Сейчас на борту: 
Reductor1111,
vvk350,
Заинька,
капитан
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#1 13.10.2016 16:30:09

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Китай, XIX в. речные и пиратские войны

1

Перевожу доклады цинских генералов о подавлении Тайпинского восстания.

Огромную роль во всем этом играли речные силы. Причем уже вовсю использовались пушки, в т.ч. европейского образца/производства.

Сохранились инструкции по организации прохождения рек, сигнализации, организации стоянок и т.п. со стороны тайпинов:

Спойлер :

По действиям цинских речных сил нашел некоторые подробности, но пока очень мало.

http://s019.radikal.ru/i632/1610/e1/945b8ca9368c.jpg
(цинские речные канонерки, ок. 1860 г.)

http://s14.radikal.ru/i187/1610/63/c49d8dd1525ft.jpg
(речная канонерка, Чандэ, провинция Хунань, 1901)

А тема почти неисчерпаемая, особенно если добавить пиратство...

Отредактированно Nie-junmen (13.10.2016 16:45:39)

#2 13.10.2016 16:55:49

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

2

Канонерка из Чандэ кликабельна, правда, разрешение не сильно хорошее.

А вот - серия снимков с Янцзы. Белые путешественники-миссионеры на Янцзы с китайскими джонками, матросами и бурлаками:
http://s017.radikal.ru/i405/1610/c7/6683da535a64t.jpg

http://s017.radikal.ru/i440/1610/a2/80a93114030ct.jpg

http://s008.radikal.ru/i305/1610/68/0467d396d523t.jpg

http://s015.radikal.ru/i333/1610/65/ad8e0ce9213ct.jpg

http://s018.radikal.ru/i509/1610/01/d102fa818e66t.jpg

http://s017.radikal.ru/i413/1610/09/c5d89006f112t.jpg

http://s019.radikal.ru/i610/1610/18/5d2796dab137t.jpg

Гуанчжоу, река Чжуцзян - если бы не подпись, не узнал бы. Менее 100 лет прошло - но все радикально изменилось:
http://s019.radikal.ru/i628/1610/8c/193a9df32e84t.jpg

А вот - снимки Олеко Лилиуса и др. Знаменитая китайская атаманша Лай Чойсань (на местном диалекте) и пиратская артиллерия, 1920-1930-е гг.:
http://s017.radikal.ru/i440/1610/8f/707709984f94t.jpg

http://s019.radikal.ru/i620/1610/49/2b860ade23b5t.jpg

http://s020.radikal.ru/i714/1610/fc/ae147099ffebt.jpg

#3 13.10.2016 17:18:12

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 9785




Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

2

Nie-junmen написал:

#1098655
пиратская артиллерия, 1920-1930-е гг.

однако... век 18 не позже. Вот еще может пригодятся фото - http://ru-artillery.livejournal.com/123765.html

#4 13.10.2016 17:25:39

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

Юрген написал:

#1098662
однако... век 18 не позже.

Сечас перевожу доклад Ло Бинчжана и Цзэн Гофаня о том, как они отвоевывали Сянтан в 1854 г. комбинированным ударом с суши и реки.

Характерный приказ - приготовить якорную стоянку и обнести ее (со стороны суши) "оленьими рогами" (разновидность рогатки) для защиты.

А так - там очень много забавного и интересного. На реках китайцы с давних пор воевать любили.

Юрген написал:

#1098662
Вот еще может пригодятся фото - http://ru-artillery.livejournal.com/123765.html

Да, многие из них очень известные. Большая часть - 2-я японо-китайская война. Есть несколько фото до 1894 г., в т.ч. знаменитого тренировочного лагеря в Нинбо + ряд фотографий 194-1911 гг., в т.ч. с полей боев Синьхайской революции.

Часть из них мы неоднократно использовали с Д.В. Киселёвым в статьях, если по периоду подходило.

#5 13.10.2016 17:53:07

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

1

Юрген написал:

#1098662
однако... век 18 не позже.

Тогда не говорите, что не предупреждал :)

Серия снимков китайской военной джонки "Ванхэ" от ... 1906 г., виды снаружи и изнутри корабля:
http://s015.radikal.ru/i331/1610/fd/0d50b6a416edt.jpg

http://s48.radikal.ru/i119/1610/94/9e5cc990afeft.jpg

http://s018.radikal.ru/i525/1610/d9/70f839338a66t.jpg

http://s016.radikal.ru/i337/1610/e5/f7d8319bb31et.jpg

http://s017.radikal.ru/i418/1610/5c/e4152a439115t.jpg

#6 13.10.2016 22:04:11

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

Очень интересное наблюдение - флотилии речных сил в Китае были очень многочисленны.

Так, тайпины имели от 8 до 10 тыс. речных кораблей на Янцзы и ее притоках. После 2 побоищ, которые устроили им Цзэн Гофан и его соратники в 1854-1855 гг., эта армада была неостановима на пути. Но когда Тан Чжэнцай (командующий тайпинскими флотилиями) в 2 операциях потерял порядка 8 тыс. джонок, у тайпинов осталось около 1000 кораблей и с этого момента начался закат их военной мощи.

А били их потому, что у Цинов сообразили, что помимо сабель и копий (в отчетах при битве на воде часто упоминается что имярек лично заколол копьем со своей джонки вражеского военачальника или знаменосца, или зарубил вражеского командующего и еще несколько десятков человек в абордажном бою) есть еще и пушки и стали их активно ставить на свои джонки.

Это быстро привело к несоответствию возможностей тайпинских кораблей, вооружение которых - это личное оружие воинов на борту, и канлодкам Цинов.

Так, в феврале 1854 г. крупный цинский сановник Цзэн Гофань, организовавший создание конрреволюционных добровольческих армий, создал в Хунани речные силы т.н. Сянской армии - это было всего 361 судно, в т.ч. 1 флагман, 40 кораблей с экипажем в 42 человека, 50 - по 26 человек и 270 - более мелких. Но на всех 91 "крупном" судне стояли носовые пушки, как минимум.

На фото в первом сообщении такая джонка очень хорошо видна с носа. А кто помнит "Морскую коллекцию" №8 за 2010 г. - мы там привели роскошное фото носовой установки такой джонки с курящим рядом с ней канониром.

#7 13.10.2016 22:19:24

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

Самые крупные корабли у Сянской армии назывались куайхай (36 гребцов + 6 других членов экипажа + артиллеристы), следующие - чанлун (20 гребцов + 6 других членов экипажа + артиллеристы), затем шли мелкие рыбацкие суда (10 членов экипажа + артиллеристы), мобилизованные армией. Флагман относился к типу тогу. Это старые, устойчивые типы судов классов "река" и "река-море".

Но, как пишет William James Hail в "Tseng Kuo-Fan and the Taiping Rebellion with a Short Sketch of His Later Career", на каждом судне устанавливали хотя бы одну пушку.

Экипажи делились на ины по 500 человек. Экипажи кораблей типа куайхай считались главными боевыми силами и имели одноцветные знамена. Экипажи кораблей типа чанлун - резервными и имели разноцветные знамена.

Остальное надо искать и уточнять.

#8 14.10.2016 12:17:14

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

1

К вопросу о том, что становилось с пиратам - в Лондонском научном музее есть прелюбопытнейший экспонат - гипсовая модель отрубленной головы речного пирата.

London's Science Museum has this plaster model, supposedly depicting the head of an executed Chinese Yangstze river pirate, in its collection. But what was the purpose behind creating the model, which depicts the blood vessels, trachea, esophagus, and severed spine? The pictures below are rather gruesomely detailed.

The museum believes that the model was made in England, some time during the early 20th century. The model itself is plaster, but the ponytail is made with real human hair, and the head even has its very own "bloody" box. The museum staff believes that the model was used in some kind of exhibition, but its origin and the purpose of all that anatomical detail remain a mystery.

Plaster model of the head of an executed Chinese criminal with case, made in England, c. 1910-1922 [Science Museum via Biomedical Ephemera]

Фото закатываю в спойлер - модель очень классно сделана, слабонервные могут даже впечатлиться!

Спойлер :

#9 14.10.2016 12:53:15

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

Собственно, пираты из Китая были хорошо знакомы в Корее - шаньдунцы были настолько бедны и предприимчивы, что постоянно делали пиратские налеты на Корею на протяжении XVIII-XIX вв.

Говорят, что конфликт с людьми Опперта, высадившимися на берег Кореи в 1868 г., начался после того, как корейцы опознали среди нанятых им матросов-шаньдунцев нескольких известных пиратов.

Вот группа матросов-шаньдунцев, начало ХХ в.:
http://s019.radikal.ru/i613/1610/fe/a663855cd768.jpg

Но и в России китайские пираты отметились. О них писал Д.В. Киселёв:
http://www.synologia.ru/a/%C2%AB%D0%9C% … 1%8B%C2%BB

А вот - извод его материалов в более беллетризованной форме, сделанный неким Сергеем Новиковым (фактически - пересказ, а то и прямое копирование главы о морских хунхузах из книги Киселёва-Ершова "Хунхузы: необъявленная война. Этнический бандитизм на российском Дальнем Востоке"):

Спойлер :

Отредактированно Nie-junmen (14.10.2016 13:15:07)

#10 14.10.2016 13:00:30

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

Небезынтересное сообщение о речном хунхузничестве (пиратстве) на Сунгари от 29 (16) июня 1913 года по сообщению газеты "Новое Время":

ХУНХУЗНИЧЕСТВО.

ХАРБИН. С развитием летней навигации хунхузы появились и на Сунгари. Первой пострадала фирма Юясин из Бодунэ, отправившая на шаландах груз зерна. Под угрозой расстрела хунхузы заставили шаланды причалить к берегу. Получив две тысячи рублей и захватив четырех заложников, хунхузы скрылись. После этого последовал целый ряд подобных задержаний, причем непослушных хунхузы расстреляли, что засвидетельствовано агентством судоходства Китайской дорог. Такая угроза плавания торговых джонок по Сунгари, подвозящих груз для русских пароходов, требует обратить внимание на очищение Сунгари от пиратов. По местным сведениям, шайки небольшие, до 30 человек. Сведения о выходе торговых караванов они получают из Харбина.

Собственно, именно с подобного рода явлениями связан перевод отряда китайских канонерок на Сунгари в 1919 г. Из нее будет сформирован 1-й речной охранный отряд Северо-Восточных провинций.

Впоследствии эти полицейские силы в советской литературе назовут "Сунгарийской флотилией", возглавляемой "речным крейсером" "Цзянхэн".

Реальное оружие китайских пиратов и бандитов (по материалам американской полиции и этнографическим материалам):
http://i069.radikal.ru/1610/d4/c392085874f7.jpg

http://s020.radikal.ru/i711/1610/e4/fc6ef8c44d7a.png

А вот результаты их деятельности в 1930-е гг. вблизи Гонконга - выжженный рейсовый пароход - и антипиратской деятельности англичан - пленные пираты:
http://s48.radikal.ru/i122/1610/2d/9f2233d93236.jpg

http://s020.radikal.ru/i719/1610/99/1a68c6d1919a.jpg

http://s019.radikal.ru/i617/1610/19/eaf845d2826a.jpg

Отредактированно Nie-junmen (14.10.2016 13:18:30)

#11 14.10.2016 17:01:59

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

Сейчас работаю над текстом донесения, описывающим эту картину:
http://s018.radikal.ru/i522/1610/ec/d56b352272eb.jpg
"Разгром тайпинов у Тяньцзячжэнь и освобождение Цичжоу" (декабрь 1854)

Обратите внимание, как используются цепи в войне на реке - это не просто цепь, протянутая от одного берега на другой, как может казаться, а целая конструкция из лодок и срубов, соединенных между собой цепями.

На срубах установлены орудия - получаются своего рода плавбатареи.

Одно звено должно явно быть раздвижным, чтобы пропускать корабли на вылазку и т.п.

#12 16.10.2016 13:44:38

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

1

В начале XIX в. в Китае развернулась настоящая пиратская война - базирующиеся на бухты северной части Вьетнама, охваченного гражданской войной, китайские пираты заручились поддержкой одного из претендентов на престол и начали совершать опустошительные набеги на южные провинции Китая, разоряя крупные города и захватывая огромную добычу, которой делились с покровителем. Часто они захватывали и европейские корабли. Один из их пленников - Glasspoole - написал свои мемуары, в которых нарисовал впечатляющую картину этой дикой вольницы, соблюдавшей каннибалистические ритуалы для того, чтобы укрепить свое пиратское братство.

Флот пиратов намного превосходил силы морской охраны приморских провинций. Фактически, пираты всегда нападали при огромном численном преимуществе. Победить их было очень сложно.

В 1807 г. в тяжелейшей морской битве они были разгромлены цинским адмиралом Ли Чангэном (李長庚, 1852-1807), который погиб в бою.

А вскоре и сам вьетнамский претендент, став правителем объединенного Вьетнама, предпочел нормализовать отношения с Китаем, и отказал пиратам в поддержке.

Лишенные баз во Вьетнаме, пираты были практически искоренены "в товарных количествах" в начале 1810-х и были сведены до уровня относительно небольшого риска для судоходства.

Родилась мысль - интересна ли будет народу небольшая книжка о китайском пиратстве XIX в.?

#13 16.10.2016 15:44:38

pavel123
Мичманъ
michman
Сообщений: 445




Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

Nie-junmen написал:

#1099452
интересна ли будет народу небольшая книжка о китайском пиратстве XIX в.

Будет интересна и весьма.


Не так страшен танк,как его не обученный экипаж...

#14 16.10.2016 16:25:26

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

Пиратские и речные войны в Китае никем в России не исследовались подробно. Несколько опытов сделал Д.В. Киселев. Англоязычной литературы тоже практически нет.

А охват такой - начало XIX в. ознаменовалось страшной войной в акваториях Гуанси и Гуандуна. Мелкое пиратство там не прекращалось даже после того, как Гонконг уступили англичанам и те начали сами наводить порядок на подступах к Гуанчжоу.

Затем страшная по размаху Тайпинская война 1850-1864 гг. Перелом в действиях на воде начался в 1854 г. - в 1853 г. тайпины заняли ряд городов в провинции Хунань, но столицу провинции - город Наньчан - взять не смогли. В 1854 г. Цины начали контрнаступление и взяли ряд городов вплоть до Цзюцзяна, но в начале 1855 г. тайпины обратно отбросили их в Хунань. В этих боях тайпины потеряли более 8 тыс. кораблей и лодок и их речные силы уже никогда не смогли восстановиться до такой степени. Это стало началом конца активных действий тайпинов.

Затем обострение пиратства на северо-востоке - пираты появляются у берегов Шаньдуна и Чжили. Они совершают набеги на Корею и перехватывают джонки с зерном для Пекина, которые из-за войны с тайпинами нельзя было проводить по Великому Каналу.

По мере заселения китайцами Маньчжурии вследствие открытия этих земель для переселения в годы Тайпинского восстания, пираты появляются и на реках Сунгари, Уссури и Амур.

Переселенцы в Приморье тоже устраивают у себя "морской промысел", с которым активно боролись русские моряки.

Т.е. всего 100 лет - а событий на много томов, с разбивкой по периодам и регионам.

Любая книга в первом чтении будет лишь беглым обзором.

#15 23.10.2016 18:47:01

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

1807 г. Штурман Ост-Индской компании мистер Тёрнер попал в плен к китайским пиратам. Силы пиратов он оценивал в 25 000 человек и 500 кораблей.

1810 г. Офицер Ост-Индской компании мистер Глэсспул попал в плен к китайским пиратам. Силы пиратов он оценивал в 70 000 человек, 800 больших и 1000 малых кораблей.

Корабли имели экипажи в 20, 40 и 60 человек. При этом силы пиратов намного превосходили силы правительственного флота - на 1812 г. в провинции Гуандун было всего:

Для морских войск содержатся:

1 ) Морские военные суда, коих считается:

...

в Гуан-дун — 156

...

2) Речные военные суда, коих считается:

...

в Гуан-дун — 275

...

Даже если представить, что на каждом судне был экипаж из 60 человек (естественно, такого не было никогда), то это 431 корабль с 25 860 человек команды. К тому же они рассредоточены вдоль берега, а пираты могли маневрировать своими силами.

На самом деле по нормам до 1795 г. в Гуандуне было всего 93 боевых корабля. После 1795 г., с увеличением опасности от пиратов, количество военных кораблей установили в 161.

Из них:
10 кораблей 1-го ранга - стоимость постройки 4378 лян (ок. 1300 фнт. стр.), стоимость ремонта 1 раз в 3 года - 1926 лян, срок службы до списания - 9 лет, экипаж - командир, рулевой и 46 рядовых, ежедневный расход на питание команды - командир и рулевой по 8 фэнь серебра, рядовой - 5 фэнь серебра (24,6 ляна серебра или 7,5 фнт. стр. ежедневно).

115 кораблей 2-го ранга - стоимость постройки 3620 лян (ок. 1100 фнт. стр.), стоимость ремонта 1 раз в 3 года - 1593 лян, срок службы до списания - 9 лет, экипаж - командир, рулевой и 27 рядовых, ежедневный расход на питание команды - командир и рулевой по 8 фэнь серебра, рядовой - 5 фэнь серебра (15,1 ляна серебра или 4,6 фнт. стр. ежедневно).

36 кораблей 3-го ранга - стоимость постройки 2677 лян (ок. 800 фнт. стр.), стоимость ремонта 1 раз в 3 года - 1178 лян, срок службы до списания - 9 лет, экипаж - командир, рулевой и 18 рядовых, ежедневный расход на питание команды - командир и рулевой по 8 фэнь серебра, рядовой - 5 фэнь серебра (10,6 ляна серебра или 3,2 фнт. стр. ежедневно).

Корабли были, как правило, двухмачтовые и несли порядка 3-5 орудий. Строились они по образцу распространенных в Гуандуне торговых судов. Такой тип именовали куайсечуань (快蟹船 корабль "быстрый краб"). Они имели высокую скорость и под парусами, и на веслах (могло быть порядка 20 весел).  На реках, как правило, действовали корабли 3-го ранга, т.е. самые маленькие из поименованных.

http://s018.radikal.ru/i500/1610/e4/b3c647cf1a65.jpg

http://s019.radikal.ru/i638/1610/36/b0f2d300bc2d.jpg

Значит, на эскадре было 480 (1-й ранг) + 3335 (2-й ранг) + 720 (3-й ранг) + 5420 (речные) человек = 9955 человек. Количество морских кораблей правительственных сил взял несколько больше, чем по сведениям Бичурина - 161 вместо 156 - по сведениям Дж. Генри Грея.

Вот так надо было воевать с пиратами.

#16 23.10.2016 22:31:32

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

1

А вот наши края - Сунгари, Уссури, Амур:

Китайская сторона Амура от реки Аргуни до Уссури заселена преимущественно в местах расположения золотых приисков. Каждый прииск имеет на ближайшем берегу Амура пристань и контору, известную у русских под названием резиденции, потому что там обыкновенно живет китайский чиновник. Такая приисковая контора была на реке Джаим близ казачьей станицы Радде. В ней находились большие запасы пищи, водки и разных материалов.

В первых числах июля 1896 года партия хунхузов в числе 120 человек на лодках спустилась по реке Сунгари (соседка реки Уссури) и вышла погулять на Амур. Не доходя восьми верст до вышесказанной резиденции, хунхузы пристали к китайскому берегу и расположились лагерем. Это не укрылось от приисковых китайцев, и они поняли намерение хунхузов напасть на их контору. Защищаться нечем; обратиться за помощью к китайским солдатам — далеко. По старой памяти послали в русскую станицу Радде, где стояли казаки Амурского полка, горячую просьбу защитить их от разбойников.

Всю ночь на 11 июля китайцы караулили и ждали нападения. Хитрые хунхузы через своих лазутчиков знали это и не трогались с места. Ночь прошла спокойно, и на рассвете утомленные китайцы заснули. Вдруг с криками и выстрелами бросились хунхузы на спящих и в одну минуту овладели конторою. Был полный простор для грабежа складов. Ликующие разбойники живо нагрузили четыре лодки будою, хлебом, ханьшином и тронулись вниз по течению. Но не обошлась им даром эта победа. В противоположной станице разбуженные выстрелами казаки выскочили с винтовками на берег и стали издали осыпать хунхузов пулями. Разбойники не отстреливались, а налегли на весла, чтобы скорее уйти вне выстрелов. Говорят, они потеряли многих товарищей, прежде чем успели скрыться из глаз казаков.

...

Я любил идти в этом месте, потому что здесь река свободна от перекатов, и фарватер не вызывал моего усиленного внимания. По краю правого берега встречаешь проходящих казаков, манз и гольдов. Иногда пронесется табун лошадей. На противоположной стороне видны рыбаки. Взад и вперед плывут по реке то казацкие лодки, то манзовские шаланды или оморочки (Оморочка — чрезвычайно легкая лодка, сделанная из тонких крепких палок, обшитых берестою. При ширине не более одного аршина, она достигает двух-трех сажен длины. Нос и корма задраны кверху. Гребут или одним большим веслом, с короткою, но широкою лопастью, иди двумя маленькими лопаточками. Встречал я оморочки и из тонких досок. Гольды ловко и легко управляются ими на быстрых притоках Уссури) гольдов. Особенно красивы издали двухмачтовые шаланды при низовом ветре, когда они распускают свои большие паруса и плавно несутся навстречу воде. В хорошую погоду на их палубе почти всегда можно увидеть множество манз, одетых в свой традиционный серый костюм, с грязными повязками на голове. На приподнятой корме обыкновенно стоит с трубкой в зубах рулевой. Зачастую он же и лоцман и шкипер. Остальные — кто работает большим тяжелым веслом, кто подтягивает пискливую снасть. Лица и руки у всех темные от загара.

Мы прошли мимо двух таких шаланд, битком набитых манзами. Эти китайские суда так часто встречаются, что ни я и никто из моей команды не обратили на них особенного внимания. Потом мы узнали: в шаландах были хунхузы.

...

На другой день в соседней Покровской станице заметили, как две большие шаланды с манзами пристали к противоположному берегу реки, где раскинулась небольшая гольдская деревня.

Один покровский казак вздумал сейчас же ехать к ним за покупками. Не знаю, чего он хотел на этот раз найти у манз, но очень часто казаки покупают на китайском берегу противную сулю или ханьшин. Они жадно набрасываются на китайскую водку, потому что она крепче и много дешевле русской. С казаком на лодке отправились несколько корейцев и китаец.

Только что они вышли на берег, как их окружили манзы, связали и посадили в амбар.

Чрез некоторое время подходит другая лодка из Покровской станицы. В ней сидели казак, женщина и мальчик. Вероятно, эти тоже польстились на какие-нибудь китайские товары.

Манзы и их схватили. Казака связали и посадили в амбар к прежде арестованным.

Вскоре началась расправа. Корейцев выволокли за волосы на двор и убили. Вытащили еще связанного китайца. Арестованные казаки поняли, что они попали в руки хунхузов, и с ужасом ожидали своей очереди.

...

В июле 1896 года, вода была сильно на прибыли. Даже самые малые протоки, обыкновенно пересыхающие летом, стали доступны для манзовских шаланд. Хунхузы свободно прошли в стороне от главного фарватера, укрываясь по пути многочисленными островами, и остановились у китайского берега, в пяти верстах от Венюковской станицы.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty … /text1.htm

Оказывается, генерал Джао-мян получил известие из станицы Козакевичевой о новом появлении хунхузов в Амурской протоке, которые ограбили шаланду с мукой близ фанзы Сеюн. Хунхузы живучи, как многоголовая гидра. Покажутся они в одном месте, — солдаты бросятся туда, рассеют их, а они в это время подымают уже другую голову где-нибудь верста за полтораста или двести. Солдаты немедленно бросаются на новое место, а хунхузы подымаются в третьем. И нельзя уловить прямой связи между разрозненными бандами. Оставалось только разместить по всей реке сторожевые отряды, с назначением каждому особенного района для охраны. Так и сделал генерал Джао-мян. На Норе был уже китайский отряд. Решено теперь оставить в Венюкове команду подпоручика Ивашиненко, потому что пойманные хунхузы признались: у них было намерение собраться всем отдельным партиям вместе, внезапно напасть ночью на [548] Венюкову, сжечь ее и разграбить.

...

Как бы последним отголоском хунхузской войны было нападете китайских разбойников близ устья реки Сунгари (приток Амура с правой стороны) на две китайских шаланды. Первую хунхузы остановили и взяли из нее все, что нашли нужным. Вторая шаланда проходила мимо хунхузов, несколько часов спустя после первой, с товаром для Имана. На ней была храбрая команда с дюжиною скорострельных ружей, и она решилась сопротивляться.

Хунхузы, привыкшие с первым окриком нагонять на экипаж манзовских лодок панический страх, потребовали остановиться. Рулевой немедленно исполнил их приказание и спустил парус. Разбойники радостно поплыли к ней, предвкушая получить хорошую добычу, как вдруг залп, другой, третий, четвертый... Хунхузы так были поражены неожиданным отпором, что не ответили ни одним выстрелом. Человек 15 из них были убиты или ранены. Оставшиеся на берегу хунхузы в бессильной ярости провожали криками и угрозами смелую шаланду, которая благополучно достигла Хабаровска.

Этот случай не вызвал особенной тревоги в амурских станицах, так как, во-первых, китайцы шаланды сами дали хороший отпор хунхузам, а, во-вторых, близился конец навигации. Теперь редко можно видеть плывущую шаланду, лодку или оморочку гольдов. Прекратили свои рейсы некоторые пароходы и плавающее магазины (походные лавки на судах — местный обычай).

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty … /text2.htm

Так что и у нас были пираты, и приходилось немало тратить сил на борьбу с ними.

#17 05.11.2016 01:33:16

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

1

Обратите внимание на пометки в верхнем углу белых парусов цинских кораблей - это т.н. триграммы, используемые в гадательной книге "Ицзин" (Книга перемен):
http://s019.radikal.ru/i621/1611/52/60c2e7afc99d.jpg

Триграмм 8, при их удвоении получается 64 гексаграммы. Каждая имеет свое название. Так можно пронумеровать 72 корабля (8 по названиям триграмм и 64 - по названию гексаграмм).

Вот так, оказывается, решались проблемы "бортовых номеров" канонерок, особенно учитывая, что каждый отряд имел флаг своего цвета - черный (задний), красный (передний), желтый (центральный), синий (левый), белый (правый).

Это суммарно знаков на 370 кораблей!

#18 05.11.2016 10:36:32

sarhang
Участник форума
Сообщений: 52




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

1

Nie-junmen написал:

#1101735
А вот наши края - Сунгари, Уссури, Амур

Речные пираты Маньчжурии. Нападения на пароходы. Канонерки против речных пиратов. Подробно в книге:
sarhang.ucoz.net

Отредактированно sarhang (05.11.2016 10:37:19)

#19 05.11.2016 16:40:31

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

Несколько фото из Фучжоу - т.н. "морской форт Юаньшань":

1872:
http://s019.radikal.ru/i630/1611/1c/2ada383c4e88.jpg
1884:
http://s50.radikal.ru/i130/1611/dc/5596abf7cba5.jpg

http://s015.radikal.ru/i333/1611/70/f8a8218d5e8b.jpg

1930-е:
http://s019.radikal.ru/i614/1611/35/5485a78032a4.jpg

Так исчезает история.

Но, вообще, против серьезного противника с более или менее приличной артиллерией даже на 1872 г. этот форт долго не устоял бы, ИМХО. Более "полицейская станция", чем серьезная крепость.

#20 06.11.2016 12:24:21

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

Шикарный источник - "Сянцзюнь чжи" Ван Кайюня (1833-1916):
https://zh.wikisource.org/wiki/%E6%B9%9 … D%E5%BF%97
Книга писалась с 1877 по 1882 г. С момента окончания подавления восстаний в собственно Китае (тайпины, няньцзюни и т.п.) прошло всего 13 лет.

Целая глава посвящена созданию речных сил Сянской армии в начале 1850-х. В других главах - подробности сражений с тайпинами и другими врагами на реках в т.ч.

Отредактированно Nie-junmen (06.11.2016 12:32:54)

#21 11.06.2017 01:09:06

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

Слабо представляю, как это было (многопалубных джонок с орудийными палубами по европейскому типу не видал), но у пиратского лидера Шиу-цзая (букв. "Пятнадцатый сын") в 1849 г. имелась флагманская джонка, на которой стояло не менее 42 орудий!

Shap Ng-tsai possessed a formidable fleet, comprised of sixty-four ships, including his flagship, a junk mounted with at least forty-two guns.

Всего же у него, согласно публикации Б. Скотта от 1851 г., были следующие силы:

The force consisted of Shap-ng-tsai's junk, mounting forty-two guns, sixteen junks carrying twenty-eight to thirty-four guns each, forty-two junks with twelve to fifteen guns each, and a few smaller junks.

Т.е. имеем:
1 х 42 ор.
16 х 28-34 ор.
42 х 12-15 ор.

Это 59 хорошо вооруженных кораблей + еще 5 мелких джонок, вооружение которых не описано.

Вопрос - но как размещались орудия, когда тот же Дж. Грей, много лет проживший в Гуанчжоу, писал, что пушки располагаются только на 1 палубе, да и на фото, которые имеются - тоже только 1 палуба имеет орудия?

Отредактированно Nie-junmen (11.06.2017 01:21:50)

#22 09.07.2017 23:16:29

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

1

ЧВК в Китае - каждая крупная уважающая себя купеческая корпорация тратила энное количество денег на содержание вооруженных формирований - шантуань.

Такие шантуани в 1925 г. разоружали в Гуанчжоу при содействии нашего ПСКР "Воровский".

В XIX в. шантуани были существенной силой. И даже имели собственные военные корабли.

Первым был "Баошунь", приобретенный в 1854 г. купцами из Нинбо. О его похождениях в 1850-х только что закончил переводить основной источник - стелу из храма Мацзу в Нинбо в здании землячества выходцев из уезда Цинъань. Часть материала войдет в статью о первых китайских пароходах.

А дальше было интереснее - в начале ХХ в. купцам по ходатайству Чжан Чжидуна было передано несколько устаревших крейсеров Наньянского флота для обеспечения охраны караванов торговых судов.

Правда, налеты пиратов продолжались до самого начала II японо-китайской войны. Скорее всего, они имели место и в ее течении, но уже не регистрировались властями - ни китайскими, ни оккупационными.

Роль исключенных из состава флота крейсеров Наньяна в охране купеческих судов, к сожалению, по источникам не прослеживается. Передать передали, а что было дальше - неизвестно. Может, они их пропили, может, продали на металлолом. Увы.

#23 11.07.2017 14:27:23

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

Англичане утверждают, что действия против пиратов были удачными только потому, что "Баошунь" командовал англичанин, и что среди волонтеров был известный американцев Hayes, который не только вел всех морских пехотинцев и ополченцев в бой, но и взял Eli Bogy в плен - а Eli Bogy (американец) якобы командовал теми пиратами, которых разгромил "Биттерн" при содействии "Баошунь".

Китайцы вообще не упоминают про "Биттерн". А "Баошунь" находится под командованием китайцев Бэй Цзиньцюаня и Чжан Сыгуя.

В общем, обе стороны приписывают заслуги себе, а вторую сторону всячески принижают - мол, мы и без англичан все сделали, нет, это мы все сделали без китайцев.

#24 11.07.2017 14:48:28

Заинька
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Новгород
РМС Титан
Сообщений: 9675




Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

Nie-junmen написал:

#1170753
имелась флагманская джонка, на которой стояло не менее 42 орудий

А калибер не указан? Или вес орудий, соответственно. А то, во-первых, размещение десятков орудий по паре фунтов я себе как-то  представляю, равно как, полагаю, для их размещения в нижних помещениях не нужен настоящий дек.
Прошу прощения, за "советы" от кэпа:)


"Коммунизм победит обязательно, — сказала Веточка и закурила" (с)

#25 11.07.2017 15:04:51

РыбаКит
Предсказатель-апокалиптолог 6-го разряда
Сообщений: 19761




Re: Китай, XIX в. речные и пиратские войны

http://s018.radikal.ru/i527/1707/8f/e3a24926385b.png
http://www.poheritage.com/Upload/Mimsy/ … 848pdf.pdf

26.05.1848:
Delivered as Canton for The Peninsular and Oriental Steam Navigation Company. Built for an unsubsidised branch service, she was armed for defence against Canton River pirates with two 32-pounder shell-firing guns (one source says four 32-pound carronades), 30 muskets, 30 cutlasses and 30 pairs of pistols; her crew included ex-Naval gunners.
09.06.1848:
Registered.
25.06.1848:
Left Southampton but collided with the brig John Woodhall off the Isle of Wight and put back to port 27th June with damage forward. Her second officer, who was on watch, was suspended.
04.07.1848:
Sailed again via the Cape, Simons Bay, Mauritius, Galle and Singapore.
19.02.1849:
Arrived in Hong Kong. There was no mail contract for the branch service to Canton, but Hong Kong merchants made arrangements with the P&O agent in Hong Kong for Canton to be used for mails.
29.09.1849:
Sighted the sailing brig HMS Columbine becalmed while in action against pirate junks, the latter escaping by use of sweeps. Canton towed the warship within range of the enemy, whose craft were quickly sunk or surrendered, and carried Naval casualties back to Hong Kong for treatment the next day. In the same year she was chartered under a Naval lieutenant by local merchants to search for a number of ships thought to have been pirated, a mission blessed with some success

From vol.6 of “The Royal Navy: a history from the earliest times to the present” by William Laird Clowes (7 vols., London, Sampson, Low, Marston & Co., 1897-1903),
In the meantime Troubridge had put Lieutenant William Mould, of the Amazon, and some seamen and Marines, into the trading steamer Canton, Thomas Jamieson master, and had sent him on further search for the missing vessels. On September 9th, the Canton had captured a pirate junk, and released a vessel which had been captured by her. Later on the same day, Mould had boarded a sugar junk, which had just been released by Shap’n’gtzai on payment of 1100 dollars’ ransom. That night, he had passed through a mass of junks which he had afterwards ascertained to be the pirate fleet. Early on the 10th, the Canton had entered Tienpakh, and, her boats having been fired at by three junks at anchor there, she had entered the port, burnt the junks, killed many of the pirates, and taken 11 prisoners, who reported that Shap’n’gtzai had sailed on the previous evening. Mould had followed, first to Nowchow, and then to Hoihow, in Hainan, where he had learnt of an engagement between the pirates and the Chinese admiral Hwang. After destroying two more junks off Mamee, the Canton had returned to Hong Kong on September 15th, and Mould and his people had rejoined the Amazon.
The Columbine, and the Phlegethon, of the HEI Co.’s service, were with the Amazon when the Canton returned. Troubridge had just been ordered to Singapore, and, leaving Hay as senior officer on the spot, he desired him to carry out certain instructions. In pursuance of these, Hay searched various ports along the coast, and then ran over to Macao, and put himself into communication with the United States’ Commodore Geisinger, who was there in the Plymouth. One of Geisinger’s officers, Lieutenant Thomas Jefferson Page, had captured two pirate junks which had seized American cargoes; and, as the Portuguese at Macao would not receive the prizes, Geisinger desired that the pirates should be tried in the Admiralty Court at Hong Kong. He therefore handed over the junks to Hay, who obtained the approval of Governor Samuel George Bonham; whereupon the trial took place on October 4th.
At the trial full information came out as to the history and proceedings of Shap’n’gtzai otherwise Chang-shih-wu-tz who had lived in Hong Kong, under British protection, until 1846, and of Chuiapoo, otherwise Tzeeapo, who also had lived in Victoria as a barber and a collector of facts which might be useful to him in his murderous profession. Just before the trial, Shap’n’gtzai had attacked and murdered a rival pirate and his people, and had then opened negotiations with the Chinese government with a view to entering the Chinese navy with his officers and fleet, and clearing the seas of other freebooters. Happily, the terms demanded were too high; and Shap’n’gtzai had to settle with the requirements of justice in another manner.
On September 27th, 1849, Governor Bonham informed Hay that Chuiapoo was ravaging the coast about ninety miles to the eastward of Hong Kong. No other vessel being ready, Hay went in chase with the Columbine only. On the night of the 28th, fourteen pirate junks were observed leaving Tysami, which was in flames. Followed and closed, they refused to heave to, and showed a desire to fight. The Columbine anticipated them by pouring three broadsides into their leader, and then, the breeze having fallen, had to manoeuvre by means of her sweeps. After a brisk action, the pirates made off early in the morning of the 29th, pursued by the sloop. In the chase three junks, which had suffered more than the rest, were abandoned, their crews being distributed among the remaining eleven. Towards noon, the Canton was seen approaching. She had been chartered by an American, Mr. Watkins, to search for a missing ship and with Watkins’s cordial consent, her master, Mr. Jamieson, steamed for the pirates. They were, however, too strong for him and all he could ultimately do was to endeavour to tow the Columbine into action, but, receiving a shot through his steam chest, he could not accomplish even that. The Columbine herself grounded while trying to follow one of the pirates, and had to be towed off, but, when still aground, she sent her pinnace, cutter and gig, under Lieutenant James Henry Bridges, who was accompanied by Mr. Watkins, after the fugitive. These boarded and carried her after a desperate struggle. Seeing one of the pirates running below with lighted joss-stick, as if to blow up the magazine, Midshipman Charles Ramsay Goddard dashed after him, but, ere he could come up with him, the fellow fired the powder. The explosion so seriously injured the brave Midshipman that he died next day. Besides him, three men were killed and six wounded in the attack.
The Canton towed the Columbine to the entrance of Bias Bay, and then proceeded with the wounded to Hong Kong, where she handed Hay’s dispatch to the Commander-in-Chief, who happened to be there. Sir Francis Augustus Collier instantly ordered the Fury, steamer, 6, Commander James Willcox, with a strong detachment of seamen and Marines under Lieutenant William Garnham Luard, of the flagship Hastings, to go to the assistance of the Columbine.


Dear God, be good to me;
The sea is so wide,
And my boat is so small.

Страниц: 1 2


Board footer