Сейчас на борту: 
Elektrik,
Mitry,
veter,
Алекс,
клерк,
Ольгерд,
Эд
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 26.04.2015 11:46:12

АСВ46
Гость




ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 41-44

Обратил внимание, что очень мало имеется хороших по качеству фотографий самолетов и персонала ВВС ЧФ в период ВОВ. Особенно, 41-42 год "хромают". Может, кто богат таким добром и не пожалеет поделиться с коллегами?

#2 12.12.2015 15:36:25

МишаТ
Гость




Re: ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 41-44

Товарищи не подскажите какие то подробности боя который произошел около 13:20 по Московскому времени 22 июня 1941 года в районе Измаила?
По хрестоматийной книжице Иванов П.Н. " Крылья над морем ", М., Воениздат, 1973 г., бой описан лаконично:
"Рано утром 22 июня 1941 г. 96-я эскадрилья в составе 16 истребителей И-16 и И-153 под командой к-на А.И.Коробицына на подступах к Измаилу встретила 12 румынских бомбардировщиков. Наши летчики врезались в боевой порядок противника и сбили 5 самолетов. В этом бою лейтенант М.С.Максимов открыл боевой счет летчиков Черноморского флота. Второй бомбардировщик уничтожил уничтожил старший лейтенант А.П.Борисов, а третий третий был сражен капитаном А.И.Коробицыным. Два других вражеских самолета, в групповом бою сбили лейтенанты Б.В.Маслов и А.А.Малиновский." - но хотелось бы узнать подробности!

#3 12.12.2015 15:52:36

МишаТ
Гость




Re: ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 41-44

В книге Дорохов А. П. Крылатые защитники Севастополя. — Симферополь: Таврия, 1981. Эпизод описан несколько по другому, во первых исчезли лейтенанты Б.В.Маслов и А.А.Малиновский, а появился лейтенант Николай Черкасов:
"Сон летчиков прервал сигнал боевой тревоги. В течение нескольких минут состав эскадрильи был в сборе. Из-за Дуная послышались приглушенные звуки, похожие на далекие раскаты грома. На нашей стороне раздались взрывы. Что это? Война или провокация? — томились неизвестностью авиаторы. Только с рассветом узнали, что вражеская авиация совершила огневой налет на измаильский порт и корабли флотилии, а также на город и порт Рени, расположенный в устье реки Прут. Днем было официально объявлено, что фашистская Германия и ее прислужники вероломно напали на нашу Родину.
Во второй половине дня наблюдатель доложил, что со стороны Румынии курсом на Измаил летят девять самолетов. С измаильского аэродрома в воздух поднялись летчики эскадрильи. Их вел командир части капитан Александр Коробицын.
Бомбардировщики шли плотным строем. Истребители атаковали их звеньями. Начался воздушный бой, первый в небе Черноморья.
Вторым звеном командовал лейтенант Михаил Максимов, коммунист, бывший колхозник села Покровское Огаревского района Тульской области. Грудь его украшал орден Красного Знамени. Это — награда за подвиги, совершенные в боях на Хасане. Здесь, в 96-й эскадрилье, Михаил Сергеевич летал на И-153. За конфигурацию верхних плоскостей этот самолет называли «чайкой». Под прикрытием ведомых командир звена атаковал один бомбовоз и ранил вражеского стрелка-радиста. После второй атаки бомбардировщик упал в воды Дуная.
Боевой счет открыт! Воздушная схватка продолжалась. Лейтенант Максимов, а затем капитан Коробицын, старший лейтенант Лаврентий Борисов и лейтенант Николай Черкасов увеличили победный счет в схватках с врагом.
Из девяти самолетов фашисты потеряли пять. А остальные повернули назад.
Эскадрилья вернулась на аэродром без потерь. Только лейтенант Борис Маслов был легко ранен."

#4 12.12.2015 16:03:53

МишаТ
Гость




Re: ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 41-44

Далее в коллективном труде: "Боевая летопись Военно-морского флота 1941 - 1942" - Москва: Военное издательство. 1983. указано собственно время боя, и уменьшилось количество сбитых самолетов противника:
"В 13 ч. 20 мин в воздушном бою над Измаилом истребители 96-й отдельной авиаэскадрильи сбили 3 самолета, один самолет противника сбит зенитной артиллерией."

#5 12.12.2015 19:13:55

МишаТ
Гость




Re: ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 41-44

К сожалению даже участник боя командир эскадрильи Александр Иванович Коробицын не рассказал каких то подробностей этого боя:
"...Ещё в первых числах мая по приказу командующего ВВС Черноморского флота генерал-майора В. А. Русакова наша 96-я отдельная истребительная авиаэскадрилья для повышения боевой готовности была переведена на лагерное положение, а её личный состав размещён в районе аэродрома. Мы заблаговременно позаботились о местах рассредоточения самолётов и их маскировке, об укрытиях для людей и надёжной телефонной связи. Силами аэродромной роты и технического состава отрабатывалась круговая наземная оборона. Инженерной службой флотилии строился защищённый командный пункт. Эти меры помогли нам впоследствии избежать крупных потерь.
Вызванные из увольнения офицеры явились ещё затемно. Командиры звеньев рассредоточили свои самолёты и подготовили их к вылету. В эскадрилье насчитывалось 17 истребителей И-15бис и И-153. Я определил очередность дежурства звеньев и доложил о готовности на командный пункт флотилии. Оттуда поступил приказ с рассветом установить барражирование в составе одного звена над Измаильским портом.
На выполнение этого задания первым вылетело звено управления. Я повёл его сам, когда над аэродромом ещё не разошлись сумерки. Во время полёта мы заметили огненные всполохи на границе. Было ясно, что идёт артиллерийская перестрелка, но чем она вызвана, никто пока не знал.
Через час нас сменило другое звено, кажется, лейтенанта В. Куроедова, а мы вернулись на свой аэродром. Начальник штаба майор А. Драгунов сообщил мне, что в районе Севастополя сброшены авиабомбы. Слово "война" тогда ещё не произносили вслух, и всё же приближение её чувствовалось - фашисты с каждым днём усиливали воздушную разведку границы. Но нам было строго приказано не открывать огня и не поддаваться на провокации.
Штаб Дунайской военной флотилии вскоре отменил барражирование. Эскадрилья должна была оставаться на земле с готовностью к взлету через 2 - 3 минуты. Служба обнаружения и оповещения в то время не имела радиотехнических средств, и наблюдение за воздухом велось лишь визуально, со специально расставленных постов. Около 8 часов утра наблюдатель с командного пункта эскадрильи доложил, что со стороны границы появилась группа самолётов, следующих курсом на Измаил на высоте 1000 метров.
Граница была рядом, упреждения никакого! Я дал команду на взлёт всей эскадрильей. Приказал доложить об этом на КП Дунайской военной флотилии и сам со звеном вылетел последним. В сознании ещё было сомнение: а вдруг это какая-то ошибка? Но оно окончательно исчезло, когда первое звено встреченных нами бомбардировщиков начало сбрасывать бомбы на Измаильский порт. Убедившись, что перед нами враг, я отдал приказ атаковать его.
Позже стало известно, что налёт на Измаил совершили 12 бомбардировщиков СЭТ-15. Самолёты этого типа представляли собой двухместный биплан, похожий на советский Р-5. Судя по тому, что наши истребители И-15бис имели перед ним заметное преимущество в скорости, вражеские бомбардировщики не летали быстрее 250 километров в час.
Первые атаки мы произвели организованно - звеньями, все последующие - в одиночку. Собрать в единый строй лётчиков в завязавшемся бою оказалось уже невозможно. Управление в воздухе на истребителях И-15 осуществлялось только с помощью эволюции самолёта ведущего, а его легко можно было потерять из виду. Но и вынужденные действовать самостоятельно, лётчика нашей эскадрильи сбили 5 вражеских бомбардировщиков, сорвав их попытку уничтожить корабли в Измаильском порту, и вернулись на аэродром без потерь.
Счёт самолётам, сбитым черноморскими лётчиками, открыл старший лейтенант М. Максимов. Ему пригодился опыт воздушных боёв на Хасане, где он получил орден Красного Знамени. Вскоре после первого боя под Измаилом этого ордена были удостоены также старший лейтенант А. Борисов и я - за уничтоженные вражеские бомбардировщики. Ещё по одному СЭТ-15 сбили лейтенанты А. Малиновский и Б. Маслов. Последний заставил нас поволноваться. Его И-15 совершил посадку на аэродроме позже всех, израсходовав весь запас горючего, с множеством пулевых пробоин на фюзеляже. Оказалось, Б. Маслов долго преследовал самолёт противника и уничтожил его далеко над чужой территорией."

#6 12.12.2015 21:16:40

МишаТ
Гость




Re: ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 41-44

Со стороны румын этот эпизод гораздо подробнее, с привлечением архивных документов и воспоминаний, в великолепной книге прекрасного румынского историка Дана Антониу "Румынская авиация в первый день войны - 22 июня 1941 года".

Для миссии по уничтожению советской авиации на аэродроме Измаил были привлечены следующие силы:
18 разведывательная эскадрилья, на вооружении которой было 9 легкие бомбардировков IАR-37. Аэродром Сихля (Sihlea) расположен примерно в 10 км С-В Рымникул-Сарат. Командир подполковник Петре Захареску (Lt.Cdor.av. Zaharescu Petre).
51-й эскадрилья 5-й истребительной группы - 12 He-112. Аэродром Рымникул-Сарат. командир капитан Вергилий Трандафиреску.
Из журнала боевых действий 18 эскадрильи:
"Задача миссии бомбардировки аэродрома Измаил 8 самолетами IАR-37 под прикрытием 8 истребителей He-112 из 5-й истребительной группы, которые были атакованы истребителями противника И-153.
Цель была частично нейтрализована."
Лейтенант Евгений Маринеску (Lt.Obs. Marinescu Eugen) подробно вспоминал о подготовке этого вылета:
Собрание 9 экипажей на командира в палатке. Готово! Я думал, все. Сейчас уйдем и мы. Не может быть иначе, война закончится быстро и в соответствии с одним из основных принципов, стратегических войны, мы должны были ударить с самого начала всеми средств, которыми располагаешь, по противнику. Так, что и румыны, как и их союзники немцев, спешили, чтобы ударить в полную силу. Каждый, что имел в наличии, к сожалению у нас очень мало сил. Как только мы собрались, нам сообщили план миссии. Предполагалось,  атаковать с тремя звеньями по три самолеты, аэродром Измаил. Надо было стремиться уничтожить все, что было на нем и в пределах его, а так же привести аэродром в нерабочее состояние, воронками от 54 бомб весом по 50 кг.
Для эффективности бомбардировки, чтобы быть как можно лучше, высота с которой будем бомбардировать будет 400 метров. Маршрут будет на юго-юго-восточнее, Брэила-Галац и, после пересечения границы, оказавшись над городом Измаил, мы будем поворачивать влево, направляясь на север. Мы будем пикировать с высоты до тех пор, пока, оказавшись над аэродромом, не опустимся на те самые 400 метров. Сбросив бомбы, повернем налево и обратно через Дунай, в Добруджу. Затем, по тому же маршруту, обратно на аэродром Сихля. Необходимо следить за строем звеньев в компактную группы, а так же что бы все бомбы, чтобы поразили аэродром.

Если судить по этим данным то примерно полет был построен таким образом:
http://s016.radikal.ru/i336/1512/28/067deeb49332t.jpg

#7 13.12.2015 00:38:04

Owl-99
Гость




Re: ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 41-44

МишаТ написал:

#1015048
Эпизод описан несколько по другому, во первых исчезли лейтенанты Б.В.Маслов и А.А.Малиновский

Мне кажется, максимум что могди в итоге записать Малиновскому и Маслову - это 1 или 2 сбитых в паре. Малиновский потом долго и успешно до конца ВОВ воевал в 20 иап в УАГ СВГК, ОМАГ и на Северном флоте, одержал там 5 личных побед, получил 3 ОКЗ и Отечку 1 ст. В наградных его победы в начале войны на ЧФ представлены как "5 звеном", никакой речи о личных нет. По итогам за ВОВ ему пишут 5 лично, все на Северах.

#8 13.12.2015 02:10:35

МишаТ
Гость




Re: ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 41-44

Готово! На самолетах. Запуск двигателей, а затем оборот на старт и взлет по одному, а затем формирование звеньев над аэродромом и, наконец, полет в сторону и с набором 1500 м над уровнем моря. Звенья, выстраиваются один за другим, в шахматном порядке. Вскоре мы пересекли Дунай, примерно в 20 км к югу от Галац, затем в право к Измаилу, которые можно увидеть уже на расстоянии, поворот на 90 градусов, легко парящий в дельте Дуная, и я оказался уже на Южной окраине аэродрома. Теперь надо выполнить бомбометание. Прицелился на глаз, и рукой нажал на кнопку спуска затвора и в несколько секунд все закончилось. Но после сброса бомб, начали появляться небольшие, но многочисленные тучи белого дыма. Они появлялись несколько раз, либо сбоку, либо спереди или сзади в самолет,  в котором я был в качестве наблюдателя, и наш бомбардировщик, пилот адъютант Николай Тиоса (Adj.av. Tiosa Niculae)  стрелок сержант Ион Якоб (Serg.mitr. lacob Ion), я не понял, в первый момент, что в нас стреляли зенитные орудия защищавшие аэродром. Затем мы dezmeticit, было крещение в том, что касается реакции ЗА на нас. Я посмотрел назад, и я мог видеть еще завесу поднимавшейся пыли - это наши бомбы взрывались на аэродромы, но в то же время я видел и И-15 заходивший нам в хвост. Его было хорошо видно,и я смотрел, как он мечется вверх и вниз, влево и вправо, Ион Якоб стараясь поймать его как можно лучше в прицел. От его капота, было видно яркое  пламя вырывавшееся из стволов пулеметов. Но и Якоб стрелял из браунинга в нападающего, шквальным огнем, одна, две, три очереди, а затем вдруг И-15 вывести облако черного дыма, взмыл вверх и вправо, затем перешел в пике не слишком подчеркнуто, и исчезает позади.

#9 13.12.2015 12:56:13

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2084




Re: ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 41-44

К сожалению, первоисточниками по этому эпизоду не богат, не мой период. Но в книге "From Barbarossa to Odessa" (Денеш Бернад, Дм. Карленко и Жан-Луи Роба) описано так:

По советским данным, 96 оиаэ (на 22.6 - 17 И-15бис/И-153) в вылете на перехват сбила на Н=1000 5 СЕТ-15 (к-н А.И. Коробицын, ст.л-т М. Максимов, ст.л-т А. Борисов, л-т Малиновский и л-т Б. Маслов). Румыны потеряли 1 IAR37 - "наиболее вероятно" сбит Масловым, который сел позже всех - преследовал "свой" самолет далеко за Дунай и сбил его там. Самолет Маслова имел много пулевых пробоин.
Один самолет заявила 463-я заб (ст.л-т Г. Охота).

Там же описание по румынским данным: около полудня 8 IAR37 (Esc.18 bomb.) в сопровождении 8 He112B (Gr.5 van.) пытались бомбить аэродром Измаил, но над целью перехвачены ИА и обстреляны ЗА. 1 IAR37 сбит ИА и 1 IAR37 - ЗА.

#10 13.12.2015 14:47:09

МишаТ
Гость




Re: ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 41-44

А. Кузнецов написал:

#1015373
К сожалению, первоисточниками по этому эпизоду не богат, не мой период.

Ничего сегодня выложу до конца - там реально интрига, а все что до этого писали весьма далеко от реально происходивших событий!

#11 14.12.2015 00:25:11

МишаТ
Гость




Re: ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 41-44

1

Мы не смогли наблюдать за его падением, ибо, справа от нас, немного позади и выше, самолет, пилотируемый пилотом адъютантом И.Константинеску пошел вниз и упал на землю, вернее в Дунайские плавни, которые теперь были под нами. Ни огня, ни дыма, но самолет упал и исчез из поля зрения. Вероятно, он был поражен последними залпами ЗА нацеленными на румынские самолеты.
Так что самолет был сбит в первый день войны. Его потеря наложила тень на радость нашего экипажа, ибо мы были убеждены, что его расстрелял тот И-15, которые далее атаковал нас, и после того как мы его обстреляли окутанный дымом стремительно упал. Мы пересекли Дунай, а затем обогнеув с юга Галац, взяли путь на Сихля.

Потери 18 эскадрильи согласно журнала боевых действий эскадрильи:
IАR-37 тактический № 39 с экипажем: Адъютант C. Мокану (Adj.Șef av. C.Mocanu) – получил ранение, штурман лейтенант М. Захария (Lt.Obs. M.Zaharia), стрелок сержанрт Н. Ницэ ( Serg.mitr. N.Nita). Подбит ЗА противника, призвел вынужденную посадку и скапотировал из-за полученных повреждений. Самолет был полностью разбит, экипаж здоров.
IАR-37 тактический № 22 с экипажемСержант  И.Константинеску (Serg.av. I.Constantinescu), штурман Л.Мирча (Slt.Obs.L. Mircea), Горица Мирча (Cap.mitr.G.Mircea). Не вернулся из миссии (пропали без вести). Был сбит истребителями противника на вражеской территории.

Отредактированно МишаТ (14.12.2015 00:41:50)

#12 14.12.2015 03:20:32

МишаТ
Гость




Re: ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 41-44

Как и в случае прочих не удачных вылетов ЖБД 18 эскадрилье скуден информацией, по сути если бы не рассказ Евгения Маринеску то подробности практически не возможно было бы узнать подробности этого вылета. Гораздо интереснее события этого вылета описаны в журнале боевых действий 51-й Истребительной эскадрильи:
Между тем, подошло время для второй операций, для чего были выделены еще два звена по cамолетов He112 (Все из 51-й эскадрильи. – Прим.Авт.), для действий в области Тулча - Измаил, по прикрытию группу легких бомбардировков IAR-37, который должены был пересеч Дунай в районе Тульчи на Измаил.
Эти два звена были сформированы таким образом:
I - звено: капитан Вергилий Трандафиреску, адьютант Георгий Игеску, адьютант Ангел Кондрут и адьютант Александру Максим.
II- звено: Лейтенант Тиберий Статеску, младший лейтенант Иона Захария, младший лейтенант Теодор Моску и адьютант Иона Павел.

Стартовали в 11:40 и далее ождали группу бомбардировщиков в установленной области до 12:20. Пропатрулировав до этого часа и видя, что истребители противника начинают пробуждаться на аэродроме северо-западнее Измаила, оба наших звена атаковали западную часть аэродрома, стреляя из пулеметов и пушек по палатке, которая, вероятно была постом управления и находилась в юго-западной части, а также несколько белых шатров, что стояли вокруг палатки поста управления.
В своем докладе, мл.л-т Теодор Моску заявляет что двумя длинными очередями он сбил истребитель И-15 которые он атаковал высоте около 50 метров. Второй самолет противника, который атаковал его Моску и выпустил несколько очередей, которые попали в самолет, был сбит несколькими очередями из пушек и пулеметов, выпущенными мл.л-ом Теодором Моску. После этого боя, Моску преследовали, до 4 истребителей противника, пока он не пересек границу. Посадка самолета мл.л-том Теодором Моску был выполнена грубо, потому что пулями было пробито правое колесо, которое при касании земли было разорвано, что привело к повреждению самолета на посадке. Другие пробоины были получены с правого борта прямо в топливный бак, что привело к вытеканию бензина, а так же в левую плоскость и фюзеляж.

Отредактированно МишаТ (14.12.2015 23:44:53)

#13 14.12.2015 22:45:50

МишаТ
Гость




Re: ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 41-44

После прочтения румынских документов нам очевидно и открывается объективная картина событий, которая весьма отличается от советской.
Судя по ЖБД 5-й группы, восьмерка He112 прибыла в район Измаила около 12:00 - 12:05 (по Берлинскому времени), что вполне реально учитывая время взлета 11:40 и расстояние от Рымникул-Сарат до Измаила 150-160 км. Проболтавшись в воздухе 10-15 минут, румыны естественно привлекли внимание постов ВНОС которые оповестили штаб 96-й ОИАЭ, самолеты которой начали взлетать на перехват. Трудно сказать было ли решение ведущего румынской группы продиктовано опасностью взлета советских истребителей или он просто смотрел на часы и решил что ждать подопечных не имеет смысла и пора возвращаться на свой аэродром. Однако судя по тому что румыны атаковали палатки опознанные как пункт управления, то видимо вероятнее второе. Первое звено румынских истребителей и ведущая пара второго звена видимо вообще не видели советские самолеты и сразу после атаки ушли за Дунай, и только замыкающая пара Моску - Павел атаковали только оторвавшиеся от земли И-15 или И-153. Судя по нашим документам патроны и снаряды Моску попали в самолет лейтенанта Маслова. Однако советский истребитель сбить не удалось, и похоже именно Маслов в группе с 3-4 взлетевшими плотами неплохо погонял Моску и его ведомого, после чего тот решил не искушать судьбу и использовав преимущество в скорости ретировался за Днестр.
Видимо практически одновременно с атакой He112 к аэродрому Измаил наконец подошли 8 IAR-37, которые спикировали на аэродром и сбросили бомбы. К этому времени в воздух поднялись все боеспособные машины 96-й ОИАЭ, судя по советским источникам советские пилоты атаковали румын еще на высоте 1000 метров, то есть когда те были на боевом курсе. Кроме того по румынам работала ЗА которая так же обстреляла румынские бипланы в момент пологого пикирования на аэродром.
Судя по всему стреляли по румынам все вышеперечисленные пилоты: Максимов, Коробицын, Борисов, Малиновский и естественно зенитчики, а пикирующие до высоты 400 и ниже метров IAR-37, два из которых реально были подбиты приняли за 3-4 самолета.
Естественно реально установить кто конкретно сбил самолеты противника сложно, ну а первый кандидат естественно ст.лейтенант Максимов. О его победе есть весьма совпадающие с румынскими данными подробности, в книге Дорохова А. П. Крылатые защитники Севастополя. — Симферополь: Таврия, 1981. :
"Бомбардировщики шли плотным строем. Истребители атаковали их звеньями. Начался воздушный бой, первый в небе Черноморья. Вторым звеном командовал лейтенант Михаил Максимов... Под прикрытием ведомых командир звена атаковал один бомбовоз и ранил вражеского стрелка-радиста. После второй атаки бомбардировщик упал в воды Дуная."
Румыны шли плотным строем, один самолет после атаки упал в плавни, так что с большой долей вероятности можно утверждать что именно Михаил Сергеевич Максимов стал автором первой победы летчиков истребителей ВВС ВМФ в Великой отечественной войне.
Установить авторство второй победы не реально, скорее всего пикирующие до воды румынские машины были приняты за подбитые, а так как румынский берег Дуная был рядом, а перелетать границу было запрещено, то и проверить упали они или нет было не возможно, поэтому их решили засчитать как сбитые.

Отредактированно МишаТ (14.12.2015 23:44:40)

#14 15.12.2015 13:00:24

МишаТ
Гость




Re: ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 41-44

Повреждения полученные самолетом Т.Моску в бою 22 июня 1941 года над Измаилом:
http://s017.radikal.ru/i419/1512/56/043cd39917b3t.jpghttp://s016.radikal.ru/i335/1512/7c/240234eb7bf3t.jpghttp://s009.radikal.ru/i308/1512/48/d7a932f717adt.jpghttp://s017.radikal.ru/i435/1512/fc/f54258a38576t.jpg

Страниц: 1


Board footer