Вы не зашли.
В июле прошлого года rescuer 160 напугал меня бочонками с ОВ на
rescuer 160 написал:
Оригинальное сообщение #265217
секретном затопленном объекте вблизи Лиепайского порта.
Посетив этот " секретный объект " успокоился, никаких бочонков в кормовом трюме нет (видимо уже сдали в металлолом), как собственно и кормового трюма. В наличии на грунте только приблизительно штук сто снарядов калибра чуть больше 200 мм.
Носовая часть отсутствует, два котла и машина целые, пароход лег на грунт с дифферентом на нос, кормой к берегу.
расстояние от мола метров 80.
Патрон от лампочки- немецкой фирмы.
Вопрос к Мирославу Эдуардовичу: известен ли характер груза выброшенного на мель 17.01.1945 г. немецкого парохода
"Steinburg" ?
Отредактированно VADIM B (30.04.2011 23:44:23)
VADIM B написал:
Оригинальное сообщение #381803
Вопрос к Мирославу Эдуардовичу: известен ли характер груза выброшенного на мель 17.01.1945 г. немецкого парохода
"Steinburg" ?
Согласно документов морского транспортного пункта Данциг в 11.00 15 января вышел в Либаву с 1975 т боеприпасов и 11 тоннами разного имущества вермахта.
igor написал:
Оригинальное сообщение #139160
А сколько человек вообще Либаву обороняло? Есть ли какие-то раскладки - боевые части, небоевые, артиллерия, танки-бронемашины?
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #139373
ВМБ - примерно 4000 чел.
РККА - примерно 7000 чел.
"Если в отношении береговой обороны Либавская ВМБ была прикрыта надежно, то с сухопутного направления недостаточно. Командир ее не имел базы своих войск, а армейские части стояли далеко. Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов, командование КБФ прилагали немало усилий, чтобы прикрыть сухопутный сектор обороны базы. В результате в Либаву была направлена 67-я стрелковая дивизия (командир генерал-майор Н. А. Дедаев). Части дивизии содержались по штатам мирного времени с некомплектом в 25 проц., к началу войны в них насчитывалось 5300 человек. Однако в районе Либавы располагались не все части дивизии (114-й полк - в Виндаве, 389-й зенитный дивизион - на полигоне под Ригой, 83-й саперный батальон - на строительстве в Паланге). Таким образом, к началу войны в районе Либавской ВМБ располагались лишь немногочисленные армейские части. К тому же вопрос о взаимодействии сухопутных частей с военно-морскими силами до конца так и не был решен"
ПВ НКВД
«К 17:00 22 июня 1941 года направленный в Руцаву начальник штаба Либавского погранотряда майор Черников собрал отступающие остатки 1-й и 2-й застав Кретингского погранотряда, 25-ю и 24-ю заставы... принял оборону на южных подступах к Руцаве».
Из донесения начальника погранвойск Прибалтийского округа
Заставы Либавского погранотряда вступили в бой с фашистами ранним утром 22 июня. Особенно тяжелая обстановка сложилась на участках 24-й и 25-й застав, против которых враг двинул кроме двух батальонов пехоты еще несколько танков.
Первой приняла бой 25-я погранзастава, которой командовал лейтенант Андрей Запорожец. С заставой в бой вступил передовой отряд 291-й пехотной дивизии.
...Во второй половине дня в Руцаву прибыл начальник штаба отряда майор В.А.Черников и тотчас же приступил к организации обороны. В сводный отряд вошли 1-я и 2-я заставы 105-го погранотряда, 24-я и 25-я заставы 12-го погранотряда — общей численностью 128 человек, и строительная рота, в которой насчитывалось до 300 человек.
...Сводная группа пограничников и бойцов строительной роты сражалась за каждый населенный пункт. 24 июня в районе Гробини осколком снаряда был убит командир группы майор В.А.Черников. Оставшиеся в живых соединились с 4-й комендатурой и штабом отряда и участвовали в обороне Либавы.
24 июня противник окружил Либавский гарнизон, в том числе 5-ю и 4-ю комендатуры с тремя заставами и контрольно-пропускной пункт «Либава». Вторая часть отряда — 1, 2 и 3-я комендатуры были стянуты в Вентспилс и поступили в распоряжение командира 114-го стрелкового полка.
...Пограничники, оставшиеся в Либавском гарнизоне, влились в сводный полк, куда, кроме них, вошли группы моряков, лётчиков, сотрудников госбезопасности и милиции. Командовал пограничниками начальник отряда майор В.И.Якушев.
Семь суток стойко держался Либавский гарнизон. Несмотря на крайне сложную обстановку, пограничники не только искусно оборонялись, но даже пытались наступать, входили в разведгруппы, которые добывали ценных «языков», взрывали огневые точки противника. Одну из таких групп возглавлял лейтенант А.П.Запорожец. На «пикапе», в котором были установлены станковые пулеметы, они с ходу врывались в боевые порядки гитлеровцев, расстреливали их и забрасывали гранатами. Во время одной из таких операций лейтенант Запорожец погиб.
25 июня пограничники, действуя в предместье Либавы, у Гробинского шоссе захватили в плен гитлеровского офицера, которому предписывалось быть комендантом города.
В сложившейся тяжелой обстановке командование Либавского гарнизона решило направить группу пограничников в Вентспилс с просьбой нанести контрудар по вражеской группировке, окружившей Либаву. Вспоминая об этом, офицер штаба отряда А.Ф.Савенков писал:
«25 июня меня, офицеров-пограничников Федоренко, Беляева, военфельдшера Ресивец, автомеханика Артюшенко и около 20 бойцов отозвали с передовой на КП дивизии. Когда мы построились, появился один из руководителей обороны Либавы генерал-майор Н.А.Дедаев. Он обратился к нам с такими словами:
«Вы, пограничники, народ отважный и находчивый. Хорошо знаете здешнюю местность. Приказываю вам прорваться через кольцо окружения на автомашинах, прибыть в Вентспилс и передать командиру 114-го стрелкового полка Муравьеву, чтобы он выступил на помощь защитникам Либавы...»
Приказ был выполнен, но очень дорогой ценой. До Вентспилса добрался только один А.Ф.Савенков, остальные погибли. Однако все попытки помочь героическим защитникам Либавы не увенчались успехом. Сводный отряд, созданный командиром 114-го полка, не смог пробиться к городу и, неся большие потери, отступил в Вентспилс.
До 27 июня сражался Либавский гарнизон, а затем пошел на прорыв. Те немногие, кому удалось вырваться из вражеского кольца, вышли к Вентспилсу, а затем к Риге, где сосредоточились отошедшие с границы подразделения 105-го, 106-го пограничных отрядов и остатки 12-го Либавского погранотряда. Они были сведены в Первый заградительный батальон под командованием подполковника Л.А.Головкина — начальника 106-го пограничного отряда.
Отредактированно seaberserk (08.05.2011 22:50:16)
seaberserk написал:
Оригинальное сообщение #384691
Вместе с заставой в бой вступил передовой отряд 291-й стрелковой дивизии
Это какая-то жестокая ошибка. Вероятно, имелось в виду, что застава вступила в бой с передовым отрядом 291 пехотной дивизии немцев!
seaberserk написал:
Оригинальное сообщение #384691
25 июня пограничники, действуя в предместье Либавы, у Гробинского шоссе захватили в плен гитлеровского офицера, которому предписывалось быть комендантом города
Вряд ли он болтался бы в первых рядах наступающих. С т.зр. немцев 25 июня был очень спокойный день, практически без событий. Может быть это отзвук другого случая - 28.6 был захвачен и расстрелян комендант Скуодаса.
igor написал:
Оригинальное сообщение #384714
Это какая-то жестокая ошибка. Вероятно, имелось в виду, что застава вступила в бой с передовым отрядом 291 пехотной дивизии немцев
Да, не доглядел при копировании и корректуре текста на страничку форума - слово "вместе" от другого предложения осталось, годяйко!
подкорректировал, благодарю за подмеченный технический промах.
Отредактированно seaberserk (08.05.2011 22:48:44)
Нашел в сети, скачал и посмотрел "Город под липами" по сценарию С.С. Смирнова. Честно говоря, он мне показался на удивление недостоверным по фактуре и непростительно слабым по игре. Ожидал много большего.
Пожалуй единственный положительный момент - реальная немецкая хроника штурма Либавы
Хотел прояснить один момент. В Хронике говорится, что 24.06.1941 г. около 18.00 противник предпринял атаку на восточном участке. Отдельные группы наших бойцов стали отходить к заводу Тосмаре. Не разобравшись в обстановке, старший в группе ремонтировавшихся кораблей командир эсминца «Ленин» отдал приказание о взрыве кораблей. Были взорваны и затоплены эсминец «Ленин», ПЛ С-1, М-71, М-80, «Ронис», «Спидола». Одновременно без приказа кладовщиком был взорван минный склад. Командир отряда пограничных судов и командир ОХР Либавы, приняв эти взрывы за сигнал отхода, ушли на катерах в Виндаву.
Здесь в контексте ясно, что катера пограничников и ОХРа Либавы ушли вечером 24-го или ночью 24/25 июня.
Мирослав Эдуардович привел материалы расследования
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #370618
Из материалов расследования:
"В дальнейшем (после ночи на 24 июня - М.М.) охрану рейда по своей инициативе осуществлял командир дивизиона ТК т. ОСИПОВ, вплоть до 27/ VI –41 г. После этого (ухода катеров ОХРа в ночь на 24-е - М.М.) командир морпогранотряда, капитан-лейтенант т. ФИНОЧЕК, пытавшийся связаться по телефону со штабом базы, но безуспешно, сам принял решение - взять несколько стоящих транспортов под охрану и выйти. В 05 ч. 24/VI вышел на Виндаву, в 12.20 24/VI, как показывает командование морпогранотряда под их охраной было благополучно приведено в Виндаву до десятка транспортов.
Здесь однозначно написано, что катера и транспорта ушли предыдущей ночью с 23 на 24 июня, вернее ранним утром 24-го.
Кто ошибается: Хроника или ошибка в материалах расследования?
И еще вопрос:
В воспоминаниях пограничников Либавского пограндивизиона написано:
"26 июня под прикрытием сумерек немецкие торпедные катера предприняли попытку торпедировать собравшиеся на рейде Виндавы советские транспорты. В дозоре находились катера 2-го пограничного дивизиона, которые своевременно обнаружили врага и своим организованным огнем отогнали противника. Торпеды, выпущенные фашистами, взорвались, попав в мол порта. "
Имел ли место такой факт, атаковали ли немецкие ТКА Виндаву 26.06.1941 ?
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #385662
Кто ошибается: Хроника или ошибка в материалах расследования?
Хроника. Все события, связанные с взрывом кораблей и бегством катеров - ночь с 23-го на 24-е.
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #385662
Имел ли место такой факт, атаковали ли немецкие ТКА Виндаву 26.06.1941 ?
Да, атаковали и торпеды действительно взорвались о мол, хотя противник считал, что им потоплен транспорт (взрывы проектировались на его фоне). Вот только немцы пишут о том, что атака была внезапной, никаких наших катеров они не видели и никакого ответного огня по ним не велось, по крайней мере до взрывов. Могу выложить КТВ 3-й флотилии ТКА.
Спасибо, Мирослав Эдуардович
Боюсь показаться тупым, но еще раз уточню. То есть, корабли были взорваны не под влиянием прорыва немцев через линию обороны и стрельбы уже в городе, а так, в результате общей паники на второй день войны?
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #385682
Могу выложить КТВ 3-й флотилии ТКА.
Так они, наверное, на немецком... "Нет, в мировом масштабе не смогу, языками не владею" (с) В.И. Чапаев
Тем более немецким...
А можно в двух словах - кто, какими силами и когда атаковал?
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #385733
Боюсь показаться тупым, но еще раз уточню. То есть, корабли были взорваны не под влиянием прорыва немцев через линию обороны и стрельбы уже в городе, а так, в результате общей паники на второй день войны?
Что там было на суше точно сказать не берусь из-за отсутствия документов. Примерно вырисовывается такая картина - во второй половине дня 23-го немцы внезапно появились в районе аэродрома Гробиня т.е. у восточной окраины Либавы. Войск на этом направлении не было и пока там создали сплошную линию обороны, в условиях отсутствия знаний об обстановке, успели поползти панические слухи. Это обусловило все, что там произошло (см. материалы расследования).
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #385733
А можно в двух словах - кто, какими силами и когда атаковал?
Можно.
Немцы знали о стоянке наших ПЛ и СКА в Виндаве и знали, что вечером 25-го оттуда вышел ОБК 3 ПЛ, 1 СКА (фактически С-7, Калев, Лембит, неск. пограничных СКА) на север, попытались их перехватить, но не успели. В качестве зап цели допускался ЭМ "Сметливый" в Ирбенском проливе (немцы точно знали, что он там будет благодаря радиоперехвату). В 18.15 по Берлину из Пиллау вышли ТКА-55, 34, 61, 54 (сдохла средняя машина, вернулся), 45. В 00.48 обнаружили два русс. ТКА, шедших на высокой скорости юж. курсом (те самые пограничники, о которых Вы писали?), но не стали их атаковать. В 01.05 прошли м. Акменрагс. В 02.30 подошли к Виндаве, где обнаружили 2 ТР 2-4000 т рядом со входом в аванпорт. В 02.38 выпуск торпед - по две с ТКА-45, -61, одна с ТКА-55, д=2500-3000 м. Чуть позже еще одну торпеду выпустил ТКА-34. 4 взрыва, наблюдалось уничтожение левого ТР в 2000 т. В 02.48 начался обстрел из двух пушек 105-150-мм с мола и одной батареи южнее Виндавы. Катера в течение 20 сек. закрылись дымзавесой. После этого возвращение в Мемель.
Еще раз спасибо
Действительно, как и в этом случае, обе стороны обычно преувеличивают свои заслуги. Вот потом и разберись - одни утверждают, что отбили атаку ТКА, а немцы говорят, что и не заметили огня наших катеров
Отредактированно vas63 (11.05.2011 23:02:18)
Я уже давно привык к таким вещам, бо случаются они постоянно. В общем вполне объяснимые ошибки для ситуации в боевом стрессе.
Особое мнение относительно решения Особого совещания в 1888г. о строительстве Либавской крепости:
"С этим постановлением не согласился лишь один из участников совещания — ген.-лейт. Бобриков, указав, что принимается неправильное решение относительно Либавы и неправильно понимаются задачи флота в общем плане обороны: «Либавская крепость в морском отношении сделается ловушкой для флота, а в сухопутном — мы идем навстречу желаниям противника, между прочим создавая на самой границе — объект чрезвычайной важности. Мы создали для него почти на самой границе предмет действия, о котором он мог только. мечтать — стоянку для военного флота»... «Возможность катастрофы уничтожения нашего флота в Либаве будет до такой степени обаятельна для наших врагов, что они не только направят сюда все усилия их вторгнувшейся армии, но это, может быть, послужит самым стимулом к разрыву».
«Содействие флота операциям действующей армии на сухопутном театре войны следует... искать не в помещении боевой эскадры на правом фланге расположения наших войск вдоль нашей западной границы, а в ее самостоятельной силе на свободных водах и способности нанести неожиданные удары, не стесняясь местом и расстоянием».
http://militera.lib.ru/h/petrov_ma/02.html
Борис С. написал:
Оригинальное сообщение #358364
Ближайшее время постараюсь найти письмо от свидетеля этой трагедии
Уважаемый Борис, нет ли новостей в этом плане?
Немного удаляюсь в прошлую тему, но, надеюсь, будет интересно всем, кто обсуждал, сколько катеров оставалось в Лиепае для эскортирования раненых, эвакуированных морским путем.
В 1973 году С.А.Осипов в одном из своих писем писал (приношу извинения за тавтологию):
«... к сожалению, я знаю только что выходил пароход с ранеными и семьями для эвакуации. В то время я с тремя катерами 17, 47 и 67 эвакуировали штаб Военно-морской базы с документами, а два катера 27 и 37 были выделены для охраны транспорта с ранеными.
Командир катера 37 Василий Маркович Жильцов, Герой Советского Союза, сейчас в запасе и живет в Кронштадте. Рекомендую обратиться к нему
Отредактированно velizarij (11.06.2011 20:40:09)
Немного не по теме ветки, но раз уж разговор об Эрике Шюнеман был начат здесь, то думаю будет уместно здесь его и закончить.
Дело в том, что тот остов о котором шла речь, был пароходом с задним расположением надстройки, котлов и машины,
перед надстройкой располагалась грузовая стрела.
Нашел фото Эрики в книге Heinz Schon Flucht uber die Ostsee 1944/45 im bild
На фото четко видно, что Эрика- пароход с расположением надстройки в средней части, а значит этот остов не принадлежит ей.
Из всех немецких пароходов, погибших в 2МВ в Лиепае или около нее, конструктивно и по характеру груза соответствуют только два Steinburg и Ilmenau.
Их фото у меня нет, но есть фото их систершип Henry Lutgens из того же Шона и Хозе Диас из справочника Ю.Трифонова
Опять нужна помощь Мирослава Эдуардовича, что известно из немецких документов о состоянии Ильменау после
взрыва, не выводили ли пароход за Северные ворота, может есть какие упоминания в Документах АСС ?
Фото Эрики Шунеман http://www.diveclub.lv/index.php?pid=33407
и фото Илменау http://www.diveclub.lv/index.php?pid=33405
Как говорится чем богаты.
jurikss написал:
Оригинальное сообщение #397105
Как говорится чем богаты.
За фото спасибо. Оперативно, кажется вчера их на сайте еще не было.
VADIM B написал:
Оригинальное сообщение #397038
Опять нужна помощь Мирослава Эдуардовича, что известно из немецких документов о состоянии Ильменау после
взрыва, не выводили ли пароход за Северные ворота, может есть какие упоминания в Документах АСС ?
Если и выводили, то не немцы. Согласно документов 77-го АСО РМОР КБФ "Ильменау" найден в военном канале порта (канале военного порта?) Либава, погибшим (объем разрушений не указан) при разгрузке от взрыва боеприпасов.
Воспоминания медсестры Е.Павловой, которую упоминаетВ.И.Савченко в книге "Семь огненных дней Лиепаи"
Воскресенье, 22 июня 1941 года, Лиепая...
Начало светать. Около 4 часов утра в далеке послышался гул и грохот, похожий на грозу в летнюю ночь, но только без дождя. Мне тогда было восемнадцать лет. В 7.00 часов утра я ехала на работу в военный городок на велосипеде, где работала в столовой Военфлотторга, которая находилась на базе Подплава. По дороге на работу я заехала к подруге ,постучала к ней в окно, и мы сговорились вечером идти в клуб, не думая, что началась война.
Приехав на работу, все было иначе, чем обычно. Многие как-то суетились, но никто ничего подробно не знал. Помню, в 12. 00 часов дня ко мне подошел политрук Мягков, (в войну он попал в плен и находился в Германии как краснофлотец, после войны присутствовал на Нюрнбергском процессе. Вернувшись на родину жил в Таллине) и сообщил, что началась война. Как я, восемнадцатилетняя девушка в то время понимала, что это значит – война. Мне казалось, что это очень далеко, и ее не будет здесь видно. В первый же день войны мы узнали, что фашисты разбомбили аэродром и многие военные объекты. На второй день нас направили на работу санитарами в военно-морской госпиталь. Нам выдали винтовки, быстро обучили стрельбе, а потом мы ездили на фронт за ранеными на санитарных машинах. Я примечу, что столовая, где я работала, находилась около 5 километров от центра города Лиепая, военно-морской госпиталь госпиталь от столовой – приблизительно на расстоянии 3-5 км. Мне сейчас, конечно, трудно вспомнить все подробности тех дней, но могу сказать, что на фронте находились почти только рядовые краснофлотцы и красноармейцы, которые были также командирами. После того, как подорвали эсминец «Ленин», все краснофлотцы отправились на фронт и геройски боролись с врагом.
Все переживания и человеческие страдания невозможно описать на бумаге, которые принесла людям война. Это только маленькая частица.
Отредактированно velizarij (22.06.2011 00:19:35)
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #397252
"Ильменау" найден в военном канале порта (канале военного порта?) Либава, погибшим (объем разрушений не указан) при разгрузке от взрыва боеприпасов.
Мирослав Эдуардович, спасибо.
Значит это точно Steiburg, надеюсь со временем найдутся прямые доказательства.
velizarij написал:
Оригинальное сообщение #397024
Командир катера 37 Василий Маркович Жильцов, Герой Советского Союза, сейчас в запасе и живет в Кронштадте.
Уважаемые питерцы, может кто найдет возможность связаться с Василием Жильцовым и узнать подробности событий
27.06.1941 года.
velizarij написал:
Оригинальное сообщение #397262
Воспоминания медсестры Е.Павловой,
Из какого источника эти воспоминания и когда они датированы ?
VADIM B написал:
Оригинальное сообщение #397712
Уважаемые питерцы, может кто найдет возможность связаться с Василием Жильцовым и узнать подробности событий
27.06.1941 года.
Вряд ли он жив к настоящему моменту и вряд ли оставил записи о таких сложных эпизодах. Возможно с ним связывался С.С. Смирнов и возможно в фонде писателя есть какие-либо материалы об этом, но сейчас пока некогда их искать.