Вы не зашли.
Ну, спасибо-то не мне, а Диме Сидорову - моя тематика несколько более техническая, чем историческая. Надеюсь очень, что Дмитрий еще порадует публикацией того, что смог собрать!
День добрый.
Прошу прощения, что слегка не по теме, но тем не менее. Наткнулся на заглавие интересного документа: "По доношению бежавших из шведскаго плена капитанов Марко Дубровина и фон Лукея о захвате их в 1715 году в плен на двух галерах, посланных в Стокгольм с освобожденными из русского плена генералом Горном и другими шведскими офицерами..." Самого документа нет.
Есть ли сведения о количестве захваченных в том инциденте русских солдат и офицеров и о дальнейшей судьбе самих галер?
С уважением
Датчане наконец-то "выбросили" в свободный доступ 10-томный труд своего Генштаба по ВСВ - Bidrag Til Den Store Nordiske Krigs Historie.
http://marinehist.dk/?page_id=2845
На этом же ресурсе в электронном виде отражен большой пласт датской историографии по флоту, в виде книг и периодических изданий.
Cheers!
Вопрос по началу Северной войны. Смотрю на флот Дании: 33 ЛК + 7 фрегатов + мелочь и речники со шхерниками. Швеция: 39 ЛК + 12 фрегатов. Вроде бы на лицо ощутимый численный перевес. Однако в 1700 г. до подхода эскадры Рука шведы даже и не помышляют об активных действиях против датчан. В чем была причина? Плохое состояние флота (суда, экипажи)?
Gromoboy1 написал:
#1286290
Однако в 1700 г. до подхода эскадры Рука шведы даже и не помышляют об активных действиях против датчан. В чем была причина?
В октябре-ноябре 1699 г. (Голштинский кризис) Швеция вывела 12 ЛК к Рюгену, Дания также вооружила 12 ЛК. Зимой Англия и Голландия предприняли значительные усилия, чтобы миром разрешить кризис, флоты были разоружены. Но Дания неожиданно начала действовать. 17 марта 1700 г. датские войска вошли в Голштинию, а 24 мая датский флот (21 ЛК+8 ЛК позже) вышел в море с целью заблокировать шведский флот в Карлскруне. Швеция была захвачена врасплох. Англия и Голландия быстро отреагировали и направили в Зунд свои эскадры. Датский флот вернулся в Копенгаген; шведский флот (38 ЛК) смог выйти в море только в конце июня. Задержка шведов вызвана и тем, что они решили вооружить весь флот, чтобы действовать наверняка.
Эд написал:
#1286382
В октябре-ноябре 1699 г. (Голштинский кризис)
Можете порекомендовать какой-нибудь источник по этому вопросу? Датский Bidrag... я смотрел, но без знания датского тяжело понять детали. Если я правильно понял, то голштинцы сами спровоцировали обострение, начав возведение каких-то укреплений у Тоннинга.
Gromoboy1 написал:
#1286476
источник по этому вопросу
На английском:
https://archive.org/details/navalwarsinbalti00andeuoft
За Андерсона спасибо, но у него опять только упоминание, но без деталей произошедшего. Про посылку шведских батальонов я знаю, у меня даже данные по реальной численности есть, но непонятно, что именно произошло: какие укрепления решили строить, как именно отреагировали датчане (Bidrag... как-то очень скуп), как эту ситуацию урегулировали англичане с голландцами?
Вот еще здесь есть немного:
https://archive.org/details/journalofsirgeor00rookuoft
Доброго всем времени суток.
Не встречалось ли кому упоминания о российской службе захваченных во время рейда к Архангельску в 1701 году шведских шнявы и галиота? Особенно интересует шнява.
С уважением.
Бродяга написал:
#1287473
Особенно интересует шнява.
Оба корыта сели на мель. При отступлении шняву "Mjöhund" 6 пуш сожгли, но пушки наши сняли потом, а галиот "Falk" 6 пуш. достался целым, вот судьба его неизвестна.
richie написал:
#1287481
Оба корыта сели на мель. При отступлении шняву "Mjöhund" 6 пуш сожгли, но пушки наши сняли потом, а галиот "Falk" 6 пуш. достался целым, вот судьба его неизвестна.
Если верить донесению воеводы Прозоровского, то оба судна "из воды выняв, привели к городу Архангельску". https://dlib.rsl.ru/viewer/01004104380#?page=44
richie написал:
#1287481
Оба корыта сели на мель. При отступлении шняву "Mjöhund" 6 пуш сожгли, но пушки наши сняли потом, а галиот "Falk" 6 пуш. достался целым, вот судьба его неизвестна.
У меня немного другие данные. На "Фалькене" на 6 июля было 11 человек при 5 пушках, на "Мьёхундене" - 35 при 6. Ясное дело, что для этой операции их экипажи усилили, а насчёт 6-й пушке на галиоте - сильно сомневаюсь. По росписи захвачено 10 пушек и 3 баса. 11-я пушка была потеряна при попытке вести артиллерийский огонь по отступавшим шведам с захваченного "фрегата" - двойной заряд (русский поверх шведского) и, соответственно, взрыв с потерями. А потом оба корабля были отстроены. Но вот о их дальнейшей судьбе, к сожалению, ничего не знаю.
Все версии по бою у Новодвинской крепости разобраны в книге Ю.Н. Беспятых "Архангельск накануне и в годы Северной Войны 1700-1721", 2010 г.
Cheers!
Тема несколько не моя, но на днях заинтересовался этим корабликом - фрегатом "Думкрат". Нашел такую информацию:
Архитектура корабля и главные размерения корпуса
"По компановочной схеме «Думкрат» представлял собой двухдечный корабль с кормовой надстройкой: галфдеком (шканцами) и ютом.
По своим главным размерениям фрегат соответствовал кораблям V ранга по британской ранговой классификации 1706 года: длина корабля по гондеку равнялась 110 голландским футам, ширина по набору корпуса в шхергане без учёта обшивки — 32 голландским футам 10 дюймам, глубина интрюма — 13 футам.
Вооружение
Штатное вооружение корабля состояло из 32 пушек. На нижней палубе (оверлоопдеке) должны были устанавливаться 22 24-фунтовые пушки[прим. 1] (по 11 с каждого борта) весом в 168 пудов каждая, на галфдеке — 10 6-фунтовых пушек весом по 56 пудов."
Возникло несколько вопросов:
1) Откуда взяты сведения о вооружении (артиллерийском) - расположение портов по декам, калибры пушек? Из источников печатных или архивных?
2) Как-то не соотносятся довольно скромные размеры корабля и столь тяжелое вооружение. Да и 11 пушечных портов на нижней палубе (для тяжелых пушек) при длине судна в 110 голландских футов - как-то многовато. Откуда сведения?
3) "Думкрат" имел две сплошные палубы. Т. е. по идее число пушек на верхней палубе должно было быть сопоставимо с "нижними" - не меньше 20-ти. Как-то компановка не складывается... А есть ли документальные подтверждениям данным Веселаго о размерах этого фрегата? Или традиционно все поверили ему на слово?
STEFAN написал:
#1490842
Думкрат" имел две сплошные палубы. Т. е. по идее число пушек на верхней палубе должно было быть сопоставимо с "нижними" - не меньше 20-ти. Как-то компановка не складывается...
Две сплошные не означает два сплошных дека. Сказано же на галфдеке - халфдек, полу, шканцы.
А у Крайнюкова читали по Думкрату? ЕМНИП у него не только про Олифант.
STEFAN написал:
#1490842
Как-то не соотносятся довольно скромные размеры корабля и столь тяжелое вооружение.
Тяжелый голландский фрегат с укороченными пушками?
FOBOS.DEMOS написал:
#1494586
А у Крайнюкова читали по Думкрату? ЕМНИП у него не только про Олифант.
Откуда данные по размерениям? Из архивов? И вообще - о его длине вопрос спорный.
FOBOS.DEMOS написал:
#1494586
Тяжелый голландский фрегат с укороченными пушками?
Для 11-ти портов все равно маловато. Хотя бы 115 футов (английских) надо. Кстати, на гравюре Пикарта (тот кораблик, который считается "Думкратом") я 10 портов на нижней палубе насчитал.
И почему "голландский"? Вроде бы англичанин строил. Мало ли что Крюйс хотел и Петру советовал?
Отредактированно STEFAN (14.03.2021 12:03:45)
STEFAN написал:
#1494613
И почему "голландский"? Вроде бы англичанин строил. Мало ли что Крюйс хотел и Петру советовал?
Транец плоский. Судя по гравюре. И большие фрегаты - черта голландцев.
STEFAN написал:
#1494613
10 портов на нижней палубе насчитал
порты в носу могут быть закрыты или ретирадные пушки перемещали в крайний порт.
STEFAN написал:
#1494616
Это же "Думкрат"?
Да. Прям вершина перспективы и пропорции.
FOBOS.DEMOS написал:
#1494623
И большие фрегаты - черта голландцев.
Фрегат ли он? По документам - корабль. Другое дело, что и первые фрегаты кораблями поначалу назывались.
FOBOS.DEMOS написал:
#1494623
порты в носу могут быть закрыты
Нет. Художник изображал максимальное число пушек - на гравюре шнявы даже явно приукрашены с вооружением, как и галеры.
Думаю, что "Думкрат" был примерно 115 на 32 фута (не зря же он самым большим и мощным кораблем до появления 50-пушечников). И задумывался как 40 - 44 пуш. корабль. Возможно, из-за установки 24-фнт. пушек на нижней палубе (20 шт.), на верхней ставили не полный ряд, а лишь 12 шт. А позже и тех количество сокращали (с годами ветшал?) - в 1710 году на "Думкрате" стояло лишь 28 пушек...
FOBOS.DEMOS написал:
#1494625
Прям вершина перспективы и пропорции.
В сравнении с "Лизетой" он какой-то маленький. Да и "Олифант" явно крупней, что не правда - "Думкрат" был больше (самый большой). Может быть, не стоит доверять художнику?
STEFAN написал:
#1494676
Фрегат ли он? По документам - корабль. Другое дело, что и первые фрегаты кораблями поначалу назывались.
Первые фрегаты были галеонами или пинасами("Львята Бекингема").
Судя по Крайнюкову - именно фрегат. И где вы видели корабль о 32 пушках? Правильно - разве что у голландцев, пока они не начали называть их не малыми галеонами, а фрегатами. Как называли их сами голландцы, я не знаю.
Для начала XVIII века, для самого низкого линейного ранга нужно 42-44 пушки.
Думкрат как раз и относится к V рангу по английской классификации.
STEFAN написал:
#1494677
В сравнении с "Лизетой" он какой-то маленький. Да и "Олифант" явно крупней, что не правда - "Думкрат" был больше (самый большой).
Думкрат шире Олифанта на метр, отсюда и размер больше. Для плоскодонных голландцев - ширина дает больший размер, для килеватых англичан - длина и осадка.
STEFAN написал:
#1494676
Думаю, что "Думкрат" был примерно 115 на 32 фута (не зря же он самым большим и мощным кораблем до появления 50-пушечников).
Написал выше.
STEFAN написал:
#1494676
И задумывался как 40 - 44 пуш. корабль.
Тяжелый фрегат. Но по задумке Петра - с укороченными орудиями. В отличии от голланцев, предпочитавших меньший калибр при более длинных пушках, при больших родных голландских фунтах.
STEFAN написал:
#1494676
Возможно, из-за установки 24-фнт. пушек на нижней палубе (20 шт.), на верхней ставили не полный ряд, а лишь 12 шт. А позже и тех количество сокращали (с годами ветшал?) - в 1710 году на "Думкрате" стояло лишь 28 пушек...
А зачем фрегату полный ряд на верхней палубе? Да еще при тяжелых пушках тяжелого фрегата?
STEFAN написал:
#1494676
А позже и тех количество сокращали (с годами ветшал?) - в 1710 году на "Думкрате" стояло лишь 28 пушек...
Перестарался анпиратор с пухами.