Вы не зашли.
Да больше-то никто и не подходит.
С уважением,
Раз уж начал разбираться с моонзундскими катерами МО, хотелось бы прояснить вопрос с гибелью МО-215 и -218. В книге уважаемых коллег "МО Сталина" (с. 67) она датируется 5 сентября, один погиб от атаки авиации, второй от подрыва на донной мине. В книге уважаемого прибалта (с. 106) они значатся потопленными авиацией 3 сентября в 19.52 (со ссылкой на архивный документ).
Из ЖБД БОБРа удалось выудить вот что:
3 сентября: 20.00 пост 12 (Куйвасту) – показался самолёт противника. 20.03 самолёт противника сбросил 10 бомб на 2 катера МО, прямые попадания, катера загорелись, к спасению людей приняты меры. Повреждён транспорт Густав. /ОД Куйвасту/ 22.30 На катере МО получился взрыв глубинных бомб, которые горели от бомб. /ОД Куйвасту/ 00.30 Фролову – одеть людей с катеров МО. Команда (10 чел.) находится на Кейгусте? – обмундирование отправлено в Куйвасту.
Давайте попробуем решить, что ближе к истине?
С уважением,
savera написал:
#1118079
Давайте попробуем решить, что ближе к истине?
Если честно, в связи с большим объемом работы над книгой тогда, ЖБД БОБР я не посмотрел, доверился отчету. Чтобы картина была полной нужно посмотреть остальные дни вплоть до 5 сентября включительно и сопоставить это с документами люфтваффе, которые за этот период, как я понимаю, довольно полные. У меня, правда, сейчас на это нет времени.
Botik Petra Velikogo написал:
Чтобы картина была полной нужно посмотреть остальные дни вплоть до 5 сентября включительно и сопоставить это с документами люфтваффе
Уже сделал , но полной ясности к сожалению всё равно нет. В ЖБД БОБРа больше ничего о катерах МО не сказано, а у люфтов как раз говорится об атаке на наши корабли/катера в Моонзунде 5 сентября. Но за начало сентября подробного по-дневного описания их действий нет. Так что будем ждать.
с уважением,
Отредактированно savera (17.12.2016 14:48:20)
В КТВ 506-й авиагруппы обнаружилась заявка на сбитый в воздушном бою 6 октября 1941 наш бомбардировщик, примерно в 07.58 северо-западнее Осмуссара. В наших доках попадалась информация о том, что ДБ-3 1-го АП, вылетавший на разведку, в этот день вёл воздушный бой в районе Оденсхольма с Ю-88 и Хе-115, погиб стрелок-радист.
Хотелось бы понять, подтверждается немецкая заявка, или нет?
С уважением,
Отредактированно savera (25.01.2017 22:34:22)
Если только стрелок погиб, то нет. По ОБД можно проверить, только ли стрелком ограничились потери.
В том-то и дело, немцы пишут, что три человека в воде плавали, один из них в резиновой лодке. Так что вполне возможно, что остальной экипаж спасся. Поэтому и хотел узнать, подтверждён ли сам факт гибели самолёта, или нет.
С уважением,
Отредактированно savera (26.01.2017 11:10:56)
Харлампович Ю.Н., Чевырев А.И., Зельверштейн Я.И. - все из 3 АЭ 1 АП. Сбиты в воздушном бою и погибли.
Большое спасибо!
С уважением,
6.10.41 ДБ-3Б Финский зал. сбит Ю-88 ВР л-т Чевыров + (+2)
Это я переписал из отчета полка за 1941 г. Деталей я не знаю, но раз в отчете полка самолет не просто пропал без вести, а сбит Ю-88 получается, что кто-то из членов экипажа вернулся к своим.
Подробности нашел в ЖБД возд. направления штаба КБФ
Большое спасибо!
Вот что об этом пишут немцы:
Самолёт С 2/506, в 07.55 в квадрате 3055/26 Ост 1 Мартин-бомбер, высота полёта 15 м, курс SW, через 3 мин. воздушного боя сбит. 1 резиновая лодка с 1 человеком, 2 человека замечены плавающими. 5 пулемётных пробоин.
С уважением,
В экипаже ведь 4 чел? Погибших трое. Наверное один в лодке уцелел.
Вообще-то в выложенном документе все описано.
Виноват, не прочитал.
А полковник Ключников кем по должности был?
savera написал:
#1129197
Но оставшиеся как видим продолжали драться.
Спасибо, очень интересно.
Botik Petra Velikogo написал:
#1129212
А полковник Ключников кем по должности был?
Зам. к-ра 3-й осбр.
Батраков-нач ПО бригады.
Марголин -к-р 46-го сп( интернирован). Елисеев - н.ш.46-го с.п.
Анисимов -к-р 39-го а.п. (интерн.)
Отредактированно boxer (28.01.2017 17:58:49)
Спасибо. А как им интернироваться удалось?
Botik Petra Velikogo написал:
А как им интернироваться удалось?
Ушли в Швецию на различных небольших судах. В числе многих других.
А полковник Н.Ф. Ключников сумел пережить плен. Правда, о его послевоенной судьбе я ничего не знаю.
С уважением,
savera написал:
#1129256
Ушли в Швецию на различных небольших судах. В числе многих других.
Я об этом не знал. Знал про три моб. ТЩ, которые ушли в Швецию еще в сентябре, знал про блокаду Сырве немецкими кораблями в начале октября и не подозревал, что кому-то удалось из нее вырваться.
Если совсем кратко, то вот (взято здесь http://1941-1945.at.ua/forum/43-1163-1):
В субботу 4 октября 1941 года на Готланд прибыло в общей сложности четыре судна с советскими беженцами. Одно судно добралось до Стокгольмского архипелага; согласно сообщениям, на его борту находилось 13 человек. Это было старый, похожий на паром корабль, носивший название «Свеаланд». Первоначально его имя было нанесено на форштевень русскими буквами, однако перед прибытием в шведские воды они были закрашены и заменены на латинские. После того как прибывшие сошли на берег, судно затонуло.
В 12:30 у северного побережья Готска-Сандён пристал корабль, имевший на борту наибольшее количество беженцев – всего на нём находилось 36 человек, в том числе одна женщина. Они прибыли на большом катере, вероятно с Эзеля. На Готска-Сандён их встретила береговая охрана и служители маяка. Русские первоначально предполагали идти на Готланд, но из нехватки топлива решили высадиться на Готска-Сандён. Большинство прибывших оказалось офицерами различных родов войск. С пониманием русских возникла серьёзная проблема, так как лишь один из них говорил по-немецки да и то плохо. Все они были здоровы, за исключением того, который держал раненную руку на перевязи, и ещё двух, имевших ранения ног, полученные, видимо, при обстреле во время бегства. Уже в 16:55 того же дня их доставили на эсминце на материк.
В ту же субботу, в 14:30, в залив Валлевикен у Руте вошёл окрашенный в серый цвет и похожий на быстроходный катер моторный баркас, наполовину крытый палубой и имевший на борту 18 русских беженцев, которые все, кроме одного гражданского, были офицерами береговой артиллерии. Они заглушили моторы у готландского побережья, дождались катера «Сириуса» и, войдя вслед за ним в Валлевикен, причалили к пристани. Полицейский Бунде с отрядом солдат, вызванных с Валленвикского цементного завода, сразу же взяли беженцев под охрану и перекрыли район порта. При последовавшем обыске оказалось, что русские имели при себе 7-8 револьверов и пистолетов. Судя по тому, как они жадно глотали предложенную им еду, они сильно изголодались. Кроме того, после своего перехода по морю они были здорово измотаны. Все на судне были молчаливы и ничего не рассказывали о своём переходе. В тот же день пришёл сторожевой корабль здешнего военно-морского округа и забрал их, чтобы отправить в Форёсунд. По пути возле Фьяугена он подобрал ещё пятерых русских, которые шли на судне, привлекая его внимание световыми сигналами.
Последние беглецы прибыли в 22:15 к маяку на Форё. Это была группа, которая состояла из одного офицера, одного младшего командира и шестерых рядовых, вышедших с Эзеля два дня назад. У них было достаточно продовольствия в виде консервов и хлеба, но после двух дней пути они были сильно измотаны.
В ночь на вторник 7 октября готландские рыбаки, ведшие промысел в море, встретили моторную лодку с восемью русскими гражданами, среди которых были три одетых в форму офицера (как минимум один из них был капитаном и ещё один лейтенантом) и пять рядовых. Они знаками дали им понять, что хотели бы знать, где они находятся. Рыбаки указали им курс на Эстергарнсхольм, по прибытии куда в 11 часов вечера они были задержаны.
Они вышли в море на моторной лодке, однако по дороге мотор забарахлил, и им пришлось идти на вёслах. В ночь на 6 октября они прошли между Готска-Сандён и Форё, но затем повернули на юг. Во время плавания у них закончилось продовольствие, вследствие чего они были довольно истощены.
А если подробно, то сюда:
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=32543.0
С уважением,
Отредактированно savera (28.01.2017 20:17:05)
Попробовал разобраться с одним достаточно запутанным эпизодом - попыткой перелёта оставшихся самолётов Эзельской авиагруппы на Ханко, свалив вместе документы, воспоминания и пр. Вот что вышло:
3 октября оставшиеся 6 самолётов авиагруппы - 2 И-16 и 4 И-153, ведомые в основном пилотами 13-го полка, попытались перелететь со Сворбе на Ханко. Группу должен был лидировать пилот Бадаев, но, взлетев первым, он, не дождавшись остальных улетел один и стал единственным, кто добрался до Ханко. Остальные самолёты разбрелись в воздухе в условиях плохой видимости и летели самостоятельно. 2 из них – И-16 (находился в совершенно аварийном состоянии) лётчика Творогова и И-153 зам. командира 12-й эскадрильи Смирнова со взятыми на борт механиками приземлились на Даго. Ещё 3 самолёта (пилоты Добряк, Белорусцев и Власенко) значатся пропавшими без вести. По документам супостатов удалось проследить их судьбу:
1. Добряк на И-153 долетел до побережья Финляндии и в 08.23 сел неподалёку от Ханко на финской территории в Соммарё, в окрестностях Сольбакан (где это, не ведаю) из-за полной выработки горючего. Пилот погиб в перестрелке с финским патрулём, предварительно ранив одного из солдат. Самолёт получил лёгкие повреждения и прибран к рукам финнами из 6-й воздушной флотилии.
2. В 07.40 немецкой зенитной батареей 2-см орудий на м. Поосаспеа (Шпитгамн, побережье Эстонии напротив Осмуссара) были обстреляны три приближающихся самолёта И-16, один из них получил попадание в бензобак и был вынужден совершить аварийную посадку у Ноароотси примерно в 20 км южнее Поосаспеа. Два человека (пилот Власенко и техник) были задержаны самообороной, а самолёт эвакуирован.
3. По третьему самолёту известно немного – только что 3.10 вылетевший с Эзеля в Ленинград вражеский самолёт И-153 совершил вынужденную посадку у Лихула, Эстония. Экипаж взят в плен (пилот Белорусцев и техник). Из воспоминаний известно, что самолёт разрушился при посадке, при этом техник получил тяжелейшие травмы.
Кроме того, вроде в этот же день вылетел со Сворбе командир авиагруппы Кудрявцев с инженером эскадрильи на УТ-2. Но тут какая-то мутная история, так как самолёт значится разбившимся при вынужденной посадке на о. Малый Тютерс тогда же, 3 октября; пилот получил лёгкие ранения. Не понятно, куда он всё-таки летел.
Если есть, что добавить/исправить, был бы весьма признателен.
С уважением,
Отредактированно savera (03.02.2017 00:46:54)