Вы не зашли.
вит81 написал:
#1662873
первая АПЛ типа «Дредноут» заложена еще в 2016-м, и она все еще строится.
Если быть более точным - в 2016 г - так называемая первая резка стали, одновременно с одобрением программы в парламенте. Заложили Дредноут официально в марте этого года.

КНР ввёл официально в эксплуатацию третий авианосец "Фуцзянь". Председатель КНР Си Цзиньпин принял участие в церемонии.
Об этом сообщает Центральное телевидение Китая (CCTV).
Во время церемонии председатель КНР поднялся на борт авианосца для осмотра, заслушал доклад о развитии строительства авианосцев в стране, ознакомился с новыми боевыми возможностями авианосцев и конструкцией и применением электромагнитной катапульты.
Более 2 тысяч человек приняли участие в церемонии, включая военнослужащих ВМС Народно-Освободительной армии Китая, строителей, чиновников, членов Центрального военного совета, представителей Южной зоны боевого командования НОАК и властей провинции Хайнань.

В России возобновляются работы над самолётами вертикального взлёта и посадки. Компания «Яковлев» расконсервировала отдел по разработке СВВП

вит81 написал:
#1663285
В России возобновляются работы над самолётами вертикального взлёта и посадки. Компания «Яковлев» расконсервировала отдел по разработке СВВП
Интересно. Для новых УДК, возможно?

вит81 написал:
#1663285
В России возобновляются работы над самолётами вертикального взлёта и посадки. Компания «Яковлев» расконсервировала отдел по разработке СВВП
Вопрос, а для чего? В чём их преимущества перед обычными палубными самолётами или корабельными БПЛА?


veter написал:
#1663317
В чём их преимущества перед обычными палубными самолётами
Они не требуют катапульт, соответственно, АВ может быть меньших размеров и существенно дешевле. Разумеется, ТТХ таких самолетов СВВП ниже, чем у обычных. В общем, оружие не самых богатых стран.

Юрген написал:
#1662844
1
next написал:
#1662741
Смысл этих Посейдонов? ////
Главное назначение "Оренбурга" и новой АПЛ - носители так называемых атомных глубоководных станций. Эти сравнительно небольшие субмарины с титановыми корпусами способны опускаться много глубже обычных подлодок и могут месяцами лежать на морском дне. Это необходимо, например, в том случае, когда такая станция подключается к кабелям связи, пролегающим на дне морей и океанов, и скачивает оттуда передаваемую информацию. Действия субмарин этого типа обеспечивают так называемые подлодки-матки. Например, предназначенная для решения этой задачи атомная подлодка КС-411 «Оренбург» проекта 09774 была переоборудована из стратегического ракетоносца К-411 проекта 667А (заложен в январе 1968 года, спущен на воду в феврале 1969 года и вступил в строй 31 августа 1970 года). В 1990 году он был переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок. В ходе переоборудования корпус корабля был удлинен до 162,5 м, было полностью демонтировано торпедное вооружение, проведены другие доработки. Нормальное водоизмещение – 8675 т, основные размерения – 162,5 х 11,7 х 8,3 м, рабочая глубина погружения – 380 м, скорость – 15/27 узлов, экипаж – 106 человек, автономность – 100 суток. Кроме обеспечения спецопераций корабль может привлекаться для различных исследований. А "Посейдон" это длч большой войны
Что касается АГБ - то надо чтобы оказались в нужное время в нужное месте, а сие... Небольшой ликбез - все ядерные противолодочные средства были сняты с вооружения Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией и Соединёнными Штатами примерно в 1990 году. Они были заменены обычными средствами, такими как торпеда Mk 54. Учите матчасть
Спасибо за информацию. Так в чем смысл Посейдонов?

1 октября 2024 года итальянский авианосец "Джузеппе Гарибальди" был снят с вооружения, исключён из боевого состава флота и поставлен на отстой. В марте 2025 года стало известно, что ВМС Индонезии заинтересованы в приобретении корабля у Италии вместе с его авиагруппой из самолётов Harrier II, и что вопрос о его приобретении активно обсуждается. По данным Janes, в конце октября 2025 года правительство Индонезии одобрило выделение кредита в размере до 450 миллионов долларов США на приобретение корабля и вспомогательного оборудования. Похоже скоро "Авианосный клуб" получит пополнение. 
"Гарибальди" в отстое, 2025 г

next написал:
#1663329
Так в чем смысл Посейдонов?
«Посейдон» — это российская ядерная управляемая суперторпеда с ядерной энергетической установкой. Индекс ГРАУ — 2М39, в кодификации НАТО — Kanyon. Предназначена для запуска с атомной подводной лодки (АПЛ) специального назначения «Белгород» проекта 09852, а также со строящихся субмарин специального назначения «Хабаровск» проекта 09851 и «Ульяновск» (проект 09853). Создана для поражения портов и военно-морских баз.
В принципе это развитие проекта Сахарова термоядерной торпеды Т-15 - дура длиной 23 метра и диаметром 1,55 м. Он предложил создать торпеду с термоядерной боевой частью. Торпеда Сахарова представляла небольшую подводную лодку. Мысль о такой лодке – торпеде была навеяна Сахарову японскими карликовыми подводными лодками, которые активно применялись на Тихом океане. Такая торпеда со скоростью в 50 узлов и боевой частью мощностью 5 Мт была спроектирована. Гигантская термоядерная торпеда могла пройти свыше 40 миль. Термоядерный взрыв создавал бы огромную волну, которая превращалась в рукотворное цунами. Это цунами со старостью в 60 километров в час налетело бы на американский год и буквально смыло его. То, что американские города располагались на сравнительно неглубоких участках океана, только усилило бы эффект – на мелководье скорость и мощь волны цунами взрастает. Вместе с городами погиб бы и американский флот, который находился на базах.
Именно под нее проектировали и начали строить (с подачи Булганина), первую АПЛ К-3 с единственным гигантским торпедным аппаратом под 1,55 метровую торпеду. Только на этапе строительства вмешались советские военные моряки. Когда им показали корпус с единственным торпедным аппаратом для термоядерной торпеды, они пришли в ужас. Моряки сразу поняли, что если начнется атомная война, то никакие торпеды не спасут, но для обычной морской войны необходимы обычные торпеды. Более того, термоядерную торпеду можно перехватить во время ее плавания, стрелять ею пришлось бы с расстояния не менее 30 километров, чтобы пройти это расстояние торпеде потребовалось бы более получаса – время достаточное, чтобы силы противолодочной обороны обнаружили и уничтожили торпеду Сахарова. А атомная подводная лодка, выстрелив эту торпеду, оказалась бы беззащитной.
Произошло бурное объяснение, в ходе которого моряки наотрез отказались принимать в таком виде атомную подлодку К-3 в эксплуатацию. Адмирал Горшков уперся рогом и заявил, что «советские моряки привыкли воевать честно и бесчеловечное оружие применять не будут». К-3 пришлось срочно переделывать. Вместо одного циклопического торпедного аппарата, который занимал три головных отсека подводной лодки, был установлен обычный торпедный отсек с шестью 550-мм торпедными аппаратами.
"Посейдон" и Т-15 - две большие разницы, но идея прежняя. А ка известно - то, что на одном уровне развития казалось нонсенсом, но другом становится грозным оружием. Не та дальность, система навигации и скорость. По неофициальным данным, «Посейдоны» могут передвигаться на глубине более 1 км со скоростью 60–70 узлов (110–130 км/ч). Во время движения аппарат способен активно маневрировать. В конце октября 2025-го президент Владимир Путин заявил о невозможности перехвата «Посейдона». Ну-у-у - практика критерий истины, но очень бы хотелось до практики не доводить.


Юрген написал:
#1663616
Адмирал Горшков уперся рогом и заявил, что «советские моряки привыкли воевать честно и бесчеловечное оружие применять не будут»
Нынешний Главком ВМФ и адмиралы - не стали упираться рогом, и с подобострастием откозыряли.

Юрген написал:
#1663616
1
next написал:
#1663329
Так в чем смысл Посейдонов?
«Посейдон» — это российская ядерная управляемая суперторпеда с ядерной энергетической установкой. Индекс ГРАУ — 2М39, в кодификации НАТО — Kanyon. Предназначена для запуска с атомной подводной лодки (АПЛ) специального назначения «Белгород» проекта 09852, а также со строящихся субмарин специального назначения «Хабаровск» проекта 09851 и «Ульяновск» (проект 09853). Создана для поражения портов и военно-морских баз.
В принципе это развитие проекта Сахарова термоядерной торпеды Т-15 - дура длиной 23 метра и диаметром 1,55 м. Он предложил создать торпеду с термоядерной боевой частью. Торпеда Сахарова представляла небольшую подводную лодку. Мысль о такой лодке – торпеде была навеяна Сахарову японскими карликовыми подводными лодками, которые активно применялись на Тихом океане. Такая торпеда со скоростью в 50 узлов и боевой частью мощностью 5 Мт была спроектирована. Гигантская термоядерная торпеда могла пройти свыше 40 миль. Термоядерный взрыв создавал бы огромную волну, которая превращалась в рукотворное цунами. Это цунами со старостью в 60 километров в час налетело бы на американский год и буквально смыло его. То, что американские города располагались на сравнительно неглубоких участках океана, только усилило бы эффект – на мелководье скорость и мощь волны цунами взрастает. Вместе с городами погиб бы и американский флот, который находился на базах.
Именно под нее проектировали и начали строить (с подачи Булганина), первую АПЛ К-3 с единственным гигантским торпедным аппаратом под 1,55 метровую торпеду. Только на этапе строительства вмешались советские военные моряки. Когда им показали корпус с единственным торпедным аппаратом для термоядерной торпеды, они пришли в ужас. Моряки сразу поняли, что если начнется атомная война, то никакие торпеды не спасут, но для обычной морской войны необходимы обычные торпеды. Более того, термоядерную торпеду можно перехватить во время ее плавания, стрелять ею пришлось бы с расстояния не менее 30 километров, чтобы пройти это расстояние торпеде потребовалось бы более получаса – время достаточное, чтобы силы противолодочной обороны обнаружили и уничтожили торпеду Сахарова. А атомная подводная лодка, выстрелив эту торпеду, оказалась бы беззащитной.
Произошло бурное объяснение, в ходе которого моряки наотрез отказались принимать в таком виде атомную подлодку К-3 в эксплуатацию. Адмирал Горшков уперся рогом и заявил, что «советские моряки привыкли воевать честно и бесчеловечное оружие применять не будут». К-3 пришлось срочно переделывать. Вместо одного циклопического торпедного аппарата, который занимал три головных отсека подводной лодки, был установлен обычный торпедный отсек с шестью 550-мм торпедными аппаратами.
"Посейдон" и Т-15 - две большие разницы, но идея прежняя. А ка известно - то, что на одном уровне развития казалось нонсенсом, но другом становится грозным оружием. Не та дальность, система навигации и скорость. По неофициальным данным, «Посейдоны» могут передвигаться на глубине более 1 км со скоростью 60–70 узлов (110–130 км/ч). Во время движения аппарат способен активно маневрировать. В конце октября 2025-го президент Владимир Путин заявил о невозможности перехвата «Посейдона». Ну-у-у - практика критерий истины, но очень бы хотелось до практики не доводить.
Не получается: https://dzen.ru/a/aQd0hbeixXl2Dki7?yscl … x116459785

Юрген написал:
#1661628
В польском городе Ольштын организовано кладбище для захоронения погибших на Украине наемников, оно устроено по так называемому американскому типу, когда на зеленом газоне устанавливают одинаковые надгробья. Городское кладбище в Ольштыне площадью более 35 гектаров, что позволит захоронить более 1700 военных. Офицерам положен памятник метр на метр, солдатам положено надгробие 60 на 60 сантиметров.
На эту тему пишут десятки блогеров и т.п. личностей, не считая копирайтеров и различных форумных распространителей. Но сейчас вроде 21й век, онлайн карты у каждого в компьютере, но ни в одном из опусов на тему кладбища польских наемников в Ольштыне нет привязки к карте, фото могилок именно с этого кладбища, а не с условного арлингтонского.
Есть исходные данные могилки 0,6х0,6 или 1х1 м. Что при размахе в 1700 могилок даёт по площади примерно 1400-1700 кв м земли. Может участок быть немного больше - дорожки между могилками, по периметру и т.п. До 2 тыс кв м. Что в пересчете будет 14-20 соток или 0,14 - 0,2 га. Такой участок лишенный деревьев будет отлично виден на картах Гугла или Яндекса. Кладбищ в Ольштыне площадью 35 га в Ольштыне ровно одно. Другое явно меньше. В чём у блогеров проблемы дать более детальную информацию с географическими координатами этой делянки? И несколько фото с могилок?
Если потратить немного времени и забить в поисковике что-нибудь наподобии "военные кладбища (захоронения) в Ольштыне" выйдет довольно любопытная информация включая ПМВ (русские, германцы), ВМВ (советские и поляки) и обязательно о современном. Но в отличии от ПМВ и ВМВ без конкретных фото. Если найти на Гугл карте Северное кладбище Ольштына (можно на Яндексе, но там хуже качество картинки) - видишь один интересный участок с координатами 53.794064, 20.506969, возле главной аллеи. Участок - неправильный четырехугольник со сторонами примерно 40-50 м, т.е. около 20 соток. По периметру окружен зелеными насаждениями, отделяющими его от остальной части кладбища, имеет 2 прохода. Любопытно, что могильные надгробия там вдвое меньше, чем по всему кладбищу, т.е. чем-то похоже на "американский тип".
Если это упоминаемое многими блогерами "кладбище наемников" - в чём проблема дать координаты и фото с местности?
Не думаю, что вход на этот пятачок закрыт, а фотосъемка запрещена.

Не нашел куда, но новость "попутная" и возможно кто то захочет сходить...
Выставка «Группа «Альфа». Первые полвека» приурочена к юбилею легендарного антитеррористического подразделения, более пяти десятилетий обеспечивающего интересы национальной безопасности страны.
Выставка знакомит посетителей с уникальными экспонатами разных десятилетий, относящимися к самым важным операциям группы «Альфа», среди которых штурм дворца Амина в Афганистане, антитеррористические операции на Северном Кавказе, освобождение заложников в Театральном центре на Дубровке, спасение заложников в школе № 1 г. Беслан Республики Северная Осетия-Алания, содействие Сирийской Арабской Республике в борьбе с международным терроризмом.
Музей современной истории России, Тверская ул., дом 21, стр.1
9 декабря 2025 г. — 18 января 2026 г.
https://sammlung.ru/?p=98216

Российские истребители стали причиной большого переполоха в Польше, пролетев вдоль польской границы. Минобороны республики было вынуждено поднять в воздух истребители, отреагировали и немцы со своими системами ПВО.
Четыре истребителя МиГ-31 ВКС РФ перепугали немецких и польских военных, появившись рядом с польской границей. Российские перехватчики совершали плановый полет и находились в российском воздушном пространстве, не нарушая границ. Тем не менее Варшава объявила тревогу, подняв в воздух дежурные истребители. Также нервно на пролет МиГов отреагировали и размещенные в Польше расчеты немецких комплексов ПВО Patriot. Как подчеркивает западная пресса, системы ПВО были переведены в «повышенную готовность».
Как утверждают в польском Минобороны, инцидент с российскими истребителями произошел «неподалеку от Жешува», через который идет вся западная помощь на Украину. Однако аэропорт Жешува находится недалеко от украинской границы со стороны Львова и очень далеко от российской территории. Как могли российские истребители «угрожать» логистическому хабу НАТО, непонятно.
В пресс-службе польских ВВС подтвердили «активность» российских истребителей в «российском воздушном пространстве», уточнив, что инцидент произошел в минувшую пятницу, т.е. 28 ноября.
В пятницу фиксировалась активность в российском воздушном пространстве, на которую ПВО обязаны были отреагировать.
В российском Минобороны никак не комментируют тревогу в Польше. Как ранее заявили военные, самолеты ВКС РФ летают в нейтральном воздушном пространстве, не нарушая границ других государств. А все остальное — это уже не наши проблемы.

Bloomberg рассказал о просьбе индийских военных перед визитом Путина
В Нью-Дели рассчитывают, что во время визита Путина в Индию пройдет обсуждение сделки по истребителям Су-57 и системам противоракетной обороны С-500. Купить новые российские истребители правительство попросили индийские военные.

вит81 написал:
#1663938
Купить новые российские истребители правительство попросили индийские военные.
Герой Российской Федерации генерал-майор авиации Сергей Липовой в беседе с NEWS.ru заявил, что российский истребитель пятого поколения Су-57 превосходит все существующие зарубежные аналоги и не имеет равных среди авиационной техники стран НАТО. По словам военного эксперта, зарубежные разработки до сих пор находятся на стадии проектирования и не запущены в серийное производство.

Индии еще в аренду атомную подводную лодку передадут.
https://topwar.ru/274645-peredannuju-in … kra-3.html
Если честно,когда появились первые сообщения об этом,у меня были опасения,что это будет "Ясень",но слава Богу,до такого еще наши торгаши не дошли,отдают одну из "Щук".Опыт какой-никакой после "Нерпы"у них есть.Хотя,в свете противостояния с западом,и "Братск"им отдавать-не самое дальновидное решение,хотя два миллиарда на дороге не валяются...

Спустили очередной тральщик по.12700 "Дмитрий Лысов"

Байконур пришел к финалу, дальше только Восточный или батут?
Для начала сразу немного истории. Помните, как в 2014 году Дмитрий Рогозин, бывший тогда вице-премьером и курировавший космонавтику, предложил в некоей ныне запрещенной у нас социальной сети доставлять американских космонавтов на Международную космическую станцию с помощью батутов?
А в апреле 2021 года он же опроверг информацию о переговорах «Роскосмоса» и SpaceX, заявив, что у России свои планы, и в 2025 году к российской станции полетит российский пилотируемый корабль «Орел». Ну, если будет станция, то будет и новый корабль. Не будет станции – полетим на МКС.
Вот у нас заканчивается 2025 год. Где российская станция? Где все эти «Орел», «Федерация», «Арго», «Парус»?
Я очень хочу вставить цитату одного из величайших русских писателей, родившегося в русском городе Киеве, Михаила Афанасьевича Булгакова, из его бессмертного романа:
Публике речь Бенгальского не понравилась. Наступило полное молчание, которое было прервано клетчатым Фаготом.
– Это опять-таки случай так называемого вранья, – объявил он громким козлиным тенором, – бумажки, граждане, настоящие!
Нет никаких новых кораблей. Нет многоразовых ракет. Нет новых ракет. По факту есть ракеты-носители и корабли, созданные величайшими людьми прошлого тысячелетия: Королёвым, Келдышем, Глушко, Цандером, Тихонравовым, Мишиным и другими менее известными, но не менее значимыми инженерами и конструкторами.
Корабли «Союз» и «Прогресс» (грузовая версия «Союза»), ракеты-носители «Союз», «Протон», «Зенит», «Рокот» — все они были созданы гениальными конструкторами советской школы. И тогда же был построен Байконур, такая же жемчужина космической эры, как и мыс Канаверал.
И вот 27 ноября 2025 года была закрыта последняя страница космодрома Байконур. Так получилось.
Именно 27 ноября, после старта ракеты-носителя «Союз-2.1а» с кораблём «Союз МС-28», произошло событие, которое станет вехой в истории российской космонавтики.
Сам запуск прошел успешно, «Союз МС-28» с космонавтами Сергеем Кудь-Сверчковым, Сергеем Микаевым и астронавтом Кристофером Уильямсом благополучно оторвался от Земли и прибыл на МКС.
Но после старта на стартовое сооружение (площадку и газоход) упала кабина обслуживания 8У216. Здесь надо знать, что кабина обслуживания – это не совсем кабина в нашем понимании. Это трехуровневая платформа размером 20 х 17 метров и весом около 150 тонн.
Эта кабина при подготовке к пуску выдвигается из бетонной стены газохода, подводится под нижнюю часть ракеты, ее платформы поднимаются и обеспечивают доступ к двигателям первой и второй ступеней ракеты-носителя. Отсюда команда проводит все предстартовые работы с нижней частью ракеты, включая снятие защитных чехлов и установку «брусков со спецустройством» на двигатели ракеты.
Под значительным термином «бруски со спецустройствами» прячутся обыкновенные пиротехнические шашки с электрическими запалами, без которых невозможно запустить эти древние двигатели, созданные Королевым и Глушко. А брусок… Ну брусок он и есть брусок – деревяшка квадратного сечения. Так запускали двигатели космических ракет в 60-х годах прошлого века, так, оказывается, запускают и сегодня. Не «Фалькон», однако…
Что произошло 27 ноября?
Подготовка к пуску «Союза-2.1а» с «Союзом МС-28» прошла штатно. За 44 минуты до старта кабина обслуживания, согласно регламенту, переместилась в нишу. Дальше был старт, и вот во время старта случилось то, что случилось: давление, которое создал поток газов от двигателей, вырвало кабину из ниши.
Хорошо, что это был не моментальный процесс, ракета благополучно ушла вверх, а вот после кабина рухнула с 20-метровой высоты в газоотражательный лоток, причем во время падения она перевернулась и упала вверх дном. То есть вся двухэтажная надстройка — ну вы понимаете, 150 тонн с 20 метров, F=m*g… В общем, там не осталось для ремонта ничего.
Причиной такого называют ненадежное закрепление кабины в нише либо замки, которые не выдержали нагрузки.
Насчет некомпетентности пускового расчета… Совершенно не хочу в эту сторону смотреть сразу по нескольким причинам. Общался, спойлерить не буду, просто будет еще одна статья потом. Это своеобразные люди, чем-то сродни подводникам. Профессионализм в смеси с… пожалуй, с фанатизмом. Понять сложновато, проще уважать.
А вот в вышедший из строя замок верится вполне, тем более что в специализированных источниках типа RussianSpaceWeb.com напрямую говорят о том, что причиной аварии стали нарушения правил эксплуатации объекта 31/6, возникшие из-за редкого технического обслуживания в последние несколько лет.
И здесь уже все напрямую говорят про «оптимизацию», которая началась еще при Рогозине и которую никто так и не отменил. И оптимизация в «Роскосмосе» ничем не отличается от таких же процессов где угодно: больше работы за меньшие деньги и вообще экономия на всем. Вот экономия, как говорится, налицо. Точнее, в газоотвод.
Многие эксперты и без проведения разборов и комиссий говорят, что кабина обслуживания 8У216 — всё.
Ремонту не подлежит
Надо возводить (лучше слова не придумать) новую.
К огромному счастью, завод, на котором в 60-х годах построили 8У-216, а именно сызранский «Тяжмаш», который держит в руках семья Трифоновых, живет и более того – процветает, в отличие от многих собратьев.
Тут вообще отдельный детектив, как подполковник-топограф Сергей Трифонов оказался в 2004 году в кресле генерального директора «Тяжмаша», находящегося в предбанкротном состоянии, и как Трифонов вытащил завод, но факт: кабину есть где сделать.
Вопрос только в том, сколько это займет времени. Тех, кто строил эти кабины 60 лет назад, сами понимаете. А в наше время постройка кабин для «Восточного» и «Куру» заняла по два года.
После аварии «Роскосмос» сообщил о «наличии всех необходимых запчастей для восстановления стартового комплекса, поэтому его отремонтируют в ближайшее время». Но за бравым рапортом скрывается… «Гагаринский старт», площадка №1. Этот комплекс в 2010 году был передан Казахстану, и там организовали музей под открытым небом. Понятно, что в рамках всё той же оптимизации.
Действительно, а зачем держать запасной старт? Тратить на него деньги? Проще выбросить в Казахстан. С баланса долой, как говорится, из расходов прочь.
И теперь лучшее, что светит Байконуру, – это б/у кабину с Гагаринского старта переволокут и смонтируют на площадке 31. Насколько это вообще умно, учитывая, что 15 лет нет толкового обслуживания, сказать сложно.
По различным оценкам, сроки восстановления стартового комплекса 31/6 — от нескольких месяцев до трёх лет. Даже при наличии достаточного количества запчастей необходимо сначала провести полное обследование стартового комплекса, чтобы определить, не повредила ли кабина другие элементы площадки при обрушении. Проверки займут не один месяц, это понятно.
А потом еще один аспект. Россия сегодня — это не СССР. И даже не США. Это наглухо забюрократизированная страна, в которой на одного рабочего в любой структуре приходится в среднем шесть управленцев и менеджеров.
А «Роскосмос», который еще и государственная компания… Нужно будет сперва провести оценки повреждений и расчеты стоимости. Потом подготовить документы на проведение конкурса по заявленным работам. Потом провести сам конкурс. В общем, только бумажная волокита МИНИМУМ на полгода, а так вообще больше, поскольку только разбор и оценка повреждений на площадке 31 будет идти от трех месяцев до шести по предварительным оценкам.
А сколько будет идти сама работа — этого вообще никто не знает. И сколько это будет стоить. И в каком состоянии будет та кабина, которую надо будет тащить на 31-й старт. Опять же, в истории просто не было прецедентов разбора кабины обслуживания, переноса ее на другую площадку и сборки там.
Учитывая наши реалии и возможную помощь со стороны казахов, ну точно года три, никак не меньше.
Для примера: в истории резервная площадка № 31 работала с 1961 года, то есть с зари пилотируемых полетов, на ней уже бывали аварии, которые временно оставляли страну без дублирующей площадки. Процитирую дневники генерала Каманина:
Был на 31-й площадке, осмотрел старт, разрушенный взрывом ракеты 14 декабря 1966 года. Работы по восстановлению старта идут успешно, все бетонные работы закончены, начался монтаж стартового оборудования. Строители и монтажники заверяют, что к 1 мая 1967 года они полностью восстановят старт.
Тогда на площадке рванула ракета с аппаратом «Космос-133», который потом стал «Союзом». И надо сказать, что тогда люди работали много более оперативно, чем сейчас. По крайней мере, законов о госзакупках, тормозящих дело намертво, не было. И то справедливости ради замечу, что товарищи монтажники и строители дали дату начальству «на отвали». Как положено, к красивой цифре, чтобы руководство действительно отвалило и не мешало работать. На самом деле, первый полет с отремонтированной площадки состоялся не 1 мая 1967 года, а 8 февраля 1968.
Так что, когда смогут (если смогут) восстановить площадку 31 – большой вопрос. Очень большой.
МКС
Между тем площадка 31/6 была единственным российским стартовым комплексом, способным отправлять экипажи на МКС. Можно справедливо задать вопрос о том, что у нас есть Плесецк, Куру и Восточный. Да, они есть, и там есть площадки для старта «Союзов», но:
- Плесецк из-за своего северного расположения не годен для запуска пилотируемых космических кораблей. Оттуда можно запускать спутники, но запуск «Союза» с экипажем – нет. По нескольким причинам физического толка.
- Восточный не имеет инфраструктуры для пилотируемых пусков, а именно не отработана совершенно система аварийного поиска и спасения при аварии. Да, это от 1 до 4% от общего числа пусков, но тем не менее.
- Куру. Можно вспомнить, мы туда денег всадили просто океан. Но теперь космодром Куру закрыт, ибо санкции.
Про «Морской старт» можно даже не вспоминать, авантюра закончилась провалом: полуразобранный комплекс с 2020 года стоит на Дальнем Востоке без каких-либо шансов. На кораблях демонтировано всё американское и украинское оборудование, нет, естественно, ракет-носителей «Зенит» производства «Южмаш», в общем, полный морской финиш.
Так что единственный огонек надежды – это Восточный, но там сложностей не меньше.
В мае 2025 года начальник отдела баллистики РКК «Энергия» Рафаил Муртазин публично в интервью «МК» упомянул об ограничениях для пилотируемых полётов с Восточного. Он сказал:
Кстати, РОС с наклонением в 97 градусов будет выгоднее нам при запуске с нашего космодрома Восточный, куда планируется перевести все запуски после сведения с орбиты МКС. Если мы будем стартовать с космодрома Восточный на орбиту с меньшим наклонением, трасса будет проходить через Тихий океан или территории США или Канады. Для страхования космонавтов в морской зоне во время каждого запуска должны будут дежурить по 12–13 кораблей-спасателей (это на случай ЧП, вероятность которого составляет не более 1 процента). Но если с того же Восточного мы будем стартовать на орбиту с наклонением 97 градусов, первые две ступени будут падать над нашей территорией, над сушей, за что к нам не будет никаких претензий со стороны других государств. Да и страховать наших космонавтов будет гораздо удобнее.
Правда, начальник отдела баллистики умалчивает, что одно дело искать в казахстанской степи-пустыне, другое — в лесах Сибири и Дальнего Востока.
Но это всё в непонятном будущем, после принятия кучи решений. А пока Россия реально какое-то время не сможет отправлять «Союзы» и «Прогрессы» к МКС.
И вот тут сразу возникает ряд очень неприятных вопросов:
1. Что будет с «Прогрессом», который должен стартовать с грузами к МКС 21 декабря? Разгрузят и пойдут на поклон к Маску, чтобы подкинул попутно на МКС?
2. Как будет происходить смена экипажей на российском сегменте? Российские космонавты летают на МКС по программе перекрестных полетов. В рамках этой программы Россия и США предоставляют по одному месту в корабле для представителя другой страны. То есть, одно место в «Союзе» против одного места в «Драконе».
Не знаю, как будет работать эта программа без «Союзов» и будет ли работать вообще. Американцы ребята такие, могут и батут от Рогозина припомнить. А МКС не может остаться без российского экипажа, российский сегмент надо обслуживать, его надо ремонтировать, там как бы всё далеко не новое…
3. Что проще: отремонтировать старт на Байконуре или довести до ума Восточный? В смысле — что быстрее, потому что космос ждать не будет, и если не хотим потерять российский сегмент МКС, то и шевелиться надо быстрее.
Ну и последнее
Сергей Павлович Королев был гениальным конструктором, понимавшим космос. Поэтому у него были запасные старты. Да, они время от времени уничтожались, аварии были, это было начало пути в человеческий космос. Илон Рив Маск оказался достойным учеником и также создал дублирующую инфраструктуру для стартов пилотируемых полетов отнюдь не потому, что ему деньги девать некуда.
Оба прекрасно видели полезность резервных стартов. И у Королева при старте одного корабля на параллельном уже обычно стоял второй. На всякий случай. И, кстати, китайцы тоже поняли суть и то же самое делают у себя. И у них, представьте, всё уже окупилось!
Вот китайский пример: микрометеориты или космический мусор повредили иллюминаторы космического корабля «Шэньчжоу-20», пристыкованного к китайской орбитальной станции. Проблема? Совершенно нет! Тут же Китай запустил резервный пилотируемый космический корабль «Шэньчжоу-21», космонавтов со станции сняли и доставили на Землю. А «дырявый» «Шэньчжоу-20» в беспилотном режиме сведут с орбиты.
А если бы у них не было запасного корабля на запасном столе? Вот если такое случилось бы с нашими? Продырявили бы «Союз»? Да, с МКС друзья-американцы как-бы эвакуировали бы наших космонавтов, а что будут делать, если такое произойдет на РОС, к которой вообще с ее планируемой под Восточный орбитой ни с одного другого космодрома не подойти? Ни китайцам, ни американцам?
Ситуация, которая запросто может произойти: РОС болтается на своей недостижимой орбите, единственный старт поврежден, и что? Космонавтам сразу Героя посмертно? Или будут полгода болтаться, деля последнюю банку консервов на троих?
Есть мнение, что наши откровенно убогие умом горе-оптимизаторы из числа «эффективных менеджеров» зашли слишком далеко в своей экономии. И в итоге оставили российскую космонавтику без космоса, точнее, без космодромов.
Представляю повторение того самого совещания у Сталина, когда в 1942 году выяснилось, что имеющиеся пушки броню «Тигров» не берут:
- Ну что делать будем, товарищи?
- Да что делать будем, товарищ Сталин? – угодливо заглядывая в глаза лидеру, спрашивали те, кто отправил в утиль 57-мм пушку Грабина. Да, она была не без недостатков, но бить немцев могла.
Только будет оно, естественно, у Путина, персонажи будут другие, но, думаю, поведенческий стиль будет тот же.
Не знаю, что им скажет Владимир Владимирович, ситуацию ему соратники подкинули от души, надо признать. Никогда не забуду: «Вот когда у Маска полетит, тогда поговорим». Вот у Маска все летает. И «Драконы», и «Фальконы». Летает многоразово и безаварийно, на зависть конкурентам.
А вот где все наши «Арго», «Орлы», «Паруса», «Федерации» и прочие канувшие в Лету «Орлята» — вопрос. От «Арго» даже сайта не осталось, про «Федерацию»/«Орла» последние новости датируются вообще 2022 годом, да и то в них рассказывается в основном о том, что в 2028-2030 году к разрабатываемой станции полетят разрабатываемые корабли.
Но рассказывать о том, как наши космические корабли «бороздят просторы Большого театра», можно бесконечно, но вот уже и королевские «Союзы», бесконечно модернизируемые за последние 50 лет, отлетались. Временно — возможно, вопрос только, насколько это «временно». Не верится в заявления «Роскосмоса» о том, что у них есть всё для ремонта, слишком часто господа из этой компании потчевали нас сказками. А поставить кабину с Гагаринского старта № 1, которая лет 15 не видела обслуживания, — это продление агонии, и не больше того.
Тот случай, когда и рад бы найти хоть что-то светлое, да не получается.
Роман Скоморохов
https://topwar.ru/274752-bajkonur-prish … batut.html

вит81 написал:
#1664411
Тот случай, когда и рад бы найти хоть что-то светлое, да не получается.
Роман Скоморохов
Печально, но увы - такова ситуация.

вит81 написал:
#1664411
А вот в вышедший из строя замок верится вполне, тем более что в специализированных источниках типа RussianSpaceWeb.com напрямую говорят о том, что причиной аварии стали нарушения правил эксплуатации объекта 31/6, возникшие из-за редкого технического обслуживания в последние несколько лет.
И здесь уже все напрямую говорят про «оптимизацию», которая началась еще при Рогозине и которую никто так и не отменил. И оптимизация в «Роскосмосе» ничем не отличается от таких же процессов где угодно: больше работы за меньшие деньги и вообще экономия на всем. Вот экономия, как говорится, налицо. Точнее, в газоотвод.
НЯП, обслуживанием наземной инфраструктуры Байконура занимается совместный российско-казахстанский консорциум, т.е. она НЕ подчинена прямо Роскосмосу. И по слухам, казахстанская сторона... скажем так, не склонна вкладываться больше, чем абсолютно минимально необходимо для выполнения условий договора.

вит81 написал:
#1664411
Роман Скоморохов


Модернизированный эсминец и плавучая база: Иранский флот показал пополнение
В состав ВМС КСИР вошло пополнение – модернизированный эсминец Sahand и плавучая база Kurdistan. Соответствующие кадры показаны иранской стороной в сети.
Sahand относится к типу Moudge водоизмещением 1300-1500 т (которое больше характерно для фрегата). Этот проект основан на конструкции британских фрегатов Vosper Mk5 1960-х годов (4 вымпела были получены Исламабадом в 1970-х годах и были отнесены к типу Alvand). В условиях международных санкций Alvand был использован как образец для создания собственных кораблей.
Damavand, головной эсминец проекта Moudge, начал строиться в 2007 году, спущен на воду в 2013 году, вошёл в состав флота в 2015 году. Разбился о волнорез в Каспийском море и затонул во время сильного шторма в январе 2018 года.
Строительство Sahand, второго корабля типа Moudge, началось примерно в 2010 году, спуск на воду состоялся в 2013 году, принят на вооружение в 2018 году. В июле 2024 года корабль накренился и частично затонул в порту Бендер-Аббас из-за аварии («технический сбой», приведший к затоплению отсеков). После этого он был поднят, восстановлен и подвергся дополнительной модернизации. В конце ноября 2025 года он был торжественно передан ВМС КСИР.
Вооружение Sahand представлено ПУ для 4-8 крылатых ПКР, вероятнее всего, Qader или Nour местной разработки (которые являются копиями китайской C-802), с дальностью поражения до 120-200 км. В перспективе возможна установка более мощных КР Abu Mahdi с дистанцией полёта до 1000 км. Используется морская версия ЗРК Sayyad-2/3, известная как Mehrab SAM. За ближний бой отвечает 30-мм комплекс Kamand (аналогичный российскому АК-630 или американскому Phalanx).
Основное орудие – 76-мм универсальная артустановка Fajr-27 (иранская копия итальянской Otobreda). Дополнительное вооружение: 40-мм автоматическая пушка Fath-40 или еще одна 30-мм установка Kamand, а также два 20-мм зенитных орудия Oerlikon. Корабль оснащён двумя 324-мм ТА.
Корабль также оборудован вертолётной площадкой, собственными гидроакустическими системами, средствами РЭБ и, как заявляется, технологиями снижения радиолокационной заметности.
Kurdistan представляет собой переоборудованный нефтяной танкер Tabukan. Как и его предшественник, Makran, Kurdistan был значительно модифицирован, чтобы служить в качестве плавучей базы обеспечения для поддержки операций в удалённых водах. Использование переоборудованных гражданских судов – это часть иранской стратегии по созданию крупных кораблей для проекции силы далеко за пределами Персидского залива при значительно меньших затратах, чем в случае строительства специализированных военных кораблей.
Евгений Юджин
https://topwar.ru/275132-modernizirovan … nenie.html

https://t.me/roscosmos_gk/18939
А хотя кому это сейчас интересно - уже больше 2 недель прошло

Сегодня подъем флага на НАПЛ *Великие Луки*.
