Сейчас на борту: 
Barb,
shuricos,
Алекс,
Аскольд,
ВладимирФ
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 20.09.2014 21:47:54

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Шелдоны в Швеции

С1630 и до 1650-х гг. в Швеции работали голландские кораблестроители, а сами шведы ездили учиться этому искусству в Голландию – Европейский центр кораблестроения (в ту эпоху). Но в 1658 г. с Голландией началась война; король Карл Х Густав, желая усилить флот, пригласил из Англии группу мастеров, в нее входили Томас Дэй (работал до 1668 г.), Френсис Шелдон и его помощник Тэрнер. Шелдон был человеком образованным, знавшим математику и с широкой эрудицией. В 1672 г. он вернулся в Англию. Его место на какое-то время заняли голландцы, но в 1675 г. Швеция опять оказалась в войне с Голландией, шведский флот потерпел ряд сильных поражений, и в 1677 г. Шелдон был вновь приглашен в Швецию. Однако в 1682 г. у него произошел конфликт с шведскими властями, он был даже арестован, и в 1683 г. уехал в Англию. Его молодые сыновья, Френсис (1660-1692) и Чарльз (1665-1739) хотели уехать вместе с ним, но ген.-адм. Вахтмейстер уговорил их остаться, предложив весьма выгодные условия. Они остались и сразу были назначены корабельными мастерами в  Карлскруне, а после смерти Тэрнера в 1686 г., 26-летний Френсис возглавил кораблестроение в Карлскруне. После его неожиданный смерти в 1692 г. эту должность получил Чарльз, который остался в Швеции и построил 60 кораблей, в т.ч. 21 линейный и 14 фрегатов. Разумеется, ничего подобного в Англии они достичь бы не смогли. Сын Чарльза Гилберт (1710-1794) также был кораблестроителем и работал на пару с Чапманом. В конце 17 и с начала 18 вв. голландцы исчезают из числа кораблестроителей в Швеции, зато появляется много англичан, которым отдавалось явное предпочтение.
(Jan Glete, Swedish Naval Administration 1521-1721)

#2 22.09.2014 09:48:31

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 929




Re: Шелдоны в Швеции

Я пользовался другим источником: Holmberg G. Skeppsbyggarslakten Sheldon. // Sjohistorisk Arsbok 1957-58. Stoskholm. 1959. Там несколько иные цифры. К сожалению, сразу не нашел в своих развалах этого текста, поэтому, если интересно, то наверняка в Тырнете есть.
Отмечу один момент. Когда мы говорим, что, ах, это англичанин, это француз, то это совсем не может означать, что корабли были английские или французские. Ч.Шелдон прожил жизнь в Швеции, связь с родиной конечно была, но сильнее было влияние местности, где он жил, людей, с которыми каждый день общался и т.д. Поэтому его проекты кораблей неизбежно имели черты шведские. Это тоже самое, когда мы говорим о Нае, Броуне, Рамзе, Геренсах, Козенце, Девенпорте, Ямесе - это русские корабельные мастера, которые стали корабельными мастерами именно в России. Отрицать это означает упрощенно рассматривать вопрос.

#3 01.10.2014 12:21:23

Dmitriy S.
Гость




Re: Шелдоны в Швеции

2

Тема семейки Шелдонов очень любопытна, к сожалению, какой-то крупной работы освящающей все нюансы до сих пор не издано. К вышеупомянутым работам могу добавить несколько статей, издававшихся в свое время в сборнике The Mariner’s Mirror.

1. ММ, 1957, Vol. 43, No. 2., pp. 101-105// R. C. Anderson. The Sheldons - shipbuilders in Sweden, 1690-1774. “Francis Sheldon and his family.”
2. ММ, 1997, Vol. 83, No. 2., pp. 293-302// Daniel G. Harris. F. Sheldon, British shipbuilder in Denmark, 1686-90. “Francis Sheldon in Denmark 1686-1690.”
3. ММ, 1997, Vol. 85, No. 4., pp. 396-404// Daniel G. Harris. Baltic’s first dry dock, Karlskrona, Sweden, 1724. “Charles Sheldon and the Baltic’s first dry dock.”
4. ММ, 2004, Vol. 9, No. 4., pp. 29-41// Daniel G. Harris. Charles Sheldon’s Special Service Vessels 1693-1736.

К сожалению Даниэль Харрис (известный в первую очередь своей книгой о Ф.Х. Чапмане), не успел до своей смерти опубликовать книгу о семье Шелдонов, так что приходится довольствоваться лишь его статьями.
Первая указанная статья Р.Ч. Андерсона, несмотря на свой почтенный «возраст», является обзорной и не потеряла актуальности и сегодня. Ниже привожу свой, на коленке сделанный перевод, авось кому сгодится.

The Mariner’s Mirror Volume 43 1957 Number 2
Р.Ч. Андерсон

Френсис Шелдон и его семья

В то время когда Фредрик аф Чапман был готов занять полагавшееся ему по праву место ведущего военного корабельного мастера Швеции, его главным соперником был член семьи, которая строила корабли для этой страны на протяжении последних 100 лет. Френсис Шелдон спустил на воду свой первый шведский корабль в 1661 году, его два сына продолжили работу, а последний корабль, построенный его правнуком, был спущен на воду в 1774 году. Между 1680 и 1774 годами семьей Шелдонов было построено тридцать кораблей с вооружением от 50 орудий и выше, что составляет более половины от всех подобных судов, пополнивших ряды шведского флота за этот период.
           Обстоятельства, при которых Френсис Шелдон-старший поступил на шведскую службу, далеки от ясности. Один из источников гласит следующее: «Френсис Шелдон, английский корабельный мастер, вместе с двумя своими братьями – Гилбертом, ставшим впоследствии архиепископом Кентерберийским, и Джозефом, в будущем лордом-мэром Лондона, предприняли попытку освободить из заключения короля Карла I, однако она закончилась неудачей и Френсис Шелдон бежал от преследования Кромвеля в Швецию, где был хорошо принят королем Карлом Х Густавом и в 1655 году был назначен главным корабельным мастером флота.
          Оставив на время очевидно слабые места этой истории, обратимся к записям, оставленным Самюэлем Пипсом в своих Naval Minutes, в которых он пишет: «Г-н Шелдон корабельный мастер, по просьбе короля Швеции, переданной его министрами присутствовавшими здесь, был направлен Кромвелем в Швецию, где занял место королевского корабельного мастера и построил множество больших кораблей к тому моменту когда лорд Сандвич отправился туда [1659]». Он также пишет: «Шелдон был обучен комиссионером флота Петтом, который рекомендовал его для посылки в качестве корабельного мастера в Швецию».
          Третья версия, основывается на информации, полученной от шведского офицера и упомянутая мною в заметке о модели в Стокгольме, которая, как считается, была построена Шелдоном. По этой версии Шелдон отправился в Швецию в 1658 году вместе с Д. Эйскью и «стал корабельным мастером в Гётеборге в следующем году. Согласно его собственным словам он провел в заключении 6 месяцев в связи с участием в роялистском заговоре и отправился в Швецию в поисках убежища. Шелдон заявлял, что принимал участие в постройке кораблей Naseby и London».
          Приходился ли на самом деле Френсис Шелдон братом архиепископу и лорду-мэру, я не имею представления, так же как и являлись ли двое последних братьями; однако очевидно то, что любой заговор, связанный с Карлом I, должен был иметь место до 1649 года, также понятно, что Шелдон не отправлялся в Швецию еще как минимум 10 лет, причем отъезд стал возможен благодаря рекомендации какого-то высокопоставленного лица. Король Карл Х Густав писал, что он и Дэй, еще один корабельный мастер, были «рекомендованы Нам из Англии», и были устроены на ранее согласованных условиях. Это происходило в феврале 1659 года, а назначение Шелдона в Гётеборге датируется 19 апреля.
          Таким образом, остается один вопрос – где был трудоустроен Шелдон до отъезда из Англии. Пипс говорит о «работе под руководством комиссионера Петта», а д-р Таннер утверждает, что под Петтом Пипс подразумевал Питера Петта из Чатема. Однако эта должность также может относиться и сэру Финеасу Петту, который стал комиссионером флота в 1689 году, а ввиду того что Naval Minutes по всей вероятности собирались и переписывались в основном в 80-х годах, эта версия видится наиболее правдоподобной. Однако с другой стороны Финеас Петт не числился на государственной службе в 1658 году, таким образом, маловероятно, чтобы к нему обратились за рекомендацией на корабельного мастера.
          Если Шелдон служил под Питером Петтом он вполне мог работать на тейлоровском London в Чатеме, однако для работ на постройке Naseby он должен был находится в Вулидже под руководством брата Питера Петта – Кристофера. Последнее обстоятельство также могло привести к знакомству Шелдона с Э. Дином, который в 1660 году находился там же в подмастерьях, вероятно, у того же мастера.
          Не следует забывать, однако, что Дин и Пипс в своих воспоминаниях не всегда были точны. Согласно Пипсу, Дин сообщил ему, что Томас Дэй, который был бригадиром на верфи в Дептфорде «был направлен в Данию и служил этому монарху как корабельный мастер достаточно времени».  На деле же Дэй отправился в Швецию в то же время что и Шелдон, став первым корабельным мастером на новой верфи Бёдекулле (Карлсхамн), где им были построены три крупных корабля, прежде чем он вернулся обратно в Англию в 1668 году по причине ухудшения здоровья.
         Проследить этапы развития карьеры Шелдона в этот период не представляет большого труда. Как только он обосновался в Гётеборге, им был построен небольшой корабль Jupiter, после чего он предложил построить корабль по размерам сопоставимый с Naseby. Дозволения на эту постройку Шелдон не получил, однако возведенный им и спущенный на воду в 1661 году Åpple по длине не уступал London, хотя и был значительно уже по ширине. Судьба обоих этих кораблей оказалась неудачной, так Jupiter потерпел крушение в 1666 году, уже будучи признанным негодным для активной службы, Åpple также потерпел крушение в 1676 году, после участия в двух морских баталиях в том же году. Ф. Шелдон также предлагал построить «фрегат» с 20 веслами, по типу которого, как он утверждал, в Англии уже были построены четыре судна. Неясно было ли удовлетворено его прошение, а если таковое предложение было воплощено в жизнь, то этим судном наверняка стал Postiljon 1664 года.
         Будучи в Гётеборге Ф. Шелдон никоим образом не ограничивался выполнением лишь своих официальных обязанностей. Он строил суда для частных заказчиков и в том числе для себя, а также вел активную торговлю мачтовым лесом с Англией. Естественно его работодатели не были довольны сторонней деятельностью Шелдона, в связи с чем у последнего возникли трудности с получением жалования и покрытия своих расходов. Однако в 1665 году он получил назначение на верфь в Стокгольме, где под его руководством был построен 126-пушечный корабль Kronan, намного превзошедший по своим размерениям Naseby. Этот корабль также ждала незавидная судьба – он перевернулся и взорвался в Эландском сражении в 1676 году.
         К этому моменту Шелдон уже находился в Англии, оставив свой пост корабельного мастера в 1672 году, сразу же после того как Kronan был закончен постройкой. На несколько лет Шелдон пропадает из поля зрения, и он нем ничего не слышно вплоть до июня 1676 года, когда им было подано ходатайство в таможенное управление Ипсуича на возмещение £36, которые были уплачены за лондонское судно Star и по заверению Шелдона «это было незаконно, поскольку за судно была взята пошлина как с иностранного судна».  Ситуация видится нам в следующем – судно Star вернулось из Швеции, либо направлялось туда и имело отношению к торговле Шелдона мачтовым лесом, однако у судна возникли трудности с обоснованием легальности своей деятельности.
        В этот период Шелдон возможно изготовил ту модель, ранее находившуюся в Тринити Хауз , которая, как известно, была заказана по заказу сэра Джереми Смита в 1674 году. Я выдвинул это предположение ранее, и до сих пор придерживаюсь мнения, что это было возможно, хотя никаких доказательств этому не было обнаружено.
        Через месяц после этого ходатайства, 11 июля 1676 года, Шелдону был выдан паспорт на переезд с семьей и имуществом «за  моря».  Как скоро он воспользовался этим паспортом записей не обнаружено, единственное, что известно это то, что он был вновь принят на шведскую службу 3 сентября 1677 года. Вероятно, он ожидал получить ту же должность в Стокгольме, однако она была занята его прежним подмастерьем Робертом Тернером, который также перебрался в Швецию из Англии в 1658-59 годах. В этой связи Шелдону пришлось довольствоваться работой по устройству новой верфи в Риге.    
        В Риге он построил три 50-56-пушечных корабля, а именно Wachtmeister, Livland и Estland, четвертый корабль Ösel, хотя и числился за другим корабельным мастером, вероятно, был начат постройкой под руководством Ф. Шелдона. Также как и в Гётеборге Шелдон жаловался на отношение к нему, в то время как от других поступали жалобы на самого Шелдона. В какой-то момент капитан верфи поместил его под арест и, несмотря на то, что вскоре он был выпущен для продолжения работ, в 1683 году Шелдон был снят с должности и отправлен в Швецию, где должен был отбыть 8 месяцев заключении.
       После этого Шелдон, вероятно отправился в Англию , однако если это и так, то там он пробыл недолго, поскольку он появляется в Дании в 1686 году, снова в качестве корабельного мастера на королевской верфи. Доподлинно известно, что там он построил 70-пушечный корабль Tre Løver в 1689 году и ряд других судов, в числе которых яхту-фрегат Elefant в 1687 году. Участие Шелдона в строительстве этой яхты не доказано, однако ее сохранившаяся модель указывает на работу английского мастера и имеет круглую корму, устройство которой, как считается, Шелдон внедрил на датских военных кораблях. В 1690 году Шелдон оставляет датскую службу и возвращается в Англию. 
      Незадолго до этого он уже начал искать место трудоустройства. В сентябре 1689 года граф Ноттингемский интересовался у графа Дартмутского «корабельным мастером в Дании по имени Шелдон хорошо зарекомендовавшего себя при строительстве бомбардирских судов и судов для перевозки лошадей и т.д.» . Через год в ноябре 1690 года сэр Уильям Даттон Кольт, сообщал в Адмиралтейство, что он принимал у себя «очень приятного человека г-на Френсиса Шелдона, который прибыл из Дании в Англию в надежде получить должность», Кольт рекомендовал Адмиралтейству «выслушать его [Шелдона] предложения по строительству и ремонту кораблей, а также сооружению судов называемых транспортными и бомбардирскими … принять его на службу по мере появления вакансии» .
      Каким образом Шелдон «хорошо зарекомендовал» себя при постройке бомбардирских судов труднообъяснимо. Ни одного судна такого типа за два периода присутствия Шелдона в Швеции не было построено и только два за время пребывания в Дании. Возможно, у него имелись какие-то новые идеи касательно предмета, но на этом предположения заканчиваются.
      Еще одно упоминание, может, вероятно, служить указанием на то, как Шелдон провел свои последние годы – в письме от 13 сентября 1692 года от виконта Сидни лорда-наместника Ирландии графу Ноттингемскому говорится, что «господа Грин и Шелдон, которые последние 12 месяцев в Вексфорде строят судно [для транспортировки древесины] до сих пор его не закончили» . Последние современные шведские источники указывают на то, что Шелдон скончался в Чатеме в 1692 году в возрасте 80 лет . Очевидно, что указанные два свидетельства не согласуются друг с другом.
     Два сына Ф. Шелдона, Френсис и Чарльз, пошли по стопам отца и преуспели в этой профессии. Френсис работал под руководством отца на верфи в Риге, Чарльз же, который родился в Гётеборге в 1665 году, вероятно в Риге не был. Как бы то ни было, Шелдон писал своему сыну Френсису в 1686 году, убеждая его оставить шведскую службу, при этом упомянув тот факт, что Чарльз успешно трудится в Англии . Его просьбам Френис не ответил и в 1686 году сменил на посту главного корабельного мастера в Карлскруне Роберта Тернера, а в 1689 либо 1690  году к нему в Карлскруне присоединился и Чарльз. После смерти старшего брата в 1692 году Чарльз занял его должность и оставался на этом посту вплоть до своей смерти в 1739 году.
    Френсис Шелдон-младший построил три 80-пушечных корабля, а Чарльз семнадцать кораблей с вооружением от 54 до 108 орудий, последний из его крупных кораблей был спущен на воду в 1719 году, после 10 лет проведенных на стапеле. После этого в Карлскроне не было построено ни одного крупного корабля вплоть до 1732 года. К тому времени Чарльз уже был сильно болен и фактически корабль строился под руководством младшего из его девятнадцати детей – сына Гилберта. Это имя дает повод для предположения, что Френсис Шелдон-старший все-таки мог состоять в каких-либо родственных отношениях с архиепископом Кентерберийским.
    Гилберт Шелдон родился в 1710 году, и таким образом был еще слишком молод, когда занял пост своего отца. Он построил шесть 2-дечных линейных кораблей, причем последний в 1774 году, в тот год, когда Чапман построил свой первый линейный корабль. Корабль Шелдона был признан не очень удачным, однако необходимо отметить, что Гилберт никогда не имел полной свободы относительно проектирования и постройки судов. Гилберт Шелдон также как и его отец не отличался отменным здоровьем и задолго до своего смещения с поста главного корабельного мастера он уже продолжительное время болел, однако, несмотря на это Гилберт дожил до 1794 года.
    Но даже на этом история не заканчивается. Третий Френсис Шелдон, сын Гилберта, поступил на службу в 1778 году и оставался в должности корабельного мастера вплоть до своей смерти в 1814 году. Таким образом, Френсис Шелдон-старший и его прямые потомки трудились на поприще шведского военного кораблестроения почти 200 лет.


Звиняйте, сноски было лень печатать;)

Cheers

#4 22.10.2014 21:00:58

Gromoboy1
Гость




Re: Шелдоны в Швеции

модель брига, построенного в 1692 Френсисом Шелдоном
http://digitaltmuseum.se/things/hiorten … amp;pos=11

Страниц: 1


Board footer