Сейчас на борту: 
O56,
petry,
Strannik4465,
Алекс
   [Подробнее...]

Страниц: 1

  • Форум
  •  » Бой при Чемульпо
  •  » Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

#1 27.01.2014 09:31:18

VARAVIN.N.A.
Гость




Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

В Южной Корее произошло важное событие, связанное с ратной историей России. В ходе визита в эту страну президента России Дмитрия Медведева в ноябре 2010 г. ему в тор-жественной обстановке был передан флаг легендарного русского крейсера «Варяг». Церемония прошла в Сеуле в российском посольстве. Флаг с «Варяга» Дмитрию Медведеву передал мэр города Инчхона (бывший Чемульпо), где в местном музее хранились некоторые реликвии с крейсера. Крейсер стал легендой после неравного боя с японской эскадрой близ Инчхона (бывший Чемульпо) во время Русско-японской войны 1904 года - получивший серьезные повреждения, он был за¬топлен его командой, но врагу не сдался.
Вручение флага «Варяга» российскому президенту дает повод вновь вернуться к подвигу русских моряков, к его известным и мало¬известным страницам. Тем более что волны времени размывают детали этого подвига и не все сегодня имеют о нем четкое представление, особенно молодежь.
О подвиге экипажа «Варяга», в общем-то, известно многое, хотя широкой публике - далеко не все. И хотя подвигу - более ста лет, но¬вые факты открылись в последние годы.
Крейсер 1-го класса «Варяг» был одним из лучших в отечественном флоте. В его состав корабль вошел в 1901 году. Не всем известно, что «Варяг» по заказу российского правительства был построен в Америке, на верфи в Филадельфии.
Крейсер 1-го ранга был спущен со стапелей судостроительного завода «В. Кремп и сыновья» (в американском городе Филадельфия), в октябре 1899 г. Заказ на него сделало царское правительство.
По тому времени «Варяг» являлся одним из сильнейших и быстроходных кораблей в классе броненосных крейсеров. Он имел водоизмещение 6500 т., проектную скорость в 24,5 узла, которую ему обеспечивали две паровые машины общей мощностью 20 тыс. лошадиных сил. Экипаж состоял из 573 человек. Корабельное вооружение состояло из двенадцати 152-мм (6-дюймовых), двенадцати 75-мм орудий, десяти малокалиберных (47-мм) пушек и шести торпедных аппаратов.
Царю так понравился «Варяг», что он включил его в конвой императорской яхты «Штандарт».
В декабре 1902 г. командиром «Варяга» был назначен капитан 1-го ран¬га Всеволод Федорович Руднев, один из передовых офицеров российского       флота того времени. Командир «Варяга» родился 19 августа 1855 г. в Тульской области. Он был из рода потомственных моряков — его отец, Федор Руднев, служил на флоте и ушел в отставку в чине капитана 1-го ранга. По отцовским стопам пошел сын, окончивший в 1876 г. Морской корпус.
Большую часть своей флотской службы Руднев провел в море. Молодым офицером он участвовал в кругосветном плавании 1880—1883 гг. на крейсере «Африка». Затем последовательно командовал миноносцами «Котлин», «Вы¬борг» и «Скат», канонерской лодкой «Гремящий», броненосцами «Адмирал Грейг» и «Чародейка». Перед назначением на «Варяг» служил старшим помощ¬ником начальника порта в Порт-Артуре. Новому командиру было 47 лет.
В. Ф. Руднев, сторонник С. О. Макарова, ценил простых матросов, относился к ним по-человечески, заботился о нуждах команды. В экипажах кораблей, на которых Рудневу довелось служить, любили и уважали требова¬тельного к себе и подчиненным офицера.
В конце декабря 1903 г. крейсер «Варяг» назначается стационаром в распоряжении русского посла в Сеуле. Перед Новым годом корабль прибыл в Чемульпо, где стояли русские крейсер «Боярин» и канонерка «Гиляк» (вскоре они ушли с донесением в Порт-Артур). Здесь же находились корабли-ста¬ционары Англии, Италии и США. Подошел и французский крейсер. 4 ян¬варя прибыла канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана 2-го ранга Г. П. Беляева. Канонерка поступила в подчинение Рудневу.
8 января 1904 года (по новому стилю) началась война с Японией. Началась с коварного нападения японской эскадры на российские корабли, стоявшие на рейде Порт-Артура. В это время канонерка «Кореец» и крей¬сер «Варяг» находились в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон). Они получили предписание срочно соединиться со своими силами. Но на выходе из порта путь преградили 15 японских кораблей. Командующий эскадрой контр-адмирал Сотокити Уриу передал на «Варяг» ультиматум:
«Командиру крейсера «Варяг» Император¬ского Российского флота.
Сэр! Ввиду начала военных действий меж¬ду Японией и Россией я имею честь почтительнейше просить Вас покинуть со всеми су¬дами, находящимися под Вашей командой, порт Чемульпо до полудня 27 января 1904 го¬да. В противном случае я атакую Вас в порту.
Имею честь быть Вашим почтительнейшим слугой.
Сотокити Уриу, контр-адмирал Императорского Японского флота и командующий Японской эскадрой на рейде в Чемульпо».
Одной из причин того, что Уриу потребовал покинуть нейтральный порт, было нахождение в нем боевых кораблей других стран. Командиры французского крейсера «Паскаль», английского «Тэлбот», итальянского «Эльба» и американской канонерской лодки «Виксбург» получили уведомление японского контр-адмирала Уриу о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли.
На военном совете было решено с боем пробиваться из порта. Шансы на прорыв были, учитывая боевые и скоростные характеристики «Варяга». К тому же командир крейсера капитан 1 ранга Руднев был блестящим морским офицером. Но он не мог бросить в беде тихоходный «Коре¬ец». Понятия о чести у офицеров флота высо¬ко блюлись со времен Петра Великого. О сдаче в плен не могло быть и речи - это не в тра¬дициях русских военных моряков. «Никаких вопросов о сдаче не может быть - мы не сдадим крейсера, ни самих себя и будем сражать¬ся до последней возможности и до последней капли крови». С такими словами Руднев обратился к экипажу. Эти слова моряки встретили взрывом энтузиазма. Как потом вспоминал сам Всеволод Федорович, «отрадно было ви¬деть проявление такой горячей любви к свое¬му Отечеству». Дружным «ура!» поддержали речь командира моряки «Варяга». Оркестр заиграл государственный гимн России. С таким же воодушевлением встретил известие о предстоящем бое экипаж «Корейца». Даже вольнонаемный кок ка-нонерской лодки Аким Криштофенко отказался съехать на берег и укрыться в русском консульстве (на что он имел полное право), заявив:
—    Умирать, так уж всем вместе!..
Корабельный врач М.Л. Банщиков писал позднее: «С благоговением вспо¬минаю незабвенную картину общего громадного подъема духа; казалось, нет преграды этим преобразившимся людям».
9 января 1904 года в 11 часов 20 минут «Ва¬ряг» и «Кореец» направились к выходу с рей¬да. Моряки с иностранных судов отдавали на¬шим кораблям честь, а итальянцы заиграли русский гимн. «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!» - пи¬сал потом командир французского крейсера «Паскаль» капитан 1 ранга Сенес.
Японцы поджидали «Варяга» и «Корейца» в шхерах. Русскому бронепалубному крейсеру и устаревшей канонерской лодке враг противопоставил пятнадцать боевых единиц.
В тот лень адмирал Уриу имел под рукой броненосный крейсер «Асама» (флагман-ский корабль, гораздо более мощный, чем русский «Варяг»), броненосные крейсера «Нанива», «Такачихо». «Найтака», «Акаси» и «Чиода», восемь миноносцев — «Чидори», «Хаябуси», «Манадзуру», «Насасаги», «Аотака», «Хато», «Кари» и «Цубаме», посыльное судно «Чихайя».
Число орудий на японских кораблях в три раза превосходило число орудий на «Варяге» и «Корейце». А торпедных аппаратов у неприятеля было пять раз больше. Многократное превосходство эскадра адмирала Уриу имела и в «весе» артиллерийского залпа.Про¬тив русских двух 203-мм и тринадцати 152-мм орудий и семи торпедных аппаратов го¬товились вести огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок три тор¬педных аппарата. Это было более чем тройное превосходство!
Быстроходное и сильное судно-разведчик, способное в стремительном нападении нанести кроткий и мощный удар, «Варяг», будь он в открытом море, двигаясь со своей рекордной скоростью, был опасным и грозным противником. Японская эскадра, безусловно, не досчиталась бы нескольких кораблей. Но вместо простора для маневра сейчас был узкий трехмильный фарватер, изобилующий подводными камнями и отмелями. Трагедия «Варяга» состояла в том, что он вынужден был идти постоянным курсом строго по фарватеру, причем с малой скоростью, — и неминуемо оказывался под сосредоточенным артиллерийским огнем сразу всех шести японских крейсеров. В этом случае результат морского боя решался простым соотношением числа пушек на русских и японских кораблях.
И еще одно обстоятельство. Броненосный крейсер «Асама» скрывал всю свою артиллерию и ее прислугу за броней башен и казематов. А у русских кораблей была открытая палубная артиллерия. А крупнокалиберные, устаревшие орудия «Корейца» били на близкое расстояние, и потому половину боя им пришлось бездействовать. Кроме того, при описании боевых действий на море в ходе русско-японской войны обычно забывают, что в русских снарядах было примерно в 5,5 раз меньше взрывчатого вещества, чем у японских (заимствованных у англичан). А применяемая противником шимоза в пол¬тора раза превосходила по мощности взрыва пироксилин, которым начинялись русские снаряды. Отсюда нетрудно подсчитать, во сколько раз мощность огня эскадры Уриу превосходила огонь «Варяга» и «Корейца»...
Завязался бой с превосходящими силами японцев. В 11.45 «Асама» с дистанции 7-8 км открыли огонь. Спустя две минуты загремели орудия «Варяга» и закипел беспощадный артиллерийский бои, продолжавшийся, по од¬ним данным, ровно час, по другим - 45 минут. Руднев приказал сосредоточить всю мощь огня на японском флагмане. Бо¬лее мощный «Асама» в ответ вел усиленный огонь. Остальные вражеские корабли почти безнаказанно обстреливали русский крейсер. Неравный морской бой разгорался. Вокруг «Варяга» вздымались и падали водяные столбы. Рас¬каленные осколки проносились над верхней палубой, разя моряков. На смену погибшим приходили товарищи. Раненые после перевязки вновь возвращались на боевые посты. Меткими залпами русские комендоры вскоре сбили на броненосном крейсере «Асама» мачты, разрушили кормовой мостик, серьезно повредили кормовую орудийную башню. Она бездействовала до конца боя. Удачный выст¬рел по японскому флагману принадлежал старшему комендору Федору Елизарову, командовавшему шестидюймовым орудием № 12 левого борта крейсера. Ветер раздувал пожар на «Асаме».
Несколько метких выстрелов пушек — и серьезные повреждения получил бронепалубный крейсер «Чиода». Из строя вражеской эскадры внезапно отделились два миноносца и устремились в торпедную атаку на русский корабль. Следует несколько залпов с «Варяга», и один из них идет ко дну. Второй, получивший несколь¬ко попаданий, сумел ретироваться из-под орудийного огня.
В 12 часов 05 минут при развороте (чтобы ввести в действие орудия лево¬го борта) два крупнокалиберных снаряда почти одновременно поразили «Варяг». Из-за взрыва одного из них крейсер лишается рулевого управления огонь, свернул в сторону и вышел из боя.
    Морской бой под Чемульпо продолжался. «Варяг» и «Кореец» (в который не было прямых попаданий), продолжали вести залповую стрельбу. Но на крейсере, начавшем сильно крениться на левый борт, одно за другим стали замолкать орудия.
Тогда Руднев принял решение выйти из боя, возвратиться в порт Чемульпо, подремонтироваться там и снова попытаться пойти на прорыв. Сильно израненный, но непобежденный «Варяг» с «Корейцем» (который огнем сво¬их орудий прикрывал отход) возвратились на рейд. В 12 часов 45 минут морской бой прекратился. Вскоре русские корабли встали на якорь во внутренней гавани Чемульпо.
За время боя «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, в том числе 425 шестидюймовых. Погибших оказалось 34 человека, раненых — 188. Из строя выбыла почти половина личного состава верхней палубы — комендоров, прислуги орудий, дальномерщиков и других. На палубе и бортах зияли многочисленные пробоины. Несмотря на заведенный второй пластырь и усиленную работу водоотливных насосов, крейсер продолжал медленно садиться в воду кормой. На канонерской лодке «Кореец» потерь в людях не оказалось...
Из двенадцати 152-мм орудий на «Варяге» ос¬талось только два, а из двенадцати 75-мм -семь, все 47-мм пушки выведены из строя.
Но самым ужасным было то, что из соста¬ва команды, находившейся на верхней палу-бе, выбыла почти половина. «Я никогда не за¬буду потрясающего зрелища, представившегося мне, - вспоминал капитан 1 ранга Сенес, поднявшийся на борт «Варяга» сразу после боя, - палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел».
На военном совете было решено «Варяг» затопить на чемульпском рейде, а «Кореец» взорвать, чтобы русские корабли не достались врагу. Экипажи их, в первую очередь раненых, приняли к себе французский, итальянский и английский стационары. Только командир американского судна отказался оказать помощь российским морякам. Даже раненым.
Бой «Варяга» полон не только драматиче¬ских эпизодов, но и примеров беспример-ного мужества русских моряков. Раненный в спину рулевой Снегирев, истекая кровью, до конца боя продолжал стоять у штурвала. Ординарец командира крейсера Чибисов, раненный в обе руки, не пошел в лазарет, заявив, что, пока жив, ни на минуту не оста¬вит своего командира. Получивший не¬сколько ранений машинист Крылов пода¬вал снаряды из порохового погреба до тех пор, пока не потерял сознание.
С самого начала боя и до момента затопления крейсера «Варяг» машинист-механик Варавин находился на боевом посту. Когда крейсер стал тонуть, он прыгнул в ледяную воду, и, ухватившись за бревно, держался за него до тех пор, пока его не подобрало итальянское судно.
Речь идёт о родном старшем брате моего деда Бориса Денисовича Варавина – Андрее Денисовиче. Он родился в 1881 году на четырнадцать лет раньше моего деда в городе Калаче Воронежской губернии. В октябре 1902 года был призван на военно-морскую службу, а в феврале 1903 года прибыл в сибирский флотский экипаж, где был зачислен в матросы второй статьи. 2 августа 1903 года он был зачислен в команду крейсера «Варяг» в 13-й флотский экипаж.
В то время на службу в военно-морской флот зачислялись рядовыми матросами только лица, имеющие неполное или полное среднее образование. Андрей Варавин перед службой на флоте закончил Калачеевское реальное училище и получил специальность механика. Для справки: в реальных училищах в царской России обучались 9 лет и вместе с неполным средним образованием обязательно давалась специальность. В этих учебных заведениях обучались дети из семей торговцев, рабочих, крестьян, т.е. лиц недворянского происхождения. Полное среднее образование получали только в гимназии дворяне или закончившие тезнические училища выпускники реальных училищ.
23 февраля 1904 года Варавин Андрей Денисович был награждён знаком отличия Военного Ордена 4 степени (Георгиевский крест) за № 97876, 31 августа 1904 года -- медалью в память о бое при Чемульпо, в 1954 году – государственной наградой СССР и России – боевой медалью «За отвагу».
      Японцам, несмотря на огромное численное превосходство над русскими кораблями, не удалось ни потопить их, ни тем более захватить. Капитан 1 ранга Руднев имел все основа¬ния позднее доложить командованию, что су¬да вверенного ему отряда «с достоинством поддержали честь Российского флага, исчер¬пали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду».
27 января 1904 года в 16.30 была взорвана канонерская лодка «Кореец». Затем со слезами на глазах герои «Варяга» покинули свой корабль. Последним сошел с него командир крейсера, бережно неся в руках иссеченный осколками корабельный флаг.
Адмирал Уриу и другие японские старшие офицеры были поражены мужеством русских моряков. Уриу дал команду оказать помощь раненым в госпитале Чемульпо наравне с японцами и распорядился не считать их пленными. Позже морем экипаж был доставлен в Россию.
Адмирал Уриу потом победно рапортовал, что у него нет потерь. До сих пор японцы офи¬циально ничего о них не сообщают. Но на деле противнику был нанесен существенный урон. 1105 снарядов выпустил за этот поистине исторический час русский крейсер, нанеся, по на¬шим данным, серьезные повреждения «Асаме» и «Такачио». Позже стало известно, что после боя пять японских кораблей пришлось отправить в ремонт. Неудивительно, что Уриу очень не любил вспоминать о том бое.
Весть о подвиге моряков «Варяга» и «Корейца» дошла до России раньше, чем их экипажи прибыли с Дальнего Востока в Одессу. Там их встречал весь город. Но еще до схода на берег героям Чемульпского морского боя прямо на палубе парохода прикрепили на грудь Георгиевские кресты. Все оставши¬еся в живых стали георгиевскими кавалерами.
В память о славном, героическом событии была учреждена специальная наградная медаль «За бой „Варяга" и „Корейца"». Ее получили все участни¬ки славного, пусть и проигранного, морского боя.
Прошли годы. В ознаменование 50-летия Чемульпского морского боя, прославившего русских военных моряков, в городе Туле со всей торжественностью был открыт памятник доблестному командиру «Варяга» Всеволоду Федоровичу Рудневу.
В ознаменование юбилея и за личное мужество и храбрость указом Президиума Верховного Совета СССР здравствующие герои «Варяга» — георгиевские кавалеры — были награждены боевыми медалями «За отвагу». Это явилось данью памяти великого подвига, совершенного в годы русско-японской войны.
В память о легендарном крейсере 1-го ранга «Варяге» его имя долгие годы с честью носил гвардейский ракетный крейсер Тихоокеанского флота. Он стал символом советской военно-морской гвардии.
Исследователи подсчитали, что о подвиге русских моряков сложено почти полсотни пе¬сен. Самая известная начинается словами: «Наверх, вы, товарищи, все по местам». Она считается народной, но у нее есть авторы. Причем поразительно, что автор поэтическо¬го текста отнюдь не русский, а немец - Рудольф Грейнц. Этой песне, как и подвигу «Ва¬ряга», уже более 100 лет.
Грейнц написал ее под впечатлением по¬дробных сообщений германских газет о бое русского крейсера и канонерки с превосходя¬щими силами японцев. Ведь в то время, в на-чале прошлого века, между Германией и Рос¬сией были хорошие отношения. Перевод сде-лала русская поэтесса Елена Студентская, а музыку написал музыкант 12-го Астрахан¬ского гренадерского полка Турищев. Впервые песня была исполнена на торжественном приеме в честь моряков-героев, который ор¬ганизовал царь Николай II в апреле 1904 года.
Но вернемся к судьбе крейсера. В 1905 году «Варяг» был поднят японцами. Примечательно, что в Страну восходящего солнца он при¬шел своим ходом! Почти 10 лет корабль про¬служил в составе японского флота под названием «Сойя». А штурвал с «Варяга» японцы в качестве экспоната поместили на мемориальный корабль - линкор «Микаса», вкопанный в землю на территории морского музея в Иоко-суке. Японским кадетам, будущим офицерам императорского флота, на примере «Варяга» внушали, как надо выполнять воинский долг. В знак уважения к мужеству экипажа русского крейсера флотское командование даже оста¬вило на его корме изначальное русское название - «Варяг».
В 1916 году правительство России выкупи¬ло крейсер у Японии. Тогда-то, в марте, он и совершил заход во Владивосток, где его восторженно встречали жители города, солдаты, матросы и офицеры местного гарнизона. Решено было направить «Варяг» во флотилию Ледовитого океана, но корабль нуждался в ремонте. Так он оказался в Англии. Но после Октябрьской революции 1917 года новая власть отказалась платить по царским долгам. «Варяг» и обслуживавшие его матросы оказа¬лись брошенными на произвол судьбы. Английские власти конфисковали русский ко¬рабль и продали его немецкой компании на металлолом. Однако во время буксировки к месту слома крейсер наскочил на скалы и за-тонул у берегов Южной Шотландии. До не¬давних пор считалось, что в 20-е годы англичане полностью разобрали его прямо в море.
В канун 100-летней годовщины подвига «Варяга» телеканал «Россия» при поддержке командования Военно-морского флота организовал уникальную экспедицию к берегам Шотландии, к месту, где покоятся останки легендарного корабля. На подготовку экспедиции к месту гибели крейсера в Ирландском море ушел почти целый год.
Однако шансов на успех было немного. Архивных документов о последних днях легендарного корабля ни в России, ни в Великобритании не сохранилось. К тому же членам экспедиции стало известно, что немецкая компания, занимавшаяся разделкой крейсера на металлолом, в 1925 году взорвала его корпус, чтобы облегчить себе работу.
Взрыв буквально разметал фрагменты корабля на большой площади. Шотландские рыбаки смогли лишь приблизительно указать район, где 82 года назад затонул «Варяг». Но с помощью местных жителей удалось найти то место, где в 1922 году «Варяг» наскочил на скалы. Оно находится в 60 милях к югу от Глазго и всего в полукилометре от берега.
Наконец 3 июля 2003 года в 12.35 по местному времени один из наших аквалангистов обнаружил первый фрагмент «Варяга». Это был деревянный леер носовой надстройки. Некоторые  фрагменты  крейсера, которые уцелели после взрыва в 1925 году, находятся на глубине 6-8 метров. На этом месте под водой никто никогда не снимал. Теперь впервые представилась возможность увидеть останки легендарного крейсера «Варяг». К сожалению, уцелело немногое. Но сохранились латунные и бронзовые детали. И даже стальные: под тонким слоем ржавчины у американской ста¬ли даже сохранился блеск.
Самой сенсационной находкой российской экспедиции стали иллюминатор и латун-ная табличка американского завода, поставлявшего на «Варяг» паровые насосы И приводы. На месте подрыва корабля погружение со¬вершил внук командира крейсера Никита Пантелеймонович Руднев. Он родился в 1945 году во Франции, куда вся семья Рудневых вынуждена была уехать после революции. Никита Руднев специально прилетел в Шот-ландию из Франции, чтобы увидеть фрагменты «Варяга» собственными глазами...
В феврале 2004 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг», малый противолодочный корабль «Кореец», названные так в честь героических кораблей Тихоокеанской эскадры, и ВПК «Адмирал Трибуц» вышли из бухты Золотой Рог, где за девять десятилетий до этого владивостокцы восторженно встречали легендарный крейсер, и взяли курс на Южную Корею. Корабли посетили с визитом Инчхон, а затем китайский портовый город Люйшунь, в начале прошлого века носивший гордое русское имя Порт-Артур. Моряки-тихоокеанцы побывали там, чтобы отдать почести подвигу русских моряков.
В память об этом на берегу инчхонской бухты наши моряки установили большой православный крест, привезенный из Владивостока.
Есть в истории Военно-морского флота России корабли-герои, сим¬волы стойкости и великого мужества русских моряков, их верности Отечеству и ратному долгу. Один из них — легендарный и героический крейсер «Варяг», экипаж которого в полном составе стал
героем русско-японской войны 1904—1905 гг., а его командир — капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев — вошел в плеяду прославленных флотских начальников. За один только бой в Желтом море 17 января (9 февраля по новому стилю) у острова Йодолми на выходе с рейда корейского порта Чемульпо (Инчхон).
И мы, внуки и потомки наших предков-героев должны помнить  об этом и защищать Родину, если это будет нужно. Так как это делали варяжцы: они до конца исполнили свой ратный долг перед Отечеством. Ведь Россия – Родина не только наших предков, но и наша, ныне живущих на этой Великой Прекрасной Земле!

Николай Варавин,
Историк, ветеран боевых действий.

#2 27.01.2014 09:56:34

bober550
Гость




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

Запасся попкорном.

#3 27.01.2014 10:13:52

Скучный Ёж
Мичманъ
michman
Откуда: Советская Федерация
Сообщений: 10498




Вебсайт

Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

VARAVIN.N.A. написал:

Оригинальное сообщение #788590
8 января 1904 года (по новому стилю) началась война с Японией.

Дальше не смог.

bober550 написал:

Оригинальное сообщение #788594
Запасся попкорном.

Зачем нужен холивар по статье для пионерской правды?
Если только соревнования по тяжёлой атлетике, типа "кто больше прочитает с 3-х попыток".


Жизнь ползёт, как змея в траве, пока мы водим хоровод у фонтана,
Сейчас ты в дамках, но что ты запляшешь, когда из-за гор начнет дуть трамонтана. (с)
цусимский тезис: Рожественский нерешительно принял решительный бой, в то время как Энквист решительно вел нерешительный бой.

#4 27.01.2014 10:24:07

bober550
Гость




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

Скучный Ёж написал:

Оригинальное сообщение #788598
Зачем нужен холивар по статье для пионерской правды?

Не знаю, но утролить "ветерана боевых действий" просто пальцы чешутся... Нельзя же быть таким наивным пацриотом.

#5 27.01.2014 16:22:21

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

Скучный Ёж написал:

Оригинальное сообщение #788598
Зачем нужен холивар по статье для пионерской правды?

Какая же пионерская правда. Вам же ясно написали:

VARAVIN.N.A. написал:

Оригинальное сообщение #788590
Николай Варавин,
Историк

:)


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#6 18.12.2015 09:20:52

varavin_na
Гость




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

1

Размышляя над памятной датой Цусимского сражения

70 лет назад разгромом Японии окончилась Вторая мировая война, что отмечалось довольно широко. А вот про 110-летие Портсмутского мирного договора, который подвел черту под другой войной - Русско-японской, у нас почти не вспоминали. Долгие годы в советской историографии считалось, что итоги кровавого конфликта 1904 - 1905 гг. - позорное поражение «прогнившего царизма». Но давайте внимательно посмотрим на исторические факты, тем более, что в 2015 году исполнилось 110 лет с даты Цусимского сражения. О Цусимском морском сражении с мая 1905 года написано много. А вот современная молодёжь знает об этом что-либо? И здесь сейчас есть вопрос! По данным энциклопедических изданий:  «Цусимское морское сражение — морская битва в Японском море) — морская битва 14 (27) мая — 15 (28) мая 1905 года в районе острова Цусима (Цусимский пролив), в которой российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Последнее, решающее морское сражение Русско-японской войны 1904—1905 гг., в ходе которой русская эскадра была полностью разгромлена….Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими 209 офицеров, 75 кондукторов, 4761 нижних чинов, всего 5045 человек. Ранены 172 офицера, 13 кондукторов и 178 нижних чинов. В плен взяты 7282 человека, включая двух адмиралов. На интернированных кораблях остались 2110 человек. Всего личного состава эскадры перед сражением было 16 170 человек, из них 870 прорвались во Владивосток. Потери по конкретным кораблям указаны в описании хода сражения. Из 38 участвовавших с русской стороны кораблей и судов затонули в результате боевого воздействия противника, затоплены или взорваны своими экипажами — 21 (7 броненосцев, 3 броненосных крейсера, 2 бронепалубных крейсера, 1 вспомогательный крейсер, 5 миноносцев, 3 транспорта), сдались в плен или были захвачены 7 (4 броненосца, 1 миноносец, 2 госпитальных судна), из них госпитальное судно „Кострома“ было впоследствии отпущено. Интернированы в нейтральных портах до конца войны 6 кораблей (3 бронепалубных крейсера, 1 миноносец, 2 транспорта)…. История похода этой эскадры началась весной 1904 года, когда Петербург решил усилить кораблями Балтийского флота Тихоокеанскую эскадру, к тому времени уже безнадежно застрявшую в Порт-Артуре. Как позже вспоминал вице-адмирал Александр фон Нидермиллер, «общество продолжало настаивать на том, чтобы Япония была наказана, причем лозунгом было все то же: «Необходимо завладеть Японским морем!» Впрочем, за поход ратовал сам император Николай II.
              С мая 1905 года прошло ровно 110 лет — есть что отметить. Однако японцы юбилей своей крупнейшей военно-морской победы встретили без патриотических фанфар и правительственных заявлений. На острове Цусима прошла поминальная церемония в память о доброте местных жителей, приютивших 143 русских моряка, включая раненых – остатки команды погибшего русского крейсера «Владимир Мономах», который дрался до последнего снаряда и смог дотянуть до острова, где и затонул, не спустив флага. Об этом было доложено адмиралу Хэйхатиро Того, командующему Объединенной эскадрой императорского флота Японии, которая только что разгромила российский флот, направленный на Дальний Восток с Балтийского моря. Того пришел в восторг и по-самурайски в коротком стихотворении воспел доброту жителей Цусимы. Свиток с этими четырьмя иероглифами адмирал направил им в подарок, и их потом выбили на скромном монументе, посвященном милосердию к врагам. Спустя долгие десятилетия монумент уже с помощью посольства России дополнили еще одним памятником — с именами всех погибших в Цусимском сражении.
    В мае 2015 года в порту Йокосука, где у причала навечно поставлен флагманский броненосец «Микаса» адмирала Того, состоялись научные симпозиумы, посвященные не разгаданным до сих пор загадкам знаменитой битвы.
Об этом морском сражении написано немало художественных произвеждений, где по-разному оцениваются причины поражения и итоги баталии. Русский советский писатель-маринист, лауреат Сталинской премии второй степени (1941) Алексей Силыч (Силантьевич) Новиков-Прибой (настоящая фамилия Новиков) родился  12 [24] марта 1877 года в селе Матвеевское Тамбовской губернии. Умер  29 апреля 1944 года в Москве. В  конце 1920-х годов он приступил к работе над своей главной книгой — исторической эпопеей «Цусима». Получив доступ к архивным документам, писатель изучил обширные исторические источники. В 1932 году вышло в свет первое издание «Цусимы». Часть первая — «Поход», рассказывает о походе Второй Тихоокеанской эскадры под командованием З. П. Рожественского из Либавы к Японскому морю вокруг Африки в 1904—05 гг., а часть вторая — «Бой» - о Цусимском сражении и судьбе погибших в нем и уцелевших основных кораблей Второй Тихоокеанской эскадры.
В романе весьма ярко и подробно описывается как переход Второй Тихоокеанской эскадры, так и само Цусимское сражение. Особый акцент делается на недостатках организации и боевой подготовки эскадры, приведшие, в конечном итоге, к полному ее разгрому. Писатель описывает события, в большей степени, с точки зрения рядового состава, которая весьма негативное и критическое отношение к большей части офицерского и командного состава эскадры, в особенности к самому адмиралу З. П. Рожественскому, в отличие от романа члена штаба адмирала Рожественского В. И. Семенова «Расплата», в котором события представляются с точки зрения командного состава эскадры.
Также подробно описывается как ход сражения в целом, так и с позиции каждого из основных кораблей, участвовавших в нем, имеется достаточно много технических подробностей, пояснений, таблиц и схем, что представляет интерес с исторической и историко-технической точки зрения.
Автор статьи не собирается описывать ход этого морского сражения, но кое-какие выводы можно сделать.
У командующего  Второй Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Зиновия Петровича  Рожественского,  конечно, почти с самого начала не было шансов выполнить задачу, поставленную Николаем II, — подавить японский флот и перерезать линии снабжения японской армии в Маньчжурии, что должно было обеспечить там победу русских сил. 2-я Тихоокеанская эскадра была собрана из разношерстных кораблей — вместе с четырьмя лучшими броненосцами типа «Бородино» в нее входили допотопные тихоходы береговой обороны. Немногочисленные попытки Рожественского научить свою громоздкую армаду слаженно выполнять маневры и вести меткую стрельбу результата не дали.
Серьёзные проблемы у кораблей русской эскадры были в вопросах обеспечения связи. Если японские моряки широко применяли радиосвязь.  Так, в 04.45 утра 27 мая 1905 года японский разведывательный корабль «Синано-мару» первым заметил русскую эскадру. По радио был послан кодированный сигнал: «Вижу неприятеля в пункте 456». Сигнал «Синано-мару», как уверяют в Токио, стал первым в истории использованием радио в реальных действиях на море.
На русских кораблях рации тоже были, но Рожественский их не жаловал, предпочитая сигнальщиков. Особо мощная установка находилась на вспомогательном крейсере «Урал» — его командир при виде «Синано-мару» предложил Рожественскому сильным импульсом забить японское донесение.
Конечно, эскадру все равно бы обнаружили, но даже небольшая задержка, да еще в условиях сильного тумана могла увеличить шансы на прорыв. Но адмирал запретил глушить переговоры японского разведчика — и причины такого решения некоторые японские историки считают одной из главных загадок сражения.
Большинство историков в Токио уверяют что победа была обеспечена великолепной выучкой японских моряков и техническим превосходством японской эскадры. У адмирала Того был большой перевес в огневой мощи. Японская группировка развивала скорость более 15 узлов, а русская из-за наличия устаревших тихоходов и транспортов могла давать 9, максимум 11 узлов.
Также успеху способствовала и централизованная система управления огнем: японские исследователи считают, что их артиллеристы при Цусиме стреляли в три раза быстрее и были в три раза точнее русских. Свою роль в бою сыграла и знаменитая «шимоза» — начинка фугасных снарядов, на которые сделал ставку Того.
На основе пикриновой кислоты эту взрывчатку разработал профессор Масатика Симосэ, от перевранной фамилии которого русские и произвели слово «шимоза». Снаряды такого типа рвались от малейшего сотрясения — даже от удара об воду. Каждый из них давал более трех тысяч осколков и клубы удушливого газа, раскаленного до трех тысяч градусов. От этой температуры на палубах немедленно вспыхивали пожары. Снаряды с «шимозой» не пробивали основную броню, но этот недостаток Того компенсировал невероятной интенсивностью меткого огня — только «Суворов» за первые 15 минут боя получил более сотни попаданий. «Шимоза» превратила его в гигантский костер. 
Русские бронебойные снаряды со слабым запасом взрывчатки и замедленным взрывателем не причинили японцам большого ущерба — иногда они не взрывались вообще.
«Русские проиграли в тактике и технике, но не в боевом духе, — пишет историк Масатака Исэ. — Большинство их кораблей сражались до самой гибели: белый флаг подняли только пять кораблей».
Русская армия и флот потерпели жестокое поражение в Цусимском морском сражении, был сдан Порт-Артур, гарнизон которого успел перемолоть свыше 110 тысяч японцев. Но генерал Ноги, штурмовавший героический город, оценил осаду для себя как «позор и трагедию».
«Сокрушительный разгром» и «позор России», о которых вопила иноземная и отечественная либеральная пресса, оказались лишь пропагандистским «пузырем». Наши войска потеряли 43 тысячи погибших солдат и офицеров, 146 тысяч было ранено и контужено. Это вместе - и Порт-Артур, и Цусима, и все бои в Маньчжурии. Японцев погибло вдвое больше - 86 тысяч и из-за ранений выбыло 173 тысячи. При этом к лету 1905 года на маньчжурских Сипингайских высотах стояла миллионная русская армия, полностью готовая к наступлению. Японцы же начали вербовать стариков и детей. Видный историк, профессор Сюмпэй Окамото так оценил положение: «Очевидно, что военные перспективы Японии были безотрадными. На тот момент армия России была в три раза сильнее японской».
Страна восходящего солнца отчаянно нуждалась в мире. И попросила его, призвав в посредники США.
В 1935 году сотрудник американской военно-морской разведки Эллис Захариас в своей книге «Секретные миссии» приводит свои слова из разговора с первым секретарем посольства Японии, полковником Такэми Миурой, где Захариас говорит: «Когда Русско-японская война приняла широкий размах, президент Теодор Рузвельт понял, что Япония недооценила связанный с ней риск, рассчитывая, что она продлится всего несколько месяцев. А так как Япония не подготовилась к затяжной кампании, то не могла продолжать боевые действия... Война для Японии достигла критической точки. Продолжайся она еще три-четыре месяца, Япония израсходовала бы свои ресурсы и погибла».
Иными словами, помощь США в заключении мира с Россией трудно переоценить. Николай II, которого Рузвельт бомбардировал телеграммами, уступил под давлением революционной ситуации, поддержанной извне. В русской армии договор о мире вызвал глубокое разочарование: «У нас украли победу!» - говорили солдаты.
Отсюда исторический вопрос: «Почему же Россия пошла на заключение мира, хотя реально могла выиграть войну?».
В прошлом советские историки, отвечая на этот вопрос впрямую указывали, что царское правительство вынуждено было это сделать, так как в России бушевала революция 1905 года. Теперь на основе имеющихся всех исторических фактов можно сказать, что революцию 1905 года спровоцировала не неудачная война с Японией, а широкомасштабная помощь разведок англичан и американцев российским революционерам в развязывании беспорядков, смуты и вооруженных выступлений, включая и теракты, где особое усердие в их организации проявляли боевики партии эсеров – социалистов- революционеров. Кстати, партия РСДРП – большевиков с её лидером Владимиром Ильичём Лениным не играла большой роли в революции 1905 года.  Выступления против власти начались в январе, то есть за четыре месяца до Цусимы и за семь месяцев до подписания мирного договора. Боевики развязали охоту на госчиновников и членов августейшей фамилии. Взорвали сына Александра II - великого князя Сергея Александровича, застрелили видного государственного деятеля графа Шувалова. Ненавистного Плеве разорвало бомбой еще раньше, летом 1904-го.
Произошел бунт матросов броненосца «Потемкин», о чём в 1925 году уже в советское время кинорежиссёр Сергей Эзенштейн снял один из выдающихся фильмов немого кино «Броненосец Потёмкин», чуть раньше вспыхнуло восстание в польском городе Лодзь. Будем объективны - народное недовольство уровнем жизни в стремительно развивающейся России имело под собой основания. Но его использовали, чтобы нанести стране вред в тот момент, когда она вела тяжелую войну с агрессором. И имела все шансы победить.
В Лондоне для доставки оружия революционерам были куплены два парохода - «Джон Графтон» и «Сириус». Винтовками «Веттерли» (фирма «Винчестер»)  с этих судов были вооружены многие участники декабрьского восстания в Москве 1905 года. Американский посол в Санкт-Петербурге Майер шпионил на японцев, посылая им информацию по дипломатическим каналам. В том числе о том, какие настроения у царя и как у него добиться уступок в переговорах. Со стороны США и лично президента Рузвельта оказывалось колоссальное давление на Николая II, чтобы тот поскорее заключил мир. Но вернёмся к теме нашего повествования – истории Цусимского сражения.
Удивительно, но среди груды исторической литературы, посвящённой Цусиме, в основном присутствуют воспоминания и исследования отечественных авторов.
Трудно вспомнить переведенный на русский язык и изданный когда-либо в России труд участника Цусимского сражения с японской стороны. А ведь таковые есть, и немало.
Это только один пример из серии белых пятен Цусимского сражения, забытых фактов. Есть и неосмысленные выводы. О том, что Цусима — последнее сражение, где с той и с другой стороны среди морских офицеров было большое количество аристократов Российской и Японской империй и её по-праву можно назвать «последней битвой аристократов».
Сколько служило потомственных японских аристократов в мае 1905 года под флагом адмирала Того, в России не интересовались никогда. Сколько воевало в Цусимском проливе титулованных особ под Андреевским флагом, мы знаем, но не анализируем. А есть что. В то время 99,9% строевых офицеров и адмиралов Российского императорского флота являлись потомственными дворянами. Списки командного состава русских эскадр богаты фамилиями с благородными приставками «фон» и «де» — потомков иностранных дворян, некогда предложивших шпагу русскому царю. Двойные фамилии типа «лейтенант Кантакузен-Сперанский» или «мичман Храбро-Василевский» доказывали старинность дворянского рода их носителей. Но это ещё не титулованные дворяне — истинно «белая кость» и «голубая кровь» российского дворянства. В отличие от потомков древних, но бедных родов, они могли и не служить, не подставлять свою грудь под японскую шрапнель. У титулованных аристократов оставались родовые имения, приносившие стабильный доход, а в случае крайней нужды Дворянский банк (акционерами которого были члены императорской фамилии и лично Николай II) не позволил бы нищенствовать потомку старинного княжеского рода. Морская служба и защита Отечества являлись для них делом фамильной чести (необязательным, не приносившим дохода делом), которым невозможно пренебречь. Собственно, верность присяге царю и Отечеству, данной столетиями ранее предками, и отличает подлинных аристократов от высокооплачиваемых наёмников.
             В эскадрах русского флота в Цусимском проливе под огнём японских кораблей насмерть стояли представители 28 аристократических фамилий. Дюжина русских князей, 11 потомков остзейских баронов и 5 графов.
Осколками японских снарядов были убиты: князь Ливен, князь Гагарин, князь Еникеев, князь Мусатов… Их участь разделили барон Фитингоф (командир броненосца «Наварин»), барон Мирбах, барон Косинский и барон Врангель — из рода, давшего России и полярного исследователя-адмирала, в честь которого назван остров в Северном Ледовитом океане, и вождя Белого движения в Крыму. На крейсере «Аврора» был тяжело ранен князь Путятин… Речь идёт о том самом крейсере «Аврора», холостой выстрел с которого явился сигналом к штурму Зимнего дворца, и который стал одним из символов Октябрьской революции.  В сентябре 2014 года крейсер отправлен в Кронштадт для ремонтных работ, после которых, в 2016 году, будет возвращен обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной. Это единственные в настоящее время сохранившийся участник битвы в Цусимском проливе.
               В ходе этого сражения пали смертью храбрых также граф Игнатьев (родственник будущего последнего военного атташе царской России в Париже) и граф Нирод. Этот графский род потерял в морях Дальнего Востока сразу двух своих юношей — один граф Нирод погиб в мае 1905-го на крейсере «Светлана» в Цусимском сражении, а второй был  убит ещё в январе 1904-го на крейсере «Варяг».
С крейсером «Варяг» связано ещё одно яркое и трагическое событие русско-японской войны 1904-1905 гг. - бой у Чемульпо́. Это морское сражение в начале Русско-японской войны, состоялось 27 января (9 февраля) 1904 года вблизи города Чемульпо (устаревшее название города Инчхона) в Корее между русскими крейсером «Варяг», канонерской лодкой «Кореец» под общим командованием капитана 1-го ранга Всеволода Руднева и японской эскадрой контр-адмирала Сотокити Уриу.
Со стороны Японии в бою принимали участие броненосные крейсера «Асама» и «Чиода», бронепалубные крейсера «Нанива», «Такачихо», «Ниитака», «Акаси» и три миноносца 14-го отряда («Хаябуса», «Тидори» и «Манадзуру»).
Бой продолжался в течение часа. «Варяг» получил, по разным данным, от 7 до 11 попаданий, в том числе одну пробоину площадью 2 м² у ватерлинии, потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было.
После схода команды крейсера на нейтральные корабли, «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари»
Автору этих строк особенно приятно вспомнить, что с самого начала боя и до момента затопления крейсера «Варяг» на своём боевом посту находился машинист-механик Андрей Варавин. Когда крейсер стал тонуть, он прыгнул в ледяную воду, и, ухватившись за бревно, держался за него до тех пор, пока его не подобрало итальянское судно.
Речь идёт о родном старшем брате моего деда Бориса Денисовича Варавина – Андрее Денисовиче. Он родился в 1881 году на четырнадцать лет раньше моего деда в городе Калаче Воронежской губернии. В октябре 1902 года был призван на военно-морскую службу, а в феврале 1903 года прибыл в сибирский флотский экипаж, где был зачислен в матросы второй статьи. 2 августа 1903 года он был зачислен в команду крейсера «Варяг» в 13-й флотский экипаж.
В то время на службу в военно-морской флот зачислялись рядовыми матросами только лица, имеющие неполное или полное среднее образование. Андрей Варавин перед службой на флоте закончил Калачеевское реальное училище и получил специальность механика. Для справки: в реальных училищах в царской России обучались 9 лет и, вместе с неполным средним образованием, обязательно давалась специальность. В этих учебных заведениях обучались дети из семей торговцев, рабочих, крестьян, т.е. лиц недворянского происхождения. Полное среднее образование получали только в гимназии дворяне или закончившие технические училища выпускники реальных училищ.
23 февраля 1904 года Варавин Андрей Денисович был награждён знаком отличия Военного Ордена 4 степени (Георгиевский крест) за № 97876, 31 августа 1904 года -- медалью в память о бое при Чемульпо, в 1954 году – государственной наградой СССР и России – боевой медалью «За отвагу».
Ну а теперь вернёмся опять к трагическим событиям Цусимского сражения. Ведь на дно Цусимы ушли не только «железки», обеспечивавшие членство Российской империи в клубе великих держав, – погиб кадровый костяк флота. Численность личного состава эскадры Рожественского перед Цусимским сражением известна до человека: 16 171 матросов и офицеров. Скрупулезно подсчитано, что в этом сражении погибли 5045 (по иным данным, 5046) наших моряков. Если уж совсем перейти на язык цифр, то безвозвратно убыло – убито, умерло от ран, утонуло – 31,2 % всего личного состава эскадры. Из 668 офицеров и приравненных к ним чинов погибли 213 (по чуть иным данным, 209) человек – те же 31,2 %. Еще 297 офицеров попали в плен. Казалось бы, «какие-то» несколько тысяч «утопших», да и офицеров-то из них – «всего» две сотни… На деле же это был страшный удар: погиб цвет русского морского офицерства, по сути, три офицерских поколения. Не говоря уж о том, что на подготовку каждого моряка усилий (и средств) затрачено в разы больше, нежели на любого «сухопутчика». К тому же в значительной части это были кадры, как сказали бы ныне, мотивированные: потомственные моряки из династий, начавших службу еще во времена Петра I, Елизаветы Петровны или Екатерины II. Так, погибший командир броненосца «Император Александр III», капитан 1-го ранга Николай Бухвостов – потомок знаменитого «первого русского солдата» Сергея Бухвостова, записавшегося в Преображенский полк в 1683 году. К столь же знатной династии потомственных вояк принадлежал поручик князь Григорий Гагарин, вахтенный начальник того же броненосца, тоже погибший с кораблем. Погибший командир броненосца «Адмирал Ушаков» капитан 1-го ранга Владимир Миклуха (младший брат путешественника Николая Миклухо-Маклая) – внук офицера, героя войны 1812 года, правнук героя штурма Очаково. Погибший на броненосце «Орел» лейтенант Гирс 3 й – тоже из рода потомственных моряков; на броненосце «Ослябя» погиб лейтенант Владимир фон Нидермиллер – единственный сын контр-адмирала Александра фон Нидермиллера. Из военной династии и погибший командир броненосца «Наварин», капитан 1-го ранга барон Бруно Фитингоф: будучи тяжело ранен в голову, живот и грудь, он отказался оставить вверенный ему корабль, уйдя вместе с ним на дно. Еще одну морскую династию представлял погибший на броненосце «Император Николай I» младший артиллерийский офицер – лейтенант барон Карл Мирбах – сын вице-адмирала. Таких примеров масса, не говоря уже, что многие из погибших были последними представителями своих морских династий.
Продолжая тему Цусимского сражения, отметим, что из 28 потомственных аристократов в Цусимском сражении пали 9. Третья часть. Если к ним причислить титулованных офицеров, убитых на сухопутном театре Русско-японской войны, моряков при осаде Порт-Артура, то можно сделать вывод: после 1905 года российская аристократия уже не восстановилась ни численно, ни, самое главное, духовно. И прекратила быть «национальной гвардией» и элитой нации. После 1905 года русское дворянство перестало служить опорой трона. Обессилело. И не захотело.
    Морское офицерство – особое  корпоративное сообщество, взращиваемое не десятилетиями – веками. Конечно, оно не исчезла совсем, но погиб целый пласт ее, прервалась преемственность поколений, потому сообщество морских офицеров обрело уже совершенно иное качество, иной масштаб, иной калибр – что не замедлило сказаться уже в ходе Первой мировой войны.
Это и подтвердилось уже летом 1914 года. К началу Первой мировой войны в Российской империи насчитывалось 2,5 миллиона дворян. По военно-мобилизационной статистике, 10% от этого числа — это 250 тысяч мужчин призывного возраста. При развёртывании вооружённых сил империи понадобилось заполнить 50 000 офицерских вакансий. То есть в офицерский строй надеялись поставить лишь каждого пятого из общего числа мужчин-дворян. Надеялись зря. Большая часть потомственных дворян от службы и мобилизации «отмазывалась», нередко семьи титулованных аристократов прятали своих сыновей в Ницце или Берне, или в тыловых учреждениях. Пришлось призывать в офицеры студентов из разночинцев, а позже — сыновей крестьян из заслуженных унтер-офицеров и выпускников 4-классных церковно-приходских школ. Как тут не вспомнить, что из унтер-офицеров в офицеры попал герой гражданской войны – Николай Щорс, Михаил Тухачевский – в советское время заместитель наркома обороны СССР и будущий министр обороны СССР Родион Малиновский. Унтер-офицерами российской императорской армии в годы Первой мировой войны были кавалеристы- драгуны Семён Будённый, Константин Рокоссовский, Георгий Жуков – будущие полководцы Великой Отечественной войны. А в послевоенный период Константин Константинович Рокоссовский был министр обороны Польской Народной Республики, а министром обороны СССР – Георгий Константинович Жуков. Семён Будённый в царской армии был сверхсрочником – вахмистром, а в годы гражданской войны – создателем и организатором Первой конной армии.
К слову, именно «возрождённый» после Цусимы флот стал той «колыбелью революции», где родилась сначала «великая бескровная революция», а затем и «Великая Октябрьская социалистическая революция». Ведь матросы Балтийского и Черноморского флотов были наиболее организованными и политически грамотными в период Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде. О том, какие политические ветры гуляли над кораблями российского императорского флота очень хорошо показано в пьесе Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия», по мотивам которой был снят художественный фильм в советское время. Не лишне вспомнить, какую роль в Октябрьской революции сыграл крейсер «Аврора» - участник Цусимского сражения. Ведь с точки зрения советской историографии – залп с крейсера «Аврора» открыл новую советскую эпоху в истории России.
Царская династия была обречена вне зависимости от февральских снежных заносов в 1917 году, которые привели к голоду в Петрограде и  Февральской революции или тайных интриг европейских лидеров Антанты или банкиров США. Царь был самый главный аристократ Российской империи. А аристократия пала в Цусимском проливе. Навсегда. И пал царский трон.

Николай Варавин,
Историк, ветеран боевых действий,
полковник милиции в отставке

#7 18.12.2015 09:46:39

Arioch
Участник форума
Откуда: Третий Рим
Сообщений: 1656




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

varavin_na

допотопные тихоходы береговой обороны

А с чего вы это собственно взяли? Конечно проект ББО и качество постройки критиковать можно, но "допотопные" это чересчур.

только «Суворов» за первые 15 минут боя получил более сотни попаданий

Источник таких занимательных сведений кто?

среди морских офицеров было большое количество аристократов

28 аристократических фамилий.

А может посчитаем сколько всего было офицеров на эскадре? Без обид, но 28 князей/графов, которых вы посчитали, хватило чтобы укомплектовать по штатке разве что один флагман Рожественского, да и то не полностью.

Отредактированно Arioch (18.12.2015 11:13:41)

#8 22.12.2015 16:40:01

Prinz Eugen
Рядовой запаса
KMS Schwere Kreuzer Prinz Eugen
Сообщений: 23621




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

varavin_na написал:

#1017500
централизованная система управления огнем

Прибор Поллена или столик Дрейера?


Ubi Sabaudia ibi victoria

#9 23.12.2015 11:23:41

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6273




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

varavin_na написал:

#1017500
Царь был самый главный аристократ Российской империи. А аристократия пала в Цусимском проливе. Навсегда. И пал царский трон.

Ознакомился. Каждый имеет право. Как это по Горбачеву - плюрализм мнений?


Sapienti sat

#10 23.12.2015 16:29:08

Сидоренко Владимир
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5947




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

Какой жыр! :D
Я разберу это чуть попозже, но как доставляет холуйство быдла перед "титулованными особами" через без малого сотню лет после того, как титулованных особ порешили :)

#11 23.12.2015 16:57:45

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

Arioch написал:

#1017502
революцию 1905 года спровоцировала не неудачная война с Японией, а широкомасштабная помощь разведок англичан и американцев российским революционерам в развязывании беспорядков, смуты и вооруженных выступлений...  Будем объективны - народное недовольство уровнем жизни ...имело под собой основания. Но его использовали, чтобы нанести стране вред в тот момент, когда она вела тяжелую войну с агрессором.

Интересно, а чьи разведки спровоцировали выступление Пугачева именно в тот момент, когда "Россия вела тяжелую войну" с Турцией?

Отредактированно Агриппа (23.12.2015 17:04:17)

#12 24.12.2015 08:25:54

Arioch
Участник форума
Откуда: Третий Рим
Сообщений: 1656




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

Агриппа
Извините, а где это у меня в посте от 18.12.15?

#13 24.12.2015 08:47:38

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

Prinz Eugen написал:

#1018690
varavin_na написал:#1017500централизованная система управления огнемПрибор Поллена или столик Дрейера?

ironclad написал:

#382537
Управление огнём.    В Цусимском бою огонь управлялся с компасной площадки или из броневой рубки, а передача сообщений происходила следующими способами:Указатель дистанции и порядка в строю фирмы «Барр и Струд»,Рупор,Нэвифон (Navyphone) (Только на «Микасе» и «Ивате»),Большой циферблат для отображения расстояния и упреждения по принципу часов,Мегафон,Небольшая чёрная доска и мелок.    Один офицер находился на верхнем марсе фок-мачты в помощь корректировщикам, он передавал данные управляющему огнём офицеру с помощью рупора и флажков.    Управление огнём было сосредоточено целиком в руках управляющего офицера, не разрешалось внесение малейших поправок в расстояние и упреждение ни офицерам – командирам плутонгов, ни расчётам орудий.    Здесь под термином «управляющий огнём офицер» я подразумеваю не только артиллерийских офицеров – на некоторых кораблях капитан сам контролировал огонь, но на большинстве наших кораблей это был артиллерийский офицер.    Что касается управления огнём флота, не было сделано никаких конкретных приготовлений по сосредоточению огня на определённом корабле.Зато действовали правила:- целить в ближайший корабль в строю;- если расстояние не сильно отличается, предпочитать головной и концевой корабли в строю;- целить в тот корабль, который причиняет больше вреда.Все наши корабли, действуя независимо, использовали эти принципы.


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

#14 24.12.2015 13:51:42

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

Arioch написал:

#1019215
Извините, а где это у меня в посте от 18.12.15?

Не могу понять, почему появился Ваш ник. Я брал цитату из поста №6.
Не знаю, как это получилось, но все равно извините!

Отредактированно Агриппа (24.12.2015 14:06:06)

#15 24.12.2015 15:36:22

Aley
Гость




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

VARAVIN.N.A. написал:

#788590
броненосные крейсера «Нанива», «Такачихо». «Найтака», «Акаси» и «Чиода»

Ась?
Кстати, а была ли там вообще "Чиода"? Кажется в первом издании мельниковского "Варяга" он упоминается в числе кораблей находившихся в Чемульпо?

#16 04.09.2017 00:24:35

ШилькаГрубый
Гость




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

Агриппа написал:

#1019044
Интересно, а чьи разведки спровоцировали выступление Пугачева именно в тот момент, когда "Россия вела тяжелую войну" с Турцией?

Вообще то съезды революционеров обычно происходили в Лондоне. С чего бы это? И кто оплачивал?А кто платит, то и девушку танцует.
Пугачёв же-странно как то "своевременно" он выступил, когда Россия воевала с Турцией.

#17 27.10.2017 16:39:42

VancheZ
Гость




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

VARAVIN.N.A. написал:

#788590
нанеся, по на¬шим данным, серьезные повреждения «Асаме» и «Такачио».

Уважаемый товарищ Варавин!

Может хватит про серьезные повреждения, утопленные корабли и тд и тп. Вы же историк - ссылки на сцену: где, кому и когда.
"Асама" после "серъезных повреждений" был через неделю под Артуром (а может и раньше, но автор "Акацуки под Порт-Артуром" описывает встречу с командиром крейсера Йосиро Рокуро через неделю на борту его корабля). Значит надо было сходить в Сасебо, починиться и совершить переход к Артуру за это время?

Читаешь подобны опусы и как-то противно - будто тебя надувают как лоха.
Пропаганда должна быть умной - тогда она действует и тогда она воспитывает патриотов, а не поцреотов.

Отредактированно VancheZ (27.10.2017 16:45:52)

#18 04.08.2018 17:54:49

Aviator137
Гость




Re: Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

Браво, тов. субкоманданте VancheZ!
Так и надо с коллегами-историками, невзирая на звания и авторитеты (что Вам всегда было свойственно - только факты и более ничего)! Отслеживал Ваши публикации. Можно уже, наверно, поздравить "к.и.н."-ом?

Страниц: 1

  • Форум
  •  » Бой при Чемульпо
  •  » Варавин Николай Алексеевич. Статья " Чемульпо (ныне Инчхон) помнит подвиг крейсера «Варяг» "

Board footer