Вы не зашли.
А.Иванов написал:
#1619536
Есть такая картина, Баризьена 1758 г. с галерами при Большом Ораниенбаумском дворце.
Флот был приписан не в Меншиковскому дворцу, а к крепости Петерштадт. Крепость была построена Пером III по всем правилам военной науки, применительно к оному месту. С севера ее прикрывал пруд, с востока – овраг, с запада – речка (а берег там достаточно крутой!), и только с юга местность представляла равнину. Фронт крепости, обращенный к Нижнему пруду Ораниенбаума, был устроен особо, и вот почему: сам пруд при Петре Федоровиче гордо именовался «увеселительным морем», просторы которого бороздил целый флот! Предположительно, первым его кораблем стал восемнадцатипушечный фрегат «Святой Андрей». Позже, в 1756-м году, к нему присоединилась двенадцативесельная галера «Екатерина», еще спустя два года – галера «Елизавета» (двадцать четыре весла). Галеры были вооружены двумя полуфунтовыми пушками каждая, в дополнение к которым также были установлены фальконеты. Меньше известно об еще одном вымпеле флотилии – корабле «Ораниенбаум». Его вооружению приписывается от 12 до 20 однофунтовых пушек, и, возможно, срок его пребывания в составе потешного флота был очень короток. Смущало только одно – глубина пруда редко где достигала трех метров. Поэтому все корабли представляли собой уменьшенные копии боевых судов, длина «Святого Андрея» между перпендикулярами была 11,3 м, а осадка 1,2 м, «Екатерина» и «Елизавета» имели осадку 0,6 и 0,8 м соответственно. Но корабли эти были выполнены с соблюдением всех пропорций настоящих боевых кораблей, а их отделка была роскошна – например, нос фрегата «Святой Андрей» украшала фигура богини Минервы в доспехах, со щитом, копьем и шлемом. Заведовал сим флотом до самого его уничтожения сержант Елин.
Так что число пушек... если они полу- или однофунтовые мало о чем говорит. Картина, Баризьена есть в другом ракурсе, где суда на переднем плане, что-то сегодня не получается ее выставить, опять сеть глючит.
Юрген написал:
#1619565
Флот был приписан не в Меншиковскому дворцу, а к крепости Петерштадт.
Прошу прощения, а где это утверждалось, что приписан к Меншиковскому дворцу? Картина имеет название "Вид Ораниенбаумского Большого дворца со стороны Японского павильона", на которой - что и было сказано - показаны две галеры Петра III. "У меня все ходы записаны!..."
Подскажите пожалуйста, а на больших галерах и галеасах, где много гребцов на весло, они стоя работали?
Сидя. Стоя вроде гребли на парусных фрегатах, где были портики для весел. Т.е. там, где гребли редко и не было места и смысла ставить банки для гребцов.
Отредактированно Олег (30.07.2024 12:36:32)
Сидя не сильно нагребешь, особенно если несколько человек на весло. При замахе гребцы, толкая валек вперед, вставали и одной ногой упирались в впереди стоящую банку. А для гребка отталкивались ногой от этой банки и падали на свою, притягивая валек к себе. Поэтому удары весел были резкими и сильными, особенно, когда галера разогналась. Другой способ использовался на средиземноморских судах - валек при гребке толкали вперед, т.е. гребец находился лицом по ходу движения. Там тоже не сильно насидишь, гребли стоя.
anb1911 написал:
#1619551
это иллюминаторы, не как не гнездо для весел, слишком высоко!
Наверное.
Юрген написал:
#1619565
к нему присоединилась двенадцативесельная галера «Екатерина», еще спустя два года – галера «Елизавета» (двадцать четыре весла).
Т е. 6 и 12 банок? Первая вообще мелюзга получается. Или под веслами банки подразумевались?
Юрген написал:
#1619565
Меньше известно об еще одном вымпеле флотилии – корабле «Ораниенбаум». Его вооружению приписывается от 12 до 20 однофунтовых пушек, и, возможно, срок его пребывания в составе потешного флота был очень короток.
Ну по документам кораблик (если, конечно, не было другого) разломали вместе с остальными после 1791 года.
По логике - тот что я выставил вчера - это он. Маленький. 12 пушек на верхней палубе теоретически влезть может. Третья мачта тоже напрашивается. А может и нет - в конце концов, суденышко, которой сложно отнести к какому-либо типу могли и назвать просто "кораблем".
Юрген написал:
#1619565
Но корабли эти были выполнены с соблюдением всех пропорций настоящих боевых кораблей, а их отделка была роскошна – например, нос фрегата «Святой Андрей» украшала фигура богини Минервы в доспехах, со щитом, копьем и шлемом.
Поглядим.
Юрген написал:
#1619565
Картина, Баризьена есть в другом ракурсе, где суда на переднем плане, что-то сегодня не получается ее выставить, опять сеть глючит.
Постарайтесь, очень интересно.
Олег написал:
#1616833
Венецианские галеры ещё гребли по системе "Аля занзайл", когда у каждого гребца на скамье собственное весло.
Не понял.Одна скамья и три весла?
Юрген написал:
#1619565
в 1756-м году, к нему присоединилась двенадцативесельная галера «Екатерина», еще спустя два года – галера «Елизавета» (двадцать четыре весла).
Нашел такие данные:
"Галеры были выкрашены в голубой (“Святая Екатерина”) и в розовый цвет («Елизавета»). Потешный флот во время учебных баталий обстреливал Екатеринбург (ОГО!) с воды, а когда затевались «морские» сражения на Нижнем пруду, условным кораблем-противником становилась галера «Екатерина». Непосредственно к Голштинии флот отношения не имел. Матросы и боцманы были командированы из российского флота, а в роли офицеров выступали сам Петр Федорович и его придворные. Для флота был разработан особый мундир".
Галеры «Святая Екатерина» и «Елизавета» были длиной 17 и 26 метров соответственно. По банкам - первая действительно 6 - 7 банок. но и вторая судя по рисунку - немногим больше: я насчитал максимум 10 банок, хотя, разрешение не лучшее. У "вражеской" "Екатерины" интересные флаги...
Отредактированно STEFAN (30.07.2024 21:43:17)
STEFAN написал:
#1619649
А вот это действительно оригинальная и необычная галера. Ни под какой "манир" не подходит
Да. Обводы у нее очень изящные.
krysa написал:
#1619625
Одна скамья и три весла?
В венецианских галерных эскадрах 17 в. различались более крупные галеры - fanale (с фонарем) и более легкие - sinsile (возможно, по типу турецких).
Интересно, что после ухудшения отношений между Петром и Екатериной, названная в ее честь галера «Екатерина» с 1757 года на маневрах начала играть роль условного противника.
Эд написал:
#1619667
В венецианских галерных эскадрах 17 в. различались более крупные галеры - fanale (с фонарем) и более легкие - sinsile (возможно, по типу турецких).
А fanale и lanterna отличались? Вторые - флагманы и тоже названы по фонарю.
В целом, первый пример, что флагманский корабль имеет лучшие средства связи (в данном случае источник сигналов - фонарь).
Наверно был и флагманский связист, поджидавший фонарь
Олег написал:
#1619681
А fanale и lanterna отличались? Вторые - флагманы и тоже названы по фонарю.
Фонарь (fanale) полагался только стандартной (более крупной) галере. Командиры дивизионов имели два фонаря, а капитан-генеhал - три.
Галерный фонарь
Кормовой фонарь: 1 – испанской каракки (XVI в.), 2 – 32-пушечного русского фрегата «Крейсер» (1723 г.), 3 – голландского корабля (1670 г.), 4 – турецкого корабля (XVIII в.), 5 – французского корабля «Агреабль» (1697 г.), 6 – французского корабля «Корона» (1636 г.), 7 – французской галеры конца XVII в., 8 – русского 100-пушечного корабля начала XIX в. (Из ТМ 70-х)
А смотрелись они красиво
Отредактированно Юрген (31.07.2024 10:51:19)
В ЖЖ этого автора (увы, умер человек) есть расчёты, согласно которым он утверждает, средняя скорость галеры в штиль на переходе до 3 узлов, в бою в штиль возможен рывок на 5 узлов, но продолжительностью не более часа. Но не пишется, как на скорость влияло наличие парусов у галеры?
Кстати, может кто подскажет штатку на русские галеры 18 века комсостав/матросы/гребцы/солдаты для абордажа?
Просто непонятны некоторые описания, мол гребцами на русских галерах были солдаты - тогда откуда у них после перехода на вёслах были силы для абордажного боя?
Буйный написал:
#1619699
тогда откуда у них после перехода на вёслах были силы для абордажного боя?
Бой галеры вели преимущественно артиллерией, и был специальный абордажный отряд.
Галеасы нач. 18 в. имели полный экипаж - ок. 350 чел., в т.ч. 264 гребца, но во время войны он мог увеличиться до 500 чел. Кстати, гребцы гребли, сидя на скамье (что видно из иллюстраций того времени), упираясь ногами в палубу или спец. верт. доску.
Юрген написал:
#1619565
в 1756-м году, к нему присоединилась двенадцативесельная галера «Екатерина», еще спустя два года – галера «Елизавета»
Для информации: галера "Екатерина" была разломана в Ораниенбауме в 1768 г.
STEFAN написал:
#1619517
Во Всеподданнейшем докладе адмиралтейств-коллегии от 13 декабря 1791 г. говорилось:
«Вашему И. В. в августе месяце 1762 года угодно было … повелеть, состоящие в Ораниенбауме две галеры , кораблик и фрегатец содержать во всякой исправности…». Суда с того времени кое-как содержались, чинились , но «по давнему их построению» пришли в ветхость, что «уже починивать их больше не можно».
Коллегия испросила разрешения эти посудины разломать, на что последовал ответ: «Разобрать, вновь незачем заводить».
Получается, что была еще третья галера? Или разломанную заменили?
Юрген написал:
#1619695
А смотрелись они красиво
Уже 20 лет гавань порта Генуя украшает роскошный парусник «Нептун» - реплика испанского галеона XVII века. Именно на его борту происходит действие в фильме «Пираты» Романа Полански, вышедшего на экраны в 1986 году.
https://dzen.ru/a/Yv4rpUfJWwQOAzRH
Эд написал:
#1619741
Кстати, гребцы гребли, сидя на скамье
Около середины XV века имело место важное нововведение касательно гребли на галерах: вместо двух, трех или четырех весел на банку, каждым из которых работал один гребец, появилось одно большое весло, управляемое тремя, четырьмя, а то и семью гребцами, что сильно снизило требования к их квалификации. Такой способ рабо¬ты именовался ступенчато-ярусной системой (или системой «скалоджио»). Весла были настоящими бревнами, длиной в 50,8 фута (15,5 м), около 16,4 фута (5 м) составлял отрезок весла до уключины (участок, называющийся «валек»), он должен был уравно¬вешивать оставшийся отрезок, длиной примерно в 36 футов (11 м). В целях достижения равно¬весия, валек требовалось делать таким большим, что за него не могли схватиться гребцы. Поэто¬му он был снабжен деревянной рукояткой, за которую гребцы и держали весло. Таким образом, именно в Позднем Средневековье рабы и заключенные начинают широко использоваться в качестве гребцов, потому что активно развивается галерный флот и профессионалов уже не хватает. Известно, что «спрос рождает предложение», поэтому, естественно, что в Италии, Франции, Испании и ряде других стран Средиземноморья в XIV–XVII веках стали широко практиковать ссылку на определенный срок преступников в качестве гребцов на боевые галеры. Туда же отправляли и военнопленных, за которых нельзя было получить выкуп, или произвести обмен. Другие виды наказания преступников стали применять довольно редко.
Порядка 80% команды судна составляли гребцы. В Италии их называли шиурма (chiourme). Состав гребцов не был однороден. Венецианский историк XVI века капитан Пантеро Пантера* писал: «Шиурма состояла из трех разрядов людей: каторжников, невольников и добровольцев, отличавшихся по своему внешнему виду».
*Шевалье Пантеро Пантера (Pantero Pantera; 1568–1625), которого называли также Pandoro Pandora, был офицером военно-морского флота Папы, капитаном галеры «Санта Лючия».
Каторжники – лица, приговоренные судом на некий срок к галерной службе за какое-нибудь преступление. Они были постоянно прикованы за одну ногу, никогда не спускались на берег и не обладали никакими правами, так как находились вне закона. Каторжникам брили голову, усы и бороду. Ежедневная их пища состояла из сухарей и воды. Суп (обычно бобовую похлебку) давали в море через день, на берегу ежедневно.
Невольники – турки и мавры, как правило из тех, кого взяли в плен с захваченных судов, потому, что они уже были привычны к морской жизни, и лишь иногда их покупали на невольничьем рОни также заковывались в цепи и не имели никаких прав. Кормили их одинаково с каторжниками. На один корабль брали преимущественно людей разных национальностей, чтобы не могли сговориться о восстаниях. Невольникам оставляли пучок волос на темениынке, тогда на галеру попадали еще иудеи и язычники. Католическая церковь не только не осуждала, но и поощряла практику обращения в рабство неверных.
Добровольцы – лица, по каким-то причинам работавшие на галере за жалование и не подлежащие наказаниям плетью во время гребли. Им тоже брили голову, оставляя для отличия бороду и усы. Как правило, на галеру нанимались разочаровавшиеся в жизни бедняки, банкроты, бродяги, нищие, заключенные, отбывшие срок наказания, но не нашедшие себе места в жизни из-за своего прошлого. Кроме того, рекрутированием занимались вербовщики, которые соблазняли, переманивали или обманом вынуждали людей идти на эту службу, причем наиболее эффективным «средством убеждения» была (кто бы сомневался!) дармовая выпивка. Часто удавалось также заманить несостоятельных должников, обещая им выдачу аванса на погашение долга взамен на подписание договора о службе на веслах. На ночь они тоже приковывались, но днем могли свободно передвигаться по галере. Корень всех проблем состоял в том, что если бы они не были посажены на цепь, то могли дезертировать накануне опасной кампании, или после получения больших выплат, сделанных авансом. Например, в XVII веке интендант Марселя Арнуль вообще приказал нанимать гребцами только тех, кто соглашался быть посажен на цепь вместе с каторжниками. Во время боя их обычно вооружали, и, поскольку настоящих солдат на галерах было совсем немного, они при абордаже часто способствовали победе.
Два первых разряда одевали за счет правительства, а добровольцы шили одежду из жалования (кстати, довольно высокого, равного солдатскому), и питались за свой счет вместе с экипажем. Норма вещевого довольствия, например, французских «галерников» включала (на примере 1676 года) две длинных рубахи (длиной с ночную сорочку), две пары штанов, пару чулок и шерстяную вязаную шапочку. Кроме того, каждому каторжнику выдавалась куртка и плащ – по одному на два года. Одежда была двух размеров: маленькая и большая. Уходом за своим гардеробом каждый осужденный занимался сам, стирая вещи, когда позволяли обстоятельства. Изношенная одежда заменялась за счет казны раз в два года, первого января, причем половина гребцов получала новую одежду по четным годам, а вторая половина – по нечетным. Строго следили, чтобы «галерники» заботились о сохранности своей одежды, не допуская утраты какой-либо ее части. Утраченная одежда заменялась за счет казны только если это произошло в бою. Чтобы контролировать сохранность одежды, королевский указ 1688 года требовал от комитов проводить проверку состояния вещевого имущества каждое воскресенье.
Условия существования гребцов на тесной галере были крайне тяжелыми. Почти все время они сидели на специальных скамьях (банках), которые ставились под некоторым углом к килю и были шириной в 30–40 см. Расстояние между банками – до 1,2 м. И еще надо учесть, что грести приходится огромным веслом, длиной на стандартных галерах около 12 м и весом около 130 кг. И хотя эти весла были сбалансированы (внутренняя часть весла была легче внешней лишь на 3 кг), никто не отменял еще такое явление, как момент инерции. В динамике, при изменении направлений движения, она давала о себя знать в полной мере. Ноги гребцов упирались в специальные плоские брусья, возвышавшиеся над палубой, это делали для того, чтобы уберечь ноги от воды, заливавшей галеру в свежую погоду. Именно к этим брусьям и приковывали гребцов одной ногой, а не к веслам, как поется в известной песне В.С. Высоцкого, ибо весла при движении под парусами убирались. Гребцы не сидели на голой древесине. Из старой ветоши формировалось некоторое подобие подушки, к которой пришивали кусок кожи, образующей фартук, предохраняющий ноги гребца от водяных брызг.