Вы не зашли.
Здравствуйте!
Создавая данную тему, прекрасно понимаю изначальную сумбурность постановки своих вопросов, но желание "пофилософствовать" пересиливает.
Прошу экспертного мнения для сравнения крейсеров "Баян", "Россия" и "Асама" и может быть, стоит добавить "Адмирал Нахимов".
1) Сравнить
бронирование
"подвижность" (не смог найти более подходящего слова, понятно, что наиболее важна в этом аспекте практическая максимальная скорость, но есть и ведь и другие факторы)
вооружение.
2) По возможности "столкнуть" крейсера по принципу, а что будет при встрече "Баян" - "Асама". Конкретно по этому вопросу ответ вроде бы очевиден (или нет? ) - "Баян" гораздо слабже и ему только убегать - тогда можно сказать сколько нужно "Баянов", чтобы противостоять "Асаме". Можно взять целые числа - например 3 "Баяна" на 2 "Асамы". Можно сравнить и другими способами - какие вы возьмётесь использовать.
Предполагаю обязательный учёт реальных исторических событий - то есть цифры/математика/рассуждения это хорошо, но хотелось бы и практику подтянуть за уши.
Общими сведениями по данным крейсерам и их собратьям обладаю, как и общими данными по их боевой службе. Разделы форума полистал - да, что-то по моим вопросам можно начитать, но мне лень, хочется простого экспертного мнения, "готового результата". Если есть уже что-то готовое, уже было подобное обсуждение - дайте пожалуйста ссылку.
Ещё раз подчеркну - хочется сжатого ответа, пусть и весьма эфемерного.
Спасибо!
А корректно ли сравнение? Все же философии строительства броненосных крейсеров у России и Японии были весьма разные. Россия более ориентировалась на рейдерские операции, причем именно на океанское рейдерство (хотя в "Баянах" это выражено в значительно меньшей степени - они ближе к французской школе). Япония в основном рассматривала броненосные крейсера как дешевое дополнение боевой линии.
Отредактированно Dilandu (24.10.2015 13:13:20)
Mihak написал:
#998402
Прошу экспертного мнения для сравнения крейсеров "Баян", "Россия" и "Асама" и может быть, стоит добавить "Адмирал Нахимов".
Баян - броненосный разведчик.
Россия - броненосный рейдер
Асама - эрзацброненосец.
Адмирал Нахимов - эрзацброненосец.
Два последних принадлежат к одному классу, но разных поколений.
Mihak написал:
#998402
сколько нужно "Баянов", чтобы противостоять "Асаме"
Два на одну.
Конкретно сравнивая "Баян" и "Асаму" - надо для начала отметить, что "Асама" больше почти на две тысячи тонн, что уже ставит ее в более выгодное положение.
Mihak написал:
#998402
бронирование
Оба крейсера имеют броневой пояс по ватерлинии максимальной толщиной (в цитадели) в 178 мм у японца и 200 мм (к нижнему краю сужается до 100 мм) у русского. В оконечностях пояс у обеих кораблей сужается - до 89 мм у японца и 100 мм у русского.
Верхний пояс у "Асамы" короче (прикрывает центр корпуса между башнями), но толще - до 127 мм. У "Баяна" верхний пояс длиннее, но его толщина не превышает 80 мм.
Вертикальная защита "Асамы" дополняется броневой палубой, имеющей 76-мм скосы по краям. У "Баяна" палуба плоская, проходит по верхней кромке главного пояса.
Защита артиллерии главного калибра у обеих кораблей сопоставима, но у "Асамы" значительно лучше защищены казематы скорострельных орудий - 152 мм против 80-90.
В целом, "Баян" можно охарактеризовать как более близкий к французской школе, ставившей основной целью максимально эффективную защиту корпуса и поддержание высокой скорости в бою.
Mihak написал:
#998402
"подвижность" (не смог найти более подходящего слова, понятно, что наиболее важна в этом аспекте практическая максимальная скорость, но есть и ведь и другие факторы)
Теоретические ходовые качества обеих кораблей сопоставимы. На практике, "Асама" по-моему никогда на практике не демонстрировала скорости, полученной на испытаниях.
В плане мореходности "Баян", теоретически, значительно лучше. С другой стороны, автономность "Асамы" выше.
Mihak написал:
#998402
вооружение.
"Баян" существенно уступает "Асаме" как по главному калибру (вдвое меньше стволов) так и по скорострельным орудиям (восемь против четырнадцати). Противоминная артиллерия "Баяна" несколько сильнее. Не думаю, что имеет смысл сравнивать торпедное вооружение, но оно абсолютно мощнее у "Асамы".
В целом, "Асама" более ориентирована на ведение боя, в то время как "Баян" - на сохранение скорости.
Простите, за чрезвычайное промедление с ответом
Dilandu написал:
#998409
А корректно ли сравнение? Все же философии строительства броненосных крейсеров у России и Японии были весьма разные.
Согласен. Бьёте в корень.
Но в жизни то эти разные корабли столкнулись в бою.
Dilandu написал:
#998419
Конкретно сравнивая "Баян" и "Асаму" ... и далее ...
В целом, "Асама" более ориентирована на ведение боя, в то время как "Баян" - на сохранение скорости.
Спасибо за разбор. Цифры то несложно почерпнуть, а вот схемы бронирования уже более "тонкая материя".
Спасибо и Вам, адм.
Mihak написал:
#998402
что будет при встрече "Баян" - "Асама"
ничего не будет. кроме короткой перестрелки. баян выполнит свою задачу разведчика. определив тип корабля противника. состав отряда курс и скорость.
Игнат написал:
#1003937
ничего не будет. кроме короткой перестрелки.
Кажется, утрируете. Правда, вопрос так поставлен. В принципе можно дополнительный придумать: "Достаточно ли 1 "Асамы" для уничтожения "Баяна"?"
Заинька написал:
#1003942
В принципе можно дополнительный придумать: "Достаточно ли 1 "Асамы" для уничтожения "Баяна"?"
золотые слова, миледи !
Dilandu написал:
#998419
"Баян" существенно уступает "Асаме" как по главному калибру (вдвое меньше стволов) так и по скорострельным орудиям (восемь против четырнадцати). Противоминная артиллерия "Баяна" несколько сильнее.
не стоит забывать, что огневая производительность одно орудийных башен Баяна была не 50, а 70% от двух орудийных башен Асамоидов, 6" на Баяне ВСЕ стояли в казематах, а вот из 12-14 - 6" Асамоидов 4 стояли открыто на верхней палубе, что делало их очень уязвимыми, да и в двух ярусных казематах СК Асамы 4 - 6" были расположены ОЧЕНЬ низко и в свежую погоду стрелять уже не могли, так что ...
Mihak написал:
#1003923
Цифры то несложно почерпнуть, а вот схемы бронирования уже более "тонкая материя".
хорошая схема бронирования Баяна есть в работе С. Виноградова и А. Федечкина "Крейсер Баян" или тут: http://tsushima.su/RU/shipsru/shipsruss … rkr-bayan/
схемы бронирования Асамоидов можно посмотреть тут:
http://rjw.narod.ru/japan/asamadraw.htm
Отредактированно Leopard (11.11.2015 22:37:43)
Leopard написал:
#1003975
да и в двух ярусных казематах СК Асамы 4 - 6" были расположены ОЧЕНЬ низко и в свежую погоду стрелять уже не могли, так что .
Не известно, насколько низко? А то ведь "Ещё одно неудобство заключалось в малом возвышении 6" артиллерии "Баяна" над ватерлинией (по проекту 4,46 м), что было меньше аналогичных значений бронепалубных "шеститысячников" на 0,9 ("Богатырь") - 2,2 ("Аскольд") м и не могло не сказываться на действии 6" пушек в свежую погоду.". Из С. Виноградова и А. Федечкина "Крейсер Баян".
Аскольд написал:
#1003996
Не известно
Это ещё почему "неизвестно". Нижние 6 орудий "Асамы" и все 8 скорострелок "Баяна" пребывали на средней палубе. Она могла быть пониже или повыше, как в случае со страдающими тем же недугом "богатырями", однако довольно косметически.
Заинька написал:
#1004001
Нижние 6 орудий "Асамы" и все 8 скорострелок "Баяна" пребывали на средней палубе.
Т.е. реально все скорострелки "Баяна" находились примерно в тех же "метеоусловиях" что и нижние шесть скорострелок "Асамы"?
Dilandu написал:
#1004037
Т.е. реально все скорострелки "Баяна" находились примерно в тех же "метеоусловиях" что и нижние шесть скорострелок "Асамы"?
Полагаю да. Плюс-минус.
Аскольд написал:
#1003996
Ещё одно неудобство заключалось в малом возвышении 6" артиллерии "Баяна" над ватерлинией (по проекту 4,46 м)
Заинька написал:
#1004040
Полагаю да. Плюс-минус.
А.С. Александров,С.А. Балакин "Асама" и другие. Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г."
Высота надводного борта при нормальной нагрузке в носу составляла чуть больше 20 футов (6,2 м), на миделе (без учета фальшборта) - 14 футов (4,3 м), в корме - 16 футов. В результате этого корабли получились достаточно "мокрыми" и обладали неважной мореходностью.
Т.е. 4.3 м - высота верхней палубы на миделе, а орудия стояли ниже, на батарейной палубе.
Насколько я понимаю, это значит что как минимум центральная установка была значительно ниже (для Баяна указана высота осей).
P.S. Разница осей 8" до кучи: у Баяна - носовой 8,5 м, кормовой 7,5 м; у Асамы - носовой 7,2 м, кормовой - 6,5 м
Отредактированно Скучный Ёж (12.11.2015 12:31:59)
Меньше семи футов твиндеки получаются, или я чего-то не понимаю в этом мире?
Заинька написал:
#1004130
Меньше семи футов твиндеки получаются, или я чего-то не понимаю в этом мире?
Ещё меньше - бронепалуба над ВЛ на 2 фута, т.е. твиндеки по 6 футов. Японцы же низкорослые.
P.S. Ось 6" Армстронга относительно опоры - 1029 мм, если считать твиндеки по 6 футов, то имеем оси центральный 6" на "Асама" в ~11,41 футов (~3,45 м).
Отредактированно Скучный Ёж (12.11.2015 12:40:10)
Игнат написал:
#1003937
ничего не будет. кроме короткой перестрелки. баян выполнит свою задачу разведчика. определив тип корабля противника. состав отряда курс и скорость.
Зависит от ситуации/дистанции.
Но, в принципе, Асаме придётся за Баяном долго гнаться, если уж совсем приспичит:-)
Заинька написал:
#1003942
можно дополнительный придумать: "Достаточно ли 1 "Асамы" для уничтожения "Баяна"?"
Если "бой до упора", то достаточно. Но совсем не бесплатно.
(Далее - тонкости:-)
Dilandu написал:
#1004037
Т.е. реально все скорострелки "Баяна" находились примерно в тех же "метеоусловиях" что и нижние шесть скорострелок "Асамы"?
Чуть получше у Баяна.
Но тут очередные тонкости, начиная с состояния корабля (по нагрузке).
Mihak написал:
#998402
Прошу экспертного мнения для сравнения крейсеров "Баян", "Россия" и "Асама" и может быть, стоит добавить "Адмирал Нахимов".
"Баян" - лучшая ходовая из выборки. При этом куплено оно лишь незначительным урезанием прочих боевых качеств. Самый крейсерский крейсер. Немой укор "Громобою". Вечный источник споров на тему "зачем этот прекрасный концепт-кар был нужен РИФ"?
"Россия" - старую собаку нельзя научить новым фокусам. Динозавр эпохи плавучих дипломатических представительств. Из хорошего - грамотная организация строительства и сопутствующая пропаганда (что было важно с учётом стратегического назначения корабля). По существу же это просто сочный кусок мяса, брошенный в чан с "пауэрфулами" и "диадемами", который упал в воду аккурат перед носом косяка голодных "асам". Полная противоположность "Нахимова". Во всех смыслах.
"Асама" - яркий представитель британского коммерческого боевого судостроения. Как-бы скорострельные пушки ГК, которые не скорострельные. Как-бы интересная ходовая, которая на деле скромнее, чем в рекламе. Основное достоинство корабля - удачный выбор противника, да и то, до поры.
"Адмирал Нахимов" - редчайший случай русского корабля индустриальной эпохи, который попал в нужное место и в нужное время. Всё настолько хорошо, что даже хорошо.
QF написал:
#1004325
"Адмирал Нахимов" - редчайший случай русского корабля индустриальной эпохи, который попал в нужное место и в нужное время. Всё настолько хорошо, что даже хорошо.
Не забываем, что с мореходностью, как и у английского прототипа, швах
QF написал:
#1004325
"Россия"
"Асама"
Для двух РОССIЙ четырёх "асам" оказалось недостаточно
Боярин написал:
#1004334
Не забываем, что с мореходностью, как и у английского прототипа, швах
Мореходности вполне хватало на комфортные переходы до Дальнего Востока. Большего и не требуется.
Боярин написал:
#1004337
Для двух РОССIЙ четырёх "асам" оказалось недостаточно
Эти две "России" бросили третью на смерть и сбежали.
Скучный Ёж написал:
#1004135
т.е. твиндеки по 6 футов.
Это вряд ли. Англичане так не строили:-)
Скорее, приведенные для прикидки исходные цифры относятся к разной нагрузке
QF написал:
#1004325
"Адмирал Нахимов" - редчайший случай русского корабля индустриальной эпохи, который попал в нужное место и в нужное время. Всё настолько хорошо, что даже хорошо.
Но тупиковая ветвь эволюции к сожалению. Ни в нормальный ЭБР, ни в нормальный БКР не переродившийся. Хотя как эрзац-броненосец, действительно, пожалуй единственный случай в истории удачного применения этого класса.
ReiT написал:
#1011105
Но тупиковая ветвь эволюции к сожалению.
Не тупиковая, а промежуточное звено, обусловленное незавершённостью насыщения ТВД береговой инфраструктурой.
ReiT написал:
#1011105
Ни в нормальный ЭБР, ни в нормальный БКР не переродившийся.
"Имперьюз"->"Центурион"->"Ринаун"->"Канопус"->"Дункан"->"Эдуард VII"
Ну а у нас никакого прямолинейного развития с таким количеством промежуточных звеньев не было в принципе. Несамостоятельность в проектировании, чехарда в политике и темпы строительства не способствовали.
Вопрос к сообществу для полноты раскрытия темы. "Асамы" отслужили не без успеха в отряде Камимуры против Владивостокского отряда. А мог Баян с пользой действовать в ВОК 4-м вымпелом? 5-м тогда Богатырь будем считать.