Сейчас на борту: 
John Smith,
Боярин,
Ольгерд
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 30 31 32 33 34 … 37

#776 03.12.2014 19:31:08

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2084




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

ЛПТ написал:

#894086
поясните по БКА-73,погиб 3.11.43г Керченский пролив,интересуют обстоятельства гибели,в одних источниках идут сведения ,что погиб от прямых попаданий авиабомб,в других,что подорвался на мине.

Сохранились донесения командира 1 гв.ДБКА, командира БКА-71 и политдонесение АВФ, из которых видно, что БКА-73 подорвался на якорной мине на пути в Эльтиген. Спасены 2 краснофлотца.

Другие версии (налет на Тамань, расстрел на берегу в Эльтигене) ошибочны - БКА-73 перепутан с другими катерами

Отредактированно А. Кузнецов (04.12.2014 02:08:04)

#777 03.05.2015 18:23:22

Юг
Гость




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

1

http://i48.fastpic.ru/thumb/2015/0503/91/ac58fb120848e48aecebb7ac1ad4b091.jpeg   http://i60.fastpic.ru/thumb/2015/0503/c0/c05a8c4a7f2cc2fc9431ee59809f65c0.jpeg

Лазенкова Л.М.  "Безвозвратный" бронекатер -81.  Опубликовано в материалах II Международной научно-практической конференции "Военно-исторические чтения", г.Керчь, 2014 г.

Отредактированно Юг (03.05.2015 18:54:30)

#778 03.05.2015 19:03:25

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 10161




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Юг написал:

#947650
Безвозвратный" бронекатер -81

Получается, погибли 14, спаслись двое. Ранее считалось, что погибли 17. Уважаемая Лазенкова Л.М. восстанавливала список экипажа, возможно, на борту был еще кто-то прикомандированный, это как-то объясняет расхождение в цифрах.
А возможно, и не было.


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

#779 03.05.2015 21:27:39

Юг
Гость




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

http://i47.fastpic.ru/thumb/2015/0503/76/b67f2c75d021975750003fcabc28df76.jpeg
На воинском кладбище в Керчи есть братская могила с фамилиями погибшего экипажа. Покоятся останки 12 моряков (старшина 1-ой статьи Антонов Н.И., старшина 1-ой статьи Ткаченко П.Д., старшина 1-ой статьи Тарабаров А.М., старшина 2-ой статьи Урчев А.А., старший краснофлотец Мазин И.В., краснофлотец Селиванов В.И., краснофлотец Кибирев Т.Ф., старший краснофлотец Михайлов Л.М., краснофлотец Миронов Н.С., краснофлотец Петров Ф.Г., краснофлотец Морозов С., командир катера Герой Советского Союза ст. лейтенант В.Н. Денисов (1918-1943 г.г.), обнаруженные при очистке акватории пролива в районе п. Опасное в июне 1975 Г. и торжественно перезахороненные 26 сентября 1975 г. Памятник установлен в 1975 г., реконструирован в 1985 г. Имена всех погибших выбиты на надгробной стеле.

Экипаж гвардейского БКА №81 Волжской Военной флотилии на 2.10.1943г. состоял из 14 человек.
1. Командир катера - старший лейтенант Денисов В.Н.
2. Командир отделения рулевых - главстаршина Миронов И.С.
3. Рулевой - краснофлотец Морозов С.Г.
4. Командир отделения комендоров - старшина 1-й ст. Антонов Н.И.
5. Старший комендор - ст. краснофлотец Михайлов Л.М.
6. Комендор - краснофлотец Петров Ф.Г.
7. Командир отделения пулемётчиков - старшина 1 ст.Конашко А. Н.
8. Пулемётчик - краснофлотец Иванов В.П.
9. Пулемётчик - краснофлотец Киберев А.Ф.
10. Старшина группы мотористов - старшина 1 ст  Ткаченко П.Д.
11. Командир отделения мотористов - старшина 1 ст. Тарабаров А.М.
12. Старший моторист - старшина 2 ст. Уруев А.А.
13. Радист - ст. краснофлотец Мизин Л.В. (по др. данным - И.В.)
14. Радист - ст. краснофлотец Селиванов В.И.

По сообщению Лазенковой, Конашко А.Н. и Иванов В.П. во время подрыва катера были ранены, но остались в живых.  Получается, всего было 14, в живых осталось двое.

#780 03.05.2015 21:39:22

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 10161




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Юг написал:

#947691
Получается, всего было 14, в живых осталось двое.

Я имел ввиду, что установлен именно список экипажа и вычислены погибшие.
Тем более, что Лазенкова пишет о 14 погибших и 2 выживших.
Но не факт, что на борту был только экипаж. Во время операции не редкостью было, что на борту катеров находились офицеры штаба , просто пассажиры и т.п.
Смущает, что обычно упоминалось 17 погибших и 2 выживших.


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

#781 03.05.2015 22:52:17

corvin13
Участник форума
Сообщений: 71




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Все не совсем так.

По ОБД Мемориал:
(погиб) 1. Командир катера - старший лейтенант Денисов Вячеслав Николаевич
(погиб) 2. Командир отделения рулевых - главстаршина Миронов Иван Степанович
(погиб) 3. Рулевой - краснофлотец Морозов Сергей Георгиевич
(погиб) 4. Командир отделения комендоров - старшина 1-й ст. Антонов Николай Игнатьевич
(вычеркнут) 5. Старший комендор - ст. краснофлотец Михайлов Леонид Михайлович (жив, проходит службу в СНИС НВМБ, 02.01.1945)
(погиб) 6. Комендор - краснофлотец Петров Федор Григорьевич
(не упомянут) 7. Командир отделения пулемётчиков - старшина 1 ст.Конашко А. Н.
(не упомянут) 8. Пулемётчик - краснофлотец Иванов В.П.
(не упомянут) 9. Пулемётчик - краснофлотец Киберев А.Ф.
(погиб) 10. Старшина группы мотористов - старшина 1 ст  Ткаченко Петр Данилович
(погиб) 11. Командир отделения мотористов - старшина 1 ст. Тарабаров Алексей Михайлович
(погиб) 12. Старший моторист - старшина 2 ст. Урцев Анатолий Алексеевич (а не Уруев)
(погиб) 13. Радист - ст. краснофлотец Мизин Иван Васильевич
(погиб) 14. Радист - ст. краснофлотец Селиванов Владимир Иванович

(не упомянут) Моторист - Шакиров
(не упомянут) Моторист - Мельниченко Ф.

#782 08.05.2015 11:43:02

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Всех с праздником Великой Победы!
А так война начиналась:
http://i59.fastpic.ru/thumb/2015/0508/bd/56bf86c6dbf4894969a9b2179ed210bd.jpeg

#783 23.05.2015 18:19:50

Сухопутник
Гость




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Здравствуйте, уважаемые участники форума!

Как известно, у нас в Перми у проходных закрытого в своё время судостроительного завода "Кама" (бывший ССЗ № 344) 9 мая 1974 г. был открыт памятник работникам этого предприятия, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На постаменте был установлен бронекатер проекта 1125. Сначала этот объект не имел никаких обозначений, а позднее появился бортовой номер "181". Сейчас этот катер проходит по документам http://kulturnoe-nasledie.ru/monuments. … 5900010000 как "АК-454", однако выяснилось, этот тактический номер БК-1125 военного времени постройки не присваивался, а после войны был присвоен БКА проекта 191М постройки Ижорского завода. По всей видимости, когда то тактический номер "АК-454" применительно к бронекатерам проекта 1125 был взят из справочника А.С.Павлова по кораблям и судам ВМФ СССР, основой для которого послужил, в свою очередь, один из выпусков справочника по кораблям ВМФ стран мира Джейна. За неимением каких-либо других данных этот номер был "присвоен" нашему БКА. Почему был выбран именно этот номер? Емнип он фигурировал как номер одного из БК-1125 в одном из интернет-справочников http://sovnavy-ww2.ho.ua/small/typ_1125.htm по корабельному составу ВМФ СССР, но был оттуда удален.
В начале этого года в связи с 70-летием Победы было решено памятник реконструировать, БКА отреставрировать. Была надежда, что в ходе ремонта удастся найти какие-нибудь шильдики или таблички с хотя бы строительным номером этого БКА. Однако, кроме выключателя с датой "1943" и клейм на башенной пушке Ф-34 ничего обнаружено не было. Но гребном винте тоже пока никаких клейм не нашли, т.е. он сильно закрашен...
Хотелось бы просить вашей помощи в идентификации данного катера! Его неофициальная история гласит, что он был участником военного парада в Вене в 1945 или 1946 г., вывезен был с Дальнего Востока в обмен на вагон металлолома.

На фото БКА без бортового номера.
http://i72.fastpic.ru/thumb/2015/0523/de/b468046ac2f7fdddf2b9379433dfdade.jpeg
http://i69.fastpic.ru/thumb/2015/0523/0c/39f5ff83407aef374eb671dba0ffec0c.jpeg

БКА с бортовым номером.
http://i70.fastpic.ru/thumb/2015/0523/0e/f39ab3c893e4e9997c3daeed359d450e.jpeg

Бронекатер после реконструкции.
http://i69.fastpic.ru/thumb/2015/0523/c7/a94f7f3a80fd26b8dceccd46e35b85c7.jpeg

Вопрос идентификации БКА по клейму на танковой пушке пытались обсуждать здесь: http://ru-artillery.livejournal.com/345421.html

Заканчиваю свой пост интересными документами, найденными в архивном фонде судозавода "Кама", хранящемся в Государственном архиве Пермского края.
Это сведения о катерах, построенных на этом CCЗ в 1945 г. Всего 31 единица. Среди них есть катер с заводским номером 181. Это БК-140?
http://i70.fastpic.ru/thumb/2015/0523/65/8bba59bbd37ed5bd18dce75109dc4c65.jpeg
http://i70.fastpic.ru/thumb/2015/0523/e5/98970bd9c0efbc21b7bafb8b243e6de5.jpeg

Отредактированно Сухопутник (23.05.2015 18:24:35)

#784 05.01.2016 16:11:15

ЛПТ
Участник форума
Сообщений: 484




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Юг написал:

#947691
На воинском кладбище в Керчи есть братская могила с фамилиями погибшего экипажа. Покоятся останки 12 моряков (старшина 1-ой статьи Антонов Н.И., старшина 1-ой статьи Ткаченко П.Д., старшина 1-ой статьи Тарабаров А.М., старшина 2-ой статьи Урчев А.А., старший краснофлотец Мазин И.В., краснофлотец Селиванов В.И., краснофлотец Кибирев Т.Ф., старший краснофлотец Михайлов Л.М., краснофлотец Миронов Н.С., краснофлотец Петров Ф.Г., краснофлотец Морозов С., командир катера Герой Советского Союза ст. лейтенант В.Н. Денисов (1918-1943 г.г.), обнаруженные при очистке акватории пролива в районе п. Опасное в июне 1975 Г. и торжественно перезахороненные 26 сентября 1975 г. Памятник установлен в 1975 г., реконструирован в 1985 г. Имена всех погибших выбиты на надгробной стеле.

http://savepic.org/8083034m.jpg

#785 06.01.2016 08:25:52

Елкин А В
Гость




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Возможно останки моряков обнаруженных внутри корпуса БК-81 не были поименно идентифицированы. При захоронении, что бы не путаться выбили на надгробии 12 погибших. Может есть у кого нибудь отчет по подъему БК-81? И сколько конкретно останков найдено в корпусе?
Надеюсь что на майские все таки я найду БК? в районе переправы.

#786 07.01.2016 02:11:05

ЛПТ
Участник форума
Сообщений: 484




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Здесь есть информация о бронекатерах.

Отредактированно ЛПТ (26.02.2020 17:09:34)

#787 10.01.2016 21:59:22

ЛПТ
Участник форума
Сообщений: 484




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Елкин А В написал:

#1023009
Возможно останки моряков обнаруженных внутри корпуса БК-81 не были поименно идентифицированы. При захоронении, что бы не путаться выбили на надгробии 12 погибших. Может есть у кого нибудь отчет по подъему БК-81?

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=11925

#788 22.04.2016 17:08:31

Kozima
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: С.Петербург
сорокатрубный крейсер "Красный Кирпич"
Сообщений: 2986




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

1

http://s31.postimg.org/5u6kyic8r/image.jpg
хостинг картинок bmp

Советские бронекатера Дунайской военной флотилии в Австрии.Апрель 1945


Князь Волконский, острый умом старец, ответствовал:
— На лапти еще налогу нет...
— Истинно, истинно, — зашумели бояре, — мужики по двенадцати пар лаптей в год изнашивают, наложить по две деньги дани на пару лаптей, — вот и побьем хана...
А.Н. Толстой. "Петр Первый".

#789 03.05.2016 13:42:31

Сухопутник
Гость




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

ЛПТ написал:

#1023373
Здесь есть информация о бронекатерах.
http://116brigada.ru/content/327-i-gvar … ov-chast-2
Фото катеров военного времени
http://116brigada.ru/content/fotografii … go-vremeni

Что-то ссылки перестали открываться!

#790 20.04.2017 13:28:40

bell
Участник форума
Сообщений: 456




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Прошу помощи :(
Не могу разобраться с бронекатерами Шхерного отряда КБФ на начало ВОВ.
Вроде как на 22.6 числятся №№ 213, 214 и 215 в Тронгзунде и № 232 - в Кронштадте в распоряжении НИТМИ-45 "для производства опытов" ( вернулся в Тронгзунд 29.6)
Так вот, 232-й упоминается в документах числа до 8-го июля, потом появляется № 212. Переименовали?
Вопрос - нет ли у кого упоминания об этом ?"переименовании"? в документальном, так сказать, виде :[

Да, еще - в докладе командира отряда бронекатеров ст.лейтенанта Смирнова К.А. (ученическая тетрадь в клеточку, написано от руки) имеется запись:
"10 июля 41 года катера 212 (232) и 213 пришли на смену 214, 215 бронекатеров...." - почему и сделал вывод о переименовании

Заранее благодарю!

#791 20.04.2017 18:55:39

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 14215




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

bell написал:

#1155142
Вроде как на 22.6 числятся №№ 213, 214 и 215 в Тронгзунде и № 232 - в Кронштадте в распоряжении НИТМИ-45 "для производства опытов" ( вернулся в Тронгзунд 29.6)

58. №212 (до 1941 г. "Б-212", с 22.02.1944 "БК-212")
Вооружение: 1 х 76.2/23.7-мм в башне танка "Т-28" ( в 1944 г 1 х 76.2-мм Лендера), 4 х 7.62-мм пулемета.
Зав. №299. Заложен в 1939 г. (Зеленодольск), спущен весной 1940 г., вст. в строй летом 1940 г. и 12.07.1940 г. вошел в состав КБФ. Участвовал в Свирско-Петрозаводской 21.06 - 9.08.1944 г., Таллинской 17 - 26.09.1944 г. и Восточно-Прусской 13.01 - 25.04.1945 г. наступательных операциях. Погиб 25.04.1945 г. от подрыва на неконтактной мине противника в Кенигсбергском заливе. http://sovnavy-ww2.ho.ua/small/typ_1125.htm#1125_58


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#792 20.04.2017 19:32:19

bell
Участник форума
Сообщений: 456




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Спасибо, конечно, за оперативную ссылку, Уважаемый helblitter, но на мой неискушенный взгляд, там имеет место быть некая "сборная солянка", не всегда корректная.:(

В частности про 215-й бронекатер говорится, что он был поврежден 23.8.41 г и "обнаружен финскими войсками у о-ва Пуккио" - это не верно, т.к. катер был оставлен у мыса Сатаманиеми (ныне Портовый) и случилось сие не 23, а 24 августа т.г. :O

По поводу зав.№ 299 приписываемый бронекатеру №212 - мне попались несколько документов, из которых можно сделать вывод, что катер № 212 и с заводским № 299 на 18 июня 1941 года уже был отправлен в Дунайскую Военную флотилию, а вот у бронекатера № 215 указан зав. № 302  *shock ogo*

Вопрос по 232-му остается...

#793 20.04.2017 20:50:42

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 10161




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

bell написал:

#1155142
Вроде как на 22.6 числятся №№ 213, 214 и 215 в Тронгзунде и № 232 - в Кронштадте в распоряжении НИТМИ-45 "для производства опытов" ( вернулся в Тронгзунд 29.6)
Так вот, 232-й упоминается в документах числа до 8-го июля, потом появляется № 212. Переименовали?

В отчете ШО на 22.06 числятся № 213, 214 и 215 в Тронгзунде и № 212 - в Кронштадте, 29.06 вернулся в Тронгзунд.
№ 232 не упоминается.


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

#794 20.04.2017 21:52:53

bell
Участник форума
Сообщений: 456




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Все правильно, это тот отчет, который с 22.6 по 31.12.41 года -ЦВМА фонд 196 оп.4 д. 3 (ОЦВМА № 8205) и писался он в марте 1942 года

А есть еще доклад о боевой деятельности Шхерного отряда с 22.06 по 26.09.41 года, составленный в ноябре 1941 г (ЦВМА ф.196 оп.0017985 д.7 лл.464-511) - вот там, как раз, 232-го бронекатера вполне в количестве и текст, касаемый бд отряда бронекатеров очень схож с упомянутым мною докладом командира отряда, что впрочем совсем не удивительно.

Так же и в ЖБД ШО 232-й упоминается, последний раз 8 июля.

Поминается он и в рапорте от 2.7.41 г командира отряда бронекатеров командиру ШО о бд  БКА БКА 214,215 и 232 в течении 29 - 30 июня в районе островов Пуккио-Лайтсальми. Там у 232-го вышел из строя двигатель и он, буксируемый лагом 215-м был уведен в базу.
Т.е. печатных и рукописных свидетельств о  существовании бронединицы с таким номером хватает.

Как-то так, простите, если своим вопросом разрушил чью-то стройную схему...

Отредактированно bell (20.04.2017 21:57:23)

#795 22.04.2017 13:01:24

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

1

bell написал:

#1155317
По поводу зав.№ 299 приписываемый бронекатеру №212 - мне попались несколько документов, из которых можно сделать вывод, что катер № 212 и с заводским № 299 на 18 июня 1941 года уже был отправлен в Дунайскую Военную флотилию, а вот у бронекатера № 215 указан зав. № 302

В приказах КЧФ мне попался следующий: №0328 от 21.6.1941 о присвоении номеров БКА пр. 1125 1-го ДБКА ДуВФ.
Согласно нему из состава Шхерного отряда КБФ с 17.12.1940 в состав ДуВФ поступили следующие катера: №111 - 115, 211, 221 - 224, 131 - 134, 231, 212, 233, 234.

А вот данные по боевому составу КБФ на 9.6.1941 дают такую картину - убыли на ДуВФ № 111 - 115, 211, 212, 131 - 134, 221 - 224, 231, 233, 234
В Транзунде - 213, 214, 215
В Ленинграде - 232

А вообще нужно изучить приказы ККБФ за начало войны. Мне их в 2016 г. в архиве не дали - сказали, что они ДСП(!), а по факту теткам было лень гасить слово "секретно".


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#796 22.04.2017 20:16:31

bell
Участник форума
Сообщений: 456




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Спасибо!
Значит подтверждается, что "оригинальный" 212-й был переведен на Дунай
Попробую искать дальше.....

#797 13.01.2018 01:30:53

Pavel_M
Гость




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Здравствуйте!

Моей бабушке 95. Её первым мужем был Смирнов Константин Алексеевич (см. пост 790 на этой странице) - командир 10-го отряда дивизиона бронекатеров п/к М.Ф.Крохина, погибший 15.04.45 в районе Пиллау и... почему-то отсутствующий в списке награжденных, в т.ч. и посмертно (см. пост 424 http://tsushima.su/forums/viewtopic.php … 9&p=17 ). Быть может, его сочли виновником ситуации, приведшей к гибели катера БК-214. Быть может, что после дележки довольно богатого трофейого имущества молодой семьи, о нём просто забыли (забыли точно так же, как и о его вдове, которой не удосужились передать хотя бы пары семейных фотоальбомов)... Меня волнует не эта тема, а другая.

Речь пойдёт о двух боевых столкновениях, в которых бронекатерники-балтийцы применяли таран. Первый случай имел место 27.08.41 в Выборгском заливе. Второй - 13.06.44 на Чудском озере.
Процитирую пару описаний этих случаев - из советской военно-патриотической беллетристики - взятых мною в разных местах интернета (не думаю, что на это обязательно давать ссылки).
"В ночь на 28 августа 1941 г. бронекатера Балтийского флота № 213 (командир - лейтенант В. В. Тунгусков) и №214 (командир - лейтенант В. И. Еськов), находясь в дозоре, обнаружили вражеские суда, осуществляющие переправу войск с полуострова Лиханиеми на остров Туркинсари. Уничтожить цель артиллерийским огнем не представлялось возможным, поскольку вспышки от выстрелов могли быть замечены с находящегося поблизости занятого врагом берега. Командир 214-го решил идти на таран. Он был уверен в прочности корпуса своего бронекатера. Увеличив ход, катер сблизился с фашистским судном. От сильного удара в борт мотобот разломился пополам и затонул. 214-й, осуществив маневр, стал сближаться с другими вражескими плавсредствами. Один за другим он отправил на дно еще два судна. К нему вскоре присоединился и 213-й. Все это произошло так внезапно, что противник не успел даже применить огнестрельное оружие. Таранными ударами два наших бронекатера потопили в общей сложности 6 вражеских катеров, 2 шлюпки и десантный понтон с пехотой, оружием и боеприпасами."
"В боевой летописи балтийских моряков на Чудском озере произошёл необычный эпизод, о котором в своих мемуарах рассказал нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов. Находясь в дозоре в северной части озера, два бронекатера обнаружили четыре немецких катера, следовавших строем кильватера. Бронекатер № 322 под командованием лейтенанта В. П. Волкотруба, открыв огонь, врезался в строй противника и отвлёк внимание на себя. Воспользовавшись этим, командир бронекатера № 213 лейтенант А. А. Смирнов на полном ходу нанёс форштевнем своего катера таранный удар в борт одному из вражеских кораблей и отправил его на дно. «Какая же отвага требовалась от лейтенанта А. А. Смирнова, чтобы ринуться на таран современного корабля сквозь огонь скорострельных пушек и крупнокалиберных пулемётов» — так написал прославленный адмирал. Это был первый и единственный за годы войны случай потопления надводного корабля противника таранным ударом. За мужественные и умелые действия лейтенанты В. П. Волкотруб и А. А. Смирнов были награждены орденами Красного Знамени."

Человек малокомпетентный едва ли заметит в этих описаниях что-то странное. И будучи таким человеком, я тоже ничего бы не заметил. Но так вышло, что недавно мне захотелось поискать в интернете какую-либо информацию о бабушкином первом муже. И найденная информация теперь заставляет меня смотреть на эти описания иначе. Мне стало казаться, что они настолько же нелепы, насколько были бы нелепыми описания Трафальгара без информации о том, кто именно командовал действиями британской эскадры:).
Оно понятно, что в былые времена умолчание информации такого рода могло иметь смысл (в сводке Совинформбюро ей явно не место; да и генерала Власова - в книгах про оборону Киева - по имени лучше не называть:)). Но я-то живу не в былые времена, и потому у меня возникают вопросы к знатокам.
1. Кто командовал отрядом катеров в бою 41-го года: капитан катера № 213, капитан катера № 214 или какой-то вышестоящий офицер, занимавший должность командира отряда и находившийся на одном из катеров?
2. Кто командовал отрядом катеров в бою 44-го года: капитан катера № 213, капитан катера № 322 или какой-то вышестоящий офицер, занимавший должность командира отряда и находившийся на одном из катеров?
3. А не был ли этим вышестоящим офицером, в обоих этих случаях, один и тот же человек - командир отряда Смирнов К.А.?
На чём базируется такая гипотеза?
Лишь на трех документах, найденных мною здесь ( http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome ) и приведенных ниже: двух наградных листах Смирнова К.А. и одного листа Волкотруба В.П.(16.08.44 они со Смирновым А.А. - простым однофамильцем Смирнова К.А. - отличились опять и были представлены к наградам снова; но уже не к Красному знамени, а к Отечественной войне; наградной лист Смирнова А.А. там тоже имеется, но приводить его излишне - содержание второй страницы идентично).
Остаётся добавить, что о причине назначения Смирнова К.А. на должность командира дивизиона - через 9 дней после боя на Чудском озере - я могу только догадываться. А вот причина, по которой он продержался на этой должности лишь 2 месяца, мне известна со слов бабушки: он получил неверные разведданные, и корабли дивизиона обстреляли своих.
Надеюсь, что у кого-нибудь из вас найдутся ещё какие-то документы, позволяющие подтвердить или опровергнуть мою гипотезу (о том, что моя бабушка является скрытой москитной мини-гамильтоншей:)).   

http://fastpic.ru/view/100/2018/0112/6e … 4.jpg.html
http://fastpic.ru/view/103/2018/0112/6e … 2.jpg.html
http://fastpic.ru/view/100/2018/0112/89 … c.jpg.html
http://fastpic.ru/view/99/2018/0112/234 … 6.jpg.html
http://fastpic.ru/view/101/2018/0112/5a … f.jpg.html
http://fastpic.ru/view/103/2018/0112/fb … d.jpg.html

P.S. Они поженились за месяц до войны, и встретили её на Тронгзунде. Бабушку сразу эвакуировали, однако с середины лета 44-го она жила вместе с мужем, и проработала вольнонаемно в штабе дивизиона месяца 3-4. Но всё важное я уже вам сообщил (остальные её воспоминания носят чисто бытовой характер).
Могу ещё выложить фото Смирнова К.А. в гражданском виде (сделано в 39-м, в польском фотоателье г.Пинска). Имеется также бумажка про благодарность командования за досрочный ремонт кораблей дивизиона.
А больше у бабушки от первого мужа не осталось ничего. И никого (беременность - из-за которой она, за месяц до гибели мужа, уехала в тыл - закончилась выкидышем; а мама родилась уже в 49-м).
Но жалеть бабушку особо не надо - в послевоенных коммуналках и бараках она не жила - дедушка был министерский чиновник (да и трофеи у него тоже имелись).

Спасибо за внимание!

#798 13.01.2018 01:42:16

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Pavel_M написал:

#1238813
Надеюсь, что у кого-нибудь из вас найдутся ещё какие-то документы, позволяющие подтвердить или опровергнуть мою гипотезу (о том, что моя бабушка является скрытой москитной мини-гамильтоншей:)).

Весьма вероятно :)
Точный ответ можно найти в ЦВМА (Гатчина), где должны быть донесения командиров отрядов (К.А. Смирнова?) по этим боям. В моей коллекции документов по соединениям бронекатеров практически нет.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#799 13.01.2018 12:14:28

svgafarov
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Киев
Монитор "Смоленск"
Сообщений: 521




Вебсайт

Re: Советские бронекатера на морях и реках.

1

Кладбище Бронекатеров времён ВОВ в Выборгском заливе

Морские Бронекатера пр. 161 МБК №504, МБК №509 и МБК №514, Бронекатер пр. 1125 БКА №324, а также большой охотник пр. 194 БМО №506 (СК-506) до сих пор покоятся на дне Выборгского залива у о. Игривый (фин. Teikarsaari) со времен Великой Отечественной войны, а именно с 1944 года. В видеосюжете можно увидеть кадры погружения водолазов Центра подводных исследований Русского географического общества на МБК №504.

Балтийский флот зачищал острова Выборгского залива от финской армии. Была спланирована десантная операция. В бой бросили в том числе и бронекатера. Корабли были собраны в блокадном Ленинграде на Адмиралтейском заводе. Остров игривый взяли только со второй попытки, и эта попытки длилась двое суток. Линия фронта сдвигалась то в одну сторону, то в другую.

Рассказывает Михаил Маричев (капитан исследовательского судна "Акванавт"):
"... Остров всего полтора километра длинной и несколько сот метров шириной. На острове повсеместно следы боевых действий. Осколки, каски, следы укреплений, окопы. Живого места на острове практически нет.

Рассказывает Андрей Лукошков (историк-консультант Центра подводных исследований Русского географического общества):
"... Фины подготовились. Они выставили минные поля и на этих минах подорвались наши катера в ходе десантной операции"

Морской Бронекатер МБК №504 - он прожил практически ровно год. 25 июля 1943 года вступил в строй и 4 июля 1944 года подорвался на мине. Зафиксировано даже точное время гибели - 12 часов 40 минут.

Морские бронекатера проекта 161 были спроектированы и построены в блокадном Ленинграде в 1942-1944 годах для поддержки десанта. На такие военные корабли ставились американские двигатели, которые доставлялись в Ленинград по Ладоге. Бронекатера проекта 161 отличались малой осадкой, хорошей броневой защитой и наличием крупнокалиберной артиллерии. Действительно, вооружение было внушительным: две танковые пушки, одна автоматическая зенитная пушка типа 70-К, пара пушек 21-К, столько же минометов и три пулемета ДШК.
Во время боя МБК-504 имел на борту четыре орудия, один миномет и два пулемета. Он маневрировал у южной оконечности острова Тейкарсари (современный о. Игривый) и вел огонь по берегу, прикрывая десант.
Бронекатер погиб, подорвавшись на мине заграждения – разломился на две части и затонул. Экипаж состоял из 38 человек, спаслось, к сожалению, всего 11. Обе части бронекатера были найдены специалистами Центра подводных исследований на глубине 22-24 метра и обследованы. Носовая часть лежит вверх палубой, а центральная и кормовая – килем. Перевернутый корпус опирается на грунт центральной рубкой и кормовой башней 37-мм зенитного орудия – это позволяет водолазам безопасно проводить исследования в этой зоне. Разломанный бронекатер хорошо сохранился, в дальнейшем его можно поднять и музеефицировать.

Сюжет Романа Кирюхина: "Подводный роман. Серия 14. Бронекатера у острова Игривый."


С уважением!
Речные и озерные военные флотилии. ВМФ –> http://vk.com/flotilla

#800 13.01.2018 14:01:00

bell
Участник форума
Сообщений: 456




Re: Советские бронекатера на морях и реках.

Pavel_M написал:

#1238813
1. Кто командовал отрядом катеров в бою 41-го года: капитан катера № 213, капитан катера № 214 или какой-то вышестоящий офицер, занимавший должность командира отряда и находившийся на одном из катеров?

В ночь с 27 на 28 августа 1941 года ст. лейтенант Смирнов К.А. находился на БКА-213 (ком. л-т Тунгусов), а военком отряда политрук Пермитин на БКА-214 (ком.л-т Еськов) - из отчета о бд ОБКА ШО КБФ (ЦВМА ф.196 оп.4 д.1 лл.119-130)

Страниц: 1 … 30 31 32 33 34 … 37


Board footer