Вы не зашли.
Это все странно, не так уж отличаются от шведов, но сами ходить не могут. Галер-то много использовано для буксира, не одна-две.
STEFAN написал:
#1637650
Более того, даже полупрамы времен русско-шведской войны 1788 - 90 гг. не факт. что оснащались вёслами - на чертежах вёсельных портов нет. А вот послевоенные проекты - все с вёслами.
С веслами на русских крупных кораблях вообще загадка
Вроде влияние англичан отрицать глупо. У них на фрегатах весь 18 век весла обязательны, причем в 1690-1750 весел этих много. А на наших парусных фрегатах весел не было. Хотя казалось бы - Балтика, шхеры, самые условия для весел.
А.Иванов написал:
#1637655
не так уж отличаются от шведов, но сами ходить не могут. Галер-то много использовано для буксира, не одна-две.
Есть такое. Вот интересно - "Элефант" к месту последнего боя сам шел, или его свои галеры буксировали?
Вообще, по описанию Наума Синявина, он от Гельсинфорса в Кроншлот хорошо шел - "не толико способным ветром, но и лавирами". Обводы у него поизящнее, чем у наших.
По этой теме - передвижению прамов в открытом море и в шхерах, лучше читать документы войны 1741 - 43 гг. Там довольно подробно.
Олег написал:
#1637657
А на наших парусных фрегатах весел не было. Хотя казалось бы - Балтика, шхеры, самые условия для весел.
Есть такое. Ладно фрегаты... Но те же полупрамы - создавались специально для гребного флота, в отличие от тех же прамов, которые все-таки входили в состав корабельного.
А.Иванов написал:
#1637730
против фрегата "Рафаил" с 32 пушками помета "прам", причем в двух списках, а других прамов и нет вовсе.
Интересная информация...
Письмо Государя к капитану Трану из Ламеланда, 9 августа 1719 г.
"…(о «городских» кораблях – починка) Рафаил понеже более служить не может за воинский корабль, того ради верхнюю палубу и с фордеком снимите; а нижнюю как возможно покрепите, дабы на весну мочно его за прам употреблять, поставя полукартауны. …"
Честно говоря, думал, что его переделывать не стали. Ан нет!
А остальные, видимо, по ветхости были списаны. Но в Ревеле два прама сохранились до 1726 года, и в итоге пригодились.
Отредактированно STEFAN (31.01.2025 19:09:35)
А.Иванов написал:
#1637730
РГАДА, Ф.9.
Это какие годы?
По названию - не шведский трофей?
Год не проставлен, но указано в тексте, что футы "дацкие". Надо датский флот смотреть. Наткнулся еще на одно письмо, Скляеву, но второго листа нет, о праме для подъема пушек. Может, уже публиковался?
А.Иванов написал:
#1637741
о праме для подъема пушек. Может, уже публиковался?
Надо посмотреть.
Спасибо - обязательно попытаюсь прочитать. Но не сейчас - семейный ужин с моим любимым портвейном...
А.Иванов написал:
#1637754
Вот еще список для размышления
Задумался...
Зачеркнуты прамы и фрегат Илья. Его разломали в 1721 г. ...
А.Иванов написал:
#1637751
есть прамы, и есть блокгоузы
Да это не первый случай "совместного" упоминания. В 1719 г. писалось:
Мнение гр. Апраксина о кампании 1719 года, писанное при Гангуте июня 28.
«4. Буде все устья к Стокгольму укреплены батареями, такоже прамами и блокгаузы…».
А это про шведов из МИРФ:
Вып-ка из донесения майора фон-Гольдена, 1719 г., ноябрь.
(о шведских прамах)
«…Сверх того у Стокгольма обретается 5 прамов и 6-й негодный, а у Карлскруна для прикрытия гавана 3».
1720 г. В составе шв. флота – 6 прамов в 36 пушек. Но вооружалось для кампании лишь два прама.
Письмо к Крюйсу от корреспондента его из Кенигсберга, 1 сентября 1721 г.
«…При Ваксгольме стоят 4 корабля да 5 прамов у нового кастеля…».
А это из шведского сборника:
Сведения о шведском флоте за 1719 г.: в Стокгольмской эскадре 5 военных прамов – Elefanten (26-пуш.), Sjospoket (24-пуш.), Svarta bjorn (20-пуш.), Mars (20-пуш.), Kamelen (16-пуш.); в Гётеборгской эскадре 4 прама Stromstad (20-пуш.), Prins Fredrik (?) и 2 других (20- и 18-пуш.).
А.Иванов написал:
#1637754
Вот еще список для размышления
Похоже, этот список - на начало 1721 года. 88-пуш. корабли Скляева и Рамза без названий, видимо, еще не спущены (Фридемакер и Св.Андрей)... Прамы перечеркнуты, и внизу какие-то буквы гр. Оба 18-пушечные, совпадают с данными из списка 1719 г. Где тогда "Олифант"?
А.Иванов написал:
#1637788
Это апостроф и выносная "р" для слова "Бомбардирские"
Ну да! Спросонья не туда смотрел...
Как бы то ни было: некий прам под названием "Дикий Бык", построенный в С.-Пб. в 1713 г., вооруженный 24-мя пушками (18 - 18 фнт., 6 - 8-фнт.) в 1722 г. числился в списках флота, а заодно и 36-пуш. "Олифант".
Меня уже начинает посещать крамольная мысль - об одном ли судне идет речь: 18-пуш. "Дикий Бык" в 1719 г. и 24-пуш. "Дикий Бык" в 1722 г.???
М-да, подошел чертеж. Это копия чертежа с двумя шпилями, выполненная на полотняной кальке. Однако, интересна надпись, сделанная в углу в дополнение к чертежу-копии: "Чертеж прама 1706 года. По этому чертежу строены были в Петербурге два прама мастером Выбе Геренсом". Вот так, следовательно, то место, где Вы обнаружили подлинник, имеет какие-то документы, позволившие тем, кто делал данную копию, сказать утвердительно, что это прам 1706 года, да еще и построенных было два Выбе Геренсом. Так что, вперед в архив!
А.Иванов написал:
#1637827
Это копия чертежа с двумя шпилями, выполненная на полотняной кальке. Однако, интересна надпись, сделанная в углу в дополнение к чертежу-копии: "Чертеж прама 1706 года. По этому чертежу строены были в Петербурге два прама мастером Выбе Геренсом".
Тогда я вообще ничего не понимаю.
Надпись каким почерком сделана?
М-да... Занятно.
Копия довольно поздняя. И описанию первых прамов не очень соответствует.
С другой стороны, пушки можно поставить - по семь штук на борт. По две - сверху на оконечностях - как на чертеже из БАН. Мортиры сам Пётр предполагал, что можно на прам поставить.
Размеры... Ширина - примерно соответствует. Длина - если не по палубе, а полная - 80 футов, наверное, будет. Глубина-?
Но что-то не верится. Тупик...
А есть конкретный документ, что прамы-"ковчеги" строил именно Выбе Геренс?
Еще раз выставляю эти документы.
Выписка из письма Крюйса к Меншикову из С. Петербурга, 1 января 1706 г.
«Чиню сим ведомо что ничего еще не зачато делать плоскодонных судов или прамов, також и бомбардирных кораблей, а истинно они будут зело надобны к лету и чаю я что уже время есть чтоб их ныне зачать делать. …и ведаю что делают два мастелихтера или суды с которых мочно мачты ставить и корабли валять, только я чаю, что такие еще ныне не зело нужны здесь».
Т. е. некие два мачтлихтера строятся - каким мастером?
Письмо Крюйса к Яковлеву из С. Петербурга, 5 янв. 1706 г.
чтобы тот «…не учинить в забвении о двух мастерах ... чтобы их достать с Воронежа на время, на нынешний 1706 год до марта месяца или больше для дела по указу В. Г. бомбандирных судов, чтоб им станки утверждать где тем мартирам (стоять), також и для дела прамов, на которых пушки будут, чтоб милость твоя в забвении того не притворил, а зело они здесь надобны. … но за болезнью очною и прочию тягостию стало мне чинить невозможно надсматривание у тех бомбандирных судов и утверждения станков, где быть тем мортирам, и для дела прамам где пушки будут».
Собственно, как я раньше этот момент не учитывал - Выбе Геренс же в 1704 г. работал на Олонецкой верфи. Где он был в 1705 году? Видимо, там же.
Какие-то мастера должны были приехать из Воронежа, специально для постройки прамов и переделке "буеров"?
Отредактированно STEFAN (01.02.2025 18:38:10)
STEFAN написал:
#1637843
Какие-то мастера должны были приехать из Воронежа, специально для постройки прамов и переделке "буеров"?
Там же ясно сказано, для указания и дела пушечных и мортирных станков, а не самих прамов. Сам Крюйс резко приболел.
STEFAN написал:
#1637843
також и для дела прамов, на которых пушки будут,
STEFAN написал:
#1637843
и для дела прамам где пушки будут
Я понял, что именно для постройки прамов. "для дела прамов" - наверное, постройки самих прамов, а не только их пушечных станков?
А бомбардирским кораблям именно станки нужны были - возможно, для компетенции местных мастеров это было в новинку. Сами то корабли строить не нужно было.
И что под "станками" имелось в виду? Видимо, "клетчатую" платформу? Или нечто подобное.
Насколько я понял, не все с этими "буерами" просто оказалось. Окончательно их в строй ввели лишь в 1707 году. Хотя, может я и ошибаюсь...
Отредактированно STEFAN (02.02.2025 09:49:00)
Если принять, что первые прамы были ТАКИМИ, как на этих чертежах, сразу возникает сомнение - могли ли они вообще самостоятельно передвигаться? Даже если мачту поставить?
Опять этот документ:
Крюйс – ответное письмо царю от 15 октября 1706 г.: «…И до приему того письма я приказал, чтоб учененой в готовности един из больших прамов да бомбандерное судно, також един брандор из больших же, чтоб были в готовности, по приему указу могли службу чинить».
То есть без галер или бригантин, которые бы прам буксировали при безветрии или противном ветре. В случае чего - как подобный прам перемещать? Бомбардирский и брандер, вероятно, тоже весел не имели... Хотя, можно было "завозами". Наличие больших шпилей на чертеже - самое то. Руль бы не помешал.
Обратил внимание в этом документе, на слово БОЛЬШИЕ прамы и брандеры. Т. е. - были и малые? С брандерами - понятно: были "большие" "Этна" и "Везувий" и "малые" - из шмаков, или тех же яхт, что перетащили с Белого моря (о чем ведется дискуссия в соседней ветке). А вот малые прамы... Какие-то были построены для перевозки земли, может быть, плоскодонные грузовые посудины...
Отредактированно STEFAN (02.02.2025 09:47:26)