Сейчас на борту: 
Steiner
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#1 29.11.2014 16:17:29

viaternia
Гость




Шведско-русская война 1741-1743 годов

Из книги М. TENGBERG – BIDRAG TILL HISTORIEN OM SVERIGES KRIG MED RYSSLAND ÅREN 1741-1743 (2 vol.) – Lund, 1857-1860

1741 год

В 1741 году быстро стали развеиваться блестящие перспективы, с которыми флот в начале весны отплыл в Финский залив.  Многие годы руководство Швеции выделяло для оснащения  флота большую часть своих ресурсов и французских субсидий, так что однажды на совете было высказано  недовольство короля, что не надо благоприятствовать флоту за счет армии. И в 1740 году также посчитали, что флот должен обеспечить безопасность побережья на востоке, причем еще и по той причине, что Россия в ходе своей большой захватнической войны на юге в последние годы ослабила свою морскую мощь. После того как сопротивление фракции мира в риксдаге было сломлено, секретный комитет без особых затрат смог  укомплектовать личным составом флот и галеры, первый предназначался для защиты финских войск на побережье.
Из военной эскадры, которая в течение апреля должна была выйти из гавани Карлскроны, лишь не ранее начала мая отправился к Гангуту первый фрегат SVARTA ÖRN, но вскоре за ним последовали еще три фрегата, 11 линейных кораблей и ряд мелких судов под командованием адмирала Томаса Райалина. Этот бравый моряк был первым среди адмиралов с этим именем, которые в течение трех поколений шли друг за другом (далее идет биография адмирала, которую можно найти в паутине). В январе 1741 года он, наконец, стал вице-адмиралом и несколько месяцев спустя получил должность главнокомандующего на море, так как этот выбор в Стокгольме считали весьма удачным. В это же время Раялин был возведен в дворянское звание. Доверие к нему было достаточно большим. Ему предоставили право самому выбрать корабли для эскадры и назначить командиров по своему выбору. Когда он не выполнил первый приказ короля занять позицию у Гельсингфорса, ему была предоставлена свобода находиться у Аспё между Гогландом и Фридриксгамом, место, которое он полагал более подходящим. Эскадра, в которой насчитывалось 802 орудия, 4 250 матросов и 700 солдат кальмарского полка, до 30-го мая собралась там.
Галерная эскадра, которая смогла отправиться из стокгольмской верфи чуть позже, должна была тоже быть под командой Раялина, но секретная комиссия посчитала, что ее командующий не должен назначаться по служебному стажу, майоры Руут (Ruuth) и Фалкегрен проходившие за границей обучение по управлению галерами, полагались единственными, кто знал эту службу. Под командованием последнего, наконец,  в июле месяце у финских берегов начали собираться два 20-пушечных прама и 25 больших и малых судов с экипажами в 1 470 матросов и 2 930 солдатами на борту. Они заняли позицию у Куорсало перед Аспё.
В это же время корабельный флот оказался в тяжелом положении, начал ощущаться недостаток продовольствия, и адмирал Раялин подумывал отправиться навстречу ожидаемым из Карлскроны провиантским судам в том случае, если полевые склады не смогут снабдить его необходимыми запасами. Будденбрук дал ему указание получить  все необходимое на складе в Борго и рекомендовал ему не покидать позицию до тех пор, пока он не получит ответ его величества на его давно отправленные жалобы, так как его уход возможно навредит переговорам в Петербурге. У скал Аспё корабельный флот испытывал острую нехватку питьевой воды, что в значительной мере привело к возникновению заболеваний, едва лишь одна треть в экипажах оставалась здоровой. При этих обстоятельствах Раялин провел совет с капитанами кораблей о том, не найти ли более подходящее место для якорной стоянки, и решил отправиться в путь под предлогом того, что короткое плавание навстречу судам с провиантом поможет улучшить физическое состояние экипажа. В плавании из-за встречных ветров в море он понял, что ему лучше было двинуться к Березовым островам, но 2-го августа он снова появился у Аспё. В начале августа на флоте было 729 умерших и 2000 больных; на адмиральском корабле (ULRIKE ELEONORA) из  595 человек годных к службе было 227, а на FINLAND из 400 не более 75. Таким образом, морская мощь едва ли  подходила для наступательных действий.
В августе на флоте стало гораздо больше больных, чем здоровых, а многие уже и скончались, вот почему адмирал ходатайствовал о возврате эскадры домой из этого узкого фарватера особенно из-за темных осенних ночей.  Но секретная комиссия, решившая дать ему подкрепление для экипажей, приказала ему ожидать приезда Левенхаупта. Ситуация ухудшалась, несмотря на пехоту Нюланда, а после еще и прибытия дополнительных 3000 матросов, да еще так, что 4-го сентября умер Раялин  и, как полагают, из-за забот  о состоянии и настроениях на борту. Командование принял Арон Шёштерна, шаутбенахт , человек, считавшийся компетентным в своей профессии, но слишком нерешительный. В разговоре, который провел Левенхаупт сразу же после своего прибытия с несколькими капитанами, направленными к нему Шештерна, было решено, что флот останется, по крайней мере, до прихода Кронхавена с подкреплением. По его прибытию 19-го сентября Левенхаупт отпустил четыре самых больших корабля домой, за которыми вскоре последовали 8 галер, которые не могли зимовать в Финляндии. Это было сделано и  желанию руководства, особенно после того, как два корабля сели на мель, и SVARTA ÖRN был потерян.
Еще перед тем как Шёштерна отплыл домой, Кронхавену, принявшему командование,  было приказано  Лагенкранцем до наступления зимы нескольким легкими судами произвести тревожащий удар у ингерманландского вала, а Кронхавен должен расположиться у Березовых островов, галерная эскадра и сухопутная армия в это время произведут нападение на Выборг. Как бы не был Кронхавен склонен это выполнить, но он не мог противостоять буре протестов со стороны его собравшихся флагманов, указывавших на разного рода трудности. Каждый из них нес ответственность за свои корабли, флот был слишком ценен, чтобы подвергать его опасностям. Несмотря на то, что более 350 выздоровевших вернулись на флот, Кронхавен не смог ни разу выполнить свое обещание организовать экспедицию за провиантом на удаленный лишь всего на 4 мили Гогланд. Возражения флагманов были не из-за нежелания. Количество больных было таким большим, что для экспедиции к Березовым островам надо было укомплектовывать экипажи из оставшихся судов, а ночные морозы стали такими сильными, что Кронхавен, обещавший исполнить желание генерала,  должен был признать 9-го октября, что надо при полнолунных ночах осуществить возврат домой остатков флота, так как для команд было невозможно оставаться на борту. Такие же жалобы поступали и от галерной эскадры, где тоже начала распространяться эпидемия. После зрелого размышления Левенхаупт должен был дать согласие на ходатайство Кронхавена отправиться в Карлскрону, куда флот и добрался в конце ноября. Однако Левенхаупт оставил пять кораблей для охраны финского побережья, которые по предложению руководства должны были перезимовать в Слитё, откуда они ранней весной должны были снова выйти в море.
Весь план графа Левенхаупта, если таковой и был, состоял в том, чтобы сухопутная армия, продвигавшаяся вдоль побережья  к Выборгу, должна была сопровождаться, поддерживаться и частично транспортироваться галерной эскадрой и корабельным флотом, под защитой которого должны были идти и припасы. Было куплено и оборудовано крючьями определенное количество шхерных судов, которые должны были очищать от врага проливы и заливы, которые были недоступны для галер с большой осадкой.  Этот план провалился уже у Вильманстранда, Драгоценное время было упущено, надо было после понесенных потерь ожидать подкреплений из Швеции. Также наступала зима, мешавшая деятельности флота и во время которой экипажи уменьшались из-за болезней и смертей. В конце концов, было мало припасов и транспортных средств для пришедших шведских войск.
Из военных кораблей, оставшихся дольше, чем остальные для защиты финского побережья, только лишь DROTTNINGHOLM удалось добраться до предписанной для зимовки гавани в Слитё. Остальные, в экипажах которых почти все были больны, были пригнаны штормом назад в Финский залив, где они вмерзли в лед, но все же удалось дотянуть их до Курсалё. По докладу H.W. Pleys от 16-го декабря на JARRAMAS было 50 здоровых и 103 больных, а по отчету Цигельхоффа от того же числа на корабле VERDEN имелось 12 здоровых и 238 больных. Кампания данного года закончилась.

Завтра 1741 год из книги «История шведского флота»

#2 29.11.2014 17:04:58

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

viaternia написал:

#892846
«История шведского флота»

Это Svenska Flottans Historia (Malmo, 1942)?
Кстати, Вы изучали шведский язык?

#3 29.11.2014 17:16:33

viaternia
Гость




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

1

Да, речь идет об этой книге.
Я до сих пор работаю в качестве переводчика со шведами, хотя мне уже 67 лет.

#4 29.11.2014 17:42:22

viaternia
Гость




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Состав шведского флота в войне (включены корабли и фрегаты действующие, на хранении и в постройке)

Линейные корабли:
ULRIKE ELEONORA 76, PRINS CARL FREDERIK 72, STOCKHOLM 68, FINLAND 60, FREDEN 42, FRIHETEN 66, BREMEN 60, HESSEN+KASSEL 64, VERDEN 54, DROTTINGHOLM 42, ÖLAND 54, ENIGHETEN 72, VÄSTMANLAND, GÖTA 64, KONUNG FREDERIK 92, KONUNG KARL 74, PRINS WILHELM 64, SOFIA CHARLOTTA 64, POMMERN 60, FREDERIKA AMALIA 60, GREVE SPARRE 52, GÖTA LEJON 90, SKÅNE, FREDERICUS REX 60

Фрегаты:
SVARTA ÖRN 36, FAMA 32, EKHOLMSUND 26, THURE BIELKE 26, GRÖNA JAGAREN 26, GÖTEBORGS VAPEN 26, MÅNEN 24, KRISTINA 22, KARLBERG 22, ULRIKSDAL 22,
KARLSHAMS KASTEL 44, JARRAMAS 30, CHARLOTTA 30

Галеры:
Adlerfelt, Baner, Beständig, Cabilleau, Castor, Delfin, Pollux, Cronhielm, Svärdfisken, de la Gardic, Dücker, Greve Cronstedt, Greve Meijerfelt, Greve Gzllenborg, Greve Sparre, Greve Taube, Lagerberg, Landskrona, Lidingö, Lustig, von Löwen, Nordenstråle, Ormen, Passop, Stadsvarvet, Stören, Värtaren, Wrangel, Wellingk,  Ulysses, Töva Litet, Greve Lessin

Бомбардирские суда:
Thordon, Åskedunder

Яхта:
POLLUX 18

Прочие суда:
КАSTOR 18, SJÖKATTEN 6

#5 29.11.2014 18:51:30

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

viaternia написал:

#892884
KONUNG FREDERIK 92, KONUNG KARL 74

Наверное, наоборот в Svenska Flottans малость ошиблись: KONUNG FREDERIK 74 (бывш. Enigheten, после перстройки в 1730-32 - 24-24, 26-18, 26-8), а KONUNG KARL 92 (по списку Юлленграната 1756 г.), хотя в 1741 у него еще было 100 пушек после перестройки в 1722-24 гг.: 30-24, 28-18, 28-8, 14-4. Но в море они больше не выходили.
Вы очень ценный собеседник, шведский язык мало кто знает.

#6 30.11.2014 08:34:52

viaternia
Гость




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Уважаемый Ed!

Посмотрите еще по этим двум кораблям Forum Navale № 25 и сайт fatburen для уточнения.
Вы имеете в виду перевод Шпилевской Юлленграната в "Моском сборнике" за 1856 год?
Я вышлю сегодня перевод из истории шведского флота за 1741 год. Хотя все эти описания весьма
расплывчаты и неопределенны, но они дают ряд интересных деталей и моментов, которые отсутствуют
в российских трудах об этой войне.

#7 30.11.2014 12:54:50

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Шпилевская-Иванина опубликовала перевод из Юлленграната в Мор. Сб. по 1742-43 и 1788-89; я выписывал Gyllengranat из Л-да в Ленинку, у него по кораблям только 1741 г., Андерсон все взял у него. Позже я узнал от Яна Глете (к сожалению, уже покойного), что в Шведском морском архиве был пожар, и пострадали как раз документы по 1742-43 гг.
Относительно кораблей: вскоре после 1721 г. (или раньше?) шведы построили в Карлскруне каменный док, в котором они перестраивали и тимберовали свои корабли; их ТТХ после этого изменились. Данные по перестроенным кораблям я нашел у G. Halldin, Svenskt skeppsbyggeri, Malmo, 1963 и в известном трактате Чапмана.
По составу шведского флота в 1742-43 гг. я много всего перелопатил, кое-что нашел, если будет интерес, могу поделиться.

#8 30.11.2014 13:24:29

viaternia
Гость




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Уважаемый Ed!

Как я и обещал, выкладываю выдержки из истории шведского флота за 1741 год:


1741 год
Так как решение о действиях (начале войны) в принципе было принято находившейся у власти партией шляп, уже в феврале 1741 года было приказано оснастить как корабельный флот (у шведов «главный флот»)в Карлскорне, так  и галерную эскадру в Стокгольме. Первая, составленная из девяти кораблей и пяти фрегатов смогла отплыть в середине мая двумя отрядами до будущего театра военных действий. , а вскоре затем и галеры. Оба флота находились под командованием вице-адмирала Томаса Раялина и соответственно шаутбенахта Абрахама Фалькенгрена, и последний по прибытию в Финский залив должен был подчиняться первому. Раялин в свою очередь обязался поддерживать оживленную корреспонденцию с командующим в Финляндии генералом Хенриком фон Будденбруком и для содействия  его действиям по достижению главных целей получать и от него также инструкции. В остальном от адмирала требовалось «занять позицию на шведской территории, которую он посчитает лучшей и наиболее выгодной для защиты побережья, а также обсервации того, что может происходить на море, чтобы он со всей возможной бдительностью мог пытаться предотвратить и помешать любому военному кораблю чужой «puissance» (зачем-то употребили французское слово «держава») и иным вооруженным и укомплектованным командой кораблям, в  чьем  добром умысле или характере нельзя быть полностью уверенным попытаться войти в шведские или финские шхеры или гавани, и если он не будет повиноваться, оказать ему мощное сопротивление и нанести ущерб». И, наконец, он был обязан защищать торговлю в финских портах. А ведь таким образом требовалось немало в этом расплывчатом и цветастом потоке слов. А вот выдать какие-либо более четкие указания, касающихся операционных директив руководство не удосужилось дать Раялину в течение почти десяти следующих недель, времени бездействия во многих смыслах.
После того, как большой флот добрался до Финского залива, он сразу же в полной боевой готовности встал на якорь у Аспё недалеко от Фредриксгамна. Здесь же обосновалась и галерная эскадра, которую, однако, почти сразу же отослали к Курсалё в шхерный район юго-западнее названного города с задачей во взаимодействии с сухопутными войсками следить за движениями русского гребного флота, задачей тем более легкой для исполнения, что этот флот вообще не был подготовлен в течение первого военного года. Да и русский корабельный флот пока не подавал о себе никаких признаков жизни. Все это складывалось очень удачно, но при всех этих делах, к сожалению, ситуация для шведских сил на море складывалась в большой степени горестной из-за  эпидемий тяжелых болезней, разразившихся  среди экипажей кораблей и серьезно угрожавших боевой готовности флотов. К концу июля болезни на большом флоте достигли таких размеров, что из  5000 человек умело 400, а 2000 проходили по спискам больных, что Раялин принял решение вне зависимости от указаний главнокомандующего генерала, выйти со своими кораблями, по крайней мере, на недельку в море, чтобы «продуть» их свежим воздухом. Лишь после его возвращения из этого крейсерства он получил сообщение об официальном разрыве с Россией, вследствие чего его призвали действовать наступательно в отношении неприятеля, но все же в первую очередь прикрыть тыл и фланг сухопутных войск. С учетом складывающейся обстановки наш корабельный флот был все еще из-за большой убыли небоеготов, а бравый адмирал, добитый заботами и хлопотами из-за безнадежной обстановки, которую он был не в силах исправить, заболел сам и испустил последний вздох 4-го сентября на борту своего флагмана ULRIKA ELEONORA. По старшинству командование перешло к старшему по чину после Раялина на флоте шаутбенахту Арону Шештерна.
Тем временем основные силы сухопутной армии были собраны в окрестностях Фредриксгама, но и уже после объявления войны войска не трогались с места в ожидании, чтобы назначенный главнокомандующим всеми вооруженными силами генерал-фельдмаршал Шарль (Чарлз) Эмиль Лёвенхаупт прибыл на театр военных действий и лично начал решенное наступление. Вместо этого инициативу захватили русские и в количестве 10 000 человек перешли границу и без сопротивления (со стороны шведов) продвинулись до финской пограничной крепости Вильманстранд, где были шведские форпосты вместе с подоспевшими подкреплениями, всего 4000 человек, плохо управляемые и мало дисциплинированные, и штурмом овладели крепостью. Получилась драма, а не ожидавшийся и дающий надежды начальный успех.
3-го сентября Левенхаупт, наконец, добрался до главной ставки и взял на себя уже сильно скомпрометированное командование на себя. Теперь все должно было быть по другому и самым первым делом было отомстить за понесенное поражение. Своей первой целью ему виделся Выборг, для овладения которым галерной эскадре было предписано взаимодействие, а корабельному флоту предлагалось отрезать в районе Березовых островов выход из Выборгского залива. От выполнения этого плана Шештерна уклонился полностью, ссылаясь на парализовавшие флот болезни, что в данный момент не позволяли кораблям производить маневры, к тому же он указал на недоступность фарватера для крупных кораблей. С такой отрицательной позицией Левенхаупту пришлось смириться и отложить до лучших времен исполнение своего плана операции. В начале октября домой отправилась основная часть сильно недоукомплектованного корабельного флота, осталось лишь четыре корабля под начальством шаутбенахта Пауля Кронхавена. Так как главнокомандующий какое-то время спустя снова вернулся к своему плану наступления , он приказал новому адмиралу все еще находящимся у Аспё кораблям отправится к Березовым островам у входа в Выборгский залив. Но и Кронхавен отказался выполнять это указание, сославшись на скверное состояние кораблей и не двигался с места до 27-го октября, когда он отплыл из Финского залива.  Вместе с ним была отправлена на зимовку во Фредриксхаме большая часть галерной эскадры, остальные возвратились в Стокгольм. Кампания первого года этим закончилась без единого выстрела. Но и русские флоты тоже так и не показались.
В отношения движения сухопутной армии в наступавшую зиму необходимо здесь просто указать, что Левенхаупт, конечно, в ноябре перешел границу, но вскоре после этого он позволил сбить его с толку пришедшей к власти императрицей Елизаветой и осуществить абсолютно немотивированное отступление со следующим за этим спокойным перемирием. Несмотря на упреки правительства,  он не ударил и пальцем, полагаясь на пустые посулы русской самодержицы и обещания, заявив абсолютно как оракул что «если бы прислали весной вовремя флот и рекрутов, то не понадобилось бы отказываться ни от одного из законных требований». Тут надо отметить, что он получил от сословий (парламента) мандат, также включавший полномочия независимо от правительства по собственному желанию начинать переговоры и заключать мир. В этом случае и его королевское величество было полностью безвластно."

Немного, но хоть что-то.
В отношении корабельного состава данные бы меня интересовали, особенно "smafartyg" - малые суда. Кстати, с классификацией шведы до сих пор не очень определились, называют то бригами, то бригантинами, то шнявами.
Вообще данная война не очень-то освещается в Швеции в отличие от Северной войны и войны 1788-1790 годов.
Если Вас интересует, то я владею восемью языками, много приходилось работать с немецким (более 40 лет, жил сам в Германии), итальянским, в последнее время с английским. Кроме этого, неплохо говорю по-испански, португальски, естественно французски, шведски, свободно читаю по-чешски.

#9 30.11.2014 13:37:26

Dmitriy S.
Гость




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Эд написал:

#893122
вскоре после 1721 г. (или раньше?) шведы построили в Карлскруне каменный док,

Док был закончен в 1724 г. Шелдоном, фактически работы начались в 1716 г. По постройке этого дока есть хорошая статья:
Daniel G. Harris. “Charles Sheldon and the Baltic’s first dry dock.”// The Mariner’s Mirror. Volume 85. 1999. Number 4

Cheers!

#10 30.11.2014 18:30:08

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Dmitriy S. написал:

#893129
Док был закончен в 1724 г

За статью спасибо. Первым в доке был тимберован Konung Karl с 8/9 1724 до 23/10 1725.

viaternia написал:

#893126
я владею восемью языками

Да Вам цены нет!  А то, что Вы при этом еще увлекаетесь историей парусного флота, это вообще большая редкость.
Я проработал 40 лет с английским, да и сейчас еще приходится, французский знаю – так себе. Вообще я востоковед-индолог (историк).
Относительно состава шведского флота: по 1742 г. я скомпоновал данные из депеш барона Корфа из Копенгагена и из судебного процесса шаутбенахта Кронхавена; в Ленинке есть большой сборник всех процессов после 1743 г., Кронхавен там – единственный моряк. (У меня есть его ксерокопия). 
По 1743 г. состав есть в Mercure historique et politique, 1743.
Разумеется, они приблизительные.
В настоящее время мой знакомый историк из США работает над большой книгой «Первая морская мировая война : 1739-1748. На всех морях и океанах – от Балтики до Индии». Там есть и глава по «Войне Шляп», я ему помогаю по российской стороне. По его просьбе, Ян Глете нашел эти списки шведского флота в 1741-43 гг. в Королевской библиотеке в Стокгольме: еще до пожара в архиве один швед (граф) собирал эти материалы. Поскольку книга еще не издана, я их полностью опубликовать не могу, но могу дать список малых судов на 1743 г.:

Fregatten       
Christina         utlade den 2 april
Jama    Capitaine N. Lillja   
Thuro    Extra Capt. C.A. Sneckenberg   
Carlshamns Castell    Capitaine C. Raab   
Ekholmsund    Extra Capt. L. Boyc   
Jarramas    Capt. P. Djarsson   
Bregantin       
Pollux    Ext. Capt. Lieut. C. Jägenskjöld    utladfe den 2 April
Göija    Capt. Lieut. G.O. Sjöstjerna   
Sjöhästen    Extra Capt. J. Stare   
Brandaren       
Laxen    Extra Capt. E. Sundberg   
Bombkitzen       
Åskedunders    Capt. Lieut. J. Märthin   
Torndön    Capt. Lieut. S. Åckerhjelm   
Sjuk Skeppet       
Solen    Capt. Lieut. A. Fräne   
Galjothen       
Postrijttarn    Lieutenant B. Schel   
Sparenswän    Lieutenant C.H. Humpa   
А это то, что я скомпоновал, в общем, оказалось довольно точно:
  Список шведского флота в 1743 г. имеется в периодике того времени:
“Suite de la Clef du cabinets des Princes del’Europe” (Luxembourg, 1743)
“Mercure historique et politique” (La Haye, 1743)
 
Drottning Ulrika Eleonora 84 – Admiral von Utfall (Flag 1)
Friheten 66 – Vice-Admiral Arvid Sjöstierna (Flag 2)
Enigheten 72 – Commendeur Stoldtz (Flag 3)
Drottningholm 42
Göta 68
Hessen-Cassel 64 – Commendeur E. von Stauden
Prinsessan Sofia Charlotta 64
Prins Vilhelm 64
Västmanland 62
Fredrika Amalia 62
Scåne 62
Pommern 60
Stockholm 60
Bremen 60
Finland 56/60
Verden 54
Freden 42

Позже подошел новый Fredrik Rex 62 Öfver-Amiral Taube.

За линией и др. мелкие суда:
Jarramas 36
Fama 32
Kristina 22
Ekholmsund 26
Castor 18
Pollux 18
Sjökatten 6
Thordon 6 mortar ship
Åskedunder 6 mortar ship

#11 01.12.2014 14:05:01

viaternia
Гость




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Для Эда


Из книги Тенгберга

1742 год

В мае 1742 года Левенхаупт приказал шаутбенахту Кронхавену, приведшему под эскортом четырех  кораблей тяжелый транспорт в Гельсингфорс, продвинутся на расстояние в 0,5 миль от Фредриксгама и встать на якорь у Мустасари, Он должен был соединиться там с кораблями и галерами, перезимовавшими в Финляндии и после того, как Левенхаупт по приказу короля пополнил 2000 пехотинцами их экипажи, вышли в море под начальством Фалькенгрена. Кронхавен, который в этой войне, будучи нерешительным командующим, потерял часть своей репутации и слывший в более молодые годы храбрым и удачливым морским волком, очутился в сложном положении: с одной стороны инструкции правительства, предлагавшие крейсерство между Гельсингфорсом и побережьем Эстляндии, а до этого должна была подойти остальная часть флота; а с другой стороны приказ генерала, власть которого, как он отлично знал, распостранялась и над флотом и которому, как ему было приказано, он должен был подчиняться во всем, что не противоречило приказу о крейсерстве.
Приказ  подразумевал защиту транспортов, но так как в инструкции упоминались лишь суда, приходившие из померанских и шведских портов, то Кронхавен посчитал, что это не касалось многих грузовых судов, стоявших беззащитными от врага во Фредриксгаме. После проведенного по обычаю совета флагманов он отклонил желание генерала,  ссылаясь на многие трудности, болезни, нехватку лоцманов и прочее, которые наряду с инструкциями правительства мешали ему это сделать, но он был готов выполнить приказ, если генерал будет на этом упорно настаивать. Он подал этот свой ответ только руководству (правительству), так как он получил от них инструкции ожидать подкрепление для флота, а они не предвидели трудностей, задерживающих  отплытие дополнительных сил и поэтому поторопились разъяснить Кронхавену, что он должен сделатьто, что приказывал генерал. Прежде чем Кронхавен получил это известие, ему пришел новый строгий приказ от генерала, и он еще раз для затягивания времени ответил, что он не отваживается нести ответственность до тех пор, пока флот усиления не появится в Финском заливе. Тем временем прибыло подкрепление под командованием вице-адмирала Шештерна (так как Гердтен, назначенный на эту должность, незадолго до отплытия заболел).  После соединения эскадр флот выдвинулся вперед и 3-го июня встал на якорь на старом месте у Аспё.
Задержкой  Кронхавена – которая без сомнения была вызвана его инструкциями – воспользовались русские. Выборг, путь куда по морю тем временем очистился ото льда, получил обширное снабжение для себя и войск, что в противном случае осуществилось бы гораздо медленнее из-за медленного подвоза по суше. Русские галеры заняли Выборгский залив. Таким образом,  напрасно Левенхаупт требовал всю зиму, чтобы при первой открытой воде флот был под рукой. Невиновато было и правительство. Уже в начале года оно дало указание на отправку 20 кораблей из Карлскроны. В одном марте оно вынесло не менее 9 напоминаний по этому поводу. Член госсовета Антон Врангель в конце апреля отправился туда (Карлскрону) для ускорения работы. За исключением двух фрегатов, которые в начале апреля из-за наличия льда не смогли продвинуться дальше Готланда, ни одно судно не вышло из Карлскроны раньше, чем четыре корабля Кронхавена 5-го мая.  Остальные шесть должны были списать на берег так много больных, списанных надо было заменить, а гавань оставалась безлюдной. Эпидемия была в городе такой сильной, что болели 900 моряков и солдат, а за месяц случилось 174 смерти. Зандерский полк , предполагавшийся для пополнения войск, не досчитался 600 человек. Итак, лишь, наконец, 15-го мая шесть кораблей были готовы, но были задержаны противным ветром, а затем только вышли в море, но с больными на борту, из-за этого был дан приказ сразу же производить ротацию при поступлении замены. Гаух утверждает, что флот 3-го июня подошел к Аспё, состоя с учетом зимовавших в Финляндии кораблей из 11 линейных кораблей, пяти фрегатов, бригантины, двух бомбардирских галиотов, брандера, двух прамов и галер, еще ожидалось прибытие одного прама и двух галер. Таков был состав маленькой эскадры Шёштерна.
Хотя состав корабельного флота был меньше, чем в минувшем году, то этого нельзя сказать о галерной эскадре. Уже в апреле все галеры были готовы, так что, как только поступили известия, что лед вдоль финского побережья вскрылся, они тремя отрядами 4-го, 11-го и 16-го мая вышли из Стокгольма. Кроме необычно полных экипажей они везли более 3 700 солдат, которые разделенные на три полка, укомплектованные старшим и младшим командным составом, могли использоваться для высадки десанта. Эти галеры должны были примкнуть к тем, что ранее под командой Фалькенгрена находились у Мустасари и составили эскадру на десять единиц больше, чем в минувшем году. 7-го июня пришли первые из стокгольмских галер, остальные ожидались в последующие дни.
Но уже 5-го июня Левенхаупт вызвал Фалькенгрена и Шёштерна к себе в Кюменегорд. Широкие полномочия генерала над флотом теперь были значительно урезаны. Каждый его приказ  подлежал теперь обсуждению адмиралами и флагманами, правительство полагало, что ему не следует предпринимать никаких передвижений, если они считались опасными. Если ему требовалось поступать вопреки их советам, то приказы должны отдаваться в письменной форме. Левенхаупт никогда не мог решиться на такой определенный и полный ответственности шаг. На его просьбу, не может ли флот двинуться вперед от Аспё к Березовым островам, чтобы объединившись со шведскими галерами запереть русских в Выборгском заливе, он был вынужден довольствоваться  ответом Шёштерна о том, что море перед названным заливом было слишком открытым для галер, внутри Рёдгалла он тоже не может бросить якорь, так как там находились русские, да и не рекомендуется корабельному флоту идти одному, так что будет лучше, если он останется стоять у Аспё, а в это время галеры, как только соберутся, шли бы в Куорсало. После этого, как и в минувшем году, к сожалению, оставались эскадры на упоминавшихся местах и подвергались испытанию тем же злом – свирепствовавшими эпидемиями.
У кораблей военного флота, покинувшие с недостаточными экипажами Карлскрону, где-то месяц назад имевших треть экипажа больными, на некоторых не было здоровых и одной трети. Уже тогда предполагали необходимость, что при недостаточном снабжении придется оставить Аспё. Вражеские корабли оказались достаточно многочисленными среди внутри лежащих островов, Соммаррёна и Лавансари, но как только шведы шли им навстречу, они уходили на мелководье, куда шведы без лоцманов не осмеливались  за ними следовать.  Таким же образом русские суда стали появляться  перед аванпостами шведского галерного флота у Курсало, но ретировались при первом же выстреле.  Фалькегрен далее при отступлении сухопутных войск сопровождал их до Варгшхеров (Wargskär). Из-за этого нарушилось снабжение припасами корабельного флота, где эпидемии угрожали  оставить  его через несколько дней беспомощным.  Поэтому Шёштерна заявил о своем намерении уйти к Гангуту. Эскадры ответили на полученный приказ, что, так как побережье было в руках неприятеля, то при первом благоприятном ветре они оттягиваются назад.
Повторный опрос флагманов определил при упавшем настроении и угрызениях совести 9-го июня, что Абборфорс является соответствующем местом для сухопутных войск для защиты Финляндии и, таким образом, Фалькенгрену надлежит оставаться у Варгшхер. В соответствии с докладом по флоту от 3-го июля  285 унтер-офицеров и 2 782 рядовых были здоровы; 93 унтер-офицера и 1 942 больны, из матросского состава из-за болезней и смертей был недостаток в укомплектовании экипажей. Например, на корабле ENIGHETEN  было 259 здоровых, 235 , 241 умерших или негодных к службе; WÄSTMANLAND – 128 здоровых, 157 больных, 228 умерших или негодных к службе.
Тем временем в полученном Шёштерна докладе говорилось, что у Пелинге появились 15 русских вымпелов военно-морского флота, которые в тот же день, так как шведы ушли от Аспё, заняли их якорную стоянку, и по информации направлялись в Ревель. Было опасение, что оттуда,они завладеют Гельсингфорсом (его гаванью) и складами и таким образом встанут между шведским корабельным флотом у Гангута и галерами у Пелинге."


Устал сегодня, завтра продолжу. Надеюсь. что некоторые детали новы.

#12 01.12.2014 14:50:22

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

viaternia написал:

#893376
Надеюсь. что некоторые детали новы.

Спасибо. Всегда хорошо иметь первоисточник.

#13 02.12.2014 12:28:25

viaternia
Гость




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Для Эда

Продолжаю кампанию 1742 года по версии Тенгберга:

«Благодаря этому русский корабельный флот двинулся вперед, вслед за двигавшимися вдоль побережья галерами. Панику из-за этого поддержал и военный совет 16-го июля, поспешно оттянув сухопутную армию и галеры к Гельсингфорсу.  Лишь Будденброк требовал, чтобы армия оставалась на месте, а флот должен был взять под защиту Гельсингфорс.».
На этом вся кампания 1742 года у Тенгберга заканчивается.

Из «Истории шведского флота»:

«Весной 1742 года операции на морском театре продолжались по той же схеме, что была намечена минувшим летом. Сначала здесь появился Кронхавен с восемью кораблями, из которых четыре перезимовали в Слите, и в начале мая занял указанную ему позицию между Гельсингфорсом и побережьем Эстляндии в ожидании прибытия подкрепления. Здесь его ожидал приказ главнокомандующего идти до Мустасари к югу от Фредриксгама и соединиться там с фредриксгамным контингентом галерной эскадры, после чего объединенный флот должен был отправиться к Выборгскому заливу, чтобы прервать морские перевозки русских в этом районе. Ссылаясь однако на свои инструкции, Кронхавен отказался выполнять приказ. ..
А снаряжавшуюся тем временем часть корабельного флота в Карлскроне уже начали мучить болезни. Назначенный командующим флотом адмирал Густав фон Гердтен сам заболел вскоре после прибытия на борт и так тяжело, что был вынужден передать командование вице-адмиралу Арону Шёштерна. Лишь в конце мая последний был в состоянии, наконец, довести семь линейных кораблей и несколько фрегатов до известной по прошлому году стоянки у Аспё, там соединившаяся с Кронхавеном эскадра таким образом насчитывала 15 кораблей и пять фрегатов. Также и соединившаяся до этого галерная эскадра по-прежнему под командованием Фалькенгрена  заняла выдвинутую позицию в боевой готовности у Курсалё.
После того, как сухопутные и морские силы пришли в движении и сгруппировались у Фредриксгама, Левенхаупт представил 16-го июня ближайшим подчиненным командующим свой самый последний план операции. Он сводился к общему охвату русских позиций у Выборга, для этой цели от флота требовалось продвинутся до Березовых островов, оставив таким образом без прикрытия фланг наступавших войск.  Этого Шёштерна никак не хотел делать под тем предлогом, что фарватер был слишком открыт для галер, которые кроме этого рисковали получить удар во фланг от русской гребной флотилии в Выборге, И при этих обстоятельствах он полагал, что было бессмысленным высылать вперед корабельный флот. Перед этим отказом главнокомандующий был беспомощен, так как он теперь в соответствии с директивами был обязан учитывать мнение адмиралов о том, возможном ли с морской точки зрения или нет проводить ту или иную операцию. Из-за этого рухнул навсегда и план охвата, а Левенхаупт в одно мгновение должен был перейти к обороне. Вместо этого границу перешла русская армия, и благодаря этому был поднят занавес для трагического заключительного акта в этом совершенно печальном спектакле.
На новом, состоявшемся 18-го июня военном совете было решено, что корабельный флот по-прежнему должен оставаться у Аспё, Фалькенгрен при этом высказал просьбу оттянуться назад на эту же позицию. Но на этих местах флоты оставались недолго, до того как Левенхаупт по настойчивому  требованию военного совета начал 28 июня недостойное отступление перед назойливыми слегка превосходящими по силам русскими, что завершилось капитуляцией в Гельсингфорсе 24-го августа.
Так как Фредриксгам был эвакуирован, галерной эскадре было приказано идти в Муссало вместе с отходом армии, затем до Кунгсхама к югу от Абборфорса, где из-за благоприятных географических условий для обороны Левенхаупт намеревался остановиться. Но без его разрешения Фалькенгрен отправился под предлогом нехватки провианта 11  июля в Пеллиге недалеко от Борго, куда в отсутствии защиты с моря теперь отступила в свою очередь и сухопутная армия. Здесь обе части вооруженных сил, в конце концов, разделились, сухопутная армия пошла в Гельсингфорс и прибыла туда 11-го августа, а эскадра отправилась в близлежащий Хэстнессунд, где появилась уже 30-го июля.
В свою очередь корабельный флот категорически вопреки настойчивому приказу Левенхаупта оставил 12-го июля рейд у Аспё и прямиком отправился к Гангуту, куда Шёштерна приказал также прибыть и галерной эскадре. По настойчивому требованию главнокомандующего, однако, было разрешено ей пока оставаться в Кунгсгаме. То, что Фалькенгрен, несмотря на это, взял дело в свои собственные руки и продолжил отход – прочем только до района Гельсингфорса – мы уже ранее видели. Тем же образом получил директиву и Шёштерна с целью объединения сухопутных и морских сил для последнего сопротивления у Гельсингфорса, но последний отверг любую мысль об этом, ссылаясь на неудобство гавани и незащищенное положение при обстреле с суши. Все это заставило Левенхаупта  потерять терпение, так как адмирал, кроме этого, требовал себе галеры для усиления собственного флота против ожидавшегося нападения, и в письменном приказе он приказал Фалькенгрену оставаться там, где он был – и в этот единственный раз ему пришлось подчиниться.
После вступления в силу условий капитуляции галерная эскадра перевезла часть шведских войск домой в Швецию и после этого заняла указанные позиции в стокгольмских шхерах для их обороны от возможных русских атак. Даже корабельный флот какое-то время участвовал в этом дежурстве до того, как поздно осенью уйти до Карлскроны и разоружиться. Тут надо отметить, что флот не был включен в условия капитуляции, и таким образом ничего не препятствовало ему продолжать войну, которая теперь раз и навсегда превратилась в войну на море.
При карательном и судебном процессе, последовавшим по следам этой несчастливой компании, ,рассматривалось, среди прочего, нежелание адмиралов принимать для руководства предписания главнокомандующего, что как он хотел утверждать, сказывалось в высшей степени пагубным образом на операциях в целом. При этом, однако, как Шёштерна, так и Фалькенгрен были оправданы от всякой ответственности, при том утверждалось, что у Кронхавена «не имелось злого умысла ни злонамеренной хитрости, а лишь частично упущение и частично небольшая необдуманность» и по этой причине его присудили к лишению на полгода денежного содержания. А вот Фалькенгрена даже назначили командовать в кампании следующего года. Настоящими козлами отпущения за большое легкомыслие и промахи стали главнокомандующий и его ближайший заместитель, которые оба положили свои головы на плаху – несправедливый приговор, который наверняка не смягчил военный позор».

#14 02.12.2014 15:31:16

viaternia
Гость




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Уважаемый Ed!

Завтра перекину Вам 1743 год.

У меня к Вам такие вопросы (по "белым пятнам" шведского флота), если на них возможно ответить:

1741 год

1) Какую шведскую шняву встретил пакетбот НОВЫЙ КУРЬЕР 11-го июня
2) Состав шведской галерной эскадры в 1741 году
3) Какие корабли ушли в Карлскрону, а какие остались зимовать в Слите
4) Какие 8 галер ушли в Стокгольм
5) Какой еще корабль сел на мель при кораблекрушении SVARTA ÖRN
6) Мелкие корабли в составе шведского флота

1742 год

1) Первые четыре корабля Кронсхавена из Карлскроны в мае в Финском заливе
2) Какие два фрегата дошли в апреле только до Готланда
3) Названия вышедших в конце мая шести кораблей из Карлкроны
4) Полный состав корабельной эскадры
5) Какие новые галеры появились в составе галерного флота
6) Корабли в составе отряда в датских проливах (гетебогская эскадра) для перехвата архангелогородских кораблей летом-осенью
7) 4 корабля и два фрегата эскадры Кронхавена в ноябре-декабре

1743 год

1) Состав гребной флотилии в сражении у Корпострема
2) Состав и порядок кильватерной линии в перестрелке у Гангута 7-8 июня

#15 02.12.2014 21:26:34

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

1741 г.
6). Рукопись из Королевской б-ки в Стокгольме
Fregatten   
Swarta Öhrn   
Jarramas   
Ekolsund   
Carlshamns Castell   
Christina   
Carlborg   
Bregantin   
Castor   
Göija   
Brandaren   
Carlby   
Bombkitzen   
Åskedunder   
Sjük Skeppet   
Stjernan   
1742 г.
1). По данным следственной комиссии (июль 1743) относительно действий Кронхавена в 1742 г.: 5 мая у него были Friheten, Skane и Freden, а в конце мая еще упоминаются Sophia Charlotta и фрегаты Fama и Ekholmsund. 
6).
Fregatten   
Carlshamns Castell   
Örlogsskeppet   
Stockholm     Capt. Clas von Stauden
Drottningholm   

Относительно шведских галер: Карлссон на сайте http://www.fatburen.org/jan-erik.karlsson/ftgidx.htm дает их названия и указания, какие участвовали в войне 1741-43 и конкретно – в бою у Корпострема (18), не знаю, насколько это верно.
У меня есть список шведских гребных судов, построенных в 1720-90 гг. из  O. Nikula, Svenska skargardsflottan 1756-91, Helsingfors, 1933, в 1720-42 гг. было построено 22 галеры, 4 полугалеры.

#16 02.12.2014 21:41:12

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Флот в 1742 г.
Ulrika Eleanora
    Chef, Vice Amiral A. Sjöstjerna
Prins Carl Fredric    Kommandorren Grefve P. Sparre
Friheten    Schoubynact Cronhaven
Enigheten    Comendeur P. Stoldtz
Findland   
Skåne   
Sophia Charlotta   
Westmandland   
Hessencassel   
Werden   
Pommern   
Fredrica Amalia   
Freden   
Öland   
Götha   
Fregatten   
Fama   
Ekolsund   
Jarramas   
Christina   
Carlshamn Castell   
Brigantin   
Göija   
Pollux   
Castor   
Brandaren   
Carleby   
Bombkitzen   
Askedunder   
Torndon   
Sjuk Skeppet   
Solen   
Sommers   
Galjothen   
Sparenswän   

Что касается перестрелки у Гангута 7-8 июня 1743 г., то, по данным Головина, да и шведов, там был весь флот – 17 ЛК +18-й с Таубе. Но в Юрнале Барша (есть в сети) и у Ал. Соколова (Морские походы против шведов) упоминается всего 12-13 ЛК, дается их линия с пушками, но без названий.

#17 02.12.2014 22:55:20

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5909




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Эд написал:

Оригинальное сообщение #893773
У меня есть список шведских гребных судов, построенных в 1720-90 гг. из  O. Nikula, Svenska skargardsflottan 1756-91,

Этот список на сайте Тиму?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#18 02.12.2014 23:14:35

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Олег написал:

#893791
Этот список на сайте Тиму?

Я взял его из упомянутой книги.

#19 02.12.2014 23:24:10

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Я посмотрел сайт Тиму, теперь ясно, я когда-то скинул этот список Джону Тридри, а тот - Тиму. Мог бы Тиму и меня упоминуть в числе своих корреспондентов.

#20 02.12.2014 23:31:23

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5909




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Я имел ввиду эту ссылку http://koti.mbnet.fi/felipe/html/arcipelago_navy.html
Кстати, сильные у шведов галеры - по 20-25 пушек


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#21 02.12.2014 23:52:48

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Олег написал:

#893812
Я имел ввиду эту ссылку

И я имел в виду ее же.
Тиму взял у меня кое-что и по испанцам 17 в., правда, некритично.

#22 03.12.2014 07:24:00

Dmitriy S.
Гость




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

viaternia написал:

#893672
6) Корабли в составе отряда в датских проливах (гетебогская эскадра) для перехвата архангелогородских кораблей летом-осенью

В мае 1742 г. в Гётеборге в кампанию были введены:

Skepp Greve Sparre (50) – amiralitetskapten Mårten Wilhelms, eskaderschef
Fregat Göteborgs Vappen (34) – skeppskapten Olof Smitt
Fregat Gröna Jägaren (34) – extra löjtnant Jonas Hammar
Hukar Måsen (16) – extra löjtnant Henrik Hansson
Brigantin Sjökatten – extra löjtnant Peter Wessman

В мае для усиления гётебргской эскадры из Карлскруны был направлен корабль Stockholm (60) – amiralitetskapten Claudis von Stauden, однако из-за полученных в шторм повреждений он вынужден был вернуться, ему на смену отправлен фрегат Drottningholm (40), прибывший к Гётеборгу в конце июня.

В июле в Гётеборге дополнительно в кампанию были введены галеры:
Galär Greve Meijerfeldt (3) – chef kaptenlöjtnant Adam Mesterton
Halvgalär Ulysses (1) – artilleri kaptenlöjtnant Jonas Stierngranat
Halvgalär Castor (1) – extra löjtnant Johan Hammarhielm
Halvgalär Pollux (1) – extra löjtnant Börje Bortwik

Информацию брал из книги: Göteborgs eskader och örlogsstation. 1523-1870. Historik utarbetad och utgiven av försvarsstabens krigshistoriska avdelning. Göteborg 1949. 536 s.

Cheers!

#23 03.12.2014 07:46:37

viaternia
Гость




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Для Эда


Т.е., как я понимаю, «белых пятен» еще остается много, и их надо закрывать. Это не история, когда кто-то где-то, кого-то. История любит точность.

По перестрелке 1743 года в Боевой летопись указывается всего восемь линейных шведских кораблей.

Теперь несколько слов о названии кораблей. Я предпочитаю написание по работам после 1920 года, т.е. после реформы правописания, которая была весьма значительная, т.е., например не Wehrden, a VERDEN, не SWARTA ÖHRN, a SVARTA ÖRN и т.д.

Кстати, я не нашел в fatburen   „Морской лошади» (Sjöhästen), а также Göija (причем, судно под этим названием ведь участвовало и в Северной войне, но оно проходит в списке судов каролинского флота в Форуме № 25), КАСТОР указан как полугалера, а не бригантина. В Вашем списке не увидел я ГЕРКУЛЕСА и второго прама, предположительно перестроенного ГЁТА ЛЕЙОН.

#24 03.12.2014 10:15:50

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Для viaternia:

Я Вам дал то, что у меня было. Если у Вас больше данных, тогда зачем меня спрашивать?

#25 03.12.2014 10:37:29

viaternia
Гость




Re: Шведско-русская война 1741-1743 годов

Из «Истории шведского флота»

1743 год

"О военных действиях на море в 1743 году много рассказывать нечего. Целью их было, в основном, помешать войне перекинуться на шведскую территорию, для чего корабельный флот под командованием адмирала Жана фон Утфалля занял позицию у Гангута, а галерная эскадра под руководством все того же Фалькенгрена расположилась в аландских шхерах. Оба русских флота вышли в этом году в море и взаимодействовали таким образом, что корабельный флот, избегая все же вступать в бой, заманивал фон Утфалля в море, в то время как гребной флот готовился к возможности проскочить мимо Гангута в абоские шхеры, выжидая там атаку своего шведского противника. Это и произошло таким образом 20-го мая в Корпостреме, для атакующих, к сожалению, однако при очень неблагоприятных обстоятельствах, что привело к тому, что после нескольких часов оживленной перестрелки без достаточно ощутимых потерь они были вынуждены отойти назад. То, что русские в этом случае не осуществили преследования, позволяет предполагать ,  что и они не вышли из сражения таким уж невредимыми. После этого Фалькенгрен занял позицию у Дегербю в шхерах Фёглё у юго-востоку от Аландских островов, в то время как противник продвинулся до островной группы Смо Соттунга сразу западнее Шифтета, довольствуясь на время наблюдением за действиями шведов. Переговоры о мире шли,  впрочем, в это время наилучшим образом, и военные действия вследствие этого велись все более вяло.
Так как сторожевая служба у Гангута из-за удавшегося маневра русского гребного флота стала бессмысленной, то фон Утфалль вместо этого стал крейсировать между Даго и Готландом, и продолжал этим заниматься до прибытия новоназначенного командующего флотом адмирала Эдварда Дидрика Таубе, прибывшего на вновь построенном корабле ФРЕДЕРИКУС РЕКС для увода флота на родину. Туда же оттянулась и галерная эскадра, которую расположили у шхер Капелль, после чего еще раз шведы находился в боевой готовности осуществить оборону в районе стокгольмских шхер. Но в этот раз сторожевая служба не была продолжительной, так как эта война, ведшаяся с таким малым успехам, была близка к концу. После поступления 17-го июля известий о подписании мира в Або (с потерей района реки Кюммене и части Саволакса), флот возвратился домой. Галерная эскадра еще до этого была вызвана в столицу для содействия в подавлении так называемого даларнского мятежа.
За оставление своего поста у Гангута фон Утфалль был осужден в свое время лишением жалования на полгода. Русский адмирал, который также предстал перед военным судом за то, что не атаковал противника, был оправдан, так как он сослался на максиму Петра Великого о том, что можно начинать сражение только после того, как удостоверишься, что шведских кораблей на 1/3 меньше."


В отношении Вашего последнего поста я просто хотел уточнить. Кстати, не можете ли Вы мне дать адрес сайта Тиму?

Страниц: 1 2 3


Board footer