Вы не зашли.
Периодически в разных ветках обсуждается вопрос о нехватке авиатоплива. А специальной ветки по этой теме нет. Пусть будет.
Отрывок из свежей книги Хутона (E.R. Hooton. War over the Steppes: The air campaigns on the Eastern Front 1941–45. 2016):
Ниже таблицы написано, что в 1942 советские ВВС израсходовали в 2,75 раза больше топлива, чем всё люфтваффе.
Отредактированно А. Кузнецов (09.05.2017 17:45:37)
А источники получения авиабензинов/промышленность, Л-Л, иные поступления, распределения по типам бензинов там есть?
Не знаю, я пока видел только фрагмент книги на гугл букс.
Спасибо. Пометил себе название книжки. Хотелось бы как нибудь прочесть
Cobra написал:
#1161198
Пометил себе название книжки. Хотелось бы как нибудь прочесть
Хутон - один из лучших ныне пишущих авторов по авиации во 2-й мировой войне.
Книга копейки стоит (на Амазоне -$19.49, электронная еще дешевле, но на Kindle). Надо будет узнать, кто из нормальных продавцов отдает ее в электронном виде. Когда я последний раз бумажную книгу из-за бугра заказывал, думал, не дождусь - посылка застряла где-то внутри "Почты России". Хотя всё равно хочется нормальную бумажную книгу иметь.
А. Кузнецов написал:
#1161206
не дождусь - посылка застряла где-то внутри "Почты России". Хотя всё равно хочется нормальную бумажную книгу иметь.
Я так Фридмана заказывал - 4 месяца шел. Тоже думал все..
За всю Великую Отечественную войну авиация Красной Армии израсходовала 4 млн. 481 тыс. тонн авиабензина, а авиация ВМФ- более 500 тыс тонн.
В 1941 г. в СССР было произведено 1 млн. 269 тыс. тонн авиабензина.
В 1942 г. -912 тыс. тонн.
За всю ВО войну в СССР было произведено 5 млн. 539 тыс. тонн авиабензина.
Даже с потерями такого расхода в 1942 г. не могло быть. У зарубежного автора- явная ошибка.
А запасы, а поставки из-за бугра?
Уважаемый, Игорь !
Вы очевидно не допускаете, что Hooton может написать ерунду, а вот я это очень даже допускаю.
Это- расход авиабомб ВВС КА за 1942 г., а не расход авиационного бензина.
Для справки - в 1942 году самолёты ВВС КА израсходовали 3 030 121 штук авиабомб общим весом 100101 т
Отредактированно Кибардин Г.А. (10.05.2017 09:27:52)
Уважаемый Г.А. Кибардин!
Спасибо за наблюдательность! Не ожидал от себя, что поставлю Вам плюсик
Действительно, Хутон взял колонку с числом авиабомб, сброшенных в 1942, со стр.16 "Советской авиации в цифрах" (1962, когда-то это работу украшал гриф "Сов.секретно"). Он, или его переводчик с русского, посчитали это расходом горючего. На той же странице действительно есть таблица с расходом ГСМ ВВС фронтов и воздушных армий по годам. В 1942 израсходовано 339485 т бензина разных марок, 18801 т авиационных масел и 1488,16 т продукта Р-9.
Раньше за Хутоном таких косяков не водилось. Может, годы берут своё.
На буржуйском форуме есть люди, которые с ним общаются, напишу.
Относительно расхода ГСМ по нашим данным: в таблице "Авиации в цифрах" не учтен расход за 1-й кв.1943 (у авторов не было данных), ДА/АДД за всю войну (это тоже прямо указано). То, что не указано: нет расхода в тылу - а там расходовали и боевые части, и учебные, и ГВФ, и авиазаводы, и наверняка еще кто-то. Кроме того, авиабензин кушали катера ВМФ, оснащенные авиамоторами.
Отредактированно А. Кузнецов (10.05.2017 12:47:46)
Я задал свой вопрос безотносительно Хутона, о котором ничего не знаю совершенно.
Производство по годам не может быть равно расходованию, вы не согласны? Мой вопрос про запасы и поставки остается в силе.
igor написал:
#1161288
А запасы, а поставки из-за бугра?
Наступление немецких войск на Сталинград и южные районы СССР, предпринятое осенью 1942 г., серьезно затруднило снабжение советской промышленности и армии нефтепродуктами. Бакинский, Грозненский и Майкопский нефтяные районы, обеспечивавшие 85% отечественных нефтяных поставок, оказались отрезанными от основных транспортных магистралей. К этому времени из-за угрозы захвата региона был демонтирован нефтепровод «Баку — Батуми», а вывоз нефтепродуктов по Волге в период Сталинградской битвы оказался блокированным1. В эти военные годы бурение новых скважин в Закавказье было прекращено, более того, из-за трудностей с вывозом нефти пришлось законсервировать большое количество высокодебитных фонтанирующих скважин. В целом, со второй половины 1942 г. нефтедобыча на Бакинских промыслах — главном нефтедобывающем районе страны — снизилась примерно вдвое (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Добыча нефти в Бакинском районе (1941–1945 гг.), млн т
Годы 1941 1942 1943 1944 1945
Добыча нефти 23,5 15,7 12,7 11,8 11,5
Источник. Лисичкин С.М. Очерки развития нефтедобывающей промышленности СССР. М., 1958. С. 286.
Значительная часть азербайджанских нефтяных и нефтеперегонных предприятий вместе со всем оборудованием и личным составом (приблизительно 10 тыс. специалистов) были перебазированы в районы Волги, Урала, Казахстана и Средней Азии. Этот вынужденный перевод нефтяной промышленности на восток привел к значительному сокращению нефтедобычи в стране, так и не позволив восстановиться отрасли вплоть до окончания войны.
Падение нефтяного производства в условиях быстро прогрессирующего спроса на нефтепродукты привело к «нефтяному голоду», что не могло не сказываться отрицательно на ситуации на фронте и в тылу. Значительно улучшить ситуацию с топливом, преодолеть нефтяной дефицит смогли американские поставки в рамках программы ленд-лиза. Спрос на авиабензин еще более увеличился в последующие военные годы. Среди прочего, это было следствием поставки по ленд-лизу английских и американских самолетов, общее число которых за военный период составило примерно 15% от всего объема советского производства. На зарубежной авиатехнике летали многие советские асы — так, например, трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин сбил на американском самолете «Аэрокобра» 48 из 59 самолетов.
В годы войны в условиях общего падения нефтедобычи, колоссальной нехватки нефтеперерабатывающих мощностей производство авиабензина в необходимых количествах оказалось под вопросом. Тем не менее, во многом благодаря помощи союзников, советскому государству удалось решить эту проблему. По ленд-лизу в СССР было поставлено 1 млн 320 тыс. т авиабензина, из них 1 млн 163 тыс. т (88,1 имели октановое число выше 996. Кроме того, в рамках этой программы была осуществлена поставка светлых бензиновых фракций объемом в 834 тыс. т, используемых в производстве авиационного топлива7. К этому необходимо добавить 573 тыс. т авиабензина, поставленных помимо ленд-лиза с нефтеперерабатывающих заводов Великобритании и Канады8. В сумме это составляет примерно 2 млн 727 тыс. коротких тонн или 2 млн 479 тыс. метрических тонн авиатоплива. В.Н. Косторниченко Нефть в системе ленд-лиза: нефтяной союз СССР и США в годы Второй мировой войны// Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 11. М., 2005. С. 142-147 (Постраничные примечания). http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB1 … nko.html#1
helblitter написал:
#1161443
В эти военные годы бурение новых скважин в Закавказье было прекращено, более того, из-за трудностей с вывозом нефти пришлось законсервировать большое количество высокодебитных фонтанирующих скважин. В целом, со второй половины 1942 г. нефтедобыча на Бакинских промыслах — главном нефтедобывающем районе страны — снизилась примерно вдвое (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Добыча нефти в Бакинском районе (1941–1945 гг.), млн т
Годы 1941 1942 1943 1944 1945
Добыча нефти 23,5 15,7 12,7 11,8 11,5
Источник. Лисичкин С.М. Очерки развития нефтедобывающей промышленности СССР. М., 1958. С. 286.
Не верю. Скорее всего в отчётности указаны объёмы нефти, переработанной в СССР. Половину добываемой нефти СССР через Иран поставлял союзникам, а в качестве оплаты получал нефтепродукты.
Асандр написал:
#1161460
Не верю.
Фома тоже не верил, но был обращён в веру..
helblitter написал:
#1161511
Фома тоже не верил, но был обращён в веру..
Ждёмс Ваших аргументов. Почему добыча нефти в СССР в годы войны значительно упала по сравнению с предвоенным уровнем?
Асандр написал:
#1162031
Почему добыча нефти в СССР в годы войны значительно упала по сравнению с предвоенным уровнем?
Потеряны Грозненский и Майкопский районы добычи.
И так для начала в СССР производились следущие виды авиабензинов: Б-59, Б-70, Б-74, Б-78б, Б-78г.
Но не все так просто, это так называемые базовые авиабензины, номер соответствует октановому числу, "б" и "г" означают "грозненский" и "бакинский", которые немного отличаются по составу.
Однако очень часто в документах встречаются например такое обозначение: 2Б-70. Такие обозначения означали так называемые "свинцовые" бензины получаемые из основных путем добавления антидетонационных присадок (этиловые жикости).Использовались две основные этиловые жикости:
Р-9: Тетраэтилсвинец (ТЭС) - 55%, бромистый этил - 35%, монохлорнафталин - 10%, красный краситель - 1,5г. на 1 л.
В-20: идентичен, но вместо бромистогоэтила и монохлорнафталина содержится дихлорэтан. Жидкость окрашена в синий цвет. Является заменителем Р-9 и применяется в случае её отсутствия.
Антидетонационные свойства обеих жидкостей идентичны, но предпочтителней использовать Р-9 как менше загрязняющую свечи двигателя. Добавлялось от 1-4 куб. см. этиловой жидкости на 1 кг бензина. Соотвесвенно в обозначение 2Б-70 первая цифра как раз количество куб. см. на килограм бензина. Добавлять более 4 см.куб. этиловой жидкости на килограмм бензина нецелесообразно, т.к. прирост октанового числа резко уменьшается.
В резултате получались следущие марки бензинов (в скобках результируещее октановое число)
Б-59: 1Б-59(73), 2Б-59(78), 3Б-59(81), 4Б-59(82)
Б-70: 1Б-70(80), 2Б-70(85), 3Б-70(87), 4Б-70(88)
Б-74: 1Б-74(85), 2Б-74(88), 3Б-74(90), 4Б-74(92)
Б-78: 1Б-78(87), 2Б-78(92), 3Б-78(93), 4Б-78(95)
Подобные бензины готовились в войсках на бензостанциях или прямо в бензозаправщиках, тщательно перемешивая бензин.
Сразу уточню что и Р-9 и В-20 исключително отечественного производства и союзниками нам не поставлялись (это для любителей порасказать о том, что таких присадок в СССР не было и все опят же поставлялось из-за океана).
Что поставляли союзники?
Поставляли бензины Б-95 и Б-100 с соотвествующими октановыми числами. Однако вопреки расхожему мнению эти бензинв с отечественными не смешивались. К Б-95 тоже добавлялись присадки Р-9 и В-20.
Готовились смеси на основе нашего Б-70 и бензолов и изооктанов (проходящих под наименованием бензиновых светлых фракций в номенклатуре поставок)
Из них готовились следущие смеси:
Смесь №1:
60% Б-70, 20% изооктана и 20% неогексана.
Смесь №2:
60% Б-70, 20% алкилбензола и 20% неогексана.
Смесь №3:
60% Б-70, 32% изооктана и 8% изопентана.
Октановое число смесей около 95.
Ну и на закуску данные по двигателям - основной потребляемый безин, а в скобках возможный заменитель. При использовании не основного типа бензина накладывались различные ограничения (в зависимости от типа двигателя) запрещение форсажа, ограничение по наддуву, по оборотам или по мощности.
М-105ПФ
4Б-78, Смеси1 и 2, 1Б-95
М-105ПА, М-105РА, М-105
3,5Б-78, Смеси1 и 2, 1Б-95 (4Б-74)
М-103А
3,5Б-78, 1Б-95 (4Б-70)
М-103
3Б-74, 2Б-78, Б-95 (4Б-70)
М-100, М-100А, М-100АУ
2Б-70
АМ-38
4Б-78(95) (1Б-95)
АМ-35А
4Б-78
АМ-34ФРНБ
3Б-78(93), 4Б-74, Б-95
АМ-34РНБ, АМ-34Н, АМ-34РН
2Б-70
М-17
Б-70
М-88Б, М-88
3Б-78, 4Б-74, Б-95 (4Б-70)
М-87Б, М-87А, М-86
2Б-78, 3Б-74, Б-95
М-85
3Б-70
М-82
4Б-78
М-63
3Б-78, Б-95 (4Б-70)
М-62
3Б-74 (4Б-70)
М-62ИР, М-25, М-11
3Б-74, 3Б-70 (4Б-70)
Данные из "Справочник по авиамоторам" 1943г и "Краткий курс авиационных топлив, масел и охладителей." 1942 (пробегало както на ВИФ) http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=3993
В экстремальных условиях военного времени в СССР в 1942 г. произошло существенное уменьшение объёмов нефтедобычи и нефтепереработки. Это было вызвано целым рядом причин: перебазированием ряда производственных структур на восток, уничтожением нефтяных промыслов на Северном Кавказе в связи с угрозой их захвата гитлеровскими войсками, вынужденной консервацией большого числа скважин на Апшеронском полуострове, нехваткой труб, металла и других материалов, призывом в армию квалифицированных специалистов-нефтяников. http://www.oilru.com/nr/231/5718
igor написал:
#1161405
Мой вопрос про запасы и поставки остается в силе.
есть интересная таблица http://istmat.info/node/41710
igor написал:
#1161405
Мой вопрос про запасы и поставки остается в силе.
На начало войны Служба горючего Красной Армии располагала 247 стационарными складами и базами горючего суммарной ёмкостью по наливу 653 тыс. м3 (по тарным продуктам и имуществу - до 2 тыс. вагонов). Причём 90% армейских складов горючего располагались в приграничных военных округах. Только за первый месяц войны было потеряно 73 стационарных склада ёмкостью 171 тыс. м3. За последующие три месяца Наркомат обороны лишился ещё 160 тыс. т горючего текущего довольствия и 300 тыс. т ‒ мобилизационного резерва. И только около 60 тыс. т удалось эвакуировать[18]. http://www.oilru.com/nr/231/5718
ИЗ ИТОГОВ РАБОТЫ ТЫЛА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ № 01764 *
http://www.oboznik.ru/?p=15897
Справочник внешнеторговых операций в период 1941-1945 гг
http://istmat.info/node/46316
импорт авиабензина помесячно стр.36
Отредактированно charlie (12.05.2017 00:05:07)
Господа, Вы ведете спор ни о чем. Цифры "запасов" и "добычи" ровно ничего не значат. Оценки обеспеченности топливом в принципе могут быть только качественные, но не количественные.
Нефтяная и нефтехимическая промышленность СССР в 1941-м оказалась в очень непростом положении (относительно прочих отраслей) в результате воздействия нескольких объективных факторов. Во- первых, до 40-х она имела резко выраженную экспортную направленность (сравнимую разве что с теперешним ТЭК)- и очень показательно, кстати, что никто здесь не задал вопроса- "а какую часть нефти СССР перед войной экспортировал, и какую перерабатывал исключительно с целью экспорта"? Во- вторых, на мировых рынках в период между 20- ми и 40- ми годами произошел ряд важнейших событий экономического характера, приведших к изменениям долей на рынках, структуре потребляемых нефтепродуктов, и в целом объема рынка. В- третьих, изменилась экономическая ситуация в самом СССР, и, как следствие, потребность в продуктах нефтепереработки (и авиабензин там был не приоритетом). В- четвертых, еще и ВМВ началась. Предвидеть все это- надо было являться ясновидящим, само собой. (Тем не менее, ряд очень эффективных мер был предпринят).
Из нефти невозможно делать "авиабензин", или вообще какой- то конкретный продукт. В результате ее переработки получается широкий спектр различных продуктов, каждый из которых более или менее необходим. Производство, соответственно, является в определенной степени компромиссом. Как уже говорил выше, авиабензин- это далеко не приоритетный продукт, особенно до начала ВОВ
Продукция нефтепереработки- как правило крупнотоннажная, нужна не сама по себе, а в нужном месте в нужное время. Упрощенно, мощности по производству-транспортировке-хранению керосина для продажи на экспорт совсем не равны мощностям по производству- транспортировке-хранению авиабензина для ВВС.
То, что после начала войны общее производство упало- вполне логично и закономерно. Кроме потерь ряда производств, временного прекращения работы предприятий в результате эвакуации и др. естественно, что какие- то мощности оказались просто ненужными. Не экспортировать же нефтепродукты немцам, как раньше.
Цифры поставок нефтепродуктов по ленд- лизу (наравне с бредом "про пороха" и "про паровозы") обычно используют для иллюстрации тезиса "англосаксы нас спасли". Действительно, поставки имели место, и, действительно, преимущественно продуктов, недостаточно в сравнении с потреблением производимых в СССР (мне, правда, показалось бы странным, если бы СССР ввозил в то время что- то из того, что у самого было завались. Как и любая другая страна). Обыкновенное международное разделение труда- на всех уровнях. На высшем- кто- то воевал, а кто- то не спеша гонял бензин вдали от фронта. На экономическом- в СССР вполне мудро решили, что послевоенное положение дел будет радикально иным. Изменится все, от структуры потребностей до возможности их обеспечения- войдут в строй новые месторождения, будут получены новые технологии (если не от воров- англосаксов, так хоть трофейные германские), и пр. Смысла ударно мастерить одноразовые заводы по производству авиабензина, никому не нужные после войны, просто не было. Как можно теперь видеть, это было мудрое решение.
Качественно же положение СССР было вполне обеспеченным, всю войну. Ничего подобного тому, что было в Японии или Германии в 45-м, ему никогда не угрожало и угрожать не могло при любом развитии событий- даже выход немцев на линию "Астрахань- Архангельск" оставил бы у СССР более, чем достаточно источников нефти и мощностей для ее переработки для эффективного ведения войны (немцы бы при этом так растянули бы коммуникации, что получили бы проблему вроде африканской с доставкой горючего). А с открытием (очень неспешным, можно было бы все ускорить при необходимости) девонской нефти вопрос вообще "закрылся".
А так- топливо что деньги. Его либо нет, либо мало, одно из двух.
Бегло и популярно все это вот тут можно просмотреть:
http://www.pandia.ru/text/78/089/92791.php
http://newsruss.ru/doc/index.php/%D0%AD … 0%A1%D0%A0
БМВадимка написал:
#1162140
Господа, Вы ведете спор ни о чем. Цифры "запасов" и "добычи" ровно ничего не значат. Оценки обеспеченности топливом в принципе могут быть только качественные, но не количественные.
Нефтяная и нефтехимическая промышленность СССР
Без поставок авиабензина по Ленд-Лизу в частности и без Ленд-Лиза вообще СССР бы выиграл войну?
Отредактированно Cobra (12.05.2017 11:34:34)
Cobra написал:
#1162205
Без поставок авиабензина по Ленд-Лизу в частности и без Ленд-Лиза вообще СССР бы выиграл войну?
БМВадимка написал:
#1162140
(Лично мое мнение- после начала ВОВ- тоже; ВВС- это эффектная безделица, как оказалось. Победу "сделали" на 70% танкисты, на 20% пехота, на 9% артиллерия, на 0,9% ВВС, на 0,1% ВМФ. Для танков и автомобилей нужно совсем другое горючее. Так что авиабензин- просто нецелевое расходование оборонных ресурсов. Хотя по сравнению с флотом, который есть попросту вредительство и саботаж, пусть будет).
Cobra написал:
#1162205
Без поставок авиабензина по Ленд-Лизу СССР бы выиграл войну?
Та не переживайте так- СССР без всего бы выиграл войну, даже без русских. Это так в качепстве оффтопа.