Вы не зашли.
Тема подсказана вопросом, который возник у меня по поводу эллингов Балтийского завода. И как обычно получив ответы на один вопрос начинаешь копаться глубже и количество вопросов только увеличивается. Поэтому я взял на себя смелость сделать краткую обзорную тему по судостроительным заводам России периода броненосцев и снабдить её иллюстрациями. За основу взят, естественно, фундаментальный труд Николая Ивановича Дмитриева и Владимира Владимировича Колпычёва «Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей» 1909 г. Не смотря на фундаментальность, книга не лишена недомолвок, неточностей и просто ошибок. Постараемся, в меру сил, прояснить где, когда и что строили судостроительные заводы. (Хорошо быть умными имея под рукой интернет.) Временные рамки ограничим, приняв за отсчет условную дату -1863 год, когда закончила свою работу особая комиссия под председательством контр-адмирала Аркадия Васильевича Воеводского, работавшая в 1858-1862 годах, и закончив 1907 годом, накануне принятия Малой судостроительной программы.
Начнём с Санкт-Петербурга и со старейшего в России завода.
"Военная энциклопедия" издания И.Д. Сытина, 1911 год.
Схема Нового адмиралтейства.
1. Мортонов эллинг.
2. Судостроительная мастерская №3.
3. Дом для дачи нарядов.
4. Открытый стапель.
5. Судостроительная мастерская №2.
6. Большой каменный эллинг.
7. Судостроительная мастерская "1.
8. Каменный эллинг.
9. Сад.
10. Строящаяся церковь.
11. Часовня.
12. Караульный дом.
13. Плазы, чертёжная и столярная мастерская.
14. Цистерна для нефти.
15. Шлюпочный сарай.
16. Литейная мастерская.
17. Шлюпочный сарай.
18. Шлюпочная мастерская.
19. Парильня.
20. Кладовая.
21. Медно-котельная.
22. Столовая.
23. Электрическая станция.
24. Хранилище катеров.
25. Металлический сарай для леса.
26. Гальванопластическая.
27. Кузница.
28. Сарай для угля.
29. Склады каменного угля.
30. Бывшая лесопилка.
31. Экипажные магазины.
32. Слесарная и токарная мастерские.
33. 34. Металлические сараи для леса.
35. Парусная и такелажная.
36. Краны (10 т).
37. Столовая для рабочих.
38. Службы для столовой.
39. Дом заведующего.
Строительство судов началось на Галерном дворе в 1713 году при Императоре Петре Великом, когда места в Санкт-Петербургском адмиралтействе стало не хватать. В 1800 году Император решил перенести верфь из центра города на Галерный двор. Верфь получила название Новое адмиралтейство. В царствование Императора Николая I на Новом адмиралтействе построены мастерские, склады и эллинги, многие из которых стоят до сих пор.
Акварель академика ИАХ Александра Семёновича Кудинова, архитектора, построившего во времена царствования Николая Павловича много зданий Морского ведомства. В частности здание Кронштадтского пароходного завода и казармы Гвардейского экипажа (Крюковские казармы), сейчас там ЦВММ.
Перечислим главные из них. В 1825 году построен деревянный эллинг длиной 285 футов (86,9 м) и шириной в свету 76 футов (23,2 м) для больших судов. В дальнейшем будем его именовать Большой деревянный эллинг. В 1861 году его отремонтировали и удлинили до 374 фута (114,1 м). В 1838 году окончили постройкой первый в России каменный эллинг. Длина 292 фута (89,1 м), ширина 70 футов 8 дюймов (21,6 м), в дальнейшем Малый каменный эллинг. В том же году построили мортонов эллинг длиной 560 футов (170,8 м) и грузоподъемностью 300 т.
Спуск на воду 12-пушечного корабля "Россия" 5 июля 1839 года. Корабль строился одновременно с Каменным эллингом.
Спуск на воду 84-пушечного корабля "Прохор" 17 апреля 1851 года.
А вот здесь начинаются расхождения с Дмитриевым и Колпычёвым и с книгой «Военное судостроение на казённых верфях в С.-Петербурге» 1908 г. полковника Александра Павловича Шершова. Первые утверждают, что при Николае I, а последний, что в 1863 году, между каменным и деревянным эллингами был построен деревянный эллинг длиной 260 футов (79,3 м) и шириной 60 футов (18,3 м). Но на приведённых иллюстрациях и на фотографиях ниже хорошо видно, что между каменным и деревянным эллингом есть только каменные сараи для леса, а малый эллинг стоит правее Большого деревянного эллинга, на том месте где позже построят судостроительную мастерскую №3.
Вид на Новое адмиралтейство со стороны реки Мойки. Шлюпочный сарай, за ним плазы, чертёжная и столярная мастерская с башенкой, Новый каменный эллинг.
Для нужд металлического судостроения в 1863 году каменный сарай для леса рядом с Малым каменным эллингом переоборудовали в судостроительную мастерскую №1. А каменный сарай возле Большого деревянного эллинга в склад стали, позднее, в 1883 году и его переоборудовали в судостроительную мастерскую №2. В 1892 году был закончен строительством Большой каменный эллинг, длиной в свету 409 футов (124,8 м) и шириной 85 футов (25,9 м). В том же году между Большим деревянным и мортоновым эллингами начато строительство судостроительной мастерской №3, как раз на месте загадочного малого эллинга. В 1903 году опасаясь пожара после гибели крейсера «Витязь» Большой деревянный эллинг разобрали и стапель стал открытым. В таком виде Новое адмиралтейство вошло во вновь учреждённый 1 января 1908 года Адмиралтейский судостроительный завод.
Отредактированно Константин (25.03.2017 13:38:27)
Суда, построенные на Новом адмиралтействе с 1863 по 1908 годы.
- Броненосная башенная лодка «Ураган». Наряд на строительство выдан 11 апреля 1863 года, зачислена в списки 26 августа 1863 года, официально заложена 19 ноября 1863 года, спущена на воду 15 мая 1864 года, вышла на испытания 31 мая 1865 года. Малый каменный эллинг.
- Броненосная башенная лодка «Тифон». Наряд на строительство выдан 11 апреля 1863 года, зачислена в списки 26 августа 1863 года, официально заложена 19 ноября 1863 года, спущена на воду 14 июня 1864 года, вышла на испытания 19 июня 1865 года. Большой деревянный эллинг.
- Броненосный башенный фрегат «Адмирал Грейг». Наряд выдан 20 апреля 1865 года, зачислен в списки 29 мая 1865 года, официально заложен 8 ноября 1866 года, спущен на воду 16 августа 1868 года, вступил в строй в 1869 году. Малый каменный эллинг.
- Императорская яхта «Держава». Заложена 28 апреля 1866 года, зачислена в списки 23 апреля 1866 года, спущена на воду 31 июля 1871 года, вступила в строй в 1871 году. Большой деревянный эллинг.
- Клипер «Крейсер». Заложен 20 февраля 1873 года, зачислен в списки 27 июля 1873 года, спущен на воду 23 августа 1875 года, вступил в строй в 1876 году. Малый каменный эллинг.
- Канонерская лодка «Ёрш». Заложена 3 октября 1873 года, зачислена в списки 22 июня 1873 года, спущена на воду 5 августа 1874 года, вступила в строй в 1875 году. Строительное место неизвестно.
- Клипер «Наездник». Зачислен в списки 26 февраля 1877 года, заложен в 1877 году, спущен на воду 14 сентября 1878 года, вступил в строй в 1879 году.
- Канонерская лодка «Бурун». Заложена 16 июня 1878 года, зачислена в списки 21 октября 1878 года, официально заложена 23 декабря 1878 года, спущена на воду 12 сентября 1879 года, вступила в строй в 1880 году. Большой деревянный эллинг.
- Канонерская лодка «Туча». Заложена 16 июня 1878 года, зачислена в списки 21 октября 1878 года, официально заложена 23 декабря 1878 года, спущена на воду 12 сентября 1879 года, вступила в строй в 1880 году. Большой деревянный эллинг.
- Канонерская лодка «Вихрь». Заложена 27 сентября 1878 года, зачислена в списки 21 октября 1878 года, спущена на воду 25 октября 1879 года, вступила в строй в 1880 году. Малый деревянный эллинг.
- Канонерская лодка «Буря». Заложена 22 августа 1879 года, зачислена в списки 24 ноября 1879 года, спущена на воду 5 июля 1880 года, вступила в строй в 1881 году. Малый каменный эллинг.
- Канонерская лодка «Гроза». Заложена 22 августа 1879 года, зачислена в списки 24 ноября 1879 года, спущена на воду 5 июля 1880 года, вступила в строй в 1881 году. Малый каменный эллинг.
Отредактированно Константин (23.03.2017 09:27:56)
Константин написал:
#1142527
- Клипер «Крейсер». Заложен 20 февраля 1873 года, зачислен в списки 27 июля 1873 года, спущен на воду 23 августа 1875 года, вступил в строй в 1876 году. Строительное место неизвестно.
Константин написал:
#1142527
- Канонерская лодка «Буря». Заложена 22 августа 1879 года, зачислена в списки 24 ноября 1879 года, спущена на воду 5 июля 1880 года, вступила в строй в 1881 году. Строительное место неизвестно.
- Канонерская лодка «Гроза». Заложена 22 августа 1879 года, зачислена в списки 24 ноября 1879 года, спущена на воду 5 июля 1880 года, вступила в строй в 1881 году. Строительное место неизвестно.
67kak-vam написал:
Коллега! Огромное спасибо!
По канонерским лодкам еще бы разобраться кто спускается, а кто уже на воде. Да сами картинки (мечтательно) бы в лучшем качестве бы!
ПыСы Внес изменения в пост.
Отредактированно Константин (17.03.2017 18:08:17)
Прояснилась и технология постройки канонерских лодок. Их строили одновременно на одном стапеле. В один день и спускали.
В дополнение к Дмитриеву-Колпычеву:
Описание Балтийского завода, 1908 - http://my-files.ru/zum5wx/11Baltic_plant_1908.rar
Шершов А. П., Военное судостроение, 1908 - http://my-files.ru/3kgs4d/12Voennoe_shi … g_1908.rar
Описание Ижорского завода, 1908 - http://my-files.ru/osigdz/9Idzorsky_zavod_1908.rar
Описание Кронштадтского дока, 1911 - http://my-files.ru/lgtn8v/Dok_Kronstadt_1911.rar
Описание Николаевского завода, 1911 - http://my-files.ru/6w6dwk/415_Nikolaev_zavod_1911.rar
Описание Ревельского завода, 1912 - http://my-files.ru/ts8pm2/416_Zavod_Revel_1912.rar
vladimir romanov написал:
#1143133
В дополнение к Дмитриеву-Колпычеву/quote]
Шершова я уже упомянул. До остальных ещё не дошло.
Но большое спасибо!
Владимир! А есть у Вас такая же рекламная книга, как по Ревельскому заводу, по Путиловской верфи? Она выпускалась в том же году, её упоминает Виноградов в "Исполинах".
ПыСы Споткнулся на миноносцах типа Поти Нового адмиралтейства. На неделе побегу покупать новую книгу Афонина.Отредактированно Константин (19.03.2017 01:10:37)
"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке
Strannik4465 написал:
#1143206
Спуск на воду клипера "Наездник
Большое русское мерси!
Путиловская судостроительная верфь: - http://humus.livejournal.com/4130273.html ; - http://and110.ucoz.ru/PRE/44/PUT.html
Балтийский завод
План Балтийского завода в 1856-м и 1857-м годах.
Панорама Балтийского завода в 1870-е.
Деревянный (слева) и каменный (справа) эллинги Балтийского завода, 1890-е.
"Победа" в деревянном эллинге 11 мая 1900 г. перед спуском.
Возведение нового стапеля в 1911 году.
Отредактированно sam7 (19.03.2017 09:50:27)
vladimir romanov написал:
#1143222
Путиловская судостроительная верфь/quote]
Фотоальбомы от Хумуса у меня есть. Речь идет о "Общество Путиловских заводов. Предполагаемое расширение Путиловского завода для надобностей военного судостроения". - СПб, 1912
"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке
Константин написал:
#1142526
Тема подсказана вопросом, который возник у меня по поводу эллингов Балтийского завода.
А что именно интересует по эллингам БЗ?
У меня есть двухтомник "История Балтийского завода", которого не было в продаже.
Может там что-то есть?
sam7 написал:
#1143252
У меня есть двухтомник "История Балтийского завода", которого не было в продаже.
Коллега! Издание какого года? Очень надеюсь, что Шуляковский, О.Б. История Балтийского завода 1856-1925. Том 1 СПб: Гидрометеоиздат 2003 года
Но такую книгу надо читать. С наскока не возьмеш.
Да, первый том 2003 г.
У меня большинство книг, которые заводы выпускали, есть.
Возможно, не все.
Strannik4465 написал:
#1143319
Спуск на воду "Минина" на заводе Семянникова и Полетики.
Спуск "Победы" уже есть во всех ракурсах. А за "Минина" спасибо!
Константин написал:
#1142527
- Императорская яхта «Держава». Заложена 28 апреля 1866 года, зачислена в списки 23 апреля 1866 года, спущена на воду 31 июля 1871 года, вступила в строй в 1871 году. Строительное место неизвестно.
Ваше превосходительство! Спасибо, но эта фотография есть!
Может у кого есть последний Мидель Афонина "Первые миноносцы"?
В 1860 гоу первые два клипера третьей серии "Алмаз" и "Жемчуг" начали строить на Галерном островке, в каменном эллинге рядом со строящимся корпусом фрегата «Дмитрий Донской». Для этого строители удлинили стапель, над местом постройки клиперов сделали крышу со стеклянными рамами на столбах, а пространство между столбами обшили досками со всех сторон. Кроме того, был создан временный плаз и при нем небольшая теплая столярная мастерская.