Сейчас на борту: 
savera,
Буйный
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#26 16.06.2017 17:25:36

han-solo
Гость




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

1

Botik Petra Velikogo написал:

#1162490
Мы привыкли к антенным минам с электрическими антеннами. Немцы такие применяли редко, гораздо чаще с трубкой КА, которая является по сути противотральным устройством, но в работах Киреева часто прописывалась как механическая антенна. Часть мин ставилась вообще без каких-либо антенн и считались противолодочными только в силу большого заглубления.

Понятно, поищу, потому что совсем не нашёл информации по минам

Botik Petra Velikogo написал:

#1162911
мин UMA без каких-либо антенн и выставленных с углубление 5 и 10 метров.
Щ-406 погибла на линии "Зееигель-13", выставленной еще в июле 1942 г. В ней было 120 мин ЕМВ с углублением 20 и 25 метров и 410 UMA  с

этих типов, хочу вникнуть в конструкцию и как они работали.

mikkoi написал:

#1171943
Скажите, при контакте с корпусом лодки, могло ли свинцовые колпаки сплющить, или их только загибало?

Могло, всё зависит от того, как происходил контакт мины и корпуса корабля, колпак взрывателя мягкий. Меня и смутило следующее:

mikkoi написал:

#1170336
В итоге мина, подцепленная по правому борту, коснулась лодки, но дала осечку и не взорвалась.

Мину подтягивало минрепом и потоком воды к лодке и скорее всего она ударилась несколькими колпаками, сомнительно, что все они дали осецку, хотя конечно мог быть дефект внутри, например детонатор заряда не сработал.

mikkoi написал:

#1171943
Далее, если следовать Вашей версии, взрывная волна дезактивировала мину, которую лодка только что сбросила с правого руля, и мина утонула отброшенная назад против хода лодки, либо взрывной волной, либо просто встречным подводным течением. В итоге сейчас эта неразорвавшаяся мина лежит под бортом лодки, но в 15-20м за якорем, против хода движения лодки. То есть мина упала на дно утонув после потери герметичности.

Да, я это и имел ввиду. Кстати есть тонкости обтекания взрывной волной различных объектов, довольно хорошо изучены особенности воздействия на торпеды и мины, это хорошо описано и в учебниках и более серьёзных книгах. Мина- хорошо обтекаемое тело и взрывная волна очень хорошо её охватывает и давит со всех сторон. Тоесть колпачки мины могли быть сплющены взрывной волной , хоть и находились на разных точках поверхности.

#27 21.07.2017 15:48:24

mikkoi
Участник форума
Откуда: Финляндия
Сообщений: 134




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

3

Летние разъезды не позволили оперативно выкладывать обновления по теме найденных лодок, хотя особо активные могли все наблюдать на сайте команды и странице в Фейсбуке.

Исправляюсь и выкладываю видео сделанные Иваном Боровиковым.

Краткий видео отчет по Щ-320:
https://vimeo.com/223968700

Краткий видео отчет по Щ-406:
https://vimeo.com/220139825

Еще для ценителей, фотограммометрический вид разрушенной рубки Щ-320.
На основе таких вот кусков будут собраны 3D модели обоих лодок, и наконец можно будет приблизиться к максимальной достоверности модели, уйдя от "автор так увидел".
http://s009.radikal.ru/i310/1707/f5/81689bf69626t.jpg

Такая-же картинка боевых повреждений от мины на Щ-320.
http://s011.radikal.ru/i316/1707/67/2c619fdae16bt.jpg

И вид той самой мины, которую лодка смогла с себя сбросить.
http://s018.radikal.ru/i525/1707/de/2c8b33b0eb12t.jpg
Что уважаемые коллеги могут сказать с смятых колпаках

#28 21.07.2017 23:22:26

han-solo
Гость




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

mikkoi написал:

#1188063
Что уважаемые коллеги могут сказать с смятых колпаках

Имхо  колпачки равномерно смяло взрывом.

#29 09.08.2017 14:09:49

LEXX13
Гость




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

han-solo написал:

#1170508
Судя по расстоянию от мины до лодки, есть у менятакая версия: лодка правым рулём зацепила минреп и пыталась уклониться, но подхватила вторую мину рулём левого борта. При взрыве расстояние было большим, произошло сминание взрывателей второй мины и потеря герметичности её корпуса. Минреп оборвало, но она утонула почти сразу. ИМХО

mikkoi написал:

#1171943
Да, версия интересная. Я по неграмотности, версию о том, что не взорвавшаяся мина могла быть повреждена взрывом той мины, которая потопила лодку, не рассматривал. Чуть позже надо будет изучить видеосъемки мины. Но по фото и воспоминаниям, "рога" на видимой части мины, сплющены, и прижаты к корпусу мины. Скажите, при контакте с корпусом лодки, могло ли свинцовые колпаки сплющить, или их только загибало?

Но вот по поводу зацепов, по взаимному расположения якорей, мин и корпуса лодки, а так-же направления ее движения и положению руля направления, очевидно, что вначале лодка подцепила минреп левым рулем, так-как якорь лежит под самым бортом лодки, на расстоянии около 35м от места взрыва, что соответствует длине минрепа, который должен был быть у мины, с учетом глубины моря и глубины постановки. Самое интересное, что похоже экипаж не заметил этого зацепа. Но в процессе движения вперед и непроизвольного подтягивания левой мины, была подцеплена мина правым рулем. И вот этот зацеп экипаж заметил и стал скидывать минреп с правого руля поворотом налево. Лодке удалось скинуть минреп, так-как якорь мины по правому борту находится метрах в 7 за носовым рулем. Однако описывая циркуляцию налево и скидывая мину с правого руля, палубу лодки коснулась мина болтавшаяся на левом руле. Далее, если следовать Вашей версии, взрывная волна дезактивировала мину, которую лодка только что сбросила с правого руля, и мина утонула отброшенная назад против хода лодки, либо взрывной волной, либо просто встречным подводным течением. В итоге сейчас эта неразорвавшаяся мина лежит под бортом лодки, но в 15-20м за якорем, против хода движения лодки. То есть мина упала на дно утонув после потери герметичности.

Действительно, интересный момент. Стоит присмотреться повнимательней.
С длиной минрепов всё понятно. Лодка на глубине 46 метров, мины ставились с углублением 5 и 10 метров, следовательно минрепы имели длину 35 и 40 метров.
Тут у меня такой вопрос возник: какие расстояния делались между минами, при постановке заграждения?
Понятно, что первой подцепили (и она же взорвалась) мину, с длиной минрепа 35 метров. А вот вторая мина, которую заметили... Она просто "не успевала" к лодке. Лодке не удалось скинуть минреп второй мины. Это сделала взрывная волна. Она же и повредила вторую мину, которая приближалась к корпусу.

#30 10.08.2017 13:10:56

mikkoi
Участник форума
Откуда: Финляндия
Сообщений: 134




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

На "Зееигле 22" мины стояли с интервалом 40м, в двух-трех кабельтовых восточнее стояло поле "Зееигель 13", там было две линии, с интервалом между минами 90м, немцы по идее должны были ставить мины в шахматном порядке, поэтому "в свету" интервал между минами был около 45м.
Для 60м лодки, уклонявшейся от мин зиг-загом, вполне возможно было подцепить две мины из соседний минных линий, или если лодка елозила на месте, то и из одной и той же минной линии. Тем более двигаясь под углом к минной линии.

Лодка могла цеплять и тащить за собой мину из "Зееигеля 13", а подорваться на мине из следующего поля "Зееигель 22".

Предположение, что вначале был зацеп справа, а потом слева я сделал на основе того, что руль заложен по максимуму налево, для уклонения от зацепа справа.
Мне кажется, опытный экипаж не мог перепутать скрежет с левого борта, со скрежетом справа, и заворачивать налево приближая свою гибель.
Хотя конечно мы не знаем, в какую сторону вращались винты лодки, если она давала задний ход, то как раз для уклонения от мины слева, нужно было закладывать руль налево, что бы нос лодки отклонялся направо.

Но тут можно только строить догадки.

#31 10.08.2017 15:06:12

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

2

mikkoi написал:

#1193155
На "Зееигле 22" мины стояли с интервалом 40м

Не совсем. Согласно донесения о постановке расстояние между минами в одном ряду - 94 м, но поскольку поле двухрядное и ставились в шахматном порядке считалось, что в масштабах всего поля интервал 47 м.

mikkoi написал:

#1193155
в двух-трех кабельтовых восточнее стояло поле "Зееигель 13", там было две линии, с интервалом между минами 90м

Там был вообще большой винегрет с интервалами:
восточная линия - 78 УМА с интервалами 70 м, 120 ЕМВ с интервалами 110 м
западная линия - 317 УМА с интервалами по 58 м

mikkoi написал:

#1193155
Для 60м лодки, уклонявшейся от мин зиг-загом,

Зигзагом лодки не уклонялись. Согласно статьи 179 НПЛ-42:
"Задевание за минреп определяется характерным звуком трущегося о борт металла. В этом случае следует немедленно застопорить ход и, двигаясь по инерции, ожидать прекращения шума (при работе двух главных электродвигателей стопорить электродвигатель борта, с  которого слышен звук), затем продолжать движение, не меняя глубины".
Фактически подлодка должна была поворачивать в сторону того борта, по которому слышалось скрежетание минрепа. Как считалось, этот маневр предотвращает зацеп минрепа за выступающие части. То, что писалось выше о том, что ПЛ должна была отворачивать от мины поворотом на противоположный борт не имеет ничего общего с рекомендованной на тот момент методикой.

mikkoi написал:

#1193155
или если лодка елозила на месте, то и из одной и той же минной линии.

Думается, что главное, на что нужно обратить внимание - взаимное расположение курса ПЛ и курса кораблей, ставивших мины. При тупом угле вторая мина будет из соседнего ряда, при остром - вполне может быть из того же.

mikkoi написал:

#1193155
Лодка могла цеплять и тащить за собой мину из "Зееигеля 13", а подорваться на мине из следующего поля "Зееигель 22".

Лодка шла на запад. Восточнее стояло "Зееигель-22", западнее - "Зееигель-13". Так что по-моему, наоборот.

mikkoi написал:

#1193155
Хотя конечно мы не знаем, в какую сторону вращались винты лодки, если она давала задний ход, то как раз для уклонения от мины слева, нужно было закладывать руль налево, что бы нос лодки отклонялся направо.

Но тут можно только строить догадки.

Задний ход отсутствовал в рекомендациях. Любой ход мог привести к наматыванию минрепа, поэтому в НПЛ и говорилось об остановке моторов.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#32 10.08.2017 15:48:10

mikkoi
Участник форума
Откуда: Финляндия
Сообщений: 134




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

Мирослав Эдуардович, а Вы не путаете случайно поля?

"Зееигель 22" это же коротенькое минное поле в одну линию длиною около 2км, с 40 минами (интервал около 50м получается)
"Зееигель 13" стоял восточнее "Зееигеля 22" судя ко координатам, хотя последний стоял практически впритык к западной линии "13го"
"Зееигель 13" имел длину 10 миль и был двухрядный, вернее в таблице даже 3-рядный. Но третья линия получается была продолжением восточной линии поля, которая загибалась на севере вдоль Гогланда.

Спасибо за Ваш комментарий с инструкцией движению лодок.
Однако, остановка лодки приведет конечно в конце концов к исчезновению скрежета, но не факт, что лодку отнесет от минрепа.
Тем более, что в проливе между Тютерсом и Гогландом в зависимости от погоды наблюдаются подводные течения на запад или на восток, силой до половины узла
Поэтому я думаю маневрировать порой приходилось более активно, чем просто сбрасывать ход и идти по инерции.

Под движением зиг-загом я как раз имел в виду, что лодки при касании минрепов производили уклонение поворотом по инерции налево или направо, потом получается поворотом обратно возвращались на курс и двигались дальше, и так при каждом касании, в итоге лодка получается шла виляя, и при минном интервале полей менее длины лодки, подхватить две мины было вполне реально.

#33 10.08.2017 16:27:43

han-solo
Гость




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

LEXX13 написал:

#1192862
Понятно, что первой подцепили (и она же взорвалась) мину, с длиной минрепа 35 метров. А вот вторая мина, которую заметили... Она просто "не успевала" к лодке. Лодке не удалось скинуть минреп второй мины. Это сделала взрывная волна. Она же и повредила вторую мину, которая приближалась к корпусу.

По минрепу согласен: его скорее всего сбросило ударной волной.

mikkoi написал:

#1193155
Предположение, что вначале был зацеп справа, а потом слева я сделал на основе того, что руль заложен по максимуму налево, для уклонения от зацепа справа.

Я об этом сначала не задумался.

mikkoi написал:

#1193155
Мне кажется, опытный экипаж не мог перепутать скрежет с левого борта, со скрежетом справа, и заворачивать налево приближая свою гибель.

Конечно не мог перепутать.

Botik Petra Velikogo написал:

#1193171
Зигзагом лодки не уклонялись. Согласно статьи 179 НПЛ-42:
"Задевание за минреп определяется характерным звуком трущегося о борт металла. В этом случае следует немедленно застопорить ход и, двигаясь по инерции, ожидать прекращения шума (при работе двух главных электродвигателей стопорить электродвигатель борта, с  которого слышен звук), затем продолжать движение, не меняя глубины".

Спасибо, очень интересно.

Botik Petra Velikogo написал:

#1193171
Фактически подлодка должна была поворачивать в сторону того борта, по которому слышалось скрежетание минрепа. Как считалось, этот маневр предотвращает зацеп минрепа за выступающие части. То, что писалось выше о том, что ПЛ должна была отворачивать от мины поворотом на противоположный борт не имеет ничего общего с рекомендованной на тот момент методикой.

Кроме того при таком манёвре лодка дрейфует в сторону противоположную повороту и удаляется от минрепа.

mikkoi написал:

#1193176
Тем более, что в проливе между Тютерсом и Гогландом в зависимости от погоды наблюдаются подводные течения на запад или на восток, силой до половины узла
Поэтому я думаю маневрировать порой приходилось более активно, чем просто сбрасывать ход и идти по инерции.

Учитывая течение, скорее всего да.
Ну и немножко теории по повороту "

Спойлер :

#34 12.08.2017 17:45:42

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

mikkoi написал:

#1193176
"Зееигель 22" это же коротенькое минное поле в одну линию длиною около 2км, с 40 минами (интервал около 50м получается)

Да, я выше писал именно о нем.
http://s019.radikal.ru/i614/1708/5c/11e4e2a2a704.jpg

mikkoi написал:

#1193176
"Зееигель 13" стоял восточнее "Зееигеля 22" судя ко координатам, хотя последний стоял практически впритык к западной линии "13го"
"Зееигель 13" имел длину 10 миль и был двухрядный, вернее в таблице даже 3-рядный. Но третья линия получается была продолжением восточной линии поля, которая загибалась на севере вдоль Гогланда

http://s018.radikal.ru/i523/1708/f3/1184df2163b4.jpg

Зееигель-13 крайне западная точка - 27.02,1 в.д., восточная - 27.12,2 в.д.
Зееигель-22 крайне западная точка - 27.10,3 в.д., восточная - 27.11,3 в.д.
На мой взгляд большей частью заграждение Зееигель-13 находится западнее Зееигеля-22

mikkoi написал:

#1193176
Поэтому я думаю маневрировать порой приходилось более активно, чем просто сбрасывать ход и идти по инерции.

Никаких других способов из документов пока не известно, ну а мы, конечно, можем строить любые догадки.

mikkoi написал:

#1193176
Под движением зиг-загом я как раз имел в виду, что лодки при касании минрепов производили уклонение поворотом по инерции налево или направо, потом получается поворотом обратно возвращались на курс и двигались дальше, и так при каждом касании, в итоге лодка получается шла виляя, и при минном интервале полей менее длины лодки, подхватить две мины было вполне реально.

Такое ничем не подтверждается.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#35 15.08.2017 16:45:27

LEXX13
Гость




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

Botik Petra Velikogo написал:

#1193705
Такое ничем не подтверждается.

"М-33"?

#36 16.08.2017 13:58:48

mikkoi
Участник форума
Откуда: Финляндия
Сообщений: 134




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

Да, Мирослав Эдуардович, под полем 22 мы имеем в виду одно и тоже. Просто в немецкой сводной таблице это поле не обозначено почему то как двухрядное. Видимо по разному трактовался способ постановки мин в шахматном порядке. Но в любом случае, "в свету" минный интервал был около 50м.

Поле 22 было выставлено западнее поля 13. Факт того, что северная оконечность поля 13 по координатам находится западнее северной оконечности поля 22, вызвано лишь тем, что поле 13 было в 10 раз длиннее, поля 22, и при постановке минных полей курсами ок.ЮВ-СЗ, закономерно, что поля разной длины, будут иметь свои оконечности западнее или восточнее своих соседей, при этом это не изменяет их очередности, при движении курсами З-В. Нас ведь интересует конкретный участок вдоль рекомендованного курса движения лодок, а там очередность была именно 13-22 при движении с востока на запад.

Научную теорию о том, что при повороте в сторону минрепа, корму лодки будет заносить в противоположную сторону удаляя лодку от мины, я могу лишь оспорить физическим фактом того, что якорь от мины потопившей Щ-320, лежит практически под кормой лодки (при этом ее руль заложен по максимуму в сторону мины как положено по инструкции), хотя корму должно было "занести" метров на 20 от якоря. Данную загадку я считаю можно объяснить только, либо тем, что лодка давала задний ход пытаясь отцепиться от мины по правому борту, и тогда заложенный по максимуму налево руль приближал лодку к минному якорю слева. Либо было сильное встречное течение с запада, которое толкало корму лодки обратно на мину.
https://img-fotki.yandex.ru/get/198860/ … 156c1_orig

Факт отсутствия в архивных материалах случаев зацепа второй мины при попытке скинуть с себя первую, возможно связан с тем, что никому не удавалось в такой ситуации выжить. По факту имеется две лодки найденные на сегодня, зацепившие две мины УМА. Это Щ-306, на левом руле которой висит два минрепа, а напротив носового орудия, опять же прямо под бортом лодки лежат два минных якоря. И Щ-320, и которой минные якоря с обоих сторон корпуса.

Но это все конечно наши предположения. Которые кто-нибудь надеюсь когда-нибудь проверит, например научным экспериментом в бассейнах Крыловского института.
Однако, в рамках анализа потерь ПЛ ПЛ КБФ от противолодочных мин, наверное стоит обратить внимание на то, что инструкция уклонения от мин, путем остановки винтов и поворота в сторону минрепа, не учитывала сильные придонные течения, которые в Финском заливе встречаются как раз в глубоководных проливах между Тютерсом и Гогландом, и Порккала-Найссаар. В районе Найссаара как раз на остове одной из затонувших подводных лодок, лично попадал под водой в такое течение, что практически невозможно было выгребать на ластах против потока. А это скорости более узла. При большой парусности лодок, во время попытки уклониться от мин остановкой винтов и поворотом на север или юг, подставляя таким образом течению борт лодки, такое течение должно было таскать лодки как цепку.

Отредактированно mikkoi (16.08.2017 14:02:33)

#37 16.08.2017 14:15:21

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

1

LEXX13 написал:

#1194475
"М-33"?

Думаю, Вы знаете, что эта лодка не зацепила одна за другой две мины, а сначала подорвалась на первой и при попытке всплыть с ходом подорвалась на второй. Достаточно специфическая ситуация, которая не позволяет делать какие-то общие выводы.

mikkoi написал:

#1194728
Нас ведь интересует конкретный участок вдоль рекомендованного курса движения лодок, а там очередность была именно 13-22 при движении с востока на запад.

Я понял.

mikkoi написал:

#1194728
Факт отсутствия в архивных материалах случаев зацепа второй мины при попытке скинуть с себя первую, возможно связан с тем, что никому не удавалось в такой ситуации выжить.

Для таких случаев и рекомендации выработать невозможно.

mikkoi написал:

#1194728
что инструкция уклонения от мин, путем остановки винтов и поворота в сторону минрепа, не учитывала сильные придонные течения, которые в Финском заливе встречаются как раз в глубоководных проливах между Тютерсом и Гогландом, и Порккала-Найссаар.

Тут не все так просто, на мой взгляд. Фактически подлодки ходили со скоростью 3-4 узла, хотя по идее должны были ходить медленнее, экономя электроэнергию. Дело в том, что как правило они не имели нулевой плавучести, а имели небольшую отрицательную, а в этих случаях управляться можно только за счет рулей, эффект от которых тем больше, чем больше скорость. Не думаю, что в масштабах минного поля при наличии такой скорости эффект от течения сильно проявлялся, хотя согласен, для этого лучше произвести эксперимент. В любом случае двигаться с учетом наличия в том или ином месте течений было достаточно сложно из-за проблем с определением своего места у подлодки, которая могла до суток двигаться (с периодическими покладками) без всплытия.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#38 16.08.2017 15:21:33

mikkoi
Участник форума
Откуда: Финляндия
Сообщений: 134




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

1

На мой взгляд течение силой более узла нельзя сбрасывать со счетов.

Допустим лодка дает 3 узла, идет на запад, поэтому встречное или попутное течение не сильно влияло на лодку.
Коснувшись минрепа лодка стопорила ход и начинала отклоняться влево или вправо. Продолжая двигаться вперед по инерции.
Но по мере того, как борт поворачивающей лодки начинал открываться течению, на лодку начинал влиять дополнительный и весьма мощный вектор движения, вызванный течением, в какой-то момент скорость хода лодки по инерции могла быть даже меньше скорости толкающего ее в бок течения.

И на мой взгляд переменчивый фактор влияния придонного течения, может быть основной причиной, почему двигаясь одними и теми же курсами, какие-то лодки с легкостью сбрасывали минрепы, а какие-то подрывались. Причем все обнаруженные погибшие лодки, по характеру повреждений подрывавшиеся после зацепа минрепа (а не от прямого контакта с миной), имели признаки маневрирования рулями, но при этом минные якоря обнаруживались всегда прямо под бортом лодки.

#39 16.08.2017 16:01:50

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 4001




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

Просто приятно читать! :)


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

#40 18.08.2017 02:15:37

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

1

mikkoi написал:

#1194782
Причем все обнаруженные погибшие лодки, по характеру повреждений подрывавшиеся после зацепа минрепа (а не от прямого контакта с миной), имели признаки маневрирования рулями, но при этом минные якоря обнаруживались всегда прямо под бортом лодки.

Ну тогда можно предположить, что течение в этих случаях было с невыгодной (с противоположной от минрепа) стороны. Только избежать такой ситуации у подводников вряд ли была возможность. Допустим в лоции были точные данные о наличии течения с правого борта относительно курса форсирования. А мина могла встретиться как со стороны правого, так и левого борта. Или допустим начали бы выбирать курсы в зависимости направления течения. Но с точки зрения безопасности от подрыва куда важнее предполагаемый курс кораблей постановщиков, чтобы форсировать минную линию под тупым а не острым углом. Вряд ли было возможно выработать такой курс, который идеально соответствовал бы и курсам постановщиков и течению.
В общем по моему мнению имевшиеся рекомендации на случай зацепа минрепа были лучшими из всех возможных, а кому не повезло, тому вечная память!


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#41 18.08.2017 16:14:07

mikkoi
Участник форума
Откуда: Финляндия
Сообщений: 134




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

Полностью согласен с Вашим резюме.
Инструкция по форсированию минных полей не учитывала придонных течений, но из-за их эпизодичности и непредсказуемости в Финском заливе, внести их в инструкцию наверное было бы невозможно.

За много лет погружений в тех районах, я лишь пару-тройку раз попадал в очень сильные течения. Причем на поверности была тихая вода и ничто не предвещало, что в придонных слоях дует ураганное течение. Все случаи, в которые я попадал, были в конце лета и осенью.

Фактор течения, это был еще один патрон в русской рулетке. Просто он нигде никогда не фигурировал, и у меня всегда вызывало удивление, когда после осмотра лодки вроде бы видно, что этипаж понимал, что происходит, маневрировал, но все-равно подрывался на мине.

#42 03.09.2017 22:45:48

LEXX13
Гость




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

Ну, что там с третьей "Щукой"???
Уже сентябрь наступил....

#43 23.09.2017 02:29:51

mikkoi
Участник форума
Откуда: Финляндия
Сообщений: 134




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

2

К сожалению в ходе июньской экспедиции не удалось нырнуть и окончательно идентифицировать "третью щуку".
Все силы были брошены в первую очередь на досъемку Щ-320 и Щ-406, по которым на тот момент полным ходом шла работа по созданию виртуальных музеев.
Виртуальные музеи двух лодок будут презентованы сегодня в Кронштадте почетным гостям (потомки погибших экипажей) и выложены в открытый доступ на сайте нашей команды.
Все ссылки и отчет о мероприятии или я или Мирослав Эдуардович выложим тут.

А осенью, судя по погоде и и другим планам, провести еще одну экспедицию не получится. Поэтому, ждем традиционной майской экспедиции 2018, в ходе которой надеюсь помимо этой щуки, получится еще сократить список пропавших лодок.

#44 23.09.2017 04:00:16

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 4001




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

mikkoi написал:

#1206284
ждем традиционной майской экспедиции 2018, в ходе которой надеюсь помимо этой щуки, получится еще сократить список пропавших лодок.

Удачи!


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

#45 26.09.2017 15:59:06

mikkoi
Участник форума
Откуда: Финляндия
Сообщений: 134




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

5

В субботу 23 сентября, в школе 489 Санкт-Петербурга (где находится школьный музей имени Е.Я. Осипова) и Музее города Кронштадт, прошла научно-практическая конференция по результатам экспедиции "Тайны минных полей острова Большой Тютерс".

Один из репортажей с мероприятия можно посмотреть тут:
https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire … 4-9viu.htm

В ходе мероприятия с лекцией выступил Мирослав Эдуардович Морозов и нашей командой были презентованы виртуальные музей подводных лодок Щ-320 и Щ-406. Они теперь доступны на сайте "Разведывательно-водолазной команды", в разделе "Медиа"

http://uwex.org/media/

Или можно пройти по прямым ссылкам:
http://uwex.org/wp-content/themes/divin … s/320uwex/
http://uwex.org/wp-content/themes/divin … s/406uwex/

Всем приятного просмотра. Сразу хочу предупредить, что рассматривать виртуальные модели стоит с хорошим интернетом. Так-как модели очень детальные и поэтому "тяжелые", но мы решили сработать "на перспективу" и не загрублять искусственно графику.

#46 26.09.2017 19:51:44

bell
Участник форума
Сообщений: 456




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

И что бы хотя бы в пятницу не анонсировать мероприятие :(

#47 27.09.2017 00:44:56

mikkoi
Участник форума
Откуда: Финляндия
Сообщений: 134




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

1

К сожалению, из-за плотной программы мероприятия и ограниченности доступного для проведения мероприятия места, участие в конференция было по приглашениям. И организаторы, фонд "Балтийский Варяг", основной упор сделали на родственников погибших подводников из экипажей "щук", и их приехало очень много, что было очень приятно. Так-же были представители разных школ, в стенах которых есть музеи посвященные подводникам. Конференц-зал Кронштадтского музея и так был в итоге переполнен.

Пресс-релизы и анонсы были сделаны в местных СМИ, но это скорее для соблюдения протокола.

http://s018.radikal.ru/i527/1709/5e/b496dd66a34ct.jpg
http://s61.radikal.ru/i174/1709/6d/40d0ce903f59t.jpg
http://s61.radikal.ru/i174/1709/94/705094d17fe2t.jpg
http://s019.radikal.ru/i608/1709/9b/b34cd74acd8at.jpg

#48 27.09.2017 14:39:22

LEXX13
Гость




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

Ув. mikkoi
Что там с третьей Щукой? Спускались к ней? Это Щ-308?

#49 27.09.2017 22:06:54

mikkoi
Участник форума
Откуда: Финляндия
Сообщений: 134




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

Ув. LEXX13
Точная идентификация этой лодки требует дополнительных погружений. Не хочется в таком вопросе гадать и ошибаться.

#50 02.02.2018 00:20:31

LEXX13
Гость




Re: Найдены Щ-320 и Щ-406

Взято из сайта http://uwex.org/projects/sch-320/

Судя по всему, лодка «поймала» мину, зацепившись за минреп передним правым рулем глубины. Мина «прокатилась» по корпусу лодки, но не взорвалась – теперь она лежит по правому борту. Командир лодки начал маневрировать, чтобы уклониться от мины (повернутый руль направления), но зацепил вторую мину по левому борту, которая сработала.

Скорее всего всё было не так.
Первую мину зацепили за минреп передним ЛЕВЫМ рулем глубины.
Начали от неё уклоняться поворотом ВЛЕВО. "На скрежет".
В процессе уклонения, зацепили ВТОРУЮ мину, ПРАВЫМ рулём глубины.
От минрепа ПЕРВОЙ мины отцепиться не удалось, и мина коснувшись палубы взорвалась:
а)потопив лодку и
б)отбросив и повредив вторую мину так, что она затонула с деформированными "рожками".

Страниц: 1 2 3


Board footer