Страниц: 1 … 9 10 11 12 13 … 16

#251 08.03.2025 20:14:01

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Юрген написал:

#1641249
"Об обнаружении замерзшего трупа, с признаками жизни".

:D

Юрген написал:

#1641226
Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский = печатается по ксерокопии издания 1864 года. — Воронеж: Центр.-Чернозём. кн, 1997.

В свое время скачал оригинал - тот как-то приятней смотрится.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#252 08.03.2025 20:28:41

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

А вот так про "Шпагу" и "Сулицу" написано в другом первоисточнике.
https://i.ibb.co/jkjZXhPH/2-021.jpg

И опять про ошибки. Итальянские (венецианские) "фрегаты". Елагин и Веселаго посчитали, что второй вариант правильный... Разве?

https://i.ibb.co/MyXQZFXJ/2-022.jpg
https://i.ibb.co/LdzscJVK/2-024.jpg

105 футов?!?! Ну ведь абсурд! Видимо - опять ошибка. Читать следует - 135. Как считаете?

Хотя, и в первом источнике 122 фута - не факт, что не ошибка...

Отредактированно STEFAN (08.03.2025 20:29:42)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#253 09.03.2025 00:04:42

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 6255




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

STEFAN написал:

#1641224
В начале 18 века такие были? На русских судах?

У русских не знаю. Как я догадываюсь, чертежи балтийских кораблей 1720х не особо применимы, когда рассуждаем о азовских кораблях.
У англичан зависело от ранга. У 70-пушечников орлоп-дек был, у 50-пушечников появился позже. Когда он появился у 60-пушечных надо поднимать чертежи, по памяти после 1700, а вот насколько точно позже не помню. Но не уверен,  что можно приводить аналогии с англичанами.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#254 09.03.2025 00:05:18

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 6255




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

STEFAN написал:

#1641257
105 футов?!?! Ну ведь абсурд!

Может длина киля?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#255 09.03.2025 07:50:11

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Олег написал:

#1641279
У русских не знаю. Как я догадываюсь, чертежи балтийских кораблей 1720х не особо применимы, когда рассуждаем о азовских кораблях.

Да не было этого на азовских. Есть довольно подробное описание большого 58-пушечного баркалона "Виноградная Ветвь". Нет там орлоп-дека.
К тому же при малой глубине интрюма - есть ли для этой палубе место?

Олег написал:

#1641280
Может длина киля?

Думал об этом. Один типа не достроили? Тогда бы так и писали.
Ступинские барбарские - тоже непонятки. По началу были 120 футов длины (данные из "Росписи"). Пусть даже голландским футом их мерили. Позже, в английских футах - 105 - 107 футов... При значительной ширине - 34 фута. Другое дело, что их переделывали, причем не один раз. В итоге - лишь ОДИН из десяти добрался до Азова, где его в очередной раз поставили на мост для тимберовки.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#256 09.03.2025 09:10:39

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

STEFAN написал:

#1641233
По Елагину - 123 х 35.6 х 10.3 фут. Взято из "Росписи" 1704 года. Хотя, к этому документу есть кое-какие вопросы...

Есть и другой источник. По нему "Черепаха" - 135 х 32 фута. Тоже как-то сомнительно - узковат. А вот 132 х 35,5 - вполне пропорция нормальная... В "Росписи" вполне могли перепутать порядок цифр - 132 на 123... Писари - они такие.

По "Черепахе" - а кто его знает? Может быть, как раз 123 фута длины - верная цифирь.
Если замерить сохранившийся чертеж 50-пушечного корабля для Азовского флота подмастерья Гардинера, который Пётр забраковал, оставив потомкам собственную резолюцию на чертеже, то получается длина примерно 123 фута, при ширине 35 футов...

Знать бы штатные размеры азовских казённых кораблей - 50-, 60- 70-ти пушечников - должна же была иметь место какая-то система? Понятно, что кумпанства клепали по принципу "что выйдет", многое зависело от мастеров - голландцев, датчан, венецианцев.
"Казенные" голландские тоже все странные - от маленького "Разженного железа" до 70-пушечников "Самсон" и "Св. Георгий". Те 135 фут. в длину были, как и английские.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#257 20.03.2025 19:30:19

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Вопрос по так называемым "барбарским кораблям".

Что это за звери такие - до сих пор внятного объяснения, кажется, нет.
Их вроде бы было всего построено 14 или 15 штук. "Ступинская десятка" - здесь тема особая: как они выглядели изначально, сложно сказать, тем более их переделывали три раза.

Другое дело "паншинская четвёрка" - "Скорпион", "Флаг", "Звезда" и "Крепость". Более или менее точно известно, что были длинные и узкие (5 : 1), 124 х 24 фута (голландские?), артиллерийское вооружение - 30 - 36 орудий, плюс "мелочь" в виде дробовиков и басов (у "Скорпиона", якобы аж 62 орудия!). В то же время - скорее всего двухпалубные "однодечники" (своеобразные фрегаты) - основное число более-менее серьёзных пушек стояло на нижней палубе, на верхней и баке-шканцах - мелочь.

Главная непонятка - в чем принципиальное отличие от баркалонов? (К таковым условно не отношу более "поздние" 40 - 48 пушечные  "корабли-баркалоны" типа "Виноградная Ветвь", "Лев с саблей" и др. А так - получается посудины практически одного класса.
Но почему-то же их различали?

В одном документе имеется интересная особенность - эти кораблики названы "КАБОТАЖНЫЕ БАРБАРСКИЕ КОРАБЛИ". О как!
Термин "каботажный" как-то не стыкуется с военным кораблем... Такими назывались купеческие небольшие суда прибрежного плаванья. Ошибка перевода?
Может быть, имелось в виду, что эти корабли проектировались, как специальные военные суда для действий вблизи берегов? Не зря же они вооружались более тяжелыми пушками, в сравнении с баркалонами. По логике, они должны были иметь более плоское днище и мелкую осадку.
Но чем тогда объяснить их жуткую "ужину"? По идее, наоборот, должны были иметь широкий и короткий корпус, как прамы. Или мастера, которые их строили напутали с размерами? (К сравнению - "ступинские" барбарские и были короткими и широкими). В общем - странно...

И, наконец, почему именно такой корабль был отправлен через море (что уже опасно для плоскодонной посудины) в Стамбул?

Кстати, ни одной более или менее реалистичной реконструкции "Крепости" я не видел. Может кто подскажет, есть ли подобная?


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#258 20.03.2025 21:03:25

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 11009




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Имеется несколько списков алжирского флота конца 17 - начала 19 в. Судя по захваченным призам, это вполне европейские корабли 5 и 6 рангов, несколько - более крупных до 44-48 орудий, пушки - 12-6 3 фунтовые. Экипажи большие, абордажные команды. С веслами. Сверх этого много гребных - шебек, галиотов и т.п.

#259 20.03.2025 21:15:29

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Эд написал:

#1642461
алжирского флота конца 17 - начала 19 в. Судя по захваченным призам, это вполне европейские корабли 5 и 6 рангов,

Откуда Пётр мог получить о них сведения или чертежи?
И почему (если действительно получил) он именно эти корабли решил взять за образцы для Азовского флота?


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#260 20.03.2025 22:07:36

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 6255




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Из Венеции?
Я вот не уверен, что вообще существовали их чертежи. В Алжире их явно строили кораблестроители уровня на три головы ниже Дина или Пангало.

Отредактированно Олег (20.03.2025 22:08:02)


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#261 21.03.2025 09:26:13

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 11009




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

1

Олег написал:

#1642465
Из Венеции?

Видимо, да. Туда послали на учебы Ивана Головина ("князь-босс", в 1730-е - адмирал, ком. галерного флота)) и др.

Олег написал:

#1642465
В Алжире их явно строили кораблестроители уровня на три головы ниже Дина или Пангало.

Их строили англичане и голландцы. В конце 17 - начале 18 в. в Сев. Африке сложился симбиоз: англичане и голландцы строили там корабли, появились б-цы, часовни, монахи, образовалась цивилизация на основе выкупов за захваченных пленников, был разработан прейскурант выкупов, построены б-цы и часовни для пленников. Захваченный в 1678 г. алжирский Tiger Prize 46 (20-12, 20-6, 6-4) был вполне на уровне англ. флота и служил до 1696 г. Потом арабы начали хулиганить, грабить без разбора, там появились эскадры Англии, Голландии, Франции, Испании, которые быстро захватили лучшие корабли, бизнес стал невыгодным, европейцы ушли, и далее у мавров были только шебеки и мелочь, сами они строить европейские корабли не умели.

#262 21.03.2025 17:31:51

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Это все, конечно, интересно. Но речь не об алжирских кораблях, и не о чертежах из Венеции - не факт, что таковые в Россию присылались.
Хорошо бы понять, некоторые общие моменты.
1) Для каких целей строились "барбарские" корабли как класс? В чем принципиальное отличие от баркалонов? (Каботажные барбарские корабли - не здесь ли разгадка?)

2) Почему "на выходе" получились два совершенно различных вида кораблей: "паншинская четверка" - узкие и длинные (округленно 124 х 24 фут.; 5,16 х 1) и "ступинские" (первоначально 120 х 34; 3,53 х 1) - не было ли здесь какой-то первичной ошибки?

3) Почему в Стамбул был отправлен именно барбарский "Крепость", а не какой-нибудь баркалон?

Есть еще много менее значимых непоняток, но о них позже.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#263 21.03.2025 19:45:39

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

STEFAN написал:

#1642541
Для каких целей строились "барбарские" корабли как класс?

Чтобы более понятно.

Насколько я понял, состав Азовского флота (в перспективе - Черноморского), для противостояния с Османской империей, задумывался таким:
1) Линейные корабли 3 - 4 рангов - классические двухдечники 50 - 60 пушек.
2) Баркалоны - фрегаты (1 дек, 1 - 2 палубы), 26 пушек - крейсерские операции и, вероятно, для боя с гребными судами неприятеля (не зря же их строили столько).
3) Бомбардирские - для действия против приморских крепостей мортирами, + достаточно сильное артиллерийское вооружение. (К этим кораблям тоже много вопросов).
4) Брандеры (куда без них?).
5) Галеры (без вопросов).
6) Гребные бригантины ("итальянские") - для противостояния мелким гребным судам.

+ всякая всячина вспомогательного назначения.

Что есть Барбарские?


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#264 21.03.2025 22:20:48

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 11009




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Барбарские - они все с веслами? Специально для операций против барбарских (barbarian) кораблей Алжира, Марокко и Триполи в Англии были построены с веслами Charles-Galley, James-Galley и даже 50-пуш. двухдечник Tiger. Похожи на них были и османские 40-50-пуш. "каравеллы", обычно с веслами и легкой артиллерией.

#265 22.03.2025 08:04:28

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Эд написал:

#1642562
Барбарские - они все с веслами?

Вероятно, да.
"Ступинские" их имели: когда по приказу Петра начали их переделывать, в одном из пунктов "списка от мастеров" значилось: "Руй-портам быть неудобно понеже корабли не зело легки и на гребле удобны небудут".
Что касается "паншинских", думаю при их пропорции весла точно бы не помешали. Другое дело, где они располагались, учитывая их насыщенность артиллерией.

Эд написал:

#1642562
обычно с веслами и легкой артиллерией.

В том то и дело, что в сравнении с баркалонами (их первоначальном замысле), артиллерия барбарских была не такой уж и легкой: по 18 12-фнт. пушек, а на "ступинские" было еще прибавлено по шесть, плюс еще по 12 дробовых. В итоге - "паншинские" по 34 орудия, "ступинские" по 40.
Перед Керченским походом артиллерию "паншинской четверки" каким-то образом усилили до 46 - 52 орудий (у флагманского "Скорпиона" - до 62 (!), но возможно это были вообще какие-нибудь 1-фнт. басы или сигнальные пушечки).

Вёсла, возможно, и у баркалонов первоначально были. Так что, принципиальной разницы между ними пока не видно.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#266 22.03.2025 08:08:16

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Все-таки еще раз прошу обратить внимание на ЭТУ характеристику - не здесь ли разгадка?

https://i.ibb.co/nMc39mnd/91.jpg


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#267 22.03.2025 09:17:24

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 11009




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

https://i.postimg.cc/Wz3ywmV2/Van-de-Velde-179.jpg

#268 22.03.2025 14:48:45

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

В общем ясно, что ничего не ясно.
Еще раз попробовал собрать пазл по ступинским барбарским - ох там все запутано.
В целом получается такое: из Ступинской десятки, после глубокой тимберовки - занизили силуэт, сделали ниже палубы, срезали длинные венецианские гальюны, убрали кормовые галереи, каким-то образом "укоротили" корабли на 4,5 метра - до ума довели лишь четыре корабля.
Вероятно, это "Рысь", "Сокол", "Гранат-Аполь" и "Арфа" (две пары по 44 и 36 пушек).
Остальные шесть на время оставили "для лица стоять".
Позже еще два корабля - "Олифант" и "Думкрат" спустили и привели в Воронеж.
Оставшиеся четыре - "Камень", Собака", "Струс" и "Журавль Стерегущий", кажется так и остались в Ступино, где их и разломали.
К 1710 г. "Олифант" - отправлен в Азов.
Остальные - разломаны, "Думкрат" в Воронеже, "Арфа" и "Гранат-Аполь" у Трушкина, еще два - непонятно.
"Олифант" пережил всех - разломан весной 1713 г. под Черкасском.

С паншинскими проще - "Звезда" разломан до 1710 г., "Флаг" сгорел, "Крепость" стоял гнилой на берегу в Азове еще в конце 1711 г. и, видимо, был сожжен перед передачей крепости туркам.
"Скорпион" по какой-то причине был признан лучшим из них (хотя и венецианской постройки), тимберовался с переделкой в полноценный двухдечник, летом 1711 г. не был до конца доделан, но был на плаву. Что с ним стало - до конца не понятно.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#269 22.03.2025 17:02:29

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 6255




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

На тему весел на кораблях в Средиземке - где-то читал, что у французов от 4-го ранга и ниже все имели весла, то же и у испанцев от 60 пушек и меньше. Англичане в некотором смысле исключение - у них весла массово пошли только на фрегатах 5-6го ранга с 1690х, но потом весь 18 век были, в том числе и на 40-пушечных двухдечниках. Если уж на "Гото Предистинации" была возможность гребли, то весьма вероятно и на более ранних и меньших кораблях.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#270 22.03.2025 17:05:08

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Олег написал:

#1642621
на "Гото Предистинации" была возможность гребли,

А она была?
Есть предположение об откидных бортах, как на "секретных судах"...

Отредактированно STEFAN (22.03.2025 17:20:27)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#271 22.03.2025 17:21:59

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Олег написал:

#1642621
на более ранних и меньших кораблях.

Скорее всего, да. Не хватает документальных подтверждений..


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#272 22.03.2025 18:37:09

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 6255




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

С документальными подтверждениями весел на больших кораблях не только у нас плохо - например по их наличию на испанских линкорах есть одна моделька, у англичан.

Весла на "Гото" упоминаются в статье Иванова.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#273 22.03.2025 19:03:07

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Олег написал:

#1642636
Весла на "Гото" упоминаются в статье Иванова.

Да. При откидных бортах.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#274 22.03.2025 19:10:15

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Судя по всему, на баркалонах "второй волны" - никаких весел не было.
Но эти - двухдечники.
А вот на самых "малых" баркалонах вроде "Три Рюмки" - может быть.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#275 23.03.2025 01:37:26

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 6255




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Эд написал:

#1642488
Их строили англичане и голландцы

Вот читаю я про датский флот - пишут, что в 1680е начали использовать чертежи как отчетную документацию. Но только для крупных кораблей, для малых хватало размерений. Может и были какие-то чертежи - но дальше мастера они не уходили. И из Венеции могли привезти не чертежи "барбарских" кораблей, а их словесное описание. Которое могли толковать в России в меру своего разумения.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

Страниц: 1 … 9 10 11 12 13 … 16


Board footer