Вы не зашли.
Решил перенести тему, поскольку народ не может успокоиться и продолжает флудить по этому вопросу вот здесь:
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=1192&p=9
В двух словах: некоторые граждане утверждают, что "звезды" не так уж и живучи, поскольку у Голубева после лобовой атаки против Ме110 на И-16 остановился двигатель.
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55631
С попаданиями в двигатель я нашел два эпизода.
Первый с лобовой атакой против ме-110. Итог - разбиты три цилиндра и передняя крышка, мотор встал сразу. Голубев считал, что возможно в мотор попало несколько снарядов.
Вы всерьез считаете, что любая звезда должна держать несколько попаданий 20мм пушек и работать без любых трех цилиндров, а иначе все заявления об их живучести несостоятельны?
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55631
Второй с попаданием в мотор из зенитного пулемета или эрликона. Возможно был перебит маслопровод и/или маслосистема изменяющая шаг винта. итог - масло стало выбивать, через несколько минут винт перешел на большой шаг, уменьшив тягу настолько, что самолет упал в ладогу, а летчику пришлось плыть к берегу.
В общем то получается, что живучесть звездообразного мотора сильно преувеличена. По сравнению с жидкосником он может и более живучий, но похоже, что не намного.
А что, маслопровод является деталью только двигателя с воздушным охлаждением? Или выход из строя системы управления шагом винта говорит о невысокой надежности звездообразного двигателя?
Alex_12 написал:
Оригинальное сообщение #55666
т.е. не менее 4 попаданий.
Там были оторваны три нижних цилиндра. 4 снаряда настолько кучно лечь не могли.
Там либо одно попадание с хитрым изменением траектории после попадания в паервый цилиндр, либо, что вероятнее два попадания.
Alex_12 написал:
Оригинальное сообщение #55666
это уже не собственно мотор.
Так и система охлаждения у жидкосника это тоже формально не мотор.
А речь собственно именно об этом - что у жидкосника, что у воздушника разного навесного оборудования хватает, а оно уязвимо на любом движке.
Маслосистема опять же есть у любого движка. Да и сами цилиндры тоже не являются сверхзащищенными - пулю винтовочного калибра или мелкий осколок у них еще есть шанс выдержать, но что то более серьезное уже едва ли.
А если добавить сюда еще и большую лобовую проекцию движка, то и вовсе возникает вопрос, у какого двигателя больше шансов - у воздушного или жидкосного.
Ecilop написал:
Оригинальное сообщение #55663
Вы всерьез считаете, что любая звезда должна держать несколько попаданий 20мм пушек и работать без любых трех цилиндров, а иначе все заявления об их живучести несостоятельны?
20мм были достаточно распространены. Да и насчет нескольких попаданий Голубев только высказал предположение, о чем прямо сказано в тексте. Так, что могло быть и одно.
Ecilop написал:
Оригинальное сообщение #55663
А что, маслопровод является деталью только двигателя с воздушным охлаждением? Или выход из строя системы управления шагом винта говорит о невысокой надежности звездообразного двигателя?
Дык летчику в общем то фиолетово от чего у него двигатель встанет - от попадания в систему охлаждения, от попадания в масло провод, от попадания в систему управления шагом винта или от оторваного цилиндра - итог то все равно один.
Кстати прошелся сейчас по мемуарам Голубева поиском по слову "мотор". Нашел 6 упоминаний о попаданиях в моторы И-16 его полка. Из этих 6, только в 2х случаях мотор работал достаточно долго, чтобы летчик сумел выйти из боя и дотянуть до своего аэродрома.
Но эти 6 попаданий относятся к случаям когда летчики выжили и смогли рассказать о причинах потери самолета или когда летчик погиб, но попадание в мотор видели другие пилоты.
А ведь кроме них наверняка были еще случаи когда пилот после попадания в мотор погибал, но самого момента сбития никто не наблюдал и соответственно когда причина потери самолета оставалась неизвестной.
А это статистику по живучести моторой И-16 совсем портит.
В общем похоже, что шансы на то, что И-16 сможет продолжить полет после попадания в мотор были где то 1 к 5 в лучшем случае.
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55824
В общем похоже, что шансы на то, что И-16 сможет продолжить полет после попадания в мотор были где то 1 к 5 в лучшем случае.
если сравнивать двигатели воздушного и жидкостного охлаждения вместе с системами смазки и охлаждения, то воздушный более устойчив к попаданиям пуль нормального калибра и даже крупнокалиберным. и если в 2 из 6 случаях И-16 смог вернуться - уже неплохо. вернулся ли бы в этом случае Як-1 ?
Мне кажется у И-16 шанс против Ме-110 в лобовой чрезвычайно низки что с мотором ВО что ЖО...
Alex_12 написал:
Оригинальное сообщение #55835
и если в 2 из 6 случаях И-16 смог вернуться - уже неплохо. вернулся ли бы в этом случае Як-1 ?
Вы не забывайте, что 2 случая из 6 это статистики только по 5 ВЫЖИВШИМ пилотам и 1 погибшему но у которого попадание наблюдали другие летчики.
А ведь кроме них наверняка были и те кто получил попадание в мотор и в итоге погиб. А это статистику сильно испортит.
А что касается як-1 , то у него во первых лобовая проекция движка меньше, что вообще снижает шанс на попадание в него, и во вторых случаи с возвращением Яков с поврежденными моторами тоже неоднократно описаны.
а эти пилоты и выжили не в последнюю очередь потому, что больший мидель мотора обеспечил их безопасность(если конечно попадания спереди).
у Як-1 проекция собственно двигателя - меньше. но если взять проекцию самого самолета, с учетом кабины, радиаторов - то разница будет не столь радикальной.
Alex_12 написал:
Оригинальное сообщение #55848
а эти пилоты и выжили не в последнюю очередь потому, что больший мидель мотора обеспечил их безопасность(если конечно попадания спереди).
У этого миделя есть один минус - цилиндры находятся на большом расстоянии друг от друга и пуля может пройти между ними, а второго ряда цилиндров, перекрывающего дыры, у М25/62/63 не было.
Кстати по поводу случая Голубева - при попадании снаряда в переднюю крышку снизу, под вал, наверное вполне могло и сразу три цилиндра повредить.
хороший снимок.
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55875
У этого миделя есть один минус - цилиндры находятся на большом расстоянии друг от друга и пуля может пройти между ними,
может. это же не сплошной бронелист...
но за двигателем у И-16 - бензобак. пули нормального калибра - вполне уловит...
известны ли случаи возвращения Як-1/ЛаГГ-3/МиГ-3 с пробитым цилиндром двигателя ?
кстати, почему никто не скажет, что и Ме-110 поплохеет, если и И-16 окажется с крыльевыми ШВАК ?
Отредактированно Alex_12 (14.04.2009 13:04:13)
Alex_12 написал:
Оригинальное сообщение #55835
вернулся ли бы в этом случае Як-1 ?
Як-1 иногда разваливался от единственного попадания 20-мм снаряда в фюзеляж, которое И-16 переживал...
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55824
Там были оторваны три нижних цилиндра. 4 снаряда настолько кучно лечь не могли.
А почему собственно не могли? У стодесятки 2 пушки и 4 пулемета в носу фюзеляжа, т.е. стреляют практически в одну точку, схождение было в лоб, поэтому вся выпущенная очередь пошла туда, куда пилот целился, т.е. 4 снаряда вполне реальная цифра, хотя конечно могло быть например 2 снаряда и 4-6 пуль или какие-то другие варианты...
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55824
Да и насчет нескольких попаданий Голубев только высказал предположение, о чем прямо сказано в тексте. Так, что могло быть и одно.
Словить в лобовой от Ме-110 только одно попадание надо еще умудриться!!! Пилот стодесятого должен был или промазать совсем, или попасть как минимум несколькими снарядами и пулями.
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55824
Дык летчику в общем то фиолетово от чего у него двигатель встанет - от попадания в систему охлаждения, от попадания в масло провод, от попадания в систему управления шагом винта или от оторваного цилиндра - итог то все равно один.
От попадания в систему управления шагом винта двигатель не встает.
От попадания в систему охлаждения двигатель с воздушным охлаждением тоже не встает.
От попадания с систему смазки может встать двигатель.
От оторванного цилиндра, как показывает практика, двиг с воздушным охлаждением тоже встает не всегда. Пусть даже это будет 1 из 20 случаев, но такие случаи зафиксированы. Двигатели с ЖО этой особенностью похвастаться не могут.
Подвожу итог: Двигатель с воздушным охлаждением однозначно более живуч, чем с жидкостным, НО... это не значит, что на самолете с таким двигателем можно летать над зенитками, ходить в лобовые на фоки и стодесятые и не опасаться стрелков бомбардировщиков. БОльшая живучесть лишь дает шанс на поврежденном самолете перетянуть линию фронта, а возможно даже вернуться на аэродром, после чего машина требует ремонта. Поэтому не выйдет так, как в теме про штурмовики мечтали о штурмовике с небронированной звездой - такие штурмовики домой наверно будут возвращаться, но после каждого вылета будут требовать или ремонта, или замены двигателя.
shhturman написал:
Оригинальное сообщение #55891
Як-1 иногда разваливался от единственного попадания 20-мм снаряда в фюзеляж, которое И-16 переживал...
Иногда, знаете ли и Ил-2 из миномета сбивали.
Случаи всякие бывают.
Ecilop написал:
Оригинальное сообщение #55902
А почему собственно не могли? У стодесятки 2 пушки и 4 пулемета в носу фюзеляжа, т.е. стреляют практически в одну точку, схождение было в лоб, поэтому вся выпущенная очередь пошла туда, куда пилот целился, т.е. 4 снаряда вполне реальная цифра, хотя конечно могло быть например 2 снаряда и 4-6 пуль или какие-то другие варианты...
Потому что такая кучность нереальна.
Все стволы не стреляют строго одновременно, уже одного этого хватить, чтобы несколько рассеять снаряды. А область повреждений нереально узкая, радиусом в пару десятков сантиметров всего.
Так не бывает.
Ecilop написал:
Оригинальное сообщение #55902
Словить в лобовой от Ме-110 только одно попадание надо еще умудриться!!! Пилот стодесятого должен был или промазать совсем, или попасть как минимум несколькими снарядами и пулями.
В самолет вообще он еще мог несколько раз попасть, помнится как то попадался пример Ла-5 который в лобовой получил несколько снарядов , но сумел вернуться. Но там были попадания в самолет вообще, а не в цель типа двигатель, точнее даже в цель типа "нижний ряд цилиндров двигателя", причем пример достаточно редкий.
Ecilop написал:
Оригинальное сообщение #55902
От попадания в систему управления шагом винта двигатель не встает.
Зато винт встанет на большой шаг и тянуть перестанет - результат тот же.
Ecilop написал:
Оригинальное сообщение #55902
От оторванного цилиндра, как показывает практика, двиг с воздушным охлаждением тоже встает не всегда. Пусть даже это будет 1 из 20 случаев, но такие случаи зафиксированы. Двигатели с ЖО этой особенностью похвастаться не могут.
1 случай из 20 это уже не серьезно. При таких шансах о высокой живучести говорить уже не приходится.
И главное у жидкосника меньше шансов попадание в цилиндр словить из за меньшей проекции - это может и компенсировать разницу в живучести.
Ecilop написал:
Оригинальное сообщение #55902
Подвожу итог: Двигатель с воздушным охлаждением однозначно более живуч, чем с жидкостным
То, что воздушник более живуч - несомненно.
Только похоже, что он незначительно более живуч, по сравнению с водяным движком. И пули им ловить явно не стоит, с чем вроде разногласий и нет.
Зато винт встанет на большой шаг и тянуть перестанет - результат тот же.
у ан2 например при всяких косяках с изменением шага он встает на малый шаг, для чего прикреплены специальные грузики
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55947
Потому что такая кучность нереальна.
Все стволы не стреляют строго одновременно, уже одного этого хватить, чтобы несколько рассеять снаряды. А область повреждений нереально узкая, радиусом в пару десятков сантиметров всего.
Так не бывает.
Поздравляю, Вы только что выдвинули новую теорию, исходя из которой во второй мировой больше 50% потерь самолетов совсем не от курсового оружия, а по каким-то неизвестным науке причинам (НЛО например ), поскольку если в лобовой с батареей Ме-110 по Вашему такие слабые шансы на попадание, то при стрельбе под углом с упреждением попадания будут носить совсем уж эпизодический характер.
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55947
Но там были попадания в самолет вообще, а не в цель типа двигатель, точнее даже в цель типа "нижний ряд цилиндров двигателя", причем пример достаточно редкий.
Разумеется редкий - далеко не каждый отважится ходить в лобовую на стодесятку и далеко не каждый из тех, кто отважился, может поделиться с нами своим опытом.
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55947
Зато винт встанет на большой шаг и тянуть перестанет - результат тот же.
Совершенно верно, но это никак не говорит о живучести двигателя.
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55947
И главное у жидкосника меньше шансов попадание в цилиндр словить из за меньшей проекции - это может и компенсировать разницу в живучести.
Это уже обсуждалось. В лобовой у жидкостника действительно меньше проекция, зато с других ракурсов совсем наоборот, так что ничего не компенсируется.
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55947
То, что воздушник более живуч - несомненно.
Только похоже, что он незначительно более живуч, по сравнению с водяным движком. И пули им ловить явно не стоит, с чем вроде разногласий и нет.
С этим согласен. Именно это я и пытался объяснить.
Ecilop написал:
Оригинальное сообщение #55969
Поздравляю, Вы только что выдвинули новую теорию, исходя из которой во второй мировой больше 50% потерь самолетов совсем не от курсового оружия, а по каким-то неизвестным науке причинам (НЛО например ), поскольку если в лобовой с батареей Ме-110 по Вашему такие слабые шансы на попадание, то при стрельбе под углом с упреждением попадания будут носить совсем уж эпизодический характер.
Зачем откровенный бред нести.
Шансы на попадание нормальные - по цели типа самолет несколько процентов выбить можно.
Но в лобовой атаке и по цели типа "три цилиндра М-62" да, шансы не слабые , а откровенно мизерные. Всякое конечно бывает, но практически нереально.
Ecilop написал:
Оригинальное сообщение #55969
Это уже обсуждалось. В лобовой у жидкостника действительно меньше проекция, зато с других ракурсов совсем наоборот, так что ничего не компенсируется.
смотря какой жидкосник и какой воздушник. Однорядный воздушник не очень длинный, а вот двухрядный с жидкосником вполне сопоставим по длине.
Ecilop написал:
Оригинальное сообщение #55969
Совершенно верно, но это никак не говорит о живучести двигателя.
В смысле навесное оборудование к двигателю не относится?
Тогда повторю вопрос - повреждения системы охлаждения водяного двигателя к двигателю относятся?
elkomandante написал:
Оригинальное сообщение #55951
у ан2 например при всяких косяках с изменением шага он встает на малый шаг, для чего прикреплены специальные грузики
На И-16 видимо до этого еще не додумались.
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55977
Но в лобовой атаке и по цели типа "три цилиндра М-62" да, шансы не слабые , а откровенно мизерные. Всякое конечно бывает, но практически нереально.
Абсолютно бездоказательное заявление.
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55977
смотря какой жидкосник и какой воздушник. Однорядный воздушник не очень длинный, а вот двухрядный с жидкосником вполне сопоставим по длине.
Тоже не согласен. Двухрядный воздушник конечно длинный, но он имеет приличную мощность. Например трудно спорить, что у Ла5ФН (основной истребитель с двухрядным воздушником) боковая проекция двигателя почти такая же, как у Як9 (основной истребитель с жидкостником), однако мощность Ла5ФН 1850 л.с. против 1210 л.с. у Як9 ( http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?na … ;page=yak3 ). А вот мощность Як9 более сопоставима с мощностью двигателя И16тип24/29 (900 л.с.) ( http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?na … age=i16_10 ), на котором стоит однорядный М63 с довольно скромной площадью боковой проекции.
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55977
В смысле навесное оборудование к двигателю не относится?
Регулятор шага винта к двигателю никакого отношения не имеет. В автомобиле это называется "трансмиссия" и рассматривается всегда отдельно от двигателя.
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55977
Тогда повторю вопрос - повреждения системы охлаждения водяного двигателя к двигателю относятся?
А система охлаждения относится к двигателю так же, как и система смазки и подачи топлива, т.к. непосредственно обеспечивает работу двигателя.
Отредактированно Ecilop (14.04.2009 18:44:14)
Ecilop написал:
Оригинальное сообщение #56015
Двухрядный воздушник конечно длинный, но он имеет приличную мощность.
Как говорят на Украине, "у городе бузина, а у Кыеву -- дядько!". А если двухрядная "воздушка" имеет малую мощность? А если "водянка" -- высокую? Например, что бы далеко не ходить, примеры реальные: те же М88 или М82, и RR Merlin/Packard 1650... скажем в виде 1650-9. А такую же, как М105ПФ2 мощность, через 40 лет развивали 1,5 литровые моторы BMW 12/13 или Honda RA168, тоже, между прочим, "водянки"... Так будем сравнивать габариты и массу?
С М-82 корректно сравнивать АМ-42, RR Griffon, Napier Sabre.
Ecilop написал:
Оригинальное сообщение #56015
Регулятор шага винта к двигателю никакого отношения не имеет
Вы удивитесь, но на том же М-82 гидравлика этого механизма получала масло по дли-и-инному каналу внутри картера двигателя, и обеспечивал давление насос, установленный на заднем торце картера... Т.е. это единая система, полностью интегрированная со смазкой собственно двигателя. Забавно, что от передних половин картера того же М-82 к маслосборнику (такая внушительная коробка ) и от него к откачивающим секциям маслонасосов идут совершенно открытые трубопроводы -- это такие алюминиевые трубки и эластичные патрубки снизу мотора... Там ещё есть фильтр... Ещё раз, для доходчивости: всё это хозяйство висит под мотором, открыто... и изготовлено из 1,5-2мм алюминиевого сплава. И попасть туда -- вероятность велика, а ОБЫЧНАЯ, винтовочного калибра, пуля разрушит ЛЮБУЮ из названных деталей.
Так вот, вопрос "отчего бы это двигатель потерял тягу" -- наивен: как ему оную не "потерять"-то, он того и гляди монолитом к тому моменту станет! Масло-то -- выбило...
P.S. Ну откройте книги, сходите в музеи, почитайте литературу о собственно двигателях... попробуйте разобрать хотя бы автомобильный мотор, спросите механиков на СТО -- чем можно пробить картер и чем -- блок цилиндров, сколько мотор проработает без масла и сколько -- с утечкой охлаждающей жидкости
Уважаемые коллеги,
Всё зависит от реальной ситуащии.Можно ли сбить с По-2 Ю-52? В 1945 это было. Одна пуля может уничтожить самолёт.И вспомните радостные лища америкосов с Б-17 когда они возвращались и без киля и без стабилизатора и тп.
Мало кто сравнил вес секундного залпа у И-16 с Шваками(без оценки оных) и 110-го с ФФ.
С уважением С.С.
jeeet написал:
Оригинальное сообщение #56040
Например, что бы далеко не ходить, примеры реальные: те же М88 или М82, и RR Merlin/Packard 1650... скажем в виде 1650-9. А такую же, как М105ПФ2 мощность, через 40 лет развивали 1,5 литровые моторы BMW 12/13 или Honda RA168, тоже, между прочим, "водянки"... Так будем сравнивать габариты и массу?
А что это Вы сравниваете двигатели разных стран? Я не даром взял для своего примера именно эти машины - все выпущены в одной стране довольно крупной серией и воевали примерно в одно время. Если не устраивает мой пример, то пожалуйста давайте на примере других крупносерийных двигателей выпуска одной страны и примерно одного времени. А в разных странах разные возможности по выпуску двигателей, поэтому сравнение двигателей разных схем взятых из разных стран, это сравнение страуса с пингвином (а что, оба птицы...).
СДА написал:
Оригинальное сообщение #55939
Случаи всякие бывают.
Только именно Як-1 ругали за избыточную облегченность ради снижения веса, приведшую к малой прочности конструкции... Больше ни к каким отечественным самолетам таких претензий не было, даже к "Чайке"...
shhturman написал:
Оригинальное сообщение #56228
Только именно Як-1 ругали за избыточную облегченность ради снижения веса, приведшую к малой прочности конструкции... Больше ни к каким отечественным самолетам таких претензий не было,
проблемы с прочностью были у И-16 в Испании.
к ранним И-153 - тоже были претензии.
Alex_12 написал:
Оригинальное сообщение #56238
И-16 в Испании.
Ключевое слово "а Испании"...
Ecilop написал:
Оригинальное сообщение #56156
А что это Вы сравниваете двигатели разных стран? Я не даром взял для своего примера именно эти машины - все выпущены в одной стране довольно крупной серией и воевали примерно в одно время.
Сравнили Вы их несколько странно.
к АЩ-82ФН по времени разработки будет ближе ВК-107А, а не ВК-105, с которым корректнее сравнивать более ранние модификации М-82 и М-88 (последний по мощности вообще практически идентичен).
Далее - по каким мощностям Вы их сравнивать собираетесь, по взлетным или по номинальным, на какой скорости нагнетателя?
shhturman написал:
Оригинальное сообщение #56228
Только именно Як-1 ругали за избыточную облегченность ради снижения веса, приведшую к малой прочности конструкции... Больше ни к каким отечественным самолетам таких претензий не было, даже к "Чайке"...
Вот только желательно бы увидеть вначале какуюто численную оценку. К каим деталям претензии и т.д.
Так понятно, что теоритически як может рассыпаться, если ему снаряд в узел фермы попадет, но так ведь туда еще попасть надо.
А что касаетса Яков - у них большим минусом по сравнению с ЛаГГами было использование нитролаков, к сожалению негорючих лаков тогда не хватало.
Кстати на тему Як-ЛаГГ интересная оценка была у Ф.Ф. Архипенко в мемуарах. По его словам в начале войны бытовало мнение, что ЛаГГ значительно лучше, Яка, т.к. не горит, вплоть до того, что летчики пересаживаться с ЛаГГов на Яки не хотели. Но на практике пересев он обнаружил, что Як превосходит ЛаГГа по маневрености, имеет более легкое управление и т.д. В итоге Як ему понравился.
Так, что на деле бытующее мнение о низкой прочности запросто могли создать люди, реально с Яками не сталкивающиеся.
СДА написал:
Оригинальное сообщение #56255
Но на практике пересев он обнаружил, что Як превосходит ЛаГГа по маневрености, имеет более легкое управление и т.д. В итоге Як ему понравился.
Почитайте монографии про Яки и ЛаГГи/Ла - за счет чего Яковлев добивался маневренности своего ястребка ? - за счет чрезмерного облегчения конструкции.