Вы не зашли.
ЛПТ написал:
#979960
http://friendsmap.ru/news/40-pod-kerchy … kater.html
В сообщении заинтересовала фраза:
"Архивные документы давали об указанных судах неправдивую информацию – лишь полевое исследование показало реальную картину".
Кто знает, что имелось в виду?
Botik Petra Velikogo написал:
#980116
"Архивные документы давали об указанных судах неправдивую информацию – лишь полевое исследование показало реальную картину".
"Идентифицирован транспорт "Каменец-Подольск", грузовой пароход Черноморского государственного морского пароходства. Также в Керченском заливе на траверзе Эльтигена обнаружен ранее неизвестный объект, предположительно, советский торпедный катер ТК-101", - сказал Андрей Таранов.
"Каменец-Подольск", находившийся в составе Черноморского флота с 27 июля 1941 года, следовал 29 августа 1941 года из Керчи в Новороссийск в охранении сторожевого катера и был атакован двумя самолетами-торпедоносцами Хейнкель-111. Тогда одна торпеда попала в среднюю часть транспорта, и он затонул. После атаки было спасено 44 человека, погибли девять.
"Координаты места гибели судна в 15 милях к югу от Керченского полуострова оказались неверными. Гидролокатором бокового обзора объект обнаружен не был. На расстоянии 5500 метров по пеленгу 45 градусов на грунте обнаружен корпус большого судна, возвышение над грунтом 14 метров. Размеры совпадают с размерами "Каменец-Подольска". Рядом, предположительно, обломки самолета. Глубина около 80 метров", - пояснил Андрей Таранов.
Из сообщения Интерфакс
ЛПТ написал:
#980202
На расстоянии 5500 метров по пеленгу 45 градусов
Понятно. У людей странное понимание правдивости и не правдивости координат, применительно ко временам ВОВ. 3 мили - нормальная для тех времен навигационная погрешность, если не видно береговых объектов. Авторам следовало иметь это в виду, прежде чем говорить о "неправдивости информации", что вообще привносит дурной привкус - так будто информация была сознательно искажена.
ЛПТ написал:
#980202
Также в Керченском заливе на траверзе Эльтигена обнаружен ранее неизвестный объект, предположительно, советский торпедный катер ТК-101", - сказал Андрей Таранов
Интересно, как №101 попал на траверз Эльтигена
Составил список командиров торпедных катеров ЧФ ,информация взята из разных источников (мемуаров,архивных документов,наградных листов )
( пополняемый )
ТКА-12 Злочевский М.В ТКА-54 Куракин А.А ТКА-102 Лесов
ТКА-15 Майстерович Георгий ТКА-56 Гурин ТКА-103 Пивень А
ТКА-13 Келин ТКА-62 Валюшко ТКА-105 Грибов
ТКА-21 Романов ТКА-62 Смехов
ТКА-63 Самойленко Н.Я
ТКА-22 Ильин П.ф ТКА-66 Власов ТКА-111 Юрченко
ТКА-22 Михайлов ТКА-71 Золотарь Л.М ТКА-112 Мартынов
ТКА-24 Игошин ТКА-72 Коновалов П.Я ТКА-112 Лозицкий
ТКА-31 Опушнев И.И ТКА-73 Лосевский К.К ТКА-114 Левищев
ТКА-31 Саблин С.П ТКА-75 Васенко ТКА-115 Степаненко
ТКА- 32 Рубцов П.В ТКА-75 Казаков ТКА-116 Кравцов в с
ТКА-33 Кананадзе ТКА-81 Кононов ТКА-121 Лавринович
ТК-Д-3 Скориков Т.С ТКА-121 Смехов Д.И
ТКА-35 Подымахин ТКА-82 Олейник ТКА-122 Мешанкин . А
ТКА-35 Попов ТКА-84 Дубров ТКА-125 Степаненко
ТКА-41 Келин ТКА-86 Иванов ТКА-126 Бублик
ТКА-42 Рогачевский ТКА-91 Ковтун ТКА-132 Градусов А
ТКА- 43 Петров ТКА-91 Клюйков В ТКА-135 Градусов
ТКА-44 Юрченко ТКА-92 Коломиец Б.Г ТКА-162 Черцов А
ТКА-45 Крылов ТКА-93 Енютин Б.Г ТКА-172 Орлов В
ТКА-46 Кубрак И ТКА-94 Зинченко П.И ТКА-182 Вайнаровский П.
ТКА-51 Преснов С.Т ТКА-95 Вакулин ТКА_106 Котов
ТКА-52 Кудерский А.И ТКА-96 Пилипенко ТКА-103 Максименко
ТКА-53 Иванов А ТКА-101 Сухоруков В ТКА-105 Овсянников
ТКА -93 Черцов А
Отредактированно ЛПТ (17.04.2023 20:52:46)
Добавлю по погибшим командирам.
ТКА-111 - командир ст.л-т Макуха А.А. 07.11.43 г. катер подорвался на мине у м.Ахиллеон.
По ОБД Макуха А.А. погиб (пропал без вести у м.Такиль) 4.11.43 г. на ТК-101.
АКА-76 - командир л-т Голлямов М.Г. 17.03.43 г. катер пропал без вести (подорвался на мине?) после боя при возвращении на базу в Кротково.
ЛПТ написал:
#997587
Составил список командиров торпедных катеров ЧФ ,информация взята из разных источников (мемуаров,архивных документов,наградных листов )
Внушающий спосок, однако не понятно на какой временной момент он составлен. Думаю, что командиры катеров за время войны менялись неоднократно.
Botik Petra Velikogo написал:
#997686
Внушающий список, однако не понятно на какой временной момент он составлен. Думаю, что командиры катеров за время войны менялись неоднократно.
Исходя из первоисточников,фамилии указаны на период 1941-1943гг,то что ком.торпедных катеров менялись не однократно-согласен,в списке видно,что под одним номером катера проходит не одна фамилия.
Речь идет о катере АКА-116. Есть у А.Кузнецова.
" 3.11.43 16:30 АКА-116.
Шел к Опасной, расстрелян двумя Ме-110 (по некоторым данным, Me-109), вернулся к причалу № 3 на косе Чушка и затонул, из команды погибли 3 человека, в т. ч. командир катера старший лейтенант B.C. Кравцов, 4 ранены. Погибли также моторист техотдела флотилии и большинство из 25 десантников."
В газетной статье указывается Керченский полуостров. Очевидно, опечатка. Коса Чушка расположена на Таманском полуострове.
Отредактированно Юг (16.12.2015 18:29:05)
А. Кузнецов написал:
#982171
Интересно, как №101 попал на траверз Эльтигена
Он лежит на траверзе Заветного, Набережное. 1 км от берега. Сильно горел.
103. Торпедный катер №101
Принадлежность СССР. Торпедный катер типа Г-5 .
С большей степени вероятности, что данный объект является торпедным катером №101,
погибший в ночь на 4.11.43 в неравном бою с немецкими тральщиками типа R. В свое время его подвиг практически не оценили, так как не знали реальных обстоятельств. Два торпедных катера ТК №101 и 81 связала боем немецкие катера и не допустила их к нашим катерам, перебрасывавшим подкрепления в Эльтиген. Именно ТК №101 принял на себя основной удар. Катер сильно горел к концу боя, это наблюдали и немцы, и с ТК № 81.
На данный момент на грунте лежит средняя часть катера. Сохранились два двигателя с реверс-редукторами, и воздушные ресиверы. Местными аквалангистами демонтированы два винта. Также поднят карабин СВТ, и автомат ППШ.
Координаты для поиска 45°09.300’N 36°25.400’E.
Глубина на месте гибели 4 метров.
Возвышение над грунтом 1 метра.
Кстати -движки вроде импортные!!
А есть следы боевоых повреждений? Может есть закладная доска?
Уважаемые поисковики подводного наследия России в зоне Керченского пролива!
Я, Бадякин Александр, много лет занимаюсь потерями флота любых ведомств в боях за Керчь в 1941-1945 г. г. С большим интересом ознакомился с Вашим сайтом «Потери Советского флота в зоне Керченского пролива». Нашёл много нового, интересного как по информации, так и по фото. Не смотря на ошибки и предположения Вы за 5 лет сделали то, что до Вас не делал ни кто. Работаете профессионально, квалифицированно и направленно. Создали свой музей в Тольятти и широко пропагандируете нашу историю и ПАМЯТЬ на всех уровнях, пополнили собрание Краснодарского музея заповедника, установили несколько орудий, поднятых в проливе, в качестве памятников. Правда, необходимо работать более профессионально, опыт у Вас есть, что бы не разрушать ещё сохранившиеся конструкции раритетов, погибших в проливе. Честно говоря, грустно было смотреть на последние подводные съёмки «ТКА-45», на котором нарушена кормовая часть рубки, левый борт и светлый люк машинного отделения.
В начале Вашего проекта «Мичман «ЮГ» дал известную ему информацию по погибшим в поливе 18 ТКА. Тогда реально были обнаружены и индифцированы «ТКА-35» и «ТКА-114». За прошедшее время в результате Ваших экспедиций найдены и индифицированы «ТКА-32», «ТКА-45», «ТКА-72» и «АКА-76»,обнаружены остатки других катеров. И работу в проливе Вы продолжаете.
Разрешите мне прокомментировать первый список «Юга» о погибших 18 ТКА.
- Выражение «потоплен» не совсем верно – есть разница между потоплен, затонул и погиб, в зависимости от обстоятельств гибели катера; - желательно давать информацию подробнее о заводе строителе, заводском номере, командирах и количестве погибших, умерших от ран и раненых;
Предлагаю на Ваше рассмотрение вариант информации о погибших в проливе ТКА, и не 18, а 25 едениц. Все они погибли в боях за Керчь. Располагаю в том же порядке, что давал «ЮГ», хотя предпочтительно в порядке времени гибели катеров, с имеемой на сей день краткой информацией.
К сожалению, имея нумерацию катеров по заводам строителям, я не смог определить заводские номера «ТКА-112», «ТКА-72» , «ТКА-86», «АКА-76», «ТКА-103», «ТКА-41» («ВУ-41»), «ТКА-92», «ТКА-91», «ТКА-61», «ТКА-121». Не по всем катерам я нашёл в «Мемориале» списки погибших членов экипажей и командиров. Думаю, что Вы сможете мне в этом помочь, что очень важно для материала «Потери флота в боях за Керчь», которым я занимаюсь.
1. №85 – завод им. А. Марти, зав. №391, потоплен 28.12.41 у стенки механического цеха КБССРЗ (л-т Жуланов) от огня с берега, погибло 3 чел. в мае 1985 г. останки корпуса катера подняты при углублении причала. Были сложены у стенки цеха, постепенно сданы на металлолом. С валов токаря делали пепельницы и другие поделки.
2. №105 – завод им. А. Марти, зав.№383. 28.12.41 выброшен штормом и экипажем на Камыш – Бурунскую косу (л-т И. Н. Васенко), погибло 3 члена экипажа.
3. №175 – КБССРЗ, зав №9, при проходе проливом у косы Чушка 04.07.42 потоплен миномётным огнём с берега.
4. №152 - завод им. А.
Марти, зав. №537, 10.07.42 у м. Камыш – Бурун при высадке разведчиков обстрелян береговой артиллерией, получил повреждения и направился в Анапу. Утром обнаружен воздушной разведкой в 1,5 км восточнее Эльтигена. Высланные катера его не обнаружили. Погибли 25разведчиков и экипаж.
5. №155 – КБССРЗ, зав. №11, при проходе проливом у косы Чушка 04.07.42 потоплен миномётным огнём с берега.
6. №112 – завод им. А. Марти, потоплен 27.06.42 в проливе. По другой версии 02.07.42 погиб при налёте авиации при подходе к Тамани.
7. №32 – завод им. А . Марти, №382 15.10.43 в 21-00 при обеспечении траления у м. Железный Рог подорвался на спаренной противокатерной мине. Корма затонула, носовая часть некоторое время держалась на плаву (командир звена кап.-лейт. П. В. Рубцов), погибли 4 члена экипажа, спасено 3.
8. №45 – завод им. А. Марти, зав. №514. Погиб на мине 01.11.43 после прохода Тузлинской промоины (ст. л-т А. Ф. Крылов), экипаж спасён, 1 моряк умер в госпитале от тяжёлой контузии.
9. №72 – завод им. А. Марти , погиб в 02-00 01.11.43 после прохода Тузлинской промоины на 2-х противокатерных минах (ст. л-т П. Я. Коновалов), погибло 4 члена экипажа, спасено 4.
10. №116 – завод №639, Тюмень, зав №205 (РС). Будучи повреждённым в проливе при налёте авиации, потоплен АБ у причала №3 косы Чушка (ст. л-В.С.Кравцов). Погибли 5 чел. Поднят 26.03.50 в ходе строительства порта для переправы Керчь - Кавказ. При подъёме обнаружены останки 2 мотористов. Похоронены 02.04.50 на воинском кладбище г. Керчь.
11. №96 - завод №639. Тюмень ,зав.№233 (РС). Потоплен в 13-10 07.12.43 в 2-х милях северо-восточнее м. Такиль (ст. л-т М. П. Матвиенко), убиты 3 чел, в т. ч. командир.
12. №101 – завод им. А. Марти. Зав. №423. Находясь в дозоре в 01-25 погиб в бою с раумботами. Пропал без вести весь экипаж (ст. л-т А. А. Макуха).
13. №86 – завод им. А. Марти, повреждён авиацией в проливе, сел на мель и сгорел.
14. №35 – завод им. А. Марти, зав. №515, погиб западнее Тузлинской промоины на мине 15.11.43 в 19-55 (20-40), экипаж спасён.
15. №11 – завод им. А. Марти, зав №424, погиб 07.11.43 ум. Ахиллеон на мине. Погибли 7 чел. в т. ч. ст. л-т Н.Д. Михайлов.
16. №76 – завод №639. Тюмень, 17.11.43 пропал без вести в 02-15. Шнельботы 2 раза отгоняли его на восток. Последний раз в 02-58 – 03-10. Скорее всего погиб на мине при возвращении. Погиб экипаж 10 чел, в т. ч. л-т М. Г. Голлямов.
17. №24 – 29.12.41, завод им. А. Марти, зав. №155. Будучи повреждённым огнём с берега, выброшен штормом на Камыш - Бурунскую косу. Погибло 3 члена экипажа.
18. №103 – в 18-07 подорвался на мине и затонул в 08-17 05.12.43 на мине около 4-х миль от м. Такиль на переходе с Анапы в Кротков.
19. №41 (ВУ-41) – завод им. А. Марти, 16.12.43 при радиоуправляемой атаке Камыш-Бурунской бухты врезался в отмель и взорвался.
20. №91 – завод им. А. Марти. 05.01.42 погиб в районе Керчи со всем экипажем (5 чел.?).
21. №61 – завод им. А. Марти, 15.06.42 затонул в проливе после столкновения с СКА-0133.
22. №121 – завод им. А. Марти. 27.12.43 на переходе Чушка – Тамань обстрелян истребителем, взорвался и затонул.
23. №114 – завод им. А. Марти, зав. № 492, расстрелян двумя МЕ-109в 3-х милях западнее Кроткова, взорвался и затонул. Погибли 8 моряков, в т. ч. командир отряда кап.-лейт. Г. В. Левищев и командир звена К. Л. Тихонов.
24. №92 – завод им. А. Марти, 28.12.41 при высадке десанта в Эльтиген волной развёрнут лагом к берегу и выброшен на отмель. Из экипажа (с. л-т Б. Г. Коломиец) 7 чел ушли с десантниками. Из оставшихся 4-х двое погибли, двое ночью на шлюпке добрались до Комсомольска.
25. №106 – типа Ш-4, завод им. А. Марти, зав.№39/19, погиб в Азовском море в районе м. Тархан 07.05.42 при не известных обстоятельствах.
Готов сотрудничать с любым из Вас, общаться, обмениваться имеемой информацией и фото по потерям флота в Керченском проливе.
С уважением. ban.948@mail.ru
Отредактированно ЛПТ (30.10.2016 19:09:21)
ЛПТ написал:
#1023949
2. №105 – завод им. А. Марти, зав.№383. 28.12.41 выброшен штормом и экипажем на Камыш – Бурунскую косу (л-т И. Н. Васенко), погибло 3 члена экипажа.
Согласно отчета Керченской ВМБ о высадке десанта погиб в результате попадания трех снарядов - есть описание в тексте.
ЛПТ написал:
#1023949
6. №112 – завод им. А. Марти, потоплен 27.06.42 в проливе. По другой версии 02.07.42 погиб при налёте авиации при подходе к Тамани.
Как я понимаю, это катер зав. №388, потопленный 2.7.1942 в Таманском заливе авиацией.
ЛПТ написал:
#1023949
9. №72 – завод им. А. Марти , погиб в 02-00 01.11.43 после прохода Тузлинской промоины на 2-х противокатерных минах (ст. л-т П. Я. Коновалов), погибло 4 члена экипажа, спасено 4.
Это зав. №384
ЛПТ написал:
#1023949
13. №86 – завод им. А. Марти, повреждён авиацией в проливе, сел на мель и сгорел.
Вообще не понятно о каком катере речь. Единственный черноморский катер с таким номером (зав. №345) погиб 8.2.1943 сев на мель у Суджукской косы, но это далеко от пролива.
ЛПТ написал:
#1023949
14. №35 – завод им. А. Марти, зав. №515, погиб западнее Тузлинской промоины на мине 15.11.43 в 19-55 (20-40), экипаж спасён.
Этот катер погиб 20.3.1943 погиб в рез. столкновения у Мысхако. 15.11.1943 погиб ТКА №35 (зав. №1 постройки Керченского завода №532 - Вы, его, правда, называете Камыш-бурунским).
ЛПТ написал:
#1023949
15. №11 – завод им. А. Марти, зав №424, погиб 07.11.43 ум. Ахиллеон на мине. Погибли 7 чел. в т. ч. ст. л-т Н.Д. Михайлов.
№111 а не №11.
ЛПТ написал:
#1023949
16. №76 – завод №639. Тюмень, 17.11.43 пропал без вести в 02-15. Шнельботы 2 раза отгоняли его на восток. Последний раз в 02-58 – 03-10. Скорее всего погиб на мине при возвращении. Погиб экипаж 10 чел, в т. ч. л-т М. Г. Голлямов.
Зав. №209.
ЛПТ написал:
#1023949
17. №24 – 29.12.41, завод им. А. Марти, зав. №155. Будучи повреждённым огнём с берега, выброшен штормом на Камыш - Бурунскую косу. Погибло 3 члена экипажа.
По данным В. Ярового, которыми я пользуюсь, это катер зав. №154.
ЛПТ написал:
#1023949
18. №103 – в 18-07 подорвался на мине и затонул в 08-17 05.12.43 на мине около 4-х миль от м. Такиль на переходе с Анапы в Кротков.
Зав. №539.
ЛПТ написал:
#1023949
19. №41 (ВУ-41) – завод им. А. Марти, 16.12.43 при радиоуправляемой атаке Камыш-Бурунской бухты врезался в отмель и взорвался.
Зав. №339
ЛПТ написал:
#1023949
20. №91 – завод им. А. Марти. 05.01.42 погиб в районе Керчи со всем экипажем (5 чел.?).
Зав. №342. В этот день расстрелян немецкими истребителями у Евпатории (Евпаторийский десант).
ЛПТ написал:
#1023949
21. №61 – завод им. А. Марти, 15.06.42 затонул в проливе после столкновения с СКА-0133.
Зав. №314. Обстоятельства правильны, но погиб у Севастополя.
ЛПТ написал:
#1023949
22. 3121 – завод им. А. Марти. 27.12.43 на переходе Чушка – Тамань обстрелян истребителем, взорвался и затонул.
Зав. №425
ЛПТ написал:
#1023949
23. №114 – завод им. А. Марти, зав. № 492, расстрелян двумя МЕ-109в 3-х милях западнее Кроткова, взорвался и затонул. Погибли 8 моряков, в т. ч. командир отряда кап.-лейт. Г. В. Левищев и командир звена К. Л. Тихонов.
Дата 26.11.1943
ЛПТ написал:
#1023949
24. №92 – завод им. А. Марти, 28.12.41 при высадке десанта в Эльтиген волной развёрнут лагом к берегу и выброшен на отмель. Из экипажа (с. л-т Б. Г. Коломиец) 7 чел ушли с десантниками. Из оставшихся 4-х двое погибли, двое ночью на шлюпке добрались до Комсомольска.
ТКА-92 (зав. №386) погиб только 13.3.1943
ЛПТ написал:
#1023949
25. №106 – типа Ш-4, завод им. А. Марти, зав.№39/19, погиб в Азовском море в районе м. Тархан 07.05.42 при не известных обстоятельствах.
На момент гибели носил №174, а №106 ему был присвоен 6.8.1942 т.е. посмертно. Расстрелян истребителями в Азовском море у м. Тархан
Донесение о гибели ТКА-91 Ком. Клюйков В
подробное донесение обстоятельств гибели катера ТКА-91 http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76483174
Отредактированно ЛПТ (09.01.2016 08:32:44)
Botik Petra Velikogo написал:
#1016547
А есть следы боевоых повреждений? Может есть закладная доска?
Он выгорел практически до ватерлинии. Много оплавленного металла.
Зарисовка ТК 101 (возможно)
Находки с ТК 101
Botik Petra Velikogo написал:
#1024102
ЛПТ написал:
#1023949
20. №91 – завод им. А. Марти. 05.01.42 погиб в районе Керчи со всем экипажем (5 чел.?).
Зав. №342. В этот день расстрелян немецкими истребителями у Евпатории (Евпаторийский десант).
Заинтересовал этот документ http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76483174 по обстоятельствам гибели экипажа катера ТКА-91.
Отредактированно ЛПТ (10.01.2016 07:02:11)
ЛПТ написал:
#1024462
№91 – завод им. А. Марти. 05.01.42 погиб в районе Керчи со всем экипажем (5 чел.?).
Botik Petra Velikogo написал:
#1024102
Зав. №342. В этот день расстрелян немецкими истребителями у Евпатории (Евпаторийский десант).
Тогда же у Евпатории погиб еще один ТКА под №111(1).
Советский торпедный катер № 171 заложен весной 1935, спущен осенью 1935, вступил в ВМФ СССР в декабре 1935, введен в ЧФ 15 февраля 1936, с 13 ноября 1940 № 111.
6 января 1942 тяжело поврежден германской авиацией и сел на камни близ Евпатории, захвачен Германией и 10 марта 1942 введен в состав флота как патрульный и поисковый катер
(Patrouillen- und Flugsicherungsboot) "Pinguin"?, 12 мая 1942 передан ВМС Германии, где введен в состав 1-й флотилии ТКА. Один из двух трофейных катеров, захваченных немцами.
ТКА-111 выбросился на берег, ком. катера Юрченко приговорён к ВМН
http://obd-memorial.ru/memorial/imageli … ad3d5aa88e
http://obd-memorial.ru/memorial/imageli … d4661412fa
Отредактированно ЛПТ (18.01.2016 03:55:01)
Юг написал:
#1027573
12 мая 1942 передан ВМС Германии, где введен в состав 1-й флотилии ТКА.
Немецкие документы этого не подтверждают.
Botik Petra Velikogo написал:
#1027626
Юг написал:
#1027573
12 мая 1942 передан ВМС Германии, где введен в состав 1-й флотилии ТКА.
Немецкие документы этого не подтверждают.
Спасибо за поправку !
Елкин А В написал:
#1016525
Он лежит на траверзе Заветного, Набережное. 1 км от берега.
Спасибо! Редко вспоминаю про эту ветку, поэтому ответ обнаружил через месяц