Сейчас на борту: 
petry,
shuricos,
ВладимирФ
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#51 03.02.2017 17:05:04

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 10142




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

1

вооруженный пароход «Труд» в Казанском порту. Август-сентябрь 1918 г.
http://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2017/02/3e7cc52a8b0256a556244611c44c2935.jpg

#52 15.02.2019 22:25:05

Ненасытец
Участник форума
Сообщений: 1




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

Здравствуйте. В ходе архивных изысканий обнаружено два документа - калькуляция работ по бронированию парохода для Красной гвардии силами рабочих котельного отделения Днепровского металлургического завода в Каменском (будущем бывшем Днепродзержинске) от 1 апреля 1918 года, а также отчет директору этого завода о расходах средств до 1 апреля 1918 года в связи с работами на нужды Красной гвардии. Данные документы содержатся в деле касательно определения убытков завода в "большевистскую эпоху", то есть с 1 ноября 1916 (sic!) по 1 мая 1918 года. Дело было сформировано в августе 1918 года, в период гетмана Скоропадского.
Что касается самого парохода, то ввиду спешки (?) броневые плиты 1360х2270х10 мм в количестве ~8...10 штук (общая масса 127 пудов)  установлены не были и возвратились на завод "с дырами и вырубками в виде брака", однако на пароходе была укреплена дымовая труба растяжками, на которые пошло 2 пуда проволоки. Название парохода нигде не фигурирует. Самое вероятное предположение - после ухода большевиков судно было захвачено австро-германскими или гетманскими войсками.
Документы вызвали закономерный интерес к деятельности "металлургов-судостроителей" в Гражданскую войну. Есть сведения, что в 1919 году Днепровский завод занимался строительством бронепоездов и ремонтом (или переоборудованием) бронепароходов для Днепровской флотилии Украинской Красной армии. Если известно, что для строящегося в Каменском бронепоезда "Советская Россия" экипаж формировался из рабочих-каменчан, то логично предположить, что часть команд бронепароходов также могла состоять из заводчан. Какие конкретно пароходы флотилии ремонтировались или переоборудовались в Каменском, не удалось пока обнаружить ни в местных источниках, ни в книгах и статьях И. Черникова.
И последнее обнаруженное сообщение о каменском судоремонте в Гражданскую войну: "21 октября [КЛ] «Могучий» повредил днище о подводный камень и затонул у села Каменское 3 января 1921 г. Днепровский металлургический завод получил приказ снять артиллерию и начать подъем этой канонерской лодки. Артиллерия с «Мощного» была снята после окончания навигации 1920 г. и также отправлена на Черное море. Зимой 1920— 1921 гг. Днепровский военный порт проводил текущий ре­монт корпусов и механизмов тяжелых канонерских лодок. При этом из-за неопределенной политической обстановки предполагалось вооружить каж­дую из них 2 107-мм армейскими пушками и зенитной пушкой Лендера. 2 февраля 1921 г. последовало окончательное решение о разоружении и передаче канонерских лодок водному транспорту. Поэтому завод Фрумина в Гомеле, где ремонтировались «Мстительный» и «Молниеносный», Чернобыльские судоремонтные мастерские («Мощный») и Днепровский металлургический завод («Могучий») получили указание снять «броню», орудийные площадки и выполнить необходимый ремонт корпуса и меха­низмов." (с сайта "Малый флот")
Что-нибудь сверх этого известно о судьбах "каменских" пароходов 1919 года и их экипажей?

#53 19.02.2019 16:04:21

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 14215




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

s.reily написал:

#746968
Так...это...докывыляли по Висле, Бугу и Мухавцу на защиту родных территорий..."Мозырь"точно...

Польская Пинская
После войны 1920х...


Лишенные своей команды корабли удалось эвакуировать до  Модлина, где они были мобилизованны в подразделения Висляндской флотилии. Как вы знаете, в августе советские войска были разбиты возле Варшавы и вынуждены были отступить. Тут же начала действовать Пинская военная флотилия. 1 октября 1920 была создана боевая группа, состоящая из 5 вооруженных катеров. 18 марта 1921 война закончилась подписанием мира в Риге. Пришло время мира и реконструкции польских вооруженных сил, включая Пинскую военную флотилию. Первым долгом начали поднимать потопленные суда, и их ремонт. http://www.moremhod.info/index.php/libr … ?showall=1


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#54 19.02.2019 21:12:26

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1648




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

3

Тема не моя. Но, думаю, кому-то может быть интересно и нужно. Несколько страниц из книги.

https://a.radikal.ru/a34/1902/f5/b02109893eab.jpg
https://b.radikal.ru/b10/1902/0b/dee5af698e8d.jpg
https://c.radikal.ru/c12/1902/13/ce7c82ccd14b.jpg
https://b.radikal.ru/b38/1902/1f/f2e31b3e28aa.jpg


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#55 15.04.2019 19:35:39

Александр Nfhfcjd
Гость




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

Добрый день. После сезонного падения уровня воды в Красноярском водохранилище (май месяц, устье р. Туба, район бывшей д. Потрошилово) вскрылись удивительные обстоятельства, иллюстрирующие бой 13.10.1919 судов Енисейской флотилии (пароход "Тобол" и катер "Стрела") с красными партизанами. На обнажившемся участке дна (господствующая высота в пойме реки (левый приустьевой участок) собраны фрагменты разорвавшихся бронебойных 37 мм снарядов орудия системы Маклена. Очевидно, что место сбора фрагментов маркирует участок размещения партизанских орудий, вступивших в артиллерийскую дуэль с пароходом "Тобол".
https://d.radikal.ru/d38/1904/41/c5c6be89a481.jpg
https://c.radikal.ru/c38/1904/16/1fd381f90be6.jpg

#56 21.05.2020 22:51:17

amba
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Baltkrievija
Сообщений: 431




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

2

Таблица личных и судовых позывных Волжско-Каспийской военной флотилии. 1919 г.

https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2020/05/b57d1ae2cf873182e3389ea89adb4829.jpg

Тип судов Волжской военной флотилии в кампании 1918 г. первоначального периода вооружения (без брони), не включая эсминцев, прибывших 27/VIII.

https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2020/05/d14712874b1e5d9459ded62d01ea2d5c.jpg

Боевой приказ судам Северного отряда Волжско-Каспийской военной флотилии от 10 сентября 1919 г. о действиях под Царицыном.

https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2020/05/e3e76d9689996cd98315c68a7f8f5255.jpg

Отредактированно amba (21.05.2020 23:21:19)

#57 22.05.2020 10:43:13

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1648




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

1

amba написал:

#1444336
Тип судов Волжской военной флотилии в кампании 1918 г. первоначального периода вооружения (без брони), не включая эсминцев, прибывших 27/VIII.

*THUMBS UP*
*HI*


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#58 25.06.2020 02:50:23

ivansidorov
Гость




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

вопрос сколько американцев  убито было во время интервенции в россию?

#59 22.08.2020 16:26:23

amba
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Baltkrievija
Сообщений: 431




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

В очерках истории Ярославского завода упоминаются 33-футовые катера, построенные для Амударьинской флотилии. Мощность 35 и 45 л.с., вооружены "пулеметными установками и 45-мм пушками". Первые пять катеров сдали весной 1921 года. Среди прочих в комиссии катера от верфи принимал и испытывал командир учебно-опытного минного дивизиона РККА. В справочнике Бережного эти катера не нашел, кому их передали?

#60 16.06.2023 16:11:26

knl_1983
Участник форума
Сообщений: 60




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

О советских флотилиях в восточной части Черного моря в 1920-1921 гг.:

Флот Начбазукра: https://knl-1983.livejournal.com/89299.html

Флот Начкавсектора: https://knl-1983.livejournal.com/89527.html

#61 16.06.2023 18:32:25

капитан
Мичманъ
michman
Сообщений: 1142




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

knl_1983 написал:

#1579588
Начбазукр

Прямо Республика ШКИД какая-то - наркомбуз :D

#62 18.06.2023 15:28:40

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 14215




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

amba написал:

#1463183
В очерках истории Ярославского завода упоминаются 33-футовые катера, построенные для Амударьинской флотилии. Мощность 35 и 45 л.с., вооружены "пулеметными установками и 45-мм пушками". Первые пять катеров сдали весной 1921 года. Среди прочих в комиссии катера от верфи принимал и испытывал командир учебно-опытного минного дивизиона РККА.

8 февраля 1921 г. в Ярославле начал формироваться дивизион быстроходных катеров. Эти корабли были ценным приобретением Амударьинской флотилии. Малая осадка, бронирование, большая сила машин и вооружения давали им существенные преимущества перед пароходами.    Однако их эксплуатация затруднялась тем, что вода среднеазиатских рек имеет в своем составе 10% песка. Это вызывало засорение системы охлаждения, интенсивное срабатывание циркулярных помп, которых хватало приблизительно на 40 часов работы, после чего они требовали немедленной замены. Каждые три часа приходилось останавливать двигатель и вырубать зубилом песок из зарубашечного пространства. Протертые места рубашки охлаждения заливались оловом, чего хватало ненадолго, вода била из щелей, замыкала электрозажигание. Мотор останавливался и его трудно, а иногда и опасно было пустить в ход, так как от преждевременной вспышки происходила обратная отдача.
Источник: https://cmboat.ru/monitor/monitor108.html


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#63 24.07.2023 21:48:51

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 10142




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

1

helblitter написал:

#1579697
Эти корабли были ценным приобретением Амударьинской флотилии

Ценным, но слишком.
Первые две канонерские лодки ГВТУ отправили из Астрахани по же­лезной дороге в Среднюю Азию 17 августа 1920 года. 20 августа их пере­классифицировали из истребителей в канонерские лодки.
  В октябре 1920 г. Волжская флотилия отправила на Амударью речные канонерские лодки ГВТУ (№ 307 — 311). 6 февраля 1921 г. из состава Онеж­ской флотилии перечислили три таких же корабля (№ 1, № 2 и № 4), а также дозорный бронекатер № 9.
В ноябре 1920 г. в состав Сырдарьинского дивизиона судов перевели канонерские лодки № 309 и № 310, а в состав Амударьинской флотилии — № 307, № 308 и № 311. 14 марта 1921 г. дивизион прибыл на станцию Кокан- дакча Ташкентской железной дороги и 17 апреля вместе с катером «Кемь» был отправлен в Ходжент. В общей сложности из центра прибыло 32 во­оруженных катера. Кроме этого, 8 февраля 1921 г. в Ярославле начал формироваться дивизион быстроходных катеров. Малая осадка, бронирование (противопульного вполне хватало), большая сила машин и неплохое вооружения давали им существенные преимущества перед пароходами. НО.....
Их эксплуатация затруднялась тем, что вода среднеазиатских рек имеет в своем составе 10% песка. Это вызывало засорение системы охлаждения, интенсивное срабатывание циркулярных помп, которых хватало приблизительно на 40 часов работы, после чего они требовали не­медленной замены. Каждые три часа приходилось останавливать двига­тель и вырубать зубилом песок из зарубашечного пространства. Протер­тые места рубашки охлаждения заливались оловом, чего хватало ненадол­го, вода била из щелей, замыкала электрозажигание. Мотор останавли­вался и его трудно, а иногда и опасно было пустить в ход, так как от преж­девременной вспышки происходила обратная отдача. Канонерские лодки не предназначались для эксплуатации в жар­ком климате, поэтому очень остро стала проблема охлаждения погре­бов боезапаса. Даже в мае, сравнительно нежарком месяце, температу­ра в них значительно превышала допустимую. Как меру предосторож­ности применяли следующий кустарный способ: все снаряды заверты­вали в брезент,' который покрывался влажной кошмой. Отсутствие де­ревянных решеток на палубе доставляло немало мучений личному со­ставу. Южное солнце раскаляло корпус до такой степени, что невоз­можно было ходить не только босиком, но даже и в обуви. Для облегче­ния жизни экипажа палуба покрывалась кошмой, а сверху защищалась брезентовым тентом. Большим недостатком канонерских лодок являл­ся слишком малый задний ход, что в условиях Амударьи было немало­важным. Кроме того, корабли оказались очень валкими. При резких поворо­тах или внезапных остановках одного из двигателей у них появлялся силь­ный крен. 22 апреля 1921 г. канонерская лодка «Ташкент» буксировала лод­ку № 307 по реке Амударье. Внезапно № 307 опрокинулась и затонула. Впоследствии ее подняли, но ремонтировать не стали и сдали на лом. После этой катастрофы с канонерских лодок сняли носовые 76,2-мм орудия. Несмотря на все отрицательные стороны, бронекатера Военного ведомства сыграли огромную роль в Средней Азии. С их появлением бас­мачи отваживались только на мелкие ночные операции. Оперативные свод­ки этого периода носят уже более спокойный характер. Катера обеспечи­вают заготовку фуража для кавалерийских частей, уничтожают мелкие группы басмачей, а также задерживают спекулянтов с товарами; артилле­рия, как правило, не применяется. Канонерские лодки ГВИУ, действовали на реках Амударья и Сырдарья, базировались в Ходженте, Керках, Келифе и Термезе. Они участвовали в знаменитом походе в Каракумы для по­имки Ибрагим-бека.

#64 08.09.2023 21:19:36

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 14215




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

Владислав Гончаров. Морской бой на реке Тавда
Морские бои случаются не только в океанах, но и на реках или озерах, в том числе в глубине континента, в тысячах километрах от ближайшего моря. Один такой бой состоялся в конце августа 1919 года на зауральской реке Тавда недалеко от места её впадения в Тобол. В советское время он мог бы послужить основой для авантюрного кинобоевика о Гражданской войне, но этого не произошло — возможно, потому, что имя главного героя событий на долгие годы оказалось засекреченным.
Белая флотилия вступает в бой
На левом фланге 51-й дивизии наступала 2-я (152-я) стрелковая бригада Сергея Мрачковского. Уже 21 августа она вышла к Тоболу у сёл Южаково и Ярково в 20 верстах ниже устья Туры и попыталась переправиться на восточный берег. Но сделать это удалось лишь 15 верстами ниже, у села Иевлево, где проходил зимний тракт на Тобольск, а потому имелась переправа. Далее бригада двинулась по тракту на север, к Тобольску. Сводка 51-й дивизии за 28 августа сообщала:

«Наше наступление успешно развивается. В районе трактовой дороги Тюмень—Тобольск наши части заняли ряд деревень в 70 верстах от Тобольска. На реке Тавде захвачен пароход противника „Александр Невский” с одним трёхдюймовым орудием, тремя пулемётами и командой…»
Как же такое могло произойти, и что делали вражеские пароходы на реке Тавда, устье которой к этому моменту уже было в тылу красных?

Как и предполагало командование красного Восточного фронта, для поддержки своего северного фланга и обороны Тобольска белые решили использовать Обь-Иртышскую речную флотилию капитана 1-го ранга П.П. Смирнова. Изначально в её состав входило 15 вооружённых пароходов, два эвакуированных с Камы бронекатера («Барс» и «Тигр»), 11 буксиров и буксирных катеров, два теплохода-базы (в том числе база гидросамолётов «Игорь») и баржа-авиаматка с гидросамолётами. Однако не все эти суда удалось использовать на практике. Морская авиация была представлена четырьмя летающими лодками М-9, сведёнными в 1-й гидроавиаотряд, первоначально действовавший на Каме. В июне-июле 1919 года они перелетели из Перми в Екатеринбург.

В условиях таёжного бездорожья полноводные сибирские реки служили лучшими путями сообщения, а речные колёсные пароходы с малой осадкой были наиболее эффективным транспортным средством: они могли брать на борт большой груз и по несколько десятков, а то и сотен солдат. Правда, на Иртыше находилась лишь часть кораблей — 1-й дивизион флотилии. 2-й дивизион находился на Оби, а главной базой флотилии являлся далёкий от фронта Томск.

Казённый буксирный пароход «Тюмень», 7 мая 1914 года во время большого весеннего разлива Тобола поднявшийся до Кургана с тобольским вице-губернатором Н.И. Гавриловым. Построен в Тюмени в 1894 году, имел длину всего 36,6 м, мощность машины — 120 л.с. С 1920 года числился буксиром, списан в 1953 году. Открытка 1914 года
Командующий белым Восточным фронтом генерал Дитерихс решил сделать «ход конём»: используя боевую флотилию, высадить десант на реке Тавда в тылу левого фланга красных и выйти к Туринску. Далее при удачном стечении обстоятельств предполагалось начать наступление по железной дороге через Ирбит на Екатеринбург. Впрочем, программа-минимум была гораздо скромнее: захватить оставленные на станции Тавда эшелоны с военным снаряжением и либо вывезти его, либо уничтожить. Для вывоза предполагалось использовать несколько крупнотоннажных барж, оставшихся на верфи братьев Вардропперов в селе Жиряково, в сотне верст ниже станции Тавда.

Для выполнения этой операции на Тобол и Тавду был направлен отряд кораблей 1-го дивизиона Обь-Иртышской флотилии под командованием начальника дивизиона капитана 2-го ранга А.Р. Гутана: вооружённые пароходы «Александр Невский», «Иртыш» и «Тюмень».

Сам Гутан держал свой флаг на «Александре Невском», но первым в тыл красных вышел колёсный пароход «Иртыш». Он был построен в 1885 году в Тюмени на верфи торгового дома «М. Плотников и сыновья», имел машину в 150 номинальных сил, длину 62,8 м, ширину с кожухами 12,8 м, по корпусу 6,95 м. Порожняя осадка составляла 0,98 м, в полном грузу достигала 1,33 м. Пароход был мощным и крупным для своего времени, его максимальная скорость достигала 11 узлов. Он ходил по Тоболу и Туре до Ирбита, а по Иртышу и Оби — от Семипалатинска до Обдорска.

После мобилизации в белую флотилию пароход был вооружён одной 75-мм морской пушкой, тремя бомбомётами и четырьмя пулемётами. По некоторым данным, на судне также имелись две 37-мм траншейных пушки на тумбовых установках. Военная команда судна была невелика: комендант парохода В.А. Лебедев, его помощник мичман Б.М. Карпенко, а также 20 солдат-добровольцев и 10 мобилизованных матросов (частью из военнопленных, не имевших оружия). Собственный экипаж парохода насчитывал около 30 человек, включая 11 кочегаров из оренбургских казаков. Гражданским капитаном судна являлся опытный речник А.Ф. Норицын, его помощником — А. П. Зубарев. В ряде описаний упоминается, что пароход имел бронирование, но достоверно известно лишь о защите штурвальной рубки кипами джебаги — прессованной верблюжьей шерсти.

Старший лейтенант А.Р. Гутан в 1917 году Н.А. Кузнецов, «Восстание на пароходе „Иртыш” в 1919 году…»
Десант из состава отряда полковника Бороздиловского был погружён на мобилизованные пароходы и небольшой паровой катер «Ласточка». 17 августа маленькая эскадра подошла к оставленной неделей ранее Тавде и высадила десант. Рейд оказался совершенно неожиданным для красных: единственными советскими войсками в этом районе оказалась полурота 1-го Уральского коммунистического железнодорожного батальона, восстанавливавшая участок пути между Туринском и Тавдой. О высадке десанта железнодорожники не знали, утром 19 августа они были внезапно атакованы белыми и отошли к станции Азанка в 30 км западнее Тавды.

Командование 3-й армии известие о десанте получило 18 августа. Разведывательный отдел армии сообщил, что на реке Тавда появились вражеские пароходы с артиллерией и пехотой, а в селе Тавдинское сосредоточено до 500 солдат («исключительно добровольцы, а мобилизованные все сбежали») при артиллерийской батарее и четырёх пулемётах. Начальник 51-й дивизии Блюхер получил приказ штаба 3-й армии ликвидировать противника в районе Тавды, для действий на ветке Туринск — Тавда ему передавался бронепоезд.

Уже 19 августа спешно собранные резервы при поддержке бронепоезда вновь заняли Тавду. К этому времени белые уже успели её покинуть; перед уходом они взорвали водокачку и сожгли на станции 60 железнодорожных вагонов. По некоторым данным, им также удалось вывезти из Тавды ценности Eкатеринбургского государственного банка, отправленные сюда ранее. Груз был передан на пароход «Иртыш», стоявший чуть ниже Тавды напротив устья реки Каратунка.

Восстание на пароходе «Иртыш»
21 августа пароходы отошли вниз по реке к селу Тавдинское (ныне — Нижняя Тавда). 22 августа «Александр Невский» ушёл на Тобол к деревне Бачелина для поддержки отходящего 26-го Тюменского полка и предотвращения переправы красных на правый берег Тобола. На следующую ночь он поднялся выше, в районе деревни Иевлево, где имел перестрелку с красными войсками. Пароход «Иртыш» остался на реке Тавда около села Еланское. Именно в этот момент на нём вспыхнуло восстание экипажа.

Согласно официальной советской версии, впервые изложенной в 1932 году пароходным маслёнщиком Г.А. Виноградовым в его книге «Восстание на пароходе «Иртыш», события развивались следующим образом. На борту судна оказался большевик Александр Михайлович Водопьянов, бывший балтийский матрос, по некоторым другим данным, ранее служивший на балтийском крейсере «Паллада». На «Иртыше» он занимал должность старшего унтер-офицера пулемётной команды.

Никитинский казённый лесопильный завод на реке Тобол между устьем Тавды и деревней Бачелина в 1912 году. Вид с левого берега. Фото С.М. Прокудина-Горского, Библиотека Конгресса США
Ещё на пути из Омска в Тобольск Водопьянов смог подбить на восстание наиболее значимую часть экипажа: капитана парохода А.Ф. Норицына, его помощника А.М. Зубарева, механика Ларькина, кочегара Корина и самого Виноградова. В ночь на 23 августа заговорщики обезоружили часовых, заперли офицеров в каютах, а солдат — в трюме. Половина мобилизованных матросов также присоединилась к восстанию. Обстреляв из пушки белые войска на берегу и подняв на единственной мачте вместо флага красную рубаху, пароход двинулся в расположение красных войск. В свою очередь, белые обстреляли его с северного берега реки из района между деревней Паченки (5 км к востоку от Нижней Тавды) и селом Еланское. Тем не менее, к утру 24 августа пароход благополучно прибыл в район, где находились части 455-го полка 2-й бригады 51-й дивизии.

Известный тюменский краевед и отставной полковник ФСБ А. Петрушин, ссылаясь на архивы спецслужб и воспоминания участников, рассказывает другую версию захвата «Иртыша», куда более подходящую для приключенческого боевика. По его версии, под именем мобилизованного матроса Водопьянова скрывался советский разведчик — сотрудник Особого отдела 3-й армии 19-летний выпускник Рыбинского речного училища Константин Вронский, по описаниям знавших его людей,

«совсем ещё мальчик, юноша двадцати лет; внешне необыкновенно симпатичный и обаятельный».
Первоначально Вронский-Водопьянов собирался испортить паровую машину парохода, а по возможности — подорвать артиллерийский боезапас. Однако внезапно диверсант.. влюбился в случайно появившуюся на пароходе девушку — Нину, дочь взятого на борт лоцмана Григория Савиных, знаменитого по всему Тоболу и за набожность известного под прозвищем «Лампада». Как удалось Вронскому уговорить сурового лоцмана, остаётся неизвестным — судя по всему, не обошлось без воздействия дочери. В итоге лоцман Савиных согласился помочь заговорщикам.

После повторной эвакуации Тавды пароход «Иртыш» отошёл к пристани Каратунка в нескольких верстах ниже станции. Здесь механик Ларькин ночью незаметно перебрался в лодку и на ней спустился до села Тавдинское, к этому времени занятого 455-м полком. Вслед за ним сюда прибыл и пароход. Никакого восстания на «Иртыше» не было: лоцман поставил пароход у берега так, что в предрассветном тумане на него ворвались поджидавшие на берегу красноармейцы. Командование пароходом принял на себя матрос Водопьянов, не раскрывший своего настоящего имени.

Бой у деревни Плехановская
Уже 25 августа Водопьянов получил распоряжение оказать поддержку наступающим красным частям у деревни Плехановская и предотвратить отход белых (26-го Тюменского полка) на северный берег Тавды. «Иртыш» двинулся вниз по реке и в 20 км выше её устья встретился с двумя вражескими вооружёнными пароходами — «Александром Невским» и «Тюменью».

Получив известие о появлении белых судов, Водопьянов приказал поднять на мачте Андреевский флаг. Пользуясь тем, что на белых судах не знали о мятеже, «Иртыш» сблизился с ними вплотную и внезапно открыл огонь из единственной 75-мм пушки по шедшему первым «Александру Невскому». Флагман 1-го дивизиона был поражён несколькими снарядами, приткнулся к берегу и попал в руки попал в руки красноармейцев 455-го полка бригады Мрачковского. Шедший следом пароход «Тюмень» также получил несколько попаданий и ушёл вниз по реке к Тобольску. https://dzen.ru/a/ZPWlYhE-empXkhYC


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#65 10.09.2023 11:05:17

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 10142




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

2

Гидросамолеты на палубе баржи-авианосца «Коммуна» Волжской флотилии и ее буксир. Она была переоборудована на Сормовском заводе из несамоходной нефтеналивной баржи «Франция». С нее сняли переднюю мачту и нефтеналивные трубы, а отсеки судна могли частично заполняться водой для улучшения условий спуска. Все операции с крылатыми машинами выполнялись вручную.
https://i.postimg.cc/MTKqhFr4/1.jpg

#66 09.10.2023 20:44:52

mihapm
Мичманъ
michman
Откуда: Средняя Волга
шлюпка с "Fuso"
Сообщений: 1373




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

Юрген написал:

#1585897
Гидросамолеты на палубе баржи-авианосца «Коммуна» Волжской флотилии и ее буксир

Колесный буксир "Матрос - летчик"  бывш. "Андрей Клюкин". 1883 г.п.
В состав "ордера" входила еще ПБС "Вера"  бывш. кол.товаро-пасс п/х  с марта 1919 г. "Максим Горький" 1905 г.п.

Спойлер :

"Всему быть там где суждено". ПМ.

#67 10.10.2023 23:16:13

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 14215




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

Юрген написал:

#1585897
Гидросамолеты на палубе баржи-авианосца «Коммуна» Волжской флотилии и ее буксир. Она была переоборудована на Сормовском заводе из несамоходной нефтеналивной баржи «Франция».

Практически во всех речных флотилиях были гидроавианосцы, даже у белых.
Обь-Иртышскую речную флотилию капитана 1-го ранга П.П. Смирнова. Изначально в её состав входило 15 вооружённых пароходов, два эвакуированных с Камы бронекатера («Барс» и «Тигр»), 11 буксиров и буксирных катеров, два теплохода-базы (в том числе база гидросамолётов «Игорь») и баржа-авиаматка с гидросамолётами. Однако не все эти суда удалось использовать на практике. Морская авиация была представлена четырьмя летающими лодками М-9, сведёнными в 1-й гидроавиаотряд, первоначально действовавший на Каме. В июне-июле 1919 года они перелетели из Перми в Екатеринбург. https://dzen.ru/a/ZPWlYhE-empXkhYC
Для Каспийского воздушного дивизиона, действовавшего на нижнем плесе Волги и на Астраханском рейде, на бывшем заводе Нобеля в течение 1919 года переоборудовали две баржи. На освобожденной от всего лишнего палубе первой, названной «Свобода», (ранее железная нефтеналивная баржа «Протопоп Савва») соорудили помещения для экипажа и небольших мастерских, а трюмы приспособили под склады имущества отряда. Для спуска и подъема гидросамолетов с каждого борта установили по 2 поворотных крана.
Недостатком авиабаржи «Коммуна» являлась ее тихоходность, а отсутствие крыши способствовало быстрому выходу гидросамолетов из строя. Поэтому летчики и комсостав вышли с предложением о сооружении баржи-ангара, и в марте 1919 года бывший завод «Теплоход» в Нижнем Новгороде получил заказ на изготовление такого плавсредства.Им стала баржа № 507, получившая наименование «Смерть» (честно говоря, возникает весьма неприятная ассоциация для летчиков). В ходе переоборудования с верхней палубы сняли все надстройки, трубы, кнехты, мачты. Затем  палубу выровняли, застелили досками и установили два деревянных ангара, рассчитанных на размещение до 10 гидросамолетов типа М-9.
Еще одна авиабаржа создана путем переоборудования нефтеналивной баржи «Евпраксия». Ее передали как плавучий ангар для переведенной из Петрограда в Нижний Новгород Школы морской авиации (Нижегородская). В ангаре баржи из шести пролетов, могло разместиться до 8 гидросамолетов. Ворота только с одного борта и закрывались парусиной. В носовой части надстройка с небольшой мастерской, а управление баржей осуществлялось из отдельной, возведенной выше ангара рубки. Для спуска гидросамолетов на воду приспособили небольшую баржу типа гусяна, срезав у нее под углом один борт и пристроив к нему специальный слип. Она не была жестко прикреплена к авиабарже и могла передвигаться вдоль всего борта к любому пролету ангара. Сама идея такого спуска самолетов на воду являлась хорошей, но поскольку гусяна передвигалась вручную, на это уходило очень много времени
По примеру красных, иметь в составе своих речных соединений на Каме подобные авиатранспорты решили и в колчаковском флоте. В начале лета 1919 года с этой целью под авиаматку в Перми переоборудовали деревянную баржу «Данилиха», длиной 84 м. Палубу на барже опустили с таким расчетом, чтобы при полной нагрузке высота ее борта над уровнем воды была от 18 до 22 вершков.  Она располагала ангаром на четыре пролета, который должен был вмещать по одному самолету типа М-9 в каждый пролет, но иногда в них можно было разместить (в собранном виде) и больше машин, поскольку запас площади позволял их устанавливать плотнее. Ангары закрывались с обеих сторон легкими деревянными воротами-створками, скользящими по рельсам. Спуски были размещены но одному на каждой стороне баржи и перемещались по рельсам, прикрепленных к бортам. Окончания спусков покоились на плавающих с двух сторон железных бочках. Их конструкция позволяла принимать на них гидросамолеты и перемещать до любого пролета вдоль всего корпуса гидробазы. Серьезным недостатком этой авиабаржи была малая высота ангаров, ибо при самостоятельном заходе на аппарель (при работающим моторе) самолет задевал концами винта его верхнюю балку и ломал винт. Уже в марте в распоряжение Речной боевой флотилии были переданы 2-й и 3-й воздухоплавательные отряды сухопутной армии. Во флотилии они получили наименование 1-й и 2-й плавучие воздухоотряды. В июле 1919 года «Данилиха», так и не принявшая участия в боях, была захвачена красными в Перми – и впоследствии сожжена при отступлении на р. Чусовой. Источник контента: https://naukatehnika.com/sovetskie-rech … sczyi.html
naukatehnika.com


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#68 14.10.2023 13:10:19

Yosikava
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Ковров
линейный корабль пустыни "БухарЪ Эмiрский"
Сообщений: 2242




Вебсайт

Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

1

Тут встретились кадры художественного фильма "Севанские рыбаки" (1939).


В связи с этим возник вопрос: Неужто на Севане были баталии равные Трафальгару?


Я - капитан Такео Ёсикава....   私は - キャプテン吉川武男...

#69 15.10.2023 18:14:12

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 14215




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

1

Yosikava написал:

#1589019
Неужто на Севане были баталии равные Трафальгару

Глава 18 Урмийская и Ванская озерные флотилии 1916–1917 гг

31 января 1916 г. приказом О I начальника штаба Верховного Главнокомандующего на Кавказском фронте сформирована Урмийско-Ванская озерная флотилия. Главное назначение флотилии на Урмийском озере — подвоз фуража и провианта частям русской армии, двигавшимся в Персию. А на Ванском озере — оказывать содействие артиллерийским огнем Бакинскому отряду. В короткий срок были построены пристани, мастерские, склады, жилые и служебные помещения в землянках и войлочных юртах.

Основная трудность заключалась в перевозке кораблей и судов. На Ванском озере до войны находился только катер «Стрелок» и несколько деревянных барж, но дело упрощалось тем, что к берегу выходила железнодорожная ветка. На Урмийском озере судов вообще не было, и их пришлось перевозить гужевым транспортом и на вьюках. При этом корпуса и машины разбирались на узлы и детали массой до 492 кг.

Личный состав по штату: 5 офицеров и 70 матросов и старшин. Корабельный состав: по 2 катера на каждом озере и 10 парусных туркменских лодок. К концу года корабельный состав значительно усилился, и флотилия была разделена на две самостоятельные.
В состав флотилии входили следующие моторные буксирные катера и баржи:

1) «Телеграф» (Длина-18,29 м; 200 л.с.; 15 узлов; одна 37-мм пушка, один пулемет). Привезен из Петрограда.

2) «Стрелок» — 55 л.с.

3) «Драгун» — 40 л.с.

4) «Казак» — 40 л.с.

5) «Разведчик» — 10 л.с.

6) «Кречет» — 160 л.с.

7) Деревянная баржа «Шахэ» грузоподъемностью 246 т.

8) Три туркменские лодки, грузоподъемность 8,3 т каждая.

Буксировкой барж занимались только «Стрелок» и «Драгун», остальные — обстреливали берег.

Кроме этого, на озере занимались перевозкой грузов и раненых суда Всероссийского земского союза, паровые буксирные катера и баржи:

1) «Генерал Чернозубов» — 30 л.с.

2) «Юрий» — 30 л.с.

3) «Генерал Юденич» — 20 л.с.

4) «Георгий» — 20 л.с.

5) «Николай» — 20 л.с.

6) Девять железных барж грузоподъемностью от 73,8 до 82 т.

7) Одна железная санитарная баржа на 200 коек.

А также суда Тавризской железной дороги:

1) Моторный буксирный баркас «Инженер Трескинский» — 100 л.с.

2) Деревянная баржа «Сережа Трескинский», грузоподъемность 492 т.

3) Две деревянные баржи, грузоподъемность 57,4 т каждая.

4) Одна малая деревянная санитарная баржа на 40 коек.

Начальником Ванской озерной флотилии являлся капитан II ранга Ратманов. Штат флотилии: 6 офицеров и 117 матросов и старшин. В корабельный состав флотилии входили:

1) Паровой катер «Стрелок». Две 47-мм пушки, один пулемет.

2) Моторный катер «Знаменщик». Одна 75-мм пушка, один пулемет

3) Моторный катер «Сапер». Одна 37-мм пушка, один пулемет; 25 л. с.

4) Моторный буксир «Ялама». Одна 75-мм пушка, один пулемет; 92 л. с.

5) Моторный катер «Пластун». Две 47-мм пушки; 25 л. с.

6) Паровой буксир «Сормовец». Две 47-мм пушки; 160л. с.

7) Моторная шлюпка — 10 л. с.

8) Железная баржа речного типа, грузоподъемность 164 т.

9) Три деревянные баржи, грузоподъемность 41 т каждая.

10) Одна деревянная баржа для перевозки раненых.

28 июня 1917 г. Ванская флотилия была усилена двумя гидросамолетами и летчиками Бакинской школы морской авиации https://tech.wikireading.ru/2457
К сожалению, не совсем ясно, о какой из флотилий идет речь. В Первой Республике Армения (существовала с 28 мая 1918 г. по 2 декабря 1920 г.) и предшествовавшего ей Закавказского комиссариата (коалиционного правительства, созданного в ноябре 1917 г. в Тифлисе с участием грузинских меньшевиков, эсеров, армянских дашнаков и азербайджанских мусаватистов) было предпринято несколько попыток создания «независимых флотов» (в т. ч. и армянского). О первой из них, относившейся к концу 1917 – началу 1918 гг. рассказал советский адмирал и талантливый писатель, адмирал флота Советского Союза И.С. Исаков в своем неоднократно публиковавшемся рассказе «Дашнаки теряют своего флагмана». Будучи мичманом, он получил в Петрограде предложение от Армянского военного комиссара генерал-майора Я.Г. Багратуни возглавить «Горно-озерную Ванскую флотилию Армянской республики». На озере Ван существовала флотилия, входившая в Урмийско-Ванскую флотилию, сформированную в январе 1916 г. (Черников И.И. Русские речные флотилии за 1000 лет (907—1917). СПб., 1999. С. 97). Скорее всего, что ее корабли и суда планировалось использовать при создании флотилии, упомянутой Исаковым. Существовал свой флот (с главной базой в Батуми) и в составе Закавказского комиссариата. Большая часть его кораблей и офицеров составила основу флотилии Грузинской республики, провозгласившей независимость в конце мая 1918 г. и существовавшей до марта 1921 г. Об истории флота Закавказского комиссариата Я.К. Туманов писал на страницах пражского «Морского журнала» (не упоминая как-либо о своем участии в его создании и деятельности; подробнее см.: Кузнецов Н.А. К истории флота Закавказского комиссариата (по воспоминаниям эмигрантов) // Гражданская война в России и Орловско-Кромское сражение 1919 года. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию Орловско-Кромского сражения 1919 года 12–13 ноября 2009 г. Орел, 2010. С. 67–73). О судоходстве на озере Севан в период Гражданской войны существует лишь одно упоминание: «Перевозкой военных грузов в эти годы [1918–1920] занимались несколько моторных галер [так в тексте. – Н.К.] и двухмачтовый парусник “Ашот Еркат”, на котором была установлена пушка, два пулемета и большой прожектор» (Даниелян Н. Севанский флот, кому он нужен? Как «Сестрица Нюша» превратилась в Гегануш // Sputnik Армения. 2018. 5 августа. URL: https://ru.armeniasputnik.am/society/20 … anush.html (Дата обращения 18.03.2019 г. https://www.litres.ru/book/yazon-tumano … 8323309520


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#70 29.10.2023 23:28:44

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 10142




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

Yosikava написал:

#1589019
на Севане были баталии равные Трафальгару?

Ну, такой корабль у дашнаков был - в сентябре 1920 года на озере Севан был спущен на воду военный корабль "Ашот Еркат". А вот воевал ли он... *hmm gmm*

#71 04.11.2023 11:01:39

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 14215




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

Юрген написал:

#1590455
был спущен на воду военный корабль "Ашот Еркат". А вот воевал ли он...

первые пассажирские и грузовые корабли начали курсировать на Севане и до этого — в годы Первой Республики (1918-1920 гг).Перевозкой военных грузов в эти годы занимались несколько моторных галер и двухмачтовый парусник "Ашот Еркат", на котором была установлена пушка, два пулемета и большой прожектор.

3 сентября 1920 года Севанскому флоту был передан российский корабль под названием "Сестрица Нюша", а прибыл он сюда с нахичеваньской пристани Шахтахт. "Сестрицу Нюшу" должны были привезти в Армению еще в годы Первой мировой, чтобы осуществлять перевозки с озера Ван, но он так и застрял на полпути. И о нем забыли.

Перед тем, как отпустить на озеро Севан, "Нюшу" переименовали в более привычное для армянского уха "Гегануш".https://ru.armeniasputnik.am/20180805/istoriya-novyh-i-staryh-flotov-sevana-ili-kak-sestrica-nyusha-prevratilas-v-geganush-13673266.html?ysclid=lojqyvjdnl182561570


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#72 25.10.2024 12:04:48

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 10142




Re: Гражданская война на реках озерах и пр. водных коммуникациях России

Гидросамолеты вошли в состав вновь формируемой Обь-Иртышской речной боевой флотилии. Флотилия действовала на Оби, Иртыше, Тавде, Тоболе. Она состояла из двух дивизионов, причем 1-й предназначался для ведения активных боевых действий, а 2-й – для обороны. 18 августа 1919 года управляющий колчаковским Морским министерством контр-адмирал М.И. Смирнов утвердил временный штат Обской флотилии. По штату в состав флотилии входил Штаб командующего, 1-й и 2-й дивизионы вооруженных судов (по 6 кораблей в каждом), службы связи, плавучей мастерской и базы флотилии. Главная база флотилии находилась в Томске. На протяжении всего недолгого периода существования «колчаковской» гидроавиации в ее состав входили 4 гидросамолета М-9. Командовал ими ст. лейтенант В.И. Марченко
https://i.postimg.cc/ZYgxFWRJ/7.gif
Контр-адмирал М.И. Смирнов (справа) и старший лейтенант В.И. Марченко. 1919 г.
https://i.postimg.cc/7Zr1dj0c/5.jpg
Самолет Обь-Иртышской флотилии

Страниц: 1 2 3


Board footer