Вы не зашли.
В первые месяцы Русско-Японской войны одну из наиболее существенных проблем составляло снабжение войск и флота на Дальнем Востоке, а также переброска сил и средств туда по Транссибу, который в то время едва мог дать 7...8 пар поездов в сутки, да и то - не "полновесных", а облегчённых.
Японский флот занят блокированием Порт-Артурской эскадры и противодействием Владивостокском отряду крейсеров.
Отсюда возникает вопрос - а почему бы осуществлять доставку войск и предметов снабжения морем?
===================
Наименее опасным представляется такой маршрут:
1. Морем до Амурского лимана (как - это тоже обсудим).
2. Так как крупные корабли даже в прилив не могут войти в Амур (наибольшая глубина в прилив - 19,5 футов, т.е. 6 метров), то перед баром Амура они перегружают войска и грузы на менее глубокосидящие суда, которые доставляют их в Николаевск.
3А. Из Николаевска речными судами войска доставляются вверх по Амуру до Хабаровска.
4А. В Хабаровске войска и грузы перегружаются на Уссурийскую железную дорогу и доставляются во Владивосток.
3Б. Из Николаевска речными судами войска и грузы поднимаются вверх до Сунгари, далее вверх по Сунгари - до Харбина.
4Б. Из Харбина - по Южно-Маньчжурской железной дороге - на главный ТВД.
===================
Давайте прикинем - какие средства у нас были или могли быть получены для доставки этих войск и грузов?
Чем мы могли бы прикрывать транспорты с войсками и грузами?
Какой срок доставки войск и грузов потребовался бы?
Какое количество войск и грузов в какие сроки могли бы быть доставлены таким способом?
Как это всё повлияло бы на стратегическую обстановку, имея в виду, с одной стороны, более высокие темпы накопления наших сил и средств на Дальнем Востоке, и с другой стороны - необходимость японцам отвлекать часть сил и средств флота на попытку перехвата русских транспортов.

shuricos написал:
#1640922
Отсюда возникает вопрос - а почему бы осуществлять доставку войск и предметов снабжения морем?
Северным Морским путём?
Через Панамский канал?
Вокруг мыса Горн?
Какие варианты ещё у Вас есть?
А... Пардон, зампамятовал. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПРОХОД...


Prinz Eugen написал:
#1640924
Пардон, зампамятовал. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПРОХОД...
Когда вошёл впервые Беринг в Северо-Западный проход,
Он вышел на пустынный берег, а мимо ехал пароход
Там Бонапарт работал коком, но не готовил он еды
Лишь озирал свирепым оком сплошную гладь пустой воды.(с) "Географическая" 

shuricos написал:
#1640922
В Хабаровске войска и грузы перегружаются на Уссурийскую железную дорогу и доставляются во Владивосток
По пропускной способности Уссурийской железной дороги пока данные не нашёл, но вот тут https://cyberleninka.ru/article/n/napra … eka/viewer пишут, что в 1903 году она перевезла 18 млн.пудов грузов.
Это почти 300 тыс. тонн, т.е. эквивалент загрузки 50...100 средних грузовых пароходов того времени.

Prinz Eugen написал:
#1640924
Какие варианты ещё у Вас есть?
Ценю Ваш юмор!
Глобально, понятное дело, есть 2 варианта:
1. Западный (т.е. относительно ТВД войска и грузы доставляются с запада) - через Индийский океан и далее в обход Японии.
2. Восточный - войска и грузы доставляются через Атлантический и Тихий океаны.
============================
Западный
Не думаю, что для наших транспортов возникли бы затруднения при проходе Суэцким каналом.
Соответственно, нет необходимости идти вокруг Африки.
Также у Турции нет оснований для запрета прохода наших гражданских транспортов через Босфор и Дарданеллы.
Поэтому полагаю, что наиболее удобной была бы посадка наших войск на транспорта в Одессе.
Корабли Черноморского флота доводят их до Проливов.
Со стороны Эгейского моря транспота встречают корабли Балтийского моря, базирующиеся на Суду, и доводят их до Порт-Саида.
В Суэце их встречают другие наши корабли, действующие из Джибути.
В Индийском океане перехватить транспорта очень сложно.
Вряд ли бы кто-то пытался их там ловить - проще пытаться это сделать возле Сумарты - в Малаккском или Зондском проливе.
Тут есть три варианта для нас:
- пытаться проскочить незамеченными (например, ночью),
- пытаться военными кораблями сопровождать транспорта (но тогда вопрос - где такие наши военные корабли базировать),
- пытаться пройти каким-либо другим проливом - восточнее; например, мимо сказочноеБали.
Далее - в Тихом океане - поймать наши транспорты будет уже тоже сложно.
Восточный
Первая (атлантическая) половина этого маршрута понятна: через Балтийское, Северное море, Бискайский залив - вдоль берегов Испании и Португалии, мимо Мадейры, Тенерифе, островов Зелёного Мыса, вдоль Бразилии, мимо Фолклендских островов к Огненной земле.
А вот на второй (тихоокеанской) половне есть варианты:
- либо подниматься к северу вдоль американских берегов,
- либо идти кратчайшим путём - через Маркизовы и Сандвиичевы острова к Камчатке и далее через Охотское море в Амурский лиман.

shuricos написал:
#1640928
Глобально, понятное дело, есть 2 варианта
Время в пути?

Prinz Eugen написал:
#1640924
Вокруг мыса Горн?
Разумеется, нет - проходим через Магелланов пролив.
Да, это опасно - тут могут поджидать японские крейсера.
И поэтому тут пришлось бы нашим кораблям сопровождать наши транспорта.
В принципе, здешнее побережье испещрено всякими заливами и проливами - можно найти место, где наш корабль мог бы спрятаться, чтобы принять уголь и дать отдых команде.
Но вряд ли бы это понадобилось - скорее всего, наши поставки не шли бы в режиме непрерывного потока, а была бы осуществлена одна проводка большого конвоя в сопровождении части кораблей Балтийского флота.
Отредактированно shuricos (05.03.2025 14:56:10)

Prinz Eugen написал:
#1640929
Время в пути?
В мирное время пароходы от Одессы до Владивостока по Западному (через Индийский океан) маршруту доходили за 3 или 4 месяца.
Небогатов до Кохинхины дошёл менее, чем за 3 месяца. Из Одессы идти ближе на 3,5 тыс.миль, чем от Либавы.
Зато надо добавить примерно 4 тыс. миль, чтобы обойти Японию.
Вот - где-то те же 3...4 месяца и получаются.
Если бы достаточно быстро начали это реализовывать, то уже в мае или июне первый транспорт пришёл бы к устью Амура.
======================================
По Восточному маршруту (мимо Америки) надо считать.
От Магелланова пролива до Нуку-Хива на Маркизовых островах - 4100 миль. Примерно 17 суток 10-узловым коммерческим ходом.
От Нуку-Хива до Гонолулу на Сандвичевых (Гавайских) островах - 2100 миль. Примерно 9 суток 10-уз. ходом.
От Гонолулу до Камчатки - 2750 миль - 11,5 суток.
От Камчатки (если не заходить в Петропавловск) до устья Амура - 700 миль - 3 суток.
Итого на пересечение Тихого океана - 40 суток, не считая времени погрузок угля по пути.
Первую (атлантическую) половину Восточного маршрута тоже можно считать от Одессы:
- 1,5 суток до Босфора (320 миль),
- сутки на проход Проливов (170 миль),
- 1700 миль до Танжера - неделя,
- 4180 миль до Рио (17,5 суток),
- 2100 миль до Магелланова пролива (9 суток),
- проход Магеллановым проливом (310 миль) - 2 суток.
Итого первая половина Восточного маршрута - 38 суток, не считая времени погрузки угля.
Всего на Восточный маршрут - около 80 суток + время на погрузки. То есть, те же примерно 3...4 месяца.
Отредактированно shuricos (05.03.2025 14:59:44)

Как видно, самый большие переходы на Восточном (вокруг Америки) маршруте - около 4100 миль (переход до Рио в 4200 миль может быть разбит на два или более переходов меньшей протяжённости).
Для сравнения, дальность транспортов, которые шли со Второй эскадрой:
- Воронеж, Владимир и Киев - 6500...6700 миль на 10-узловом ходе (запас собственного угля - ~1200 тонн),
- Ярославль и Тамбов - 5700 миль на 10-узловом ходе (запас собственного угля - ~960 тонн).
Пассажировместимость этих пароходов - около 800...900 человек (в основном, III класс, но для офицеров хватит кают первого и второго классов), т.е. почти целый пехотный батальон.
Т.е. эти 5 пароходов одним рейсом могут перевезти полностью укомплектованный и снабжённый пехотный полк.

Аскольд написал:
#1640937
Японцам достаточно отправить вооруженный пароход...
...который героически погибнет в неравном бою, например, с крейсером "Адмирал Корнилов".

Prinz Eugen написал:
#1640924
Через Панамский канал?
Через Панамскую железную дорогу. Почему бы и нет?
Всего 76 км - пара часов в пути. Во всяком случае, не больше суток на земле.
А в городе Панаме грузимся на зафрахтованный (или купленный) в Сан-Франциско (или ещё где) пароход и идём к родным берегам.
Можно по пути и на Гавайи зайти (4700 миль - 20 дней хода).
Либо можно с заходом в Сан-Франциско или Лос-Анджелес - так даже ближе выйдет.
Отредактированно shuricos (05.03.2025 15:23:41)

shuricos написал:
#1640938
...который героически погибнет в неравном бою, например, с крейсером "Адмирал Корнилов".
Осадка "Корнилову" не позволит войти в устье Амура. А при наличии сведений о конвое и его эскорте, японцы легко оправят всякие "Фусо" и прочие "симы", не говоря про асамоид ради такого куша.

shuricos написал:
#1640939
в городе Панаме грузимся на зафрахтованный (или купленный) в Сан-Франциско (или ещё где) пароход
Таким путём можно даже всякую артиллерию отправлять.
Едет груз, принадлежащий, скажем, фирме Круппа. С местом назначения, скажем, Чили или Эквадор.
После погрузки на пароход в порту Панамы, он переходит в собственность Российской империи и дальше доставляется уже в Приморье.
=================================
Заметьте, нам вовсе не обязательно решительно всё тащить из России.
Например, провизию (мука, сухари, консервы, овощи, фрукты, мясо замороженyое или живьём (live-stock)) можно закупать в той же Америке.
У нас в войсках полагалось достаточно много конского состава.
Вот зачем его тащить из России, если его можно купить в той же Америке и доставить из Сан-Франциско или Лос-Анджелеса?
=================================
В принципе, в Америке даже частные лица могли покупать оружие.
По крайней мере, стрелковое.
Да, системы будут не российские.
Ну и что же?
Ничего там принципиально несовместимого нет. А устройству оружия можно обучить войска на отдельных экземплярах, пока они (войска) 3...4 месяца едут из России.

Аскольд написал:
#1640941
японцы легко оправят
Куда?
Откуда им знать, что мы именно к Амуру идём?
Откуда уверенность, что мы не Петропавловск укреплять пойдём или пойдём проливом Лаперуза во Владивосток?
Откуда уверенность, что мы не высадимся, скажем, на Пескадорах, Формозе или Ликейских островах (Рюкю)?

Аскольд написал:
#1640941
Осадка "Корнилову" не позволит войти в устье Амура
А зачем ему туда входить?
Аскольд написал:
#1640941
японцы легко оправят всякие "Фусо" и прочие "симы"
А если с конвоем идёт "Ослябя"?
Отредактированно shuricos (05.03.2025 16:07:48)

shuricos написал:
#1640944
А если с конвоем идёт "Ослябя"?
А это уже другая история...

shuricos написал:
#1640943
Куда?
Откуда им знать, что мы именно к Амуру идём?
Откуда уверенность, что мы не Петропавловск укреплять пойдём или пойдём проливом Лаперуза во Владивосток?
Откуда уверенность, что мы не высадимся, скажем, на Пескадорах, Формозе или Ликейских островах (Рюкю)?
К устью Амура, больше некуда. Другое дело, если упомянутый полк не предназначен для Сахалина, который реально требует усиления и в тоже время имеет, благодаря протяженности побережья, большие шансы на благоприятную выгрузку необходимых грузов. И тут уже японцам потребуются дополнительные ВСПКР для патрулирования побережья острова.
Петропавловск - не тот пункт, ради которого мы будет гнать через полмира полк солдат. В Лаперуза и так наблюдение осуществлялось. Повторю, ради куша в виде нашего конвоя, японцы найдут лишний крейсер на необходимое время.
Гарнизоны Пескадор, Формозы тому гарантия. Что до Ликейских островов, то как высадимся, так и капитулируем после японских контрмер.
shuricos написал:
#1640944
А зачем ему туда входить?
А как он будет героически топить японский пароход?)
shuricos написал:
#1640944
А если с конвоем идёт "Ослябя"?
А что не весь отряд Вирениуса?)))

Аскольд написал:
#1640947
если упомянутый полк
Один полк - это только те 5 транспортов, которые я перечислил.
Наши возможности этими транспортами не исчерпываются.
Во-первых, мы можем мобилизовать (зафрахтовать, купить) транспорта, принадлежащие российским пароходствам.
Во-вторых, мы можем купить пароходы за рубежом. Это же не военные корабли - вполне возможно.
Думаю, что мы вместе сможем тут оценить общий размер сил, которые могли бы быть "подняты" одним конвоем.
Аскольд написал:
#1640947
Петропавловск - не тот пункт, ради которого мы будет гнать через полмира ...
Как знать?
Может быть, русские хотят там устроить базу для своих (вспомогательных?) крейсеров, чтобы действовать на коммуникации Японии.
Как раз войска укрепят береговую оборону, а транспорта доставят уголь и другие необходимые припасы для снабжения крейсеров.
Аскольд написал:
#1640947
японцы найдут лишний крейсер
Это будет зависеть от того, какие силы будут направлены на сопровождение конвоя.
Может быть, и Владивостокский отряд выйдет.
Аскольд написал:
#1640947
А что не весь отряд Вирениуса?
А pourquoi бы и не pas?
Ну, разве что, миноносцы, понятное дело, не потащим.
И не только отряд Вирениуса, но и другие корабли с Балтики, способные совершить трансокеанский переход, тоже могут быть направлены вместе с конвоем.
Отредактированно shuricos (05.03.2025 17:10:14)

Аскольд написал:
#1640947
как он будет героически топить японский пароход?
Куда не сможет войти "Корнилов", туда не смогут войти и большие транспорта.
Я же не зря указал:
shuricos написал:
#1640922
Так как крупные корабли даже в прилив не могут войти в Амур (наибольшая глубина в прилив - 19,5 футов, т.е. 6 метров), то перед баром Амура они перегружают войска и грузы на менее глубокосидящие суда, которые доставляют их в Николаевск
Тут только слово "корабли" на "пароходы" надо заменить. Зарапортовался.
После разгрузки большие пароходы уходят обратно - за новой партией доставляемых войск или грузов.

Аскольд написал:
#1640941
Осадка "Корнилову" не позволит войти в устье Амура
А вот, кстати, ББО типа "Ушаков" - могут.
И "Светлана" может.
Если они дошли в РеИ до Цусимы, то почему бы им не дойти вокруг Японии до Амура в составе конвоя?
Конвой выгрузит войска и грузы и уйдёт, а ББО и "Светлана" - останутся.
Для той же "Светланы" всякие ВсКр - корм.

shuricos написал:
#1640951
даже "Рынду" и клиперы типа "Крейсер"
Они, кстати, тоже в Амур могли войти.
Причём, они могли бы даже в выгрузке войск участвовать: на внешнем рейде встают борт о борт с большим транспортом, принимают войска на борт (там идти близко - не требуется размещать войска на борту надолго, можно плотно разместить войска во внутренних помещениях и на палубе) и доставляют их в Николаевск.
Наверняка в Николаевске и так много мелко сидящих плавсредств. Но чтобы ускорить процесс - почему бы и старые корабли не использовать?
Отредактированно shuricos (05.03.2025 18:03:15)

shuricos написал:
#1640951
Один полк - это только те 5 транспортов, которые я перечислил.
Наши возможности этими транспортами не исчерпываются.
В принципе, для перевозки войск можно было бы использовать те 6 пароходов, которые были предназначены для переоборудования во вспомогательные крейсера.
Один только "Смоленск" мог доставить 86 офицеров и 1506 нижних чинов.
По другим пока не проверял, но если они "поднимали" столько же, то все шесть вместе могли бы доставить более 9000 человек, т.е. ещё два полнокровных полка.
Ещё транспорта "Китай" и "Корея" (которые в РеИ со 2ТОЭ ушли) могли каждый "поднять" более, чем по 800 человек.
Всего (вместе с ранее названными пятью транспортами) набирается 15000 человек.
И это мы только начали!
Отредактированно shuricos (05.03.2025 18:25:15)

shuricos написал:
#1640962
И это мы только начали!
Перенесено в "Жёлтый Дом"...
