Сейчас на борту: 
Cobra,
Dilandu,
H-44,
Пересвет
   [Подробнее...]

#1 12.01.2014 20:12:04

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1414




Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

8
*
знатная заметка!

Отвечал на вопрос итальянскому камраду (http://tsushima.su/forums/viewtopic.php … 27#p781327), еще раз присмотрелся к эпизоду 22/23.10.42. Несколько лет назад, наткнувшись на это событие, сделал себе в черновых файлах пометку "Разобраться!". Вот сейчас и посмотрел по случаю.

Не вдаваясь в мелкие подробности, дело было так.
В ночь на 23.10.42 пара катеров Кочиева (ТКА-73 и СМ-3) выпустили 3 торпеды вглубь Двуякорной бухты, где регулярно отстаивались немецкие прибрежные конвои. Под огнем батарей катера разделились и возвращались в базу порознь. Немецкие батареи заявили 1 катер потопленным, но Адмирал Черного моря засчитал его "предположительно потопленным". Фактически катера не пострадали, так что осторожность немецкого адмирала оправдана.

В это время из рейда к Туапсе в базу возвращались 4 немецких ТКА (S102, 49, 26, 28). Они обнаружили СМ-3 прямо у своей базы (Иван-Баба) и начали преследовать его попарно с левого и правого борта. СМ-3 сначала не отвечал на огонь, считая, что нарвался на обычный дозор и стараясь раствориться в темноте. Но потом вынужденно принял бой, который длился 45-минут. Кончилось всё тем, что СМ-3 сумел всадить длинную пулеметную очередь в рубку S49. Тот резко отвернул, затем преследование прекратили и остальные. СМ-3, имея всего 2 пулемета, успешно отбился от подавляюще превосходящего противника и ушел вообще без повреждений и потерь, хотя немцы наблюдали многочисленные попадания. Состояние моря - 2 балла.

У немцев (согласно KTB 1.S-Fl., т.е. ЖБД 1-й флотилии ТКА) на S49 был тяжело ранен в голову командир, легко ранен еще 1 человек, катера имели небольшие повреждения. S49 был объявлен небоеготовым из-за отсутствия командира.

Материалистическое объяснение такому исходу боя наверняка есть, но я сходу его не нахожу. Надо разбираться. Прямо тема для небольшой статьи.

В многотомной "Хронике" этот набег есть, но бой почему-то не упомянут. Я уж думал, что это неизвестный науке факт. Но, проверив "Боевую летопись ВМФ 1941-42", обнаружил, что это не так. Там написано (только по нашим данным), что СМ-3 на отходе 45 минут вел бой с 4 ТКА и без ущерба для себя повредил 1 из них (это точно соответствует Отчету 1-й БТКА за октябрь 1942). Т.е. всё правильно, и проблема лишь в том, что этот действительно славный эпизод теряется на фоне других, не находящих реального подтверждения.

Та же "Летопись" зачем-то пишет, что в ходе набега был потоплен танкер, хотя командиры катеров доложили просто о том, что торпеды взорвались в районе бухты. По немецким данным, 1 торпеда разрушила переходный мостик к торпедной станции, еще 1 выскочила на берег и не взорвалась. 3-я торпеда в документах следов не оставила, м.б. просто затонула.

В общем, сам набег особых материальных результатов не принес, если не считать загубленного мостика. Зато бой СМ-3 - безусловно, героическая страничка истории нашего флота. И, можно сказать, до сих пор никому не известная.

Отредактированно А. Кузнецов (16.01.2014 20:35:22)

 

#2 12.01.2014 20:37:26

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 9773




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

3

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #781367
бой СМ-3 - безусловно, героическая страничка истории нашего флота.

Замечу, такая героическая страничка не единственная и очень походит на бой в ночь на 6 июля 1943 г. СКА № 062 с четырьмя шнелльботами.
СКА № 062 и ПК № 0144 выходили в район м. Утриш для высадки разведгруппы, но из-за наличия противника в намеченном месте на берегу были вынуждены вернуться. При возвращении катера разделились, и в это время СКА № 062 столкнулся с немецкими S-28, -40, -47, -51. В завязавшемся бою малый охотник добился попадания одного снаряда и нескольких пулеметных попаданий в немецкие катера. На самом СКА № 062 после четырех выстрелов разорвался ствол носового орудия, от огня ТКА погибли командир В. М. Кирпиченко и еще два моряка. Малый охотник оторвался от противника и прибыл в базу.
Кстати, не так давно в местном музее увидел стенд об этом бое под названием "Один против пяти". На этом стенде с использованием воспоминаний бывших членов экипажа и вырезок из газет того времени рассказывается, как СКА № 062 потопил два немецких катера, которые попаданиями снарядов разорвало на мелкие куски, а еще один горящий и полузатопленный шнелльбот немцы утащили на буксире.
Мой мягкий намек сотрудникам музея о том, что было не совсем так, понимания не нашел.


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

 

#3 12.01.2014 21:22:13

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1414




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

vas63 написал:

Оригинальное сообщение #781381
Замечу, такая героическая страничка не единственная и очень походит на бой в ночь на 6 июля 1943 г. СКА № 062 с четырьмя шнелльботами.

Хоть это, наверное, и смешно, вступлюсь за "бóльшую героичность" СМ-3.

1. СКА-062 всё-таки имел 2-45 и 2 пулемета (он к тому времени имел стандартное вооружение?), а СМ-3 - только 2 пулемета.
2. Бой вела только одна пара шнельботов (S28 и S47), а СМ-3 бился с четырьмя.
3. СМ-3 остался невредим, а СКА-062 пострадал.

Конечно, СКА-062 отстрелялся хорошо - 45-мм попадание в мостик S47 и одно "12-мм" попадание, т.е 12,7-мм из ДШК, в левый мотор. Но тут у немцев потерь в личном составе не было, а СМ-3 продырявил голову целому командиру ТКА (надо бы поискать, что с ним было дальше).

vas63 написал:

Оригинальное сообщение #781381
Мой мягкий намек сотрудникам музея о том, что было не совсем так, понимания не нашел.

Ну это же музей. Нормально :)

Отредактированно А. Кузнецов (12.01.2014 23:54:16)

 

#4 12.01.2014 22:03:50

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 9773




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

Все они были героями


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

 

#5 12.01.2014 22:18:30

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1414




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

vas63 написал:

Оригинальное сообщение #781424
Все они были героями

Это несомненно

 

#6 12.01.2014 23:31:49

Буйный
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3138




Вебсайт

Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

У нас всегда пиарили только бой на БФ где "два против тринадцати" в 1943 г.


С уважением.

 

#7 12.01.2014 23:38:01

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 9773




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #781472
У нас всегда пиарили только бой на БФ где "два против тринадцати" в 1943 г.

Там тоже было слегка преувеличено, на самом деле было пять финских  катеров VMV-8, 9, 10, 11, 17 против наших МО-207 и 303


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

 

#8 13.01.2014 18:31:41

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 11952




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

1

23 октября звено торпедных катеров в составе "ТКА-73" и "СМ-3" под командованием теперь уже капитан-лейтенанта К. Г. Кочиева получило задание произвести поиск кораблей и плавсредств противника у мыса Ильи и Киик-Атлама. Достигнув коммуникации Феодосия - Керчь и не обнаружив здесь вражеских кораблей, катера подошли к бухте Двуякорной.

В 4 часа 20 минут, воспользовавшись тем, что внимание противника было отвлечено обстрелом нашего самолета, возвращавшегося после бомбардировки Феодосии через Двуякорную, они выпустили три торпеды (две с "ТКА-73" и одну с "СМ-3"), которые взорвались в районе бухты. Атака оказалась неожиданной для гитлеровцев. Включив три мощных прожектора, они перекрыли световой завесой выход из бухты, сосредоточив по завесе мощный артиллерийский огонь. Но усилия гитлеровцев были запоздалыми: торпедные катера вырвались в море раньше постановки световой завесы. Установив это, вражеские прожектористы начали искать их в море. Каждый раз, когда торпедные катера попадали в лучи и под артиллерийский огонь, капитан-лейтенант Кочиев (он находился на борту "ТКА-73") и командир "СМ-3" старший лейтенант Турин сбрасывали на воду дымовые шашки и прикрывались шапкой дыма. Немцы, считая, что советский катер поврежден, задерживали лучи прожектора и артиллерийский огонь "а шапке дыма, а катера тем временем уходили дальше. Так повторялось несколько раз, пока катера не вышли из зоны действия прожекторов и обстрела.
Здесь командир "СМ-3" доложил капитан-лейтенанту Кочиеву, что левая торпеда на его катере из-за отказа запальной трубки осталась на борту. Командир отряда приказал устранить неисправность и повторить атаку. В 5 часов 40 минут "СМ-3" вновь вошел в бухту Двуякорную, произвел выстрел торпедой по причалам и под огнем противника начал отходить в базу{28}.
В 6 часов 05 минут торпедный катер "СМ-3" подвергся преследованию четырех вражеских торпедных катеров, имевших большую скорость хода и более сильное вооружение. Через 15 минут советский катер был окружен. В двух кабельтовах справа от него и на таком же расстоянии слева находилось по два вражеских катера. Личный состав "СМ-3" решил принять неравный бой. Против их двух пулеметов ДШК действовали четыре автоматические пушки и восемь крупнокалиберных пулеметов противника.

Бой начался в 6 часов 20 минут. Маневрируя на 30-узловой скорости, "СМ-3" отражал атаку гитлеровцев. В 7 часов 10 минут в результате меткого огня загорелся и вышел из строя концевой катер противника, шедший с правого борта, вскоре загорелся и другой катер. Вражеские катера, маневрировавшие с левого борта, не выдержали боя и легли на обратный курс. Победа в этом беспримерном в истории торпедных катеров бою досталась советским морякам, проявившим исключительную стойкость и боевую выучку.

Налет торпедных катеров "ТКА-73" и "СМ-3" на бухту Двуякорную весьма поучителен. Прежде всего катерники правильно выбрали место и время атаки. Они атаковали причалы в тот момент, когда огневые средства и внимание противника были отвлечены нашим пролетавшим самолетом. Катерники умело использовали дымовые шашки для маскировки и отрыва от противника. Этот прием в дальнейшем широко применялся экипажами торпедных катеров на всех советских флотах. http://www.anapacity.com/dayving-anapa/ … rovoy.html


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

 

#9 13.01.2014 21:03:43

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1414




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #781733
командир "СМ-3" старший лейтенант Турин

Гурин Михаил Кириллович (1917). Пал смертью храбрых в сентябре 1943 при высадке в Новороссийском порту.

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #781733
В 7 часов 10 минут в результате меткого огня загорелся и вышел из строя концевой катер противника, шедший с правого борта, вскоре загорелся и другой катер.

Интересно, кто придумал задним числом эти "красивости" про пожары на 2 катерах. В отчете БТКА записано: "07.10 концевой ТКА противника, идущий с правого борта, после очередной длинной пулеметной очереди с ТКА СМ-3, пронизавшей рубку ТКА противника, видимо поврежденный, резко отвернул вправо и лег на обратный курс." И всё.
Т.е. в отчете есть только то, что действительно видели с нашего катера. И это полностью соответствует немецкому донесению. S49 был ведомым первой пары шнельботов.

 

#10 13.01.2014 21:29:35

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 11952




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #781814
Интересно, кто придумал задним числом эти "красивости" про пожары на 2 катерах.

А на что замполит дивизиона или бригады ТКА?
Сам факт интересен ибо катера типа СМ создавались пол влиянием "шнельботов№:
С целью придания торпедным катерам большого радиуса действия и лучшей мореходности перед войной были разработаны проекты больших торпедных катеров: Д;2, Д-3, СМ-3 и CM-4-14 них отразилось стремление создать катера дальнего действия. Катера Д-2 и Д-3 были безреданными с глиссирующими остроскулыми обводами деревянного корпуса. Корпуса катеров СМ-3 и СМ-4 были сделаны из тонкого стального листа (СМ означало <стальной мореходный>, а цифры-количество установленных на катере моторов). Из четырех проектов только катер проекта Д-3 пошел в серию. http://commi.narod.ru/txt/burov/423a.htm
ТАК, ЧТО НЕ ДАРОМ ТУПОЛЕВ ПОШЁЛ НА "ЗОНУ"
Туполевские катера могли действовать торпедами при волнении до 2 баллов, а держаться в море — до 3 баллов. Плохая мореходность проявилась прежде всего в заливании мостика катера даже при самом незначительном волнении и, в частности, сильном забрызгивании открытой сверху очень низкой ходовой рубки, затрудняющем работу команды катера. Производной от мореходности была и автономность туполевских катеров — их проектная дальность никогда не могла быть гарантирована, так как зависела не столько даже от запаса топлива, сколько от погоды. Штормовые условия в море бывают сравнительно редко, но свежий ветер, сопровождающийся волнением 3–4 балла, явление, можно сказать, нормальное. Поэтому каждый выход туполевских торпедных катеров в море граничил со смертельным риском вне всякой связи с боевой деятельностью катеров. Война в Испании подтвердила неэффективность реданных катеров. В мае 1937 г. транспорт «Санто Томе» доставил в порт Картахена четыре катера Г-5. Небольшая дальность плавания и плохая мореходность не позволили использовать их по назначению, и катера использовались в основном для сопровождения транспортов. Но и тут они действовали крайне неудачно. Так 30 июля 1937 г. республиканские транспорты, сопровождаемые двумя Г-5, были атакованы недалеко от Барселоны итальянской летающей лодкой «Савойя». Один из катеров, поврежденный огнем с самолета, загорелся, выбросился на мель и взорвался, а другой также был поврежден, но сумел уйти.

В октябре 1937 г. три республиканских катера Г-5, патрулировавшие у Аликанте, были атакованы самолетом «Дарнье». Один из катеров был поврежден, и катера обратились в бегство. Между тем у франкистов шесть килевых торпедных катеров германской фирмы «Люрссен» действовали куда более успешно. http://www.histussr.ru/hussrs-72-8.html


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

 

#11 13.01.2014 21:39:38

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9154




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

2

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #781820
А на что замполит дивизиона или бригады ТКА?

Интересное кино. Цитируете текст интернет-сайта, а виноваты во всем замполиты.

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #781820
Сам факт интересен ибо катера типа СМ создавались пол влиянием "шнельботов№:

И где в приведенной Вами ниже цитате говорится про влияние "шнелльботов"?

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #781820
Поэтому каждый выход туполевских торпедных катеров в море граничил со смертельным риском вне всякой связи с боевой деятельностью катеров.

Ужасный смертельный риск. И сколько ТКА типа Г-5, вышедших в море в годы ВОВ стали жертвой не противника, а погоды?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#12 13.01.2014 21:47:27

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 11952




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #781824
И сколько ТКА типа Г-5, вышедших в море в годы ВОВ стали жертвой не противника, а погоды?

А они и не выходили в непогоду...

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #781824
И где в приведенной Вами ниже цитате говорится про влияние "шнелльботов"?

Потребность в таких кораблях выявилась на учениях Тихоокеанского флота еще в 1935 году. На разборе командующий флотом М. Викторов, оценивая действия малых туполевских катеров Ш-4 и Г-5, сказал: «Для открытых театров, таких, как Тихоокеанский, нужны торпедные катера большего водоизмещения и радиуса действия, способные плавать при волнении по крайней мере в пять баллов». И действительно, низкая мореходность катеров, особенно типа Ш-4, ни для кого не была секретом. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Выпуск торпед гарантировался при волнении не свыше 1 балла, а просто находиться в море катера могли при волнении не свыше 3 баллов. Из-за низкой мореходности Ш-4 и Г-5 лишь в очень редких случаях обеспечивали проектную дальность хода, зависевшую не столько от запаса топлива, сколько от погоды.

Этот и ряд других недостатков во многом были обязаны «авиационному» происхождению катеров. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у Ш-4 и Г-5 была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же время создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

Это оказалось очень большим минусом во время боевых действий: десантников приходилось сажать в желоба торпедных аппаратов — размещать их больше было негде. Из-за отсутствия плоской палубы Ш-4 и Г-5, несмотря на сравнительно большие запасы плавучести, практически не могли перевозить серьезный груз.

Другими «авиационными» недостатками туполевских катеров были закрытые профили: они оказались чрезвычайно дорогими и неудобными в судостроительном производстве. Подводил и материал, из которого изготовлялись их корпуса. Коррозия «сжирала» дюралюминий буквально на глазах, поэтому корабли приходилось сразу по возвращении с задания поднимать на стенку.

Все это побудило моряков ускорить разработку и выдачу промышленности заданий на проектирование более крупных и мореходных торпедных катеров для Северного и Тихоокеанского флотов. Осенью 1935 года группа конструкторов приступила к проектированию торпедных катеров со стальным корпусом СМ-3 и СМ-4 (CМ — стальной мореходный) с тремя и четырьмя моторами, другая группа начала проектировать по тому же заданию катера Д-2 и Д-3 с деревянными корпусами.К тому времени, когда флот начал получать первые серийные Д-3, промышленность завершила постройку опытного образца СМ-3. В феврале 194! года комиссия приступила к испытанию нового катера. При первых же выходах в море обнаружилось, что из-за недостаточной жесткости корпуса обшивка в районе фундаментов высокооборотных двигателей сильно вибрирует. Но все, однако, обходилось благополучно, пока катер не вышел на мореходные испытания. «Вот тогда и случилась беда, — вспоминал Никитин, — на 42-узловой скорости корпус из тонкой четырехмиллиметровой стали дал трещину, и в отсеки начала поступать вода. Трещина проходила посередине моторного отсека, почти от борта к борту, что грозило разломить катер надвое четырехбалльной волной. Пришлось сбавить обороты и повернуть на курс в базу. К счастью, СМ-3 успел подойти к причалу, и поступление воды в катер прекратилось».

Придя к выводу, что рекомендовать СМ-3 к серийному производству нельзя, комиссия в то же время предложила усилить набор корпуса поврежденного катера дополнительными шпангоутами и стрингерами. Пусть катер станет тяжелее, решили члены комиссии, пусть он станет тихоходнее, но зато черноморская бригада получит еще один торпедный катер дальнего действия. Всего через несколько месяцев грозные события Великой Отечественной войны подтвердили дальновидность специалистов и мудрость их решения…http://www.pandia.ru/90074/

Отредактированно helblitter (13.01.2014 21:49:06)


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

 

#13 13.01.2014 23:40:05

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9154




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #781827
А они и не выходили в непогоду...

Регулярно бывали случаи, когда погода ухудшалась в тот момент, когда катера достигали района поиска и возвращаться им приходилось в условиях сильного волнения. И как ни странно, ни один не утонул.

Зачем Вы приводите мне цитаты из чужих трудов, нисколько не приближающие к ответу? Или Вы считаете, что любой более-менее мореходный катер это в основе "шнелльбот"? Смею Вас заверить, что это не так.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#14 13.01.2014 23:56:38

CAM
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6351




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #781814
Т.е. в отчете есть только то, что действительно видели с нашего катера. И это полностью соответствует немецкому донесению. S49 был ведомым первой пары шнельботов.

А есть информация на какой дистанции и при каком волнении велась перестрелка? Хотя, про волнение нашел - 2 балла.

Отредактированно CAM (14.01.2014 00:16:02)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

 

#15 14.01.2014 00:05:23

CAM
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6351




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #781827
Всего через несколько месяцев грозные события Великой Отечественной войны подтвердили дальновидность специалистов и мудрость их решения…

??? Он ВО ВСЕМ уступал "шнелльботам".


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

 

#16 14.01.2014 01:15:31

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1414




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #781873
А есть информация на какой дистанции

В отчете БТКА есть упоминание только о дистанции в начале боя - 2 каб.

Немцы пишут, что в начале боя дистанция была 2000 м, море 3 балла. Насчет дистанции м.б. и нет противоречия, т.к. СМ-3 некоторое время не отвечал на огонь, для него бой начался как бы позже.

 

#17 14.01.2014 14:21:24

CAM
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6351




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #781883
Немцы пишут, что в начале боя дистанция была 2000 м, море 3 балла.

Судя по времени - начало боя в 06.20 23 октября, бой проходил в темноте и стрельба из 12 - 20-мм стволов на указанной дистанции в 2 км при волнении 3 балла и скорости в 30 узлов - салют друг другу.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

 

#18 14.01.2014 14:38:52

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 11952




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #781868
Или Вы считаете, что любой более-менее мореходный катер это в основе "шнелльбот"? Смею Вас заверить, что это не так.

В 1935 году единственным в мире производителем килевых ТКА была фирма "Люрсен"

CAM написал:

Оригинальное сообщение #781874
??? Он ВО ВСЕМ уступал "шнелльботам".

СМ-3
Водоизмещение 34 т. Размерения 20.8 х 3.9 х 1.5 м. 3 бензиновых ДВС, 3600 л.с. Скорость 30/24 узла, дальность 380 миль. Вооружение: 2 х 533 мм торп.аппарата, 2 х 12.7 мм пулемета.
Тип S-26
(97 единиц)
S-26 — S-29, S-38 — S-53, S-62 — S-138. Вошли в строй в 1940–1943 гг.

    92,5/112 т; 34,94x5,28x1,67 м; 3 диз., 6000 л.с.; 39 уз.; 13,5 т соляра; 700 (35) миль. Эк. 24–31 чел. 2–533-мм ТА, 2–20-мм. http://www.seav.ru/ships-2-nd-world-war … 35-gg.html
Что-то не сходится..
Уж больно большая разница с скоростях (9 узлов)


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

 

#19 14.01.2014 15:13:45

CAM
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6351




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #782007
Что-то не сходится..
Уж больно большая разница с скоростях (9 узлов)

ТТХ катеров правильные.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

 

#20 14.01.2014 16:20:00

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 11952




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #782016
ТТХ катеров правильные.

Превосходство по скорости позволяло вести огонь по траверзам, а по описанию немцы держались на раковинах. Организоать точный огонь не позволяет конструкция носовой турели  "шнельботов". Фактически, немцы вели бесприцельный огонь в надежде на случайные попадания. Тумбовая установка ДШК при ручной наводке обеспечивает более точный огонь.Фактически, из-за допущенных тактических ошибок, немцы не смогли использовать вооружение.


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

 

#21 14.01.2014 16:29:33

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1414




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #782003
стрельба из 12 - 20-мм стволов на указанной дистанции в 2 км при волнении 3 балла и скорости в 30 узлов - салют друг другу

С 2 км и при волнении 3 балла на 30 узлах - да, с точностью огня должны были быть проблемы. Но они же потом сблизились. И потом, в целом рапорт Гурина был явно точнее немецкого. Действия немцев описаны в отчете БТКА так, как будто наши прямо в октябре 1942 ЖБД немецкой флотилии прочитали. Такая точность, прямо скажем, не часто случалась. Может, Гурин и насчет дистанции в 2 каб. был прав, и насчет волнения 2 балла, а не 3?

Вообще непонятно, почему немцы не смогли догнать СМ-3. Почему, будучи гораздо крупнее и устойчивей, не смогли в него попасть ни разу (и при этом наблюдали многочисленный попадания). На отказы оружия, обычные в таких случаях, нет ни одного намека.

Причину прекращения боя командир немецкой флотилии сформулировал интересно: прервал погоню, т.к. дальнейшие потери не оправдывали возможный результат. Не знаю, что и сказать.

Еще вспоминается эпическое событие на Азовском море, когда шнельботы довольно долго бились с одним нашим сейнером и, типа, утопили его. А на самом деле добились попадания одной пулей, без последствий. Я этот случай в статье про бронекатера на Азовском море упоминал.

И ведь это те же шнельботчики, которые в других случаях вели вполне успешные бои. Грешным делом вдруг подумалось - может, у немцев случались перебои с панцершоколадом? :)

Отредактированно А. Кузнецов (14.01.2014 16:40:59)

 

#22 14.01.2014 17:46:42

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 11952




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #782038
И ведь это те же шнельботчики, которые в других случаях вели вполне успешные бои.

Если удавалось ввести в бой тумбовую установку. Носовая турельная жёстко связана с корпусом, что видно на фото
http://www.rusantikvar.ru/forum/viewtop … &t=569
http://warweapons.ru/wp-content/uploads … 84aAaA.jpg


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

 

#23 14.01.2014 18:10:59

CAM
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6351




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #782036
Превосходство по скорости позволяло вести огонь по траверзам, а по описанию немцы держались на раковинах.

Так они и висели на траверзах. По этому варианту описания

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #781733
В 6 часов 05 минут торпедный катер "СМ-3" подвергся преследованию четырех вражеских торпедных катеров, имевших большую скорость хода и более сильное вооружение. Через 15 минут советский катер был окружен. В двух кабельтовах справа от него и на таком же расстоянии слева находилось по два вражеских катера. Личный состав "СМ-3" решил принять неравный бой. Против их двух пулеметов ДШК действовали четыре автоматические пушки и восемь крупнокалиберных пулеметов противника.

все очень правдоподобно.

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #782038
Вообще непонятно, почему немцы не смогли догнать СМ-3.

См. выше. Поражен был задний в правой линии противник. При бое вдогон он был бы недосягаем для советского кормового пулемета.

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #782036
Тумбовая установка ДШК при ручной наводке обеспечивает более точный огонь.

Теоретически - да. А на максимальной скорости при маневрировании и 2-3 бальном волнении? Тут стрелкам бы на палубе удержаться.

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #782038
Причину прекращения боя командир немецкой флотилии сформулировал интересно: прервал погоню, т.к. дальнейшие потери не оправдывали возможный результат.

Есть предположение, исходя из продолжительности перестрелки, что у немцев попросту закончились боеприпасы, а идти на таран оказалась кишка тонка.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

 

#24 14.01.2014 18:31:16

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 11952




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #782070
См. выше. Поражен был задний в правой линии противник. При бое вдогон он был бы недосягаем для советского кормового пулемета.

Зависит от растояния между мателотами, к тому же S-102 имел бронированную рубку и огонь вёлся по следующему в кильватере кораблю.
К тому, упоминается, что огонь вёл один пулемёт, судя по всему кормовой

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #781733
Против их двух пулеметов ДШК действовали четыре автоматические пушки и восемь крупнокалиберных пулеметов противника.

Кстати, где на люрсенах крупняки?

Отредактированно helblitter (14.01.2014 18:32:28)


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

 

#25 14.01.2014 18:53:11

AVV
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Киев, Украина
R.N. Littorio
Сообщений: 7318




Re: Почти бриг "Меркурий". Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов.

День добрый!

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #782077
Кстати, где на люрсенах крупняки?

ЕМНИП, на некоторых катерах стояли спаренные 15-мм. MG 151 (вроде в корме).
П.С. Вот нашел:
В результате кормовая огневая точка могла оснащаться либо спарен­ным, либо счетверенным (так называ­емый «фирлинг») 20-мм автоматом, а дополнительно оборудованная огневая точка за рубкой — одноствольной 20-миллиметровкой либо спаренным 15-мм пулеметом MG-151/15. Число легких пулеметов могло достигать шести.
http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazin … _02/04.htm

Отредактированно AVV (14.01.2014 18:55:24)


Molti nemici - molto onore

 

Board footer