Вы не зашли.
В журнальной статье 1969 г. был такой рисунок якобы канонерской лодки Рижской постройки 1854 г.

Алексей Логинов написал:
#1616726
надо будет поголовно заказать все дела 327 фонда с 4123 по 4179.
ТОгда нужно заказывать и Бомбардирские лодки - те же канонерские, но с гаубицами.
С № 4273 по 4261.

Вот такая есть в Датском архиве. И явно наша, а не шведский трофей. И ранняя - 90-е годы 18 века.
И как-то по размерам не подо что не подходит...

Алексей Логинов написал:
#1616727
Русский ганбот 1842 года постройки.
Построена для Инженерного ведомства на верфи В. Клавитера в Данциге как канонерская лодка № 1, в 1863 г. передана в т.н. Варшавскую флотилию, комплектуемой Гвардейским экипажем, есть реконструкция И. Черникова.

STEFAN написал:
#1616731
Часть у меня есть - давно. Правда, в основном черноморские.
Вы просто счастливчик по сравнению с Главным командиром ЧФ и портов вице-адмиралом М.П. Лазаревым, который в 1835 г. просил обер-интенданта ЧФ прислать ему чертежи канонерских лодок и иолов и 28.01.1835 г. Кораблестроительная экспедиция Интендантства ГУ ЧФ и П докладной запиской № 157 представила Главному командиру девять чертежей канонирских лодок и иолов, построенных с 1819 г., с указанием какую они имели артиллерию и доложила, что "до 1819 г., хотя также были построены лодки и иолы (существовавшие под именем военных барказов), но по каким чертежам и какая была на них артиллерия сведений не имеется".
По представленной Вами таблице можно установить по последней группе (9 лодок) №№ и их судьбу, а также по некоторым 1808 и 1809 гг., но сейчас просто нет времени, а если интересно могу через некоторое время написать.

Симен2 написал:
#1617662
Вы просто счастливчик по сравнению с Главным командиром ЧФ и портов вице-адмиралом М.П. Лазаревым, который в 1835 г. просил обер-интенданта ЧФ прислать ему чертежи канонерских лодок и иолов и 28.01.1835 г. Кораблестроительная экспедиция Интендантства ГУ ЧФ и П докладной запиской № 157 представила Главному командиру девять чертежей канонирских лодок и иолов, построенных с 1819 г., с указанием какую они имели артиллерию и доложила, что "до 1819 г., хотя также были построены лодки и иолы (существовавшие под именем военных барказов), но по каким чертежам и какая была на них артиллерия сведений не имеется".
Дело в том, что у меня в основном лодки 18 века. Есть парочка времен войны 1806 - 12 гг.Так что, Лазорев вряд ли стал бы мне завидовать.
Симен2 написал:
#1617662
По представленной Вами таблице можно установить по последней группе (9 лодок) №№ и их судьбу, а также по некоторым 1808 и 1809 гг., но сейчас просто нет времени, а если интересно могу через некоторое время написать.
Пишите, конечно. Тема не совсем моя, но, думаю многих заинтересует.

Симен2 написал:
#1617661
Построена для Инженерного ведомства на верфи В. Клавитера в Данциге как канонерская лодка № 1, в 1863 г. передана в т.н. Варшавскую флотилию, комплектуемой Гвардейским экипажем, есть реконструкция И. Черникова.
А в чем его реконструкция заключалась? Чертёж ее есть, что там реконструировать?

Немного информации по канонерским лодкам, построенным в Куопио.
В сборнике Веселаго про них такое: построено 6 штук, спущены в 1808 году, 2-пушечные, размерения:
53ф. 3д. х 14ф. 7д. х 4ф. 3д.
Между тем, нашел чертеж помощника корабельного мастера Каверзнева лодкам, построенным в г. Куопио.
Их было действительно 6 штук построено, но размерения совсем другие:
38ф. 6д. х 12ф. 2д. х 4ф. 2д. (глубина от киля по борт); (осадка 2.10 - 3 фута).
Вооружение: 1 6-фнт. пушка на носу, +на корме 2 3-фнт. фальконета.
Т. е. у Веселаго почти все неверно...
Сами лодки были совершенно плоскодонными (как плашкоуты или малые полуящичные прамы), одна мачта с люгерным парусом и кливером.
Интересно, что тем же Каверзневым был спроектирован и малый "плашхоут" (в Куопио построено 2 штуки) для перевозки по озеру Каллавези конницы (видимо, лошадей), артиллерии и прочий фураж.
По конструкции - полуящик (как и канонерка), 16 весел. Осадка - 2ф. 8д.
Видимо, озеро мелководное.
Кто-то знает, вела ли эта маленькая флотилия какие-либо военные действия во время русско-шведской войны 1808-09 гг.?
Отредактированно STEFAN (03.08.2024 10:04:46)

STEFAN написал:
#1619962
Между тем, нашел чертеж помощника корабельного мастера Каверзнева лодкам, построенным в г. Куопио.
Их было действительно 6 штук построено, но размерения совсем другие:
38ф. 6д. х 12ф. 2д. х 4ф. 2д. (глубина от киля по борт); (осадка 2.10 - 3 фута).
Вооружение: 1 6-фнт. пушка на носу, +на корме 2 3-фнт. фальконета.
STEFAN написал:
#1619962
ем же Каверзневым был спроектирован и малый "плашхоут" (в Куопио построено 2 штуки) для перевозки по озеру Каллавези конницы (видимо, лошадей), артиллерии и прочий фураж.
По конструкции - полуящик (как и канонерка), 16 весел. Осадка - 2ф. 8д.
Был еще 2-пушечный флашхоут - не факт, что для Куопийской флотилии, но очень подходящий: плоскодонный, очень мелкосидящий, для моря непригодный.


Датчане строили свои лодки взяв за образец шведские Чапмена.

Олег написал:
#1655691
Датчане строили свои лодки взяв за образец шведские Чапмена.
Наши после войны 1788 - 90 гг. тоже.

Про наших я это тоже читал.
Унификация конечно получилась забавная.

Олег написал:
#1655691
за образец шведские Чапмена.
Да это очень удачная посудина была специально разработана Фредериком Х. Чапменом, для навигации в фьордах. Действительно, лодка была чрезвычайно легкой и маневренной. Ganboat была вооружена пушкой на поворотном станке, среднего калибра, установленной на корме. Вроде идея была фельдмаршала Августина Эренсверда, который стремился создать пригодный для действий в шхерах флот. Он обратился с этой идеей к Чапману, который должен был по собственным чертежам построить несколько судов для охраны побережья Финляндии. Постройка была осуществлена в Штральзунде, где было спущено два корабля, принадлежавших к новому типу судов. В 1768 году им был построен первый пушечный шлюп, а затем несколько канонерских йолов. Новая канонерка представляла собой баркас длиной 12,5 м, 5 пар весел, одна мачта, одна 24-фн пушка и 24 человека в экипаже. Пушка была направлена назад и размещалась ближе к середине лодки, а чтобы пороховые газы не били в кормовой траверз, корму до пушки срезали чуть выше ватерлинии, зашили сверху наглухо досками и разместили траверз у пушечного лафета. Баркас сохранил прежнее водоизмещение и не имел сильного перевеса на корму.
В 1768 года Чапмен издал сочинение «Architectura navalis mercatoria», которая практически сразу же была переведена на многие языки, а в 1775 году «Трактат о кораблестроении» (Tractat om skeppsbyggeriet). Однако особый интерес в данной ветке имеет - "Деревянные суда в альбоме Ф.Х. Чапмэна, рисунки, гравюры, чертежи." Книга содержит 62 гравюры, изображающие суда Швеции и многих других стран. Некоторые чертежи разработаны Чапмэном непосредственно, но много чертежей судов с которыми он столкнулся в путешествиях и которые привлекли его внимание. Книга дает обзор всех типов: от военных кораблей до грузовых судов и рыбацких лодок. Она предназначалась для международной аудитории, и ее текст был доступен на шведском, французском и английском языках. Держал ее в руках у одного библиофила, но в сети так и не нашел. Норвежцы построили реплику иола. 
Фредрик Хенрик Чапман (Fredrik Henrik af Chapman [t∫apman]; 9 сентября 1721, Гётеборг — 19 августа 1808) — шведский кораблестроитель. 
Отредактированно Юрген (13.08.2025 20:33:15)

Ну вообще-то "классика" - пушка на носу, пушка на корме, + по два фальконета на оконечностях. Такие строились и у нас в немалом числе. В нач. 19 века перешли на 3-пушечные (на Балтике). Тоже массово.
