Вы не зашли.
Название темы несколько полемически заострено, конечно. У Ил-2 было другое амплуа. Но в хороших руках и при благоприятных обстоятельствах легендарный штурмовик мог разить врага и точечно. Встретился в документах «нераскрученный» интересный эпизод периода освобождения Крыма. Дело было так.
15 апреля 1944 года заканчивалась эвакуация немецко-румынских войск с южного побережья Крыма. С 13 апреля из Судака, Алушты и Ялты оккупантов вывозили на БДБ в Балаклаву и затем в Севастополь. Единственной реальной помехой смогла стать наша авиация – как морская, так и фронтовая (4-й ВА). Но как раз 15 апреля для нормальной работы авиации условий не было – низкую облачность 6-9 баллов усугублял туман. В результате ВВС ЧФ в борьбе с перевозками вдоль южного берега поучаствовать вообще не смогли, а 4-я воздушная армия работала малыми силами 132-й ночной бомбардировочной дивизии (по Ялте и по дорогам) и 190-го шап 214-й шад. Штурмовики выполнили 23 самолёто-вылета, из них группа 5 Ил-2 не выполнила задачу и по метеоусловиям от Феодосии повернула назад, еще 16 Ил-2 парами отработали по Ялте и по дорогам.
Интереснее всего получилось с парой капитан Ф.С. Палехин – младший лейтенант Н.Н. Жуков, вылетевшей в сопровождении 4 ЛаГГ-3. Хотя берег от Феодосии до Ялты был закрыт туманом, ведущий Палехин продолжил поиск и был вознагражден за упорство. У южной оконечности Крыма погода оказалась чуть лучше – сквозь низкую облачность (200 метров) стали видны берег и море на расстояние до 4 км. Внизу обнаружились 5 БДБ, огибавших мыс Ай-Тодор в движении на запад, и рядом, между Алупкой и Симеизом, еще 2 БДБ. Палехин и Жуков зашли с юго-запада и внезапно ударили по группе из 5 БДБ. Оба «Ила» атаковали по одной БДБ с индивидуальным прицеливанием, сбросив с высоты 200 метров 2 ФАБ-100 и 208 ПТАБ, а затем с высоты 100 м в том же заходе проштурмовали остальные баржи РС и пушечно-пулеметным огнем. Обе атакованные БДБ были перекрыты бомбами. Одну из них сразу полностью охватило пламя, вторая в дыму повернула к берегу. Самолеты настолько внезапно провели эту атаку из облачности, что противник не оказал никакого противодействия. Хотя команды БДБ на Черном море к апрелю 1944 года накопили огромный опыт борьбы с авиацией и обычно при появлении наших самолетов практически рефлекторно открывали мощный и грамотно организованный зенитный огонь. Палехину и Жукову были засчитаны две уничтоженные БДБ и до 40 убитых/раненых солдат и офицеров на проштурмованных баржах.
Как всё это выглядело глазами немцев? К сожалению, боевое донесение по этому эпизоду не обнаружено. Но следы боя остались в радиограммах и прочих документах. Собранная по отрывочным упоминаниям картина выглядит так. Во время атаки в этом районе находились 6 БДБ. Похоже, что все они шли на восток, в Ялту - группа Шееля из 4 БДБ и еще 2 БДБ. Примерно там же, но скорее всего ближе к Ялте, находились две артиллерийские баржи (перестроенные из тех же БДБ). F335 передала радиограмму об атаке торпедных катеров (этого точно не было) и авиации, в результате чего тяжелые повреждения получила F572. Начальник морской обороны Крыма сделал к этому донесению примечание о том, что в действительности повреждена F395. Проблема в том, что обе упомянутые баржи в момент атаки, судя по документам, находились в Ялте. F561 донесла о том, что атакована, немедленно открыла огонь, получила попадание в район правого борта (или же речь идет о попадании в правую сторону самолета – предложение составлено двусмысленно: «Bombenfliegerangriff, sofortiger Abwehr. Treffer an St.B. Seite»), возможно сбит один самолёт. Видимо, огонь был открыт вдогонку и не замечен нашими лётчиками, потерь они не понесли. Из более поздних документов известно, что во время этой атаки погибла F569. Возможно, радиограмма о тяжелом повреждении F572 (она же как бы F395) относится как раз к полыхающей F569. Она везла в Ялту горючее по запросу командира 5-го армейского корпуса и в результате атаки загорелась, выбросилась на берег и полностью выгорела.
Итог получается такой: поражены две БДБ, одна из которых уничтожена (очевидно, поражена ПТАБами), а 2-я получила некоторые повреждения, но какая именно баржа - не совсем понятно. Повреждения очевидно не были очень серьезными. Возможно, попадание ПТАБ во что-то не жизненно важное. Если это всё-таки F561, то она после 15 апреля перешла с конвоем в Констанцу, где 21 апреля один день находилась в ремонте, а потом продолжила участвовать в перевозках. У других участников этих событий сколько-нибудь существенный ремонт во 2-й половине апреля тоже не обнаруживается.
Кроме того, в Ялту не доехал бензин, нужный для вывода в Севастополь скопившегося там автотранспорта. В результате, видимо, какая-то часть машин не смогла уехать и досталась нам частью в виде сожженных немцами остовов, а частью, может быть, и целыми.
До сих пор мне не встречались атаки одинокой пары Ил-2, в которой были бы при индивидуальном прицеливании реально поражены две цели. Тот же Палехин за два дня до этого был ведущим одной из двух групп, атаковавших в Судакской бухте отряд БДБ утром. Строй групп был разбит дружным зенитным огнем, и атака не принесла результата. Секрет успеха атаки 15 апреля очевидно в том, что благодаря достигнутой внезапности не было противодействия, и летчики отработали почти как на полигоне. «Почти» - т.к. летчики могли ожидать открытие зенитного огня в любой момент, поэтому о полигонном спокойствии вряд ли можно говорить. Применение многочисленных ПТАБов помогло компенсировать возможные погрешности бомбометания.
Не так уж и много людей лично топили корабли или катера в той войне. Тем обиднее, что Палехин и Жуков практически неизвестны даже интересующимся темой, не говоря уже о широкой публике. Кто из них уничтожил F569, из выявленных к настоящему моменту документов выяснить нельзя. В любом случае в этом велика заслуга ведущего. Ведь Палехин вывел свою пару на цель в сложных метеоусловиях, проявив завидную настойчивость и волю к победе.
Данные героев, взятые из наградных:
Палехин Федор Степанович, 1907 г.р., на 23.4.44 капитан, штурман 190 шап, участвовал в войне с 15.7.43. 23.4.44 представлен к ордену Красного Знамени, в т.ч. и за эту атаку. Продолжал и дальше успешно воевать, пережил войну. Награжден орденами Красной Звезды (дважды), Красного Знамени, Александра Невского (дважды), медалью «За Оборону Кавказа». 9.5.45 представлен к званию Героя Советского Союза, но дали почему-то только орден Отечественной Войны 1 ст.
Где он был до июля 1943 (36 лет человеку уже было), пока уточнить не смог - может, готовил лётные кадры. Спрашивал о начале его пути на АвиаВИФе - молчит народ, не знает, видимо.
Жуков Николай Николаевич, 1922 г.р., на 23.4.44 младший лейтенант, летчик 190 шап, участвовал в войне с 10.6.43. 23.4.44 представлен к ордену Красного Знамени, в т.ч. и за эту атаку, но получил «Отечественную Войну» 2 ст. Также продолжал успешно воевать, по 19.8.44 был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной Войны 2 ст., Красного Знамени. Дальше его наградные сейчас посмотреть не удалось - сайты «Подвиг Народа» и «Память Народа» что-то не работают. Но это исправимо.
Отредактированно А. Кузнецов (18.12.2015 01:40:00)
А. Кузнецов написал:
#1017428
в Ялту - группа Шееля из 4 БДБ и еще 2 БДБ.
Я занимался этим эпизодом. По моему глубокому убеждению в группе из четырех БДБ были БДБ-535, 132, 561, 122, в группе из двух - БДБ-569 и БДБ-335. Одна группа вышла из Балаклавы в 08.00, вторая в 09.00-09.20 которая когда не понятно. Как я понимаю по графику перемещений БДБ-335 в апреле, никаких серьезных повреждений она не получила. Группа из четырех БДБ тоже подверглась налету, но на час раньше - в 11.16, а группа БДБ-569 - в 12.30.
БДБ-572 никаких повреждений вообще не получала - ошибочное донесение. Она в тот момент находилась в порту Ялты и заминировала ее рейд в ночь на 16.4.44 после окончания эвакуации немцев.
Botik Petra Velikogo написал:
#1017681
Группа из четырех БДБ тоже подверглась налету, но на час раньше - в 11.16, а группа БДБ-569 - в 12.30.
Было действительно два эпизода, но:
По радиограмме 11:16 от F335, была атака четырех загадочных самолетов "GL 1", "замаскированных под немецкие".
Эту же атаку видели артбаржи AF54 и AF56 в 11:07-11:10 - налёт 6 бомбардировщиков/штурмовиков. Они дружно отражали ее из всех стволов, никаких повреждений не отмечено. Наших атак по морским целям в это время не было. Не исключено, что "замаскированные под немцев" самолеты и были немецкими.
Второй эпизод со стороны немцев известен по РГ 12:36 от F335, записи от F561 в 12:30 и по РГ из "Ультры" о гибели F569 в 12:30.
Это 13:30 мск, что соответствует времени атаки Палехина - Жукова в 13:20-13:30.
Botik Petra Velikogo написал:
#1017681
БДБ-572 никаких повреждений вообще не получала - ошибочное донесение.
Я так и написал. Она в это время стояла в Ялте и ждала, когда выйдет последняя БДБ, чтобы заминировать порт дрянными эрзац-минами RMH.
Botik Petra Velikogo написал:
#1017681
По моему глубокому убеждению в группе из четырех БДБ были БДБ-535, 132, 561, 122, в группе из двух - БДБ-569 и БДБ-335.
По номерам барж согласен, по разбивке на группы - сомневаюсь, но проверю вечером, когда до дома доберусь.
А. Кузнецов написал:
#1017703
По номерам барж согласен, по разбивке на группы - сомневаюсь, но проверю вечером, когда до дома доберусь.
Дело в том, что в КТВ 3-й (БДБ-535) и 7-й (БДБ-122, 561) флотилий нет описания и даже упоминания о гибели БДБ-569. Донесение о гибели БДБ-569 давала только БДБ-335, потому я и сделал соответствующие выводы. Что касается состава групп, то они во всех документах (КТВ флотилий, Мор.комендант Крыма - отчет об эвакуации с ЮБК, ГФ Крым - Кавказ) они противоречат друг другу.
Botik Petra Velikogo написал:
#1017730
в КТВ 3-й (БДБ-535) и 7-й (БДБ-122, 561) флотилий нет описания и даже упоминания о гибели БДБ-569
Я думаю, вопрос решается просто. Есть сообщение о тяжелом повреждении БДБ, которую ошибочно называют то F572, то F395, хотя ни одной из них на месте атаки не было. При этом нет сообщения о гибели БДБ. По факту была гибель F569. Кроме того, еще одна БДБ (F561?) имела незначительные повреждения, которые вряд ли назвали бы тяжелыми. Вариант просматривается один: тяжело поврежденная БДБ - это горящая, но к моменту составления радиограммы еще не сгоревшая окончательно F569.
По составу групп однозначного решения нет, т.к. ЖБД 1-й флотилии за этот период отсутствует, а 3 из 6 БДБ были как раз из неё, к сожалению. Плюс часть данных от других флотилий и вышестоящих инстанций противоречат друг другу. Но не настолько, чтобы это как-то повлияло на результаты анализа атаки 190 шап 15 апреля.
Что касается эпизода, случившегося за час с лишним до атаки 190 шап, варианты возможны такие:
1. Это были немцы, о чём есть намёк в РГ F335.
2. Пролёт какой-то из наших групп, работавших по дорогам в районе Ялты или по Севастополю. За два дня до этого одна из групп 502 шап, взлетевшая с аэродрома Багерово и перенацеленная в воздухе на Судак, заблудилась и отработала по Севастополю. Желающие могут по карте оценить размах. Что уж говорить о выходе в район Ай-Тодор вместо Ялты в облаках и тумане - разница всего-то 4 мили.
Ну может группа "четырех" включала БДБ-335, 122, 561 и 569 (так состав группы в приложениях дает мор. комендант Крыма) и она подверглась атаке штурмовиков в 12.30 с попаданиями в БДБ-569 и 561. Тогда вроде все совпадает.
Botik Petra Velikogo написал:
#1017840
Ну может группа "четырех" включала БДБ-335, 122, 561 и 569 (так состав группы в приложениях дает мор. комендант Крыма) и она подверглась атаке штурмовиков в 12.30 с попаданиями в БДБ-569 и 561.
F561 дважды перечислена. Одна из них д.б. F535. Мне кажется, на имеющихся данных точную разбивку на эти две группы сделать невозможно, можно только предположения делать. Но это и не очень важно. Достаточно факта, что в районе атаки было 6 БДБ, и их номера установлены. Причем номера полностью совпали при независимом подсчете двумя людьми, что радует.
Отредактированно А. Кузнецов (19.12.2015 23:24:25)
А. Кузнецов написал:
#1017956
F561 дважды перечислена.
Так и БДБ-569 дважды. Это одна и та же группа. Во вторую группу БДБ входили БДБ-535 и 132.
А. Кузнецов написал:
#1017788
По факту была гибель F569.
Вот что пишут об этом немцы
- 08.-16.04.1944 Sowj. Flugzeuge versenken die MFPs F 394, F 395, F 565 und F 569 und beschädigen F 572.
- 15.04.1944 F 569 durch Bombentreffer gesunken.
http://www.historisches-marinearchiv.de … _value=629
и документальное подтверждение
http://historisches-marinearchiv.de/pro … amp;id=629
об F 395 тут написано следующее
15.04.1944 bei Jalta FliBo; T-sowjet. TKA; schwer beschädigt,
Немецкие товарищи считают, что БДБ и Зибели были достаточно уязвимы для огня даже малокалиберной артиллерии, если они шли загруженными горючим или боеприпасами - главное было попадать.
Отредактированно CAM (20.12.2015 01:34:26)
CAM написал:
#1017968
Немецкие товарищи считают, что БДБ и Зибели были достаточно уязвимы для огня даже малокалиберной артиллерии, если они шли загруженными горючим или боеприпасами - главное было попадать.
Немецкие товарищи повторяют содержание своих КТВ (мы с Андреем их хорошо знаем), а они были очень путанны в тот период, и никак не увязывают их с нашими данными. А по нашим данным никаких действий ТКА тем более в светлое время в эти дни не было - дальности из Фальшивого Геленджика до Ялты у Г-5 не хватало.
БДБ-395 в этих событиях, кстати, вообще не пострадала. В апреле - начале мая она совершила четыре рейса между Констанцей и Севастополем и была повреждена только 8 мая в Казачьей бухте в результате артобстрела. Точно то же самое, включая повреждение, можно сказать и о БДБ-572, с той лишь разницей, что она не курсировала в рейсах, а стояла в Севастополе в готовности заминировать его и прилегающие бухты, что и сделала при оставлении города.
БДБ-394 также никаких серьезных повреждений не получила. 16-18.4 она сделала рейс Севастополь - Констанца, 21-22.4 Констанца - Севастополь, 23-25.4 Севастополь - Констанца и после этого стала в длительный ремонт (была в нем и на 21 мая), не связанный, по всей видимости, с боевыми повреждениями.
В общем, с какого перепугу БДБ-394 и 395 на маринеархиве объявили потопленными я не понял.
Botik Petra Velikogo написал:
#1017964
Так и БДБ-569 дважды. Это одна и та же группа. Во вторую группу БДБ входили БДБ-535 и 132.
Прошу прощения, невнимательно прочитал. Я сначала считал, что 4 БДБ - это F535, F132, F335, F569 на основании записи, что F535 вышла с 3 БДБ 1-й флотилии. Эти 3 баржи вычисляются однозначно. Но потом понял, что возникают противоречия с другими записями. М.б. пропавший ЖБД 1-й флотилии за этот период всплывет когда-нибудь, тогда всё прояснится.
Botik Petra Velikogo написал:
#1017977
Немецкие товарищи повторяют содержание своих КТВ
Да, они переписывают документы, но не анализируют их содержание. В этой части "их профессура к бою не готова" (с)
А. Кузнецов написал:
#1017428
Интереснее всего получилось с парой капитан Ф.С. Палехин – младший лейтенант Н.Н. Жуков, вылетевшей в сопровождении 4 ЛаГГ-3.
А. Кузнецов написал:
#1017428
сбросив с высоты 200 метров 2 ФАБ-100 и 208 ПТАБ, а затем с высоты 100 м в том же заходе проштурмовали остальные баржи РС и пушечно-пулеметным огнем.
Интересно, куда с указанным набором вооружения летели армейские штурмовики? Наверняка не на охоту в море. Тем не менее, для таких целей он оказался наилучшим.
CAM написал:
#1018254
Интересно, куда с указанным набором вооружения летели армейские штурмовики? Наверняка не на охоту в море.
Задача на день - уничтожать плавсредства в портах Гурзуф, Ялта, Алупка и на водных коммуникациях. Запасная цель - автотранспорт на дорогах в р-не Ялта-Алупка. Т.е. Палехин и Жуков отработали по основной цели.
214 шад имела богатый опыт работы по морю. В частности, в период Керченско-Эльтигенской операции она вообще находилась в оперативном подчинении ВВС ЧФ.
Отредактированно А. Кузнецов (20.12.2015 22:50:35)
А. Кузнецов написал:
#1018260
Задача на день - уничтожать плавсредства в портах Гурзуф, Ялта, Алупка и на водных коммуникациях.
Стало быть набор вооружения был не случайный.
Есть еще один интересный момент. На Западе немецкие прибрежные плавсредства избегали оставаться в море в светлое время даже в 42-м, когда у английских истребителей-бомбардировщиков еще не было на вооружении РСов. На Востоке в 44-м они довольно уверенно это делают. Не боялись советской авиации, что ли?
CAM написал:
#1018263
На Востоке в 44-м они довольно уверенно это делают. Не боялись советской авиации, что ли?
Нельзя сказать, что не боялись. Просто принимали меры - последовательно усиливали зенитное вооружение, усиливали охранение, по возможности обеспечивали истребительное прикрытие, ценные корабли старались (тоже по возможности) не появляться в пределах радиуса действия нашей авиации в лётную погоду. По данным радиоразведки иногда старались уклониться от готовящихся ударов. Все эти меры обычно позволяли им действовать с приемлемым уровнем потерь.
Т.е. решали проблему, но платили за это определенную цену - не только потерями, но и затраченными ресурсами, уменьшением скорости оборота тоннажа и т.п.
Отредактированно А. Кузнецов (20.12.2015 23:31:36)
А. Кузнецов написал:
#1017428
Жуков Николай Николаевич, 1922 г.р., на 23.4.44 младший лейтенант, летчик 190 шап, участвовал в войне с 10.6.43. 23.4.44 представлен к ордену Красного Знамени, в т.ч. и за эту атаку, но получил «Отечественную Войну» 2 ст. Также продолжал успешно воевать, по 19.8.44 был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной Войны 2 ст., Красного Знамени. Дальше его наградные сейчас посмотреть не удалось - сайты «Подвиг Народа» и «Память Народа» что-то не работают. Но это исправимо.
Досмотрел по Жукову "Память народа". К перечисленным выше наградам нужно добавить медаль «За Оборону Кавказа». Последнее представление на награждение - упомянутое выше число 19.8.44. В потерях не обнаружен, т.е. пережил войну. Может быть его комиссовали по ранению, т.к. отсутствие наград после августа 1944 выглядит для боевого летчика странно.
А. Кузнецов написал:
#1018275
Может быть его комиссовали по ранению, т.к. отсутствие наград после августа 1944 выглядит для боевого летчика странно.
А может отправили инструктором в ЗАП, а может перешел в перегоночный полк, а может отправлен на учебу и еще десяток вариантов. Когда разбирался с летчиками МТА сам удивился неисповедимости путей.
Botik Petra Velikogo написал:
#1018291
А может отправили инструктором в ЗАП, а может перешел в перегоночный полк, а может отправлен на учебу и еще десяток вариантов. Когда разбирался с летчиками МТА сам удивился неисповедимости путей.
Согласен, вариантов полно. Но, оставаясь в ВС, он за оставшийся почти год что-то из наград заработал бы скорее всего (м.б. за исключением варианта с учебой), хотя бы "За боевые заслуги" или "Красную Звезду".
А. Кузнецов написал:
#1018295
хотя бы "За боевые заслуги" или "Красную Звезду".
Только при соответствующей выслуге. Сдается мне при его звании и возрасте ее у него не хватало.
Botik Petra Velikogo написал:
#1018457
Только при соответствующей выслуге.
Выслуга - лишь одна из причин для награждения. Там еще косой десяток других заслуг, за которые ЗБЗ давали - образцовое выполнение заданий, освоение новой техники, успехи в боевой и политической подготовке и т.д. и т.п. На "Красную звезду" тоже мог наработать. Впрочем, это всё предположения. Что-то с ним было не так после августа 1944, раз ни к чему не представили даже в мае 1945, когда шел массовый поток представлений.
Вопрос по названию темы. Были ли еще подобные случаи уничтожения БДБ штурмовиками в море?
CAM написал:
#1018483
Были ли еще подобные случаи уничтожения БДБ штурмовиками в море?
Случаи уничтожения в море? Конечно были. Например, за май 1943 года Илы 8-го гшап уничтожили 4 БДБ из анапских конвоев. Случай с Палехиным и Жуковым выделяется тем, что два штурмовика отработали индивидуально по 2 баржам из конвоя и обе поразили (хотя одна из них пострадала незначительно). Я аналогичного случая не встречал. Но пока не возьмусь утверждать, что такого больше не было. Если встречу по ходу дела - напишу.
А. Кузнецов написал:
#1018508
Случай с Палехиным и Жуковым выделяется тем, что два штурмовика отработали индивидуально по 2 баржам из конвоя и обе поразили (хотя одна из них пострадала незначительно).
Штурмовики отработали на отлично - полностью реализовали фактор внезапности. Но случай то не характерный. Так можно написать и "Бофайтер" как оружие точечного удара на море" и привести пример атаки 24 августа 1944 года в устье Жиронды эсминца Z-24 и миноносца Т-24. "Бофайтеров" там, правда, было 18, но и немцы были на ходу, ожидали атаки и встретили атакующих огнем. А "Бофайтеры" то были вооружены только 25-фунтовыми РСами, по 8 штук на брата, да 20-мм пушками - больше ничего подвесить не могли, потому как летели из Англии на полный радиус. И тем не менее и обоих немцев отправили на дно и все благополучно долетели до Англии.
Отредактированно CAM (21.12.2015 22:38:11)
CAM написал:
#1018519
Но случай то не характерный.
Конечно не характерный. Я же в самом начале и написал, что в данном случае Илы были в хороших руках и в благоприятных обстоятельствах. Правда, чтобы заработать эти самые обстоятельства, Палехину с ведомым пришлось потрудиться.
CAM написал:
#1018519
И тем не менее и обоих немцев отправили на дно и все благополучно долетели до Англии.
А сколько попаданий было?