Страниц: 1 … 11 12 13 14 15 … 37

#301 12.03.2010 17:29:17

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #200614
Вот тут согласен. Если можно - было бы неплохо.

Я не хотел бы выкладывать это на форуме. Могу выслать в Ваш адрес индивидуально.

vvy написал:

Оригинальное сообщение #200616
«Вирсайтис» и «Коралл» - это СКРы. На них не было ни тралов, ни траловых лебедок. «Коралл» действительно был оборудован в ТЩ, но это произошло позже и потребовало его нахождения уже в блокированном в Ленинграде на одном из его ССЗ.
«Иманта» погиб в июле.
Из «добровольцев» к этому времени оставался единственный пароход – «Конструктор», но он с давних пор находился на Ладоге в составе т.н. Северной испытательной базы НИМТИ.
Итого получается один «Виестурс».

Дело не в наличие трального вооружения, поскольку мы говорили о кораблях поддержки дозора с небольшой осадкой. Немцы ставили мины на "Юминде" с углублением 3 м. "Фугасы" с реальной осадкой в полном грузу 2,7 м в свежую погоду на них подрывались. Т.е. осадка кораблей должна быть не более 2,5 м, но при этом у них должна быть артиллерия более 88-мм (на немецких МЗ).


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#302 12.03.2010 18:34:02

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4407




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

1

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #200392
Как любите Вы отделываться общими словами, теоретически правильными !

Что ж поделать, если этими словами мысль выражена абсолютно точно :)
Ну, а что касается практики, то ведь не зря этим маршрутом и в мирные годы предпочитали ходить.
Попробуем, однако, прояснить ситуацию (сразу извиняюсь за несколько упрощенные формулировки).
Важнейшим условием безопасного плавания является знание текущего места корабля. Эту задачу можно решить путем местоопределения корабля относительно каких-то известных точек, либо с помощью счисления пройденного пути относительно исходной точки.
Плавание корабля по счислению, увы, даже теоретически не способно обеспечить точное знание текущих координат, в силу влияния целого ряда случайных факторов и ошибок, полный учет которых не представляется возможным. Поэтому, для обеспечения требуемой точности, необходимо периодически корректировать счислимое место корабля путем его местоопределения другими способами. Чем точнее мы хотим знать текущее место корабля, тем чаще надо производить его местоопределение для исправления ошибок в счислении.
Одним из наиболее простых и доступных способов контроля места корабля является его местоопределение по навигационным ориентирам. В качестве навигационных ориентиров могут выступать естественные и искусственные объекты. Главным условием для них является - хорошая видимость избранного в качестве ориентира объекта и его надежная идентификация (опознавание). Естественные - заметные мысы, острова, горные вершины и т.д. Искусственные - отдельно стоящие постройки на берегу, купола церквей, трубы, а также специальные навигационные сооружения - маяки, навигационные знаки и т.п.
Южный берег ФЗ является в этом плане гораздо более обеспеченным естественными навигационными ориентирами, чем северный (шхерный берег особенно труден и плох в смысле опознавания береговой черты). Многие из естественных ориентиров южного берега имеют очень хорошую зону видимости. Хорошо он оборудован и искусственными навигационными ориентирами.
При движении по ФВК 10 ТБ корабли имели возможность хорошо определиться в самом начале пути по Мк Найссар и о. Аэгна, затем получить контрольное местоопределение по Мк Кери, а затем - по Мк Вайндло. Хочу сразу обратить Ваше внимание, что речь идет не просто об островах, а о маяках, причем маяках башенного типа, хорошо видимых и надежно опознаваемых.
Смещение ФВК значительно к северу делает затруднительным использование для местоопределения последних двух маяков, заставляя корабли идти по счислению.
Желание использовать маяки северного берега потребует еще более значительного смещения ФВК к северу, т.е. приближения к опушке финских шхер, что может быть крайне нежелательным.
Важно также учитывать, что на южных маяках находились наши посты СНиС (например, о. Вайндло), что было существенным фактором.

Ну и, наконец, главное :)
Я ни в коем случае не хочу Вас убедить, что организация северного ФВК была в принципе невозможна. Я лишь хочу обратить внимание участников, что очень распространенным явлением стало вынесение очень легких (если не сказать - легковесных) суждений и оценок, хотя в реале принятие того или иного решения зависило от целого ряда неизвестных участникам факторов и требовало более значительных, чем может показаться на первй взгляд услилий и шагов.
Например, стало модным, легко распоряжаться тральшиками (типа - протралим там, протралим сям, ну потеряем пару другую - не беда), или дозорами (выставим и там, и сям). Сейчас, правда, дошли уже и до линкоров :)
Серьезному специалисту, чтобы вынести суждение по таким вопросам, нужно иметь полный расклад по всем ТЩ (или СКР) - сколько имели, состояние каждой единицы, чем были заняты, какие в этот момент решали задачи, какова возможность перенацеливания на эти новые задачи и т.д., и т.п.
Далее - необходим расчет сил на эту новую задачу. Затем сравнение первого и второго. И только тогда может появиться какая-то основа для суждений.
У нас же, как правило, происходит все наоборот. Кто-то выносит суждение, выдвигает некую альтернативу. А потом - предлагает несогласным опровергнуть её. Типа, докажите, что этого не могло быть, или, что так нельзя было сделать.

И ведь приведенный выше пример - только одна из сторон вопроса, требующая учета.
А дальше - пошло, поехало: разведка, своя и чужая (а эта тема, по которой вообще серьезно еще даже не начинали работать), вопросы взаимодействия штабов и командных структур разного уровня, включая человеческий фактор, (которые, т.е. взаимоотношения, иногда оказываются настолько существенными, что просто ах!)...
И т.д, и т.п.

С уважением ко всем участникам, М.

Отредактированно Мамай (12.03.2010 18:40:32)

#303 12.03.2010 18:43:17

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #200669
Ну и, наконец, главное:)

В самую точку, Михаил!

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #200669
У нас же, как правило, происходит все наоборот. Кто-то выносит суждение, выдвигает некую альтернативу. А потом - предлагает несогласным опровергнуть её. Типа, докажите, что этого не могло быть, или, что так нельзя было сделать.

Увы, наверное, на подобных форумах иначе и быть не может. Ведь если все будут все достаточно глубоко знать, то уже и спорить станет не о чем. Запрети эти споры и наши люди просто перестанут на форум собираться - найдут себе другую площадку для дискуссий и альтернатив. В этом принципиальное различие наших форумов и западных, где люди просто обмениваются информацией.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#304 12.03.2010 20:22:31

boxer
Капитанъ I ранга
k1r
Транспорт "Волховъ"
Сообщений: 1856




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Ув. коллеги!
Я  тоже давно интересуюсь перепетиями *Таллинского перехода*.
Идея может несколько *завиральная*, но зная сейчас состав сил и средств сторон и даже уровень информированности противников и качество боевой подготовки  нельзя ли *проиграть* варианты перехода с помощью компъютерного (математического ?) моделирования?
С ув. Вох.

#305 12.03.2010 21:35:57

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4407




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

boxer написал:

Оригинальное сообщение #200732
но зная сейчас состав сил и средств сторон и даже уровень информированности противников и качество боевой подготовки

Так речь и идет о том, что всё это только-только начинает выясняться. Т.е. мы в самом начале пути :)

#306 13.03.2010 01:41:25

Lankaster
Гардемаринъ
gardemarin
маленький плот
Сообщений: 259




Вебсайт

Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #200576
Надеюсь это снимет всякие сомнения:[/quote]
Спасибо за ссылку, однако нет ли послевоенных подтверждений того что наше радио читали? В архивах, мемуарах немецких адмиралов?
А это вообще какой-то странный документ - это переписка между двумя комиссарами. Разве это компетенция политработника такой вопрос? И автор записки говорит, что предупреждал с 1 августа но уже месяц реакции нет - т.е. может быть его просто не вспринимали всерьёз и это "обычное" проявление шпиономании того периода страшных поражений?


Примчалась к матроске мартышка с картошкой -
Наутро матроска варила на гриле
Картошку с мартышкой,
Куря папироску.

#307 13.03.2010 02:51:33

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

То есть финская ссылка Вас не убедила? Ну тогда сделаю еще попытка.

http://s004.radikal.ru/i207/1003/1f/9bff4fc90481t.jpg

Вторая половина листа - то, что немцы читали в наших сообщениях. 3-й пункт - приказ на минную постановку ПЛ "Л-3", переданный по радио с координатами будущей постановки. КТВ командующего крейсерами адмирала Шмундта за 26.6.1941. И не надо никаких мемуаров...


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#308 13.03.2010 04:49:01

Lankaster
Гардемаринъ
gardemarin
маленький плот
Сообщений: 259




Вебсайт

Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #200874
То есть финская ссылка Вас не убедила?

Но она ведь о Зимней войне. Коды с тех пор наверняка менялись.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #200874
3-й пункт - приказ на минную постановку ПЛ "Л-3", переданный по радио с координатами будущей постановки.

Немецкого не знаю... Это именно данные перехвата или просто факты, ставшие известными тем или иным образом?
Кстати, КБФ было известно, что немцы захватили таблицы опознавательных ещё с ПЛ потопленной при эвакуации Либавы, так что и радошифры с тех пор наверное сменили (и приведённая Вами инфа могла выясниться немцами именно таким образом, ЕМНИП, приказ на постановку у Мемеля Л3 получила в 1м выходе, до того случая о котором я говорю, не помню номер лодки, но Вы наверняка помните). Т.е.  Вы уверены, что за месяц немцы могли расколоть новый шифр?
И потом, это, если правда, ведь радикально меняет представление о войне, а я нигде о таком раньше не читал (у Исаева например). Или это лишь лично Ваше предположение?
Нет ли об этом исчерпывающих послевоенных подтверждений.
Нет ли об этом


Примчалась к матроске мартышка с картошкой -
Наутро матроска варила на гриле
Картошку с мартышкой,
Куря папироску.

#309 13.03.2010 06:25:41

Александр Клюев
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Lankaster написал:

Оригинальное сообщение #200879
Немецкого не знаю... Это именно данные перехвата или просто факты, ставшие известными тем или иным образом?

ПЛ С-4 получила сообщение, что ПЛ Л-3 имеет приказ 26-28.06 осуществить минную постановку в районе Мемеля.

#310 13.03.2010 07:31:41

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5924




Вебсайт

Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Это именно данные перехвата,  о чем говорит пометка "B-meldung" в его начале. Надеюсь, про B-dienst вы слыхали?
1 - радиограмма от начальника штаба
2 - радиограмма с ПБ Полярная звезда
3 - радиограмма на ПЛ С-4, как это правильно заметил Евгений.

#311 13.03.2010 10:57:24

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4407




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Lankaster написал:

Оригинальное сообщение #200867
А это вообще какой-то странный документ - это переписка между двумя комиссарами. Разве это компетенция политработника такой вопрос?

Документ "странный" только для тех кто не в курсе.
Объясняю:
1. В компетенцию военных комиссаров, как людей, осуществляющих представительство и контроль партии в РККА и РККФ, входило всё, что влияло на решение поставленных задач.
2. Документ исполнен в Первом Управлении ВМФ. Первое Управление - это Разведка ВМФ (После включения в 1942 году в состав ГШ ВМФ стало называться Разведывательное Управление ГШ ВМФ). Судя по подписи - автор документа Петров И.С. - военком, а потом заместитель начальника Первого (Разведывательного) Управления. Судя по содержанию - документ иключительной важности и более чем оправданный.

#312 13.03.2010 10:59:21

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4407




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Lankaster написал:

Оригинальное сообщение #200867
и это "обычное" проявление шпиономании того периода страшных поражений?

К сожалению, это обычное проявление недооценки радиразведки противника - болезни, которой болели, в той или иной мере, все связисты во всех армиях и флотах мира.

#313 13.03.2010 11:03:15

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Lankaster написал:

Оригинальное сообщение #200879
Но она ведь о Зимней войне. Коды с тех пор наверняка менялись.

Менялась (если менялась) шифровальная книга, а не принцип шифрования, т.е. на взлом новой книги уходило некоторое время а затем все читалось снова. Рекомендую почитать какую-нибудь литературу по истории и теории шифрования и кодирования/дещифрования и декодирования.

Lankaster написал:

Оригинальное сообщение #200879
Немецкого не знаю...

На слово и нашим документам не верите, немецкого не знаете... Уже не знаю как Вам что доказывать...

Lankaster написал:

Оригинальное сообщение #200879
Кстати, КБФ было известно, что немцы захватили таблицы опознавательных ещё с ПЛ потопленной при эвакуации Либавы, так что и радошифры с тех пор наверное сменили (и приведённая Вами инфа могла выясниться немцами именно таким образом, ЕМНИП, приказ на постановку у Мемеля Л3 получила в 1м выходе, до того случая о котором я говорю, не помню номер лодки, но Вы наверняка помните).

Давайте по пунктам.
1. Какое отношение имеет таблица опознавательных сигналов к шифровальной книге?
2. Откуда у Вас информация, что какие-то таблицы были захвачены на ПЛ в Либаве? Как я могу помнить номер ПЛ если ничего подобного не было?
3. Довоенная шифровальная книга МНС-1 была сменена только 21 июля 1941 года, так что теоретические предположения ("наверняка сменили") следует подкреплять данными.

Lankaster написал:

Оригинальное сообщение #200879
Вы уверены, что за месяц немцы могли расколоть новый шифр?

Продолжали читать, поскольку наши сами позаботились о раскрытии новой книги - передавали на корабли один и тот же текст, зашифрованный по старой МНС-1 и по новой МНС-2.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#314 13.03.2010 11:05:05

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #200922
К сожалению, это обычное проявление недооценки радиразведки противника - болезни, которой болели, в той или иной мере, все связисты во всех армиях и флотах мира.

Я бы еще добавил, что недаром немцы, а вслед за ними союзники и наши уже после войны перешли на машинное шифрование - ручное шифрование по книгам как метод было полностью скомпрометировано еще во время ПМВ, о чем я уже писал.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#315 13.03.2010 11:08:51

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4407




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Lankaster написал:

Оригинальное сообщение #200879
И потом, это, если правда, ведь радикально меняет представление о войне, а я нигде о таком раньше не читал (у Исаева например).

А о радиоразведке, а тем более о работе дешифровальных подразделений, об их успехах и достижениях, Вы вообще мало где прочитаете. Эта тема традиционно была более закрытая, чем даже агентурная разведка.
Кроме того, писать на эту тему качественно могут только профессионалы, а у них до этого руки всегда не доходили. Какая-то подвижка произошла только последние годы.
Что же касается радикальных перемен в Ваших представлениях, то Вы ведь еще много чего не знаете (как и многие другие), так что не спешите делать резких движений. У нас ведь даже по ПМВ нет полноценной истории, а уж по ВОВ...

#316 13.03.2010 12:03:55

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Lankaster написал:

Оригинальное сообщение #200879
И потом, это, если правда, ведь радикально меняет представление о войне, а я нигде о таком раньше не читал (у Исаева например). Или это лишь лично Ваше предположение?
Нет ли об этом исчерпывающих послевоенных подтверждений.
Нет ли об этом

Ау, я документы привел - какие предположения?
Если они противоречат тому, что пишет Исаев, я не виноват. Подтверждения более, чем исчерпывающие, но похоже, просто кто-то не готов их принять. Могу выложить еще с десяток если не больше текстов радиоперехватов наших сообщений, включенных в немецкие КТВ. Вот например (это только за 25 июня, да и то не все):

http://i057.radikal.ru/1003/aa/af28b2a16e65t.jpghttp://i033.radikal.ru/1003/e6/aad4c96bb2bct.jpghttp://i055.radikal.ru/1003/03/ed941a0cb19et.jpg

Думаю, даже несмотря на Ваше незнание языка названия наших кораблей латинскими буквами Вы прочесть сможете. На последней страничке сигнал для немецкой У-145 перехватить выходящую в дозор к устью Соэлозунда М-77 (лодка так и не вышла, поскольку командование изменило свои планы), а для 3-й флотилии ТКА - перехватить танкер. Это далеко не единичный случай наведения немецких субмарин, катеров и самолетов на наших корабли по данным радиоперехвата.
А что касается "представления о войне", то им пока рано обзаводится - оно еще должно только формироваться.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#317 13.03.2010 12:16:08

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4407




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #200924
Я бы еще добавил, что недаром немцы, а вслед за ними союзники и наши уже после войны перешли на машинное шифрование

Ну, так и машинное шифрование - не панацея :)
Немцы в ходе войны несколько раз получали "сигналы", что их машинные шифры ненадежны, но каждый раз их связисты давали заключение, что "всё пучком".
И союзники продолжали успешно взламывать и читать немецкую шифрованную переписку.

#318 13.03.2010 13:12:07

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #200946
Ну, так и машинное шифрование - не панацея ab
Немцы в ходе войны несколько раз получали "сигналы", что их машинные шифры ненадежны, но каждый раз их связисты давали заключение, что "всё пучком".
И союзники продолжали успешно взламывать и читать немецкую шифрованную переписку.

Не будем офф-топить, но в целом машинное шифрование как метод не был скомпрометирован в ходе ВМВ. Были взломаны конкретные шифры (например, шифр, которым пользовались для связи с ВСКР так и не был взломан, хотя его машинное шифрование выполняла все та же "Энигма"), которыми пользовались на шифровальных машинах конкретного типа. Для этого потребовались не только мат. методы и первые ЭВМ, но и вполне конкретная работа разведки по захвату самих машин и деталей к ним. Переход немцев на шифровальную машину нового типа или даже принятие на вооружение "Энигмы" с еще одним дополнительным ротором вернул бы союзников в исходное положение.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#319 13.03.2010 13:45:09

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4407




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #200959
Не будем офф-топить,

Какой же тут офф-топ?? :)
Мысль ведь была о том, что "болезнь" имеет место, независимо от того, какие методы шифрования применяются. Связисту легче поручиться головой перед любой комиссией, чем поверить в то, что его шифры не представляют сложности для криптоаналитиков противника.

#320 13.03.2010 16:17:12

Jufel
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #200219
Во-первых, надо смотреть финские батареи восточнее Мякилуото. Мне честно говоря лень и нет времени лезть в "СВФ на море" и поднимать все эти данные. Переиздание с комментариями Платонова делалось "Галеей-Принт".

"СВФ на море" нет, но вот описание Платоновым проводки конвоев северным фарватером 3 декабря 1941 г.

"Группу кораблей, во главе со «Стойким», в 02:09 обстреляла с дистанции в 90 кб 305-мм батареей Мякилуото. Снаряды падали в 20–100 м от эсминца. Катера МО искусно прикрыли его дымовой завесой, что заставило батарею в 02:23 прекратить огонь. В 03:32 далеко за кормой «Стойкого» послышался сильный взрыв (детонация боеприпасов на транспорте), а в 03:49 заметили взрыв справа по курсу (подрыв на мине сторожевого корабля «Вирсайтис»). При пересечении одного из финских минных заграждений, поставленных в северной части Юминданинского минного поля, в трал Т-218 незаметно попала мина, обнаруженная только утром при уборке трала в районе Родшера. Пришлось обрубить трал вместе с застрявшей в нем миной. Около 14 часов «Стойкий» стал на якорь на рейде Сууркюля.

Менее гладко прошло возвращение остальных кораблей отряда командующего эскадрой. В 08:18 в восьми милях юго-восточнее маяка Порккала на «Славном» заклинило руль в положении «право на борт». Пришлось уменьшить ход до 3–4 узлов, обрубить перепутавшиеся тралящие части параванного охранителя и идти, управляясь машинами. Две попытки Т-205 взять эсминец на буксир из-за большой волны не увенчались успехом. Начавшийся в 09:06 обстрел с батареи Мякилуото благодаря поставленной катерами МО дымовой завесе вскоре прекратился. В 10:25 артиллерийским огнем отогнали самолет противника. Немного позднее привели руль в положение «прямо», что позволило увеличить ход до 8–10 узлов и поставить запасный параванный охранитель. Между 12:36 и 13:40 «Славный» находился под артиллерийским обстрелом сначала с батареи Хармайя (южнее Хельсинки), а затем с батареи Седершер. Некоторые снаряды падали близко к борту, осколки летели через палубу. Дымовая завеса катеров плохо прикрывала эсминец, так как дымовые шашки у них заканчивались. Между 13:30 и 14:10 при пересечении финских минных заграждений подсекли пять мин, из них две — параванным охранителем «Славного». Переход к Гогланду закончился около 18 часов. [351]"

Похоже, финны ни одного попадания не добились. А дело было днем, на что обращаю внимание.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #200219
Командование СЗН запрещало фарватеры не по принципу "южный" - "центральный", оно конкретно закрыло ТБ 12 и ТБ 13, так что никакого комбинированного варианта не существовало.

Смотря по схемам из книги Платонова, ТБ- 12 и ТБ- 13 не весь южный фарватер, а только его западная часть.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #200219
ПБ имелись, но практически с их с ипользованием не летали - не было опыта эксплуатации и т.д. Вспомните у Голубева сцену с "трусостью" при перелете на Ханко.

Даже процитировать могу. :)

"В восемь утра я был уже на аэродроме и, осматривая самолет, обратил внимание на подвесные баки новой формы. Техник сказал, что с этими баками можно летать на скорости до 500 километров в час. Он их заправит после пробного полета. Но я потребовал заправить их немедленно.
Над аэродромом я переключил бензокран на подвесные баки. Прошло всего минут десять, и мотор чихнул. Винт закрутился вхолостую. Ясно — бензин из баков не подается. Переключил кран на основной бак, и мотор заработал.
...
Командующий сердито уставился на меня. Посыпались грубые оскорбления. Было сказано, в частности: "Ты трус, боишься лететь в опасный район, где гибнут тысячи людей". Эти слова генерала как ножом ударили меня по сердцу. Я, должно быть, страшно побледнел, потому что товарищи глядели на меня с испугом. Едва сдерживая себя, я ответил, что оскорблять подчиненного очень просто, а вот лететь с неисправными баками гораздо сложнее. И добавил, что я не трус и поэтому полечу один, а если через час двадцать минут не вернусь, то прошу проверить подвесные баки на остальных самолетах.
Гнев командующего дошел до крайнего предела. Он отдал приказ-срочно вылетать.
...
На следующее утро мне и Васильеву приказали еще раз совершить пробный полет. Я категорически отказался и предложил лично Николаеву отработать двадцать минут на земле на подвесных баках, а если мотор будет греться, то сделать это можно с перерывами. Инженер сел в кабину самолета и запустил мотор. Пришлось дважды выключать — мотор грелся. Но через двадцать минут мотор чихнул раз, другой, и винт, немного покрутившись на холостых оборотах, остановился. Николаев потный вылез из самолета и, ничего не говоря, куда-то исчез. Вернулся он через час и сказал, что завтра доставят подвесные баки старой конструкции, а из этих горючее откачать и с самолетов их снять.
...
Вечером после ужина пожилой механик ремонтных мастерских, призванный из запаса, остановил меня и Васильева у столовой и спросил:
— Вы летчики с "ишаков"? Говорят, у вас  подвесные баки новой конструкции не работают? Я до мобилизации подвешивал их на заводе летчикам-испытателям, так они их очень хвалили. Покажите их мне завтра, если можно.
...
Утром, когда я подошел к самолету, наш новый знакомый сидел на корточках около баков и ковырял какой-то железкой дренажную трубочку у каждого бака. Увидев меня, поднялся и, не здороваясь, спросил:
— Кто осматривал баки?
— Кто? Да их смотрели все, чуть ли не до командующего авиацией.
— Где твой техник, лейтенант? Мне нужно крепкое шило и круглый напильник, я эти баки через несколько минут приведу в порядок, — заверил он.
Я позвал моториста, велел дать необходимый инструмент и помогать механику во всем.
— Не надо мне помогать, давай, моторяга, неси инструментальную сумку!
Меня все это крайне заинтересовало, я подошел к бакам. Заводской механик ткнул пальцем в кончик дренажной трубки.
— Смотри, там транспортная пробка, ее ставят перед отправкой баков на склады, чтобы туда влага и грязь не попадали...
Все оказалось до смешного просто. И получилось, что простой механик из мастерских, как говорятся, утер нос всей инженерной службе авиационного полка и разным инспекторам, по вине которых нас, летчиков, чуть не отдали под трибунал.
Лейтенант Васильев приказал подвесить баки на его и мой самолеты и пошел за разрешением на пробный вылет.
Через полчаса мы были в воздухе, пронеслись несколько раз над аэродромом на бреющем полете, потом парой сделали боевой разворот и сели. Баки работали отлично. После нас сразу же поднялись и остальные четыре машины. Летчики доложили, что баки работают нормально, только лейтенант Денисов сообщил, что на больших оборотах мотор сильно трясет. Он эту тряску замечал и раньше, но она была слабее. Командир нашей группы приказал заправить основной бак и сам взлетел на самолете Денисова. После посадки он велел технику записать в формуляре, что мотор работает нормально на всех режимах. Потом отвел Денисова в сторону, тихо сказал: "Трясет тебя, а не мотор", — и пошел на КП полка доложить по прямому телефону командиру бригады полковнику Романенко о готовности к вылету. Романенко поблагодарил и попросил сообщить фамилию механика, обнаружившего дефект."

Вывод. С подвесными баками летали и раньше (см. выше). В октябре 1941 г. стали использовать ПБ улучшенного типа, с освоением к-рых вышел вот такой "анекдот". Не более того...

Евгений К написал:

Оригинальное сообщение #200224
Представьте, что у Вас под крылом 196 литров бензина в непротектированных картонных баках. Я бы не полетел.

В трибунал захотели ? :D Если серьезно. Подвесные баки в условиях войны- фактически одноразовое изделие. Не слышал, чтобы в к-л стране их выпускали в протектированном варианте.   

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #200268
Выложил статью Зубкова про ПВО перехода. Рекомендую, прежде чем ломать копья дальше, почитать ее.

Прочитал. Там все правильно написано.

"Если бы все пять звеньев И-153 и два звена МиГ-3 вылетали на предельный радиус (первые — с подвесными баками), то пятью их вылетами (105 самолетовылетами), возможно, удалось бы прикрыть ГЛС, ОПР и КОН от острова Вайндло до острова Лавенсаари, т.е. до зоны прикрытия И-16.
НА ОСНОВАНИИ приведенных сведений можно высказать предположение о том, что командование ВВС флота не полностью использовало боевые возможности ИА."

Кстати, Зубков ошибочно пишет "для самолетов ЛаГГ-3 даже не имелось обученных летчиков." Дело не в летчиках, а в отсутствии самолетов. Как раз в период Таллинского перехода группа летчиков 5 ИАП ВВС КБФ, в т.ч. лучшие асы Каберов и Костылев направлена в Горький для получения ЛаГГ-3.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #200517
все морские документы в нем писал Исаков, который с июня по конец августа был членом ставки СЗН и имел собственный морской миништаб. Он только подписывал проекты приказов у Ворошилова

Т.е. закрытие южного фарватера- инициатива Исакова ?

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #200547
Пожалуйста, посмотрите ещё раз карту, взятую из книги Платонова. Там опасный район №6 как раз у острова Мохни обозначен. То же к варианту №4.

Краем задевает, ничего страшного. На центр. фарватере минная обстановка явно хуже. Это командование КБФ по опыту проводки 3 предыдущих конвоев должно понимать.

#321 13.03.2010 17:07:00

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #201007
Похоже, финны ни одного попадания не добились. А дело было днем, на что обращаю внимание.

Не верю глазам своим: 8 - 9 часов утра в декабре это день.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #201007
Смотря по схемам из книги Платонова, ТБ- 12 и ТБ- 13 не весь южный фарватер, а только его западная часть.

Можно ли это понимать таким образом, что Вы предлагаете идти фарватером 10 ТБ, а затем вместо кратчайшего пути в Кронштадт идти по фарватреам 63 ТБ и т.д.?

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #201007
Вывод. С подвесными баками летали и раньше (см. выше). В октябре 1941 г. стали использовать ПБ улучшенного типа, с освоением к-рых вышел вот такой "анекдот". Не более того...

Мой вывод: при подобной инженерной службе любые нововведения типа ПБ воспринимаются л/с в штыки и они стараются летать без них пока не получат прямого приказа. Сколько самолетов 29 августа вылетали без ПБ даже в тех случаях, когда могли их взять?
И кстати, т.н. "оверквотинг" не рекомендован правилами форума.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #201007
можно высказать предположение о том, что командование ВВС флота не полностью использовало боевые возможности ИА

Если Вы с этим согласны, то тогда о чем мы спорим?

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #201007
Дело не в летчиках, а в отсутствии самолетов. Как раз в период Таллинского перехода группа летчиков 5 ИАП ВВС КБФ, в т.ч. лучшие асы Каберов и Костылев направлена в Горький для получения ЛаГГ-3.

Вот Вы простите, а на основании чего Вы делаете безапелляционное заявление, что их не было? Мне кажется так писать не стоит, если точно не знаешь...

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #201007
Т.е. закрытие южного фарватера- инициатива Исакова ?

Можно сказать и так. Я бы сказал, что это предложение Исакова, сделанное на основе анализа обстановки.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#322 13.03.2010 17:09:42

boxer
Капитанъ I ранга
k1r
Транспорт "Волховъ"
Сообщений: 1856




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Ув. коллеги!
Не уводя тему в сторону прошу , если не трудно напомнить потери Красной Армии и ВМФ при обороне Таллина,вкл. пленных (отдельно) и то же при обороне Севастополя.
*Криминальная  дилетантская *мысль- кто кого в Севастополе удерживал до июля 42г- мы немцев от Кавказа или немцы крымскую группировку КА ?
Плюс возможности и итоги эвакуации-Таллин- Севастополь.
С ув. Вох.

#323 13.03.2010 17:44:43

Александр Клюев
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #201007
Вывод. С подвесными баками летали и раньше (см. выше). В октябре 1941 г. стали использовать ПБ улучшенного типа, с освоением к-рых вышел вот такой "анекдот". Не более того...

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #201007
Если серьезно. Подвесные баки в условиях войны- фактически одноразовое изделие. Не слышал, чтобы в к-л стране их выпускали в протектированном варианте.

Дело в том, что "анекдот" с использованием этих баков был постоянно. Отмечу некоторые моменты:
1. Баки изначально предназначались для перегонки И-16 через  просторы нашей Родины. О чем отмечал их конструктор, к сожалению, навскидку не вспомню его фамилии. Я обратил вимание на следующий момент: АВАРИЙНЫЙ сброс был не предусмотрен. Расходование топлива проиходило сначала из подвесных баков, а затем после выработки переключались на основной и ТОЛЬКО после этого их можно было сбросить. Последнее утверждать 100% не могу.
2. Баки НИКОГДА не выпускались в протектированном варианте для И-16. Для И-153 есть мнение, что были, но я сомневаюсь.
3. Было два типа баков, не хочу заострять внимание на их различиях. Не принципиально.
Теперь к недостаткам:
1. Требовалась существенная доработка топливной системы самолета (установка коллектора нового типа, узлов крепления ПБ, дополнительных "прибамбасов" в кабине.
2. Не совпадение штуцера  и горловины бака, неплотная затяжка уплотнителя приводило к неравномерному расходованию топлива из баков, а черезмерная затяжка приводила к разрушению места крепления горловины.
3.Сброс баков возможен лишь тогда, когда мотор работает от основного бака. Не переключив питание на главный бак, сбрасывать подвесные баки затруднительно. Вроде всё логично, только чтобы переключить надо провести несколько "энергичных" операций руками.
4. Существовала реальная опасность задевания баков при сбросе за элероны.
5. Баки заправлялись только непосредственно на самолете и делалось это в два этапа, так как требовалась проверка усадки топлива.
6. Включение и выключение баков ( через коллектор) "производилось энергичными движениями".

Вывод: "Сырая" не доведенная разработка, сложная в обслуживании и опасная в полете.

С уважением

Отредактированно Евгений К (13.03.2010 17:51:38)

#324 13.03.2010 18:17:06

Jufel
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #201027
Не верю глазам своим: 8 - 9 часов утра в декабре это день.

Нас интересуют батареи восточнее Мякилуото, так ? Мимо них конвой шел в 12- 14 часов, т.е. днем.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #201027
И кстати, т.н. "оверквотинг" не рекомендован правилами форума.

Оверквотинг- это избыточное цитирование исходного сообщения, а не выкладывание большого объема текста. Тем более, все по существу, оригинальный текст я сократил насколько можно, без искажения смысла. Не думаю, что по ссылке искать нужный фрагмент удобнее и целесообразнее.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #201027
Вот Вы простите, а на основании чего Вы делаете безапелляционное заявление, что их не было? Мне кажется так писать не стоит, если точно не знаешь...

Интересуюсь авиацией тоже. Наличие ЛаГГ-3 в ВВС ЛВО на 22.06.41 http://www.rkka.ru/i22.htm - целых 2 (две) штуки. В тоже время МиГ-3- 164, Як-1- 20. В августе 1941 г. получил ЛаГГ-3 145 ИАП в р-не Мурманска. В морской авиации ЛаГГ-3 с начала сентября, 5 ИАП ВВС КБФ и 62 ИАП ВВС ЧФ.

Евгений К написал:

Оригинальное сообщение #201068
Баки изначально предназначались для перегонки И-16 через  просторы нашей Родины. О чем отмечал их конструктор, к сожалению, навскидку не вспомню его фамилии.

Откуда уверенность, что написанное Масловым о ПБ на И-16 неправда ? Вы мне тут Шаврова советовали прочитать. Ну и где: http://eroplany.narod.ru/shavrov/chr9/f … fight2.htm ?

Евгений К написал:

Оригинальное сообщение #201068
Сброс баков возможен лишь тогда, когда мотор работает от основного бака. Не переключив питание на главный бак, сбрасывать подвесные баки затруднительно. Вроде всё логично, только чтобы переключить надо провести несколько "энергичных" операций руками.

Еще вспомните, что для уборки шасси И-16 надо 44 раза спец. штурвал повернуть. Тоже "энергичная операция руками".

#325 13.03.2010 18:22:07

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #201080
Нас интересуют батареи восточнее Мякилуото, так ? Мимо них конвой шел в 12- 14 часов, т.е. днем.

То, что "Славный" уцелел при случайном заранее не планировавшемся прохождении здесь в светлое время суток отнюдь не говорит о том, что там могли без потерь пройти караваны в 150 вымпелов.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #201080
Интересуюсь авиацией тоже. Наличие ЛаГГ-3 в ВВС ЛВО на 22.06.41 http://www.rkka.ru/i22.htm - целых 2 (две) штуки. В тоже время МиГ-3- 164, Як-1- 20. В августе 1941 г. получил ЛаГГ-3 145 ИАП в р-не Мурманска. В морской авиации ЛаГГ-3 с начала сентября, 5 ИАП ВВС КБФ и 62 ИАП ВВС ЧФ.

Не понимаю, что это подборка доказывает... Почему Вы решили, что ЛаГГ-3 в авиации КБФ только с сентября?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

Страниц: 1 … 11 12 13 14 15 … 37


Board footer