Вы не зашли.
СКА №042
http://www.obd-memorial.ru/memorial/ima … 7b24fd895c
7. 01.11.42 - №СКА№0912» - типа МО-4,стр. №9. В составе 6-го десантного отряда в 05-35 подошёл к Эльтигену. После высадки десантников катер развернуло волной и накатом выбросило ЛБ на мель. На рассвете обстрелян артиллерией. Погиб командир ст. л-т И. В. Кращенко и 1 моряк (кто- не нашёл). Экипаж сошёл на берег;
Уханев Иван Федорович, 1917 гр, старшина 2 статьи, к/о радистов, погиб при налете 05.11.1942 в г.Тамань
12. 02.11.42 – «СКА№210» - типа МО-4, стр.№7. При подходе к берегу в районе Глейки в 22-45 подорвался на мине. Погибли 15 моряков;
Катера с таким номером не было
похоже на то, что у Кузнецова А.Я звучало как:
При движении к берегу в 22:45 в полутора кабельтовых от мыса Глейки подорвался на мине СКА-06, имевший на борту около 70 десантников. Примерно 65 из них и 13 моряков погибли, еще 5 моряков получили тяжелые ранения или контузии.
2.11.43 22:45 СКА-06 (№ 084 зав. № 7 борт. № 6) + M y Глейки Подорвался на мине, погибли 16 моряков и 45 десантников, в т. ч. штаб 3-го батальона 1-го гв. сп
помощник командира мл.лейтенант Малетов (Макетов) Михаил Иванович, 1920 гр
других не упоминается
Отредактированно corvin13 (19.01.2016 21:28:52)
corvin13 написал:
#1028308
2.11.43 22:45 СКА-06 (№ 084 зав. № 7 борт. № 6)
Да, был такой. Как его только не называли в разных отчетах. На самом деле его номер был МО-6, с 25.11.1943 г. посмертно был переименован в СКА № 084. Построен на ССЗ № 640 в п. Сосновка в 1942, зав. № 7
ЛПТ написал:
#1028160
10. 03.11.43 – «СКА№079»
Командир - ст. л-т Киндяков Михаил Александрович. Существует его донесение о гибели катера
ЛПТ написал:
#1028160
13. 03.11.43 – «СКА№054»
Командир - л-т Сорокин. Видимо, это Сорокин Леонид Михайлович, затем стал дублёром командира БКА-322, погиб 10.1.44 во время Тарханского десанта
vas63 написал:
#1028285
14. 11.12.43 – «СКА№064» - типа МО-4, стр. №6.
В политдонесении о гибели катера его командиром назван кап.-л-т Аксиментьев Степан Михайлович. Вообще он был флагманским артиллеристом Отдельного отряда кораблей АВФ (бронекатера), и в той же должности перечислен в составе штаба высадки Митридатской операции. Или в донесении ошибка, или он почему-то временно заменял в ту ночь штатного командира катера (это, конечно, выглядит очень странно).
Катер погиб то ли на мине, то ли от попадания снаряда. В документах есть обе версии, и непонятно, что было на самом деле. И мин, и снарядов там хватало.
ЛПТ написал:
#1028160
11. . 08.11.43 – «СКА№0122» - типа МО-2, завод №5, Ленинград, стр. №8. Около 04-00
при отходе от Эльтигена погиб в бою с 5 раумботами. Погибли 21 моряк, в т.
ч.командир л-т Д. Е. Прилепский и командир 9-го ДКАТЩ кап. – лейт. М. Г.
Бондаренко, а так же 70 раненых и пленных. Из 21 погибшего нашёл 4-х офицеров
и 2 моряка.
Здесь все 20 человек + Бондаренко Михаил Григорьевич – кап.- лейт. Командир 9 ДКАТЩ, р.
Отредактированно ЛПТ (24.01.2016 11:43:00)
Мне кажется коса Тузла. Вдалеке Керчь?
Рассматривая на днях аэрофотоснимки Люфтваффе в районе Тамани обратил внимание на объект с цифрой 3 (Красный кружок).
А ведь он есть на грунте. Длиной 50 метров, шириной 10 метров. Что это?
Елкин А В написал:
#1031425
Мне кажется коса Тузла. Вдалеке Керчь?
А Бадякин прислал комментарий:
Вы не правы, Александр! Фото по всей вероятности май-июнь 1942 г. сделано в г. Керчь. Немцы осматривают повреждённый пароход"Добрый", стоящий у причала напротив нынешней площади Ленина в Генуэсской гавани. Есть фото 1944-45 г. г. где затонувший катер присутствует. А вдалеке виден завод им. Войкова на другой стороне Керченской бухты.
Пытался найти этот пароход в регистрах Доно - Кубанского государственного речного пароходства и в регистре ДКРП за 1946 г. Отсутствуют. Возможно, из состава Кубанского речного пароходства, но у меня его довоенного состава нет. Как писал А. Я. Кузнецов, архив пароходства погиб в Таманском заливе на барже при эвакуации в августе 1942 г.
Так что вопрос остаётся открытым.
Отредактированно ЛПТ (30.01.2016 22:30:13)
Юг написал:
#1032411
#1009 Сегодня 12:50:38
Комментарии А.Бадякина:
На фотографиях - землечерпательница "Киров"". Построена в 1913-1914 г. г. по заказу Министерства Путей Сообщения на заводе Общества Николаевских Заводов и Верфей в г. Николаеве для Одесского порта как "Дмитрий Гнусин". С 20.03.1933 г. принадлежала Дноуглубительной базе Азовского моря. 09.09.1937 г. переименована в "Киров". С 1939 г. входила в состав "Азовтехфлота". Порт приписки Таганрог. Затонула на выходе из бухты Приморско - Ахтарска 11 августа 1942 года при налёте авиации от близких разрывов бомб.
Имела размерения: длина - 40,0 м. ширина - 8,5 м. осадка - 3,0 м. 360 л. с. скорость - 5,5 узла. производительность - 300 куб. м. в час.
Отредактированно ЛПТ (30.01.2016 22:30:35)
ЛПТ написал:
#1032558
А Бадякин прислал комментарий:
Сообщу А.Сафронову.
ЛПТ написал:
#1032558
архив пароходства погиб в Таманском заливе на барже при эвакуации в августе 1942 г.
Так что вопрос остаётся открытым.
Из воспоминаний Головачева Ивана Макаровича, начальника ВВО №9 Кубанского речного пароходства. "... архив был погружен на баржу «Ангара» и потоплен в Азовском море на траверзе Темрюкского порта..."
А Бадякин попросил выставить следующее сообщение:
Уважаемые поисковики!
Благодаря информации VAS63, Corvin13, А.Я. Кузнецова были решены
большинство из поставленных мною вопросов по погибшим в проливе СКА
типа МО. Хотя ряд неизвестной мне информации осталось не раскрытой, в
основном по потерям личного состава, что отношу на счёт своей
недостаточной компьютерной грамотности при работе с ОБД «Мемориал».
Представляю на Ваше рассмотрение краткую информацию по погибшим в
проливе СКА других типов.
У ряда СКА, в основном мобилизованных, погибших в проливе, мне не
известны заводы строители, период постройки, заводские номера и потери
личного состава. Что мне не известно, просто не указываю. Хотя знаю, что до
1941 г. все катера типа КМ, ЗК были построены на судоверфи №5 НКВД в
Ленинграде. Список составлен по порядку потерь. Катера, выбывшие из
строя более чем на полгода, мною тоже отнесены к потерям. Среди Вас есть
те, кому что-то известно и эта информация будет полезна для выяснения
потерь флота в Керченском проливе, чем конкретно Вы и занимаетесь.
Сторожевые катера ЧФ и АВФ различных типов, погибшие в боях за Керчь в
1942 – 1943 г. г.
1. «Белуга» - СКА типа «Сейнер» (ПМШ) – б. сейнер
Укрчерноморрыбтреста. 22.01.42 следуя на выполнение боевого
задания, в Керченском проливе в районе п. Камыш – Бурун попал в
сильный шторм, накатом выброшен на берег, где разбит прибоем.
Командир л-т А. М. Лихачёв. Видимо был снят АСС. В ДА числился как
«ЧФ МШ-7» с 30.10.42 по 16.09.44;
2. «Сельдь» (с 27.04.42 «СКА№120» - СКА типа «Сейнер». Б. сейнер
Новороссийского рыбозавода. 15.04.42 при возвращении в Керчь после
выполнения боевого задания подорвался на мине нашего минного
заграждения и затонул в точке 45 гр. 14,8 мин. с. ш. 36 гр. 26,4 мин. в д.
В ДА с 27.04.42 по 31. 07.42;
3. «СКА№119» (до 27.04.42 «БК-8») – СКА типа б/к, б. б/к
Новороссийского рыбозавода. 27.04.42 вооружён,
переклассифицирован в СКА и включен в состав 11-го ДСКА КВМБ. В
2
этот же день погиб в районе Керчи по не известной причине. В ДА с
27.04.42 по 02.03.43;
4. «СКА№1112» (до 30.04.42 «СКА№122») – СКА типа «Сейнер». Б. сейнер
«Коминтерн» Новороссийского рыбозавода. 08.05.42 при эвакуации
войск с Керченского полуострова в 16-22 (15-25) атакован «Ю-88», от
пушечно – пулемётного огня загорелся и затонул в поливе в точке 45
гр. 03,2 мин. с. ш. 36 гр. 26,1 мин. в. д. В ДА с 27.04.42 по 15.01.43;
5. «СКА№118» (до 07.04.42 «Сейнер №6») – СКА типа «Сейнер», 1932 г. б.
сейнер Новороссийского рыбозавода. 12.05.42 при стоянке в
Керченском порту при налёте авиации от близких разрывов бомб
получил повреждения корпуса и механизмов и затонул. Поднят
(когда?) и после аварийно- восстановительного ремонта как
«СКА№811» включен в состав ЧФ. 21.06.44 ввиду больших
повреждений в период КЭДО и не целесообразности восстановления
сдан в ОФИ; в ДА с 27.04.42 по 31.07.42 и с 13.11.42 по 21.06.44;
6. «СКА№116» (с 03.06.42 «СКА№0611») –СКА типа «Сейнер», до 27.04.42
«20 лет Октября». Б. сейнер «Азрыбтреста». 12.05.42 в Керченском
порту при налёте авиации от близких разрывов бомб получил
пробоины в корпусе и затонул;
7. «СКА №0183» ( до 04.09.41 «К – 223») - СКА типа КМ, б. ПСКА «К-223»
2-го ЧОПС МПО. 12.05 42 при эвакуации раненых, находясь под
погрузкой в порту Керчь, при налёте авиации получил повреждения
корпуса и затонул. В ДА с 22.06.41 по 19.07.42;
8. «СКА№0133» (до 04.09.41 «К-240») – СКА типа «ПК», 1927-28 г. г. г. Або.
Б. ПСКА «К-240» 2-го ЧОПС МПО. 12.05.42 при эвакуации раненых в
Керчи при налёте авиации получил тяжёлые повреждения корпуса и
затонул. В ДА с 04.09.41 по 19.07.42;
9. «СКА№0163» (до 04.09.41 «К-242») – СКА типа «КМ-2», 1935-36 г. г.
завод №5, Ленинград. Б. ПСКА «К-242» 2-го ЧОПС МПО. 12.05.42
потоплен при эвакуации с Керчи. В ДА с 22.06.41 по 08.08.42;
10. «СКА №0134» (до 17.12.41 «К-230») – СКА типа «ГК-1», 1929-30 г. г. б.
ПСКА «К-230» 1-го дивизиона ПС МПО. 12.05.42 потоплен при
эвакуации с Керчи. В ДА с 17.12.41 по 16.09.42. Вероятно поднят в мае
1944. В ДА с 21.05.44 как «СК-134»;
3
11. «СКА№083» (до 04.09.41 «К-219») – СКА типа РПК, б. ПСКА 4-го ЧОПС.
При эвакуации с Керчи 12.05.42 при налёте авиации получил тяжёлые
повреждения и затонул. В ДА с о4.09.41;
12. «СКА№0137» (до 17.12.41 «К-217») – СКА типа КМ (?). б.ПСКА «К-217»
2-го дивизиона 32 ПО МПО. !7.05.42 в районе причала Еникале от
артобстрела получил тяжёлые повреждения и затонул. ВДА с 19.07.41
по 20.06.42;
13. «СКА№0111» (до 23.06.42 «СКА№111») – СКА типа «Сейнер». Б. сейнер
«Азчеррыбтреста» «Суворов». 06.08.42 в районе косы Тузла получил
тяжёлые повреждения от артогня и выбросился на мель, где затонул.
Поднят 18.10.43.
14. «СКА№1111» (до 30.04.42 «СКА№121») – СКА типа «Сейнер», б. сейнер
«Коккинаки» новороссийского рыбзавода. 14.08.42 в районе касы тузла
при артобстреле получил тяжёлые повреждения и затонул в
Тузлинской промоине. В ДА с 27.04.42 по 15.01.42. Поднят в 1944-45 г.
г., ремонт на Керченском СРЗ в 1945 г.
15. «СКА№0511» (до 03.06.42 «СКА№115») – СКА типа «Сейнер». Б сейнер
«Азрыбтреста». 04.09.42 при стоянке в районе Солёного озера при
налёте авиации получил тяжёлые повреждения и затонул;
16. «СКА№086» (до 17.12.41 «К-225») – СКА типа КМ-2, 1935-36 г. г. б.ПСКА
«К-225» 2-го ЧОПС МПО. 06.09.42 ввиду больших повреждений от
артиллерии и авиации взорван и затоплен экипажем в районе
Солёного озера. В ДА с 04.09.41 по 13.11.42;
17. «СКА№0711» (до 03.06.42 «СКА№711») – СКА типа «Сейнер», 1940. б.
«Сейнер№5» «Азчеррыбтреста». Потоплен авиацией 27.10.43 при
налёте на Тамань. Поднят 29.10.43 и уведён на юг на ремонт. 21.06.44
виду больших повреждений, полученных в КЭДО и
нецелесообразностью восстановления сдан в ОФИ; В ДА с 27.04.42 по
03.07.42;
18. «СКа№0178» (до 17.12.41 «К-189») – СКА типа КМ, 1934-35 г. г. завод
№5, Ленинград, зав.№148. б. «К-189» 3-го ЧОПС МПО. 01.11.43 при
следовании к Эльтигену ночью при высадке сел на мель в районе села
Тобечик. Расстрелян миномётным огнём и разбит прибоем. Погибли 2
моряка. Командир катера ст. 1 ст. А. И. Котюков. ВДА с 19.07.41 по
03.01.44. Вероятно это его остатки корпуса в конце 90-х керченские
дайверы поднимали на металлолом.
4
19. «СКа№188» (до 17.12.41 «К-190») – СКА типа КМ-2, 1934-35 г. г. завод
№5, Ленинград. б. ПСКА «К-190») 3-го ЧОПС МПО. 01.11.43 при отходе
от Эльтигена получил повреждения от артиллерии. Вероятно вынесен в
район Яныш – Такиля. Пропали без вести с катером 7 моряков, в т. ч.
командир гл. старшина М. С. Гаранин. В ДА с 19.07.41 по 03.01.44;
Возможно его останки находятся на дне в районе БО «Бригантина» у
села заветное, обследованные в 2010 г. экспедицией из Тольятти.
20. «СКА№4503» - СКА типа КМ-2. 31.10.43 в 23-30 в составе 1-го
десантного отряда вышел от пристани Солёного озера. Вероятно
столкнулся с «ДБ-11». В 04-50 потоплен артиллерией в районе Яныш =
Такиля. По другим данным повреждён и захвачен. Пропали без вести 7
моряков.
21. «СКА№168» (до 12.12.41 «К-188») – СКА типа КМ-2, 1934-35 г. г. завод
№5, Ленинград, зав. №87. Б. ПСКА «К-188» 3-го ЧОПС МПО. 01.11.43
при следовании с десантом к Эльтигену от артобстрела потерял ход и
выброшен на берег в районе озера Тобечик, где расстрелян
артиллерией и разбит прибоем. Экипаж пропал без вести. Вероятно это
его остатки корпуса в конце 90-х керченские дайверы поднимали на
металлолом;
22. «СКА№0123» (до 04.09.41 «К-226») – СКА типа КМ-2,1935-36 г. г. Завод
№5, Ленинград. б. «К-226» 2-го ЧОПС МПО. 02.11.43 при следовании с
подкреплением и грузом к Эльтигену выброшен на берег (сел на бар?),
где разбит артиллерией и прибоем. В ДА с 22.06.41 по 28.01.44;\
23. «СКА№076» (до 17.12.41 «К-224») – СКА типа КМ-2, 1935-36, завод №5,
Ленинград. б. «К-224» 2-го ЧОПС МПО. 02.11.43 на рейде Тамани
около 18-00 при налёте авиации от близких разрывов волн загорелся,
взорвался и затонул. 1 чел. обожжён. 13.12.44после аварийно-
восстановительного ремонта включен в состав ЧФ в качестве
разъездного катера плавсредств ГВМБ;
24. «СКА№053» (б. «К-220») – СКА типа ЗК, 1930-31 г. г.завод №5,
Ленинград. 04.11.43 пропал без вести при следовании к Эльтигену со
всей командой 12 чел. в т. ч. командир И. Н. Капитан (все есть).
Вероятно подорвался на мине. В ДА с 22.06.41 по 03.01.44;
25. «СКА№073» (до04. 09.41 «СКА-«К-208») – СКА типа ЗК, 1930-31 г. г.
завод №5, Ленинград. б. ПСКА 4-го ЧОПС МПО. 07.11.43 при
следовании к Эльтигену в районе косы Тузла подорвался на мине,
5
получил пробоину в кормовой части из затонул. В ДА с 22.06.41 по
18.11.43. 21.05.44 после подъёма и аварийно-восстановительного
ремонта включен в состав ОХР Новороссийской ВМБ в качестве «С-73».
26. «СКА№0211» ( до 03.06.42 «СКА№112») – СКА типа «Сейнер». Азовская
судоверфь, 1938-39 г. г. б. сейнер «БК-4» «Азрыбреста». 08.11.43 при
переходе Кротко – Тамань подорвался на минном заграждении
западнее Тузлинской промоины и затонул. Погиб 1 моряк. В ДА с
03.06.42 по 14.12.43;
27. «СА№411» (до 03.06.42 «СКА№114») – СКА типа Сейнер», 1940. б.
сейнер «Ост»» Азрыбтреста». 08.11.43 при возвращении в Кротков в
районе Тузлинской промоины подорвался на мине и затонул. Погибло
2 моряка. В ДА с 27.04.42 по 31.07.42 и с 13.11.42 по 14.12.43; Вероятно
его останки обнаружены в 2013 г. экспедицией из Тольятти.
28. «СКА№057» (до 17.12.41 «К-233» - СКА типа ГК. б. ПСКА «К-233» 2-го
дивизиона 32 ПО МПО. 08.11.43 пропал без вести в районе Эльтигена
со всей командой 17 моряков, в т. ч. командир ст. л-т В. С. Чаленко.
(нашёл 8 чел.). Вероятно подорвался на мине. В ДА с 19.07.41 по
17.12.43.
ЛПТ написал:
#1034538
8. «СКА№0133» (до 04.09.41 «К-240») – СКА типа «ПК», 1927-28 г. г. г. Або.
По моим данным это катер постройки Лодейнопольской верфи, на 22.06.1941 входил в состав 1-й морпограншколы
ЛПТ написал:
#1034538
9. «СКА№0163» (до 04.09.41 «К-242») – СКА типа «КМ-2», 1935-36 г. г. завод №5, Ленинград. Б. ПСКА «К-242» 2-го ЧОПС МПО. 12.05.42 потоплен при эвакуации с Керчи.
Ни в одном документе не встречал данных о его гибели, буду благодарен за уточнение
ЛПТ написал:
#1034538
10. «СКА №0134» (до 17.12.41 «К-230») – СКА типа «ГК-1», 1929-30 г. г. б. ПСКА «К-230» 1-го дивизиона ПС МПО. 12.05.42 потоплен при эвакуации с Керчи. В ДА с 17.12.41 по 16.09.42. Вероятно поднят в мае 1944. В ДА с 21.05.44 как «СК-134»;
По моим данным это катер постройки Лодейнопольской верфи, на 22.06.1941 входил в состав 32-го морпогранотряда. В Керчи потопен не был, поскольку участвовал в 1943 г. в десанте в р-не Станички
ЛПТ написал:
#1034538
12. «СКА№0137» (до 17.12.41 «К-217») – СКА типа КМ (?). б.ПСКА «К-217» 2-го дивизиона 32 ПО МПО. !7.05.42 в районе причала Еникале от артобстрела получил тяжёлые повреждения и затонул.
По моим данным этот катер на 22.06.1941 входил в состав в состав 4-го Черноморского ОПС, погиб 15.10.1941 г. в Одессе
ЛПТ написал:
#1034538
18. «СКа№0178» (до 17.12.41 «К-189») – СКА типа КМ .... Вероятно это его остатки корпуса в конце 90-х керченские дайверы поднимали на металлолом.
Вряд ли на металлолом, катер был деревянный, если только поднять сам двигатель
А Бадякина: .Признателен VAS63 за уточнение по постройке некоторых СКА. К сожалению по катерам типа КМ и другим нет информации о заводских номерах завода №5 НКВД.
Предлагаю на Ваше рассмотрение фото "ИЛ-2", совершившего вынужденную посадку недалеко от берега порта Кротков в декабре 1943 г. За самолётом наблюдают (слева направо): кап.-лейт. П. И. Рудик, инж.-майор П. Н. Чикер (выдающаяся личность), инж.-майор Г. А. Левинсон и командир АСГ кап.-лейт. Бологов. Может кто сможет вычислить по имеемой информации, что за самолёт,дату произошедшего, фамилии экипажа. С уважением. А. Бадякин.
- среди немецких фотографий наших катеров, погибших в КЭДО, есть катер с бортовым №1304. По имеемой у меня информации такого катера не индефицировал. Может кто знает, что за катер, его тип, когда он погиб у Эльтигена, что бы вычислить судьбу экипажа по ОБД "Мемориал". с уважением. А. Бадякин.
Отредактированно ЛПТ (03.01.2017 18:17:02)
ЛПТ написал:
#1036422
среди немецких фотографий наших катеров, погибших в КЭДО, есть катер с бортовым №1304. По имеемой у меня информации такого катера не индефицировал. Может кто знает, что за катер, его тип, когда он погиб у Эльтигена,
Это фото потопленных в 1941 г. у Моонзундского архипелага катеров типа КМ
vas63 написал:
#1036438
Это фото потопленных в 1941 г. у Моонзундского архипелага катеров типа КМ
О! Спасибо!
Фото с №1304 есть в книге Ф.Руге "The Soviets as Naval Opponents" с подписью, что это в Эльтигене.
Я когда-то долго искал, как КМ с таким номером мог оказаться в Эльтигене. Но так и не нашел
ЛПТ написал:
#1036422
Может кто сможет вычислить по имеемой информации, что за самолёт,дату произошедшего, фамилии экипажа. С уважением. А. Бадякин.
Вообще возможны варианты, но с хорошим отрывом с точки зрения вероятности идет Ил-2 210-го шап 230-й шад, подбитый утром 4.12.43 парой Ме-109 в районе Эльтигена. Совершил посадку с убранным шасси на воду у берега в р-не Кроткова, экипаж жив, в/стрелок ранен в голень.
Летчик - мл.л-т Бизяков Василий Михайлович (1921), летал на боевые задания с сентября 1943, погиб 7.5.44 (сбит истребителями в боевом вылете). Переведен в 210 шап из 805 шап в конце ноября-начале декабря 1943.
С воздушным стрелком сложнее. По ЖБД 210 шап его фамилия Джоашвили, на "Памяти Народа" и родственных ему сайтах не обнаруживается. Практически наверняка это сержант Джоев Георгий Георгиевич (1923), осетин. По наградному на Красную звезду (представлен 11.5.44), имел ранение как раз 4.12.43. Летал на боевые с июня 1943. Судя по тому, что в потерях в ОБД не числится, пережил войну.
Нюансы с фамилией видимо связаны с известной грузино-осетинской проблемой. Он был призван в Гори, т.е. на территории собственно Грузии.
Отредактированно А. Кузнецов (09.02.2016 13:35:21)
vas63 написал:
#365646
Елкин А В написал:
Оригинальное сообщение #365638
Метров триста южнее лежит разбитое на три части судно или катер. Похож на "ЗК". Было бы фото, проще идентифицировать.
В Керченском проливе 4.11.1943 г. катерами противника потоплен катер типа ЗК - К-220 (с 4.09.1941 г. – СКА № 053) . Больше вроде не было.
Фото модели катера типа ЗК/quote]
Вот видео этого катера,правда короткое,может всё таки поможет определить.
https://youtu.be/5U8R0iDGcc4
Сань, вроде идентифицировали. У него за рубкой (Рубки самой нет) стоят два воздухозаборника. Характерные для этого проекта.
49. Катер-тральщик № 082
Принадлежность СССР. Катер-тральщик типа «Р». Водоизмещение 22.6 т.
Размерения :
Длина- 19.8 метра
Ширина- 3.4 метра
Осадка- 1 метра
Двигатель бензиновый,-93 л.с.
Скорость- 10 узлов.
Экипаж 10 чел
В отчете он числится погибшим 4.11.43 на берегу у Эльтигена (Керченский пролив). Но подтверждения этой версии нет.
Обнаружен в 1998 году краснодарским подводным археологом Александром Кондрашовым. Катер разорван на 3-и части. Носовая часть сильно разрушена, лежит на удалении 15-20 метров от кормы. Средняя часть и корма катера сохранились довольно хорошо, виден фрагмент двигателя. При обследовании кают были обнаружены ящики с боеприпасами и продовольствием (практически не сохранилось), несколько ящиков с толом, мотки огне запального шнура, несколько бутылок с вином, инструменты. Впоследствии тол утопили на огромной глубине, чтобы ни у кого не было соблазна... Судя по повреждениям, катер, вероятнее всего, погиб от подрыва на мине.
Глубина 6,7 метра.
Максимальное возвышение над грунтом 2,5 метра.
А Бадякина. ". Уважаемые поисковики! Предлагаю на Ваше рассмотрение список ТЩ и КАТЩ, погибших в Керченском проливе в 1941-45 г. г. Выбывшие из строя более, чем на полгода, также включены в список. Практически у большинства нет года постройки и завода строителя, мало информации о погибших членах экипажей. Уверен, что кто-то из Вас дополнит отсутствующую информацию. С уважением. А. Бадякин."
Потери ТЩ и КАТЩ в Керченском проливе в 1941-45 г.г.
1. «А. Серов» (с 02.05.42 «КАТЩ-536») – ПМШ Крымгосрыбтреста НКРП. С 10.09.41 в
составе плавсредств КВМБ. 27.10.41 следуя из Керчи в Новороссийск в Керченском
проливе подорвалась на неконтактной мине заграждения и затонула. В ДА с
14.10.41 по 31.07.42;
2. «Сталинец» (с 02.05.42 «КАТЩ-535») – моторный буксирный катер
Крымгосрыбтреста НКРП. С 10.09.41 в составе плавсредств КВМБ.12.11.41 при
следовании из Керчи в Новороссийск в районе мыса Чауда при атаке авиации
получил тяжёлые повреждения корпуса и механизмов и затонул. В ДА с 17.10.41 по
31.07.42;
3. «Нахимов» (с 02.05.42 «КАТЩ-534») – моторный рыболовный сейнер
Крымгосрыбтреста НКРП. 14.11.41 при эвакуации войск с Керченского полуострова
в Азовском море при атаке авиации получил прямое попадание бомбой, взорвался
и затонул. В ДА с 17.10.41 по 31.07.42;
4. «Акула (с 04.06.42 «КАТЩ-587») – моторный рыболовный сейнер
Азчергосрыбтреста НКРП. 26.11.41 в ходеКФДО при подходе к берегу для высадки
десанта в составе 1-го отряда в районе мыса Зюк в сильный шторм накатом
выброшен на берег, где разбит прибоем. В ДА «КТ-857» с 22.01.41 по 22.07.42 и с
21.06.44 по 16.09.44. Если был поднят и после капитально – восстановительного
ремонта вновь включен в состав флота, информация отсутствует;
5. «Т-491» (до 29.06.41 «Кизилташ», 1925 г. Николаев) – тральщик ЧФ. Бывшая
паровая шаланда Черномортехфлота. 27.12.41 при проведении КФДО в составе 5-
го десантного отряда при подходе к берегу Булганакской бухты получил
повреждения при налёте авиации. На буксире КЛ «Днестр» до Кубанского берега
не дошёл и затонул от повреждений в районе Кучугур. Оставшиеся в живых
приняты на борт КЛ;
6. «РТЩ-101» - катерный тральщик пр. «МСВ-38». Построен на Московском
судостроительном заводе в 1949-41 г. г. из состава ДуВФ, с 21.11.41 в составе ЧФ.
Погиб в ходе КФДО при не известных обстоятельствах;
7. «Азов» (до 22.01.42 «КАТЩ№39», до 24.10.41 «Азов», с 04.06.42 «КАТЩ-582») –
катерный тральщик типа «Сейнер». 04.02 42 при осуществлении воинских
перевозок в Керченском проливе подвергся атакам авиации и к месту назначения
не прибыл;
8. «Т-485» (до 1935 «Камыш – Бурун», до 28.02.38 «Колугарь», до 29.10 39 «Каховка»,
с 29.10.39 по 5.10.40 «Т-485», до 26.06.41 «Каховка», 1935 г. Одесса) – тральщик
ЧФ. Бывший рейдовый буксирный пароход ЧМП. В ходе КФДО 28.06.41 затонул от
повреждений артиллерии в Камыш-Бурунской бухте. (информация о подъёме
отсутствует). 25.03.42 у маяка Камы-Бурун атакован авиацией и, получив
повреждения, затонул у берега. Поднят АСС, в 1953 г. на ремонте на
2
Новороссийском СРЗ, затем работал в Одесском морском порту. В ДА с 22.06.41по
15.01.43;
9. «Черноморец» (с 02.05.42 «КАТЩ-542») – ПМШ плавсредств КВМБ. Бывший сейнер
Крымгосрыбтреста. 12.04.42 при нахождении в Керченском проливе при атаке
авиации от близких разрывов бомб получил тяжёлые повреждения корпуса и
затонул. В ДА с 12.10.41 по 02.03.43;
10. «КАТЩ-608» (до 07.03.42 «Чехонь») – катерный тральщик типа «Сейнер». Бывший
моторный сейнер Новороссийской МРС НКРП. 15.04.42 на боевом тралении в
Керченском проливе в 15-35 (16-10) подорвался на мине заграждения и затонул в
точке 45 гр. 14,7 мин. с. ш. 36 гр.27,4 мин. в. д. Погибло 6 человек экипаж (есть). В
ДА с 09.10.41 по 03.07.42;
11. «Катщ-531» (до 02.05.42 «Выборг») – атерный тральщик типа Б/К. Бывший
моторный буксирный катер Крымгосрыбтреста НКРП. 03.05.42 при следовании на
линию дозора в 00-25 в районе Бурунского маяка подорвалсяна мине заграждения
и затонул. Погибло 3 члена экипажа (есть), остальные спасены «СКА№074». В ДА с
17.10.41 по 24.06.42;
12. «КАТЩ-537» (до 02.05.42 «Пушкин») – катерный тральщик типа ПМШ. Бывшая
ПМШ Крымгосрыбтреста НКРП. Участвовал в КФДО. 06.05.42 при эвакуации войск с
Керченского полуострова во время перехода в 18-50 подорвался на мине
заграждения и затонул на траверзе озера Тобечик у мыса Такиль. Экипаж спасён. В
ДА с 12.10.41 по 31.07.42 и с 211.06.44 по 16.09.44. О подъёме информации нет.
13. «КАТЩ-543» (до 02.05.42 «Волго – Дон») – катерный тральщик типа «Сейнер».
Бывший моторный сейнер Крымгосрыбтреста НКРП. 07.05.42 при стоянке в
Керченском порту при налёте авиации от близких разрывов авиабомб получил
тяжёлые повреждения корпуса и затонул. ВДА с 12.10.41 по 02.03.43;
14. «КАТЩ-609» (до 07.02.42 «Шамая»)- катерный тральщик типа «Сейнер». Бывший
моторный сейнер Новороссийской МРС НКРП. 11.05.42 при стоянке в Керченском
порту при налёте авиации от близких разрывов авиабомб получил повреждения
корпуса и затонул. Погибло 3 члена экипажа (есть). В ДА с 09.10.41 по 22.11.42;
15. «КАТЩ-546» 9до 02.05.42 «Искра») – катерный тральщик типа ПМШ. Бывшая
парусно-моторная рыболовная шхуна Крымгосрыбтреста НКРП. 12.05.42 при
стоянке в Керченском порту при налёте авиации от близких разрывов авиабомб
получил тяжёлые повреждения корпуса и затонул. В ДА с 14.10.41 по 31.07.42;
16. «КАТЩ-547» (до 02.05.42 «ПС-2») – катерный тральщик типа ПМШ. Бывшее парусно
– моторное посыльное судно 1-го ЧОПС НКВД. 12.05.42 при эвакуации раненых из
порта Камыш – Бурун на Кубань в 13-40 в районе Еникале при налёте авиации от
прямого попадания бомбы взорвался и затонул. В ДА с 30.04.42 по 14.07.42;
17. «Чорох» (с 30.04.43 «КАТЩ-169», с 21.06.44 «КТ-169») – грузовая ПМШ Батумского
рыбозавода НКРП. 12.05.42 потоплена авиацией при эвакуации раненых с Керчи у
Еникале. Поднята АСС (информация отсутствует). После восстановительного
ремонта 13.12.42 мобилизована, включена в 3-ю группу Отряда транспортных
средств ЧФ. 04.02.45 разоружена и возвращена тресту Азчеррыбпром НКРП. В ДА с
30.10.42 по 16.09.44;
3
18. «КАТЩ-541» (до 02.05.42 «Шмидт») – катерный тральщик типа «Сейнер». Бывший
моторный сейнер Крымгосрыбтреста НКРП. По данным Крымгосрыбтреста
потоплен авиацией у косы чушка, где числится на апрель 1942 затопленным по
палубу. В ДА с12.10.41 по 02.03.43;
19. «КАТЩ-583» (до 04.06.42 «Темрюк») – катерный тральщик типа «Сейнер». Бывший
моторный сейнер Азчергосрыбтреста НКРП. 26.08.42 при прорыве с Азоского моря
в Чёрное сел на мель, обстрелян артиллерией с Еникале и сгорел. Экипаж сошёл на
берег. Один человек пропал без вести (есть). В ДА с 22.01.42 по 30.08.42 и с
21.06.44 по 16.09.44. Информации о подъёме нет.
20. «КАТЩ-156» (до 04.09.41 «Днестр») – катерный тральщик типа «Сейнер». Бывший
моторный сейнер Крымгосрыбтреста НКРП. 01.11.43 при следовании с десантом к
Эльтигену в 00-20 в районе мыса панагия подорвался на мине заграждения и
затонул. Погибло 11 моряков (нашёл 4-х), в т. ч. командир катера гл. старшина К. Ф.
Дедушев и 155 десантников. В ДА с 20.07.41 по 15.11.43;
21. «КАТЩ-165» (до 30.04.43 «Кит») – катерный тральщик типа «Сейнер». Бывший
моторный сейнер Азчергосрыбтреста НКРП. 01.11.43 при высадке десанта в
Эльтигене в 09-45 в районе мыса Панагия от прямого попадания снаряда загорелся
и затонул на глубине 14 м в точке 45 гр.07,7 мин. с. ш. 36 гр.36,6 мин. в. д. Погиб
один член экипажа (есть) и 43 десантника. В ДА с 18.09.41 по 14.12.43;
22. «КАТЩ-306» (до 01.10.43 «Т-831», до 13.07.43 «Диана». 1898 г. Великое княжество
Финское) – катерный тральщик типа «баркас». Бывший буксирный катер п. пр.
Архангельк, сменил ряд владельцев. С 06.11.43 в составе ЧФ. 02.11.43 в 20-00
повреждён при налёте авиации и сел на мель в Тамани. Снят с мели 26.11.43.
28.01.44 законсервирован. После восстановительного ремонта в мае 1944 вошёл в
строй КВМБ. После 1945 сдан на слом и разобран;
23. «КАТЩ-373» (до 26.06.43 «баркас №88». С 21.06.44 «КТ-373», 1938) – катерный
тральщик типа «баркас». Бывший речной буксирный катер плавсредств
«Котласлессплав». 01.11.43 затонул во время шторма в районе Тамани. 17.04.44
после подъёма и восстановительного ремонта включен в состав ЧФ;
24. «КАТЩ-563» (до 27.07.41 «Крым», до 26.05.42 «КАТЩ№123», с 21.04.44 «КТ-563»,
1932 г. Керченская судоверфь) – катерный тральщик типа «Сейнер». Бывший
моторный сейнер Крымгосрыбтреста. 02.11.43 при следовании с десантом в
Эльтиген в шторм накатом волн выброшен на берег в связи с неисправностью
двигателя.22.044.44 снят смели и поставлен на капитальный ремонт, вновь
включен в состав ЧФ.29.04.45 ввиду нецелесообразности восстановления и
ремонта исключён из состава ЧФ и сдан в ОФИ;
25. «МК№6685» («КАТЩ-082»,Рыбинск) - катерный тральщик типа «Р». После
постройки вошёл в строй отряда плавсредств воздухоплавательного дивизиона
ПВО ЧФ. 02.11.43 при следовании с десантом к Эльтигену в 00-30 повреждён
артиллерией с берега, потерял ход и выброшен накатом на берег, где разбит
прибоем. В ДА с 19.07.41 по 03.01.44;
26. «КАТЩ-151» (до 04.09.41 «Байдуков») – катерный тральщик типа ПМШ. Бывшая
парусно – моторная шхуна Крымгосрыбтреста НКРП. 02.11.43 при следовании с
4
десантниками к Эльтигену в 12-27…12-43 в районе мыса Панагия подорвался на
мине заграждения и затонул. Погибли 7 членов экипажа, в т. ч. командир катера
гл. старшина Н. И. Беззубов (не нашёл ни кого). В ДА с 30.06.42 по 18.11.43;
27. «КАТЩ-190» (до 02.10.43 «Таганрог», с 21.06.44 «КТ-825») – катерный тральщик
типа Таганрог. 30.08.43 захвачен в качестве трофея при освобождении Таганрога.
02.10.43 зачислен в списки АВФ. 02.11.43 при следовании с десантом к Эльтигену
врайоне косы Чушка подорвался на мине заграждения и затонул. В ДА с 12.10.43
по 14.12.43. 21.06.44 после восстановительного ремонта вновь включен в состав
ВМФ. 27.07.45 ввиду низкого технического состояния корпуса и механизмов, отказа
Азчррыбпрома от приёмки сдан в ОФИ;
28. «Т-524» (до 29.06.41 «Катер №10».1934 г. Одесса) – катерный тральщик типа
«трамвай». Бывший пассажирский катер Сочинского пассажирского пароходства
ЧГМП НКМФ. 04.11.43 при доставке подкрепления и грузов в Эльтиген при
артобстреле с берега потерял ход ив 14-00 накатом выброшен на берег, где 7
ноября расстрелян артиллерией. Командир катера ст. л –т И. И. Белый погиб в
Эльтигене. В ДА с 29.06.41 по 28.01.44;
29. «КАТЩ-559» (до 05.09.41 «КАТЩ №87», Рыбинск) – катерный тральщик типа «Р».
бывший рейдовый катер плавсредств ВВМУ Береговой обороны им. ЛКСМУ.
05.11.43при доставке подкреплений и грузов в Эльтиген повреждён артиллерией с
берега, потерял ход, накатом волн выброшен на берег. Где разбит прибоем. ВДА с
22.06.41 по 28.01.44;
30. 2КАТЩ-569» (до 26.05.42 «КАТЩ №129», до12.03.42 «Ш-1»,1936-38 г. г. Рыбинск) –
катерный тральщик типа «Р». бывший моторный катер плавсредств Разведотдела
штаба ЧФ. 05.11.43при доставке подкрепления и грузов в Эльтиген повреждён
артиллерией с берега, потерял ход, накатом волн выброшен на берег, где разбит
прибоем. В ДА с 04.09.41 по 28.01.44;
31. «КАТЩ-398» (до 25.08.43 «Т- 442», до 13.08.43 «Баркас №131», 1939 г.) – катерный
тральщик типа «баркас». Бывший речной буксирный катер «Комилес» НКЛП.
05.11.43 потоплен в бою с БДБ в 200 м от берега Эльтгена. О потерях экипажа
данных нет. В ДА с 04.11.43 по 28.01.44;
32. «РТЩ-110» (до 29.03.43 «РК №116») – рейдовый катерныйтральщик (тип ?).
Бывший служебный рейдовый катер ЧФ. 07.11.43 у Эльтигена потоплен
артиллерией. Пропали без вести 2 моряка (не нашёл). В ДА с 29.03.43 по 28.01.44;
33. «КАТЩ-173» (до 25.06.43 «Пеламида», 1936 г. Азовская судоверфь) – катерный
тральщик типа «Сейнер». Бывший моторный сейнер Ахтарского рыбозавода
«Азчергосрыбтреста» НКРП. 24.09.43 потоплен артиллерией в Тамани. Поднят АСС,
после ремонта введён в строй. 09.11.43 при доставке пополнения и грузов в
Эльтиген в 03-00 вовремя артобстрела получил тяжёлые повреждения, потерял
ход, накатом волн выброшен на берег, где расстрелян артиллерией. Командир
катера ст. л-т А. Н. Кадацкий. Потери экипажа неизвестны. В ДА с 29.03.43 по
03.01.44;
34. «КАТЩ-177» 9до 31.05.43 «Сейнер №5», 1936 г.) – катерный тральщик типа
«Сейнер». Бывший моторный сейнер Темрюкского рыбозавода НКРП. В некоторых
5
документах значится как «МК-5». 11.11.43 при нахождении на рейде Кордон Ильич
в сильный шторм через щели, возникшие из-за ветхости корпуса, заполнился
забортной водой и затонул. В ДА с 19.03.43 по 14.12.43. По другим данным 08.01.44
в точке45 гр.56 мин. с. ш. 37 гр.53 мин в.д. в следствии малой мореходности
перевернулся на волне и затонул;
35. «РТЩ-105» (1940-41 г. г) - катерный тральщик типа «К-15 – М-17». Бывший РТЩ
ДуВФ., с 21.11.41 в составе ЧФ. 07.12.43 около 07-20 потоплен при отходе от
Эльтгена в бою с БДБ со всем экипажем (7 чел. нашёл 2-х) и предположтельно до
74 –х человек эвакуируемых. В ДА с 24.07.41 по 28.01.44;
36. «КАТЩ-167» (до 30.04.43 «Грузрыба №12», 1933 г. Батумский СРЗ)- катерный
тральщик типа «Сейнер». Бывший моторный сейнер Азчеррыбпрома НРП.21.01.44
при стоянке на рейде косы Чушка во врем артобстрела получил тяжёлые
повреждения корпуса и затонул. Потери экипажа не известны. В ДА с 30.10.42 по
01.03.44;
37. «КАТЩ-162» (до 24.06.42 «Этор», до 19.06.22 «ПС №4», до03.07.20 «Этор», 1896 г.
Одеса) – катерный тральщик типа «Б/К». 28.03.44 при производстве перевозок в
Керченском проливе на переходе к Опасной в районе косы Чушка попал в сильный
шторм, потерял плавучесть и затонул. Командир л- т Ф. И. Медведкин погиб. В ДА с
14.07.42 по 31.05.44;
38. «КТ-580» 9 до 21.06.44 «КАТЩ-580», до 04.04.42 «Поти», 1939-40 г. г. Азовская
судоверфь) – катерный тральщик типа «Сейнер». Бывший моторный сейнер
Новороссийской МРС НКРП. 19.07.44 при поизводстве боевого тралеия навыходе с
таманского залива в 01-22 (по другим данным в 11-20) подорвался на мине
заграждения и затонул в точке 45 гр.18,8мин с. ш. 36 гр. 32,22 мин в. д. Погибли 8
человек, в т. ч. командир катера л-т Н. П. Ефанов (все есть).
Отредактированно ЛПТ (03.01.2017 18:19:10)
37. «КАТЩ-162»
Командир л- т Ф. И. Медведкин - лейтенант Медведкин Иван Федорович, 1905 гр, погиб с катером 27.03.1944
35. «РТЩ-105» (1940-41 г. г) - катерный тральщик типа «К-15 – М-17».
07.12.43 около 07-20 потоплен при отходе от Эльтгена в бою с БДБ со всем экипажем (7 чел. нашёл 2-х) и предположтельно до 74 –х человек эвакуируемых. В ДА с 24.07.41 по 28.01.44;
1. Командир - гл.старшина Левченко Михаил Куприянович, 1914 г.р.
2. Рулевой - старшина 2 статьи Барабанов Борис Петрович, 1920 г.р.
3. Минер - ст.к/ф. Санкин Сергей Петрович, 1919 г.р.
4. К/о моторист - ст. 1 ст. Береза Алексей Иванович, 1913 г.р.
5. Моторист - ст. к/ф. Нефтев Василий Тихонович, 1920 г.р.
6. Электрик - ст. к/ф. Рябко Сергей Андреевич, 1916 г.р.
Все числятся погибшими в бою с БДБ 08.12.1943
http://www.obd-memorial.ru/memorial/ima … 21307651b2