Сейчас на борту: 
John Smith,
Prinz Eugen,
Алекс
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4 … 30

#26 04.02.2014 22:41:53

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 10095




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #791730
Это фрагмент главы книги А. Кузьмин

Извиняюсь, пропустил

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #791730
Некоторые моменты конструктора и тактики 30х видели очень точно и верно,но нельзя быть гением во всём,тут они не угадали.

Что "не угадали", все-таки спорный момент. Конструкторы отрабатывали ТЗ на ТКА, а не на универсальный артиллерийско-минный корабль дальнего радиуса.  Что им заказали, то и построили с учетом имеющихся комплектующих.
Во-вторых, нельзя забывать про имевшийся уровень советской промышленности, который заставлял выбирать - или легкий быстроходный ТКА малого радиуса, или универсальный корабль, который был уже ближе к СКР или миноносцу. Этому причиной и имевшиеся в наличии моторы, и отсутствие подходящей артиллерии для декларируемого Кузьминым катера с мощным артвооружением, ну и различия в стоимости постройки.
Да и по-моему использовать ТКА для высадки десантов и поражения артиллерией целей на берегу все-таки не совсем верно. Флот в идеале должен быть сбалансированным, где десант высаживаю и стреляют по берегу корабли соответствующих классов. А то, что все эти задачи выполняли ТК - как говорится, не от хорошей жизни, а вынужденно.

Отредактированно vas63 (04.02.2014 22:45:36)


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

#27 04.02.2014 22:49:46

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7771




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

vas63 написал:

Оригинальное сообщение #791739
или легкий быстроходный ТКА малого радиуса

Который можно перевозить по жд, что для страны, имеющей 4 отдельных флота - крайне важно.


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

#28 04.02.2014 23:02:04

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

2

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #791730
"Товарищи,первоисточники надо изучать!"(с)

Стопудово. Вот, например, что пишут по поводу артвооружения в 1932 г.

http://s020.radikal.ru/i721/1402/68/6800c493e3adt.jpghttp://s019.radikal.ru/i619/1402/4d/bc35ff0ebed6t.jpghttp://s58.radikal.ru/i160/1402/df/7a9290fbcebat.jpg

На мой взгляд, достаточно исчерпывающе - первое, а значит главное назначение это самооборона от самолетов.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#29 04.02.2014 23:11:29

han-solo
Гость




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #791749
На мой взгляд, достаточно исчерпывающе - первое, а значит главное назначение это самооборона от самолетов.

Безусловно.Это проходит по большинству советских книг 20-30х и этот подход прослеживается чётко.Подтверждение мы видим в составе вооружения советских торпедных катеров до 1941,впрочем по нему ещё надо пройтись и разобрать,что и почему менялось за рассматриваемый период до войны.

#30 04.02.2014 23:26:17

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #791753
впрочем по нему ещё надо пройтись и разобрать,что и почему менялось за рассматриваемый период до войны.

Пройдитесь, разберитесь, если есть по чему. Могу предложить Вашему вниманию лист из отчета БТКА КБФ за 1941 г.

http://s020.radikal.ru/i722/1402/5c/5009435bd67ct.jpg

Фактически, установка ДШК на рубке произошла не в начале войны, как написано в документе, а чуть раньше ее начала, за пару месяцев, поскольку ДШК можно видеть на фото трофейного ТКА №47, захваченного немцами после боя у Либавы 27.6.1941 г.

Если честно, я уже давно разработал всю эту тему, вот только времени описать все это и опубликовать нет...

Отредактированно Botik Petra Velikogo (04.02.2014 23:27:44)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#31 05.02.2014 00:39:01

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #791749
Вот, например, что пишут по поводу артвооружения в 1932 г.

Весьма интересно. Только непонятно, от каких самолетов какого врага в 32-м должны были отбиваться советские катера со столь малым радиусом действия. Г-5 тогда еще был опытным образцом ГАНТ-5.

Отредактированно CAM (05.02.2014 00:55:22)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#32 05.02.2014 01:46:03

han-solo
Гость




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

Андрей Рожков написал:

Оригинальное сообщение #791742
Который можно перевозить по жд, что для страны, имеющей 4 отдельных флота - крайне важно.

Перевозить можно,а воевать...

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #791762
Пройдитесь, разберитесь, если есть по чему.

Сразу оговорюсь;в архивах не работал и доступа к экслюзивам или секретам не имел.В данной проблеме надеюсь лишь на скромный опыт судостроителя,скромное военное образование(я хоть и спасатель,изучал несколько арткомплексов,но лишь 2М-3 детально),общение с практиками-моряками(в том числе и с участниками БД) и конечно на информацию открытых книг 20-30х.Не больше.Надеюсь что-то толковое скажу,а может и нет.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #791762
Могу предложить Вашему вниманию лист из отчета БТКА КБФ за 1941 г.

Спасибо,интересно.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #791762
Фактически, установка ДШК на рубке произошла не в начале войны, как написано в документе, а чуть раньше ее начала, за пару месяцев, поскольку ДШК можно видеть на фото трофейного ТКА №47, захваченного немцами после боя у Либавы 27.6.1941 г.

Фотографии видел,работа на флоте велась и опыт применяли.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #791762
Если честно, я уже давно разработал всю эту тему, вот только времени описать все это и опубликовать нет...

Будем ждать.:)

CAM написал:

Оригинальное сообщение #791787
Весьма интересно. Только непонятно, от каких самолетов какого врага в 32-м должны были отбиваться советские катера со столь малым радиусом действия. Г-5 тогда еще был опытным образцом ГАНТ-5.

В опытный образец закладывали вполне конкретные задачи,и от него требовали их выполнение.Какие враги?В книгах того времени всё чётко и понятно:например на Чёрном море это самолёты Румынии,Болгарии и Турции как минимум,а в случае войны всеобщей:как минимум эскадра англичан,как в ГВ.В первую очередь под отражение английских интервентов и затачивались наши ТК,а этот противник имел и неплохие гидросамолёты берегового и корабельного базирования,да и авианосную авиацию...

Отредактированно han-solo (05.02.2014 01:47:49)

#33 05.02.2014 09:23:42

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #791787
Весьма интересно. Только непонятно, от каких самолетов какого врага в 32-м должны были отбиваться советские катера со столь малым радиусом действия. Г-5 тогда еще был опытным образцом ГАНТ-5.

Да от любых самолетов, которые могли бы летать с финских, эстонских или румынских аэродромов. Не будем забывать и о наличии авианосцев у англичан.
Что же касается самих катеров, то до Г-5 были четыре серии Ш-4.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#34 05.02.2014 15:59:45

han-solo
Гость




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

vas63 написал:

Оригинальное сообщение #791739
Конструкторы отрабатывали ТЗ на ТКА, а не на универсальный артиллерийско-минный корабль дальнего радиуса.  Что им заказали, то и построили с учетом имеющихся комплектующих.

Конструкторы действительно отрабатывали ТЗ,а вот тактики задачи на универсальный корабль не дали.Возможно полагали что задачи не свойственные торпедным катерам лучше выполнят "МО".

vas63 написал:

Оригинальное сообщение #791739
Во-вторых, нельзя забывать про имевшийся уровень советской промышленности, который заставлял выбирать - или легкий быстроходный ТКА малого радиуса, или универсальный корабль, который был уже ближе к СКР или миноносцу. Этому причиной и имевшиеся в наличии моторы, и отсутствие подходящей артиллерии для декларируемого Кузьминым катера с мощным артвооружением, ну и различия в стоимости постройки.

Согласен.В реальности наши моряки и пошли таким путём:торпедные катера+ некоторое количество универсальных СКР.Промежуточные "лидеры" торпедных катеров не пошли.

vas63 написал:

Оригинальное сообщение #791739
Да и по-моему использовать ТКА для высадки десантов и поражения артиллерией целей на берегу все-таки не совсем верно. Флот в идеале должен быть сбалансированным, где десант высаживаю и стреляют по берегу корабли соответствующих классов. А то, что все эти задачи выполняли ТК - как говорится, не от хорошей жизни, а вынужденно.

Отсутствие баланса сил и средств была у многих флотов мира,наш не оказался исключением.Всё-таки доктрина была оборонительной,предполагалось вторжение неприятельских флотов,которые надо было отражать всеми имеемыми средствами,причём неприятель прийдёт сам к нашим берегам.В этом случае малая дальность Г-5 непомеха,ну а высадку десантов при подавляющем превосходстве противника не планировали.В этом свете десантные и не могли появиться,пришлось действовать по принципу:"Когда нет того,что надо,воспользуйся тем что имеешь"
(с)

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #791762
Фактически, установка ДШК на рубке произошла не в начале войны, как написано в документе, а чуть раньше ее начала, за пару месяцев, поскольку ДШК можно видеть на фото трофейного ТКА №47, захваченного немцами после боя у Либавы 27.6.1941 г.

Да,на снимках этого катера чётко видно:турель ДШК явно штатная,а вот носовую установку ДА-2 перед люком моторного отсека видимо не успели поставить.Катер видимо ХI серии?

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #791762
лист из отчета БТКА КБФ за 1941 г.

Очень информативный документ!Немцы подтверждают потерю двух самолётов?
"...при чём на стволе ДА-2 силами личного состава приспособлены ружейные мортирки Дьяконова."(с)Никогда про такое не слышал.Установить ружейные мортирки не так сложно на стволах ДА-2,гранаты приспособлены для стрельбы боевым патроном(граната имела затыкатель газов в центральной трубке),но вес двух мортирок-2,6 кг+две гранаты-0,7 кг увеличивают нагрузку на стрелка.Кроме того мортирка не имела фиксации гранат и стволы приходилось держать под большим углом,да и попасть в движущуяся цель трудновато.Но видимо это был единственно доступный вариант усиление вооружения и его воплотили в жизнь.

Отредактированно han-solo (05.02.2014 16:30:55)

#35 05.02.2014 16:02:57

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7771




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #791797
Перевозить можно,а воевать...

Понадобилась война, что бы понять это.


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

#36 05.02.2014 17:44:20

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13847




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #791753
.Это проходит по большинству советских книг 20-30х и этот подход прослеживается чётко.Подтверждение мы видим в составе вооружения советских торпедных катеров до 1941,впрочем по нему ещё надо пройтись и разобрать,что и почему менялось за рассматриваемый период до войны.

а зачем тогда в СССР строили сотни глиссирующих торпедных катеров? Все дело в советских адмиралах, для которых британский Гранд-Флит был постоянной головной болью. Они всерьез думали, что британское Адмиралтейство будет действовать в 1920–1930-х так же, как в Севастополе в 1854 году или в Александрии в 1882-м. То есть британские линкоры в штиль и ясную погоду подойдут к Кронштадту или Севастополю, а японские линкоры – к Владивостоку, станут на якорь и учинят баталию по «регламенту Госта».

И тут-то на вражескую армаду налетят десятки самых быстрых в мире торпедных катеров типа Ш-4 и Г-5. При этом часть их будет радиоуправляемыми. Аппаратура для таких катеров была создана в «Остехбюро» под руководством Бекаури.

В октябре 1937 года было проведено большое учение с применением радиоуправляемых катеров. Когда соединение, изображающее вражескую эскадру, появилось в западной части Финского залива, более 50 радиоуправляемых катеров, прорвав дымовые завесы, устремились с трех сторон на корабли противника и атаковали их торпедами. После учения дивизион радиоуправляемых катеров получил высокую оценку командования. http://topwar.ru/2224-oshibka-inzhenera-tupoleva.html

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #791753
надо пройтись и разобрать,что и почему менялось за рассматриваемый период до войны.

Завод им. Марти, начиная с V серии (первые четыре серии – это катера Ш-4), перешел на производство Г-5 (так назывались серийные катера АНТ-5). Позже Г-5 стали строить и на заводе № 532 в Керчи, а с началом войны завод № 532 эвакуировали в Тюмень, и там на заводе № 639 также приступили к строительству катеров типа Г-5. Всего был построен 321 серийный катер Г-5 девяти серий (с VI по XII, включая XI-бис).

Торпедное вооружение у всех серий было одинаково: две 533-мм торпеды в желобковых аппаратах. А вот пулеметное вооружение постоянно менялось. Так, катера VI–IX серий имели по два 7,62-мм авиационных пулемета ДА. Следующие серии имели по два 7,62-мм авиационных пулеметов ШКАС, отличавшихся большей скорострельностью. С 1941 года катера стали оснащать одним-двумя 12,7-мм пулеметами ДШК. http://topwar.ru/2224-oshibka-inzhenera-tupoleva.html
Мнение командующих сухопутных родов войск высказал начальник Штаба РККА М.Н. Тухачевский: «Нужно сказать, что Морской флот играет чисто вспомогательную роль при выполнении наших действий, т.е. сухопутная армия и воздушный флот – вот основные киты, на которых будет зиждиться фактиче¬ски наша оборона. Чем больше средств мы здесь сосредоточим, тем больше вы¬играет дело обороны… Тот вред и те осложнения, которые связаны с дейст¬виями империалистических крупных флотов, которое мы можем оказать нашим линейным флотом, недостаточны, чтобы тратить на него такие большие сред¬ства потому, что морской флот должен быть ограничен теми средствами, кото¬рыми мы должны бороться с нашими приграничными государствами». В ответ решительно выступил начальник Морских Сил РККА Р.А. Муклевич: «Мы в течение целого столетия не наблюдали ни одной державы, которая выступила бы с таким предложением, с которым выступил Михаил Николаевич, – упразд¬нить флот. Нигде ни одна страна флота не упраздняла и не упразднит». http://livenzev.sitecity.ru/ltext_15112 … 2011194633


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#37 05.02.2014 18:08:02

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

Опять началось заваливание копипастой - бессмысленной и беспощадной.
Желобковые аппараты форева!

Фактически же ШКАС на ТКА никогда не стояли. Ни один из Г-5 ни на одном из флотов до 1943 г. двух ДШК не имел.
Торпедное вооружение тоже не было совсем уж одинаковым. Аппараты катеров до 10-й серии были оснащены для стрельбы торпедами 53-27 и только с 10-й серии - 53-38. Уже в ходе войны старые ТКА получили возможность стрелять 53-38.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#38 05.02.2014 19:25:38

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #791976
И тут-то на вражескую армаду налетят десятки самых быстрых в мире торпедных катеров типа Ш-4 и Г-5. При этом часть их будет радиоуправляемыми.

До середины 1930ых гг. массированная атака десятков Ш-4 и Г-5 с использованием дымовых завес и во взаимодействии с нашей авиацией и береговыми батареями могла оказаться эффективной. Радиоуправляемые катера тоже имели свой потенциал как диверсионное средство.


С уважением.

#39 05.02.2014 20:40:14

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #792021
До середины 1930ых гг. массированная атака десятков Ш-4 и Г-5 с использованием дымовых завес и во взаимодействии с нашей авиацией и береговыми батареями могла оказаться эффективной.

На чем основано такое утверждение?

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #791976
Они всерьез думали, что британское Адмиралтейство будет действовать в 1920–1930-х так же, как в Севастополе в 1854 году или в Александрии в 1882-м. То есть британские линкоры в штиль и ясную погоду подойдут к Кронштадту или Севастополю, а японские линкоры – к Владивостоку, станут на якорь и учинят баталию по «регламенту Госта».

Это что-то типа боя у Моозундских о-вов 27 сентября 1941, когда "Эмден", "Лейпциг" с 3 миноносцами обстреливали береговые батареи, а на них напали 4 ТКА Гуманенко? Вот плохо знаком с подробностями, не знаю, насколько катера атаковали скоординировано, но дело было на рассвете и их на подходе обнаружили с воздуха.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#40 05.02.2014 21:20:54

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

Описание упоминаемой атаки в советской историографии. http://militera.lib.ru/h/horkov/07.html

27 сентября 1941 г. немецко-фашистские войска начали очередной штурм позиций советских частей, оборонявшихся на перешейке п-ова Сырве (Сворбе). Остров Сарема (Эзель) практически уже был захвачен противником, и советские части оборонялись только в районе береговых батарей КБФ, которые своим огнем сдерживали наступление врага на сухопутном направлении. Отсутствие у неприятеля достаточного количества артиллерии для прорыва линии обороны и подавления береговых батарей заставило его привлечь для этого крупные боевые корабли. Артиллерийскую поддержку гитлеровским войскам, ведущим бои на о. Сарема, оказывали крейсера «Лейпциг», «Кёльн», «Эмден», эскадренные миноносцы, тральщики и другие корабли.
Для очередного обстрела в б. Лыу, расположенную в западной части острова, вечером 26 сентября вошли вспомогательный крейсер, пять эскадренных миноносцев и несколько больших торпедных катеров врага. Крейсер вел огонь, став в бухте на якорь, а эскадренные миноносцы — маневрируя по бухте. Советские береговые батареи вынуждены были перенести огонь на корабли врага. Используя это обстоятельство, на рассвете 27 сентября пехота противника при поддержке танков и полевой артиллерии начала атаку позиций советских войск. Необходимо было заставить корабли врага прекратить стрельбу по берегу и дать возможность береговым батареям включиться в борьбу с сухопутными силами противника, а наши части оградить от удара со стороны моря. В 8 ч 30 мин комендант береговой обороны острова генерал-лейтенант Л. Б. Елисеев приказал командиру отряда 2-го дивизиона торпедных катеров, базировавшегося на б. Мынту на юго-восточном побережье острова, капитан-лейтенанту В. П. Гуманенко выйти в район действия кораблей противника и атаковать их.
В 9 ч 35 мин «ТКА-67» (командир главный старшина А. И. Афанасьев), «ТКА-83» (командир лейтенант П. Н. Кременский), «ТКА-111» (командир лейтенант Б. П. Ущев) и «ТКА-164» (командир лейтенант В. Д. Налетов) вышли из б. Мынту в район выполнения поставленной задачи. Под прикрытием истребителей в 10 ч они обогнули п-ов Сырве и легли на курс 338°, ведущий к [181] б. Лыу. Прикрытие оказалось своевременным, так как гитлеровские самолеты дважды пытались нанести по торпедным катерам бомбоштурмовой удар. Благодаря умелым и смелым действиям летчиков-истребителей самолеты противника не смогли пробиться к цели. В воздушном бою один самолет врага был сбит и один поврежден. Чтобы отвлечь внимание противника от катеров, приближавшихся с юга, береговые батареи усилили огонь по кораблям неприятеля. Это позволило советским катерам подойти к кораблям противника на дистанцию 20-25 каб.
В 10 ч 25 мин по сигналу командира отряда, находившегося на «ТКА-111», катера дали полный ход и начали атаку (схема боя показана на рис. 7.1). Впереди несколько левее других шел «ТКА-67». В 10 ч 27 мин он развернулся вправо и, следуя вдоль строя вражеских кораблей, начал постановку дымовой завесы. Фашисты перенесли огонь с берега на катера, сосредоточив его на «ТКА-67». Дымовая завеса, поставленная «ТКА-67», скрыла от неприятеля другие катера и не позволила вести по ним прицельный огонь вплоть до их выхода на дистанцию залпа торпедами.
Первым вышел из дымовой завесы «ТКА-83» и в 10 ч 29 мин с дистанции 7 каб дал двухторпедный залп по эскадренному миноносцу. Окутанный дымом и паром корабль противника начал погружаться в воду. Почти одновременно с ним «ТКА-67», закончив постановку дымовой завесы, с дистанции 2-3 каб выстрелил две торпеды по крейсеру, одна из которых попала в цель. Вслед за «ТКА-67» с дистанции 7 каб «ТКА-111» поразил крейсер одной торпедой, а второй — эскадренный миноносец. «ТКА-164» с дистанции 8-10 каб произвел две последовательные атаки сначала по одному, а затем по другому эскадренному миноносцу, выстрелив по ним по одной торпеде. Один из них получил сильные повреждения и потерял ход.
В результате нанесенного торпедного удара в течение 3 мин четыре советских катера потопили два эскадренных миноносца и нанесли тяжелые повреждения вспомогательному крейсеру и эскадренному миноносцу. Однако бой еще продолжался. Гитлеровцы с малых дистанций вели огонь по катерам, которые, выполнив атаки, под прикрытием дымовых завес начали отход к югу. В 10 ч 33 мин снаряд попал в моторное отделение «ТКА-83», он потерял ход и начал тонуть. Подошедший «ТКА-111» быстро [182] снял с тонущего катера экипаж и скрылся в дымовой завесе. Закончив бой, три торпедных катера вернулись в б. Мынту.
После отхода катеров по кораблям противника продолжали стрелять береговые батареи. Наблюдалось несколько взрывов на вспомогательном крейсере и миноносцах. Совместный удар торпедных катеров и береговой артиллерии заставил отряд кораблей врага прекратить обстрел берега и отойти в море. Таким образом, задача, поставленная перед торпедными катерами, была выполнена успешно.
Успех в этом бою определило неожиданное для врага появление советских катеров в районе боевых действий. К началу атаки советских катеров крейсер даже не снялся с якоря. Внезапность атаки была в значительной степени достигнута в результате хорошего взаимодействия с береговыми батареями, которые своим огнем отвлекли внимание неприятеля на себя вплоть до начала атаки катеров. Успеху катерников содействовали летчики-истребители. Они создали надежную противовоздушную оборону, чем способствовали быстрому переходу катеров и сохранению их боеспособности до начала боя. Командиры катеров и командир отряда на всех этапах боя показали высокое тактическое мастерство, которое выразилось в стремительности маневрирования, точности стрельбы торпедами, взаимопонимании в ходе групповой атаки, в умелой постановке дымовых завес и применении торпедного оружия в сложных условиях дневного боя.
Высокое мастерство участников этого боя неоднократно проявлялось ими в десятках последующих боев. Характерно, что трое из них впоследствии были удостоены высшей награды Родины — звания Героя Советского Союза: В. П. Гуманенко, Б. П. Ущев и А. И. Афанасьев.


В этом описании интересны тактические приемы катерников и указанная дистанция стрельбы торпедами.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#41 05.02.2014 21:42:08

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3352




Вебсайт

Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #792045
На чем основано такое утверждение?

Бой планировалось вести на минно-артиллерийской позиции против противника, ослабленного ударами авиации и атаками больших и средних ПЛ, сковываемого минными полями и возможностью атак малых ПЛ. Вражеская авиация до середины 1930-ых была больше из бипланов и гидропланов, РЛС нет вообще, насыщенность автоматическими орудиями минимальная. Шансы есть. Во второй половине 1930-ых, конечно, надо было тему с Г-5 зарубить, но для РККФ любой урок не впрок:(


С уважением.

#42 05.02.2014 22:03:01

han-solo
Гость




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #792060
В этом описании интересны тактические приемы катерников и указанная дистанция стрельбы торпедами.

На деле-то наши катера никого не потопили.Понятно что это было написано для патриотического воспитания,может в тот период так и надо было,не знаю.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #792021
До середины 1930ых гг. массированная атака десятков Ш-4 и Г-5 с использованием дымовых завес и во взаимодействии с нашей авиацией и береговыми батареями могла оказаться эффективной. Радиоуправляемые катера тоже имели свой потенциал как диверсионное средство.

Могла оказаться эффективной,а могла и не оказаться такой,просто реально кроме этого мы могли выставить ещё какое-то количество пл+немножко эсминцев.Выбора особо не было.

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #791976
а зачем тогда в СССР строили сотни глиссирующих торпедных катеров? Все дело в советских адмиралах, для которых британский Гранд-Флит был постоянной головной болью. Они всерьез думали, что британское Адмиралтейство будет действовать в 1920–1930-х так же, как в Севастополе в 1854 году или в Александрии в 1882-м. То есть британские линкоры в штиль и ясную погоду подойдут к Кронштадту или Севастополю, а японские линкоры – к Владивостоку, станут на якорь и учинят баталию по «регламенту Госта».

Вы цитируете А.Широкорада,Вы с ним согласны или это Ваше мнение?Он написал много книг,но в данном случае позвольте высказать своё мнение:здесь он похоже подходит с послезнания(чего у красных военморов не было) и высказывает лично своё мнение,очень не стыкующееся с реальностью.Все мы сейчас можем найти в сети множество советских книг 20-30х и почитать их,дабы понять,опыт каких войн изучали наши моряки и к какой войне готовились.Сарказм по поводу 1854 и 1882-это так,для смазки текста.
  Наши моряки изучали уроки ПМВ,где увы,немцы работали по берегу в Моонзунде,англичане активно по Фландрии и Дарданеллам,кроме того не забудем,что английский монитор обстреливал наши балтийские форты и побережье(на ЧМ тоже).Оснований предполагать что этого не будет в будующем взять откуда?Война показала,что и немцы и англичане не редко производили обстрелы баз,портов и береговых укреплений:первые в Норвегии и на Балтике,вторые практиковались на Средиземном море.Тоесть появление неприятельских кораблей у наших берегов военморы предполагали правильно.
  Далее этот автор в этом высказывании почему-то опустил наш трудный опыт ГВ.Почему?На Балтике англичане показали вполне войну ,вполне современную:активное использование крейсеров и эсминцев,активные минные постановки,действия торпедных катеров и авиации.Даже такие ограниченные силы создали массу проблем.А теперь сопоставте состав английского и советского флота в 30х,тка и пл хоть какой-то ассиметричный ответ.
  Кроме того англичане проводили десантные рейды во Фландрии,высаживали десант в Дарданеллах(большой),да и в гражданскую войну белые десантами много крови попортили.
Потому так много внимания в книгах 20-30х для действия против этих сил,очень не малое внимание оказывается борьбе с десантами и выше перечисленными силами.Мне кажется наши специалисты вполне предполагали характер предстоящей войны,увы,противники и международная обстановка изменялась очень быстро и политическое руководство не редко не акцентировало на этом внимание моряков.

#43 05.02.2014 23:58:04

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #792076
На деле-то наши катера никого не потопили.

Это известно. Но вопрос - на самом ли деле удалось отстреляться торпедами с указанных дистанций и в каком положении к целям находились катера в момент стрельбы.

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #792076
Могла оказаться эффективной,а могла и не оказаться такой,просто реально кроме этого мы могли выставить ещё какое-то количество пл+немножко эсминцев.

Пример атаки средь бела дня налицо. Другой пример - атака катеров Памфри на корабли Цилиакса 12 февраля 1942 года.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#44 06.02.2014 00:18:39

han-solo
Гость




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #792113
Но вопрос - на самом ли деле удалось отстреляться торпедами с указанных дистанций и в каком положении к целям находились катера в момент стрельбы.

Это действительно интересно,тем более мы готовились до войны и к таким атакам.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #792113
Другой пример - атака катеров Памфри на корабли Цилиакса 12 февраля 1942 года.

Да,атаку результативную днём провести трудно.Мягко говоря.

#45 06.02.2014 00:29:49

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #792122
Да,атаку результативную днём провести трудно.

А то! Хотя есть примеры удачных торпедных атак в светлое время дня даже одиночных эсминцев на соединение крупных НК.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#46 06.02.2014 00:41:52

han-solo
Гость




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #792130
А то! Хотя есть примеры удачных торпедных атак в светлое время дня даже одиночных эсминцев на соединение крупных НК.

У большинства ТКА ВМВ торпедных аппаратов только два,а даже при моей скромной подготовке в минно-торпедном деле(мы хоть только торпедный аппарат ПТА-53-61 для торпед СЭТ-53 или 53-57 изучали)понимаю что ввер тут не сделаешь:эсминец хоть 6 торпед в залпе имеет и при правильном расчёте немного компенсирует ошибки в определении курса и скорости цели.И приборы для подготовки залпа есть,а у торпедиста на катере:прицел,компас и тахометр/лаг,который часто врёт как мы прочли в отчёте,выложенным Botikом Petra Velikogo,а значит сделав ошибку в определении своей скорости я навярняка промажу!Это кстати серьёзный момент в оценке факторов промаха при атаке.
  Организовать одновременный и согласованный залп торпедами пусть четвёркой торпедных катеров-почти исскуство.ИМХО.

Отредактированно han-solo (06.02.2014 00:43:19)

#47 06.02.2014 02:03:03

han-solo
Гость




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #791730
Ясно,я как раз на эту серию думал,но не верно понял;посчитал что и 57 мм на корме.Теперь дошло. Катер-"взрослый" и на нём как раз виден опыт англичан и тенденция.Поговорим о нём.

Катер-интересный,англичане доработали корпус и силовую установку,добились и приемлимой мореходности.Их опыт боевой и эксплуатации проявился в размещении огневых установок:основную они таки поставили в наименее качаемой части-у транца,понятное дело 2-20мм сориентированы на отражение воздушных атак,для чего всё и доведено к максимальному удобству.Для стрельбы в носовые секторы не так удобно(обзору будут мешать брызги,но возможно),заметьте пулемёты тоже там.И в случае неудачи можно повернуть кормой и отбиваясь выйти из огневого контакта.Носовая установка пережила второе пришествие и существенно изменилась:англичане отошли от турели и от тумбовой установки,попытавшись взять положительное от обоих.Выстроили высокий барбет и устроили на нём открытую башню(ничего,что я её так назвал?),это дало возможность стрелять на максимальном снижении даже когда нос приподнят на большом ходу,вместе с тем отказаться от ручного/плечевого привода наведения уже очень тяжёлого орудия.Удобство работы расчёта существенно выросли.Далее,установку максимально придвинули к миделю,сместив ближе к рубке,это уменьшает забрызгивание и нагрузки при качке.И ещё:калибр.Ведь это уже было и повторилось неизбежно,вспомним:"В июле-августе 1884 года на КР «Африка» были испытаны: 37/5, 47/1 и 47/5 пушки Гочкиса и 25/2, 25/5, 42/1 и 37/1 пушки Норденфельда. На испытаниях они расстреляли миноноски «Цапля» и «Лещ». Только после этою комиссия решила приобрести 47/5 пушки."(с)Развитие малых торпедоносцев сделало петлю и показало,что надёжно поразить противника водоизмещением 20-30т из орудия менее 47 мм сомнительно.И рост водоизмещения малых минных кораблей,рост водоизмещения и мореходности и оружие-всё повторило старые тенденции.Вот и не изучай историю...

#48 06.02.2014 16:38:22

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #792136
эсминец хоть 6 торпед в залпе имеет и при правильном расчёте немного компенсирует ошибки в определении курса и скорости цели.

Так эмсинец куда более крупная и менее быстроходная и маневренная цель для артиллеристов защищающейся стороны! Подобраться к объекту атаки на 10 каб и  менее для него немыслимо - стреляли с куда больших дистанций.

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #792155
Выстроили высокий барбет и устроили на нём открытую башню(ничего,что я её так назвал?)

Это переделанный в морской вариант очень удачного противотанкового орудия. Как я уже упоминал, сначала на этой позиции устанавливали "пом-пом", а затем перевооружили на 6-фунтовку. При этом дистанции боя - стрельба в упор, не изменилась, назначение орудия - противокорабельное.

Отредактированно CAM (06.02.2014 16:41:03)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#49 08.02.2014 15:38:38

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

Вот статья о корабельном ленд-лизе в СССР в годы войны.
http://www.terrahumana.ru/arhiv/12_04/12_04_13.pdf
Интересна оценка наших моряков зарубежных катеров, на которых они сражались. Кстати, послевоенные ТКА проекта 183 были созданы именно с оглядкой на ленд-лизовские катера. Еще больше  интересно, как наши оценивали катера отечественной постройки.

Отредактированно CAM (08.02.2014 15:59:10)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#50 08.02.2014 16:09:25

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7771




Re: Вооружение торпедных катеров и его боевое применение.

CAM написал:

Оригинальное сообщение #793195
Интересна оценка наших моряков зарубежных катеров, на которых они сражались.

Согласен. Всё остальное в статье неинтересно. Очередной вброс -мы победили сами.


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

Страниц: 1 2 3 4 … 30


Board footer