали над советской территорией, всю систему базирования советской авиации (да и не только авиации) досконально выявили, а сбивать обнаглевших от безнаказанности фрицев нашим соколам-летчикам не разрешали. А еще бывало не выдержит душа у какого летчика, бросится он к своему верному И-16, поднимется в небо, да и свалит меткой очередью фашистского стервятника. Так вот, после посадки героя этого хватают "особисты" и волокут в расстрельный подвал - не провоцируй, мол, немцев, не нарушай "приказ Сталина, который хотел оттянуть войну". Есть еще подвариант этого мифа - пресловутый приказ, запрещающий сбивать нарушителей, отдал не Сталин (Сталина подло обманули), а кровавый сатрап Берия…   

В подлинных документах история эта выглядит по-другому. Не так красочно.

       "Доношу о нарушении госграницы германскими самолетами 25 мая сего года.

1) В 11-23 в районе поста ВНОС 2063 Велиново, 40 км юго-западнее г. Бельск (т.е. 5-7 км от линии границы того времени - М.С.) один самолет тип До-17 на большой высоте [пересек границу] и прошел над пунктами (следует перечень хуторов и местечек - М.С.) и в районе Следяново в 11-51 ушел на свою территорию. При нарушении производилось оповещение аэродромов Бельск (в 11-23), Тарново (в 11-23), Белосток (11-41). Вылет нашей авиации произведен с аэродрома Бельск (в 11-26), Тарново (в 11-26) и Белосток (в 11-43). Самолет нашей авиацией обнаружен не был.

2) Один самолет тип До-17 на высоте Н=1000 м пересек границу и находился над нашей территорией 2 минуты.

3. В 13-05 один самолет 2-моторный, не установленного типа, на высоте Н=7000 м нарушил госграницу в районе Домачево (южнее г. Брест), прошел по курсу 360 град. до Бреста, повернул на 180 град и в 13-37 ушел на свою территорию в районе Приборово (южнее Домачево 10 км). При нарушении произведено оповещение аэродрома Брест в 13-06. Вылет нашей авиации произведен с аэродрома Брест в 13-08. Самолет нашей авиацией обнаружен не был".   

Это - текст телеграммы, отправленной 26 мая 1941 г. начальником штаба Западного ОВО генерал-майором Климовских начальнику Генштаба Красной Армии генералу армии Жукову.

Вот еще одна телеграмма, подписана Военным советом Западного ОВО в полном составе:

       "Заместителю предсовнаркома тов. Молотову.

        Наркому обороны тов. Тимошенко.

По донесению командира 10 САД (дивизия базировалась в полосе Брест, Кобрин, Пинск - М.С.) полковника Белова в 19-30 26 мая самолет Ме-110 в районе Семятыче (приграничный поселок в 60 км северо-западнее Бреста - М.С.) на высоте Н=8500 м нарушил госграницу. Вылетевший на перехват нарушителя капитан Савченко, командир эскадрильи 123 ИАП, на самолете И-153 на высоте Н=8600 м эволюциями потребовал от экипажа Ме-110 следовать на наш аэродром. Нарушитель открыл заградительный огонь. В свою очередь капитан Савченко открыл ответный огонь. Нарушитель с большой скоростью ушел на свою территорию. Капитан Савченко произвел посадку благополучно на аэродроме Лыщицы. Повреждений на нашем самолете нет. Для детального расследования на месте в 4-00 27 мая вылетел зам. начальника штаба 10 САД майор Тимченко. Результат донесу.

Одновременно докладываю, что 25 и 26 мая немецкие самолеты подозрительно часто, в ясную погоду, теряли ориентировку и залетали на большой высоте на нашу территорию, следуя вдоль границы на незначительном удалении (3-10 км), а один самолет 25 мая прорвался до н.п. Боцоки (10 км юго-западнее Бельск). С подъемом наших самолетов нарушители сразу уходят на свою территорию.

Павлов, Фоминых, Климовских".

30 мая. Телеграмма, подписанная Ватутиным, летит из Москвы в штаб Ленинградского ВО:

"Шифротелеграммой № 40/оп от 30 мая  начальник штаба ЛВО [генерал-майор] Никишев донес о нарушении госграницы финским самолетом. Из донесения видно, что ни истребительная авиация, ни зенитная артиллерия не имели попытки противодействовать нарушителю. Нарком обороны приказал:

1) Повысить готовность истребительной авиации и зенитных средств. Нарушителей границы уничтожать, не допуская нарушения границы нашими самолетами.

2) Донести через Генштаб - почему не вылетели истребители 29.5 для уничтожения нарушителя".

6 июня. Начальник Оперативного отдела штаба Западного ОВО генерал-майор Семенов докладывает начальнику Генштаба Жукову:

"6 июня сего года по донесению пограничного поста № 2087 Студенично в 13-05 в районе Августов была нарушена госграница германским самолетом типа разведчика на Н=2000. Самолет находился над нашей территорией до 13-11 и в пункте Студенично (10 км северо-восточнее Августов) ушел на свою территорию. При нарушении производилось оповещение аэродрома Новый Двор (42 км от Августова - М.С.) в 13-05, взлет был в 13-06. Германский самолет обнаружен северо-западнее пункта Грузки. Посадить самолет не удалось ввиду перехода последнего на свою территорию".

9 июня 1941 г. Начальник штаба Одесского ВО генерал-майор Захаров шлет телеграмму в Генштаб. Ситуация стандартная: в 12-00 самолет-нарушитель пересек границу, в 12-26 ушел обратно на румынскую территорию. "В 12-04 с площадки Куза-Вода (2 км севернее Этулия) подняты два истребителя И-16, обнаружившие в воздухе указанный самолет курсом на юго-запад. Преследование закончилось безрезультатно".

Синим карандашом на документе резолюция с подписью Жукова:

"Молния. Тов. Захарову. Что значит "преследование закончилось безрезультатно" не можем (далее неразборчиво - М.С.). Вам ставлю на вид за такое безответственное донесение. Донести с исчерпывающей полнотой для доклада наркому и правительству. Кто виновен?"

#11 04.08.2013 17:09:59

SeeMin
Мичманъ
michman
Сообщений: 1113




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

Так кого к расстрелу приговорили-то?... *JOKINGLY*

#12 04.08.2013 17:11:45

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4339




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

Там же:

Во второй половине июня резко обострилась воздушная обстановка на северном фланге будущего фронта - немцы готовились к наступлению на Мурманск и лихорадочно наверстывали упущенное ранее время. 18 июня 1941 г. четыре самолета нарушили границу, были обстреляны нашей зенитной артиллерией, но ушли в целости и невредимости на север. Начальник штаба Ленинградского ВО генерал-майор Никишев в своем докладе Жукову сообщает: "Даны указания частям о повышении бдительности; при появлении неизвестных самолетов, нарушающих границу, сбивать их". 19 июня 1941 г. аналогичный приказ ("уничтожать неизвестные самолеты, нарушающие госграницу") отдал своим подчиненным и командующий Северной зоны ПВО генерал-майор Крюков.

19 июня 1941 г. в 14-15 генерал-майор Никишев отправляет в Генштаб очередную тревожную телеграмму: "Докладываю: 19 июня в 12-55 самолет Ме-110 на высоте Н=1500 нарушил госграницу и дошел до аэродромов Шонгуй и Мурмаши (Мурманская область). Наши шесть истребителей догнать не смогли. Приказано в районе аэродромов патрулировать дежурным звеньям в воздухе и сбивать при всяком нарушении границы".

20 июня Никишев передал телеграфом в Генштаб подробный доклад "О нарушениях госграницы иностранными самолетами в районах Кандалакша и Мурманск в период 1-19 июня". Описано 13 случаев нарушения, в том числе и группами по 2 и 3 самолета. Увы, ни истребителям, ни зенитной артиллерии никого сбить не удалось. Последняя фраза доклада звучит так: "Все самолеты, нарушающие госграницу, дано указание сбивать всеми средствами безо всякого предупреждения".

#13 04.08.2013 17:17:51

I77
Гость




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #723940
Наверное, это что-то "по мотивам" событий на СФ.
http://modernlib.ru/books/mihail_zhiroh … 1944/read/
"Фактически война в воздухе в Заполярье началась еще до официального начала боевых действий. 17 июня 1941 года над Кольским полуостровом, на подступах к Мурманску, был обнаружен одиночный Ju-88, по всей видимости выполнявший разведывательный полет. Его попытались преследовать две поднятые по тревоге группы И-153 и И-16. И только превосходство в скорости спасло немецкий экипаж.

Позже в тот же день еще несколько Ju-88 были обнаружены над Озерковской бухтой, между полуостровом Рыбачий и материком, северо-западнее Мурманска. Самолеты были обстреляны зенитной артиллерией. После этого нарушения границы самолетами люфтваффе происходили практически каждый день. Это не могло не привести к обоюдным потерям. Так, в один из дней над полуостровом Рыбачий был поражен зенитным огнем Ju-88 из состава 1.(F)/124, причем бортинженер – унтер-офицер Йозеф Хаузенблас – погиб. Наверное, это была первая потеря летного состава люфтваффе в еще не начавшейся войне с Советским Союзом.

А 19 июня 1941 года старший лейтенант Василий Воловиков из 72-го сводного авиаполка (далее – сап) авиации Северного флота (СФ) попытался на И-153 атаковать некие «двухмоторые самолеты». В ответ его атаковали четыре Bf-109 из группы прикрытия, после чего советский летчик благоразумно ушел от преследования в облака".

На сколько я помню летчик первого сбитого самолета остался жив и сказал что он делал "мирный" полет  заблудился.Сбивших самолет приговорили к расстрелу т.к. сбили "мирный" самолет а это провокация войны.
А то что все спрашивали нет ли в воздухе своих то это к инциденту с нашими самолетами которые сбились с курса и вышли с моря там где быть не должны и их чуть не сбили приняв за противника.

#14 04.08.2013 17:20:16

SeeMin
Мичманъ
michman
Сообщений: 1113




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

I77 написал:

Оригинальное сообщение #723955
Сбивших самолет приговорили к расстрелу т.к. сбили "мирный" самолет а это провокация войны.

Скорее, это провокация срача... Надо думать, имен приговоренных нам не узнать?

#15 04.08.2013 17:28:28

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

SeeMin написал:

Оригинальное сообщение #723956
Скорее, это провокация срача...

Я все читаю. Первый, кто уйдет в "непарламентаризм" уйдет заодно и в "баню". Остальные следом.

Что касается сути вопроса, то при всем уважении к И.Д. Елисееву могу сказать, что и в его биографии были не лучшие моменты.
http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/69757

Позже на должности главного редактора МС Елисеев допустил публикацию материалов и сделал ряд личных публикаций, фактически поставивших крест на изучении опыта войны на море в годы ВМВ. Это непосредственно отразилось на содержании наших кораблестроительных программ и строительстве флота в целом.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#16 04.08.2013 17:28:52

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4339




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

I77 написал:

Оригинальное сообщение #723955
На сколько я помню летчик первого сбитого самолета остался жив и сказал что он делал "мирный" полет  заблудился.Сбивших самолет приговорили к расстрелу т.к. сбили "мирный" самолет а это провокация войны.

Так Вы были одним из участников событий?
Или это Вы помните, что где-то, что-то слышали или, возможно, даже читали на эту тему?
Если второе, то Вас и просят дать ссылку на источник информации.
Что же касается "летчика первого сбитого самолета", то там не было никакого сбитого самолета. Самолет был поражен огнем ЗА, но не сбит. А о том, что там погиб один из членов экипажа - это стало известно уже сейчас, из немецких доков.

#17 04.08.2013 17:30:05

I77
Гость




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

I77 написал:

Оригинальное сообщение #723955
Мамай написал:

Оригинальное сообщение #723940
Наверное, это что-то "по мотивам" событий на СФ.
http://modernlib.ru/books/mihail_zhiroh … 1944/read/
"Фактически война в воздухе в Заполярье началась еще до официального начала боевых действий. 17 июня 1941 года над Кольским полуостровом, на подступах к Мурманску, был обнаружен одиночный Ju-88, по всей видимости выполнявший разведывательный полет. Его попытались преследовать две поднятые по тревоге группы И-153 и И-16. И только превосходство в скорости спасло немецкий экипаж.

Позже в тот же день еще несколько Ju-88 были обнаружены над Озерковской бухтой, между полуостровом Рыбачий и материком, северо-западнее Мурманска. Самолеты были обстреляны зенитной артиллерией. После этого нарушения границы самолетами люфтваффе происходили практически каждый день. Это не могло не привести к обоюдным потерям. Так, в один из дней над полуостровом Рыбачий был поражен зенитным огнем Ju-88 из состава 1.(F)/124, причем бортинженер – унтер-офицер Йозеф Хаузенблас – погиб. Наверное, это была первая потеря летного состава люфтваффе в еще не начавшейся войне с Советским Союзом.

А 19 июня 1941 года старший лейтенант Василий Воловиков из 72-го сводного авиаполка (далее – сап) авиации Северного флота (СФ) попытался на И-153 атаковать некие «двухмоторые самолеты». В ответ его атаковали четыре Bf-109 из группы прикрытия, после чего советский летчик благоразумно ушел от преследования в облака".
На сколько я помню летчик первого сбитого самолета остался жив и сказал что он делал "мирный" полет  заблудился.Сбивших самолет приговорили к расстрелу т.к. сбили "мирный" самолет а это провокация войны.
А то что все спрашивали нет ли в воздухе своих то это к инциденту с нашими самолетами которые сбились с курса и вышли с моря там где быть не должны и их чуть не сбили приняв за противника.

18 июня лётчик-истребитель Николай Белогуб сбил немецкий разведчик, который воткнулся в землю чуть ли не на линии госграницы. Инцидент замять было невозможно, и 20 июня трибунал приговорил Н. Белогуба «к расстрелу – за провокацию войны». Политорганы тут же приняли соответствующие меры для доведения этого факта до всего личного состава ВВС. Но дело заглохло, скорее всего, именно потому, что уже 20-21 июня пошла команда-разрешение сбивать нарушителей...
(О Н. Белогубе и этой истории была статья в ВИЖ № 5 за 2002 год – И.А. Подольный «Девятнадцатый герой. Приговор к расстрелу за сбитый фашистский самолет Николаю Белогубу еще не отменен?)»,  стр. 36-37. …)

На телеканале «Звезда» в 2010-2011 годах показывают с повторами короткие д/ф под общим названием «Оружие Победы». Так вот в одном из них, «Истребитель И-16» Долгушин как раз и рассказал что 21 июня 1941 года он, вылетев на патрулирование, заметили немецкий самолет Ю-87 и сбили его:
«И вот уже, прям чувствуется, чувствуется, немцы ведут себя так нахально, перелетают границу. И вот как-то мы идем парой, с товарищем, и смотрим – Ю-87, километров пять за границей. Нам сказали – убейте. Ну, у меня две пушки в плоскостях, два ШКАСа на моторе. Я не стал даже пушками бить его. По кабине ударил ШКАСом и все – летчика убил, самолет воткнулся. Это был мой первый сбитый самолет. До объявления еще войны. А на следующий день, уже война…»

#18 04.08.2013 17:35:03

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4339




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

1

SeeMin написал:

Оригинальное сообщение #723956
Скорее, это провокация срача...

Нет. Товарищ, скорее всего, реально не в курсе фактического положения дел. Вот и пытается, как ему кажется, внести свой вклад в "развенчание мифов о ВОВ".

#19 04.08.2013 17:41:01

I77
Гость




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

Таких статей была куча вот что нашел в интернете быстро (см. выше).Я понимаю что без документов на руках статья это просто "газетная утка.
Выражение" на сколько я помню" относится к полученной в устной форме информации от ветерана войны, НО первоисточник информации ветерана был также устным поэтому далее по самолетам спорить не буду.

#20 04.08.2013 17:49:57

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

I77 написал:

Оригинальное сообщение #723966
далее по самолетам спорить не буду.

Очень правильно, поскольку судьба летчиков, атаковавших немецкие самолеты до 22.6.1941 г. к личности И.Д. Елисеева точно никакого отношения не имеет.
А вот фрагмент из мемуаров Жукова лучше не цитировать, поскольку это липа от начала до конца. Хотя бы потому, что у штаба ЧФ была связь со своим ГМШ, а не с ГШ РККА - штабом постороннего ведомства. В переписке Кузнецова и Елисеева (опубликована в 2004 г. в сборнике документов  "Адмирал Кузнецов. Москва в жизни и судьбе флотоводца" http://elcat.shpl.ru/index.php?url=/not … ce:default) все это уже давно описано.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#21 04.08.2013 17:58:47

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4339




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

I77 написал:

Оригинальное сообщение #723960
О Н. Белогубе и этой истории была статья в ВИЖ № 5 за 2002 год – И.А. Подольный «Девятнадцатый герой. Приговор к расстрелу за сбитый фашистский самолет Николаю Белогубу еще не отменен?)»,  стр. 36-37

Я помню эту статью. Сейчас специально взял с полки журнал и еще раз посмотрел. В статье нет ни одной ссылки на документы. Вполне допуская саму ситуацию - времена были крутые - хотелось бы, все-таки, взглянуть на материалы того самого трибунала, о котором идет речь. Без них говорить о чем-то сложно.
Выше Вам приводились цитаты из вполне реальных документов, которые отражают в определенной мере взгляды командования на этот вопрос. Т.е., нет оснований говорить о существовании какого-то строгого запрета - не сбивать.

ПыСы Что касается самого героя, то видел его наградной за танковые дела. Представляли к ордену Красного Знамени. Приказ пришел на Орден Суворова 3 степ. Примечательно, что это была его первая награда!

#22 04.08.2013 18:00:14

I77
Гость




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

О первом сбитом самолете или именах ПЕРВЫХ погибших мирных жителей в разных источниках разные и противоречат друг другу.

Статья такого вида понятно не будет внушать доверия.

http://www.booksss.ru/n/book/44859-2993 … b5C431lhGB
....История сохранила нам имена первых ее жертв. Фашистская донная мина упала на дом и разнесла его в клочья. В огне взрыва погибли: Александра Белова (бабушка), Варвара Соколова (дочка) и Леночка Соколова (внучка). За долгую и кровопролитную войну еще погибнут миллионы и миллионы, но именно этим трем выпала страшная участь открыть скорбный и бесконечный мартиролог. Запомним же и мы их имена!....

#23 04.08.2013 18:23:48

Lot
Гость




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #723964
Нет. Товарищ, скорее всего, реально не в курсе фактического положения дел. Вот и пытается, как ему кажется, внести свой вклад в "развенчание мифов о ВОВ".

177-ой - внук Елисеева И.Д., ИМХО. И просто по некоторым вопросам искренне заблуждается.

I77 написал:

Оригинальное сообщение #723828
Собираю данные на 03.06 22 июня 1941 года.Если есть сведения давайте обменяемся информацией. Елисеев А.Д.

Отредактированно Lot (04.08.2013 18:24:28)

#24 04.08.2013 18:54:00

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4339




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

1

Lot написал:

Оригинальное сообщение #723976
177-ой - внук Елисеева И.Д., ИМХО. И просто по некоторым вопросам искренне заблуждается.

Я видел его посты на "Кортике". Приятно, что человек интересуется. Остается пожелать ему делать это спокойней (т.е., убрать эмоциональную составляющую в оценках) и обстоятельней.

#25 04.08.2013 19:00:35

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 9755




Re: Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

I77 написал:

Оригинальное сообщение #723955
Сбивших самолет приговорили к расстрелу

Этот факт подробно исследовал, столь уважаемый человек, как Смирнов. Вот отрывок из статьи.
В шестидесятые годы замечательный писатель и человек Сергей Сергеевич Смирнов вел на Центральном телевидении цикл передач «Подвиг», в которых рассказывал о судьбах неизвестных и забытых героев войны. Это он написал книгу о героях обороны Брестской крепости, воскресив многих из небытия, и среди других – нашего соседа по дому Анатолия Александровича Виноградова, человека тихого и скромного, работавшего кузнецом на одном из вологодских заводов. Оказалось, с первого часа войны Виноградов стал начальником штаба обороны Брестской крепости. Сам испытавший в жизни много горя и несправедливости, Виноградов просто потребовал от меня, чтобы историю летчика, первым начавшего войну, я немедленно рассказал Смирнову: «Ведь если приговор так и не отменен, какой груз давит на психику этого человека! Может быть, он сегодня больше других нуждается в помощи!». Не сразу, но я сделал это – сначала по телефону, а потом и подробным письмом. Одно обстоятельство осложняло дело: я забыл фамилию героя. Помнилось, что она была украинская и только... Оставалось искать в архивах имя владельца ордена Суворова 3-й степени за номером 13. Ответный звонок С. С. Смирнова прозвучал месяца через два: «Я буду называть фамилии, а вы меня остановите, если что-то вспомните». На третьей фамилии я закричал в трубку: «Он!». И сразу услышал облегченный вздох Сергея Сергеевича: «А я боялся, что где-то может быть ошибка! Нет, все правильно – Белогуб Николай Данилович. Именно ему принадлежит орден. Теперь срочно запросим Министерство обороны о его судьбе». Военные хорошо знали писателя. Ответ не заставил себя ждать. Мы узнали, что Белогуб не сразу после войны ушел из армии: он еще долго преподавал в танковом училище. Оказалось, что он переехал в Донецк. На письмо Смирнова Белогуб ответил категорическим отказом от встречи. В письме чувствовалась душевная боль сильной личности. Было ясно, что Николаю Даниловичу сегодня очень тяжело. И тогда, бросив все дела, Сергей Сергеевич поехал в Донецк сам. Встретил его почти слепой человек, в дугу согнутый тяжким радикулитом. Каждое движение причиняло нестерпимую боль. Долго он не соглашался начать разговор. Но у Сергея Сергеевича, тонко знавшего солдатские души, был свой ключик к таким ситуациям. Он убеждал людей в том, что будет говорить не столько о их личных судьбах, сколько об их поколении... И разговор состоялся, больше того, он затянулся на несколько дней. Вызванные Сергеем Сергеевичем врачи лучшей донецкой клиники сделали новокаиновые блокады. Человек ожил, распрямился. Окулисты, только услышав имя писателя, сразу приехали на дом к герою, выписали лекарства и долгожданную путевку в офтальмологический институт, пообещали лучших результатов в лечении. Оказалось, человеку можно было помочь! Через месяц состоялась первая телевизионная передача о Николае Даниловиче Белогубе. Предупрежденный заранее, я с друзьями был у экрана. Коротко, по памяти перескажу судьбу героя. Первый комсомолец в деревне. Первый тракторист. Первый доброволец на шахтах Донбасса. Курсант первого в Донбассе аэроклуба. Первый студент-отличник на кафедре танкостроения в Киевском политехническом институте. По партийному призыву – в авиационное училище. Сорок первый год летчик-истребитель Белогуб встретил близ границы с Германией. Как специалиста с высшим образованием, его включили в комиссию по списанию старых истребителей. Акт он подписывать отказался: считал, что, пока не пришли новые машины, оставлять летчиков без техники нельзя. Местное начальство строго наказало строптивого летчика, а он написал личное письмо товарищу Сталину. Увидев очередной эшелон, направляющийся в Германию, он сказал: «Сегодня мы их кормим зерном, а завтра они нас – свинцом». Нашлись доброхоты. Началось разбирательство. Строгий выговор! А война приближалась. Над аэродромом висели немецкие самолеты-разведчики. Приказ же был строг: «Не взлетать. Не поддаваться на провокации». Восемнадцатого июня Николай Белогуб заступил на боевое дежурство. Рация штаба почему-то молчала. Увидев немецкий самолет, он самовольно взлетел и решил посадить фашиста на наш аэродром. Маневр удался: на глазах всего аэродрома немец вынужден был приземлиться. Но в конце полосы он развернулся, дал газ и на бреющем полете стал уходить к границе. Догнал его Белогуб не сразу и в упор свалил на землю первой же короткой очередью. Упал самолет буквально в сотне метров от границы, да так, что виден был со всех сторон: и с нашей, и с немецкой. Никуда не спрячешь!
Арестовали Николая Белогуба тут же, на аэродроме, сразу после доклада начальству. Трибунал заседал двадцатого июня. Приговор – расстрел за провокацию к войне. 48 часов – на просьбу о помиловании, но он прошение подавать отказался. Утром в субботу, двадцать первого июня, в камеру к смертнику вдруг пришло высокое начальство, а с ними – штатский человек в шляпе. Его все внимательно слушали: «командовал парадом» он. Спросил: «Вы товарищу Сталину о самолетах писали?». «Писал...». «А вот о ваших новых «подвигах» товарищ Сталин еще не знает. Придется доложить! Теперь же отправляйтесь домой, приведите себя в порядок, а в понедельник мы подумаем, расстреливать вас или нет...». Потрясенный случившимся, Николай Данилович в тот же субботний вечер посадил в поезд на Москву молодую жену: не хотел, чтобы она переживала позор его расстрела. Понедельника он так и не дождался. Ночевать в пустом доме не стал, уехал на аэродром, задремал в кабине своего истребителя... и попал под первую же бомбежку. Штаб рухнул сразу, самолеты горели, взрывы перепахали взлетное поле. На чудом уцелевшей в этом аду машине он взлетел и весь свой боекомплект всадил в немецкий «юнкере». Потом Николай Данилович скажет: «Если бы во мне в тот момент было меньше злости и больше расчета, я, вероятно, не одного, а трех-четырех мог сбить. Немцы действовали столь нагло и нахально, что даже и не думали об опасности. Это была моя самая простая победа в воздухе. Куда сложнее было дотянуть до соседнего аэродрома: бензин кончался, и горело все кругом». Под первым бомбовым ударом сгорели и трибунал, и тюрьма, где он сидел, погибли многие его командиры и товарищи. Живые о приговоре не вспоминали. Своего «освободителя» в велюровой шляпе он больше не встречал. Летал почти ежедневно. Сбивал он, сбивали и его, но до осени ему везло. А в сентябре после тяжелого воздушного боя он посадил машину в полубессознательном состоянии: прострелили легкое. Госпиталь дал заключение: к летной работе не годен. Он самовольно вернулся в полк, стал начальником штаба. Пробовал летать, но во время сложного боя из-за перегрузки на крутых виражах горлом хлынула кровь. Он понял, что для авиации теперь не годится. Из госпиталя поехал в Москву. Добился, чтобы его послали в танковое училище как профессионального специалиста по двигателям. Через год он уже командовал танковой бригадой, кажется, на Ленинградском фронте. О подвигах его танкистов «Правда» напечатала большой очерк. Иконостас орденов на груди становился все богаче. Орден Суворова он получил за операции в районе Тихвина. И в тот же день шальной снаряд разорвался рядом, когда он выходил из командирского блиндажа. Тяжелые ранения в обе руки и в голову, контузия и новая длинная дорога по госпиталям. Таково было содержание первой передачи С. С. Смирнова о Николае Белогубе.
Так вот, даже став безруким, не пожелал сразу проститься с армией Николай Белогуб: преподавал в танковом училище и ушел на инвалидность только через несколько лет после войны. Поступил на учебу в юридическую школу и стал судьей в Донецке. Славился своей принципиальной честностью. Страна готовилась отметить 20-ю годовщину со дня Победы. По предложению Н. С. Хрущева был подготовлен проект Указа о присвоении звания Героя Советского Союза двадцати участникам войны. Был в этом проекте и Николай Данилович Белогуб.
Думаю, что на сем мы тему Белогуба закроем и перейдем к адмиралу. Однако мы его года 3 назад подробно обсудили на форуме.
С уважением Ю.

Страниц: 1 2

  • Форум
  •  » Советский флот в ВОВ
  •  » Первый приказ открытия огня отданный в Великой Отечественной войне был отдан на флоте в 03.06 22 июня 1941 года.

Board footer