Вы не зашли.
igor написал:
#1295191
Я сейчас в Москве, ответить смогу только после 19го
Подожду.
Как я понял, немцы разгуливали по внутреннему прибрежному фарватеру без охранения, полагая что до Тронхейма МТВ не доберутся. Но у "догов" была автономность 900 миль, мореходность на очень высоком уровне, да и в этом случае МТВ к месту операции были отбуксированы двумя китобойцами.
У вопросу о ANKE.
Во-первых, он конечно не латвийский, а немецкий. Латвийский он был DOLE до 27.7.41, когда был передан немецкому пароходству и назван новым именем.
Пароход разгрузил в Кристиансунне уголь вечером 10.9.43 и ровно в полночь вышел в Нарвик за рудой. Фактического конвоя у него не было, был так называемый "релейный конвой" - сторожевик как бы на позиции, и как бы заодно прикрывающий переход одиночных пароходов. В данном случае NM.25, который и сообщил в р/гр, добравшейся до Адмирала Северного побережья Норвегии в 03.20: Пароход ANKE торпедирован вражескими ТКА в 01.50 в кв. AF8351, принимаю выживших".
К тому времени уже была объявлена противокатерная тревога (по сообщению того же NM.25 в 01.45) и собраны с миру по нитке поисковые отряды. После извести про ANKE их еще усилили М.132 и 151.
Утонул пароход в 02.40.
На охоту посылали даже один "башмак", но все без толку. Удирающие ТКА видела только метеомашина в квадрате Люфтваффе 06 Ост 0240, курсом 150град., время неизвестно (пришло сообщение в 12.15). Может даже это был прошлый вечер (судя по курсу).
Собственно, доклад сторожевика:
"Корабль находился в 01.45 11.9 с ПХ ANKE в 5 милях юж. Тюрхога, когда были услышаны шумы моторов. Сразу дали тревогу, затребовали ОС, на которые не ответили. Через минуту в корму ANKE попала торпеда, сразу за ней по 1 торпеде в трюмы №1 и 3. Сразу после объявления тревоги NM.25 открыл огонь из всех стволов и добился многочисленных попаданий в 2 вражеских ТКА. Зенитчики с ANKE тоже стреляли, враг тоже отстреливался из всех стволов, добившись много попаданий в NM.25. ANKE был наплаву еще 30 минут и утонул кормой вперед. Из числа зенитчиков пропало 2 чел., 4 чел. было ранено. Гражданский экипаж спасен полностью. Вражеские ТКА после атаки развернулись и ушли в направлении Грипхёльмен курсом 250 град."
Интересно, что это за торпеды, от взрыва которых числом 3 штук в общем-то небольшой пароход тонет аж полчаса? И никто из трюмных команд не погиб...
igor написал:
#1297646
Интересно, что это за торпеды, от взрыва которых числом 3 штук в общем-то небольшой пароход тонет аж полчаса? И никто из трюмных команд не погиб...
Торпеды на этих "догах" были 533-мм, по две на каждом катере.
За информацию спасибо.
Немцы с этими МТВ лоханулись по-взослому. При входе во фьорд катера заметили с поста на маяке Грип, запросили опознавательный, на который ответ не получили. Тем не менее тревогу не объявили.
igor написал:
#1297646
Фактического конвоя у него не было, был так называемый "релейный конвой" - сторожевик как бы на позиции, и как бы заодно прикрывающий переход одиночных пароходов
Видимо, по шхерному фарватеру именно такие "конвои" и ходили - пробравшиеся во фьорды МТВ атаковали суда без сопровождения.
В этом плане интересной является история с "Килстраумом" и "Якобом Месье" 26 октября 1943 года. МТВ-688 и - 669 подловили их севернее Тронхейма, второй отпустили (?), а первый принялись расстреливать (крупнее пом-помов артиллерии у этих "догов" не было)! Подоспевший сторожевик отогнал катера, которые затем на отходе дважды атаковали немецкие истребители (хотелось бы знать какие). МТВ-669 был поврежден и затоплен, один немецкий самолет "был поражен" (сбит?).
Насколько я понял, норвежцы записали "Килстраум" в потопленные, но он выбросился на мель, а затем был поднят и отремонтирован немцами.
Отредактированно CAM (26.07.2018 22:42:40)
CAM написал:
#1297829
Торпеды на этих "догах" были 533-мм, по две на каждом катере
Вопрос остается. Три таких дуры АНКУ на 3 части могли порвать!
CAM написал:
#1297829
При входе во фьорд катера заметили с поста на маяке Грип, запросили опознавательный, на который ответ не получили. Тем не менее тревогу не объявили.
Это видимо норвеги пишут? У немцев нет никаких следов разборок по этому поводу. Я так понимаю, не было у них постов на каждом маяке и мысу, поэтому не удивлюсь, если на самом деле это глюк и никто никаких ОС не запрашивал.
История с 2 мотоботами произошла 25 октября.
Один назывался J.M., если верить Варсейлорс, хотя владелец на самом деле Якоб Мисье. Его отпустили, так как он был чисто норвежский и вез нейтральный груз - картоху. Напротив, KILSTRAUM был реквизирован в т.н. "флотилию Шпеера" и вез цемент на батарею Утворден. Поэтому и стали его расстреливать. Понятно, что тратить торпеды на судно в 155 брт будет только дурак, потому и стреляли из пушек. Для такой лодчонки (1891 г., хотя и стальной корпус) и пом-пом мощное орудие.
ND.16 заметил ТКА в 07.50. Также бой наблюдал пост ВНОС Дронтхейм, из-за чего, видимо, были вовремя оповещены Люфтваффе. Мотобот отвели к Бессакеру, посадив там на мель с креном. Груз был цел, его предполагалось перегрузить на лихтер, машина заполнена водой. Причем, что странно, позже СКР радировал, что мол корпус мотобота не поврежден!
ТКА удрали на юг, Авиакомандование Север (Запад) выслало сразу 3 "башмака" на поиски, а у Яфу Дронтхейм-Ладе имелись наготове истребители-бомбардировщики на случай обнаружения врага.
Не дождавшись обнаружения, Яфу выпустил в 09.15 тройку "фоккеров"-ябо.
В 10.34 истребители атаковали ТКА в кв. 06 Ост 9510. В 11.07 самолет-разведчик снова их обнаруживал в 06 Ост 8511 (или 9511, немцы сами путаются), в 11.12 в один ТКА стоял на месте, поврежденный, в 06 Ост 9514. Еще позже (около 12.00) обнаруживался уже 1 ТКА на большой скорости в 06 Ост 8531. "Башмак" держал с ним контакт, но второй раз его атаковать не смогли. В 16.00 было сообщено, что он вне досягаемости ябо. На прощание его обстрелял в 16.30 уже сам Bv.138.
На самом деле у Люфтов все было сложнее, чем описывают моряки. С Ладе уже вскоре после 08.00 стартовали дежурную пару самолетов, но один сразу после старта по неизвестной причине рухнул и взорвался. Пилот был фв. Ваврцин из 10 штаффеля JG 5 на Bf.109G-2, зав. №14106. Пилот не выжил.
В итоге полетел один "мессер", но никого не нашел. Следом взлетела тройка облт. Шнайдера (командир 10 штаффеля), видимо те самые "ябо". Еще через 15 минут полетел босс 12 штаффеля, хауптманн Людер с 2 ведомыми. Их тоже должно было быть 4, но у одной машины лопнула шина и она не стартовала.
Шнайдер написал, что взлетел в 09.03, атаковал всеми 3 самолетами со стороны солнца концевой ТКА. Бомб у него не было. Проштурмовали они 1 раз, видели попадания, но тут один из самолетов (фв. Арнольд) по радио закричал, что поврежден, и они все улетели домой. На самолете Арнольда в крыле была дыра от 40-мм снаряда, а в корпус попало из пулемета. Самому Шнайдеру попало в правую пушку 12,7-мм пулей.
Тем временем тройка Людера тоже катера обнаружила. Сразу атаковать не получилось, т.к. они летели разряженным строем, и протянули время, пока собрались. Людера впечатлили зенитный огонь, ему почудилось по 12 огневых точек на каждом ТКА. Они втроем провели по 3 захода, причем в конце отстреливался уже только 1 катер.
Наконец, в 11.38 стартовали еще 4 уже настоящих ябо с 50-кг бомбами под прикрытием тройки истребителей. Летел главным опять Шнайдер, который с фоккера пересел на мессер при этом. Они нашли поврежденный, стоящий на месте катер, сбросили на него 2 бомбы, обстреляли. Бомбы с виду никакого эффекта не дали, и больше бросать не стали. Несколько раз делали заходы на штурмовку, пока катер не запылал весь целиком. Тогда немцы оставшиеся бомбы сбросили в море и в 12.44 сели в Ладе.
igor написал:
#1297646
Интересно, что это за торпеды, от взрыва которых числом 3 штук в общем-то небольшой пароход тонет аж полчаса? И никто из трюмных команд не погиб...
Дистанция пуска торпед известна?
CAM написал:
#1297829
Торпеды на этих "догах" были 533-мм, по две на каждом катере.
А тип торпеды какой?
han-solo написал:
#1297892
Дистанция пуска торпед известна?
А какая разница, если немцы сами признали три попадания?
han-solo написал:
#1297892
А тип торпеды какой?
MkVIII. Хорошая торпеда.
igor написал:
#1297869
На самолете Арнольда в крыле была дыра от 40-мм снаряда, а в корпус попало из пулемета. Самому Шнайдеру попало в правую пушку 12,7-мм пулей.
Не врали норвежцы насчет попадания в самолет.
igor написал:
#1297869
Понятно, что тратить торпеды на судно в 155 брт будет только дурак, потому и стреляли из пушек.
Ой ли? Лупили торпедами и топили куда меньшие цели!
Дык, вот и дураки!
igor написал:
#1298356
Дык, вот и дураки!
Ничуть. Условия боя такие. Торпедами стреляют сходу и попадание - гарантированная гибель для небольшого судна. Для эффективного обстрела артиллерией нужны особые условия, главные из которых - состояние моря и отсутствие противодействия. А 40-мм снаряды не всегда смертельны даже для деревяного "шнелльбота".
Кстати, о конвоях.
История гибели "Ирмы" и "Генри" показывает, что в шхерах конвоев не было. Два судна следовали поодиночке совершенно без охранения, сторожевиков и близко не было. МТВ подходят и спокойно торпедируют сначала одно, а затем и другое.
А это кто такие?
Это норвежские суда, потопленные МТВ-627 и -653 неподалеку от Намсуса 13 февраля 1944 года. Это была сильно раздутая история, поскольку погибло много норвежцев (63 человека), катера обстреливали спасающихся из пулеметов, в то время как имелся категорический приказ норвежские каботажники не топить (почему и J.М. отпустили, а экипажу "Килстраума" дали время перебраться в шлюпки).
Что ж вы все время даты так сбиваете? Это 13.2 было.
Мне непонятно, почему вы все время делаете выводы об отсутствии конвоев на основании одних только атак ТКА? Буквально за 2 дня, как раз 11.2, там долбили конвой V.5717, так что вполне ходили там конвои. У немцев естественно не было никаких сил прикрыть каждый норвежский мотобот и маршрутный каботажник, которые ползали в шхерах кучами, как вши. Да и они наверняка знали про приказ не трогать чисто норвежские гражданские суда, идущие с фонарями в одиночестве. Соответственно, эти суда и ходили по одному, а немецкие пароходы или крупные суда с важными грузами для оккупантов - в конвое. Здесь ТКА столкнулись сразу с 2 судами, которые случайно оказались вместе, + недалеко проходил буксир HOPPLAFJORD, который они приняли за сторожевик. Вот и все, типа конвой, который атаковать можно.
Я разбираю подвиги МТВ. А выводы - катера постоянно натыкаются именно на неохраняемые суда.
А кто долбил конвой 11.2? Авиация? Место здесь было удобное - прибрежный фарватер не прикрыт островами.
Отредактированно CAM (29.07.2018 15:07:45)
Может, катера атакуют только легкие цели - неохраняемые, или слабоохраняемые суда? А когда идет конвой из 6 пароходов с 12 кораблями охранения - то ну его нафиг!
Вы же не документы читаете, а описания боев. Нет боя - и как будто никто не ходил. А это не так.
Про 11.2: я не вчитывался, вроде авиация и ПЛ.
igor написал:
#1298634
Может, катера атакуют только легкие цели - неохраняемые, или слабоохраняемые суда? А когда идет конвой из 6 пароходов с 12 кораблями охранения - то ну его нафиг!
В Канале и у берегов Голландии атаковали при любом соотношении сил. У берегов Норвегии до атак конвоев еще не добрался.
.
Отредактированно CAM (31.07.2018 17:15:17)
igor написал:
#1297646
Интересно, что это за торпеды, от взрыва которых числом 3 штук в общем-то небольшой пароход тонет аж полчаса? И никто из трюмных команд не погиб...
Тут не всё так просто. Надо рассмотреть и судно и торпеды, ну и поведение судна после попадания.
igor написал:
#1297646
"Корабль находился в 01.45 11.9 с ПХ ANKE в 5 милях юж. Тюрхога, когда были услышаны шумы моторов. Сразу дали тревогу, затребовали ОС, на которые не ответили. Через минуту в корму ANKE попала торпеда, сразу за ней по 1 торпеде в трюмы №1 и 3. Сразу после объявления тревоги NM.25 открыл огонь из всех стволов и добился многочисленных попаданий в 2 вражеских ТКА. Зенитчики с ANKE тоже стреляли, враг тоже отстреливался из всех стволов, добившись много попаданий в NM.25. ANKE был наплаву еще 30 минут и утонул кормой вперед. Из числа зенитчиков пропало 2 чел., 4 чел. было ранено. Гражданский экипаж спасен полностью. Вражеские ТКА после атаки развернулись и ушли в направлении Грипхёльмен курсом 250 град."
Продержался на плаву 30 минут, шёл в балласте. Торпедные попадания разнесены по длине, переборки какое- то время держались, утонул от потери плавучести.
CAM написал:
#1298324
А какая разница, если немцы сами признали три попадания?
Есть тонкость одна. Три попадания я не отрицаю, взрыва были три, но они могли иметь разное воздействие.
CAM написал:
#1298324
MkVIII. Хорошая торпеда.
Скажем не просто хорошая, а отличная и долго на службе находилась. У них был такая особенность: вы установили торпеду на режим, то есть знаете какую дистанцию с какой скоростью пройдёт, целитесь и производите залп. Но допустим ошибка и реальная дистанция чуть больше, торпеда продолжает движение, скорость падает. Попадание в цель. Тут два варианта:
1. Попадает в борт и отскакивает, взрыватель срабатывает с запозданием и торпеда взрывается в паре- тройке метров от борта. Это сильно снижает разрушительное действие взрыва. Если в этом случае торпеды были на излёте, повреждения были меньше, смертельные, но не привели к моментальной гибели.
2. Попадает в борт и отскакивает, но взрыва не происходит, не хватает скорости для срабатывания взрывателя. Но здесь было три взрыва, значит версия не проходит. Кстати крайний случай с этими торпедами, когда торпеда на излёте попала в эсминец охранения.
Теперь по судну:
CAM написал:
#1295133
А латвийский "Анке" (3811 т), который отправили на дно в Маланген-фьорде норвежские МТВ-618 и -627 11 сентября 1943 года,
Предполагаю, что по тогдашней практике указано не водоизмещение, а брутто-регистровый тоннаж (БРТ; валовая регистровая вместимость судна; англ. gross registered tonnage, GRT или GT) — вместимость судна, вычисляемая на основе данных обмера внутренних помещений судна (как трюмов, так и надпалубных надстроек, используемых для перевозки груза и пассажиров), а значит пароход был и не такой маленький, а средний. Не менее 5-6 тыс. т водоизмещения. Так что если не старый, с учётом разнесения попаданий и переборки между трюмами остались целые, то 30 минут по идее мог держаться, да и в балласте был.
han-solo написал:
#1299177
Предполагаю, что по тогдашней практике указано не водоизмещение, а брутто-регистровый тоннаж (БРТ; валовая регистровая вместимость судна; англ. gross registered tonnage, GRT или GT) — вместимость судна, вычисляемая на основе данных обмера внутренних помещений судна (как трюмов, так и надпалубных надстроек, используемых для перевозки груза и пассажиров), а значит пароход был и не такой маленький, а средний. Не менее 5-6 тыс. т водоизмещения.
Это действительно интересный вопрос, потому как в разных источниках пишут одно и то же число, но в одних это Т, а в других БРТ. И понимай, как хочешь.
CAM написал:
#1299190
Это действительно интересный вопрос, потому как в разных источниках пишут одно и то же число, но в одних это Т, а в других БРТ. И понимай, как хочешь.
Если БРТ, то это конечно вместимость, брутто- регистровый тоннаж. Если т- то это скорее всего дедвейт, в то время и такое обозначение было в ходу.
В любом случае не следует считать эти цифры водоизмещением. И это понятно- судовладельцу пофиг водоизмещение, ему надо знать дедвейт и вместимость.
3811 - это конечно же вместимость в грт (из Регистра Ллойда). Немцы намеряли 3898. Водоизмещение наверное от 6000 до 7000 т. Немало, но я продолжаю считать, что даже для такого размера 3 торпедных попадания и 30 минут на утопление - это странно.
Хотя вот версия с отскоком и взрывами в паре метров от борта это может объяснить.
igor написал:
#1299335
Хотя вот версия с отскоком и взрывами в паре метров от борта это может объяснить.
Впервые слышу о рикошете торпед. А вот случаев, когда неразорвавшиеся торпеды пробивали борт несколько знаю. Знаю даже случай, когда невзорвавшаяся торпеда с немецкого ТКА расколола пополам нашу шхуну.
igor написал:
#1299335
Хотя вот версия с отскоком и взрывами в паре метров от борта
Лучше не афишировать, крейсерам борта пробивали. Да и подрыв в паре метров кабы не хуже.
Вопрос в другом, восемнацатидюймовые торпеды не могли быть?
РыбаКит написал:
#1299374
Вопрос в другом, восемнацатидюймовые торпеды не могли быть?
Нет. На этих "догах" были по две 21-дюймовые.