Сейчас на борту: 
armour-clad,
Eudgen,
GeorgeT,
Эд
   [Подробнее...]

#1 05.10.2015 22:22:14

Михаил
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Липецк
ТАКР "Адмирал Кузнецов"
Сообщений: 560




ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Доброго времени суток.
Господа помогите пожалуйста найти информацию по данной теме.
По развитию парусных кораблей информации полно , а вот по гребным судам очень мало.
В справочниках очень скупо . а где можно почитать более подробно.

 

#2 13.10.2015 18:17:51

Titanic
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Петрозаводск
RMS Titanic
Сообщений: 3539




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

В литературе, посвященной прежде всего войнам на Балтийском ТВД: обычно попутно и про гребных рассказывают. Даже у Широкорада, не к ночи будь помянут, инфа есть. :)

 

#3 13.10.2015 20:25:40

Михаил
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Липецк
ТАКР "Адмирал Кузнецов"
Сообщений: 560




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Titanic написал:

#995466
В литературе, посвященной прежде всего войнам на Балтийском ТВД: обычно попутно и про гребных рассказывают. Даже у Широкорада, не к ночи будь помянут, инфа есть

Все верно. Но это касается только лодок построенных до 1812 г.
Что касается остальных , построенных после 1815 г , нет ни номеров ни названий  , за исключением серии "Дерзкая" и нескольких йолов.
Как я понял , балтийские лодки имели в те годы номера. Есть упоминания нескольких в 1842 и 1843 гг  как о прошедших тимберовку.
Что касается черноморских то у них были названия , как у серии "Дерзкая". Вот только не понятно , почему неизвестны остальные?

 

#4 13.10.2015 21:50:36

Chief
Участник форума
Сообщений: 461




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Михаил написал:

#995487
Что касается черноморских то у них были названия , как у серии "Дерзкая". Вот только не понятно , почему неизвестны остальные?

Ну почему неизвестны?
Вот канонерские лодки ЧФ периода Крымской войны.

Дунайская гребная флотилия

•Канонерская лодка №6.  Вошла в строй в 1846г.
•Канонерская лодка №7. Вошла в строй в 1846г.
•Канонерская лодка №8. Вошла в строй в 1846г.
•Канонерская лодка №9. Вошла в строй в 1846г.
•Канонерская лодка №10. Вошла в строй в 1846г.
•Канонерская лодка №11. Вошла в строй в 1846г.
•Канонерская лодка №12. Вошла в строй в 1846г.
•Канонерская лодка №13. Вошла в строй в 1846г.
•Канонерская лодка №14. Вошла в строй в 1846г.
•Канонерская лодка №15. Вошла в строй в 1846г.
•Канонерская лодка №16. Вошла в строй в 1848г.
•Канонерская лодка №17. Вошла в строй в 1850г.
•Канонерская лодка №18. Вошла в строй в 1850г.
•Канонерская лодка №19. Вошла в строй в 1850г.
•Канонерская лодка №20. Вошла в строй в 1850г.
•Канонерская лодка №21. Вошла в строй в 1851г.
•Канонерская лодка №22. Вошла в строй в 1851г.
•Канонерская лодка №23. Вошла в строй в 1851г.
•Канонерская лодка №24. Вошла в строй в 1851г.
•Канонерская лодка №25. Вошла в строй в 1851г.
•Канонерская лодка №26. Вошла в строй в 1852г.
•Канонерская лодка №27. Вошла в строй в 1852г.
•Канонерская лодка №28. Вошла в строй в 1852г.
•Канонерская лодка №29. Вошла в строй в 1852г.
•Канонерская лодка №30. Вошла в строй в 1852г.
•Канонерская лодка №31. Вошла в строй в 1852г.
•Канонерская лодка №32. Вошла в строй в 1852г.
Вооружение: 3 24-фунт. чугунные пушки, 4 3-фунт. чугунных фальконета.
Все лодки построены в Николаевском адмиралтействе. Строитель подполковник С. И. Чернявский. Стоимость каждой лодки с оснасткой составляла: «№16» – 9584руб. 91¾коп., «№17»-«№32» – 10192руб. 82¼коп.

Очаковский отряд

•Канонерская лодка №1. Вошла в строй в 1854г.
•Канонерская лодка №2. Вошла в строй в 1854г.
•Канонерская лодка №3. Вошла в строй в 1854г.
•Канонерская лодка №4. Вошла в строй в 1854г.
•Канонерская лодка №5. Вошла в строй в 1854г.
•Канонерская лодка №33. Вошла в строй в 1854г.
•Канонерская лодка №34. Вошла в строй в 1854г.
•Канонерская лодка №35. Вошла в строй в 1854г.
•Канонерская лодка №36. Вошла в строй в 1854г.
•Канонерская лодка №37. Вошла в строй в 1854г.
Вооружение: 3 чугунные 24-фунт. пушки. №1-№5 дополнительно 4 чугунных 1-фунт. фальконета, 1 8-фунт. карронада
Все лодки построены в Николаевском адмиралтействе. Строитель поручик Александров. Стоимость постройки каждой лодки с оснасткой составляла 9203руб. 32¾ коп.

Отредактированно Chief (21.10.2015 23:20:06)

 

#5 13.10.2015 22:18:38

Михаил
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Липецк
ТАКР "Адмирал Кузнецов"
Сообщений: 560




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Chief написал:

#995497
Ну почему неизвестны?
Вот канонерские лодки ЧФ периода Крымской войны

Получается , что канонерки с номерами № 1 - 5 разобраны в 1852 г
И интересно , какая из этих лодок стала полицейским лоцмейстерским  судном?

Отредактированно Михаил (13.10.2015 22:24:23)

 

#6 13.10.2015 22:30:15

Михаил
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Липецк
ТАКР "Адмирал Кузнецов"
Сообщений: 560




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

С лодками Черноморского флота времен Крымской войны более менее понятно.
Осталось разобраться с лодками построенными на Херсонской верфи в 1815 - 16 гг.
Чернышов пишет только о 15 лодках (1 орудие) построенных в марте - августе 1815 г.
Веселаго и Широкорад упоминает ещё о 10 лодках построенных в Херсоне в 1816 г.
Что известно о этих лодках????
Видимо до Русско-Турецкой войны 1828 - 29 гг они не дожили?

Отредактированно Михаил (14.10.2015 14:13:11)

 

#7 13.10.2015 22:33:06

Chief
Участник форума
Сообщений: 461




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

1

Михаил написал:

#995502
Получается , что канонерки с номерами № 1 - 5 разобраны в 1852 г

№1-№4 разобрали в 1853г.

Михаил написал:

#995502
И интересно , какая из этих лодок стала полицейским лоцмейстерским  судном?

№24.

 

#8 13.10.2015 22:38:43

Михаил
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Липецк
ТАКР "Адмирал Кузнецов"
Сообщений: 560




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Огромная благодарность за информацию!!!
Как я понимаю лодка № 5 , это построенная в 1841 г , одна из пяти и Чернышов пишет , что их списали в 1852.

 

#9 14.10.2015 19:03:17

Chief
Участник форума
Сообщений: 461




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Михаил написал:

#995510
Как я понимаю лодка № 5 , это построенная в 1841 г

Да, лодка №5 спущена в Николаевском адмиралтействе 1 ноября 1841г., строитель капитан Апостоли.

 

#10 14.10.2015 20:04:56

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1047




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Chief написал:

#995507
№24.

Кстати, похоже, что ее не стали разламывать в 1863г. Есть данные, что 10 февраля 1869 г., во время внезапного вскрытия Дона и последующего ледохода, причинившего немало опустошений, «старое судно полицейско-лоцмейстерского поста» затонуло.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

 

#11 14.10.2015 21:55:16

Михаил
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Липецк
ТАКР "Адмирал Кузнецов"
Сообщений: 560




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Так что же с лодками построенными на Херсонской верфи в 1815 - 16 гг.
Чернышов пишет только о 15 лодках (1 орудие) построенных в марте - августе 1815 г.
Веселаго и Широкорад упоминает ещё о 10 лодках построенных в Херсоне в 1816 г.
Что известно о этих лодках????
Видимо до Русско-Турецкой войны 1828 - 29 гг они не дожили?

 

#12 14.10.2015 22:18:20

Алексей Логинов
Мичманъ
michman
Откуда: от туда
Сообщений: 2268




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

В ЦВММ много моделей канонерских лодок, иолов и плавбатарей начала 19 века. КНЛ "Дерзкая" 1819г.р., ладожская КНЛ и т.п.
Кстати, а может кто-нибудь ответить в чем принципиальное отличие иола от канонерской лодки?


Мир мы построим на этой земле.
С Верой и Правдою во главе.

 

#13 14.10.2015 23:52:45

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9393




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Алексей Логинов написал:

#995715
в чем принципиальное отличие иола от канонерской лодки?

Судя по шведским моделям, ял-иол (gun  yawl) (1788) имел одну большую пушку на носу, а канонерка (gun sloop (1776) – 2 пушки поменьше на корме. Они проекта Чапмана. На схеме расположения шведских гребных судов при Свенскзунде (1790 г.) ялы стоят носом к пр-ку, а канонерки (или шлюпы) – кормой.

 

#14 15.10.2015 18:18:18

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1047




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Эд написал:

#995745
имел одну большую пушку на носу

Может быть все-таки на корме?
http://s019.radikal.ru/i624/1510/24/e97463d37f9at.jpg


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

 

#15 15.10.2015 18:43:13

Михаил
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Липецк
ТАКР "Адмирал Кузнецов"
Сообщений: 560




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Есть ли изображения черноморских канонерок времен Русско-Турецкой войны 1828 - 29 гг или Крымской ???

 

#16 15.10.2015 19:00:16

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9393




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

STEFAN написал:

#995981
Может быть все-таки на корме?

Да, на корме.

 

#17 15.10.2015 19:55:24

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1047




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Михаил написал:

#995985
Есть ли изображения черноморских канонерок времен Русско-Турецкой войны 1828 - 29 гг или Крымской ???

Зайдите в соответствующую ветку. По Крымской там есть.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

 

#18 15.10.2015 20:15:00

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1047




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Есть такая.
                         http://s016.radikal.ru/i335/1510/9c/590fb26aa51et.jpg


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

 

#19 15.10.2015 21:35:03

Михаил
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Липецк
ТАКР "Адмирал Кузнецов"
Сообщений: 560




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Спасибо, а тип "Дерзкая" 1819 г постройки не встречалась?

 

#20 16.10.2015 23:55:56

Михаил
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Липецк
ТАКР "Адмирал Кузнецов"
Сообщений: 560




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Понимаю, что шансов мало, но все-же спрошу.
Кто может помочь с номерами канонерок Балтийского флота 1820 - 54 гг постройки.

 

#21 18.10.2015 11:19:32

Михаил
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Липецк
ТАКР "Адмирал Кузнецов"
Сообщений: 560




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Подскажите пожалуйста.
По чертежам адмирала фон Шанца была построена канонерка на верфи "Галерный островок" , в Финляндии по этому проекту построили ещё 40 лодок. Всего построили 41 лодку.
В Санкт-Петербурге построили ещё 77 лодок "по новому увеличенному чертежу адмирала Шанца". В чем произвели изменения и с чем это связано? Лодки обеих серий строились одновременно и выявить недостатки ещё не успели.
Кроме того в Риге построили 16 лодок , в Архангельске 20 лодок в 1854 г и ещё 14 лодок в 1855 г.
К какому типу относились Рижские и Архангельские лодки?

 

#22 18.10.2015 13:17:02

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1047




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Михаил написал:

#996489
в Архангельске 20 лодок в 1854 г и ещё 14 лодок в 1855 г.

Уже выставлялось. Читайте соответствующую ветку. Только это были гребные канонерки, к шанцевским, по-моему, не имеющие никакого отношения. Хорошо, повторим - не жалко:
Архангельские:
Канонерские лодки в системе обороны Архангельска в годы Крымской войны (1853—1856 гг.)
Дежурный по Редакции на 17/10/2014 — оставить комментарий
R.A. DAVYDOV – Gunboats in the defence system of Arkhangelsk in the Crimean war (1853-1856)
Аннотация. Публикация посвящена истории организации и действий флотилии канонерских лодок, защищавшей Архангельск в годы Крымской войны.
Summary. The publication is devoted to the history of organisation and actions of the gunboats’ flotilla, which was defending Arkhangelsk during the Crimean War.
ДАВЫДОВ Руслан Александрович — старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук (ИЭПС УрО РАН), кандидат исторических наук
(г. Архангельск. E-mail: nordhistory@mail.ru)

Канонерские лодки в системе обороны Архангельска в годы Крымской войны (1853—1856 гг.)

В середине XIX века Архангельск, административный и экономический центр самой большой губернии европейской части Российской империи и её старейший морской порт, по-прежнему был важен для внешней и внутренней торговли. Работа здесь не прекращалась даже во время Восточной (Крымской; 1853—1856 гг.) войны в условиях блокады. Вместе с тем построенные на архангельских же верфях суда (линейные корабли, фрегаты, транспорты и др.) уходили на Балтику1.
К началу боевых действий единственным, да и то ограниченно боеспособным «плавсредством» на Белом море был 16-пушечный брандвахтенный бриг «Новая Земля». Естественно, в одиночку он не мог противостоять направленным сюда британской и французской эскадрам, поскольку любой выход его в море был сопряжён с риском. Учитывая это обстоятельство, предполагалось построить зимой—весной 1854 года согласно утверждённому государем указу 20 гребных канонерских лодок (КЛ) «для защиты разных фарватеров». По получении этого документа военный губернатор и главный командир Архангельского порта Р.П. Боиль приказал немедленно приступить к соответствующим работам. Начальник морской артиллерии получил от него распоряжение о заготовке 8 24-фунтовых и 32 18-фунтовых орудийных станков для них2.
«Строжайшее наблюдение» за выполнением намеченного возлагалось на корабельного инженера полковника Ф.Т. Загуляева3. Набор и наружная обшивка КЛ производились из лиственничного и соснового леса, бимсы (поперечные балки набора судна), палубы и все внутреннее устройство — только из соснового; скрепление в подводной и надводной частях выполнялось из железа4. На каждой канлодке устанавливалось по две пушки. Для лучшей маневренности судов предусматривалась установка не одного, а двух рулей (в носовой и кормовой частях)5.
Впрочем, вооружение КЛ, составивших гребную флотилию, оказалось несколько отличным от запланированного. Согласно рапорту Р.П. Бойля управляющему Морским министерством на них были установлены 16 орудий 24-фунтового и 24 18-фунтового калибра (предполагалось 8 орудий 24-фунтовых и 32 18-фунтовых)6.
11(23) мая 1854 года главный командир Архангельского порта приказом № 161 утвердил «Расписание отряда гребной флотилии, состоящей из 20-ти канонерских лодок», согласно которому были сформированы 4 дивизиона по 5 судов каждый. Общая численность личного состава гребной флотилии под командованием капитана 1 ранга Е.Н. Броуна7 — 925 человек8. Флотилия была укомплектована офицерами и нижними чинами преимущественно 21-го флотского экипажа, часть которого была назначена на батареи и новый, только что построенный в Архангельском адмиралтействе военный транспорт «Гапсаль»9. К 25 мая (6 июня), т.е. менее чем за три месяца, все канонерские лодки были построены и спущены на воду10.
Дивизионы флотилии с самого начала были рассредоточены по дельте Северной Двины для прикрытия Новодвинской крепости и береговых батарей. Так, судя по сохранившимся документам, 23 мая (4 июня) 3-й взвод 2-го дивизиона гребной флотилии, состоявший из 3 КЛ (7 унтер-офицеров, 3 музыканта, 120 рядовых и 3 нестроевых) занял пост при Новодвинской крепости11. 29 мая (10 июня) сюда подошёл 4-й взвод 2-го дивизиона из двух лодок (5 унтер-офицеров, 2 музыканта, 82 рядовых, 2 нестроевых и лоцман)12, а в деревню Глинник при Никольском устье отправлены три канонерские лодки под командованием лейтенанта 21-го флотского экипажа Лихонина13.
Ровно в полдень 30 мая (11 июня) над островами дельты Северной Двины раздалась оглушительная пальба. Согласно приказу дежурного штаб-офицера капитана 1 ранга Давыдова по сигналу телеграфа все орудия канонерских лодок, стволы которых были заранее тщательно просушены, произвели выстрелы «холостыми зарядами для прочистки»14.


Две недели спустя с наблюдательного поста, установленного на Мудьюгском маяке, заметили три приближавшихся неприятельских судна, о чём Р.П. Боиль доносил императору Николаю I так: «14 июня, во втором часу пополудни, по устроенной линии телеграфов с Мудьюгского маяка дано было знать, что подходят к бару [гряда в прибрежной полосе дна] три неприятельских фрегата. Получив это известие, я в то же время на пароходе «Полезный» отправился к бару и по личному моему осмотру нашел, что милях в двух за баром стоят три английские военные фрегаты, из которых один парусный, а два винтовых. Судя по величине всех трех неприятельских судов, нельзя предполагать, чтобы они могли перейти бар; при всем том для защиты входа в Березовское устье от всякого могущего быть со стороны неприятеля покушения находящийся у южной оконечности Мудьюгского острова отряд гребной флотилии из 5-ти канонерских лодок подкреплен еще таковым же отрядом; так что теперь находится там под личным командованием начальника гребной флотилии командира 21-го флотского экипажа капитана 1 ранга Броуна: 1 бриг, 1 пароход и 10 двухпушечных канонерских лодок»15.
Видимо, не только у архангельского военного губернатора Р.П. Боиля, но и у британских офицеров возникали сомнения относительно возможности безопасного прохода через обмелевший бар Северной Двины. Подтверждением тому служат дальнейшие события.
22 июня (4 июля) один из английских пароходов подошёл к Мудьюгскому острову и встал на якорь напротив маяка. Вооружённые команды на шлюпках стали делать промеры. Шлюпки неприятеля (по русским источникам, их было шесть) были встречены огнём двух 3-фунтовых полевых орудий под начальством прапорщика Болтина и ружейной пальбой команд канонерских лодок, руководимых лейтенантом Тверитиновым. Две русские пушки выпустили по шлюпкам противника 12 гранат. Пароход британцев также произвёл около 10 выстрелов, но безрезультатно; лишь одно ядро попало в башню маяка, не причинив ей серьёзных повреждений16. В ночь на 23 июня (5 июля) команды КЛ сняли поставленные англичанами «промерные знаки», которые, как выяснилось впоследствии, были изготовлены с использованием бочек, верёвок и якорей, изъятых с русских торговых судов17. Позднее «морским и военно-сухопутным нижним чинам, участвовавшим 22 минувшего июня на Мудьюгском острове при отражении неприятельских гребных судов», по высочайшему повелению пожаловали по одному рублю серебром на человека18.
Сохранилось и свидетельство другой стороны о вооружённом противостоянии тех дней: гребные русские суда воспринимались британцами как реальная опасность. Они не исключали даже возможной атаки их эскадры русскими канонерками. Убедительным свидетельством служит выдержка из письма19 офицера британской эскадры в Белом море: «Июля, 6. Наш корабль стоит на якоре близ реки Двины. В последние два или три дня русские делают большие приготовления, стреляют из пушек, разводят пары, канонерские их лодки переходят с одного места на другое, но ни один из их кораблей не выходил еще за бар. Последние два или три дня мы постоянно были в готовности сняться с якоря при первом сигнале. Пароходы поддерживали огонь, чтобы тотчас же развести пары и взять нас на буксир, если б наступила тишь, и, воспользовавшись этим, канонерские лодки вздумали сделать на нас нападение»20.
На протяжении всего последующего навигационного времени 1854 года гребная флотилия КЛ надёжно прикрывала подступы к Архангельску со стороны моря, препятствуя разведывательным и промерным работам, проводившимся шлюпками противника. На зиму суда флотилии были оставлены в Лапоминской гавани, из которой были выведены в начале следующей навигации.
В 1855 году флотилия была существенно усилена вновь построенными лодками. Всего на её вооружении стало 34 КЛ. Они были сведены в дивизионы (по четыре судна в каждом); четыре дивизиона составляли батальон (всего было 2 батальона). Две канлодки составляли резервный взвод, причисленный к 1-му батальону. К началу навигации этого года силы гребной флотилии сосредоточили в главном устье Двины (южная оконечность Мудьюгского острова), у батареи при Лапоминской гавани, при деревнях Красная, Глинник, у Новодвинской крепости, близ устья реки Маймаксы21. Таким образом, благодаря своевременным мероприятиям российских властей по защите Архангельска, большая часть которых была реализована в первом полугодии 1854 года, английские и французские военные суда не рискнули углубиться в устья Северной Двины и двинуться по направлению к Архангельску. Попытки проведения ими промерных работ, установки навигационных знаков, высадки на о. Мудьюг решительно пресекались силой оружия. Архангельское адмиралтейство, правительственные учреждения и частные предприятия успешно работали в условиях блокады, в нескольких десятках вёрст от судов неприятеля до самого окончания войны. В значительной степени это стало возможным благодаря наличию в дельте Северной Двины сформированного в кратчайшие сроки отряда гребной флотилии канонерских лодок.
____________________
ПРИМЕЧАНИЯ

1 В 1734—1852 гг. в Архангельском адмиралтействе были построены 225 линейных кораблей и фрегатов, а в адмиралтействах и на верфях Санкт-Петербурга за тот же период лишь 148. Более подробно см.: Список русских военных судов с 1668 по 1860 год / Под ред. Ф.Ф. Веселаго. СПб., 1872; Пальмин В.А. Военно-морское судостроение на Севере России в эпоху парусного флота. Архангельск: Поморский ун-т, 2008. С. 174. О работе адмиралтейства в годы Крымской войны см.: Защитники Отечества. Вып. 11. Материалы общественно-научных чтений по военно-исторической тематике. 27—28 октября 2007 г. Архангельск: Арханг. обл. краеведч. музей, 2008. С. 217—222.
2 Государственный архив Архангельской области (ГА АО). Ф. 2. Оп. 1. Т. 5. Д. 5580. Л. 42.
3 Фёдор Тимофеевич Загуляев (1792—1858) — сын корабельного плотника. Окончил морскую школу при Архангельском адмиралтействе и проработал при нём более 50 лет, начав трудовой путь мачтовым учеником и став со временем известным кораблестроителем. Под его руководством построены около 60 военных судов. Подробнее о нём см.: Огородников С.Ф. История Архангельского порта. СПб., 1875. С. 349—352; Соломбальская верфь, 1693—1862. Архангельск, 1993. С. 82—93.
4 Морской сборник. 1854. № 7. Официальные статьи и известия. С. 192, 193.
5 Более подробно см.: Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 327. Оп. 1. Д. 4150.
6 ГА АО. Ф. 2. Оп. 1. Т. 5. Д. 5580. Л. 167.
7 Подробнее о Е.Н. Броуне (встречается и иное написание — Браун) см.: Общий морской список. Часть VI. Царствование Павла I и Александра I. А—Г. СПб., 1892. С. 460, 461.
8 ГА АО. Ф. 2. Оп. 1. Т. 5. Д. 5580. Л. 115—116 об.
9 Морской сборник. 1854. № 8. Официальные статьи и известия. С. 267, 268; Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. СПб., 1872. С. 220, 221.
10 Морской сборник, 1854. № 7. Официальные статьи и известия. С. 192, 193.
11 ГА АО. Ф. 2. Оп. 1. Т. 5. Д. 5579. Л. 300, 300 об.
12 Там же. Л. 322, 322 об.
13 Там же. Д. 5580. Л. 147.
14 Там же. Л. 153; Д. 5602. Л. 15.
15 Там же. Л. 215; Морской сборник. 1854. № 7. Официальные статьи и известия. С. 196.
16 ГА АО. Ф. 2. Оп. 1. Т. 5. Д. 5580. Л. 267, 268; Морской сборник. 1854. № 7. Официальные статьи и известия. С. 197.
17 ГА АО. Ф. 2. Оп. 1. Т. 5. Д. 5599. Л. 103 об.
18 Соответствующий приказ архангельского военного губернатора от 14(26) июля 1854 г. за № 28 см.: Архангельские губернские ведомости. 1854. 17 июля.
19 Опубликовано в газете «The Times». Перевод его см.: Санкт-Петербургские ведомости. 1854. № 197.
20 Там же.
21 Более подробно см.: РГА ВМФ. Ф. 410. Оп. 2. Д. 959. Л. 77—79.

P.S. Про аксайские канонерки я уже писал.

Отредактированно STEFAN (18.10.2015 13:21:46)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

 

#23 18.10.2015 13:20:24

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1047




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Вот их чертёж.
                                     http://s017.radikal.ru/i409/1510/74/99871791084dt.jpg


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

 

#24 18.10.2015 14:02:23

Михаил
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Липецк
ТАКР "Адмирал Кузнецов"
Сообщений: 560




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

STEFAN написал:

#996503
Вот их чертёж

На чертеже не читается размер лодок, есть фото большего разрешения?

 

#25 18.10.2015 14:10:39

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1047




Re: ГРЕБНЫЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

Михаил написал:

#996515
есть фото большего разрешения?

Нет. Это взято из статьи.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

 

Board footer