Вы не зашли.
Тема закрыта
Бирсерг написал:
#1117243
Открываю 12-томник ВМВ и горжусь.
В.А.Спичаков написал:
#1117241
прилагаю без комментариев
Спасибо. Общее представление о "шедевре" получил.
Да уж.
Этот Файзулин явно не дружил с физикой в школе.
Классное издание, если там все в таком же духе. Не скучное:-)
Там глав.ред. не Тесленко случайно?
Arioch написал:
#1112816
Кстати, в этом году вышла интересная работа для любителей истории парусного флота:
Тихоцкий Анатолий Игоревич "Адмирал Петр Иванович Рикорд. Жизнеописание в цитатах и сопоставлениях."
26 декабря 2016 г. в Санкт-Петербургской штаб-квартире Русского географического общества состоится презентация этой книги с участием автора и целого ряда интересных участников,
А. В. Крузенштерн, П. А. Головнин, В. Г. Андриенко и др.
Книга будет продаваться без торговой наценки.
Адрес: СПб, пер. Гривцова, 10 А.
Начало в 18:30
Вход свободный.
2 iTow
Вчера закончил читать "Память Азова".
Спасибо, было интересно и познавательно, хотя тема совсем не моя.
Остались непонятными два момента:
1. стр. 130 "Покрасив днище, "Память Азова" вышел из дока..."
Судя по описанию, подводная часть корпуса была покрыта медью.
Зачем нужно было красить медь?
Чем её могли покрасить в те годы, и почему покрасили только днище, оставив некрашеными скулы и борта?
2. стр137 "Замечалось сильное оборжавление днища и сильное обрастание медной обшивки..."
Получается, листы обшивки днища ржавели под медной и деревянной обшивками?
А как это определили? Снимали медные листы и дерево?
Кстати, неплохо было бы прояснить такое ноухау, кому пришла в голову идея покрасить медную обшивку ПАМЯТИ АЗОВА?
Боярин написал:
#1118398
кому пришла в голову идея покрасить медную обшивку ПАМЯТИ АЗОВА?
С 3 по 20 ноября 1896 г. из-за давно уже проявлявшегося значительного обрастания корпуса ракушками с водорослями, отчего корабль терял почти 2 узла скорости, “Память Азова” ввели в док Нагасаки. Здесь подтвердилась странная, неподдающаяся объяснению аномалия. Защитная обшивка медными листами была буквально усеяна разными видами ракушек, устрицами, кораллами и другими наростами. Их и ранее “добывали” водолазы корабля, но открывшаяся картина почти сплошного обрастания (в корме его слой составлял 5 ½ дм) поставила корабельных специалистов в тупик. С таким коварным поведением медной обшивки, отказывавшейся защищать корпус от обрастания, никто еще не встречался. Обросли также и все бронзовые детали — кронштейны, дейдвудные трубы, гребные винты, штевни. Крейсер, правда, был до этого в доке с 12 по 21 февраля 1894 г., но на “Адмирале Корнилове”, проплававшем без дока также более двух лет, обросла только бронза, собственно же медная обшивка была “совершенно чиста”. (Рафаил Михайлович Мельников Полуброненосный фрегат “Память Азова” (1885–1925) )
Kronma написал:
#1118388
Зачем нужно было красить медь?
В тех строевых рапортах, где речь шла о докованиях, не уточнялось детально, что именно делали. Стандартная формулировка - "окрасил днище". Так как текст на С. 130 относится к Нагасаки, то есть большая вероятность, что не "красили", а "покрывали лаком", как практиковалось у японцев (его состав мне пока не попадался), но возможно, что "красили", тогда скорее всего каким-то "патентованным составом" (вроде составов Леони, Ратьена, Дюбуа, Теретти, Гольцапфеля и т.п.), из тех, которые могли применяться в Нагасаки в 1896 году. Медь и бронзу красить смысла не было (насчет лака не знаю), но однозначно очищали от обрастания, а не покрытые медью части в районе мортир гребных валов должны были "окрасить".
Kronma написал:
#1118388
листы обшивки днища ржавели под медной и деревянной обшивками?
И здесь речь именно о тех частях, которые медью покрыты не были. Хотя стальная обшивка со временем ржавела, несмотря на два слоя деревянной и смоленую бумагу. Про "Снимали медные листы и дерево" мне не попадалось, тем более, что такое скорее было возможно при капитальном ремонте, а в других случаях на эту работу денег не выделялось.
iTow написал:
#1118432
не "красили", а "покрывали лаком",...но возможно, что "красили"
Спасибо, понятно.
iTow написал:
#1118432
однозначно очищали от обрастания, а не покрытые медью части в районе мортир гребных валов должны были "окрасить".
Вот и получается, что практической пользы от медной обшивки не было никакой: железо всё равно ржавело, а медь всё равно приходилось красить. Ох уж эти французы...
У французов как раз всё нормально - на КОРНИЛОВЕ химический состав меди соответствовал назначению
Что за медь использовал Балтийский завод на ПАМЯТИ АЗОВА загадка
Не читал ничего про лакировку меди, зато читал про лакировку брони
iTow написал:
#1118432
ржавели? И здесь речь именно о тех частях, которые медью покрыты не были
Ниже ватерлинии те части, которые не покрывались медью, были бронзовыми. Бронза что ли ржавела?
Kronma написал:
#1118388
Вчера закончил читать "Память Азова".Спасибо, было интересно и познавательно, хотя тема совсем не моя. Остались непонятными два момента:
Там и по плавсредствам автор невнимательно описал.Пишет на стр.72 "паровые 36футовые (10.4м) катера" хотя 10.4 м это 34 футовые . На корабле стояли 34 фут птички. И там же пишет, что стояли 50 ф. минные катера. А рядом чертежи в книжке даны 51 фут. катеров , которые и стояли на корабле.
Впрочем книжка мне понравилась.неплохая работа.
Отредактированно vitaly-m (19.12.2016 20:58:56)
Боярин написал:
#1118461
были бронзовыми
Если бы были исключительно бронзовыми, то следовало бы что-то придумать, чтобы объяснить жалобы на ржавение "железных оснований медных кожухов гребных валов", говоря современным языком - оснований обтекателей мортир. То, что это ржавение обнаружили, не вскрывая медную и деревянную обшивку, следует не только из того, что такие работы не упоминались в рапорте, но и из банального расчета времени на докование как таковое - 8 ноября вошел (у меня, к сожалению, в тексте это не упомянуто), 20-го вышел, так что едва успел почистить днище и чем-то покрыть, как я понял, именно эти, доступные ржавению части, предварительно установив цинковые протекторы.
Боярин написал:
#1118461
Что за медь использовал Балтийский завод на ПАМЯТИ АЗОВА загадка
У меня мало использованы документы городского архива, где могут быть указания на то, что за медь. Но вообще говоря, в те годы в Петербургский и Кронштадтский порт медь поставлялась фирмами "Шодуар и К°", "Ад. Лессинг", торговым домом "Вогау и К°" и отдельными купцами, причем, крупные поставщики нередко закупали иностранную, а вот Вогау практиковал скупку отечественной меди. У нас, насколько помнится, крупным поставщиком тогда являлись Нижнетагильские заводы.
Боярин написал:
#1118461
что за медь использовал Балтийский завод на ПАМЯТИ АЗОВА загадка
После замены поврежденных медных листов в Японии корабль опять вышел в плавание. 20 сентября 1897 г. во владивостокском доке Цесаревича Николая вновь проверили состояние обшивки корабля и винторулевой группы. Оказалось, что обрастание было значительно слабее прошлогоднего и распределялось неравномерно — поставленные в Нагасаки медные листы совершенно не обросли. Командир крейсера А.А. Вирениус высказал предположение о разном химическом составе листов. Существенным был и износ медной обшивки — края листов утончились и сделались хрупкими.
Уже не помню где, читал, что было проведено расследование и даже что-то "интересное" нарыли, но дело спустили на тормозах. Ну... по сегодняшнему опыту, значит ребятки с кем надо делились. А крейсер быстро "отлучили" от дальних походов, сделав учебным кораблем. До боли знакомая картина, не правда ли?
Отредактированно Юрген (19.12.2016 22:15:37)
Юрген написал:
#1118678
крейсер быстро "отлучили" от дальних походов
Увы, крейсер и после 1896 года планировалось отправлять в дальние плавания - в 1900 году его собирались подготовить к походу в Тихий океан "до начала осени 1902 года", но на практике не получилось.
"....С 3 по 20 ноября 1896 года крейсер ввели в док Нагасаки, чтобы очистить от ракушек и водорослей подводную часть корпуса. Обрастание было так велико, что корабль терял почти 2 узла скорости. Открывшаяся картина почти сплошного обрастания поставила корабельных специалистов в тупик. Ни один другой корабль не обрастал с такой скоростью и таким слоем. Обросли все бронзовые детали: кронштейны, дейдвудные трубы, гребные винты, штевни. После замены повреждённых медных листов корабль опять вышел в плавание. 20 сентября 1897 года во владивостокском доке Цесаревича Николая вновь проверили состояние обшивки корабля и винторулевой группы. Оказалось, что обрастание было значительно слабее прошлогоднего и распределялось неравномерно — поставленные в Нагасаки медные листы совершенно не обросли. Командир крейсера А. А. Вирениус высказал предположение о разном химическом составе листов. Существенным был и износ медной обшивки — края листов утончились и сделались хрупкими..."
http://www.polytech21.ru/ship/index.php?id=12
"...Начальник эскадры (на бланке значилось '‘командующий эскадрой в Тихом океане”) 8 декабря 1897 г. рапорт командира, акты судовой комиссии, образцы медных листов и фотографии препроводил в МТК для изучения, как он писал, “особенностей процесса обрастания”. Но специалисты МТК объяснения аномалии не нашли. На обстоятельном акте от 29 ноября 1896 г. о результатах докования в Нагасаки, полученном из Главного Морского штаба, 2 мая 1897 г. Э.С. Гуляев (1851–1919) написал: “отчет не указывает каких-либо неожиданных фактов. Большое обрастание и проникновение воды замечается более или менее и на других судах ”. Впрочем Э.Е. Гуляев предлагал и другим членам МТК ознакомиться с документами, для соображений в будущем, так как крейсер “Память Азова обшит медью.
Другой член МТК — прежний строитель крейсера Н.Е. Титов на препровожденном ему для рассмотрения рапорте командующего эскадрой от 8 декабря 1897 г. отозвался и вовсе бесстрастно: “Читал”. Очевидно, что на требовавшиеся широкие эксперименты по влиянию зависимости степени обрастания медных и бронзовых изделий от их химического состава в МТК не решились. Не было тогда соответствующей научной и экспериментальной базы. О создании же ЦНИИ технологии, который мог бы решить проблему (и который появился только в СССР), и не мечталось. Не нашел нужным, также не имея на это средств, провести натурные эксперименты в условиях Владивостока или Порт-Артура, и начальник эскадры. Широкие исследования были тогда “не в обычае”.
Смелость их проведения мог бы взять на себя имевший наклонность к науке С.О. Макаров. Но бюрократия предусмотрительно ограждала его от должностей, которые давали бы возможность проведения исследований и экспериментов. Ему не доверяли ни должности председателя МТК, ни начальника Тихоокеанской эскадры. Проблема обрастания медных и бронзовых изделий осталась нераскрытой..."
http://coollib.com/b/273208/read
Отредактированно Mitry (20.12.2016 00:50:09)
Mitry написал:
#1118686
Отредактированно
К сожалению, написанное Рафаилом Михайловичем грешит субъективизмом в высокой степени. Это его персональная интерпретация событий. В свое время я никак не мог добиться от него прямого ответа на вопрос, как он себе представляет возможность того или иного действия вне рамок бюджета морского ведомства. В данном случае речь шла о том, что "Память Азова" обрастал сильнее других, обшитых медью кораблей, т.е. представлял собой своего рода аномалию. Ради изучения причин такой аномалии нужно было провести опыты, причем, не только во Владивостоке, а также в Японии и Печилийском заливе, чтобы понять, где именно обрастает, как и почему. На опыты требовались средства и немалые, а смысл их, ввиду тенденции к отказу от обшивки медью в пользу окраски патентом Гольцапфеля, сходил на нет. В советское время, когда деньги считать перестали, опыты по влиянию обрастания проводили, однако каков их итог на данный момент, я судить не берусь - обрастание, вроде бы, до сих пор не устраняется полностью.
iTow написал:
#1118851
в пользу окраски патентом Гольцапфеля
Ну дак, а когда НАСТОЯЩИЙ сурик-то появился? Вот тогда и от меди стали отходить. Вроде в 80-е в ТМ большая статья была о истории защиты от обрастания.
Отредактированно Юрген (20.12.2016 16:06:01)
Юрген написал:
#1118876
Вроде в 80-е в ТМ
Не знаю, как в 80-е, а в первом номере за 1971 год была статейка, но там упоминается Ратьен, причем, с отнесением его опытов покраски к 1860 году, тогда как Скарлато датировал этот патент 1871 годом. Однако в любом случае использование необрастаек относится к периоду, сильно предшествовавшему постройке "Памяти Азова".
vitaly-m написал:
#1118639
которые и стояли на корабле
Сунулся было в свои выписки по "Памяти Азова", но понял, что сейчас уже едва ли сумею восстановить что по каким именно документам писалось, да и времени нет. Но по поводу именно этих катеров нашел выписку из дела: РГАВМФ Ф. 921. Оп. 2. Д. 492. Там на Л. 290. подшит контракт с фирмой Крейтона на постройку двух бездейдвудных стальных 50-футовых катеров для "Памяти Азова", оттуда, очевидно, они и упомянуты в рукописи именно так.
Юрген написал:
#1119340
еще в античные времена
И это тоже правда. Но все-таки тенденцию к отказу от медной обшивки, как мне представляется, обозначил конкурс, объявленный нашим Морским министерством в 1897 году и который как раз выиграл "патент Гольцапфеля", точнее, те несколько составов, которые предлагались фирмой для грунтовки и покраски подводной части.
iTow написал:
#1119003
Не знаю, как в 80-е, а
Нашел эту статью, действительно 71-й, как время бюежит-то - http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/t … -01--num64
Отредактированно Юрген (22.12.2016 18:11:58)
iTow написал:
#1119299
Сунулся было в свои выписки по "Памяти Азова", но понял, что сейчас уже едва ли сумею восстановить что по каким именно документам писалось, да и времени нет.
Книжка прекрасная, с удовольствием почитал.Я уже жалею,что указал на это мелкое недоразумение )) .
Тема закрыта