Вы не зашли.
STEFAN написал:
#1637740
А.Иванов написал:
#1637730
РГАДА, Ф.9.
Это какие годы?
По названию - не шведский трофей?
А.Иванов написал:
#1637741
Год не проставлен, но указано в тексте, что футы "дацкие". Надо датский флот смотреть.
Д.А.Сидоров, автор "Шведских озерно-речных флотилий", который как и я в свое время не может попасть на форум и принять участие в обсуждении, прислал интересный материал по этому датскому праму:
"Конструктивное описание датского прама «Эбенецер». Документ не датирован, но очевидно, что это результат промышленного шпионажа во время нахождения Петра в Померании в кампании 1712 года. В том же деле в РГАДА есть документы по «препорциям» нескольких датских кораблей. В качестве причин, почему кроме линейных кораблей датчан были зафиксированы размерения прама можно сделать предположение. Петр прибыл в район осаждаемого Штральзунда, а именно на суда датской эскадры вице-адмирала Х.Т. Сехестеда буквально через несколько дней после того как последняя завершила прорыв через проливы в бухту Грайфсвальдер-бодден. В боях со шведской штральзудской эскадрой М.Хенка 30 июля 1712 года со стороны датчан самое активное участие приняли три прама «Арк Ноа», «Хеллефлиндерен» и «Эбенецер». Прамы в бою показали себя довольно эффективными боевыми единицами. Вероятно, этот факт поспособствовал интересу царя к ним.
Кстати, сам документ уникален в своем роде, поскольку у самих датчан нет такой информации по «Эбенецеру», не то что размеров и вооружения, даже по дате спуска на воду и кораблестроителе. В последнем официальном сборнике по датским судам «Эбенецер» указан в строю после 01.01.1713, хотя он принимал активное участие в кампании 1712 года. Построен он был, по всей вероятности, под руководством О. Юдикера в 1711-1712 годах.
Однако, сохранились рисунки из судового журнала корабля «Дитмаршен» за 1712-1713 годы, на которых помимо прочего изображены и упомянутые прамы (приложил). Рангоут с такелажем на них присутствует, но по корпусу особо не задумывались, выполнив в «коробочном» стиле. Мореходность, наверняка, оставляла желать лучшего, поскольку есть информация, что на переходе от Копенгагена до Рюгена, вооружение прамов эскадры Сехестеда перевозилось на других судах и уже на месте было перегружено и установлено на прамы."
Довольно интересно.
А.Иванов написал:
#1637883
Рангоут с такелажем на них присутствует, но по корпусу особо не задумывались, выполнив в «коробочном» стиле.
Носа не видно, может быть был "треугольным"? Есть подобный чертеж длиннючей датской мортирной батареи (прама) - там именно такой нос, но и три мачты.
И заметил, что тот что справа - 14-пушечный + 2 порта на корме.
А.Иванов написал:
#1637883
Прамы в бою показали себя довольно эффективными боевыми единицами. Вероятно, этот факт поспособствовал интересу царя к ним.
Что-то по этому эпизоду было в "Письмах и бумагах", Т. 12, 2 часть. У меня его нет - попадался в инете, но без возможности скачки, что-то отскриншотил...
Да, вот я и думаю, не торопимся ли мы с этими 4-угольными, отметая возможность их постройки под конкретными именами. Может их все-таки построили два в 1706 и они как раз и есть эти самые "ковчеги"? А уж потом, по примеру датских, проектировали вот такие вот "корабельного" типа... Надо то дело смотреть, где эти чертежи Вы обнаружили, что там написано...
А.Иванов написал:
#1637900
Кстати, о названиях. Кусок списка флота без даты,
По дате... Живы "Лизет" и "Принцесса". Бомбардирский галиот, скорее всего - ещё не "Юпитер". Думаю - 1715 г.
Интересные моменты - "Элефант" показан 16-пушечным (не 18-ти и не 14-ти!) Видимо, 14 бортовых + 2 в корме. "Астрильд" - сколько ей лет то! Но - в составе флота как бы...
"Бер" - "Медведь", "Оурокс" - "Дикий Бык" (или Бык?). Среднее - не пойму, что это... Можно с Буйволом связать - Буфел...
Отредактированно STEFAN (02.02.2025 14:41:57)
А.Иванов написал:
#1637906
Надо то дело смотреть, где эти чертежи Вы обнаружили, что там написано...
Это конечно нужно. Там и про бомбардирские можно много чего нарыть - тема интересная и, как и прамы, много непоняток.
А.Иванов написал:
#1637906
не торопимся ли мы с этими 4-угольными, отметая возможность их постройки под конкретными именами. Может их все-таки построили два в 1706 и они как раз и есть эти самые "ковчеги"?
По названиям - вполне вероятно. В конце концов, до Котлина их легко довести. Смущает чертеж - где пушечные порты? А так - даже размеры подходят. Зачем эти три кругляша? Пётр допускал установку лишь одной мортиры.
На этой копии (19 век, если на кальке?) пушки спереди показаны? И просветите - что за "клетка" в средней части?
И опять стоит посмотреть на эту цидульку из книжки Берха. Размеры поболее, но много подробностям по верёвкам. И ничего по рангоуту. Зато руль "доброй" имеется.
STEFAN написал:
#1637907
Среднее - не пойму, что это
"Биферс" - выносная "р".
STEFAN написал:
#1637908
много подробностям по верёвкам. И ничего по рангоуту.
Должно быть, для перемещения. Такой длины и толщины как раз для верпования достаточно, мне кажется.
Фот прама в личке.
Отредактированно А.Иванов (02.02.2025 14:52:47)
А.Иванов написал:
#1637913
Такой длины и толщины как раз для верпования достаточно
Вероятно. И шпили не просто так показаны.
Х-м, слушайте... А "Биферс" не есть ли латинское "brifes" - малый, короткий и т.п.? Вааще (!))) не могу найти, с какого это все языка калька.
А.Иванов написал:
#1637922
А "Биферс" не есть ли латинское "brifes" - малый, короткий и т.п.?
Не знаю. Тут вообще заморочки с этими заморскими языками, к тому же искаженными. Аурокс (в Юрнале - Аурос, без "К") - это вообще с какого языка?
Нейросеть выдала: БИФЕРС - представляет собой отдельный вид животных - африканский буйвол... ??? Хрень кака-то.
Взятая шнява "Крефт" - это Рак (Кревет)?
Отредактированно STEFAN (02.02.2025 17:32:32)
Вот это ближе к теме:
В общем, заморочено всё - "Медведь" это без вопросов. А вот "Дикий Бык", "Бык", "Буйвол" - кто есть ху? Кто-то лишний, но из-за этих дурацких псевдо-заморских названий - затруднения.
STEFAN написал:
#1637904
Носа не видно, может быть был "треугольным"? Есть подобный чертеж длиннючей датской мортирной батареи (прама) - там именно такой нос, но и три мачты.
И заметил, что тот что справа - 14-пушечный + 2 порта на корме.
Д.А.Сидоров, автор "Шведских озерно-речных флотилий", который как и я в свое время не может попасть на форум и принять участие в обсуждении, прислал интересный материал:
Про носовые оконечности датских прамов. Имеются рисунки этих прамов с других ракурсов 1713 и 1715 годов, с вполне корабельными носами, но не факт, что они выполнены очевидцем, а некоторые довольно схематичны.
Лично склоняюсь к их конструктивной схожести с упомянутыми мортирными батареями «Лангемарен» и «Спитсдаген», построенными в 1719 году О.Юдикером. Уж больно схож рангоут и форма корпуса. Касательно их исключительной «мортирности» двух батарей/ прамов 1719 года, то стоит сравнить два чертежа, один проектный из датского архива, где вооружение только мортиры, и второй обмерный из шведского архива, после захвата шведами этих двух судов, где в легенде чертежа видна разница фактического вооружения, где на «Спитсдагене» присутствуют и орудия в том числе.
Чисто корабельные прамы О. Юдикер также строил, стоит вспомнить хорошо известный прам-фрегат «Хьельперен» 1715 года из состава эскадры П. Торденшельда.
Впрочем были у датчан и истинно коробки-прамы. Веселый случай имел место в 1716 году, когда в попытке прорыва шведской блокады в проливе Свинесунд, датчане переоборудовали одну из секций старого понтонного моста, поставили борта, прорезали в них орудийные порты, бойницы для ружей, покрыли крышей и отправились на прорыв...
А.Иванов написал:
#1638009
Касательно их исключительной «мортирности»
Позже, как видно, были универсальные корпуса - либо под пушки, либо под мортиры.
А вот этот - кажется, времен Северной войны? Или ошибаюсь?
Вернемся к нашим.
По ссылке из статьи Ю.Жутяева нашел старенький "Гангут" с обложкой. Сам этот "псевдопрам" - уже изрядно везде глаза намозолил. Интересней пояснение. Здесь, конечно куча ошибок - смешались в кучу кони, пони... в смысле прамы разных лет. Насчет мортир - совсем перебор.
Интересны размеры (откуда взяты данные?) и связь с одноименным прамом Скляева. Каким?
Размеры не совпадают. По футам - примерно 113,2 × 33,4 × 8,8 ф. Кстати, близки к скляевскому "Олифанту". А большие "коробки" на Дону - 115 х 35 х 5.4 ф.
То что взяли его за основу, срезали верхнюю батарею - и вуаля! - вполне вероятно, ведь тогда считалось, что все русские прамы такие. А вот цифры - кто его знает?
Самое обидное - ведь чертежа именно этих "боевых" прамов постройки А.Сютерланда - похоже, не имеем.
Отредактированно STEFAN (03.02.2025 20:30:24)
А.Иванов написал:
#1637906
Может их все-таки построили два в 1706 и они как раз и есть эти самые "ковчеги"?
Сегодня попробовал более или менее реалистично воткнуть на низ 18 пушек. Если по 2 на оконечности, как в чертеже из БАН, то на палубе - по 7 на борт. Борта, наверное, нарастили бы. Насчет пушечных портов - не факт. Вставил для упрощения.
Ну, не знаю - не большой спец. И одну мачту не мешало бы поставить. Плюс руль. Тогда - с "кормы" пушки нужно убрать, будут мешать. Может быть, так и сделали - позже они 16-пушечными числились. Вот куда Меншиков собирался гаубицы ставит - ХЗ?