Вы не зашли.
Если коротко, то отличия конструкции трехдечника от двухдечника следующие:
Эти различия изучили по французскому флоту Леминер и Будрио.
До 1670 г. французские ЛК строились все по принципу 3-дечника, даже 40-пушечные. Принципы заключались в том, что шпангоуты и их продолжения (футтоксы) доводились до верха 3-го дека (опердека). Причина была в том, что длинные корабли еще строить не умели. Но в середине почти у всех таких «3-дечников» был вырез, чтобы уменьшить верхние веса и вообще сделать такой ЛК более быстроходным и маневренным. Леминер на стр. 107-109 показывает эволюцию 3-дечников по мере прогресса в кораблестроении. С 1670 г. 40-пушечники стали двухдечными (3-дечники – от 56 до 120 орудий). То-есть, шпангоуты на 2-дечниках доводили только до верхней (2-й снизу) палубы. А с 1671 г. 3-дечниками стали по новому регламенту ЛК с не менее, чем 70 пушками.
В 1680 г. адм. Турвилль вместе с группой кораблестроителей представил Кольберу проект 66-пуш. 2-дечника в сравнении с 66-пуш. 3-дечником. 1-й был более легкий, быстроходный, менее дорогой, хотя и более низкий. Эти чертежи есть у Будрио, и я даю их сканы. Кольбер согласился, убедил короля, и с тех пор 3-дечниками стали считаться ЛК от 80 пушек.
Жесткий каркас 2-дечников только до верхней палубы позволял ставить сверху легкие надстройки, которые при необходимости можно было снимать.
96-100- и более пушечные корабли 1790-х гг. и 19 в. фактически оставались 2-дечными с легкими орудиями (обычно карронадами) по всей длине открытой палубы. Таким был и «трехдечный» 102-пуш. озерный St. Lawrence, Винфилд пишет, что карронады на верхней палубе у него были, как у spar-frigate, т.е. фрегата с пушками на шкафуте.
При этом 3-дечники с «вырезом» в середине без проблем превращались в чистые трехдечники с пушками на всю длину опер-дека.
Французский Magnifique (1684) в 1689 г. имел 72 пушки, в 1690 – 76 и в 1691-92 – 86.
Англичане захватили в 1666 г. Rubis 60 пушек по штату, но имел только 54. У англов он стал French Ruby, его вскоре превратили в 80-пуш. 3-дечник: 24+24+24+8.
А вот превратить 2-дечник в полноценный 3-дечник было невозможно, в лучшем случае просто ставили легкие пушки или карронады на открытой палубе и юте (шпангоутов-то не было).
Был такой курьезный случай у испанцев: в 1801 г. в ночном бою у Гибралтара погиб 112-пуш. Real Carlos. Испанский король приказал обратить 2-дечный San Carlos в 112-пушечник. Вообще, сперва San Carlos имел 30-24; 32-18; 18-8 (1765), в 1790-е гг. после перестройки – 30-36; 32-18; 32-8+4-36гаубицы+4-24гаубицы; по королевскому приказу он смог нести только 30-24; 32-18; 32-12; 16-8+4-36гаубицы+4-24гаубицы, королевский приказ был выполнен (1804), но за счет уменьшения веса залпа, при этом он так прогнулся, что для кампании 1805 г. отмечен как «непригодный».
Эд написал:
#1149894
Жесткий каркас 2-дечников только до верхней палубы позволял ставить сверху легкие надстройки, которые при необходимости можно было снимать.
Что-то я сомневаюсь, что конструкция надстройки кватердека была легкой, с учетом того, что иногда ставили орудий уровонем выше - на юте.
Повторю, что по определению Будрио получается, что "дечность" определяется только конструкцией носовой надстройки. Наверно, это осмысленно для французского флота 17 века. Однако кораблестроение менялось, содержание терминов тоже менялось со временем и от страны к стране.
Попробую сравнить большой двухдечник типа "Анапа" и "классический" треххдечник 18 века.
"Анапа" несет два полных дека + полностью заполненную орудиями верхнюю палубу + каронады на юте.
Трехдечник несет 3 полных дека + кватердек + форкасль, последние на уровне юта "Анапы" (на самом деле чуть ниже, у трехдечников высота нижнего дека надо водой меньше, чем у двухдечника).
На надстройках пушек не очень много и они мелкие. Фальшбот двудечника на верхней палубе тоньше корпуса в райне верхнего дека, но не принципиально. Преимущество в том, что у него верхний дек прикрыт кватердеком и форкаслем, а у "Анапы" верхняя палуба только в самом коме ютом. Верхний дек трехдечника явно "жилой", в отличие от верхней палубы. Т.о. преимущество не столько в артиллерийской мощи или защите, а в обитаемости.
Трехдечник отличается от двухдечника тем же, чем двухдечник от однодечника - каркасом. Мощный двойной шпангоут доходит до палубы верхнего дека, выше - легкий фальшборт.
Эд написал:
#1149894
А вот превратить 2-дечник в полноценный 3-дечник было невозможно
Спасибо, соответственно и 3-х в 4-х тоже. Все ясно... очередной конфликт "Формы и содержания". Т.е. до какой палубы доходят шпангоуты, та и верхняя, остальные навесные и полными не бывают - собственно и у броненосцев так. Еще раз спасибо.
Эд написал:
Эти различия изучили по французскому флоту Леминер и Будрио.
Будьте добры, назовите позывные труда (загорелся ознакомиться)
Amiral написал:
#1166584
позывные
J.C. Lemineur, Les vaisseaux du roi soleil (1996), есть в сети (появился и английский перевод).
J. Boudriot, Les vaisseaux 74 a 120 canons 1650-1850 (1995)
J. Boudriot, Les vaisseaux 50 et 64 canons 1650-1780 (1994)
Эти можно купить на сайте "Верфь на столе".
Эд написал:
J.C. Lemineur, Les vaisseaux du roi soleil (1996), есть в сети (появился и английский перевод).
Merci, меня французский устроит
Эд написал:
#1149894
Но в середине почти у всех таких «3-дечников» был вырез, чтобы уменьшить верхние веса и вообще сделать такой ЛК более быстроходным и маневренным.
Поясните пожалуйста, а что собственно за вырез, и как он конструктивно выполнялся?
Скажем, на стандартных британских двухдечниках, тех же 74 пушечных Белонах, тоже как бы вырез был. Был бак, квартердек, а между ними по бортам укладывались мостики - шкафуты. И то что было между этим шкафутами точно можно было назвать вырезом. Дыра в палубе.
В моем понимании отличием двухдечника от трехдечника был один лишний дек, т.е. еще одна сплошная палуба. А выше верхней сплошной палубы и у тех, и у других обязательно были бак и квартердек. Соединять бак и квартердек сплошной палубой стали только в самом конце 18 века.
Или может быть вот эти самые "2,5 дечные", недоделанные трехдечные корабли с вырезом - были предтечами тех самых соединений бака с квартедеком? И баковой надстройки у них уже не было?
Стерегущий написал:
#1378097
что собственно за вырез, и как он конструктивно выполнялся?
Разговор о кораблях 1660-80-х гг.
Стремление создать высокий корабль, который имел бы преимущество в ближнем бою с обычным 2-дечником, привело к тому, что решили создавать высокие трехдечники. Но их продольную крепость создавать еще не умели, поэтому они получались очень короткими, а в итоге их остойчивость была плохой. Поэтому для уменьшения верхнего веса стали делать вырез в районе шкафута. Иногда такие 2,5-дечные корабли "опоясывали" дополнительной древесиной по ватерлинии (для улучшения остойчивости), что позволяло установить на шкафуте фальшборт и поставить там орудия, так что внешне такой 2,5-дечник выглядел как 3-дечник. С 1680-х гг. научились строить в массовом порядке удлиненные ЛК, и стали строить 3-дечники (королевские ордонансы во Франции в 1670-х гг. последовательно запрещали строить 2,5-дечники - сперва 56-пуш., затем - 64пуш. и затем 70-пуш.). Последними такими 2.5-дечниками были английские 80-пуш. 1690-х гг., позже из перестроили в обычные 3-дечники.
-
Эд написал:
#1378691
Разговор о кораблях 1660-80-х гг.
Стремление создать высокий корабль, который имел бы преимущество в ближнем бою с обычным 2-дечником, привело к тому, что решили создавать высокие трехдечники. Но их продольную крепость создавать еще не умели, поэтому они получались очень короткими, а в итоге их остойчивость была плохой. Поэтому для уменьшения верхнего веса стали делать вырез в районе шкафута.
Уважаемый Эдуард, всё это выше уже вполне подробно разьясняли, и никаких вопросов это не вызывает.
Неясно другое - как все это делалось конструктивно, и чем описанный Вами 2,5 дечный корабль "с вырезом" принципиально отличался от стандартного двухдечника.
Давайте попробуем на примере. Вот возьмем стандартный двухдечник:
У него есть один полностью закрытый дек.
Выше него есть еще один полный дек пушек на 26.
И выше расположены бак и квартердек, тоже с пушками.
Так вот как можно назвать это прямоугольное отверстие между баком и квартердеком, если не вырезом? Вырез как бы и есть.
И если на этот стандартный двухдечник:
Эд написал:
#1378691
установить на шкафуте фальшборт и поставить там орудия, так что внешне такой 2,5-дечник выглядел как 3-дечник.
То и он будет внешне выглядить как трехдечник. Только без бака!
Так какая же тогда разница между стандартным двухдечником и 2,5дечниками? Все никак не могу уловить...
Отредактированно Стерегущий (08.09.2019 22:57:52)
Стерегущий написал:
#1378747
ак какая же тогда разница между стандартным двухдечником и 2,5дечниками? Все никак не могу уловить...
У 2,5-дечника шпангоуты были, как у 3-дечника, но с вырезом в середине. Т.е. они прикрывали и шканцы, и бак, у 2-дечника они прикрывали только 2 дека.
Посмотрите на картинки выше (пост № 2).
Завтра еще поищу у Леминера.
Эд написал:
#1378748
Посмотрите на картинки выше (пост № 2).
Там 2 картинки.
Верхняя без подписи, нижняя атрибутирована как 66 пушечный двухдечник.
Если верхняя это тот самый 2,5 дечник, и сравнивать надо их, то различий, во всяком случае внешних, и во всяком случае заметных, я как то не уловил.
Впрочем:
Эд написал:
#1378748
У 2,5-дечника шпангоуты были, как у 3-дечника, но с вырезом в середине. Т.е. они прикрывали и шканцы, и бак, у 2-дечника они прикрывали только 2 дека.
Если разница только в этом, то эта разница внешне действительно практически не заметна. И чтобы заметить эту разницу, необходимо оказаться на борту этих кораблей, и внимательно осмотреть конструкцию бака и шканцев.
Причем снизу
Находясь на баке, разницу опять таки и не увидишь.
Как то так?
Стерегущий написал:
#1378751
Если верхняя это тот самый 2,5 дечник
Да, это так. 2.5-дечник был выше обычного 2-дечника.
Вот еще схема 3-дечников Франции по регламенту 1670. Крупные 3-дечники имели 3 дека, меньшие имели вырез.
Ок, давайте тогда вернемся к той самой 2,5 дечной HMS Royal Katherine (1664), с которой у нас начался разговор.
Правильно ли я понимаю, что вот это ее известное изображение:
являясь уже изображением стандартного трехдечника, 90-пушечного, и даже с баком, представляет из себя изображение уже переделанной в 1702 году Катерины?
А изначально Катерина являсь де факто 2,5 дечником, т.е. более прочным и с потенциалом увеличения количества орудий на квартердеке, все таки внешне выглядела как стандартный двухдечник?
Т.е. было у нее 2 полных дека, и 22 орудия на квартердеке и баке, а между квартердеком и баком был тот самый вырез, обнажающий мидл дек, как на стандартных двухдечниках?
Интересно еще, этот вырез был полным, т.е. доходил до бортов, или только в средней части палубы, оставляя как бы переходным мостики-шкафуты по бортам?
Стерегущий написал:
#1378755
Правильно ли я понимаю, что вот это ее известное изображение:
Это - картина Ван де Вельде 1673 г. - Royal Katherine 84: 26-32; 26-18; 24-9; 8-6 или сакр. К тому времени на шкафуте нарастили шпангоуты и превратили в 3-дечник.
Стерегущий написал:
#1378755
А изначально Катерина являясь де факто 2,5 дечником, т.е. более прочным и с потенциалом увеличения количества орудий на квартердеке, все таки внешне выглядела как стандартный двухдечник?
Т.е. было у нее 2 полных дека, и 22 орудия на квартердеке и баке, а между квартердеком и баком был тот самый вырез, обнажающий мидл дек, как на стандартных двухдечниках?
Интересно еще, этот вырез был полным, т.е. доходил до бортов, или только в средней части палубы, оставляя как бы переходным мостики-шкафуты по бортам?
Да, примерно так. Палуба над верхним (мидл) деком обычно сохранялась. Вырез был в средней части.
Такой 2,5 дечник имел преимущества перед обычным 2-дечнтком, даже с более сильным вооружением: большая высота (преимущество в бою), верхние надстройки 2-дечника (upper works). не имевшие шпангоутов, легко сокрушались, что приводило к большим потерям экипажа, особенно, офицеров (капитан, штурман). Поэтому англичане обычно вели огонь по верхней палубе.
В 1666 анг-не захв. такой 2,5-деч. франц. Rubis 60, имевший 54 орудия. Высота борта до гон-дека у фр-зов была много больше, поэтому анг-не нарастили на нем шпангоуты.и превратили в короткий 3-дечник: 24-32; 24-18; 24-9; 8-6.
Эд написал:
#1378775
Это - картина Ван де Вельде 1673 г.
С датировкой есть у меня сомнения, попадались данные, доказывающие более поздние сроки написания, чуть позже поищу.
Другое дело, что и одни только характеристики изображенного корабля сами по себе вызывают эти сомнения.
Эд написал:
#1378775
Royal Katherine 84: 26-32; 26-18; 24-9; 8-6 или сакр. К тому времени на шкафуте нарастили шпангоуты и превратили в 3-дечник.
Ведь тогда получится, что превратили в совершенно стандартный трехдечник:
Причем не только вырез закрыли, сделав еще один полный дек, но надстроили новый квартердек и бак, да и пушек тут таки 90, причем на мидельдеке их 24, а не 26, как было изначально.
Поэтому все таки полагаю, что это вариант после кардинальной переделки, в 1702 году...
Стерегущий написал:
#1378789
тут таки 90,
Даже 96: 26+24+26+14. Пушечных портов, а не пушек. И важно, когда была изготовлена эта модель.
По Штатам 1703 г. 90-пуш. имел: 26-32; 26-18; 26-9; шканцы - 12-6, бак - 4-6, ют - 2-6. Но наша Катерина оказалась слабой конструкции и фактически имела 24-12-9-6-фунт.
Стерегущий написал:
#1378789
это вариант после кардинальной переделки, в 1702 году...
Нет. В 1703 г. был фактически построен совершенно новый ЛК в 90 пушек.
При перестройке (в 18 в.) корабль разбирали на части, он прекращал существование, превратившись в (постепенно уменьшающуюся) груду деревянных частей, сваленных в углу верфи.
Эд написал:
#1378775
Это - картина Ван де Вельде 1673 г
Еще раз по поводу датировки. Вот в этом описании картины:
https://collections.rmg.co.uk/collectio … 15079.html
содержится любопытное фактологическое заключение: "However, the inclusion of a bobstay under the bowsprit, only introduced in the mid-1690s in English ships, suggests that decade at earliest. "
Обратите внимание, середина 90-ых - это самое раннее...
Эд написал:
#1378856
Даже 96: 26+24+26+14. Пушечных портов
26+24+26+14=90
Эд написал:
#1378856
Нет. В 1703 г. был фактически построен совершенно новый ЛК в 90 пушек.
При перестройке (в 18 в.) корабль разбирали на части, он прекращал существование, превратившись в (постепенно уменьшающуюся) груду деревянных частей, сваленных в углу верфи.
Вот именно о такой полной перестройке, а фактически постройки нового, существенно более крупного корабля и идет речь.
Был 2,5 дечник, построили стандартный трехдечник.
Честно говоря, другой возможности так радикально перестроить 2,5дечник в трехдечник, кроме фактически постройки заново, и не вижу.
Ведь одно дело закрыть вырез, нарастить фальшборт, другое - дополнительно надстроить и новый бак и квартердек, т.е. фактически суммарно сделать корабль ровно на одну палубу выше, добавив ему кучу высокорасположенных грузов.
Собственно мы знаем, что новая Катерина в 1702 году была аж на треть, на 12 метров длиннее, и на 2 метра шире старой. Вот за счет такого увеличения размеров и можно надстроить лишний дек.
Позвольте вмешаться.
"Стерегущий" смешивает понятия "дек" и "палуба" - это не одно и то же. Дек - это пространство между палуб. Как собственно, и прочие термины - квартердек, бак, ют и т.п. Поэтому, когда говорят о 2-дечном корабле, то имеется ввиду, что у него три полных настила, ограничивающих 2 дека. Соответственно, 3-дечный имеет 4 палубных настила. Это хорошо видно на всех рисунках, которые здесь приведены. Вырезом в верхней палубе можно назвать только именно вырез, т.е. лишение в этом месте палубного настила на каком-то участке. Но свободное от палубы пространство между верхним настилом (так!) бака и квартердека называть вырезом нельзя. Шкафуты изначально являлись лишь досками над планширем по бортам для прохода с квартердека на бак, и лишь позже термин стал обозначать все пространство между грот- и фок-мачтами. Добавлю, что когда мы говорим "пушки на квартердеке", то подразумеваем "пушки на верхнем настиле квартердека", потому что квартердек - помещение, пространство на верхней палубе. То же самое - "подняться НА квартердек", "НА бак", "НА ют" и т.д.
Поэтому, в рассуждениях, приводимых Эдом все правильно - фальшборт образован только топтимберсами, а пространство деком не считается. Правда, в обиходе, в разговоре употребляется приставка -дек, но это не строгое следование терминологии.
Стерегущий написал:
#1378910
середина 90-ых - это самое раннее..
Автор картины - H. Vale. Написана она была в 1695 г. по заказу графа Мюльгрейва, который командовал Royal Katherine в 1672-73 гг. Художник писал ее не "с натуры": он взял в качестве образца гризайли Ван де Вельде 1673 г. и "дорисовал" детали 1690-х гг. Наиболее авторитетный историк по англ. флоту 17 в. Фрэнк Фокс считает соответствие оригиналу (в 1695) сомнительным.
Кстати: "пленэр" (с натуры) появился только во 2-й половине 19 в. у французских импрессионистов, до этого картины писали по памяти или срисовывали с образца (кроме портретов, разумеется, да и то частично). Гризайли (пером) отца и сына Ван де Вельде очень точные, поскольку их обычно рисовали по заказу капитанов или владельцев кораблей, здесь не схалтуришь.
Кстати, на картине у Катерины красный флаг, т.е. - она из Красной эскадры. В Красной эскадре корабль был в 1672-73 гг. В 1690-91 гг. - в Синей эскадре.
Модель (пост № 19) - фэнтази, "по мотивам", гораздо более позднего периода. Чертежей конкретных кораблей 17 в. не сохранилось НИ ОДНОГО (Фокс перерыл все архивы во всей Зап. Европе), не считая опусов из трактатов о кораблестроении. Самый ранний - Triumph 90 (1698), сам чертеж изготовлен в 1705 г. .
Кое-какие модели от второй половины 17 века сохранились. Правда рангоут у всех "не родной".