Вы не зашли.
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #214061
Скорее именно вахтенному унтеру и было приказано выкинуть за борт... А убить мог и боцман...
В воспоминаниях написано ясно:
На обратном пути произошло два крупных происшествия. Первое – вахтенный офицер Болотников – мастер на кулачную расправу и стоя на вахте после 12 часов ночи, – убил матроса и с вахтенным унтер-офицером выбросил за борт. Свидетелей, должно быть, не было, так человек и погиб, но кто-то подсмотрел, и все-таки команда узнала, и в виде протеста были изрезаны на куски катерные гини – снасти для подъема парового катера, и так оба эти вопроса не были оглашены, но в команде зародило вражду к администрации".
Если вернуться к этому ЧП, то возникают вопросы:
1. Где находился "вахтенный офицер Болотников": на ходовом мостике или ином месте. Вахтой на Громобое правил вахтенный начальник или вахт. офицер? Если вахт. нач, то где мог находится вхтенный офицер Болотников?
2. Откуда сбрасывали за борт убиенного с крыла мостика или борта, и кто мог это видеть например сигнальная вахта? Неслась ли вахта на марсах?
3. Гидрометео условия на тот момент? Одно дело в спокойную лунную ночь, и совсем другое в качку и ветер сложно понять даже находившемся неподалеку что именно произошло.
4. Какое наказание грозило офицеру за убийство и какое унтеру за сообщничество?
Мое мнение, произошло убийство по неосторожности, есть такой термин, Болотников при помощи унтера стал "заметать" следы, создавая иллюзию что матрос сам по себе упал за борт.
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #214674
Среди минных специалистов, обучавшихся телеграфированию без проводов на картких курсах под руководством А.С. Попова в Минном офицерском классе весной 1900 г. был минный кварт-р Аким Мухин (3-й фл. эк.).
Степан Трусов тоже должен быть где-то там. Он учился 3-й год (1900-1901) в минной школе на инструктора минного, электротехнического и радиотелеграфа (Попов-Дюкрете), и Попова несколько раз упоминает
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #214676
Попробуйте запостить этот фрагмент. Проверим общими усилиями
Весь не могу, там хронологический порядок не соблюден, но получается примерно так:
большинство прошло подготовительные и военно-технические школы; артиллерийская более 200 человек выпускала ежегодно в Кронштадте, минная и минно-машинистская до 700 человек... под руководством лейтенанта Макарова Дмитрия Сергеевича и его помощника капитана 2-го ранга Князева Михаила Виссарионовича (?) – оба либералы чистой воды (беспоместные дворяне). Отцы родные были для нижних чинов. Были также консерваторы, как Пароменский капитан 2-го ранга, Покровский лейтенант, артиллерийский офицер яхты (“Держава”) “Двины” – колесной; эти звери, а не командиры – не лучше были, чем командующий артиллерийским отрядом Рожественский с его начальником штаба Курошем...
...В 1899 г. я плавал на транспорте “Европа” – до 600 человек команда с учениками минной школы, командиром был капитан 2-го ранга Князев (?), либерал, старшим офицером Глазик – лейтенант Баженов А.А. – консерватор
Второй год я плавал учеником старшего класса, а третий год уже нештатным инструктором 34-й сменной группы. Оба – второй и третий год – на крейсере “Африка”, где командиром был М.В. Князев (?), а старшим офицером – лейтенант Покровский 2-й
Везде попадается какой-то Князев. Но командиром "Африки" в 1899–1900 гг. был Н.Д. Дабич, будущий командир “Громобоя”. А.Г. Покровский – будущий адмирал
Отредактированно Леонид (05.04.2010 09:50:16)
Леонид написал:
Оригинальное сообщение #214638
Мне кажется, что в данном случае Трусов одновременно называет людей, служивших на крейсере в разные годы
Леонид спасибо за выкладки. Создается впечатление, что писались воспоминания на основе неких записок, писем домой или дненвников писавшихся в годы службы. Путаницу фамилий возможно объясняет перепутанность исходных записей, особенно если они были не в тетради, а на отдельных листках, нарушилась изначальная хронология, спустя десятилетия автор просто не сумел привести ее в порядок.
И еще обратите внимание в ряде мест слова дублируются: например "два минных торпедных аппарата" во время РЯВ термин торпедный аппарат употреблялся? Или "старушка (чухонка) финка" как бы в более позднее время правил что бы понятнее было в 1950-е.
В жилой палубе тоже станция с двумя динамо-машинами по 600 Ампер для постоянной работы, а в подводной части обе электростанции боевого характера с мощной катализацией силы тока и с общей центральной станцией для переменного соединения,
Вот это перевести на современную терминологию тяжело: что такое катализация силы тока?
Леонид написал:
Оригинальное сообщение #214699
Степан Трусов тоже должен быть где-то там.
Нет, именно в этой группе он не обучался. Это был специальный курс (15 дней) для минных специалистов, прочитанный Поповым по специально разработанной им программе. Была отдельная программа для минных офицеров и для нижних чинов минной специальности. Списки их известны. Ваш герой тогда еще только учился в Минной школе и даже теоретически не мог попасть в их число.
Что касается остальных персонажей его воспоминаний, то среди них фигуры вполне реальные. Более детальные комменты - вечером, когда доберусь домой.
veter написал:
Оригинальное сообщение #214703
Вот это перевести на современную терминологию тяжело: что такое катализация силы тока?
изменив одну неправильную букву :-)
http://metk.ru/pue2.htm
Вполне подойдёт
murzik написал:
Оригинальное сообщение #214844
изменив одну неправильную букву :-)
подойдет если вписывается в терминологию столетней давности, тогда речь идет о современной на тот момент системе корабельных электрических сетей.
denis написал:
Оригинальное сообщение #214472
пропажа матроса это скандалите на корабле, в документах было бы обозначено
А побегов в Австралии не было?
Леонид написал:
Оригинальное сообщение #214636
Про Мухина он говорит, что тот "остался в Австралии".
Значит были? "Убитый" мог оказатся сбежавшим...
Леонид написал:
Оригинальное сообщение #214699
Везде попадается какой-то Князев.
Князев Михаил Валерианович. Закончил Морское училище (1877) и минный офицерский класс. Капитан 2-го ранга (1895). В 1898-1900 гг. командир УС "Европа", в 1900-1901 гг. командир КР II ранга "Африка", одновременно в 1900-1903 гг. заведующий обучением в минном офицерском классе и школе для нижних чинов. Впоследствии вице-адмирал, начальник ГМШ, в 1913-1917 гг. председатель правления Добровольного флота. Умер в 1933 году в Париже.
Леонид написал:
Оригинальное сообщение #214125
Были и такие горе-специалисты, как лейтенант Киткин, Плонский, Игнатьев и другие – по 3 года сидели в стенах минной школы, тогда как другие гг. офицеры за 1 год оканчивали, и из тех консерваторов были плохие и хозяева, и специалисты на судах.
Киткин явно Петр Павлович - другие Киткины в МОК не обучались. Поступил 28.09.1899, закончил 07.09.1900 - совершенно нормально.
Плонский - поступил 28.09.1898, отчислен 09.01.1899. Поступил 2-й раз 28.09.1899, закончил 07.09.1900.
Игнатьев - м.б. Павел Иванович (МК 1895) или граф Владимир Николаевич (МК 1897).
П.И. поступил в МОК 28.09.1899, отчислен 08.05.1900. Повторно поступил 25.10.1904, закончил 25.04.1905.
граф В.Н. поступил в МОК 10.10.1903, закончил 23.08.1904.
Вероятнее всего здесь про П.И. Игнатьева и В.В. Плонского, но "тремя годами" явно не пахнет, да этого никто бы и не допустил. А вот при чем здесь Киткин - вообще не понятно.
denis написал:
Оригинальное сообщение #214472
пропажа матроса это скандалище на корабле, в документах было бы обозначено.
Полностью согласен
Ув. Леонид , давайте попробуем разобраться с Минной школой, а точнее с Минным офицерским классом (МОК) и Минной школой (МШ), на период обучения автора записок.
Дело это не самое простое, т.к. штатных должностей в учебных заведениях РИФ было не много, и к обучению широко привлекались временно прикомандированные к конкретному учебному заведению офицеры и гр. персонал. Поэтому часто "арифметика" и не сходится.
По состоянию на 1899 год:
Заведующий МОК и МШ - капитан 2 ранга Н.Д. Дабич.
Помощник зав-го - полковник Е.П. Тверитинов.
Преподаватели МОК:
Тит. сов. А.С. Степанов
Надв. сов. А.С. Попов
Кол. асс. С.С. Колотов
Полк. Е.П. Тверитинов
Лейт. М.Н. Беклемишев
Лейт. Б.А. Братцев
Лейт. Д.С. Макаров
Лаборант, кандидат университета П.С. Остропятов
Помощник лаборанта шт.-кап. В.И. Зворыкин
Ассистент, кандидат университета П.Н. Рыбкин
Класс минных механиков:
Преподаватель
пом. ст. инж.-мех. С.С. Смазнухин
Помощники преподавателей:
Кап. 2 ранга барон В.Н. Ферзен
Лейт. И.И. Скороходов.
Лейт. А.П. Македонский.
Учителя МШ:
- класс минных квартермейстеров:
Кап. 2 ранга А.Л. Клянковский
Кап. 2 ранга В.И. Пароменский
Кап. 2 ранга барон В.Н. Ферзен
- класс элктроосветителей
Лейт. Д.С. Макаров
- класс минеров
Кап. 2 ранга М.Г. Осинский
Кап. 2 рана В.Л. Барщ
Кап. 2 ранга В.В. Смирнов
Лейт. К.П. Иванов 6-й
Лейт. П.А. Значко-Яворский
Лейт. Н.И. Богданов
Лейт. К.И. Степанов 7-й
Лейт. Е.А. Леонтьев 1-й
Лейт. К.Ф. Шульц 2-й
Лейт. Н.М. Фридовский
Школу минных машинистов, как не имеющую пока к сюжету отношение - опустим.
Отредактированно Мамай (05.04.2010 21:42:08)
Мамай
Михаил, а какие суда в том году входили в УМО? "Европа", "Африка", вроде бы КЛБО "Мина". А кто еще?
В 1899 году: "Европа": командир кап. 2 ранга М.В. Князев, старший офицер лейт. А.А. Баженов 2-й; "Африка": командир кап. 2 ранга Н.Д. Дабич, старший офицер кап. 2 ранга барон В.Н. Ферзен (28.09.1899 назначен морским агентом в СШСА, 29.10.1899 старшим офицером назначен лейт. А.Г. Покровский). Лодкой "Мина" командовал М.Н. Беклемишев
Для проведения практики, ученики МШ и слушатели МОК назначались в плавание на корабли учебно-минного отряда.
В кампанию 1899 года начальником отряда был заведующий МОК и МШ кап. 2 ранга Н.Д. Дабич. Штаб отряда - фл. мин. оф. п-к Е.И. Тверитинов и отрядный мин. оф. лейт Д.С. Макаров.
По судам отряда картина выглядела следующим образом:
Крейсер 2 ранга "Африка" - кап. 2 ранга Дабич
минные офицеры - лейт-ты Македонский и Фридовский
Транспорт "Европа" - капитан 2 ранга Князев
мин. оф. - лейт-ты Значко-Яворский и Тырков
УС "Двина" - кап. 2 ранга Пароменский
мин. оф. - лейт. Ковесский.
Минный крейсер "Лейтенант Ильин" - кап. 2 ранга Мордовин
мин. оф. - лейт. Степанов
Мин-ц "Взрыв" - кап. 2 ранга Барщ
Мин-ц №108 - кап. 2 ранга Родионов
Мин-ц №128 - кап. 2 ранга Осинский
А также - миноноски №№ 15, 24, 56, 60
и два судна для производства опытов
(командиров опускаю).
Отредактированно Мамай (06.04.2010 11:40:20)
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #215018
Значит были? "Убитый" мог оказатся сбежавшим...
А есть ли какие официальные документы по "потерям" австралийского похода Громобоя: как и по сбежавшим в Австралии, так и по пропавшим без вести во время переходов.
denis написал:
Оригинальное сообщение #215198
Леониду, раз уж он имеет доступ к архивам
Я имею доступ к местным владивостокским архивам. А они очень фрагментарны: например, я видел метеорологический журнал крейсера "Россия", приказы по Сиб флотилии и Тихоокеанскому флоту, приказы командира Влад порта, но едва ли здесь есть вахт журналы крейсеров, особенно за невладивостокский период службы ))))
aden13 написал:
Оригинальное сообщение #215056
Князев Михаил Валерианович
Большое спасибо! А то я уже стал считать его вымышленной фигурой.
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #215089
давайте попробуем разобраться с Минной школой
И снова благодарю! Попадаются знакомые Трусову фамилии: Макаров, Пароменский, Баженов. Будем считать это доказательством отсутствия старческого маразма - все-таки через 50 лет он еще не забыл фамилии офицеров )))
Леонид написал:
Оригинальное сообщение #215314
Попадаются знакомые Трусову фамилии
Но я еще раз хотел бы обратить Ваше внимание на настоятельную необходимость серьезных комментов к этим воспоминаниям. Фамилии знакомые, но оценки, которые дает автор этим офицерам, и обстоятельствам их службы - далеки от реала. Как нижний чин, он объективно многого не знал и многого не понимал, в том что касалось оф/состава, и потому о многом судил весьма своеобразно. Его взгляд, как нижнего чина, безусловно интересен и имеет все права "на жизнь", но ... без серьезных комментариев его публиковать нельзя..
Отредактированно Мамай (06.04.2010 12:25:14)
Совершенно согласен. Хотя это спорный вопрос. Почему, собственно, нельзя? Непрофессионалам это ничего не даст, а реально интересующиеся люди смогут изучить и поправить, где это необходимо. Но о публикации пока речь не идет, я имею в виду, в целом виде. Я в своем очерке (не знаю, что из него получится) заранее убрал вообще почти все характеристики, относящиеся к конкретным личностям, и оставил только личные впечатления об учебе, службе, описания плаваний, штормов, жизни матросов в городе Владивостоке и рассказ о бомбардировке Владивостока японцами 22 февраля 1904 г.
Леонид написал:
Оригинальное сообщение #215375
Почему, собственно, нельзя?
Нет, ну юридически, конечно, запретов нет
Будем считать, что это "нельзя" каждый автор и исследователь определяет для себя сам. Для меня - это именно "нельзя". Ибо речь идет о конкретных людях и о конкретных событиях.
Ну а Вы сделаете так, как Вы сами для себя решите.
Леонид написал:
Оригинальное сообщение #215375
Непрофессионалам это ничего не даст, а реально интересующиеся люди смогут изучить и поправить,
Далеко не все интересующиеся - профессионалы. Они решат, что если издавашие эту работу профессионалы не сочли нужным что-то сказать по этому поводу, значит всё правильно. А сам автор - свидетель и даже участник событий. Значит именно так всё и было.
Я ведь не зря привел Вам для примера фамилию Киткина. А это именно тот самый(!!!) Киткин. Он действительно учился в МОК в эти годы, и действительно сдал экзамен на минного офицера уже после окончания курса МОК. Но... в МОК не оставляли офицеров на второй год из-за неуспеваемости. Там вообще всё было гораздо строже. И отсев был в процессе учебы такой, что современным офицерам ВМФ даже и представить сложно. Поэтому эпизод и эта фамилия (как и другие) требует безусловного комментария. Именно как пример ошибочных суждений, которые могут иметь нижние чины в оценках тех или иных офицеров.
И купировать эти оценки в тексте, на мой взгляд, не надо. Они несут важную и интересную для исследователей информацию. Их надо именно грамотно и толково откомментировать.
С ув., М.
Отредактированно Мамай (06.04.2010 13:54:25)
Уважаемые господа. а не наводит все вышеперечисленное на мысль, что вся история - некий художественный домысел человека, находившегося в определенной близости к флоту? Как это - альтенатива, фэнтези на околофлотскую тему. Просто фантазия, достоверно покрытая патиной столетия?
veter написал:
Оригинальное сообщение #214862
подойдет если вписывается в терминологию столетней давности, тогда речь идет о современной на тот момент системе корабельных электрических сетей.
вполне вписывается, у А.Витгефта этот термин встречается ... так что ИМХО описка (или писал человек по памяти, как запомнил в молодости на слух)
denis написал:
Оригинальное сообщение #215629
не путайте маразм со склерозом
denis, это Вам не Политпросвет, здесь люди делом заняты, а не митингами.
denis написал:
Оригинальное сообщение #215632
Это как раз мемуарчик из той же серии которые так любили издавать в советское время, о царских сотрапах бездарях и прочее и прочее. и то что они не были опубликованы говорит о том что уж очень коряво написаны даже для таких целей не годны.
Эти мемуарчики человек писал сам. Никто ему их не заказывал и не указывал как писать. Как мог, так и сделал. Если Вам не нравится, не ходите на эту ветку. Пользы в этом обсуждении от Вас нет, а флуда на форуме и так хватает.
denis написал:
Оригинальное сообщение #215632
Это как раз мемуарчик из той же серии
Все воспоминания субъективны как исторический источник. Вообще все, а не только те, которые "так любили издавать в советское время"! Для того и существует дисциплина источниковедение, которая разрабатывает методы их анализа
denis написал:
Оригинальное сообщение #215632
и то что они не были опубликованы говорит о том что уж очень коряво написаны даже для таких целей не годны
Написаны коряво, спору нет. Ну так не всем же быть писателями! Что, по-Вашему, лучше было старику не вспоминать свою службу на крейсере "Громобой"? Так помереть...
denis написал:
Оригинальное сообщение #215632
Непрофессионалам Вы замутите мозги
Извиняйте, но это гораздо лучше меня телевидение сделает. Опоздал-с-с
denis написал:
Оригинальное сообщение #215893
Пока по моему мнению что это очень сомнительный источник
Но не перестает из-за этого быть источником, верно? Если, конечно, кто-нибудь не докажет его несомненную поддельность. Хотя и тогда это будет источник, только не совсем по РЯВ, а скорее по ее восприятию современниками. Там у автора несколько страниц посвящены общему обзору войны, чтение ужасно увлекательное ))))
denis написал:
Оригинальное сообщение #215893
Если Вы все же решите их издавать
Это не мне решать. Но выше я уже написал: целиком - вряд ли
denis написал:
Оригинальное сообщение #215893
Плохо выразился наверно, я о фактологии, а не о филологии
Слухи - да, могут быть недостоверны. Но ведь воспоминания не из одних слухов состоят.
А приведенные там факты пока никто не опроверг. Например, Трусов хвалит многих офицеров: Макарова, Попова, Князева (даже очень, как своего командира в учебно-минном отряде), Анжу, Навражина, Жерве, Сергеева 1-го, Саукевича, и дает отрицательные отзывы о Пароменском, Покровском, Киткине, Плонском, Игнатьеве, Артшвагере и Болотникове. Но характеристики - на совести писавшего воспоминания нижнего чина. Реальность этих людей в тех обстоятельствах места и времени сомнению вроде не подвергается
Отредактированно Леонид (07.04.2010 14:40:49)
denis написал:
Оригинальное сообщение #215893
Телевидение уже рассказывало об этих мемуарах?
Я не о мемуарах, а о промывке мозгов. Но это мы уклонились от обсуждаемой темы...