Вы не зашли.
Merlin2 написал:
#1337795
Ст. 58-3. Контакты с иностранным государством в контрреволюционных целях или отдельными его представителями, а равно способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с Союзом ССР в состоянии войны или ведущему с ним борьбу путём интервенции или блокады карается расстрелом. Т.е. формально по действовашему на тот момент законодательству Лунин - прав.
Вот уж действительно, была бы статья, а человек найдется.
Но видите ли, статья это конечно хорошо, но попадает ли человек под эту статью, а если попадает, то какого заслуживает наказания, решает суд, а не отдельные личности с автоматом в руках.
Merlin2 написал:
#1337799
#1337795
в тех советских крестьян
точнее - колхозников.
Ээ.. уж не хотите ли Вы сказать, что РККА расшифровывается как Рабоче-Колхозная Красная Армия?
igor написал:
#1337838
Зачем Лунин по ним стрелял, надо выяснять из донесения Лунина, а не на основании данных о норвежских уловах. Судя по тому, что в "Хронике" написано - "2 из них под фашистским флагом", вряд ли он думал, будто это мирные норвежские рыбаки и из-за этого их атаковал.
Норвежцы так описывают этот эпизод.
Лунин настиг группу рыбацких мотоботов западнее острова Сенья. Это место, называемое Свенсгрунн - богатый промысловый район близ Тромсе.
Норвежцы не ожидали беды, спокойно занимались промысловым делом, немцы разрешали рыбачить вблизи побережья. Неожиданно из глубины моря вынырнула неизвестная подводная лодка и раздались выстрелы.
Вот как трактует дальнейшие события норвежская сторона.
Первой жертвой стало рыболовное судно "Хавегга" с экипажем из семи человек. Капитан Альвер застопорил ход, поднял флаг, указывая, что он норвежец, и приказал готовить спасательную шлюпку. Лодка, приближаясь, вела орудийный огонь, но только 10-й или 11-й снаряд разнес носовую часть. Трое рыбаков были убиты, трое ранены. Альвер, чтобы быстрее оказать раненым помощь, направил катер к берегу. С подлодки обстреляли его из автоматического оружия и ранили. Он застопорил машину и вскоре различал на мостике пятерых вооруженных людей в плащах-накидках и направленные на него пистолеты. Оценив со стороны дело рук своих, подводники двинулись дальше.
С соседнего мотобота "Барен" внимательно наблюдали за происходящим на море - 55-летний Кристофферсен, трое сыновей и два помощника. От греха подальше решили покинуть район. С лодки дали очередь из пулемета и просигналили, из чего норвежцы поняли, что им следует идти не к берегу, а в открытое море.
Третий мотобот "Эйстейн" застопорил ход, когда лодка была в ста метрах. Рыбаки подумали, что у них просят свежей рыбы. С такой близкой позиции первый же 100-мм снаряд разворотил корму, три последующих довершили дело. Пять рыбаков погибли, один был ранен.
Четвертый мотобот "Скрейн" не пытался бежать. Всю команду - семь человек - под угрозой оружия заставили перейти на лодку. Их допросили. Русских интересовали минные поля в Анд-фьорде.
Последним североморцы атаковали судно "Фрейя", тянувшее трал. С близкого расстояния два снаряда поразили цель. Один попал в борт ниже ватерлинии, и мотобот стал тонуть. Из команды пострадали два человека, один погиб, второй был ранен в спину и бедро. Всех живых подобрал мотобот "Йюда", не подвергшийся нападению.
Подводники сообщили о четырех потопленных мотоботах. По сведениям норвежцев, потоплен один и два повреждены, 9 рыбаков убиты.
Уцелевшие мотоботы вернулись домой, с живыми и мертвыми, в поселок Грюллефьорд.
https://b-port.com/smi/2/492/9223.html
Unforgiven написал:
#1337863
Не то чтоб я спорил, я знаю, Вы в теме, но.
Я уже выше написал, что не буду биться об заклад - документального подтверждения не имею. Однако, не знаю ни одного парохода, который вез бы из Киркенеса никель. Может, такие и были - особенно в 1941 и 1942, я слабо ориентируюсь в подробностях конвойного движения и загрузки пароходов в это время. В 1944 г. не возили точно, в 1943 г. - почти точно.
igor написал:
#1337838
Через т.н. северные моря не вывозили. Ни через Петсамо, ни через Киркенес.
Я Севером занимался эпизодически и фрагментарно. Но Клод Юан в книге La Marine Sovietique en Guerre. I. Arctique пишет, что через Киркенес вывезли 113589 т никелевой руды (minerai) и 14145 т никеля [обогащенной руды?]. Эти данные ошибочны?
Он пишет, что немцы ожидали потерь при перевозке в размере 1/3, но ни одно судно не было потеряно. А вот при перевозке железной руды "советы" потопили 4 парохода (Else Marie, Michael, Sturzsee, Curityba).
Unforgiven написал:
#1337863
Плохое состояние морских причалов и дороги на Петсамо побудили немцев восстановить разрушенный во время войны мост Колттакёнккя, расширить расположенный на норвежской стороне участок дороги и приспособить порт Киркенес для отправки руды.
Отсюда никелевая руда на кораблях перевозилась вдоль норвежского побережья в Германию.
Лишь осенью 1942 г. было завершено строительство электростанции в Янискоски и плавильня в Колосъйоки, что позволило отказаться от перевозок породы, занимавшей много места, в пользу более легкого полуфабриката.
Вся производственная деятельность после этого существенно улучшилась и вышла на совершенно новый уровень.
ага, спасибо вы первый цитату нашли. Я ж помню что читал у финна про вывоз никеля морем...
Unforgiven написал:
#1337865
решает суд,
не только. Можно было и во внесудебном порядке - через ОСО...
Unforgiven написал:
#1337865
уж не хотите ли Вы сказать
не хочу. Вы правы, были же еще и совхозы...
Unforgiven написал:
#1337867
Норвежцы так описывают
А вам не встречались данные по улову - сколько они ловили в год? В частности за 41 год...
А. Кузнецов написал:
#1337879
Клод Юан в книге La Marine Sovietique en Guerre. I. Arctique пишет, что через Киркенес вывезли 113589 т никелевой руды (minerai) и 14145 т никеля [обогащенной руды?]. Эти данные ошибочны?
Он пишет, что немцы ожидали потерь при перевозке в размере 1/3, но ни одно судно не было потеряно. А вот при перевозке железной руды "советы" потопили 4 парохода (Else Marie, Michael, Sturzsee, Curityba).
Спасибо большое! а книжка есть в эл. виде???
Merlin2 написал:
#1337887
Спасибо большое! а книжка есть в эл. виде???
Не встречал. У меня на полке стоит
А. Кузнецов написал:
#1337879
Эти данные ошибочны?
Я их не могу ни опровергнуть, ни подтвердить. В 1944 г. не возили.
На данный момент я уверен, что никель не возили через Петсамо. Про Киркенес не уверен. Раз Юан писал, наверное что-то имел - какие-то статистические документы. А разбивки по годам у него нет?
igor написал:
#1337896
А разбивки по годам у него нет?
Вечером посмотрю. Вообще он по документам писал, у него именно аналитическая книжка. Сжато, но максимально информативно, куча таблиц. Схемы боёв прямо из немецких документов.
Насколько помню, встречал у него какие-то ошибки, но без этого никто не обходится. И с нашими данными у него есть проблемы, наверное. Но по замыслу книжка находится на верном пути к идеалу. Во всяком случае, мне так казалось, когда я ее читал лет 20 назад.
igor написал:
#1337896
На данный момент я уверен, что никель не возили через Петсамо.
Так про Петсамо никто и не спорил.
А вообще, Вы не находите, что это странно.
То, что никель в Германию поставлялся, это точно.
Железную руду возили, почему никелевую через Киркинес нельзя?
Вы же сами пишете
igor написал:
#1337838
Железную руду из Бьорневатна через Киркенес возили в небольших количествах
И еще
А. Кузнецов написал:
#1337879
при перевозке железной руды "советы" потопили 4 парохода (Else Marie, Michael, Sturzsee, Curityba).
Какой смысл возить руду на грузовиках за сотни км, а потом перегружать на суда?
Может просто в документах железная и никелевая руда не особо разделяются?
Merlin2 написал:
#1337887
Вы правы, были же еще и совхозы...
Более того, была еще и Коституция.
Глава I ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.
Merlin2 написал:
#1337887
Можно было и во внесудебном порядке - через ОСО...
Вы отчасти правы.
Взятых в плен норвежских моряков, впрочем не взятых в плен, они не военные, захваченых норвежских моряков, отправили в лагеря.
Освободили их только в 1946 после требований норвежской стороны, и освободили только четверых, трое к тому времени уже умерли в лагерях.
Unforgiven написал:
#1337938
Какой смысл возить руду на грузовиках за сотни км, а потом перегружать на суда?
В северной Финляндии месторождения железной руды были. Может, через Киркенес возили, когда Ботнический залив замерзал, или с каких-то рудников до Киркенеса удобнее возить было.
Unforgiven написал:
#1337938
Может просто в документах железная и никелевая руда не особо разделяются?
Не знаю. как в документах. М.б. кто-нибудь знает, где эти данные, и посмотрит. А мне искать нужно, и не совсем понятно где.
Но у Юана никель отдельно, железная руда (minerai de fer) отдельно.
А. Кузнецов написал:
#1337955
В северной Финляндии месторождения железной руды были. Может, через Киркенес возили, когда Ботнический залив замерзал, или с каких-то рудников до Киркенеса удобнее возить было.
Я ж писал про это. Через Киркенес абсолютно точно возили концентрат железной руды, добытый рядышком с городом, в Бьорневатне. Про него я данные имею: в 1940 г. добыто 783 000 т, из которых комбинат Сёр-Варангер, который много раз встречали те, кто читал в ЖЖ мои посты про Киркенес - Петсамо, сделал 356 000 т концентрата. В том же году вывезли 180 000+ т. В 1941 г. сделали уже 323 000 т концентрата, а вывезли 167 792 т. Остальное, я так понимаю, было складировано. В 1942 г. сделали только 8800 т концентрата (добыча 45600 т руды, потом шахты и комбинат закрыли. Я читал почему, но уже забыл - от Северной темы в последние годы сильно отдалился. В 1944 г. шахты и комбинат заработали снова, вырыли 85650 т руды, сделали 39700 т концентрата, но потом летом всех разбомбили и снова это дело прекратили. Однако перевозки железной руды, вернее, концентрата, продолжались и в 1942 (310722 т), и в 1943 (171290 т). Даже в 1944 50000 т вывезли.
Цифры из работы Тревора Ллойда.
А. Кузнецов написал:
#1337955
Может, через Киркенес возили, когда Ботнический залив замерзал, или с каких-то рудников до Киркенеса удобнее возить было.
Так и я об этом.
Зачем возить за сотни км и там все равно перегружать на суда, если можно отвезти в Киркинес, который совсем рядом.
Если бы была ж.д. Петсамо - Рованиеми, тогда еще ладно, а так...
А. Кузнецов написал:
#1337955
Но у Юана никель отдельно, железная руда (minerai de fer) отдельно.
Не, ну в серьезной книге, конечно.
igor написал:
#1337969
Я ж писал про это. Через Киркенес абсолютно точно возили концентрат железной руды, добытый рядышком с городом, в Бьорневатне.
Так я потому и удивляюсь.
И еще
igor написал:
#1337838
Железную руду из Бьорневатна через Киркенес возили в небольших количествах
igor написал:
#1337969
В 1941 г. сделали уже 323 000 т концентрата, а вывезли 167 792 т.
В "небольших количествах", это как сказать.
А. Кузнецов написал:
#1337879
Arctique пишет, что через Киркенес вывезли 113589 т никелевой руды (minerai) и 14145 т никеля [обогащенной руды?].
В смысле то, что для железной руды небольшое, для никелевой очень даже наоборот.
Сами посудите, только в 1941 вывезли 167 792 т концентрата железной руды, т.е. больше чем никелевой за всю войну.
Merlin2 написал:
#1337887
А вам не встречались данные по улову - сколько они ловили в год? В частности за 41 год...
Да нет, на том сайте только про эпизод с рыбаками.
http://www.skrolsvika.no/historie/bater/oistein-1936/
Øistein тот, что справа.
Unforgiven написал:
#1337979
В "небольших количествах", это как сказать.
Через Нарвик миллионами тонн вроде везли.
igor написал:
#1337969
Я ж писал про это. Через Киркенес абсолютно точно возили концентрат железной руды, добытый рядышком с городом, в Бьорневатне
Понятно, спасибо
igor написал:
#1337896
А разбивки по годам у него нет?
Вот, нашел:
1943:
пр-ство: 222497 т руды, 7932,16 т никеля (видимо, концентрата)
вывезено через Киркенес 73161 и 4891,75
вывезено по Балтике 0 + 1515,44
1944:
пр-ство 165118 + 9057,62
вывезено через Киркенес 40407 + 9253,93
по Балтике не вывозили
Сумма по руде чуть-чуть не бьется почему-то
А. Кузнецов написал:
#1338069
1944:
пр-ство 165118 + 9057,62
вывезено через Киркенес 40407 + 9253,93
по Балтике не вывозили
Спасибо.
В общем-то иначе и быть не могло. Если железную руду вывозили через Киркинес, то и никелевую должны были.
А. Кузнецов написал:
#1338069
Сумма по руде чуть-чуть не бьется почему-то
В смысле?
Unforgiven написал:
#1338133
В смысле?
1943+1944 = 73161+40407=113568
А итоговая цифра = 113589
То ли у Юана опечатка, то ли он брал цифры из разных документов, но получилась разница 21 т.
igor написал:
#1338002
Через Нарвик миллионами тонн вроде везли.
Так я разве возражаю?
Там ж.д. и расстояние небольшое.
Я про то, что в 1943 вывели 171290 т концентрата железной руды это действительно немного, для железной руды.
Но никелевой было вывезено 73161 т, т.е в два с лишним раза меньше.
igor написал:
#1337875
Однако, не знаю ни одного парохода, который вез бы из Киркенеса никель.
А пароходы, которые везли железную руду Вам известны?
А. Кузнецов написал:
#1338135
То ли у Юана опечатка, то ли он брал цифры из разных документов, но получилась разница 21 т.
Да, что-то я не собразил.
А про 1942 у него есть информация?
По идее тоже должны были вывозить.
Unforgiven написал:
#1338138
А про 1942 у него есть информация?
По идее тоже должны были вывозить.
Пишет, что история с никелем началась в 1943.
Unforgiven написал:
#1337865
РККА расшифровывается как Рабоче-Колхозная Красная Армия?
- Шкотовский УР (3-й стрелковый полк в деревне Крым и отдельный Романовский колхозный пулеметный батальон в поселке Смоляниново - впоследствии реорганизованный в 62-й отдельный пулеметный батальон; https://www.proza.ru/2015/08/03/1817
Колхозные части РККА
Первые строчки приказа РВС СССР о формировании корпуса:
"Сов.секретный приказ
РВС СССР
№ 0015 от 20 марта 1932 г.
1. Сформировать на территории ОКВДА с подчинением РВС ОКДВА Особый Колхозный корпус в составе: Управления корпуса, корпусных частей, 3-х стрелковых и одной кавалерийской дивизии общей численностью до 60 тысяч человек с дислоцированием:
Управление корпуса - Хабаровск;
1-я Колхозная стрелковая дивизия - Барабаш, Н.Уссурийск, Гродеково, Спасское, Шмаковка;
2-я Колхозная стрелковая дивизия - ст.Вяземская, Иман, Хабаровск, Михайло-Семеновское, Екатерино-Никольское;
3-я Колхозная стрелковая дивизия - ст.Бочкарево, Инокентьевка, Екатериновка;
4-я Колхозная кавалерийская дивизия - ст.Борзя, Тургинский, Дураевская, зав.Нерчинский.
2. Формирование корпуса произвести в две очереди:"
Основными задачами корпуса были:
1. Создание в приграничной полосе Дальневосточного края ряда опорных военных пунктов, усиливающих обороноспособность края.
2. Содействие экономическому и культурному росту Дальневосточного края – организацией сети высококультурных колхозов.
"Он создавался для того, чтобы укрепить безопасность советских границ, освоить богатейшие целинные и залежные земли, обеспечить войска продовольствием, значительно сократить ввоз хлеба и мяса из Сибири на Дальний Восток, развивать экономику края. Это было уникальное, в своем роде, крупнейшее тыловое воинское формирование, сыгравшее неоценимую роль в освоении Дальнего Востока". https://ksologub.livejournal.com/150069.html
Отредактированно helblitter (08.02.2019 17:47:41)
Unforgiven написал:
#1338136
А пароходы, которые везли железную руду Вам известны?
Некоторые известны.