Вы не зашли.
Страниц: 1 2
В документах (даже воспоминаниях) того времени почти не находится упоминаний о русских средствах воздухоплавания (аэростаты, воздушные шары и пр.). В то же время те же японцы видели в Манджурии много русских "воздушных шаров" (об этом пишет, например, Гамильтон). Так применялись ли таковые для разведки (а еще интереснее- морской разведки, но, насколько я знаю, вспомогательный крейсер "Русь" один только имел воздухоплавательный парк, но с эскадрой не отправился) или просто для опытов?
Заранее спасибо за комментарии. Р.
Россiя написал:
Так применялись ли таковые для разведки (а еще интереснее- морской разведки, но, насколько я знаю, вспомогательный крейсер "Русь" один только имел воздухоплавательный парк, но с эскадрой не отправился) или просто для опытов?
Разумеется применялись. Об отправке на Дальний Восток воздухоплавательных частей, скажем так, заговорили в феврале 1904-го года. Запросы приходили и из действующей армии. Высочайшее соизволение на формирование и отправку Сибирской воздухоплавательной роты от императора последовало 22 марта 1904 года. Формировалась она на основе воздухоплавательного отделения Варшавского военного округа.
Вообще для первого ознакомления с темой можно порекомендовать Н.Анощенко "Зарождение военного воздухоплавания в России".
wildcat написал:
Разумеется применялись. Об отправке на Дальний Восток воздухоплавательных частей, скажем так, заговорили в феврале 1904-го года. Запросы приходили и из действующей армии. Высочайшее соизволение на формирование и отправку Сибирской воздухоплавательной роты от императора последовало 22 марта 1904 года. Формировалась она на основе воздухоплавательного отделения Варшавского военного округа
А чем они были вооружены (имею ввиду средства вдхпл)? И занимались ли разведдеятельностью?
Да, и кто был на Владивостокском отряде? Там вон целых шесть аэростатов.
Россiя написал:
в Манджурии много русских "воздушных шаров"
ИМХО, "японские" воздушные шары, использовавшиеся ими в ПА, были ими же и захвачены на "Маньчжурии"
Россiя написал:
А чем они были вооружены (имею ввиду средства вдхпл)? И занимались ли разведдеятельностью?
В основном сферическими аэростатами. Змейковых было крайне мало.
На "Кубани" применялся змейковый, использование его в бою посчитали слишком опасным.
SLV написал:
Оригинальное сообщение #35905
В основном сферическими аэростатами. Змейковых было крайне мало.
На "Кубани" применялся змейковый, использование его в бою посчитали слишком опасным.
А на "России"?
Россiя написал:
Да, и кто был на Владивостокском отряде? Там вон целых шесть аэростатов.
Хороший вопрос. Для начала неплохо бы выяснить откуда это имущество, так как есть следующий документ:
1904 г. апреля 19. — ОТНОШЕНИЕ ПОМОЩНИКА НАЧАЛЬНИКА ГЛАВНОГО МОРСКОГО ШТАБА КОНТР-АДМИРАЛА А. А. ВИРЕНИУСА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ Л. М. ИВАНОВУ О ВЫСЫЛКЕ ВО ВЛАДИВОСТОК ВОЗДУШНЫХ ШАРОВ
№ 1798
Начальник крейсерского отряда контр-адмирал Иессен телеграммой от 17 сего апреля просит о высылке во Владивосток двух малых воздушных шаров с подъемной силой 2-х человек.
Так как наличное воздухоплавательное имущество морского ведомства, состоящее из двух шаров и их принадлежностей, отправлено ныне в Порт-Артур, где в этом имуществе в настоящее время является также настоятельная необходимость, Главный морской штаб имеет честь покорнейше просить не отказать уведомить, что может немедленно уделить инженерное ведомство для удовлетворения просьбы контр-адмирала Иессена, добавляя, что во Владивостоке теперь не имеется никакого воздухоплавательного имущества.
Помощник начальника Г. М. Ш., контр-адмирал А. Вирениус
ЦГВИА, ф. 802, оп. 3, д. 1102, л. 26. Подлинник.
wildcat написал:
Для начала неплохо бы выяснить откуда это имущество
Похоже, что вопрос немного прояснился. вот ещё пара документов:
1904 г. ноября 7. — ТЕЛЕГРАММА ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО МАНЬЧЖУРСКИМИ АРМИЯМИ ГЕНЕРАЛА ОТ ИНФАНТЕРИИ А. Н. КУРОПАТКИНА В. В. САХАРОВУ О СФОРМИРОВАНИИ КРЕПОСТНОЙ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОЙ РОТЫ ДЛЯ ВЛАДИВОСТОКА
№ 1474
По сформировании второго полевого воздухоплавательного батальона, развертывая Сибирскую воздухоплавательную роту, останется инженерное крепостного типа имущество этой роты. Пользуясь этим, желательно теперь же вновь сформировать крепостную воздухоплавательную роту, необходимую для Владивостока, или обратить Сибирскую воздухоплавательную роту в крепостную Владивостокскую.
Подписал: Куропаткин
Верно: генерал-лейтенант Александров
ЦГВИА, ф. ВУА, д. 29735, л. 239. Черновик.
1904 г. ноября 12. — ТЕЛЕГРАММА А. П. ВЕРНАНДЕРА НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО МАНЬЧЖУРСКИМИ АРМИЯМИ О ФОРМИРОВАНИИ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ КРЕПОСТНОЙ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОЙ РОТЫ
№ 1489 Чансямутунь
Соображения главнокомандующего о сформировании во Владивостоке крепостной воздухоплавательной роты, пользуясь для этого имуществом крепостного типа Сибирской роты, сходятся с соображениями генерал-инспектора по инженерной части, но при этом, ввиду значительного некомплекта в воздухоплавательных частях, его императорское высочество полагает во Владивостокскую роту назначить из числа нижепоименованных офицеров воздухоплавателей, ныне находящихся в составе войск на Дальнем Востоке: Владивостокской саперной роты капитана Томиловского и минной роты штабс-капитана Модраха, 3-го Восточно-Сибирского саперного батальона штабс-капитана Якимовича и поручика барона Спенглера и Николаевской артиллерии поручика Рещикова. Затем кадр нижних чинов для Владивостокской роты полагалось бы выделить из Сибирской роты вместе с ее имуществом. Благоволите доложить об этом главнокомандующему, телеграфируйте, угодно ли будет его высокопревосходительству одобрить изложенные соображения.
Подписал генерал-лейтенант Вернандер
Верно: генерального штаба капитан Пнееский
ЦГВИА, ф. ВУА, д. 29735, л. 248. Копия.
wildcat написал:
Оригинальное сообщение #36036
Похоже, что вопрос немного прояснился. вот ещё пара документов:
Да, документация интересная.
А нет ли сведений о применении?
Россiя написал:
А нет ли сведений о применении?
Кое-что имеется. Например есть донесения за февраль 1905-го года о результатах наблюдения за противников в районе деревни Сандепу, адресованные инспектору инженеров 2-й Маньчжурской армии генерал-майору Н.М. Николаенко.
wildcat написал:
Оригинальное сообщение #36401
Кое-что имеется. Например есть донесения за февраль 1905-го года о результатах наблюдения за противников в районе деревни Сандепу, адресованные инспектору инженеров 2-й Маньчжурской армии генерал-майору Н.М. Николаенко.
А не можете выложить?
Россiя написал:
А не можете выложить?
Можем. Вот пара-тройка документов.
1905 г. февраля 9. — ДОНЕСЕНИЕ КОМАНДИРА СИБИРСКОЙ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОЙ РОТЫ КАПИТАНА К. М. БОРЕСКОВА ИНСПЕКТОРУ ИНЖЕНЕРОВ 2-й МАНЬЧЖУРСКОЙ АРМИИ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ Н. М. НИКОЛЕНКО О РЕЗУЛЬТАТАХ ВОЗДУШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОТИВНИКОМ В РАЙОНЕ дер. САНДЕПУ
№ 75 дер. Синтайцзы
Карта двухверстная и одноверстная.
Доношу, что при подъеме на воздушном шаре 9 февраля с. г. в 11 часов утра близ дер. Гуцзяцзы наблюдался главным образом район к югу от Сандепу и здесь замечен окоп длиной около полуверсты приблизительно, меньшей своей частью пересекающий дорогу между Сандепу и Дотаем на половине расстояния; за ним еще виднелся в виде тонкой черты тоже, повидимому, окоп. Дотай полон дыма из труб и, кажется, гораздо более населен, чем Гученцзы; в промежутке между Дотаем и Гаоджантуном подозревается существование одной не нанесенной на карту деревни, также сильно населенной; по всей этой линии деревень расположено, судя по дыму, много войск.
Замечен на западе Сандепу устроенный через лед бруствер (из мешков) против наших трех, расположенных также на льду. Между Сандепу и Сяотайцзы находится окоп.
Подписал: командующий ротой капитан Боресков
ЦГВИА, ф. ВУА, д. 26499, л. 33. Копия.
№ 658.
1905 г. февраля 9. - ДОНЕСЕНИЕ КАПИТАНА К. М. БОРЕСКОВА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ Н. М. НИКОЛЕНКО О РЕЗУЛЬТАТАХ ВОЗДУШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОТИВНИКОМ В РАЙОНЕ дер. САНДЕПУ
№ 76 дер. Синтайцзы
Карта двухверстная и одноверстная.
Второй подъем в 3 часа дня близ той же деревни Гуцзяцзы, проверены кроки дер. Сандепу и нанесена дер. Сяотайцзы. Между ней и дер. Лаботаем найден окоп; ближе к Лаботаю, в дер. Сяотайцзы, замечены 2 озера и окопы с засеками. Между Сандепу и Сяотайцзы, Сяотайцзы и Лаботаем нет непрерывных окопов. За Сандепу в Дотае, за Сяотайцзы в Сяозянцзях и за Лаботаем в Груцзыюанцзы видно много костров.
Подписал: командующий ротой капитан Боресков
ЦГВИА, ф. ВУА, д. 26499, л. 33. Копия.
1905 г. февраля 16, 7 час. вечера. — ДОНЕСЕНИЕ КАПИТАНА К. М. БОРЕСКОВА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ Н. М. НИКОЛЕНКО О РЕЗУЛЬТАТАХ ВОЗДУШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОТИВНИКОМ В РАЙОНЕ дер. САНДЕПУ
№ 79 дер. Синтайцзы
На линии Чжантанхенань-Сандепу, примерно на середине около Вайзявопу, имеется редут (большой на 2 роты), в восточной его части, повидимому, есть орудия; между этими пунктами (Чжантай-Сандепу) расположено 4—5 батарей. На линии Туниойцзы, Хаумахулинцзы 3—4 батареи.
Неприятельских резервов не замечено. В Дотое, повидимому, имеется линия жел[езной] дороги с паровой тягой.
Подписал: командующий ротой капитан Боресков
ЦГВИА, ф. ВУА, д. 26499, л. 33 об. Копия.
А вот кое-что по Мукдену
1905 г. февраля 21, 7 час. 30 мин. вечера. — ДОНЕСЕНИЕ КАПИТАНА К. М. БОРЕСКОВА Н. М. НИКОЛЕНКО О РЕЗУЛЬТАТАХ ВОЗДУШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОТИВНИКОМ В РАЙОНЕ ст. МУКДЕН
№ 81 Бивак близ ст. Мукден
При подъеме шара в б час. вечера усмотрена на север от дер. Хоухо горящая деревня, повидимому, Сяохентунь; впереди ее влево и вправо можно было различить около 5 неприятельских батарей, точное расположение коих за поздним временем и сильным туманом нельзя установить.
Подписал: командующий ротой капитан Боресков
ЦГВИА, ф. ВУА, д. 26499, л. 33 об. Копия.
№ 663.
1905 г. февраля 22. — ДОНЕСЕНИЕ К. М. БОРЕСКОВА Н. М. НИКОЛЕНКО О РЕЗУЛЬТАТАХ ВОЗДУШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОТИВНИКОМ В РАЙОНЕ ст. МУКДЕН
№ 92 Бивак близ ст. Мукден
Карта 2-х верстная. При подъеме на воздушном шаре с. ч. наблюдался артиллерийский бой на линии д.д. Ню-синь-тунь, Ю-хуси-тунь, Яисытунь и несколько южнее; при обстреливании д. Яисытунь в ней загорелись строения. Дер. Ю-хуан-тунь осыпалась японскими шимозами; и шрапнелями. При движении наших резервов к д. Лугунтунь они были энергично обстреливаемы. Приблизительно с полудня артиллерийский бой усилился к югу от д. Ю-хуси-тунь.
Подписал: командующий ротой капитан Боресков
ЦГВИА, ф. ВУА, д. 26499, л. 33 об. — 34. Копия.
Спасибо
Очень интересный материал!
Правда, результаты не блещут...
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #36010
А на "России"?
Извиняюсь, перепутал. Во второй ТОЭ аэростаты нес вспомогательный крйсер "Русь". 4 змейковых, 4 сигнальных и сферический. Личный состав воздухоплавателей - 1 штаб-офицер, 3 обер-офицера, 113 нижних чинов. Правда, далеко этот корабль не ушел, а быстро вернулся в Либаву в связи с проблемами с машинами.
"Авиация и время, №5/2008"
А вот с такой книгой незнакомы,коллеги?:
книга хорошо иллюстрирована,кроме "Руси" рассматривает развитие этого дела на ЧФ,ВОКе в иностранных флотах.
Для меня новостью стало использование в качестве "гидроавиатранспорта" в ВОКе в 1905г транспорта "Колыма"(быв. Эмма).
вот несколько иллюстраций из книги, почти наугад
Некоторые иллюстрации я мспользовал в других темах,не по поводу авиации..
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=811&p=4
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=938
В пределах разумного могу кое что выложить из нее, или дать ссылку откуда скачал - платная через СМС, примерно 170руб. Зато ссылка действительна месяц и можно скачать еще много чего интересного по истории как авиации так и флота и бронетехники.
Отредактированно Geomorfolog (13.03.2009 11:39:59)
Geomorfolog
спасибо. Фотка Руси впечатляет
Весьма подробно сей вопрос рассмотрен в "Воздухоплавание и авиация в России до 1907 года". Попов В.А. 1956.
Книга имеется в интернете.
Вся 4-я глава посвящена Р-Я войне. И что самое главное это сборник документов - т.е. первоисточники.
Страниц: 1 2