Вы не зашли.
Тема закрыта
Уважаемый, Мирослав Эдуардович.
Прошу сообщить где можно найти координаты немецких районов №2653 и №2681 в Черном море по состоянию на декабрь 1943 г.
С уважением,
С.Шевченко
В каком контексте возник этот вопрос? Можно взглянуть на исходный текст немецкого документа?
Мирослав Эдуардович, ответил в личку.
Уважаемый, Мирослав Эдуардович, простите что влезаю, но не проводили ли Вы или не в курсе ли Вы соответствующих поисков по ледоколу Степан Макаров? Все таки не маленький корабль и так растворился в неизвестности.
С уважением.
Я им специально не занимался. В свое время слышал от К.Б. Стрельбицкого, что судно погибло на нашем минном поле у Севастополя и, якобы даже, кто-то (типа приемные центры на плавбазах ПЛ) приняли СОС с него.
Спасибо!
Уважаемый, Мирослав Эдуардович!
Мой родной дядя Орешкин Алексей Гаврилович, 1918 года рождения, старший лейтенант мед.службы подводной лодки Л-4 ЧФ погиб при высадке десанта в районе г.Керчь 10.01.44 г. Погибший дядя был еще молодым человеком и не успел создать свою семью, но его мать ,моя бабушка, (отец его погиб еще в 1941 году), а также его родные брат и сестры всегда хранили о нем самую светлую и добрую память. Однако, в связи с недавно открытием на сайте Министерства обороны базы данных об участниках ВОВ, мы узнали, что он приказом Командующего ЧФ №01066 от 12.10.43 г. был разжалован в рядовые и направлен в 588 Отдельный штрафной взвод ЧФ сроком на 3 месяца, в котором, как я написал уже выше, погиб 10.01.1944 г.
Как узнать почему дядю разжаловали в рядовые и направили в 588 ОШВ. Мне известно, что документы по этому вопросу ( материалы ЧП, донесения политотделов и тп.)хранятся в Филиале Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архиве Военно-морского флота в Гатчине, но попытки получить их приводят к отказам, как установить истину? С уважением, Юрий.
Увы, такого рода справок Гатчинский архив не дает даже родственникам. Можно попробовать обратиться в Главную военную прокуратуру http://gvp.gov.ru/recept/ Ее документы в Гатчине не хранятся.
PS
Возможно Вы подумали, что я хочу детально разобраться в этом деле, но мне хотелось бы просто знать - за что. Разве этой фразы нет в приказе Ком ЧФ или донесениях политотдела и тп.?
Y1228 написал:
#1197408
Возможно Вы подумали, что я хочу детально разобраться в этом деле, но мне хотелось бы просто знать - за что.
Не вижу никакого криминала в Вашем желании разобраться в этом вопросе.
Y1228 написал:
#1197408
Разве этой фразы нет в приказе Ком ЧФ или донесениях политотдела и тп.?
В приказе командующего ЧФ по личному составу, если такой найти, будет только общая формулировка типа "за грубое нарушение воинской дисциплины". Политдонесения по бригаде ПЛ ЧФ я в свое время просматривал и все, что было интересно касательно боевых походов - выписывал. Также если были групповые нарушения ВД среди экипажей. В моих записях по Л-4 за этот период ничего нет. Вероятно нарушение было индивидуальным и не попало в политдонесения.
По опыту могу сказать, что наиболее характерным видом нарушений, за которые несли ответственность мед. работники на ПЛ - хищение спирта или продуктов, но в данном конкретном случае я ничего не утверждаю.
Уважаемый, Мирослав Эдуардович,
Вы бы не могли прокомментировать это сообщение?
https://olt-z-s.livejournal.com/291888.html
Да, прокомментировать можно.
Во-первых, это не об адмирале Октябрьском, а о ЧФ, так как его представлял Дениц. Из контекста ясно, что Дениц не знал, что у нас морская авиация это часть флота и, следовательно, противопоставлять советские ВМС и ВВС, действовавшие над ЧМ, бессмысленно. По той же причине он ничего не написал про люфтваффе. Получилось, что ЧФ испугался румынского флота, 6 немецких ПЛ и флотилии ТКА. Адмиралу должно быть стыдно так передергивать. Про подлодки ЧФ он вообще не пишет так, словно для немцев их наличие не было фактором, серьезно влиявшим на обстановку, а это полностью противоречит немецким же документам. Дениц стал главкомом в начале 1943 г. и до этого момента, насколько мне известно, практически не интересовался действиями на Черноморском ТВД. Когда он стал главкомом, командующим ЧФ был Владимирский, а Октябрьский вернулся на эту должность лишь в марте 44-го (фактически вступил в командование в начале апреля). Это нужно иметь в виду, когда пытаешься проводит такие параллели (Дениц об Октябрьском).
Во-вторых, бросается в глаза то, что весь этот текст Дениц писал по памяти без сверки с документами, в результате чего большинство дат оказались перепутаны - Крым отрезан с суши не в феврале и марте 44-го, а в октябре 43-го, эвакуация остатков 17-й армии из Крыма была в апреле - мае 44-го, а не в июне и т.д. Я бы не стал уделять серьезного внимания материалам написанным исключительно по памяти. В конце-концов это же не мемуары о том, что происходило с ним лично, а воспоминания об оценке обстановки.
В-третьих, обстановка на конец 43-го - начало 44-го годов, когда Деницу впервые пришлось серьезно ознакомится с обстановкой на ЧМ в связи с необходимостью снабжать 17-й армию в Крыму, и обстановка на начало ВОВ была совершенно разной. Если приминительно к началу войны можно говорить о "подавляющем превосходстве" русских, то к началу 1944 г. уже нет. У нас в строю оставались ЭМ "Бойкий", "Сообразительный", два "новика" (да и они наверняка не были на 100% боеготовы), чего могло с трудом хватить на эскортирование одного из оставшихся крейсеров. В теории такое соединение могло бы нанести потери или даже разгромить один из конвоев, но лишь в теории. Немцы тщательно отслеживали все перемещения крупных кораблей ЧФ и держали в кулаке 1-ю флотилию ТКА и группу торпедоносцев на румынских аэродромах. Я не говорю про три немецкие ПЛ на позициях у кавказского побережья и прекрасную службу радиоразведки, а также регулярные полеты разведчиков в т.ч. и оснащенных РЛС в ночное время). Наконец, у румын тоже было четыре ЭМ, из которых как минимум три на тот момент были в строю. Скрытность выхода вряд ли была достигнута, а без этого рассчитывать на то, чтобы застать конвой врасплох не приходилось. В лучшем случае ушли бы с пустыми руками, в худшем могло бы повториться 6 октября. Но главное в другом: экстраполировать подавляющее превосходство 1941 г. на 1944 г. абсолютно неверно да и вообще попахивает на сознательное искажение фактов.
В-четвертых, относительно фразы про начало войны "превосходство русских на море было совершенно неэффективным". Вот перевод немецкого документа (пер. И. Борисенко):
РВМ Берлин, 4 марта 1941
1./SKL Iop, 254/41 СС ТДК
Для OKH - генштаба сухопутных войск
Тема: операция «Барбаросса»
Предыдущее сообщение: оперотдел генштаба (I N) т/тп 309/41 СС ТДК от 1.3.41
I) Как уже было высказано между делом при совещании начальника генштаба во время совещания с начальником штаба РВМ, РВМ не может гарантировать проводку хоть как-то защищенного снабжения для наступающих из Румынии войск в направлении устье Дуная - Одесса.
II) Для констатации этого РВМ определило следующие основания:
1) Прибрежный маршрут от устья Дуная до Одессы длиной более 100 миль, соответствует примерно отрезку между Гавром и Дюнкерком. Транспорты, и прежде всего меньше из них, подходящие для каботажного судоходства тратят на него - с оглядкой на навигационные трудности и, возможно, другие задержки как минимум 15, а вероятно и примерно 20 часов.
2) Одесса и Севастополь, а также Очаков и Николаев - главные ВМБ советского Черноморского флота. Среднее удалении от Севастополя и Очакова используемого каботажного маршрута составляет 140-150 миль, что для легких кораблей составит 6-7 ч [ходу].
Такими кораблями советские ВМС обладают на Черном море в подавляющих количествах в форме 5 КРЛ, 20 ЭМ (из них 15 современных) и 6 ММ.
3) 10-м линия вдоль используемого каботажного маршрута находится в среднем на удалении 2-5 миль от берега, затем глубины постепенно увеличиваются в сторону моря. Это обстоятельство облегчает противнику эффективное минирование каботажного маршрута, в качестве минных носителей могут выступать те же самые легкий корабли, также под вопросом часть из 42 ПЛ советского черноморского подводного флота.
4) артиллерийское прикрытие каботажного маршрута в связи с длиной пути и отсутствием вместительных промежуточных портов потребует чрезмерных затрат. Кроме того, на основании изучения карт установка артиллерии будет сильно осложняться частичным заболачиванием берега и большим количеством лиманов.
5) атаке на каботажный морской маршрут обозначенных в п. 3 советских кораблей противопоставить практически нечего, также нет достаточных для конвоирования в Черном море сил. Из состава румынских ВМС на ум приходят только 4 ЭМ, которые, однако, в смысле состояния подготовки личного состава вряд ли могут считаться боеготовыми. Даже не принимая во внимание это ограничение, их применение для оборонительного охранения конвоев выглядит неправильным в свете советского превосходства - оно быстро приведет к их уничтожению, в то время, как их наступательное применение, прежде всего в качестве носителей мин, против советских баз во внезапных вылазках, хотя бы дает какие-то шансы на успех.
6) для дальнейшей оценки значения путей снабжения вдоль берега следует принять во внимание погодные условия. Они характеризуются здесь внезапными резкими переменами погоды, с быстро развивающимися жестокими штормами, отчего происходят широко известные потери рыбаков и каботажников в течение всего года. Эти обстоятельства затрудняют применение немореходных транспортных средств (паромов Херберта и СС) и остальных малых судов большим риском, причем с другой стороны эти плавсредства подходят из-за своей малой осадки.
Применение больших судов выталкивает судоходство в море, на большие глубины, в области более опасные в военном отношении.
III) в сумме сказанного в п. II получается, что при близости и фланкирующем положении советских главных баз для легких сил и ПЛ (Севастополь и Очаков), слабости наших сил и особенностей используемых каботажных маршрутов использование этой линии снабжения ставится под вопрос только тогда, когда советский ЧФ будет в основном выключен из игры.
Когда это положение будет достигнуто, зависит от действий наших боевых средств, прежде всего воздушных, от влияния и быстроты наступления сухопутных войск и, вполне возможно, также от развития внутреннего состояния советских ВМС. В любом случае РВМ держится обозначенного в п. I мнения и должно подчеркнуть для генштаба сухопутных войск, что он пока не должен рассчитывать на морские линии снабжения.
Как известно, хождение конвоев в этом направлении началось лишь в конце ноября - начале декабря 1941 г. т.е. уже в условиях осады Севастополя. Это что, не результат эффективного превосходства русских на море, когда вермахт не мог получать необходимое снабжение морским путем, о чем в условиях наших дорог мечтал изначально?
В общем, написать можно было бы еще много, да, собственно, оно уже и написано и опубликовано:
https://profilib.com/kniga/16461/mirosl … oevykh.php
Надеюсь, гораздо объективней, чем у Деница
З.Ы. Почитал обсуждение, увидел мысль, дескать, кригсмарине на ЧМ успешно выполнял все поставленные перед ним задачи. Ага, так и было. Если видел, что задачу выполнить не может - просто отказывался брать ее на баланс, как в вышеприведенном примере. Если бы подобными правами обладал бы Октябрьский, не было бы ни обороны Одессы, Севастополя, ни КФДО и прочих десантов, а значит и связанных со всем этим потерь.
Мирослав Эдуардович, 2 вопроса
1) когда закончится оцифровка документов ЦАМО?
В выложенных документах не всегда видна логика работы компании «ЭЛАР», например есть фонд – опись; оцифрованы дела, но а) не все) б) оцифровываются бессистемно, например есть 29-31 и 33 и выше номера дел, а нужного мне 32 – нет (а дело существует и рассекречено; ссылки на него есть в печатных работах российских историков);
2) имеются ли какие-то ограничения/препятствия для работы в ЦАМО граждан Украины?
Вальчук Игорь написал:
#1201721
1) когда закончится оцифровка документов ЦАМО?
Не знаю.
Вальчук Игорь написал:
#1201721
В выложенных документах не всегда видна логика работы компании «ЭЛАР», например есть фонд – опись; оцифрованы дела, но а) не все) б) оцифровываются бессистемно, например есть 29-31 и 33 и выше номера дел, а нужного мне 32 – нет (а дело существует и рассекречено; ссылки на него есть в печатных работах российских историков);
Ошибки сканировщиков, которые своевременно никто не отследил.
Вальчук Игорь написал:
#1201721
2) имеются ли какие-то ограничения/препятствия для работы в ЦАМО граждан Украины?
Рекомендую Вам связаться с ними через контакты здесь: http://archive.mil.ru/archival_service/ … istory.htm
и задать все имеющиеся у Вас вопросы.
Botik Petra Velikogo написал:
#1201718
Да, прокомментировать можно.
Спасибо!
Botik Petra Velikogo написал:
#1201718
и прекрасную службу радиоразведки,
Могу я уточнить этот момент? Мне попадалась инфа что немцы считали определяющим признаком выхода в море БНК ЧФ(эсминцы, крейсера) резкое усиление радиобмена между командными структурами ЧФ. Это так? Если это так, то что у нас не догадывались что это срывает возможность обеспечить тактическую внезапность?
Все у нас знали, но фактически даже нарушали радиомолчание кораблей после выхода в море. Небольшие фрагменты из упомянутой выше нашей с Андреем работы из главы про 1943 г.:
...4 - 5 июня, корабли эскадры – крейсер «Красный Кавказ» и четыре эсминца – выходили в море с демонстрационными целями до мыса Пицунда, после чего вернулись в Батуми. Противник на этот выход никак внешне не отреагировал, что дало основание считать, что его воздушная мощь канула в лету. Фактически же выход наших кораблей был вечером 4-го обнаружен немецкой радиоразведкой, но поскольку к утру следующего дня они уже вернулись в пункт базирования, что немцы также установили по радиоперехвату, никаких попыток нанести удар не предпринималось...
... В течение кампании лишь один раз предпринималась операция по нарушению коммуникаций противника в западной части моря силами надводных кораблей. Речь идет о попытке отряда в составе трех эсминцев выставить 150 мин у мыса Калиакра в ночь на 29 августа. Еще утром 28-го отряд, находившийся в центре Черного моря, был обнаружен немецкими самолетами-разведчиками, один из которых безуспешно атаковал эсминцы. Этого стало достаточно для прекращения операции и отзыва наших сил в базу.
... В конце сентября, в связи с началом массовой эвакуации противника с Таманского полуострова командующий ЧФ вице-адмирал Владимирский решил, что сложились исключительно благоприятные условия для нападения на конвои Керчь – Феодосия – Ялта. Его замысел заключался во внезапном появлении наших кораблей на коммуникации в предрассветные часы, когда противник уже считал себя в безопасности от нападения наших кораблей. Отход в базу должен был осуществляться в течение первой половины дня под прикрытием дальних истребителей Р-40. При этом учитывались данные разведки, докладывавшей об отсутствии немецких бомбардировочных соединений в Крыму.
Первый выход силами трех эсминцев в ночь на 30 сентября не обеспечивался воздушной разведкой и потому не имел результатов. Интересно отметить, что и корабли не были обнаружены с берега противником, что заставляет предположить, что близко к нему они не подходили. Отход в базу прошел без осложнений, поскольку, не имея предварительных данных о выходе эсминцев, немцы разведки на маршруте отхода не организовывали. Радиомолчание было нарушено уже когда отряд находился у побережья Кавказа и шел в Батуми. А вот при проведении следующего похода неудачи начали преследовать нашу сторону с самого начала.
Во-первых, отряд в составе лидера «Харьков» и двух эсминцев был обнаружен немецкой воздушной разведкой утром 4 октября, спустя несколько часов после прихода в Туапсе. Для Адмирала Черного моря это стало поводом усилить бдительность. Тем не менее, он не стал отменять запланированный конвой Керчь – Феодосия (семь буксиров, четыре лихтера, паром Зибеля, 20 рыболовных катеров в охранении трех БДБ), который вышел в море в 16.45 (здесь и далее хронометраж событий дается по московскому времени) 5 октября. Двигаясь с 5-узловой скоростью, караван не успевал укрыться в порту, если бы поступило сообщение о выходе советских кораблей.
В 21.15 5 октября выход советского отряда из Туапсе был зафиксирован немецкой радиоразведкой. В советских документах отсутствуют признания в нарушении радиомолчания, но дальнейшие действия противника свидетельствуют, что он руководствовался вовсе не интуицией. В 21.55 немецкий командующий приказал развернуть в 5 милях мористее конвоя отряд в составе трех торпедных катеров, переразвернул две подлодки (одну к Туапсе, другую от южного берега Крыма послал навстречу советскому отряду). Кроме того, командование люфтваффе организовало ночной поиск самолетами-разведчиками, которые вскоре обнаружили наши корабли (они к тому моменту разделились – «Харьков» должен был произвести поиск у Ялты, эсминцы – у Феодосии) и установили за ними постоянное наблюдение. О потере скрытности около 2 часов ночи доложил командир «Харькова», а чуть позже – командир отряда. Постоянное наблюдение позволило немцам своевременно объявить тревогу по всему побережью и навести торпедные катера на группу эсминцев. Результат был закономерен. Лидер, под огнем батарей, выпустил 104 снаряда по Ялте, в результате чего было повреждено несколько домов и имелись потери среди гражданского населения. Эсминцы отказались от обстрела, поскольку с 05.30 до 05.55 вынуждены были вести бой со «шнелльботами». Непосредственно сам бой сложился для немцев неудачно – катера были обнаружены до атаки, все их торпеды прошли мимо, а один из атаковавших получил попадание 45-мм снаряда. Тем не менее, главную свою задачу они выполнили – после боя командир нашего отряда не помышлял ни о чем, кроме отхода. Когда в 06.30 6 октября под берегом были обнаружены две БДБ, несомненно, принадлежавших к керченскому конвою, эсминцы ограничились парой залпов в их направлении (немцами не замечены), поскольку не успевали в точку рандеву с «Харьковом». Дальнейшее многократно описано в исторической литературе новейшего периода: четыре последовательных, с трехчасовыми интервалами удара одной и той же группы немецких пикирующих бомбардировщиков, в результате которых были потоплены все три корабля, безуспешные попытки прикрыть отряд нашей авиацией, совершившей с этой целью 96 самолето-вылетов. ...
Спасибо.
Мирослав Эдуардович, не подскажите - какая цифра была у М-122 в звезде на начало мая 1943г?
Спасибо!
Должно было быть три звезды (последний поход был признан успешным, хотя и с формулировкой, что результат атаки требует подтверждения разведкой).
Мирослав Эдуардович, не подскажите по черноморским "щукам" V-бис серии - на лето 1943 год рейлинг на площадке кормового орудия был лишь у Щ-201 или и у Щ-203? А Щ-202 так и осталась без него до июня 1944г?
Заранее спасибо!
Как я понял с 1943 г. и Щ-201 и Щ-202 имели рейлинг на кормовой площадке. Про Щ-203 точно не известно, но по идее тоже должна была, поскольку прошла схожий по объему ремонт в то же время на том же предприятии.
Мирослав Эдуардович, Если только вы в курсе. ибо вопрос по идее не прямо касается ВОВ, подскажите пожалуйста как была организована боевая подготовка на флотах в период 1925-1940 гг. Или если есть возможность подскажите где это искать в подробностях..
Тема закрыта