Вы не зашли.
Страниц: 1
Возможно, эта тема уже обсуждалась неоднократно. Но, мне стало интересно свести в единую хронологическую цепочку историю покупки танков Кристи для СССР, параллельно добавив пару дат, связанных с выпуском других машин Кристи. Дабы не было путаницы, предлагаю машину построенную для СССР условно называть М1940, а танки для армии США - М1931. Даты событий взяты из интернета (и иногда противоречат друг другу. Брал те, которые казались более достоверными. За поправки буду благодарен)
Итак, у меня получается следующая картина:
26.02.1930 из Польши в США отправилась делегация во главе с начальником Военного Института Конструкторских Исследований (WIBI) полковником Тадеушем Коссаковским, который подписал договор на приобретение готового экземпляра танка и лицензии на его изготовление в Польше
28.04.1930 Устный договор о поставке двух танков, между фирмой U.S. Wheel Track Layer Corporation и Амторгом
14.05.1930 встреча с Кристи представителя технического комитета Н.М.Тоскина
05.1930 на имя Халепского было отправлено 127 листов чертежей опытного танка, а также уведомление о том, что конструктор сам собирается посетить Москву.
01.06-05.06.1930 поднят вопрос о производстве танков Кристи на Ярославском автомобильном заводе, который обсуждался на расширенном совещании РВС с представителями промышленности "По вопросам о танках"
09.08.1930 чертежи прибыли в Москву и попали в распоряжение главного конструкторского бюро при Государственном Всесоюзном орудийно-оружейно-пулеметном объединении под руководством С.П. Шукалова
28.06.1930 В США принято решение о подписании контракта №89 с U.S. Wheel Track Layer Corporation на разработку и выпуск улучшенной версии танка M.1928.
13.10.1930 Чертежи были возвращены в АБТУ после снятия копий
11.11.1930 Доклад начальника Управления по механизации и моторизации РККА И. А. Халепского заместителю наркома по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета СССР И. П. Уборевичу: «Кроме того, куплены в Америке образцы 9 тонного танка Кристи. Его основные тактико-технические данные: вес — около 9 т, средняя скорость на колесах — 64 км, на гусенице — 48 км, перекрываемый ров в 2,13 м, проходимость брода глубиною 0,9 м, броня вертикальная — 16 мм, вооружение: одна 37 мм пушка и один пулемет, команда — 2 чел., запас хода на 240 км, мотор авиационный в 300 НР. Образцы прибывают в СССР в ноябре месяце с. г.»
21.11.1930 постановлением РВС СССР танк Кристи принимается на вооружение бронетанковых частей РККА в качестве временной меры, пока не будут разработаны отечественные танки аналогичного назначения
24.12.1930 Два опытных танка были отправлены из Нью-Йорка
01.1931 Два опытных танка прибыли в СССР
11.01.1931 Решением АБТУ было определено название танка - БТ
19.01.1931 Департамент вооружений США получил М1931 и сразу поставил его на испытания
04.03.1931 танк с номером 2051 был отправлен на склад №127 АБТУ,
14.03.1931 танк с номером 2051 передали в испытательный отдел, где в течении двух дней проводилась его демонстрация под руководством начальника отдела Громова и инженера танковой станции Лаврентьева
16.04.1931 Вплоть до 16 апреля с М1940 знакомились различные делегации руководящего состава
24.04.1931 совещание "О танковой программе на заводе на 1931 год". В принятом постановлении завод обязали приступить к изготовлению рабочих чертежей с 1 мая 1931 г. и до конца года поставить 100 серийных танков
16.05.1931 Взвешиванием танка определена масса — 9360 кг. Начаты пробеговые испытания.
17.05.1931 У танка, во время поворота на травяном грунте сломался кронштейн правого ленивца. На ремонт ушло двое суток .
Наркомат вооружений принял решение, согласно которому СКБ под руководством советского конструктора С. А. Гинзбурга было поручено «довести» танк и создать полный комплект чертежей для его передачи в серийное производство. Для этого сформировали сводную группу из 20-ти конструкторов КБ ОАТ, 15-ти – Научного автотракторного института, 2-х – Ижорского завода и 1-го – от УММ. Кроме того, в неё в полном составе включили всё танковое КБ ХПЗ.
23.05.1931 В ходе испытаний танка, повторная поломка кронштейна правого ленивца. На ремонт ушло трое суток
25.05.1931 Для управления работами в Харькове руководителем проекта от УММ был назначен Н. М. Тоскин. С 25 мая под его руководство передавалось КБ, специально созданное на ХПЗ под проектирование танка БТ, а также штат из тридцати копировальщиков для размножения чертежей
27.05.-13.06.1931 танк испытывался пробегом по шоссе и грунтовым дорогам только на колесном ходу. Общий “набег” М1940 за 10 дней составил 200 км на колесах, но 50 из них танк прошел ещё в США.
01.06.1931 председатель НТК УММ РККА Лебедев направил директору ХПЗ Владимирову утвержденное Начальником УММ РККА Халепским задание на проектирование колесно-гусеничного танка БТ отечественного производства.
13.06.1931 после того как танк прошел всего 1 км, злополучный кронштейн снова сломался.
19.06.1931 начала заедать коробка передач на 2-й и 3-й скорости.
20.09.1931 УММ РККА сформировало заказ №70900311, согласно которому заводу предписывалось уже к 1 ноября изготовить шесть опытных образцов нового танка
01.11.1931 Изготовлено три танка БТ-2
07.11.1931 три готовых танка БТ-2 приняли участие в параде, который прошёл в центре Харькова
Исходя из этих данных, складывается впечатление, что комиссия Халепского, видимо понаблюдав за показательными выступлениями безбашенного (во всех смыслах) М1928, заключила с Кристи договор не столько о продаже, сколько о разработке и изготовлении М1940, которого на тот момент еще в реале и не существовало. Причем, его американский аналог М1931 появился еще позднее(?)
Так же видна очень большая спешка в принятии решения о постановке М1940 на производство, не только до испытаний, но даже до изготовления его в металле.
Или, я где-то ошибаюсь?
КВ-14 написал:
#1169040
01.11.1931 Изготовлено три танка БТ-207.11.1931 три готовых танка БТ-2 приняли участие в параде, который прошёл в центре Харькова
Эти 3 танка окончательно сданы только в 1932
Отредактированно AAG (02.06.2017 23:29:28)
К сожалению, все что мне удалось найти по испытаниям М1932 (БТ-32) в СССР - это только текст из книги Павлов, Желтов, Павлов "Танки БТ":
04.12.1932 Протоколом №24 Комиссии Обороны СССР, тов Халепскому поручено ведение переговоров с Кристи, о приобретении танка мод. 1932 г. В отношении приглашения Кристи в СССР, принято решение - отказаться.
02.02.1933 Между компанией "Us Wheel Track Layer Corporation" и "Амторгом" заключен договор о "приобретении автомобильного колесно-гусеничного шасси специального типа, последней модели 1932 г. Причем, продавец подтверждает наличие у него разрешения для подобной продажи от Правительства США. Продавец обязуется продать один образец и переслать чертежи за сумму 33000 US долларов, после испытаний и доставки в порт N.Y. не позднее 31.03.1933 г."
16.06.1933 доклад ВриО нач. УММ Г. Г. Бокиса: "при закупке "Кристи" М.1932 предусматривалось... ... не установка его на производство, а изучение новых достижений конструкции коробки передач, ведущих колес, подвески, гусениц, крепления ленивцев, главного фрикциона."
конец августа 1933 г. Советская сторона из США, согласно договору, от Дж. У. Кристи ,получает 109 чертежей, которые были доставлены в СПЕЦМАШТРЕСТ.
начало сентября 1933 г. "Аэротанк М.1932" прибыл в опытный цех отдела Т2 ХПЗ.
04.09.1933 г. Начаты пробеговые испытания машины. Во время 30-км пробега по маршруту ХПЗ-Безлюдовка-ХПЗ, гребни траков левой гусеницы набежали на пневматические покрышки опорных катков и повредили их. Для продолжения испытаний их пришлось заменить.
08.09.1933 г. Во время второго выезда, в районе Липцы, на 35-м километре движения произошла авария: повторился первый дефект (от 04.09), а также вышла из строя большая полуось бортовой передачи и погнулись зубцы с ведущими роликами на левом ведущем колесе. Неисправную машину пришлось отбуксировать на завод танком БТ-5 на колесном ходу.
третий пробег на колесном ходу по маршруту ХПЗ-Чугуев-ХПЗ также не прошел гладко. Уже на 18-м километре движения было обнаружено повреждение пневматических покрышек, как управляемых, так и опорных левого борта. После устранения дефектов, машина своим ходом вернулась на ХПЗ, пройдя суммарно 36 км.
22.09.1933 Пробег танка на колесном ходу протяженностью 75 км, прошел вполне удовлетворительно. При этом, из-за отсутствия на ХПЗ пневматических шин, на испытываемый образец БТ-32 были частично установлены опорные (управляемые) катки от БТ-5 и от оригинала "Кристи" М1940 - вторая пара опорных катков.
07.11.1933 Машина участвовала в в параде, пройдя по маршруту ХПЗ-площадь Дзержинского-ХПЗ, суммарно, 15 км.
11.11.1933 При движении на гусеничном ходу на 2-й передаче, из-за низкой жесткости, сломалось ведущее колесо гусеничного хода.
Разрушение покрышек катков танка БТ-32 на испытаниях
Разрушение ведущего колеса танка БТ-32 на испытаниях
Страниц: 1