Вы не зашли.
Созерцаю диво дивное. Наши в Красном море (и др.) парахеды "чпокали" в 1904 г. Не напраслина ли? Скромно отметив, что достойна исследования тема сия. Богоугодна, поскоку.
https://ia801009.us.archive.org/34/item … 591580.pdf
Spark написал:
#1416568
Созерцаю диво дивное. Наши в Красном море (и др.) парахеды "чпокали" в 1904 г. Не напраслина ли?
Речь идёт о возвращающемся на Балтику из Джибути отряде Вирениуса. Всех задержанных им по приказу сверху отпустили. Об этом писал кажется Кладо.
Азов написал:
#1416586
Речь идёт о возвращающемся на Балтику из Джибути отряде Вирениуса.
Благодарю за инфо.
Азов написал:
#1416586
Об этом писал кажется Кладо.
Но немного странно звучит: они возвращались... Отряд кораблей завершает поход. Мимо проходил кто-то из иноземцев и задержали? Наверное, был получен приказ, были поставлены задачи на какой-то период и район. Но наверное это не интересно.
Отредактированно Spark (07.02.2020 11:01:26)
Spark написал:
#1416600
Но немного странно звучит: они возвращались... Отряд кораблей завершает поход. Мимо проходил кто-то из иноземцев и задержали? Наверное, был получен приказ, были поставлены задачи на какой-то период и район. Но наверное это не интересно.
Насколько помню, речь шла об инициативе командира крейсера "Дмитрий Донской" К.1 р. Добротворского. И когда он их несколько поостонавливал и подасматривал, а кое кого и задержал, "там на верху" испугались и приказали всех отпустить и больше никого не трогать.
Крейсер "Дмитрий Донской" (к1р Добротворский) успел задержать три парохода с "контробандным" углем: Френкби, Эттридоклл, Матильда. Все позже отпущены.
Перечень всех трофеев "эскадры ЕИВ Александра Михайловича" тоже известен и по названиям и по датам, да и в литературе этот вопрос достаточно освещен.
Достаточно для того чтоб не тащить англоязычный "мусор".
Скучный Ёж написал:
#1416797
Достаточно для того чтоб не тащить англоязычный "мусор".
Родине нужны ребята, владеющие иностранным языком. И не одним. Это - один из стимулов. Плох тот командир и даже воин, который не уважает противника.
этот многозначительный спич должен оправдывать захломление форума англоязычным мусором при наличии адекватных английских работ?
Скучный Ёж написал:
#1417022
этот многозначительный спич должен оправдывать захломление форума англоязычным мусором при наличии адекватных английских работ?
Оч хорошие книжки могут понравиться. Это путь к космополитизьму. Он опасен.
Не нашёл более подходящей темы, чтобы спросить:
"Куда собирался идти адмирал Того 13 (26) мая?"
Вопрос возник отсюда:
https://naval-manual.livejournal.com/77 … 0230052171
Днём 12/25 мая на борту "Микаса" состоялось совещание флагманов и командиров, на котором Того объявил, что если до полудня следующего дня новой информации о положении противника не будет, вечером 13/26 мая японский флот отправится на север. Присутствовавшим на совещании были розданы запечатанные пакеты с приказом, содержавшим схему перехода. На корабли вернулись сданные ранее в порт паровые катера, команды приступили к дополнительной погрузке угля.
Так что же было в этих схемах?
Кто куда шёл?
Оставался ли по этим планам кто-либо в Цусимском проливе? Наверняка Третий флот (или как говорят наши, Третья эскадра) Катаоки оставалась бы на Цусиме (и вблизи неё).
Вижу 2 варианта - поход Того и Камимуры ко Владивостоку или к Цугару.
Судя по тому, что выход был запланирован на вечер, то собирались идти 14-узловым ходом, чтобы через полутора суток (утром 15 (28) мая) прибыть ко Владивостоку.
Но вариант похода к Цугару (Сангарскому проливу) также не исключаю.
Есть ли какие-то сведения на этот счёт?
shuricos написал:
#1592395
Так что же было в этих схемах?
Информация есть в статье Полутова
https://cyberleninka.ru/article/n/k-vop … aru/viewer
shuricos написал:
#1592395
Судя по тому, что выход был запланирован на вечер, то собирались идти 14-узловым ходом, чтобы через полутора суток (утром 15 (28) мая) прибыть ко Владивостоку.
Но вариант похода к Цугару (Сангарскому проливу) также не исключаю.
Предположу, японцы собирались перейти именно к Сангарскому проливу. Бой с 2 эскадрой под Владивостоком - гарантированный прорыв повреждённых русских кораблей в свой порт. Слабые возможности использовать миноносцы. А от пролива Цугару Того мог бы на 14 узлах (в случае обнаружения русских в Цусимском проливе эскадрой Катаоки) попытаться догнать русских и нанести некое поражение (не столь катастрофическое, как в реале). Тогда - ничья. И, всё равно, - мир в сентябре. Патовая ситуация.
Сибирский Стрелок написал:
#1592474
Предположу
Вчера rytik32 привел ссылку на статью, где всё четко расписано, можем уже не предполагать.
Сибирский Стрелок написал:
#1592474
японцы собирались перейти именно к Сангарскому проливу
да
Сибирский Стрелок написал:
#1592474
в случае обнаружения русских в Цусимском проливе эскадрой Катаоки
Того забирал с собой из Цусимского пролива вообще всё, включая Третий флот (эскадру) Катаоки почти в полном составе.
На какое-то время там (возле Цусимы) оставалась только Седьмая дивизия (боевой отряд) во главе с совсем уж древним "Фусо", немореходные миноносцы и мелкие канонерки. Но и их Того собирался передислоцировать куда-то попозже.
Отредактированно shuricos (25.11.2023 16:05:28)
Чтобы не заводить новую тему, выложу ссылку здесь
Дневник участника Цусимского сражения, матроса броненосца «Орел» Прокопенко И. М.
https://proza.ru/2020/02/04/1579
В Сборнике Приказов и Циркуляров 2ТОЭ есть небольшая информация о повышении пожаробезопасности судов путём пропитывания на броненосцах и крейсерах специальным составом деревянных предметов в местах наиболее опасных для возгорания.
Противопожарные работы предполагалось проводить по способу некоего Новосельского (через поиск на сайте РГАВМФ никаких документов по нему не нашел, были прочие примеры, показывающие, что проблему дерева на кораблях прекрасно понимали задолго до рассматриваемых событий и работали над ней, в частности, в направлении использования защитных пропиток).
Об этом говорится в Циркуляре № 280 от 6 сентября 1904 года:
Количество принятых на корабли огнегасительных гранат и огнеупорного состава для обработки им деревянных палуб приводится в Циркуляре № 321 от 14 сентября 1904, при это обращается внимание, что использовать указанный состав следует только по особому распоряжению, поскольку состав сохраняет действие лишь в течении трёх месяцев:
А вот далее интереснее. Циркуляром № 504 от 21 декабря 1904 Рожественский приказывает приступить к покрыванию огнеупорным составом Новосельского:
Основанием было получение из СПБ известий о возможном присутствии в прилегающих водах неприятеля. Но, как было указано выше, состав действует лишь три месяца, в нашем случае, до середины марта. Никаких более поздних распоряжений о повторной обработке составом на кораблях как-то не попадалось в Сборнике, соответственно вопрос, а корабли пошли в Цусиму, имея пропитанные огнеупорным составом деревянные части, или больше не пропитывали по израсходованию состава Новосельского?
Учитывая, что в рассматриваемое время в гражданской сфере уже достаточно широко применяли пропитки деревянных конструкций для защиты от огня, то применить подобный метод на военных судах было вполне логичным. Но насколько он мог быть эффективным, учитывая, что причиной возгорания, в нашем случае, был бы разрыв снаряда, а не просто открытый огонь?...
Не помог бы этот защитный состав, т.к. горели те предметы, которые и не собирались пропитывать: койки в противоосколочной защите, краска, интерьер кают, хранящиеся на рострах доски для погрузки угля...
Аскольд написал:
#1627682
Никаких более поздних распоряжений о повторной обработке составом на кораблях как-то не попадалось в Сборнике, соответственно вопрос, а корабли пошли в Цусиму, имея пропитанные огнеупорным составом деревянные части, или больше не пропитывали по израсходованию состава Новосельского?
Старший офицер крейсера I ранга «Дмитрий Донской капитан 2 ранга Блохин написал:
#309973
Единственным противопожарным средством, которым я воспользовался, была пятидесяти-ведерная бочка «Огнестоя», состава, которым нас снабдил какой-то изобретатель, по фамилии, кажется, Новосельский, во время стоянки крейсера в Либавском доке. Согласно полученной мною от этого изобретателя инструкции, я, приблизительно, дней за десять до боя, вскрыл эту бочку и два раза вымазал этим составом все дерево, предварительно отмыв его начисто.
В сражении 14 мая, пожар на «Донском» был один и то — незначительный. В бою 15 мая, пожаров было много, а четыре пожара по массе пламени надо назвать большими. Однако тушились пожары сравнительно легко и в тех случаях, когда горело дерево, воспламененное разрывом, попавшего в него японского снаряда пожар производил по яркости и величине огня впечатление огромного факела, но, по прекращении огня, пожарище представляло странную картину — дерево оказывалось незначительно обгоревшим. Естественною причиною такого странного явления, логически, казалось бы, надо считать предохранительный состав огнестоя, но мне в голову приходит и другое еще объяснение странного характера этих пожаров и быстрой сравнительно их погасаемости, я осмеливаюсь думать, что характер этих пожаров зависит от самого свойства начиняющего японские снаряды взрывчатого состава; мне кажется, что в момент разрыва японского снаряда, заключенный в нем взрывчатый состав не сгорает мгновенно, особенно при разрыве снаряда большого калибра, а разбрасывается в виде горящего вещества, которое, облепивши поверхность разрушенного места и продолжая еще гореть, производит впечатление огромного пожара. Может быть, состав этот в атмосфере горит даже и медленно. Я думаю только этим путем и можно объяснить такой пожар, какой был, например, на «Сисое Великом»; от разрыва большого неприятельского снаряда в каземате «Сисоя Великого» случился пожар; пламя покрыло все внутренние стенки каземата (горела, казалось, броня), однако люди благополучно из каземата вышли и, по прекращении пожара, особых повреждений, насколько мне известию, в каземате не было. Допустить, чтобы такой, кажущейся силы, пожар мог произойти от возгорания краски, вследствие страшного повышения температуры, развиваемой при взрыве японского снаряда, я не могу, так как, быстро развивавшаяся, невероятно высокая температура, способная воспламенить сразу всю краску, изжарила бы людей, не позволив им уйти.
кроме этого, если смотреть не мемуары, то послевоенная комииссия "для выроботке мер по устранению пожаров" упоминают что сильно горели "Суворов" и "Сисой" - на остальных кораблях наблюдались эпизодические пожары, "а общего пожара, как например на "Суворове" и "Сисое", совсем не было".
Собствено про "Бородино" Ющин пишет, что "Пожаров у нас было только два: один у кормового мостика на верхней палубе, другой — часов в 5 с половиною, в жилой палубе, в носовой части с правой стороны. Я тушил его, будучи в пожарном дивизионе; с нами был и распоряжался тушением Лейтенант Матковский, которого потом не видал больше. Мы быстро потушили огонь, беря воду прямо с палубы. так как в то время все под жилой палубой с правой стороны было залито водой."
А насчет "Александра-III" точно был один пожар в середине боя, но он был потушен и вечером корабль не горел. А то что якобы про него пишут в всяких воспоминаниях, то это, как правило, описание "Суворова".
Но в целом комиссия считает, что портовое начальство не должно требовать сохранность имущества, которое следовало бы выкинуть перед боем - потому что боевому командиру виднее.
Скучный Ёж написал:
#1627717
Но в целом комиссия считает, что портовое начальство не должно требовать сохранность имущества, которое следовало бы выкинуть перед боем - потому что боевому командиру виднее.
Фокус в том, что мелинит в присутствии влаги образует пикраты с железом и они прекрасно горят. Поэтому, горела палуба и даже броня так, что у некоторых создалось впечатление, что она плавилась.
Скучный Ёж написал:
#1627717
А насчет "Александра-III"
Показание К. И.-М. флота Штабс-Капитана Ильютовича:
В это время мне было приказано дать полный ход и мы, не спасши никого, пошли самым полным ходом, прорезали наш строй у какого-то броненосца береговой обороны и подошли к сильно горевшему броненосцу. Это был «Александр III», вышедший из строя. Он весь был ажурный от попаданий снарядов и пылал, производил на меня впечатление жаровни для угольев. На кормовом срезе было человек 8 команды, которые заливали пожар. Командир наш, что-то кричал на броненосец, но оттуда ничего не отвечали. В это время «Александр III» уже имел ход и пошел вступить на свое место.
Описаны события около 3 часов дня.
invisible написал:
#1627725
мелинит в присутствии влаги образует пикраты с железом и они прекрасно горят
Мелинит из без пикратов неплохо горит. Я сильно сомневаюсь, что пикраты могли образоваться так быстро.
rytik32 написал:
#1627689
Не помог бы этот защитный состав, т.к. горели те предметы, которые и не собирались пропитывать: койки в противоосколочной защите, краска, интерьер кают, хранящиеся на рострах доски для погрузки угля...
А тут снова вопросы. Касательно коек - вполне встречаются упоминания о поливании их водой перед боем. Вот краска, да, даже на примере возгорания на "Ослябе" во время похода, когда от воспламенившегося брезента занялась и краска. Если доски для угля не пропитали и не выкинули... Только вот площадь поверхности деревянных палуб достаточно велика как объекта потенциального пожара, т.е. снижение интенсивности и продолжительности возможного пожара весьма актуально.
Скучный Ёж написал:
#1627712
Старший офицер крейсера I ранга «Дмитрий Донской капитан 2 ранга Блохин написал:
#309973
Единственным противопожарным средством, которым я воспользовался, была пятидесяти-ведерная бочка «Огнестоя», состава, которым нас снабдил какой-то изобретатель, по фамилии, кажется, Новосельский, во время стоянки крейсера в Либавском доке. Согласно полученной мною от этого изобретателя инструкции, я, приблизительно, дней за десять до боя, вскрыл эту бочку и два раза вымазал этим составом все дерево, предварительно отмыв его начисто.
Спасибо! Только вот понять бы теперь, это было в рамках единого распоряжения по эскадре или "автономное" действие старшего офицера в рамках Устава и общеутвержденных инструкций.
invisible написал:
#1627725
Фокус в том, что мелинит в присутствии влаги образует пикраты с железом и они прекрасно горят. Поэтому, горела палуба и даже броня так, что у некоторых создалось впечатление, что она плавилась.
Только вот нужна влага и железо, т.е. частицы мелинита должны соприкоснуться с "оголенным" от краски и дерева железом и при этом наличествовать влага.
Аскольд написал:
#1627731
Касательно коек - вполне встречаются упоминания о поливании их водой перед боем
Койки горели на наших кораблях, и на японских. Очень много свидетельств. Т.е. от осколков они защищали, но сами были причиной пожара.
Аскольд написал:
#1627731
Вот краска, да
Краска была на основе олифы, т.е. горючая по определению.
rytik32 написал:
#1627730
Показание К. И.-М. флота Штабс-Капитана Ильютовича:
Да, я вот такие показания и имел ввиду, когда "Суворов" называют "Александром-III".
P.S. то есть, пожар на Александр-III конечно тоже был даже два раза - в районе 15ч и в районе 17:10. Оба не слишком продолжительных.
Отредактированно Скучный Ёж (15.10.2024 19:52:04)
Скучный Ёж написал:
#1627734
когда "Суворов" называют "Александром-III"
Это был именно "Александр". Баранов не случайно подошел к борту на дистанцию общения голосом, он искал своего сына. Ну и с такой дистанции перепутать корабль невозможно.
rytik32 написал:
#1627737
Это был именно "Александр". Баранов не случайно подошел к борту на дистанцию общения голосом, он искал своего сына. Ну и с такой дистанции перепутать корабль невозможно.
Я видимо не очень точно выразился - описывая Александр на него транслирую описания Суворова.
На 3:30-3:50 на Александре уже не было пожара, потому классическое описание от Суворова как "жаровня для углев" - для его пожара не очень подходит.
А в районе 15ч - "крен и значительный пожар в задней части спардека". Пожар за полчаса потушили, а крен потом опять наблюдался.