Оригинальное сообщение #746085 Без этих ссылок Вам никто не поверит, что эти фото взяты с "Кортика", а не являются результатом буйной деятельности доморощенного фотошопера.
А я и не сомневался... Да Бог с Вами. Это "Секрет Полишинеля"..
19 февраля 1878 г. в Сан-Стефано был подписан мирный договор, но Англия стала настойчиво требовать его пересмотра. В связи с угрозой военного конфликта, в Морском министерстве вернулись к идее крейсерской войны против Англии, намереваясь не только нанести ущерб британской морской торговле, но и отвлечь часть сил флота Владычицы Морей от Балтийского и Черноморского театров. В отличие от обстановки 1863 и 1876 гг., в составе Балтийского флота не было достаточного числа исправных крейсеров, способных действовать в океане. В заграничном плавании находилось небольшое число стацио-неров и несколько судов с учебной целью. Из Балтики не было возможности сразу отправить ни одного военного судна. Тогда была выдвинута идея - приобрести торговые суда в США, доставить туда команды, вооружить и подготовить их для крейсерской войны. Для изучения этой возможности и подготовки плана была создана специальная межведомственная комиссия, состав которой утвердил император Александр II.
Первоначально предполагалось закупить и вооружить 20 пароходов. Министр финансов обещал выделить на это необходимые средства, но затем число крейсеров пришлось сократить до двенадцати. Фактически же были выделены только три миллиона долларов, которых хватало на три-четыре судна. Покупку судов и организацию крейсерства поручили капитан-лейтенанту Л.П. Семечкину. Он был в Америке с эскадрой Лесовского, имел связи среди финансистов, промышленников и в правительственных кругах США. После представления соображений комиссии императору Александру II 27 марта 1878 г. приказал немедленно снарядить экспедиционную партию в США, начальником которой назначили капитан-лейтенанта К.К. Гриппенберга, который должен был подчиняться капитану 1 ранга Семечкину по прибытии в Америку.
На следующий день по приезде команд в Балтийский порт на рейд пришел германский пароход «Zimbria», зафрахтованный незадолго перед этим агентом русского правительства в Германии для неизвестных целей на несколько месяцев. Капитан Баденгаузен не знал истинной цели экспедиции.
Капитан-лейтенант Гриппенберг распорядился принятием груза и провианта на пароход, расписал как матросов, так и офицеров по фиктивным обязанностям (на корабле значились, например, буфетчики, столяры, садовники, хлебопеки и проч.) 1 апреля «Zimbria» вышла в море. Гриппенберг вскрыл пакет: «надлежало обогнуть северную Англию и затем идти в небольшой порт САШ - Сауф-Вест-Харбор, где оставаться впредь до нового приказания. «С утра до вечера темою разговора, как отдельных групп, так и всего общества только и служило, что будущее крейсерство... В каютах слышались самые восторженные речи и имя «Алабама» было у всех на устах. Когда государю доложили, пять дней спустя после сделанного им распоряжения, о том, что отряд уже находится на пути в Америку, то он даже изумился быстроте исполнения. Но что было всего удивительнее, это тщательное сохранение секрета об экспедиции».58
Когда таинственная «Zimbria» скрылась в просторах Атлантического океана, Семечкин с группой офицеров заканчивал план крейсерской войны. В течение десяти дней на большой карте северной Атлантики были нанесены основные пути торговых судов, проведены расчеты вероятности встречи на каждом в зависимости от времени года. Для наиболее оживленных маршрутов и точек их пересечения сосчитана вероятность захвата призов. Для пополнения запасов, ремонта механизмов и отдыха команд намечались 35 пунктов. В США велась подготовка крейсеров №№ 1, 2, 3, а в Балтийском море снаряжены фрегат «Князь Пожарский», корвет «Аскольд» и клипер «Джигит». Корвет и клипер из Кронштадта следуют в Берген в Норвегии, где при содействии консула запасаются углем и свежей провизией. Затем оба уходят и скрываются в Норвежских шхерах, оставив в городе надежного офицера, который должен сообщить о начале войны. Одновременно «Князь Пожарский» следует в Брест, принимает уголь и припасы и уходит в Виго.
Получив известие об объявлении войны, «Аскольд» и «Джигит» выходят из Норвежских шхер и направляются севернее Шетландских островов для крейсирования в заданных районах океана. Через 16 дней после «дня X» «Князь Пожарский», «Аскольд» и «Джигит» встречаются у острова Флориш (Азорские острова). На следующий день Х+1 из Филадельфии выходит пароход с углем и направляется на Флориш, где обеспечивает три русских крейсера. Крейсера № 1 и № 2 направляются в Виго, № 3 - в Ферроль. На острове Флориш сборный пункт - бухта Конта Кобейра на восточной стороне. Все уходят Х+20. «Князь Пожарский» - в Санта-Доминго, в порт Дофин, где его будет ожидать шхуна с углем. «Аскольд» и «Джигит» направляются на пути судов, следующих от мыса Доброй Надежды в Английский канал. Крейсера №№ 1,2,3 после крейсерства в день Х+50 должны собраться в архипелаге островов Зеленого Мыса, где их должны ожидать два судна с 3000 т угля. Этот план Се-мечкин доложил императору Александру II и после утверждения его отправился в Америку.
16 апреля «Zimbria» подошла к берегам Америки и на следующий день вошла в Сауф-Вест-Харбор -«чуть ли не наименьший из портов штата Мэн». Это был маленький дачный городок, не имевший промышленности, редко посещаемый судами. Внезапно на рейд пришел океанский пароход, и все население высыпало на берег. Начальник таможни на маленькой шлюпке подошел к борту, поднялся по трапу и увидел большое количество одинаково одетых и однообразно подстриженных пассажиров-мужчин примерно одного возраста. В практике начальника таможни ничего подобного не было. На его вопрос о пассажирах последовал ответ: «Мы эмигранты из России». Все документы оказались в полном порядке. Впоследствии Семечкин описывал последующие события так: «нескромная американская печать усердно принялась за всестороннее обсуждение вопроса о русском «крейсерстве». Через четыре дня по прибытии «Zimbria» в Америку, весь цивилизованный мир знал о том, что русские предприняли какую-то решительную меру, и Англия стало чутко и тревожно прислушиваться ко всему, что говорилось по этому поводу в новом свете». Пресса значительно преувеличивала реальные приготовления России к крейсерской войне. 26 апреля английская «Тайме» сообщила, что по Парижу прошло несколько отрядов переодетых русских матросов для отправления в Америку. Перед этим газеты писали, что граф Гриппенберг имел переговоры с руководителями восстания фениев. Ещё газеты сообщали, что английский консул в Вашингтоне делал попытку посетить «Zimbria», 3 мая военного агента также не пустили. 9 мая газеты сообщили о приготовлении к плаванию английских быстроходных судов, отсылке тяжелых орудий в разные колонии и отправке канонерок к берегам Америки.
26 апреля в Нью-Йорк на французском пароходе прибыли Л.П. Семечкин с женой и помощниками -лейтенантами А.Р. Родионовым, A.M. Хотинским и Корпуса корабельных инженеров поручиком Н.Е. Кутейниковым. Спустя три дня Семечкин с помощью филадельфийского банкира У. Баркера приобрел находившийся на стапеле верфи компании «В. Крамп и сыновья» в Филадельфии железный пароход «State of California». После двухнедельных телеграфных переговоров с заказчиком удалось перекупить пароход. Спустя неделю приобрели у торгового дома «В.П. Клайд и К°» (Филадельфия) железный пароход «Columbus», а спустя ещё неделю у торгового дома «Д. Е. Уорд и К°» (Нью-Йорк) за 335 тыс. долларов приобрели «Saratoga». H.E. Кутейников подготовил расчеты для обоснования задания на переоборудование, планы перепланировки внутренних помещений готовил лейтенант A.M. Хотинский. Все работы по переоборудованию сосредоточили на верфи Крампа, принимая во внимание, что там уже был опыт работы с русскими моряками: в 1877 г. выполнен ремонт по корпусу и машине клипера «Крейсер». Прямо из нью-йоркского отеля с заводом Крампа наладили бесперебойную телеграфную связь, и все возникавшие на верфи вопросы оперативно разрешались Н.Е. Кутейниковым и помощниками Семечкина. В сентябре в Филадельфию перешла «Zimbria».
Американские грузопассажирские суда отличались прочными палубами, обширными грузовыми трюмами и длинной рубкой для пассажиров на верхней палубе. При переоборудовании требовалось демонтировать рубку и полностью перепланировать внутреннее расположение. Крейсеры должны были иметь огромные запасы угля при минимальном расходовании его котлами, 6-месячные запасы провизии. Рангоут переделывался на трехмачтовый. 29 мая 1878 г. купленным пароходам присвоили наименования «Европа», «Азия» и «Африка» и зачислили в первый ранг. Впервые в русском флоте корабли отнесли к классу крейсеров, хотя в официальной классификации последние появились лишь в 1892 г.
Попытка снабдить крейсеры американскими пушками не удалась: посетив орудийный завод Паррота в Коулд-Спрингсе, Семечкин убедился в том, что «морская артиллерия находится в Соединенных Штатах в самом плачевном состоянии». К тому же правительство США, в целом благосклонное к русским морякам, в начале лета стало чинить препятствия вооружению крейсеров американской артиллерией. В Морском министерстве России признали более выгодным «в экономическом отношении», а также вследствие улучшившейся политической обстановки, не отправлять орудия в США, а вооружить корабли по приходе в Кронштадт. «Азия», «Европа» и «Африка» подняли Андреевские флаги в декабре 1878 г. Для вооружения четырех «американцев» и трех пароходов
Добровольного флота срочным порядком у фирмы Круппа купили 49 стальных нарезных орудий и 2 мортиры.59 В качестве же средств самообороны во время перехода в Америке приобрели 20 четырехствольных и шесть восьмиствольных картечниц системы Фаррингтона калибра 10,7 мм с боезапасом по 50000 патронов от русского варианта винтовки Бердана на каждую. Для установки картечниц на судах изготовили прочные тревоги с подъемными механизмами и боевые штыри по бортам. 16 сентября управляющий Морским министерством вице-адмирал С.С. Лесовский прислал шифрованную телеграмму с указанием прибыть в Кронштадт до ледостава. Команды переехали на свои корабли и, работая в авральном режиме и соревнуясь друг с другом, подготовили крейсера к плаванию.
Впоследствии Л.П. Семечкин писал, что хотя корабли построены «не в России, но должны называться, по всей справедливости, русскими, ибо, начиная от общего замысла и кончая последней мелочью, крейсеры эти созданы русскою мыслью и русскою морскою опытностью, которая оказалась на высоте порученной им задачи. Американцы были только исполнителями, зачастую неудачными, по недостатку практики в военном судостроении».60 Весть о покупке русскими трех пароходов, предназначавшихся для крейсерства на английских торговых путях, и о заказе четвертого вспомогательного крейсера, призванного «расстроить рыбные промыслы» у Ньюфаунленда и «задержать доставку хлопка» из США в Великобританию, была быстро разнесена американскими газетами и произвела впечатление в Лондоне. Угроза торговым интересам английской буржуазии ча-ставила дипломатов смягчить свои требования на Берлинском конгрессе летом 1878 г. В 1881 г. журнал «Морской сборник» писал о покупке четырех крейсеров в Америке и о создании Добровольного флота: «Эти приготовления в первые минуты вызвали в Англии веселое впечатление и послужили темою для сатирических листков; но по мере развития дела, и особенно когда получено было в Англии известие о прибытии в Америку парохода «Zimbria» с большим количеством русских моряков, настроение ее изменилось».
3 мая 1878 г. в Филадельфии на верфи Крампа в присутствии более 100 тысяч человек был спущен на воду пароход «State of California», заказанный для пароходного общества «Пасифик коаст стимшип ком-пани» (Сан-Франциско) по контракту за 365 тыс. долларов. Это судно считалось в то время лучшим в США по «тщательности и прочности» постройки (в любую погоду должно было поддерживать скорость 11,75 узла в течение 48 часов). Машину системы «компаунд» с вертикальными цилиндрами питали паром 6 цилиндрических котлов. Диаметр четырехлопастного винта - 4,88 м. Пароход был приобретен русским правительством за 400 тыс. долларов и переименован в крейсер «Европа».62 Длина по грузовой ватерлинии - 307, наибольшая ширина - 37, осадка носом 15, кормой -17 футов. Водоизмещение - 3160 т. Сила машины номинальная - 350, индикаторная - 3000 л.с. Наибольшая скорость хода - 13,6 узлов. Машина трехцилиндровая, корпус железный. Со строителями заключили договор о переоборудовании судна в шестинедельный срок по указаниям русских офицеров. В командование пароходом вступил капитан-лейтенант К.К. Гриппенберг. Для приспособления к военной службе в качестве крейсера пришлось переделать внутреннее устройство корпуса. Некоторые поперечные переборки передвинули, сняли две и поставили девять новых поперечных и две продольные. Смонтировали мощную водоотливную систему с десятью помпами. Помещения для офицеров и команды «устроено и расположено с возможным комфортом»: оборудованы крюйт-камеры, бомбовые погреба, помещение для провизии и воды на шесть месяцев, а также для судовых запасов и принадлежностей. Треть водоизмещения судна отдана для каменного угля, а угольные ямы были размещены таким образом, что могли вмещать запас угля в 1100 т, которого при скорости 13,5 узла должно быть достаточным на переход в 6000 миль, при 12 узлах - на 9500 миль, при 10 узлах - на 14 000 миль, а при малом ходе - на 100 и даже 120 суток плавания под парами. В качестве вспомогательного движителя установлен рангоут для плавания под парусами. Работы шли непрерывно: днем трудились 2000 и ночью - до 750 человек. Переоборудование стоило 269 081 доллар, а всего новый крейсер обошелся в 1 404 600 рублей.
В сентябре 1878 г. «Европа» вышла на испытания, на которых была достигнута скорость 13,65 узла. В начале декабря крейсер ушел из Америки и, несмотря на неблагоприятную погоду, сделал переход через океан во Францию за 12 дней со средней скоростью 11 узлов. В апреле благополучно прибыл в Кронштадт, где на нем была установлена артиллерия: на верхней палубе три 152-мм нарезных орудия на поворотных платформах и четыре 9-фунтовые пушки по бортам для салюта.63
В 1885 г. судно передано Добровольному флоту. Средствами Кронштадтского порта парусное вооружение барка заменили бриговым. Ижорский завод изготовил новые котлы. За работами по переоборудованию в «эмигрантское судно» назначили капитана Н. Е. Кутейникова. Общество Добровольного флота приобрело «Европу» за 800 тыс. рублей, переименовало ее в «Ярославль» и поставило на линию Одесса - Владивосток. Однако судно мало соответствовало своему новому назначению из-за малой грузоподъемности, и в марте 1890 г. за балансовую стоимость было возвращено Морскому министерству. В июне 1890 г.
Александр III распорядился передать «Ярославль» Черногорскому князю Николаю. Судно капитально отремонтировали, заменили деревянный настил верхней палубы. 30 ноября передано Черногории. По возвращении в 1895 г. зачислено в состав Балтийского флота под прежним названием - «Европа». С 1900 г. числилась учебным судном, в 1909 г. перечислена в класс транспортов и осенью 1910г. передана во 2-й дивизион Бригады подводных лодок в качестве плавбазы. В годы Первой мировой войны обеспечивала действия подводных лодок. С 28 декабря 1916 г. -блокшив № 10. В апреле 1918 г. - оставлена в Гельсингфорсе.
Вторым был приобретен пароход «Columbus» за 275 тыс. долларов. Спущен на воду на верфи Крампа в сентябре 1873 г. и с 1874 г. работал на линии между Нью-Йорком и Гаваной и считался одним из лучших пароходов. После покупки Семечкин посчитал его самым удобным для крейсерских целей из-за небольшой осадки, прекрасных обводов, напоминавших подводные образования русских корветов и клиперов. Но когда пароход был приведен в Филадельфию, потребовалось провести большой объем работ по переоборудованию: переделать все внутреннее расположение, демонтировать машину компаунд, заменить новыми все главные котлы. Вместимость угольных ям довели до 800 т, изготовили устройство для разобщения гребного винта с целью установки его в Кронштадте. В доке установили наружный киль для улучшения мореходных качеств под парусами. Стоимость работ по переоборудованию парохода в крейсер, получивший название «Азия», достигла 372 327 долларов, а всего, вместе с покупкой, 1 358 930 рублей.
Длина по грузовой ватерлинии - 82,35 м, наибольшая ширина - 10,7 м, углубление носом по чертежу -4,27 м, кормой - 5м. Водоизмещение - 2500 т, номинальная мощность - 200, индикаторная - 1200 л.с. Наибольшая скорость хода под парами на испытаниях 16-18 ноября составила 12,75 узла. Крейсер при полном запасе угля 760 т и суточном расходе от 20 до 23 т полным ходом мог идти 35 суток, малым - от 120 до 130 дней. Для экономии топлива при океанских плаваниях имелось клиперское парусное вооружение. Окончательно готов к половине ноября 1878 г., в начале декабря отправлен в Европу под командой капитан-лейтенанта Ф.К. Авелана64, сделал переход в бурную погоду за 12 дней со средней скоростью в 11 узлов. Летом 1879 г. он прибыл в Кронштадт, где на нем была поставлена артиллерия, как и на крейсере «Европа» (три 152, пять 107-мм, четыре 25,4-мм Пальмкранца, два 44,5 Энгстрема), с добавлением торпед Уайтхеда, а затем осенью того же года он направился по назначению в Тихий океан.
После установки на верхней палубе минного аппарата, 18 октября 1879 г. вышла из Кронштадта на дальний Восток. На переходе выяснилось, что крейсер плохо маневрирует под парусами. Из-за слабой машины при состоянии моря более 7 баллов почти не выгребала против волны. С 1 февраля 1892 г. - крейсер 2 ранга. В 1901 г. установили четыре новых паровых котла. Главную машину отремонтировали тремя годами раньше, её мощность возросла до 2700 л.с.
В марте 1906 г. «Азию» перечислили в посыльное судно, в августе 1911 г. исключили из списков и передали Комитету морских экскурсий, в октябре 1912г. под наименованием «Кавказ» - Русскому спасательному акционерному обществу и в следующем году - Лиге обновления флота. 11 сентября 1914 г. зачислили в состав Балтийского флота транспортом в Охрану водного района Биоркэ. Затем перевели в Учебно-минный отряд, вооружив двумя 47-мм орудиями. Весной 1916 г. начали установку двух трехтрубных торпедных аппаратов для обучения стрельбе торпедами. С мая 1918 г. в порту - на хранении, в сентябре 1923 г. судно передали для разборки на металл.
Пароход «Saratoga» приобретен за 335 тыс. долларов. Спущен на воду в мае 1877 г. на верфи компании «Джон Роч энд сан» в Честере на реке Делавэр, работал также на линии Нью-Йорк - Гавана. Отличался роскошной отделкой и считался очень хорошим грузопассажирским пароходом. Корпус прочной постройки, отличные мореходные качества. Приведен в Филадельфию и переоборудован, как и все остальные, на верфи Крампа. Длина - 284 фута, ширина -38, среднее углубление - 17, водоизмещение - 2900 т. Мощность машины компаунд номинальная - 290, индикаторная - 1500 л.с., четыре паровых котла. На испытаниях в начале декабря 1878 г. показал наибольшую скорость хода под парами - 13 узлов. Полный запас угля - около 100 т, трехмачтовый клиперский рангоут. Первый командир - капитан-лейтенант Е.И. Алексеев65.
Проект парохода «Saratoga» имел существенный недостаток для военного предназначения: крышки цилиндров машины возвышались на 0,91 м над верхней палубой. Для их защиты возвели толстый бруствер в виде комингса машинного светового люка. Как и на предыдущих кораблях, некоторые поперечные переборки передвинули и добавили новые, переделали грузовые люки и угольные ямы, оборудовали погреба боезапаса, крюйт- и брод-камеры, трюм для приема водяного балласта. Для установки грот-мачты дымовую трубу сдвинули в нос. Все переделки обошлись в 325 тыс. долларов, и в целом на «Африку» пришлось потратить 1384810 рублей.
29 декабря 1878 г. корабль вышел в Европу и по пути выдержал в океане сильный ураган, во время которого показал прекрасные мореходные качества. Летом 1879 г. он прибыл в Кронштадт, где была установлена артиллерия: пять 152-мм, четыре 107-мм пушки, четыре 25,4-мм картечницы Пальмкранца, впереди заднего мостика поставили два минных аппарата. С 1 февраля 1892 г. - крейсер 2 ранга. Зимой 1891-1892 гг. установили новые котлы. В марте 1906 г. «Африку» перечислили в учебное судно. «Африка» с октября 1918 г. находилась на долговременном хранении, в сентябре 1920 г. ее передали Всевобучу, но в декабре возвратили в Морские силы Балтийского моря, где использовали как транспорт, посыльное судно и плавучий артиллерийский склад. В конце сентября 1923 г. продали Германии на металлолом.
После приобретения в США в мае 1878 г. трех грузопассажирских судов, капитан-лейтенант Семечкин занялся поисками парохода под четвертый крейсер, задавшись исключительным условием - «громадным ходом» (15-16 узлов), а также малым углублением. Кораблю ставилась специальная, но крайне важная задача: действовать у о. Ньюфаундленд и берегов Канады, где за год проходило до 30000 судов под британским флагом (преимущественно рыболовных), и в Вест-Индии, препятствуя вывозу хлопка из Мексиканского залива в Англию. «Главная сила нового крейсера, по мнению Семечкина, заключалась в его быстроходности и неуловимости: от встреч с неприятелем следовало уклоняться, сосредоточившись на разрушении торговли. Его можно было использовать в качестве форзейля (разведчик при эскадре) и посыльного судна, а в мирное время - стационера. Потеряв надежду найти 16-узловое судно и памятуя по опыту переоборудования о чрезвычайной сложности, Семечкин принял решение построить корабль в США. ТТЗ разработали помощники -лейтенанты А.К. Гриппенберг (скончался 24 июня 1878 г.) и А.Р. Родионов, затем капитан-лейтенант Л.Н. Ломен. Предусматривалась скорость под парами не менее 15 и под парусами - 13 уз. Экипаж - не более 100 человек, возможно больший запас угля и экономичные котлы.
Приглашенные для консультаций и участия в конкурсе видные американские кораблестроители пришли к единодушному мнению о размерениях и конструкции. Проекты представили Вильям Крамп, нью-йоркцы Вильям Уэбб и Полион и группа бостонских кораблестроителей. Напряженная международная обстановка после подписания Берлинского трактата (1 июля 1878 г.), известия о создании Добровольного флота и покупка для него в Гамбурге четырех пароходов крейсеров вынудили Семечкина форсировать мероприятия по созданию «активной обороны в океане». После переоборудования трех пароходов оставались денежные средства, но пожар на Балтийском заводе задержал готовность строящихся там клиперов. В случае начала военных действий крейсер нанес бы британской морской торговле огромный ущерб и окупился за несколько недель. Проекту Крампа отдали предпочтение из-за того, что в нем гарантировалась скорость в 15 узлов. За три недели чертежи разработал сын В. Крампа - Чарльз. 220 футов длины, 30 ширины, 12 среднего углубления и 1200 т водоизмещения. За лишнее углубление сверх 3,5 дюймов назначен штраф пропорционально увеличившемуся углублению; контрактная скорость - 15 узлов, за меньшую скорость - штраф, срок постройки -4 месяца и за каждый просроченный день - тоже штраф. 1 июля 1878 г. началась постройка крейсера, которая шла очень быстро. Фактическая закладка корабля состоялась 1 июля, официальная - 22-го. Официальным заказчиком крейсера было подставное лицо - филадельфийский банкир Уортон Баркер. Наблюдающим за постройкой и первым командиром стал капитан-лейтенант Л.Н. Ломен. 11 июля с В. Крампом заключили контракт на общую сумму 275 тыс. долларов. Срок готовности - 1 ноября 1878 г. После подписания контракта Семечкин получил указание из Петербурга, за недостатком кредита, больше судов в США не заказывать, а образовавшийся перерасход в 85 тыс. долларов покрыть, сэкономив на вооружении и других статьях расходов. Постройка осуществлялась под непосредственным наблюдением и руководством корпуса корабельных инженеров поручика Н.Е. Кутейникова и велась днем и ночью. «Забияка» заложен 1 июля 1878 г. и 9 октября спущен на воду, а через 4 месяца и 18 дней испытан в пробном плавании.
Во время постройки крейсер иногда называли «Австралия», затем «Америка» и с 12 октября - «Забияка». 25 октября 1878 г. зачислили в списки флота в класс крейсеров. Корабельные орудия в начале января 1879 г. «без особой огласки» доставили из Кронштадта в Филадельфию. Суровая зима не позволила продолжать успешно начатые в декабре испытания механизмов, и только после ледохода 22 февраля 1879 г. состоялись пробные 6-часовые испытания. Скорость по лагу временами достигала 15,5 узлов при мощности 1433 л.с. Затем начали установку орудий, прием боезапаса и угля. Водоизмещение возросло до 1202 т. 16 апреля 1878 г. максимальная скорость при полном водоизмещении в 1230 т и углублении на 9 дюймов больше контрактного составила 14,5 узла, средняя мощность - 1464 л.с., хотя максимальная -1557. Запас угля в 320 т при наибольшем суточном расходе в 22 т, обеспечивал 15 дней полного и 25 дней половинного хода под парами. «Забияка» стал одним из самых быстроходных крейсеров своего времени, он обладал прекрасными мореходными качествами и тем не менее, при расчетах с заказчиком, Крампам пришлось заплатить за просрочку при постройке 63 тысячи, за переуглубление - 60 тысяч и «за недостачу хода» - 35 тысяч долларов штрафа.66 Окончательная стоимость с переделками, установкой артиллерии, со всеми запасами и снабжением составила 167662 доллара. Таким образом, в истории Российского флота, пожалуй, он стал самым дешевым кораблем, построенным за рубежом.
25 мая 1879 г. вышел из Филадельфии и в открытом море спустил американский и поднял Андреевский флаг. Переход через Тихий океан до Гавра был сделан со средней скоростью в 13,7 узла. В Ла-Манше с «Забиякой» столкнулся пароход «Lord Byron» и снес ему почти всю корму, но, несмотря на столь сильный удар в корпус, на нем не подалась ни одна заклепка, и он сам вошел в Темзу для исправлений, для которых потребовалось 2 месяца. 5 августа крейсер благополучно прибыл в Кронштадт, сделав переход от Копенгагена со скоростью 13,5 узлов, и затем сопровождал наследника цесаревича в путешествии в Стокгольм, Копенгаген и обратно. Зимой 1879-80 г. на палубе расположили торпедный аппарат, по бортам шесты для мин, вооружили минами заграждения. Артиллерийское вооружение в это время состояло из двух 152, четырех 107-мм орудий, четырех 25,4-мм картечниц и одной 3-фунтовой горной пушки.
1 июня крейсер ушел из Кронштадта в Тихий океан для присоединения к эскадре вице-адмирала С.С. Лесовского, прибыв к месту назначения со скоростью, «небывалой» для русских судов. В Кронштадт возвратился 22 мая 1883 г. В 1885 г. зачислили в отряд Средиземного моря, а в 1888-1889 гг. Он нес службу стационера в Пирее. В 1886 г. поставили новые котлы, изготовленные на Кронштадтском пароходном заводе. В 1891-1892 гг. - снова в Средиземном море, затем ушел в Тихий океан. В 1898-1899 гг. прошел капитальный ремонт во Владивостокском порту. Установлены котлы, изготовленные на Балтийском заводе. Артиллерийское вооружение в это время состояло из четырех 107-мм, шести 47-мм и шести 37-мм пушек, а также десантного орудия Барановского. Крейсер участвовал в боевых действиях во время восстания ихэтуаней в Китае в 1900 г. В декабре 1902 г. «Забияка» перечислен из Балтийского флота в Сибирскую флотилию. Во время начала русско-японской войны находился в Порт-Артуре, 15 апреля 1904 г. окончил кампанию и был разоружен. 12 октября получил три попадания японских снарядов и затонул. 19 декабря 1904 г. перед сдачей крепости был подорван корпус.
О четырех новых русских крейсерах, построенных за границей, отмечалось: «хотя суда эти и были построены в Америке, но превращены в военные крейсеры трудами русских моряков, причем американская техника соединилась так удачно с русским военно-морским знанием. Русский флот приобрел в них прекрасные суда для крейсерской службы. За ними есть лишь один недостаток, заключающийся в том, что как железные, не обшитые деревом суда, они будут требовать для сохранения быстроты своего хода частого ввода в док для окраски подводной части».67
В 1879 г. для усиления эскадры в Тихом океане направляется отряд контр-адмирала А.Б. Асланбегова.68 «Минин», «Азия», клипера «Разбойник» и «Наездник» вышли из Кронштадта, фрегат «Князь Пожарский», находившийся в Средиземном море, вышел из Пирея и прошел через Суэцкий канал. В октябре 1879 г. эти крейсера прибыли во Владивосток. В Тихом океане к отряду присоединился крейсер «Африка».
В это время в других флотах также велась постройка крейсеров: тип «Iris» - в Англии, «Duquesne», «Tourville», «Duge-Truenne» - во Франции, «Ziten» - в Германии, «Rapid» - в Италии. Постройка их не носит характера систематичности. Но уже с 1878 г. в Англии спускается целая серия крейсеров типа «Cleopatra», и можно считать, что с этого момента крейсер вступает в жизнь. Правда, крейсера в первый период их развития имели скорость 16 узлов, а защита артиллерии почти отсутствовала. В.Я. Крестьянинов.